Жутко не люблю всякое самобичевание и причитания на тему «Ну почему у нас все плохо» или «Ну почему у нас не могут сделать нормально». В этом смысле, и в контексте игрового дизайна MMO, единственный отечественный представитель жанра – Аллоды Онлайн – всегда был для меня примером того, как все же можно сделать стильную и очень интересную игру. Если говорить об «убивцах вова», то вот кто, на мой взгляд, действительно подал классную заявку на подобный титул. То, как здесь представлен хай-энд контент. То, какой сильной и социально ориентированной, вплоть до совместного управления астральными кораблями, выполнена наивысшая стадия игры. То, как гениально астральные корабли стали не только средством путешествия к контенту и «подземельям», их поиска, где само путешествие тоже приключение, но и одновременно с этим превратились в дом, хранящий трофеи. Да и не только это, многое другое. Все это стало для меня прекрасным примером того, как можно в рамках уже существующей концепции парка сделать гениальные усовершенствования.
Но Аллоды Онлайн также история того, как это гениальное изобретение можно разбить буквально о ближайшую стену продуктового магазина, погнавшись за быстрой прибылью. Сегодня у нас сеанс непринужденного стриптиза от Allods Team. Не знаю, что сказать дальше – «наслаждайтесь» или «рыдайте». Лучше решите сами.
Речь идет не о каком-то крике души ушедшего разработчика, внезапно решившего открыть страшные тайны внутренней кухни. Нет-нет, мы говорим об официальных дневниках, свежем выпуске под названием «Подписочный сервер».
И для начала давайте просто почитаем вступление.
Изначально Аллоды задумывались f2p-игрой. Мы не рассматривали подписочный вариант, считая f2p-модель более удобной, прогрессивной и достойной должного развития. И уж тем более в то время мы не рассматривали возможность сосуществования двух моделей оплаты в пределах одной игры. Никто такого раньше не делал, и эксперименты казались нам крайне опасным предприятием. Форумы гудели, часть игроков активно просила «ввести подписку», писались петиции «За подписочный сервер». Однако мы уже выбрали свой путь и уверенно двигались вперед.
Шли годы. Гул на форумах затих, петиции забылись, но размышления на тему подписки не покидали нас. Во время очередного проектного собрания у нас сформировалась идея: а что, если попробовать одновременно с фритуплейными Аллодами запустить подписочные на отдельном сервере?
Хм… хм… Даже не знаю. Вот я читаю это и должен же увидеть, так сказать, завязку истории. Некую сюжетную предпосылку. Типа: «жили-были люди в деревне, все у них было хорошо и ничего не предвещало, пока…». А здесь у нас гениальный эпос, просто гениальный. Значит, жили-были люди в одной деревне, жители вокруг все время бегали и кричали, что, мол, волки вокруг и прочая гадость, давайте забор построим. Но мы как-то на это внимание не обращали, мы люди открытые. Шли годы. Крики поутихли. Да и людей как-то поубивилось. Куда пропали? Непонятно. Ну, мы и решили – а не построить ли забор? Тут бы историю и закончить, как сатирическую. Но у нас же это, напомню, завязка повествования, призванная, скажем так, подать в нужном свете главных героев, которых пока хочется только выпороть. Ну да ладно, читаем дальше.
На деле все оказалось несколько сложнее. Полностью убрав Лавку Редкостей, мы сильно рисковали сделать игру настолько некомфортной, что в нее просто невозможно было бы играть.
Нет, стоп. Погодите, без фейспалмов. Ну, ладно, один разок можно, но там важное дополнение, справедливости ради:
И если на f2p-серверах есть обмен валют, позволяющий решить эту проблему, то на подписочном сервере у игроков не было никаких альтернатив. Поэтому, каждый раз убирая что-то, связанное с Лавкой Редкостей, мы на самом деле решали проблему: как добавить это в игру, чтобы повысить ее комфортность для пользователя, но при этом соблюсти справедливость.
Итак, суть сказанного в том, что без услуг игрового магазина в Аллодах Онлайн, согласно замыслу разработчиков, просто невозможно было играть. То есть тому, кто не хотел решать вопрос при помощи реальных денег, нужно было с игровыми деньгами идти в обменник. Ситуация, в принципе, знакомая по GW2, правда? За одним простым исключением – без этого играть невозможно. И платный сервер вскрыл эти проблемы настолько, что некоторые из них по сей день остались нерешенными.
Мы ожидали, что для игроков рейдовые приключения будут сложными, даже сложнее, чем на f2p-серверах. Однако так получилось, что некоторые боссы, по словам игроков, были в принципе непреодолимыми. Разобравшись в ситуации (да, мы продолжали внимательно следить за происходящим), мы поняли, что игроки, которые первыми рванули покорять рейдовый контент – это по большей части бывшие игроки f2p-серверов, которые либо проходили этот контент ранее, либо знают, когда и как он должен проходиться. И их ожидания закономерно транслировались на игру на подписочном сервере. Однако по факту получилось, что на подписочном сервере требования к подготовленности рейдового состава оказались заметно выше (в первую очередь это связано с отсутствием многих улучшений у персонажа, доступных на f2p-серверах).
Но вот что пишут сами игроки:
Нихаза убивали на фришке с гсом 7800-7900 а мы до сих пор не можем с гсом 8500-8700, насколько еще нужно поднять экипировку, чтобы был хотя бы шанс убить нихаза?
Аллоды на Нити Судьбы это совсем другая игра. Совсем другие ощущения. Которые мне нравятся куда больше чем те, которые был на фришке.
