MMO-индустрия: Игра в бизнес-модель
Мы с Сергеем Галенкиным живем немного в разных вселенных личных игровых предпочтений. Поэтому, возможно, наши впечатления от них не совпадают. Новая заметка «Говорят, что free-to-play достиг лимита роста» вызвала у меня противоречивые чувства. С одной стороны, как человек, не раз уже сталкивавшийся с реальными проявлениями бизнес-модели «free-to-play», я категорически не согласен с доводом:

Дело в том, что бизнес-модель в играх, на мой взгляд, не является определяющим фактором. Конечно, если бы Hearthstone или League of Legends были платными, а World of Warcraft – бесплатным, аудитории и размеры прибыли были бы разными. Но игроки играют в игры, а не в бизнес-модели.

Игроки, может, и хотят играть в игры, а не в бизнес-модели, но в итоге бизнес-модели заставляют игроков играть в них. Давайте вспомним пример с Archeage, где без покупок баночек львиная доля контента блокировалась через час активной игры. Как мне продолжить играть в игру, не превращаясь в дойную корову для бизнес-модели или поставщиком игровой валюты для другой дойной коровы? Я хочу играть в Archeage. Но у меня больше нет такой возможности, потому что бизнес-модель победила игру, в которую я когда-то был влюблен. И следующий раз, когда мне скажут, что «эта игра free-to-play, но ты не парься, играй себе», я эту ситуацию не забуду.

Какое-то время назад, после одной дискуссии в комментариях, я нарисовал виртуальный стикер, который, собственно, может использовать любой ММОзговед, вставляя картинку, лежащую по адресу https://mmozg.net/uploads/images/free-to-play.png:

MMO-индустрия: Игра в бизнес-модель
Но потом я понял, что этим стикером можно дискредитировать хорошие free-to-play игры, которым такая бизнес-модель подходит. И поэтому я полностью согласен с другой мыслью Сергея:

Соответственно размеры рынка free-to-play скорее измеряются не размерами аудитории, которая готова платить только в f2p, а размерами жанров, совместимых с f2p, и популярностью платформ.

Вот! Dota или LoL, безусловно, совместимы с free-to-play. И не просто совместимы, но могут обеспечить, с одной стороны, безбедное существование разработчика, с другой – честный поединок, с третьей – действительно легкий вход. Не являясь экспертом ни в одной из двух упомянутых игр, я все же по-своему понимаю их защитные механизмы. Главным из них остается короткая сессия, которая сама по себе представляет основную ценность геймплея. В рамках этой сессии заканчивается большинство игровых целей. В конце, то есть через очень непродолжительное время, вы отправляетесь на выход. И вернуться вас к следующей (фактически, такой же) игре заставляет два фактора:

  • вам было интересно
  • вы уверены, что это честное соревнование

Если в такой игре вы столкнетесь с «нагибом за деньги», оба фактора не сработают. Если они не сработают, то, пробыв в игре сорок минут, вы уйдете из нее навсегда. Поэтому сработать должна, скажем, шапочка на герое рядом с вами («Ой, я такую же хочу») или что-то подобное, не разрушающее ваш игровой опыт.

Если же ваша игра растянута на месяцы или годы, а старт и развитие в ней не синхронизируются с другими, то это просто идеальное место для злоупотреблений при помощи free-to-play. Ведь, во-первых, цели лежат далеко впереди, вы уже инвестировали время для движения к ним, значит, бросить все это будет намного сложнее. Во-вторых, неравенство в ММО существует по умолчанию, так как предполагает пересечение людей с разными уровнями, экипировкой и умениями в одном мире. Заметить еще одно такое неравенство, или, скажем, понять, что другой человек, заплатив дополнительные деньги разработчику, добился того же, чего и вы, но в десять раз быстрее, практически невозможно.

MMO-индустрия: Игра в бизнес-модель
Это порождает чистую паранойю. Даже не имея доказательств, что ваш противник сделал что-то за деньги, вы будете предполагать это из-за наличия самой возможности так поступить в игре. То есть, обратите внимание, возможность добиться неравенства при помощи реальных денег – это уже часть игры, часть игрового поведения. И люди начинают «играть» именно в это. Но проблема в том, что обеспечение преимущества при помощи денег вообще никак не связано с игровой активностью. В отличие от неравенства в количестве свободного времени. Потому что свободное время обязательно должно быть конвертировано в игровую активность. Что в большом едином мире означает жизнь – одну из основных механик.

При потенциальной возможности купить преимущество сам факт соревнования возможен при условии использования всех доступных платных «бустеров» без исключения. Чем прекрасно и пользуются хозяева подобных сервисов. Они, мило улыбаясь, говорят, что можно все это не покупать, но ассортимент магазина яростно с этим спорит характеристиками товара. Нельзя не покупать, если такое может оказаться в руках твоего врага.

Я понимаю игроков, которые попадали в эту ловушку, в том числе и пообещав своей гильдии «быть лучшими». Я не понимаю, зачем они раз за разом идут в такие игры. Если только сам факт соревнования деньгами их не привлекает изначально. Аудитории пора вырасти. Шишек набито достаточно.

Соглашаясь с тем, что есть жанр, которому free-to-play помогает (легко войти и попробовать, а возиться с оплатой ради сорокаминутной попытки желания нет), я точно так же могу сказать, что есть игры, которым free-to-play явно противопоказан. Могу допустить, что это не все то, что считается сегодня ММО. Но в ММО с единым миром и конкуренцией между игроками невозможно играть, не обращая внимания на бизнес-модель, которая с легкостью может превратить вас в дойную корову. Кем бы вы себя не представляли при этом.

Какой из всего этого выход? Мне кажется, выход здесь может быть один – разделить проекты, в которые играть можно, и в которых само понятие «игра» существует в качестве витрины магазина. Если вы любите соревнование, конкуренцию, но не видите среди подписочных MMO подходящих для себя, лучше уж действительно обратиться к сессионкам. В общем, любой формат настоящего соревнования лучше, чем бесполезная попытка переиграть тех, кто при помощи free-to-play решил вас подоить. Вы играете с ними, а не друг с другом. И неизменно проигрываете.

