Частой иллюстрацией к апокалипсису выступает картина истощения основных ресурсов, которые обеспечивают привычную жизнь человечества. Привычную жизнь игроков, подружившихся с онлайн-мирами, сегодня обеспечивают новые анонсы, но главное – выходы ММО. Многие из проектов давно смирились с ярлыком «трехмесячник», предоставляя незатейливую схему прохождения контента без претензий на любовь до гроба. И вот, сюрприз, несмотря на то, что перед привычно разминающими пальцы игроками все еще маячат две свеженькие несданные карты – TESO и WildStar – дальше прикуп выглядит, мягко говоря, скудным. У классических поставщиков онлайнового игрового сервиса, за исключением разве что SOE, нет больше ни одного проекта даже на уровне анонса. Ни у NCSoft, ни у EA, ни у Blizzard. Похоже, к концу подходит целая эпоха. Проводим?
О TESO и WildStar еще до выхода говорят, не стесняясь – игры на несколько месяцев, не больше. Это классический продукт последнего десятилетия – много контента и маркетинга, мало инноваций и вообще каких-то пускай даже робких попыток сделать долгоиграющий мир. Учитывая тот простой факт, что от анонса до полноценного старта в самом оптимистичном варианте проходит года три, перед нами факт массовой капитуляции или, как минимум, ухода в оборону, основных игроков рынка.
Держится только SOE, оседлавшая тренд «песочниц» и объявившая не только о выходе в будущем EverQuest Next, но и второго проекта, который, согласно обещаниям, будет «духовным наследником SWG». Тем не менее, это на данный момент исключительно анонсы без каких-либо попыток материализации. И развиваться из этого состояния до готового проекта им нужно несколько лет, даже при максимальном оптимизме в их адрес.
А как же Landmark? С ним ситуация не очень простая, как мне кажется. Сама по себе она ничего не говорит о больших анонсах SOE. Ни в хорошем, ни в плохом смысле. То, что SOE пока не удается сделать из Landmark игру, все же локальная проблема самого проекта. И еще скромное предупреждение о том, что правильные слова не гарантируют правильных результатов. Сейчас силы SOE явно брошены на Landmark. Каких-то серьезных подвижек по двум большим проектам не замечено.
Хочу обратить внимание на то, что в контексте EQN и духовного наследника SWG должны быть в деталях реализованы новые игровые концепции. Концепции нового десятилетия, если SOE не хочет выпустить весь пар в течение классических трех месяцев интереса к тому, что делала много лет. Пока же мы видим намного больше белых пятен, чем реальных ответов. А сама SOE и ее репутация не позволяют с уверенностью говорить, что все ответы будут найдены. Хотя кардинальные изменения в подходах компании, начиная от стиля общения с сообществом и заканчивая новыми глобальными установками, не могут не впечатлять. Что интересно, сейчас SOE фактически пытается отдуваться за всю «большую индустрию», при этом играя до недавних пор в этой индустрии далеко не первую скрипку.
В контексте ММО-вакуума к осени этого года, довольно интересной будет ситуация с выходом Archeage на европейском и североамериканском рынке. Все эти проволочки, затягивания, потеря интереса к проекту неожиданно могут обернуться простым фактом: этой осенью, зимой, следующей весной и так далее там просто не будет альтернатив. Да, безусловно, будет очередное дополнение к WoW, продолжится контентная лента GW2, будут анонсы новых дополнений EVE Online, но действительно ярких вспышек абсолютно нового не будет. Неожиданно для себя Трионы могут попасть в очень благоприятную ситуацию, которая в итоге отразится на перспективах всех игроков Archeage. По той простой причине, что любой региональный успех добавляет энергию в развитие проекта как такового.
В прикупе просто не остается больше тузов. Даже Star Citizen, как ни крутите, проект нишевый, хоть и очень перспективный. Да и не совсем MMO. Из остального анонсированного: Black Desert, Camelot Unchained, Gloria Victis, Civilization Online и Pathfinder Online. Поправьте меня, если я что-то упустил.
Известно, что в NCSoft за плотно закрытыми дверями рисуют новых тузов. По слухам, идет работа, как минимум, над двумя большими проектами. Также известно, что, к примеру, работа над Lineage 3 уже дважды отправлялась в корзину, как и в случае с EQNext у SOE. Просчет тенденций и перспектив явно буксует. Крупнейший издатель MMO занял выжидательную позицию. В любом случае, в ближайшее время стоит ждать от них новых анонсов. Им деваться некуда.
У Blizzard ситуация совсем другая. Они никогда не брали на себя роль ММО-издателя, поэтому легко переключаются на другие типы игр, если не видят, что могут предложить что-то интересное в жанре MMO. Что уже, собственно, и анонсировали.
EA также многопрофильный издатель, у которого к тому же вполне успешно развивается направление сетевых шутеров, одиночных и спортивных игр. В отличие от жанра MMO, попытки работать в котором оказались для EA в сумме откровенно провальными. Если с этой стороны будут новые попытки потратить очень много денег, я буду удивлен.
Наконец, у нас есть еще один новоявленный MMO-издатель – Trion Worlds. Однако все его эксперименты в рамках жанра онлайновых миров не принесли успеха. То есть собственных ресурсов для создания чего-то нового у них попросту нет. А локализация Archeage, как ни крутите, это заработки другого порядка, так как основным владельцами проекта остаются XLGames.
Итого, на момент средины 2014 года мы будем иметь картину полной перегруппировки сил на рынке MMO. Переосмысление, думаю, идет уже сейчас. У части непрофильных издателей есть вполне логичное желание отсидеться в стороне без риска. У тех, кто на ММО поставил весь свой бизнес, такой возможности нет. Где-то в стороне весело улыбается Кикстартер в виде Джокера. Этот год и следующий будут, как минимум, интересными. Мы знаем прикуп, но не знаем, где мы будем.
