Раф Костер – главный дизайнер Ultima Online и Star Wars Galaxies – написал интересный и глубокий текст, в котором приготовил много подарков для отмечающего в эти дни свое десятилетие World of Warcraft. Там он, конечно, хвалил проект за его уровень качества и доступность. За то, как замечательно в Blizzard обработали напильником и реализовали прежние идеи молодой индустрии. Немного ругал за то, что WoW отбросил наработки по крафту в ММО далеко назад и упразднил социально-политическую составляющую. Но в самом конце, выделив курсивом, написал: «World of Warcraft удалось сделать ММО совершенными, но в ходе этого совершенствования он убил их». И знаете что? Меня это достало.
Я и сам ругал WoW за многие решения, которые мне не нравились. Но, во-первых, это было какое-то время назад, когда тема «Может ли быть успешным что-то, кроме WoW», была актуальна, а, во-вторых, я не геймдизайнер с именем, который заявляет буквально, что WoW забрал на себя весь кислород в жанре. Ничего подобного – я, напротив, считаю, что у жанра есть непаханое поле до горизонта, где можно показывать что-то новое или качественно перерабатывать прежние привлекательные наработки. А кислорода не хватает только у тех, кто хочет аудиторию вов, деньги вов, и поэтому делает еще один вов. У WildStar спросите. Или у любого подобного до него.
Неужели все, что может сделать действительно именитый дизайнер ММО, это бесконечно рефлексировать по поводу того, как когда-то WoW перешел дорогу SWG? Да черт возьми — эти времена давно позади. Пора выбираться из бесконечных GDC и показать миру другую ММО. Если есть идеи.
А они есть? Здесь все давно ждут. Может, не двенадцать миллионов. Может, меньше. А может, и больше. Ведь многие ничего кроме WoW толком и не видели. А WoW, простите мое субъективное мнение, ничего такого революционного в жанр не принес, из-за чего надо было все бросить и в него идти, презрев, скажем, CRPG. То есть, опять же, годы идут, великие и по-своему ужасные UO и SWG от нас все дальше, а Раф Костер, вместо того, чтобы описывать новые горизонты своей новой ММО, рассуждает о WoW.
Да, я про SWG или про LA2, как минимум. Я могу принадлежать к меньшинству, которому никогда WoW особо не нравился, я тот самый, кто искренне считает WoW квази-ММО, за что на меня обиделось много людей. Но именно поэтому я верю в то, что могут быть настоящие ММО, потенциал развития которых заканчивается примерно там же, где пересекаются две параллельные прямые.
Но даже отругать WoW – не выход. Джон Смидли пробовал рассказать о том, какой неудачной стала модель паркового контента. Нашел много правильных слов и диагнозов. Но не нашел новых идей. Скопировал Майнкрафт, скопировал DayZ и как-то иссяк. Я не против заимствований. Успех WoW в том, что он заимствовал и выводил на новый уровень качества идеи, которые уже были в ММО, но не были достаточно хорошо развиты.
Джейк Сонг, есть такой разработчик Civilization Online, о том, что он разработчик еще и Archeage в последнее время не принято говорить, да и сам он не стремится, похоже, вспоминать, на вопрос, что вас заставило заняться Civilization Online, ответил, как всегда, улыбаясь – нам нужна была новая ММО, и мы любим серию Civilization. То есть Archeage – это уже старая ММО, в которой вы реализовали все задуманное? Ну, то есть не набор аттракционов из WoW (который вы тоже «любили» в предыдущих интервью), а то, что отличает ваш проект от проекта Blizzard принципиально. Или опять «В моей смерти прошу винить…»?
Я же хочу поздравить Blizzard с тем, что они сделали игру, которой десять лет и которая ни на кого не жалуется. Чего и всем желаю. Она просто есть. Люди, которые видели запуск WoW на детсадовском телевизоре, сейчас, возможно, пошли в колледж. Значит, это целая эпоха. Это очень круто. И это само по себе достижение. С днем рождения, «убийца».