92 комментария

avatar
Для меня понятия игра и соревнование все же различаются. А в тексте они тождественны
Если вы любите соревнование, конкуренцию, но не видите среди подписочных MMO подходящих для себя, лучше уж действительно обратиться к сессионкам. В общем, любой формат настоящего соревнования лучше, чем бесполезная попытка переиграть тех, кто при помощи free-to-play решил вас подоить. Вы играете(?!) с ними, а не друг с другом. И неизменно проигрываете.
Я играю и буду продолжать играть в АА, не завидуя владельцам «Бентли». А для соревнований люблю вселенную СтарКрафт
  • 0
avatar
Поэтому в тексте есть вот такая фраза:

Могу допустить, что это не все то, что считается сегодня ММО. Но в ММО с единым миром и конкуренцией между игроками невозможно играть, не обращая внимания на бизнес-модель

А во что вы играете в Archeage?
  • +1
avatar
Так СтарКрафт это тоже игра, разве нет?
  • 0
avatar
Соглашаясь с тем, что есть жанр, которому free-to-play помогает (легко войти и попробовать, а возиться с оплатой ради сорокаминутной попытки желания нет), я точно так же могу сказать, что есть игры, которым free-to-play явно противопоказан
Атрон, а что вы скажете о, не побоюсь этого слова, гениальной находке создателей Warhammer 40,000: Eternal Crusade — ограничить бесплатный доступ к игре участием в массовке?
  • +1
avatar
Да, читал об этом. Правильному восприятию этой идеи, наверное, мешает неприятие изначального фракционного разделения между игроками. Хочется осмысленного выбора каждым конкретным человеком. И не из двух-трех вариантов, а бесконечного лабиринта выборов, в котором ты все время будешь искать свое место, попутчиков и союзников. Но сделать из фритуплейщиков орков — это, как минимум, остроумно. :)
  • 0
avatar
… невозможно играть, не обращая внимания на бизнес-модель, которая с легкостью может превратить вас в дойную корову… Какой из всего этого выход?
Мне кажется, отношениями издатель-игрок правит рынок. А сегодня рынок не обеспечивает игроков с разными вкусами качественными играми. И если игрок не может выбрать качественную игру по своему вкусу, он вынужден играть в то, что дают, и на тех условиях, которые предлагают.Поэтому играть в игру с free-to-play можно, но до тех пор, пока не станет очевидным, что дальнейшее успешное продвижение в игре возможно, только став дойной коровой. И в этот момент с игрой нужно просто расстаться — против лома нет приема.А вот когда рынок будет насыщен хорошими играми, модель free-to-play начнет применяться реже.
  • +2
avatar
Мне кажется, отношениями издатель-игрок правит рынок.

Вот мне и кажется, что пора этими отношениями управлять игрокам. :)
  • 0
avatar
Замечательно. «Пора мышам становиться ежами». Как? это уже тактика и ниже высоких игровых интересов.
  • 0
avatar
А как мыши стали ежами при попытке ввода арок?
  • 0
avatar
И надолго этих ежей хватило?
При нынешней, депортации игроков, те же ежи начали старую песню про сами виноваты и нечего было ходить в мини юбках на незаполненные сервера. Так что все высокие слова про «пора уже игрокам» как говрится «кто бы говорил».

Да и ежами было скорее большие гильдии. Которые изначально не мыши. Я их не люблю. но не признать это было бы нельзя.
  • 0
avatar
Ты решил поиграть в этот заезженный прием с обвинениями меня в виктимблейминге? :) Мне это неинтересно. Я делаю то, что могу. Как и в случае с арками. Ты опустился до мерзостей в мой адрес в той теме. И вернулся на прежнее место обычного хама в моем восприятии. Хотя мое мнение о тебе в последнее время менялось. Очень жаль.
Комментарий отредактирован 2014-11-26 20:40:06 пользователем Atron
  • 0
avatar
Игра «всерьез и надолго» требует вложения одного из самых дорогих наших ресурсов — времени и… я не знаю, как правильно сформулировать....«лимита дружбы». С «временем» все понятно. У условного «взрослого игрока» от 2 до 6 часов в сутки на игру в среднем. И вкладывать кусок своей жизни в игру, из которой придется уйти едва подобравшись к самому сладкому кусочку в «витрине» огороженной пейволом — таки жаба давит и злость берет. А игра выстроена так, что не готовые вкладывать ВСЕГДА будут чувствовать себя вторым сортом. Уйти из Аллодов на пороге Астрала. Уйти из АА в сразу по окончанию сюжетной квестовой цепочки (разу по введении «купи баночку — игры»… а оно все там, по ту сторону витрины, такое нарядное, яркое, вкусное… а ты тут, «босой и нищий». Или — купиться на развод и вбухать. сегодня немножко, завтра еще чуть-чуть… послезавтра — платить за каждый шаг в игре, кроме убийства себе подобного… упс. за убийство тоже платить — без плюшек из магазина фиг убьешь… НАФИГ НАДО.

С «лимитом дружбы» еще веселее — уходя от витрины с тортиком и пейволом, всегда можно себе сказать, что времени конечно жалко, но будет тортик еще вкуснее и по честной цене. Но за каждой игрой стоят живые люди. Которые пришли туда вместе с тобой и/или стали по настоящему близки за время игры. И они не хотят в другой проект. или хотят, но совсем в другой, не в тот, который нравится тебе. или после очередного облома вообще разочаровались в идее ММО и ушли в суровый реал. В новом проекте будут другие люди, но такого доверия и контакта добиться снова будет намного сложнее, доверие — ресурс конечный и совсем не возобновляемый.

Именно эти два ресурса у меня отбирают любители ставить пейволл, а совсем не деньги. Я не жалею ни копейки, потраченной на ПА в АА. Это была почти честная цена. Но если бы меня сразу предупредили, где проходит граница между «ПА представляет некоторые дополнительные возможности к фтп-игре» и «вы купили полную игру на месяц» — я просто не начинала бы играть.
Спасибо мейл-ру за комплект раннего доступа к Скайфорджу. это было честное предупреждение.
  • +20
avatar
Галенкин пишет про ф2п в понимании аналитиков из SuperData, а это очень специфический термин. Например, LotRo они считают p2p, думаю, что и Archeage тоже. F2p у них только те игры, где 100% необходимого для игры контента доступно игровыми методами. P2p — игры, в которых часть контента не доступна без оплаты, причём они не разделяют оплату покупкой в кэш-шопе и подпиской, для них это одинаковые действия.

we only refer to a game as free-to-play as long as ALL essential content can acquired without paying. This means that games like Lord of the Rings: Online, which offer a free version but require a paid subscription to unlock further levels, are ultimately still pay-to-play. Non-essential content means cosmetic items that do not affect gameplay.