21 комментарий
если интересно где выстрелит, то это какая-нибудь корейшна, китайщина, тайванщина или что-то аналогичное, не очень добротно сделанное, но с хорошим смысловым наполнением, где пвп это способ жизни, а не для галочки, где парк это только вариант тьюториала для освоения игрока, русской локализацией и пахнуть не будет, играть будем где-нибудь на европе или сша, эти игры уже сейчас в стадии збт, просто мы из-за языкового барьера не очень о них в курсе.
А бренды делающие игры с многомиллионным бюджетом уже мертвы и давно.
Тут «карты на стол» лягут 10-11 апреля, когда на выставке в Бостоне пилотам покажут первый геймплейный модуль — ДФМ. Этого события ждут как сами сторонники проекта (наконец-то мы окажемся в шаге от возможности лично ощутить космос SC), так и сомневающиеся (для этой категории МодульАнгара не был показателен и не заставил тратить «кровные») и противники затеи Криса (а эти так и ждут «эпичнейшего фейла» и пророчат его уже целый год).
Как бы то ни было, ближайшие 3 недели нам обещали приоткрыть завесу тайны над этим долгожданным модулем, снабжая нас «вкусной» информацией, которую я постараюсь оперативно переводить.
В бета тесте участвовало более 5 000 000 человек.
Количество предзаказов зашкаливает все самые смелые ожидания разработчиков, причем 70% предзаказов — коллекционное цифровое издание.
Не пойдут европейцы и американцы массово играть в Архэйдж.
В Wild Star поиграют месяца два — больше там делать нечего, еще и с подпиской.
К осени часть вернется в WoW. Но многие так и останутся в TESO, благо контента там и простора для крафта и исследования море.
Это при более чем 20 000 000 проданных коробок Скайрима? :) Я совершенно не сомневаюсь в том, что будет и пять миллионов купивших. Но если мы говорим о подписчиках, то их все же стоит посчитать, скажем, осенью. Прямо как цыплят. :)
Ну и насчет сырого продукта — не могу согласиться, после первого бета-теста я тоже плевался и снес клиент с намерением больше к ТЕСО не возвращаться, однако дал игре второй шанс на следующей бете, и меня затянуло с головой.
Возможно, Вы просто не распробовали. Очень качественный и в плане дизайна и в плане наполнения проект.
Сейчас с трепетом и нетерпением жду раннего старта 30 марта:)
Но это была эйфория от того, что я чувствовал себя «первопроходцем», новый мир, новая система крафта и построения билдов для персонажа, я просто получал удовольствие от знакомства с игрой. Кстати, я уже когда-то писал и мое мнение не поменялось, что графика выглядит довольно приятно, её хочется разглядывать и глаза при этом не «вытекают»; а звуковое сопровождение просто отличное, я даже и не вспомню какую-то другую ммо где бы я не просто оставил звуковой ряд, но даже получал удовольствие от него в процессе игры.
И на этом почти все плюсы для меня заканчиваются, т.к. каким бы интересным ни был крафт, но играть исключительно ради крафта в TESO у меня желания нет. Инсты статичны и вообще не понятно зачем туда ходить, пвп походит на стычки двух зергов в которых умер тот кто сделал шаг вперед и ему автоприцелом прилетело больше всего урона.
А говоря про сырой продукт я имел ввиду именно недоделанную игру, в тех же квестах попрежнему много багов. А как вам невидимые стены, потолки или двери/ворота в последнем тесте, в попытках исправить старые баги разработчики плодят новые, при этом старые вроде как тоже никуда не деваются. Лично я после одного эпического фейла, с невидимой стеной в Сиродииле, на последнем тесте не выдержал и выключил. Теперь в игру почти нет желания вообще заходить, не говоря уже о том чтоб дать какой-то шанс разработчикам.
Это не инди-проект и не поделка для узкого круга фанатов, которые верят в проект, поддерживают его и готовы на начальном этапе играть в бету с багами только потому, что их маленький игровой ммо-мир стал уютной компанией единомышленников с теплой ламповой атмосферой. Тут все не так, это проект ААА класса (по крайней мере разработчики нас в этом хотели убедить). И давать шанс ААА-проекту с такими косяками? За наши деньги? Кстати, цену то они хотят как за готовый и качественный продукт, или даже как за полтора :D Ну уж нет, я уже все возможные шансы им выдал.
По сути, мне игра сейчас все меньше и меньше нравится именно из-за не соответствия тому, что обещали и тому, что они собираются продавать 4.4.14. И в таком виде я даже в виде ф2п скорей всего не буду в нее играть потому, что есть одно отличное выражение «Время — ресур ограниченный и люди не тратят его на что-то скучное, серое и требующее оплаты, когда есть более привлекательные альтернативы.».
Вот только если б были они, эти альтернативы!
По сути, сегодня для человека, который не переваривает корейский игропром и хочет ММО в более менее реалистичном европейском сеттинге, альтернативы ТЕСО нет.
И как правильно отмечено в заметке, на горизонте на ближайшие года 2 — тоже пусто.
У ТЕСО, правда, неплохой вариант с этим их мегасервером, так что схлопывание клиентской базы пройдет относительно незамеченным.
Если даже половина тех, кто купил Скайрим, купит ТЕСО, а затем, месяца через три в игре останется половина купивших, то это уже порядка 5 000 000, что сопоставимо даже с ВоВ.
Blade&Soul же ну...?