Но есть одна проблема. Так как 90% рейдового и группового контента заточено ТУПО на прохождение группой, рейдом с достаточным входящим уроном. Получается ситуация, когда в условиях отсутствия модификаторов усиливающих урон (руны, Зелья с ЛР, крупицы света, покрова) невозможно пройти ласта на острове с бафом «астральное сокровище».
Это физически невозможно. Ну, если, конечно, не баговать.
Собственно, сложилась ситуация, где есть хардкорный сервер, где нужна слаженность рейдов, как бы. Но на деле есть сервер, где нет контента, который можно пройти за счет слаженности.
Ведь по сути тактической составляющей у боссов нет. Просто проверка входящего урона и уровня отхилла.
Кто здесь прав, а кто виноват, решить без глубокого знания игры сложно. Но мне кажется, что единственным аргументом в этом противостоянии может быть статистика. То есть реальный список тех, кто за полгода продвинулся, достал топовую экипировку и одолел боссов, соответствующих этой экипировке. И совсем уж странно звучит пассаж в духе «Пусть это останется основной изюминкой хардкорности подписочного сервера». Я не очень представляю аудиторию, на которую такой аргумент подействует.
Повторюсь, мне сложно оценить все детали внутриигрового баланса и сказать, что происходит в игре, кто-то просто не дорос до нужных боссов или боссы стали непроходимыми. Зато мне кажется абсолютно очевидной суть «прогрессивной модели», «достойной должного развития» и, главное, «более удобной». Той самой модели, которая по совершенно объективным причинам отпугнула от себя огромное количество людей. Сервер по подписке в игре Аллоды Онлайн вскрыл одну простую вещь: Лавка Редкостей – это не магазин с деликатесами, это базовый гастроном, без постоянного отоваривания в котором вы просто не сможете добиться поставленных игрой целей. Да, для многих это не новость. Я не открываю Америку. Но вот эта прямая речь разработчиков мне кажется заслуживающей внимания. Возможно, это честно, как раздеться. Но это в то же время и, простите, уродливо. Игра, в которой все время нужно бегать за улучшениями для того, чтобы сделать хоть что-то, уже не игра. Во всяком случае для тех, кто все еще находится внутри. Возможно, наблюдать за этим прикольным лабиринтом с сыром и мышками сверху кажется занятием не только веселым, но и прогрессивным. И все же я не думаю, что такое отношение к игрокам и такой прогресс приведет нас к чему-то интересному.
Еще один интересный момент, который вскрыл этот откровенный текст: полученные за подписку деньги не всегда означают определенные обязательства перед игроками. Весь текст больше похож на описание веселого эксперимента, чем на предоставление осмысленного игрового сервиса. У меня нет сомнений в том, что невозможно было предсказать все до мелочей. Но точно так же у меня нет никаких сомнений в том, что отговорка «это хардкор, ребята» не может быть нормальным ответом для людей, которые платят вам деньги за игру с декабря прошлого года.
Я не знаю, какие выводы делает из всей этой ситуации mail.ru в контексте взглядов на подписку, но мне очень хочется верить, что игроки в этой всей схеме представлены какими-то равноправными участниками, перед которыми есть обязательства и которых этот самый дневник разработчиков едва ли порадовал бы. Но, с другой стороны, вот же он вышел – дневник — такой, какой есть.
49 комментариев
Как вы можете доверять локализации АА от этих людей?
Так что рискнуть можно.
Я не к тому, что я такой кровожадный, но если мы ждем от АА песочницы с осадами и накалом страстей, ру коммьюнити это обеспечит лучше европейского.
Но это офигенно, конечно. Я даже чаем поперхнулась.
Годвилль — под вопросом :-)
Причём если тот же ProgressQuest — ZPG в рафинированном виде, то Годвилль уже позволяет море интеракции и даже социального геймлея (по сравнению с PQ).
Вот к примеру 3 часа стандартного зарабатывания в АО:
5 матчей гоблинобола 50 мин = 1600 голд (в среднем)
5 бг 100 мин= 1600 голд (в среднем)
доминион 3 боя 60 мин = 2800 голд (в среднем)
в перерывах пока ждешь этих мероприятий фармишь мобов (1000 голд)
Если времени больше чем 3 часа в день, качество и разнообразие заработка увеличивается. Вообще как-то считал более 20 разновидностей заработка в АО.
Нынешний курс 50 голд = 1 кри = 1 рубль (примерно) вот и считаем что в день 140 кри в день.
Это с лихвой хватает на всякие вкусности (усиления с шопа, алхимию, полеты в астрал, пвп и пве рейдовые мероприятия)
На подписачном сервере проблема в том, что там нет вообще шопа, нет усилений поэтому им пока практически невозможно пройти часть контента.
«При сравнении 2х моделей оплаты Ф2П показала намного большую стабильность и выгодность».
После чего станут использовать это уже как аргумент при выборе модели для других игр.
КМК, там напряженная борьба между полным Ф2П с ололо-донатом и моделью с двумя группами серверов Ф2П и П2П. Единственное, что нас спасает от немедленного Ф2П, подозреваю, это все-таки осознание, что Аллодов-2 им не простят уже никогда и о локализации серьезных проектов можно будет просто забыть.
Именно ЕА они мне напоминают, но у тех есть хорошее качество, которое нет у Мыла — ЕА выпускает игры вовремя.
И, с завидной регулярностью, откровенно недоработанными
Тут я не на стороне маркетологов, я бы действительно лучше подождал.
mmogamez.ru/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%B8_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D1%80_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8