Собственно, понимание термина «ММО» у них тоже специфическое.
www.superdataresearch.com/blog/whats-an-mmo/
  • 0
avatar
SuperData вся очень «специфическая», поэтому я на них ссылок не даю. Они такое иногда воротят, что съезжаешь со стула. Но в данном случае мы все же говорим не о выводах этой компании, а о словах Сергея и моих словах тоже. :)
  • 0
avatar
о словах Сергея и моих словах
Так вы совсем про разное, приходится выбирать! :)

Про ммо не хочется, меня лично больше пугает кэш-шоп в p2p играх, вроде WoW.
Сначала приучили к маунтам-петам и к услугам вроде платного трансфера между серверами, теперь бусты. Имхо, хуже чем ф2п.

Или тенденция переводить проекты с p2p на f2p. С этим ещё хуже — теперь игра, рекламируемая как p2p через полгода легко может превратиться во f2p и хуже всего то, что игроки к этому привыкли…
  • +3
avatar
Мы про разное, потому что у нас не совпадают игровые предпочтения. В его примере Hearthstone, League of Legends и World of Warcraft. Ничего из перечисленного не является тем, что ищу в играх сегодня я. Поэтому я смотрю на EVE, LA2, Archeage и другие проекты с нужным мне потенциалом полноценных онлайновых миров. Так вот, утверждение Сергея справедливо в рамках трех приведенных примеров конкретных игр. Но если, к примеру, представить free-to-play бизнес-модель для EVE, то, думаю, многие прослезятся. Да, я помню про плексы, и они меня ничуть не радуют, но все же.

Да что там, у нас же есть фритуплейная LA2. Отставим в сторону механику. Оценим именно бизнес-модель и то, как она «не влияет» на то, во что вы играете. Почему я помчался в LA2: Classic? Да потому что я в такое никогда не играл. И мало кто играл. Потому что до этого игроки вынуждены были воспринимать рейты x2 на опыт, дроп и спойл (тот самый премиум-аккаунт), как стандарт по умолчанию. Хотя это не было даже близко авторским замыслом, предполагавшим двукратное замедление развития и двукратное же уменьшение вероятностей выпадения трофеев, по сравнению с тем, что предлагал официальный представитель. Мало того, в магазине продавались заряды души и духа, а также свитки улучшения брони и оружия. Теперь представьте — ничего этого в классической версии нет. Скорость — оригинальная. Вероятности — тоже. Заряды души и духа — только те, что создаются гномами. Свитки улучшения — только те, что добываются игровым путем. И вот можно ли после этого сказать, что бизнес-модель не влияет на игровой опыт?
  • +2
avatar
И вот можно ли после этого сказать, что бизнес-модель не влияет на игровой опыт?
Не знаю, я почти не играл в LA2, оценивать ситуацию с этой игрой не могу.

А вот в ВоВ я играл с американской ОБТ. И ВоВ за свои десять лет, оставаясь формально в рамках п2п, потерял почти все свои ММО-элементы. Можно ли сделать из этого вывод, что система p2p для ММО губительна?
Комментарий отредактирован 2014-11-26 18:54:55 пользователем BioDread
  • +2
avatar
Можно ли сделать из этого вывод, что система p2p для ММО губительна?

Нет, конечно, нельзя. Это все равно как в том анекдоте: «вывод: таракан без ног — глухой».
  • 0
avatar
Это все равно как в том анекдоте: «вывод: таракан без ног — глухой».
Вот почти так для меня выглядят примеры из LA2.
Оценить где проблема «диктуется» системой платежей, а где — жадностью инвесторов или недальновидностью разработчиков практически невозможно.
  • +2
avatar
заточки в магазине это раз, во-вторых, ssd продукт гномов добытый игровым способом это очень условно, так как все ресурсы добываются не из мобов или каким-то еще способом, а простой покупкой у нпс.
  • -1
avatar
Очень сложно общаться с людьми, которые не читают то, что пишет собеседник. Речь идет о том, что так или иначе все это нужно добыть игровым способом.
  • 0
avatar
ладно проехали, у меня есть вопрос поинтереснее:
откуда в игре с подпиской взялся настроенный не как в текущей версии ладвы ПА, который мы могли наблюдать после кучи ребутов серверов, есть предположения?
  • 0
avatar
Аудитории пора вырасти
Недавно задался таким вопросом: сколько «невыросшей», неискушенной аудитории появляется ежедневно, ежегодно просто за счет новых людей? Если грубо оценить, веря Википедии, то +20 человек в год на тысячу населения при числе пользователей интернета в 2.4 млрд дадут 50 миллионов новых пользователей в мире ежегодно. В России — почти 1.4 миллиона.

Без формирования определенной игровой культуры их будут легко эксплуатировать.
Комментарий отредактирован 2014-11-26 21:11:33 пользователем Agrikk
  • +5
avatar
Это наверное самая большая проблема ММО индустрии. Проблема роста. ММО стали доступны. Понятны даже неискушенному пользователю. И их количество растет. Но самая большая ловушка в том что эти неофиты принимают бизнесс-модели современных ММО как само собой разумеющееся. Им просто не с чем сравнивать из своего опыта.
Комментарий отредактирован 2014-11-26 21:58:06 пользователем Lavayar
  • +8
avatar
Влияние внеигровых факторов(вливания денег-донат) на игровую механику, игру в целом конечно прискорбно, по этой причине ушёл из линейки. А про фри ту плей? не нравится априори, когда искал во что бы из ммо поиграть, то узнавая что фри ту плей как-то сразу желание пропадало и потом время спустя видел как те проекты в которые хотелось сыграть со временем чахли.
  • 0
avatar
Что ж Вы так взъелись на АА? И тем у кого есть желание поиграть, но нет времени много задротить т.к. работа, семья или еще что, а так же тем у кого есть время на игру нормально в ней живется. Просто если Вам не нужны огороды, крафт — не платите. ПВП хорошо идет и без премиума. Вообще вечером когда в неё заходишь то понимаешь что тем чем хотелось бы заняться гораздо больше чем есть времени и это ведь хорошо, разве лучше было бы если заходишь в игру и начинает фантазировать чем бы себя развлечь?
  • 0
avatar
Что ж Вы так взъелись на АА? И тем у кого есть желание поиграть, но нет времени много задротить т.к. работа, семья или еще что, а так же тем у кого есть время на игру нормально в ней живется. Просто если Вам не нужны огороды, крафт — не платите. ПВП хорошо идет и без премиума.
На этом ресурсе просто по атомам разобрали, почему модель 1.2 порочна. Если кому-то нравится выступать в роли сельскохозяйственного животного, это его святое право. Только, умоляю, не стоит доказывать, что быть сельскохозяйственным животным — сытно, весело, задорно.
  • +7
avatar
С чего Вы решили что я это доказываю?
  • 0
avatar
Статьи о пользе вегетарианства полезны ровно до того момента, когда мясоедов начинают считать глупыми жертвами мясной промышленности или потенциальными убийцами. И прошу не считать себя папой римским и не переносить свои комплексы на окружающих.