47 комментариев
Есть стойкое ощущение, что значительная часть этих игроков ушла не в другую ММО, а вообще. В МОБА, в игры на фейсбуке, в IRL. А новому поколению такие игры могут быть и вовсе не интересны, у них есть птички на планшете.
В MOBA понятно почему ушли, потому что раньше не было этих отдельных аттракционов. А любители отдельных аттракционов были. :)
А что там с «т.д.»? Вы продолжайте. :)
В этом плане МОБА значительно удобнее, потому что весь геморрой по организации сервера на себя берет сервис. Сам создает «комнаты», ведет табель рангов игроков, подбирает нормальных противников, следит за соблюдением правил (античит).
Т.е. в сравнении с той же hl, нет нужды в начале долго искать «нормальный» сервер, чтобы и пинг, и античит, и список модов совпадал. Искать так, чтобы силы были равны, а не постоянное мясо. И т.п.
Первая МОБА — это же Дота, и там весь геморрой лежал на игроках.
Так что не особо они «рассосались» :)
А там ещё не было новых моделей кровавых эльфов!!!
blizzard.gamespress.com/WORLD-OF-WARCRAFT-SURPASSES-10-MILLION-SUBSCRIBERS-AS-WARLORDS-OF-DRAE
Кстати, для меня даже не столько аддон сыграл роль, сколько то, что друг уже 2 года мозги пилил «го вов го вов го вов»
Никакого ф2п не понадобилось, чтобы превратить игру из хорошей ММО в унылый сингл с кооперативчиком :(
у меня есть знакомый, который раньше очень серьезно в ВоВ играл, а сейчас в WoT «нагибает» :)
Многие хотели после WoW вернуться и в DAoC, и в UO, и в SWG. Только возвращаться было уже некуда — игра всё дальше отходили от своих изначальных концепций в угоду быстрому получению удовольствия и упрощению всего что можно.
Надо иметь стальные яйца и четкое понимание того, к кому и почему идут клиенты. Чтобы не дрогнуть и не начать вместе со всеми строить соломенные самолеты, если вы понимаете, о чем я.
Если-бы Ультима вышла сейчас, я бы убежден, что она провалилась или была инди-проектом.
Да и что можно было бы считать переносом Ультимы? ВоВ, Ла2, Даркфолл? Слишком разное развитие пошло из этого одного корня.
А сделать все и срау невозможно, да и не нужно.
1. ВоВ дает прежде всего занятия новым пришедшим игрокам. Дает сразу и много. Как только персонаж докачался до 10 уровня, а это как раз тот час игры за которой можно научиться бегать, прыгать, драться правой кнопкой и разговаривать левой, у игрока уже есть выбор — ему открывается ПВП, ему открываются профы, ему открываются
покемоныпоиск и брьба питомцев. На 15 уровне он уже спокойно может идти в инсты (т.е. получает доступ к групповому ПВЕ). Але какие еще игры дают такой выбор занятий (причем достаточно полноценных занятий) через полтора -2 часа игры.Более того такая насыщенность выбором сохраняется очень и очень долго. Поэтому пришедшему в ММО через ВоВ остальные игры будут казаться бедными на события и тем более бедными на разнообразие.
Даже АА с его одной фабулой в квестах (ну хорошо 2-3 фабулы как и положено хорошему роману), уже кажется какой то однообразной --спасали только мирные занятия и ферма/домики/кораблики (и то после гарнизона уже не факт что будут спасать). Остальное — было, более того было сделано лучше и качественнее.
Причем это касается и занятий для малых (до 10 человек) групп игроков. Им в ВоВ будет играть легче, интереснее и сразу.