Что касается игры. Посмотрим определения
Большой Энциклопедический словарь — ИГРА, вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Толковый словарь Даля — игрывать чем, во что, с кем, на чем, по чем, что; шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделья;

И я играю в АА. Играю во все кроме осад. И да только ПА и ущербным не чувствую и есть друзья фришники. А для онлайн соревнований выберу шахматы, в которых неважен пинг и видеокарта. Только прямые руки.
  • +1
avatar
Играть можно хоть в XD: Love Dance Music, ваше право и ваш выбор. Вот только, пожалуйста, не надо утверждать, что превращение претендующей на песочность игры в аккуратно огороженный загончик бесплатных активностей — это нормально, правильно и «мне хватает, а значит, все хорошо».

У вас была целая игра, а теперь лужайка на заднем дворе. Если вам это нравится, то не удивляйтесь, что в дальнейшем локализаторы и издатели будут в качестве величайшего преимущества своих игр преподносить «Полностью бесплатный лут!».
  • +9
avatar
Все просто. ММО отличается от всяких бэтлфилдов тем, что ММО предполагает разнообразную деятельность. В АА после обновления 1.2 из незакрытой пейволом осталось только и исключительно ПвП.
  • 0
avatar
сравнимо с подпиской в других играх.
  • 0
avatar
Что? Можете развернуть мысль?
  • +1
avatar
Если правильно понял термин «пэйвол» — что бы играть нужно платить, иначе не получится нормально играть. То в АА для этих целей нам хватает премиума. Прем по цене сравним с обязательной подпиской в других играх. Дополнительные вещи с ИМ не покупаем и не страдаем. Да, есть арендные договоры, рецепты на улучшение транспорта и прочие вещи которые только за реал берутся, но зато легальный способ желающим получить игровую валюту за реал. В той же еве только за плексы есть так же ассортимент и что-то в адрес сср никто не ругается.

П.С.: не являюсь ярым фанатом АА, просто в неё играем и то как у нас ситуация складывается в игре отличается от той ситуации что рисуется в комментах и статьях на сайте, по этому просто решил высказать свою точку зрения.
Комментарий отредактирован 2014-12-01 12:06:43 пользователем shtepsell
  • +2
avatar
Вроде уже не раз считали, что премиума хватает на час-два активной игры в сутки. После этого и появляется пэйвол в виде потребности в баночках. Если играть меньше, или большую часть времени проводить в пвп или любуясь цветочками(как я) то с пейволом в лоб можно и не столкнуться. Но в таком темпе и премиум не сильно нужен.
  • 0
avatar
Вроде уже не раз считали, что премиума хватает на час-два активной игры в сутки.
Очень однобоко счимтали.
Например не учитывали 2йной тариф на ОР при оставлении чара в игре, например, учитывали только солофарм в библиотеке и.т.д.
Према хватает на комфортную игру при большом времени аптайма персонажа в игре и коллективной прокачке в библиотеке (тогда мешки делтся на 3/4) и время увеличивается в разы.
  • -2
avatar
Например не учитывали 2йной тариф на ОР при оставлении чара в игре

Ай молодец. Отличный аргумент. :)

и коллективной прокачке в библиотеке (тогда мешки делтся на 3/4)

А можешь развернуть мысль? Что за 3/4?
  • 0
avatar
Ай молодец. Отличный аргумент
А чем плох? Или опять «это не честно» с вашей точки зрения? Ну ок. Ваши понятия честной игры это ваши понятия.

Что за 3/4?
незамеченная очепятка читать как «3-4»
мешочки и ОР в в воровство делятся на количество человек. Следовательно падает не 300 мешочков а 80 и это вполне нормальный вариант, позволяющий играть без покупки банок ОР.
Я же уже говорил мне для комфортной игры не требуется покупать банки. При этом и прокачка идет в комфортном режиме, и рост проф и даже оплата дома и 2х пугал на аккаунте. Если бы не будущая депортация… Но это уже мои проблемы, которые я, в отличии от некоторых, не перекладываю с больной головы на здоровую.
  • 0
avatar
Или опять «это не честно» с вашей точки зрения?

Причем тут нечестно? Это глупо и унизительно — держать игровой клиент включенным, когда не играешь. Очевидно, что концепция предполагает стимулирование реального онлайна. Можно все это обходить и говорить, что при таком подходе жить можно, но речь-то шла о нормальной игре.

незамеченная очепятка читать как «3-4»
мешочки и ОР в в воровство делятся на количество человек. Следовательно падает не 300 мешочков а 80 и это вполне нормальный вариант, позволяющий играть без покупки банок ОР.

А в твоем примере группа из четырех человек тратит на убийство моба столько же времени, сколько один человек, или все же в четыре раза меньше?
  • +2
avatar
А в твоем примере группа из четырех человек тратит на убийство моба столько же времени, сколько один человек, или все же в четыре раза меньше?
В полтора -два. Качается еще хил и бард. Так что все комфортно, но «без фанатизму».

Это глупо и унизительно — держать игровой клиент включенным, когда не играешь.
С хре... чего вдруг? У меня торрент ест больше процессорного времени чем клиент. Так что вообще не вижу проблем в этом.

Очевидно, что концепция предполагает стимулирование реального онлайна.
неочевидно. Нужен персонаж онлайн — будет персонаж онлайн. А остальное домыслы.
  • 0
avatar
В полтора -два. Качается еще хил и бард. Так что все комфортно, но «без фанатизму».

Если при объединении четырех человек КПД падает в два раза, это пламенный привет балансу. «Хилл» и «Бард» — это не инвалиды на пособии, а востребованные персонажи.

С хре… чего вдруг? У меня торрент ест больше процессорного времени чем клиент. Так что вообще не вижу проблем в этом.

От того, что ты не видишь очевидных проблем в требовании держать компьютер включенным 24/7, а персонажей 80% времени афк-болванчиками, объективная убогость этого подхода никуда не денется. :)
  • +3
avatar
Я тоже писал, что в 1.2 мне стало легче заработать с премиумом без доната. На 1-2 часа хватает ОР только любителям гринда, а я его ненавижу.
  • 0
avatar
Я тоже писал, что в 1.2 мне стало легче заработать с премиумом без доната.
И ты писал, что объедаешься банками на ОР :)
Комментарий отредактирован 2014-12-01 13:12:46 пользователем Shauni
  • +1
avatar
И ты писал, что объедаешься банками на ОР :)
Да, так и есть. Поэтому я не утверждаю, что без банок можно комфортно играть. Если покупать банки за голду, оплачивая только премиум, то можно. ОР хватает только на огород, а когда вожу паки, кушаю банки одну за другой. Паки приносят больше дохода, чем затраты на банки ОР, так что это выгодно.
Комментарий отредактирован 2014-12-01 18:06:54 пользователем Eley
  • 0
avatar
Паки приносят больше дохода, чем затраты на банки ОР, так что это выгодно.
Ага, вот только ты вынужден их возить, правильно? В итоге ты обмениваешь свое время на деньги покупателя банок. Странные отношения вырисовываются.
  • 0
avatar
Если правильно понял термин «пэйвол» — что бы играть нужно платить, иначе не получится нормально играть. То в АА для этих целей нам хватает премиума.

Нет, никак не хватает. Подробно об этом написано здесь.
  • 0
avatar
Смотря как играть, но нам хватает.
На счет клиента постоянно запущенного: в той же л2 у меня попутно сидит трейдер, параллельно на компьютере еще ряд задач работает в личных целях. Электричество не дорогое, компьютер тихий — проблем целыми днями держать его включенным не вижу.
  • +2
avatar
Смотря как играть, но нам хватает.

Вы не объясняете, как вы играете.

в той же л2

Это странная, не очень мной понимаемая, но концепция разработчиков. АФК в Archeage — это не концепция. То, что вы можете обойти пейволл при помощи включенного 24/7 персонажа не убирает пейволл, просто вы нашли способ его по-своему обойти.
  • 0
avatar
Вы не объясняете, как вы играете.
15-20 мин на огород и аукцион, потом походы/пиратство. Паков делаем не сказать что много, но исходя из максимальной рентабельности. С аукционом аналогично. После апреля нас из семьи осталось 2е с другом, но к августу имели 2 болида, 2 трактора, галеон, торговку, 1700дз и прочего с запасом. Может кому то и бред, но по сути ведем в Google Docs свою миниатюрную бухгалтерию. Нам это не сложно, нам это нравится ровно так же как и пиратить.
Это странная, не очень мной понимаемая, но концепция разработчиков.
Вполне нормальная концепция создающая ряд интересных событий.
То, что вы можете обойти пейволл при помощи включенного 24/7 персонажа не убирает пейволл
Могу и не держать персонажа в онлайне 24/7, да и последний месяц так не получается из-за регулярных профилактик, в итоге просто стал меньше помогать «левым» с варкой пакетов семян или чего либо еще.
  • 0
avatar
После апреля нас из семьи осталось 2е с другом, но к августу
До введения 1.2 к игре в принципе подобных претензий не было:)
  • 0
avatar
15-20 мин на огород и аукцион, потом походы/пиратство.

Какое-то странное общение, если честно. Снова никаких подробностей, никаких таймингов. Сначала идет 15-20 минут, потом абстракция. Третий раз уточнять уже и не хочется, если честно.
  • 0
avatar
Хватит занудствовать. Просто признай, что большая часть твоих расчетов это твой стиль игры и проблемы для тебя это не проблемы игры, а скорее проблемы вызываемые особенностью твоего стиля. Т.е. пэйволл скорее для тебя а не вообще в игре.

Большая часть народа играет без банок и после 1.2 и играют вполне себе в удовольствие.
Причем учитывая описание штепселя (вполне понятное кстати по сути) играют очень по разному (мы играем по другому и тоже кроме премиума ничего не платим).
  • 0
avatar
Хватит занудствовать. Просто признай, что большая часть твоих расчетов это твой стиль игры и проблемы для тебя это не проблемы игры, а скорее проблемы вызываемые особенностью твоего стиля.

Если бы ты внимательно читал то, что я пишу, то заметил бы, что я изначально говорил только о своем стиле игры. Если бы ты прочитал заметку «На выход», то обнаружил бы упоминание об этом и сноски по поводу того, что я говорю о себе и своем стиле игры, раз десять. Но в последнее время тебе проще сказать гадость, чем почитать и подумать, увы.

Все, что я прошу, это показать конкретную схему и конкретную раскладку по деятельности и таймингам конкретного человека. Как правило после этого за бравурными заявлениями «я продолжаю нормально играть после 1.2» при детальном анализе проявляются «да, но оставляю персонажа 24/7», чего я делать не буду и объяснил, почему, или «да, но я покупаю баночки», чего я делать тоже не буду и тоже объяснил, почему. Да, это моя личная, субъективная позиция.
  • 0
avatar
Все, что я прошу, это показать конкретную схему и конкретную раскладку по деятельности и таймингам конкретного человека.
Т.е. поччти профессиональную рефлексию, которая позволит тебе осуществить еще цепочку придирок.
Т.е. игрок тебе должен чего то доказывать.

Если достаточное количество разных игроков игрют не вкладывая денег, и считают что это нормально — это нормально. Тайминги и прочие вещи требуются от того кто будет доказывать что «игра плоха». Он обвиняет он пусть и доказывает.
А остальным это и не требуется.

Но в последнее время тебе проще сказать гадость, чем почитать и подумать, увы.
Ответим на враждеьное по отношению к собеседнику занудство, дружелюбным пофигизмом!
Не более. Хотя конечно после твоей эскапады в стиле «сами виноваты» в теме по слиянию серверов уважение к тебе сильно понизилось. И там где я раньше бы попытался понять твое поведение, сейчас проще вступиться за тех на кого ты пытаешься напасть своим текстом без дополнительных размышлений.
«Ты сер, а я, приятель, сед.» ©
  • 0
avatar
Т.е. игрок тебе должен чего то доказывать.