2. ВоВ уютен. Даже по сравнению с большинством синглов он уютен и домашен.Пишу как человек, вернувшийся сейчас после больше года отсутствия. Это очень качественный дизайн локаций и геймдизайн, который намного удобнее всего что было в ММО и даже в большей части синглов. Т.е. перйдя в другую игру, в нее сразу на уровне ощущений играть будет менее удобно.
3. У Галенкина (спасибо за ссылку на его блог кстати) вроде был тезис «ММО игры выедают человека», Если сингловую игру можно пройти не наигравшись, то из ММО человек уходит потому что зае… я (сильно достали и надоели все подобные занятия). А в 90% осталньых ММО он увидит то же самое, но сделанное хуже (см.п.2) и/или находящееся на более дальних этапах (см. п.1.).
Поэтому да, те 12 (на самом деле больше --текучка) миллионов человек, которые прошли через Азерот, для остальных ММО если и не потеряны, совсем, то могут быть только гостями на время, пока им есть заниматься чем то особым, которым новая игра может отличаться (если может).
Это скорее как люди игравшие в ангри бердс вряд ли будут играть в «цветную катапульту» от Мэйл.ру
PS В АА для меня закончилось после того как я построил корабль свой. На мой взгляд более бессмысленного занятие, как фарм звезд и перевозка паков, сложно придумать. Хотя, эта перевозка и рождала пвп-ситуации. Я еще могу понять таскание паков, для постройки корабля, тк на верфь и сам корабль нужны материалы. Но, таскание паков, чтоб получить чертеж?
Я то
классикБК помню. И прокачку с 10м походов в инст за все время. Неет такой варкрафт не нужен.А вообще может сначала определиться что нужно от игры а потом уже играть в это направление. Тащемта даже для нагибаторов, например, есть БГ например есть РБГ с рейтингом и гладиаторами.
Однако… большинство считает, что все правильно. Потому что через неделю откроется рейдовый контент — нормал, и к нему «надо быть готовым». Как минимум кап+предрейдовый шмот.
И если исходить из этой позиции — то заняться есть чем — довести до условно-рейдовой готовности не только перса, но и себя — выжать из
кастрированногоцикла конкурентноспособный дпс и хпс, довести до рефлексов. Да хотя бы пройти испытания, которые правильным рефлексам очень способствую )Но если планировать посмотреть новые рейды не глубже ЛФРа — то да. «ВОВ пройден».
70 брался в Награнде
80 в Зулдраке
85 в подземье
90 не помню точно. но тоже где то после первой трети квестов.
Так что это не новый стиль, это классика.
Но вот что взятие 90 было не очень заметно, это даже по этим комментариям можно сказать. Игра точно не завершилась и даже не сильно поменялся стиль.
В Пандории было чем заняться большую часть времени. Дополнения выходили одно за другим как раз в темпе спокойного кача, даже если не считать прокачки альтов, репутаций на ачивы и т.д. Затянуто было только «время ОО».
И с капом игра действительно «Только началась». Сюжетные цепочки, плащ, поэтапное открытие Грозового острова и Престола гроз, не критичные но вполне задорные квесты на полет на змее…
Говорить о том, что весь аддон закончился взятием 90… вы в какую то другую игру играли наверное.
Я не спорю с тем, что можно было найти себе занятие в Пандарии. Играли же как-то мои друзья всё это время, да и сейчас играют.
А сказал я только о том, что у меня лично пропал интерес после того как я смог взглянуть на пандарию глазами «рогатой стремительной птицы». До этого момента я с удовольствием делал квесты и разглядывал пейзажи.
К тому же я за друзей спокоен. Они в хорошей гильдии, рейдят. И старый медведь уже не столь необходим им, как в былые времена.
Меня бы всё равно старались «подтянуть» к себе, а я не хочу подводить друзей.
Не тяну я их темп уже, а без них и играть незачем. Вот такой замкнутый круг.
Я так катаклизм доигрывал. Спасибо, не надо.
Если сам себя не похвалишь- Раф Костер похвалит )