Не что-то, а конкретный довод, который он приводит. Это называется «аргументация». Потому что, как я уже сказал, когда доходит до аргументации, выясняется, что каждому после 1.2 пришлось изменить модель поведения в игре, тогда как изначальный довод пытается убедить, что «ничего особо не изменилось».
  • 0
avatar
каждому после 1.2 пришлось изменить модель поведения в игре

Кошмар, после выхода патча пришлось поменять модель поведения! Расскажи о таком беспределе на форуме Доты или Старкрафта, что ли…
  • +1
avatar
Разумеется, после любых существенных изменений в механике игры, изменяется и модель поведения игроков внутри игры. Вот только сейчас мы говорим об игровой механике, которая прочно связана с монетизацией. Я вижу в данный момент два описанных обхода очевидного пейволла: «оставлять персонажа афк-онлайн 24/7» или «покупать баночки на аукционе». До 1.2 ни того, ни другого делать не нужно было.
  • 0
avatar
Потому что, как я уже сказал, когда доходит до аргументации, выясняется, что каждому после 1.2 пришлось изменить модель поведения в игре,
Не каждому. Я вот вообще ничего не изменил. Даже остался в плюсе по ОР. Поскольку скорость их регена для меня удвоилась.
  • +1
avatar
Не совсем понимаю тогда что интересует? Вроде бы всё описал. Или прямо детально хотите что бы расписал что входит в те 15-20 мин на огороде? Если это то тут могу расписать на пару страниц, сценарий этих 15 минут каждый день разный и диктуется ситуацией в семье/кп/игровом мире. Но в кратце это высадить собрать с 1-3 полей кусты, сварить ингридиенты, промониторить аукцион по интересующим позициям, внести правки в таблички в доксах, после по ситуации опять же, или с кп идем по рб, или пиратить, или кому то с чем то помогать. Или идем в 2м с другом за подводными сокровищами т.к. это нам нравится. Порой просто случайным прохожим низкоуровневым помогаем с извозом паков по квесту на пугало. Так же есть разомы, коты, даск, север, редкие травки и скорее всего еще чего то не вспомнил. На работе плохо получается «переключится» на игровую тематику.
  • 0
avatar
Не совсем понимаю тогда что интересует? Вроде бы всё описал. Или прямо детально хотите что бы расписал что входит в те 15-20 мин на огороде?

Смотрите, я написал:

Сначала идет 15-20 минут, потом абстракция.

Естественно, речь идет о том, сколько у вас остается и как вы тратите очки работы после 15-20 минут на огороде, сколько при этом играете, конкретно — в минутах/часах, без фанатизма, разумеется.
  • 0
avatar
ОР остается всегда по разному. Порой в 0 сливается, порой вообще не тратится, по ситуации на каждый конкретный день. Но обычно всё согласно плану по достижению какой либо текущей цели. Более подробно сложно описать т.к. описывать придется много.
На огород больше 20 минут не тратим, смотря опять же какие задачи себе поставили, т.к. в семье роли распределены и порой поля заняты целиком одним, либо обоими, бывает что пустуют. Играем в целом 1-3 часа и не могу сказать что каждый день. Зависит от настроения, реала.
  • 0
avatar
С подпиской сравним премиум аккаунт. А пэйволл был введен дополнительно, сверх премиума.
  • +3
avatar
Нагашар, Даута, ворлд боссы, боссы библиотеки и всякие Клацы с Алесандерами, волновые данжи библиотеки — это наверное тоже пвп? У меня знакомый сначала несколько дней потратил на поиск всех ключевых точек по квесту на кольцо самостоятельно, а потом две недели почти всё свободное время помогал согильдийцам. А сколько времени мы били раздувшихся мертвецов ради титула Романтик и ещё одной книжки в дом вспоминать страшно. Сейчас всё никак не соберёмся с силами, чтобы составить себе карту с редкими травками, потому что работы на месяц где-то.
Комментарий отредактирован 2014-11-27 16:38:55 пользователем Ref
  • +1
avatar
А сколько времени мы били раздувшихся мертвецов ради титула Романтик

Боже, это так свежо, так необычно и так захватывающе — бить кого-то ради титула или проходить квест. Тогда да, тогда есть еще занятия. Правда, они не относятся к ключевым отличительным свойствам АА, из-за которых был выбран этот проект, а не какой-то парк развлечений, но это ничего, мы же тут просто переспорить друг друга пытаемся, правда? :)
  • +1
avatar
Сначала.
В АА после обновления 1.2 из незакрытой пейволом осталось только и исключительно ПвП.
Потом уже
Тогда да, тогда есть еще занятия.
То есть занятия есть, но нам они не понравились. Это уже совсем другое.
Правда, они не относятся к ключевым отличительным свойствам АА, из-за которых был выбран этот проект, а не какой-то парк развлечений
Дык особенности песочные всё также остались, всё на месте, только морквы теперь чуть меньше получится вырастить, но её теперь и не надо много выращивать.

мы же тут просто переспорить друг друга пытаемся, правда?
Нет, просто первое утверждение в корне неверно. Любители данжиков могут вообше без премиума играть.
  • +1
avatar
В оригинальной статье была ещё одна хорошая мысль:
free-to-play и платная модель будут сосуществовать рядом, потому что предполагают не только разные игры, но и разные модели потребления
Люди играют по-разному. Для одного это соревнование на месяцы и, возможно, годы (явно подписка нужна), другого — зайти на часик-другой и ни о чём не беспокоиться (сессионки Ф2П), третьего — влить денег и пойти нагибать (Ф2П), четвёртого — посидеть месяц до выхода очередной ожидаемой игры (вообще не важна модель).
Комментарий отредактирован 2014-11-27 12:47:46 пользователем Eley
  • 0
avatar
Какой из всего этого выход? Мне кажется, выход здесь может быть один – разделить проекты, в которые играть можно, и в которых само понятие «игра» существует в качестве витрины магазина.

Мне кажется, что делить надо не проекты, а разработчиков. Очевидно, что внедрение PAYWALL, особенно спустя некоторое время после старта игры — мошенничество.
  • +4
avatar
Нагашар, Даута, ворлд боссы, боссы библиотеки и всякие Клацы с Алесандерами
это ПВЕ. сочное, вкууусное, мне лично интересное.
что, кроме времени и команды, надо, что бы всем этим заниматься?

1. 55 лв. (желательно) — достижим легко, без ПА и доната.
2. Шмот и оружие — хороший крафт. ВЕСЬ шмот, выпадающий из доступных мобов и инстов, намного хуже крафтового. КРАФТ — это ОЧЕНЬ дорого. самостоятельный крафт — это катастрофически дорого, как в голде, так и в ОР, если это не основной вид деятельности перса.
3. Набор из 3 видов еды. 4 видов банок, рун и фолиантов — мелкий крафт. за деньги. не критично дорого, но голды требует изрядно.

ВОпрос — как получить голду в АА без ПА и доната? — отобрать пак у фермера, который ПА оплатил, баночки ОР купил, и сдать его за голду.
Или — на протяжении 5 часов в сутки фармить мобов в библиотеке, а потом — купить ОР за реал или у донатера. что бы открыть свой лут с мобов и получить немножко голды. Напоминаю. суточного регена ОР на ПА достаточно, что бы открыть лут с фарма за 1 час. не больше. ОТкрывать лут с фарма в других локациях — убыточно.

Вы по прежнему считаете, что парковая ПВЕ-активность в АА легко получается без доната? И никто не доит вас или того, игрока у которого вы купили банки?
  • +7
avatar
2. Шмот и оружие — хороший крафт. ВЕСЬ шмот, выпадающий из доступных мобов и инстов, намного хуже крафтового. КРАФТ — это ОЧЕНЬ дорого.
Север, копеечная ирамийка, хазирские пухи. За неделю луки с магами переодеваются в нагашарские сеты. Одеть хорошо нужно двух человек — основного хила и танка, уж 10 человек это в состоянии сделать довольно быстро. И минимально необходимый крафт это не так уж дорого при распределнии ролей по консте, особенно если брать ворлд боссов (кошка, марли, камень забираются в 5 человек, в 10 человек вообще в расслабленном темпе, яча ещё до 1.2 забирался в 5 человек). Это нагашар. Топовый данж. Даута берётся вообще на расслабоне за какое-то смешное время.
3. Набор из 3 видов еды. 4 видов банок, рун и фолиантов — мелкий крафт. за деньги. не критично дорого, но голды требует изрядно.
4 вида банок нужны разве что танку, точнее ему все 6 нужны, но танку и главный сундучок уходит. Еда на статы, фолианты и таблички это совсем копейки. Хилить получается на супах, если народ не тупит. Многое часто выкидывается на аук дешевле себеса.

ВОпрос — как получить голду в АА без ПА и доната? — отобрать пак у фермера, который ПА оплатил, баночки ОР купил, и сдать его за голду.
Выхлоп по ор с этого такой же, как если самому крафтить пак и сдавать. Да и таскают по мирке в основном.
  • +1
avatar
На мой взгляд дело не в бизнес-модели f2p, в ассортименте товаров и услуг предлагаемом игрой (разработчиком, локализатором). RiotGame, к примеру, предметы прямым образом влияющие на игровой процесс продает только за игровую валюту. За реальные деньги доступны лишь «красивость» (внешний вид чемпионов) и удобство (страницы рун и чемпионы).
В ММО играх тоже возможна продажа продажа «красивости» и удобства. Вот только данные категории товаров покупаются в большей степени теми кому игра действительно понравилась. То есть проект начинает приносить прибыль после некоторого периода и только в том случае если игра нашла широкую аудиторию своих фанатов.
С другой стороны продажа игрового преимущества — более стабильный источник дохода проекта, особенно на старте проекта, когда еще у игроков нет четкого представления по нраву им игра или нет. И часть игроков начинает играть уже в бизнес-модель.
И на мой взгляд, для того чтобы определить чем является проект: интересной игрой или игрой в бизнес-модель — необходимо оценивать именно ассортимент товаров и услуг. Ведь от продажи игрового преимущества не застрахованы и p2p.
  • 0
avatar
Ведь от продажи игрового преимущества не застрахованы и p2p.
Прошу конкретные примеры.
  • 0
avatar
покупка 90 лвл в WOW
  • +2
avatar
а где тут преимущество O_o 90 лвл конкурирует с кем-то? в вове вообще есть конкуренция до капа? единственное — бг, но 90 лвл участвует в блоке 90-94.
  • 0
avatar
Не, мы не будем смотреть что буст стоит больше 2к рублей. Просто подумаем где же может быть преимущества у купившего. Что входит в буст: перескок через все аддоны прямиком в последний, где итак сосредоточено 99% всей жизни серверов, хреновая экипировка, которая меняется сразу по ходу начальных квестов Варлордов, особый режим с разблокировкой умений и навыков, где игра учит базовой ротации данного спека (3-4 абилки кстати), в том числе блокировка талантов и символов, блокировка на БГ и в инсты до окончания «обучения». То есть фактически игра ставит купившего в даже более «уязвимое» положение.

Мне не нравится этот буст, я его не защищаю. Мне не нравится, что такая ампутация используется вместо реанимации старого контента. Но давайте будем честными — никакого преимущества буст не даёт. Более того, его цена довольно высока и сделано это, как и все платные услуги Близзард, намеренно — только те, кто твёрдо решил и твёрдо хочет и осознаёт, будут пользоваться этими услугами. А не потому что спонтанно захотелось. То есть вряд ли Близзард получают с такой ценой максимальную прибыль — охочих маловато.
  • +2
avatar
Данную услугу лично я отнесу к категории удобство. Покупка уровня ничего не даст новичку, только проблемы — ведь одного уровня врядли будет достаточно. А вот старичку игру позволит проще сделать рерол — не нужно будет тратить время на рерол, а сразу влить нового персонажа в хай-левел контент.
  • 0
avatar
Да, на данный момент, примеров p2p с продажей игрового преимущества я привести не смогу. Есть только примеры проектов сменивших модель p2p и начавших продавать игровое преимущество: Rift, Aion.
Но Ваш вопрос помог моей мысли завершиться.
При отсутствии продажи игровых преимуществ, что-то всё равно должно приносить прибыль в проект. И этим чем-то выступит как раз подписка или продажа игры. И отказаться от обоих видов стабильного дохода проекта смогли немногие (примеры приведены автором).
  • +1
avatar
Есть только примеры проектов сменивших модель p2p и начавших продавать игровое преимущество: Rift, Aion.
Вот с такой формулировкой я согласен. Перешёл грань — вылетел из разряда р2р. То есть если на старте игра была строго р2р, то это не даёт гарантий, что она не сменит модель в будущем. Впрочем, такую игру легко отличить — ничего особо оригинального и нового она не представляет, а является только улучшенной версией другой игры.
  • +2
avatar
Мне очень нравятся разговоры про p2p, p2w, f2p и прочее. Но, есть один интересный момент — эти определения постулируют некоторые крайности между которыми лежит еще масс «оттенков» и вот эти оттенки и начинают эксплуатировать издатели. что вызывает шок у игроков, привыкших мыслить «черно-белыми» категориями.
  • -2
avatar
Как-то все забывают, что для существования игры по подписке нужна уйма подписчиков (для СВТОР на старте оценивали необходимое количество в 500000, а это — не мало), либо, если это проект культовый, он может финансироваться с других проектов, но это — редкость, скорее его закроют.

Насчет продажи игрового преимущества — если то, что дает преимущество можно отдать, обменять или продать в игре — ничего в этом особо страшного я лично — не вижу, ибо это доступно всем, да. разными путями, но доступно. И выравнивает возможности пользователей. А вот если нельзя, тогда действительно — проблемы.
Комментарий отредактирован 2014-12-02 11:38:50 пользователем stardust
  • 0
avatar
Как-то все забывают, что для существования игры по подписке нужна уйма подписчиков

Кому нужна? Зачем нужна? Нужна, чтобы что? Чтобы окупить озвучку ММО актерами? Если вы делаете игру, вы рассчитываете на то, что она будет пользоваться популярностью. Если у вас не получилось сделать интересной игры и, о б-же, оказалось, что озвучка актерами не помогает после трех месяцев игры в ММО, то виноват в этом тот, кто ставил на эту фишку. В игровой индустрии так случается — не на то поставили. Так вот, если ваш сервис неинтересен, как игра, как ММО, надо исправлять именно это, или признать опыт неудачным и учесть его в будущем, сделав новый проект. Я вообще не понимаю, когда мы дотрахались до вот этих мышей — сострадания к тем, кто сделал неинтересную игру, но все равно хочет денег? Почему эта очевидная ошибка разработчиков должна оправдывать любые схемы, а особенно эксплуатирующий геймдизайн?

Собственно, текущая схема SWTOR как раз неплохая именно потому, что изначально проект никак не тянул на подписку по своей структуре. Ведь, фактически, его основная ценность в авторском контенте, за который вы платите при покупке коробки. И все это анализировать стоило до запуска проекта, не брать у поклонников сначала за игру, потом за подписку, а потом признавать, что эта схема не подходит, уже нарубив денежек на ажиотаже и обещаниях ММО. Это некрасиво именно по отношению к доверившимся.

Насчет продажи игрового преимущества — если то, что дает преимущество можно отдать, обменять или продать в игре — ничего в этом особо страшного я лично — не вижу, ибо это доступно всем, да.

Это ваше право — видеть или не видеть что-то страшное в определенной схеме. Никто не может вам запретить любить Аллоды и или PW за их схему. Но для меня вопрос покупки преимущества — это вопрос нарушения базовых правил игры. Вы забили два гола, вспотели, запыхались? Спокойно, взгляните на табло — команда противника только что купила три гола в ваши ворота. Но вы не волнуйтесь, соберитесь, ведь вы можете добиться того же игровыми методами. Ну, или пойдите уже и купите голы в их ворота. А следующий матч состоялся, но его никто не мог посмотреть, потому что он весь прошел в пределах банкоматов и банковских транзакций.

Для меня нет проблем купить что угодно в игровом магазине. Это не те деньги, которые я замечу, по сравнению с другими ежедневными тратами. Но, во-первых, я не хочу в такое играть, я не вижу предмета игры. А во-вторых, мне кажется унизительным быть жертвой манипуляций и вымогательства. Даже если это вопрос десяти копеек.
  • +8
avatar
Прошу конкретные примеры.
Русский Аион. P2P игра, в определённый момент добавили шоп, в котором сначала продавались только костюмы, а потом постепенно всё более влияющие на баланс вещи.

И тут трудно определить грань, когда проект вылетел из разряда честного р2р и стал донатским.

Русский ЛА2 классик, чуть не ввели шоп с P2P моделью, в последний момент отказались.
Комментарий отредактирован 2014-11-30 17:54:46 пользователем Eley
  • 0
avatar
Я думал там фримиум.
  • 0
avatar
Изначально была только подписка, магазин появился года через 1,5-2, потом фримиум, а потом евро вообще перешло на f2p, ру вроде как всё ещё на фримиуме.
  • 0
avatar
Фримиум сделали уже потом, и только до 50 уровня. А на 51-65 игра только с подпиской+шопом.

Так что я уверен, что даже П2П-модель совсем не гарантирует отсутствия донатного шопа. Спасает лишь на первые полгода.
Комментарий отредактирован 2014-12-01 12:00:16 пользователем Eley
  • 0
avatar
Так что я уверен, что даже П2П-модель совсем не гарантирует отсутствия донатного шопа.
Если я куплю красную машину, гарантирует ли это, что она всегда будет красной? Нет. Я могу ее перекрасить. Если дальше в моем техпаспорте будет написано «цвет: красный», а машина при этом будет синяя, меня сильно оштрафуют. А вот хозяина игрового сервиса — нет. Для этого и существует нормальная игровая журналистика, представители которой должны после появления в игре магазина с вещами, дающими преимущество, написать — этот проект больше не pay-to-play. И любой опытный игрок не должен называть такой проект «pay-to-play», чтобы не плодить дезинформацию. Да, в этом проекте действительно надо сначала заплатить, чтобы играть. Но эта преграда — только первый слой. Как первый слой краски на машине. А потом идет второй — магазин с некосметическими штуками. И поэтому такой подход настолько же pay-to-play, насколько моя перекрашенная в синий машина красная.
Комментарий отредактирован 2014-12-01 12:53:02 пользователем Atron
  • +2
avatar
А как тогда называть? F2P не скажешь, тк бесплатно не поиграешь. И ещё проблема в том, что граница размыта, трудно определить, с каким именно предметом шоп начал влиять на баланс.

Если на красной машине нарисовать синюю кошечку, она перестанет быть красной? А потом дорисовать синий домик. И синее дерево. В какой момент машина перестанет быть красной?
  • 0
avatar
60% поверхности, вроде, если ты про машину. :) Но если про игру, надо писать честно — это игра, которая с вас сдерет три шкуры, заставит заплатить за доступ, а потом еще вынудит пойти в магазин. И, кстати, это отличный пример того, почему нет смысла говорить о том, что фритуплей нужен для упрощения доступа. Фритуплей нужен для более простой легализации игрового магазина.
  • 0
avatar
А как тогда называть? F2P не скажешь, тк бесплатно не поиграешь.
«Триал», нет? А потом подписка с донатом внутриигровым магазином.
  • 0
avatar
«Фримиум» же).
  • -1
avatar
Фримиум потом сделали, когда разрешили до 50 лвл играть бесплатно. А когда только подписка, и шоп влияет на баланс?
  • 0
avatar
del
Комментарий отредактирован 2014-12-02 23:16:38 пользователем Agrikk
  • 0
avatar
Подписка с шопом. Почему это считается взаимоисключающим? Только потому что несколько лет назад казалось немыслимой наглостью?
Теперь мыслимой.
  • +1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.