Прежде всего, я хочу сказать, что совершенно не против того, чтобы кто-то писал о фритуплей-играх со всей любовью и искренностью. Или чтобы кто-то писал просто о любимой игре, как о любимой книге или любимом фильме, совершенно наплевав на то, какая именно у нее модель монетизации. Тут главное искренность. Нет никакой истины или единственной правды. Вы можете соглашаться или не соглашаться с моими доводами, и оба варианта нормальны. При двух условиях – вы искренни, и вы не занимаетесь оправданиями в духе «а что делать, все сейчас так». Впрочем, вы вообще можете наплевать на мои условия. Есть энергия? Публикуйте признания в любви своей игре. Я же поделюсь немного своими симпатиями и объясню, почему у них нет никаких перспектив.
Пациент #1: Tera
Вокруг меня жужжат новости о локализации Tera. Несмотря на то, что судьба этой ММО уже совершенно очевидна – второсортный парк развлечений без какой-либо глубокой идеи, убийца не вова, а времени – тем не менее, до сих пор у меня остается набор симпатий к этому миру. Тут несколько причин. Первая – мне откровенно нравится графика Tera. Нет, не глубокие декольте героинь и не вот та вот странная раса «мечта педофила». Мне нравится цветовая гамма проекта, оформление открытых локаций и городских улиц. Я бы с удовольствием просто публиковал скриншоты тех мест. Уверен, мир Tera может подарить огромное количество прекрасных открыток с надписью «Wish you were here» в углу.Второй момент – это единственный проект, в котором я почувствовал нонтаргетную систему на расстоянии. Несмотря на то, что я точно не фанат этой системы, мне было бы интересно самому попробовать ее или послушать впечатления других. Там все довольно эффектно прыгает, отскакивает, разлетается. Красота. Не знаю, на самом деле, насколько там у них все удачно получилось, но быть примером хорошей реализации хотя бы одной игровой системы в MMO – не такая уж плохая судьба для проекта.
Третья причина – в игре все же есть изюминка в виде выборов гильдий, которые развивают каждую территорию в игре. Причем часть этих выборов – совершенно мирные соревнования программ развития локации. Помимо стандартных обещаний в духе «мы сделаем все лучше других» — это соревнование в креативности, в подаче (ролики, плакаты, агитация внутри игры). Это возможность устраивать на своих территориях пользовательские ивенты. Причем постоянное их наличие могло бы стать одним из предвыборных обещаний. А ведь перевыборы не так далеки, как кажется, так что стоит соответствовать. Или не стоит. Жизнь покажет. Это интересно. И этого нигде не было.
Конечно, для упомянутого буйства креатива и соревнования в творчестве должна быть подходящая аудитория. Так что перейдем к грустной части истории нашего пациента.
Причина, по которой я не буду все это делать, до банальности проста – этот проект безнадежно болен фритуплеем. Мало того, что он попал в руки к безнадежному локализатору, его авторы думают примерно в том же ключе, отравляя кровь своей игры рандомными сундучками, премиум-валютой и прочими бациллами, после которых уже неважно, каким было их дитя, что умело и чего хотело. Бессмысленно собирать деньги на лечение. Доктора не помогут, если мама с папой так живут. Так что пойдемте к следующей койке.
Пациент #2: Albion Online
Когда я встретил его в первый раз, меня очаровала стильная графика. Вот бы, думал я, авторам H&H так здорово с изометрией справиться. Стиль чувствовался во всем – в отрисовке строений, ёлок, кнопочек и даже имен персонажей. Настоящая, знаете ли, такая европейская порода. Ух! Вроде, и мультик, а линии, зазубринки, даже отблеск брони – все как-то придает северной суровой красоты, а не дурашливости.И, опять же, не имея какого-то огромного бюджета, ребята пытаются создать базовый функционал по-настоящему песочной механики. С осмысленным крафтом, строительством, поселениями, клаймами, налогами и прочими штуками, которые можно бесконечно развивать годами. Развитие зданий! Система качества!
Причем красиво, стильно, интересно игра выглядит не только на бумаге или на статичных скриншотах. В динамике альфа-теста все тоже очень даже замечательно. Вплоть до того, что люди с интересом следят за игрой других подолгу.
Могла бы эта игра стать достойным представителем песочниц, доказывая, что не в многомиллионных бюджетах счастье? Думаю, могла бы. Но, увы, ее поразила та же болезнь. Пакет основателя, кроме всего прочего, предлагает круглую сумму в игровом золоте, готовый дом, вьючное животное, скакуна, подзорную трубу… да ладно, ну, понятно же все уже. Зачем продолжать? Жалобно посмотрим в глаза этого больного, сделаем вид, что не услышали, как тот требует «предзакажите меня немедленно!», и пойдем дальше.
Потерпите. У нас остался последний пациент. Давайте постараемся быстро.
Пациент #3: Black Desert
Ну, падок я на графику, падок. И эта мне нравится тоже. И опять – леса, тихие гавани, рыбацкая деревня, большой город. А средневековые наряды какие! Атмосфера просто накрывает вас, вместе с великолепной ночью, сверчками, огромной тенью от факела и падающими в небе звездами. Здесь хочется остаться и жить.Да, мне не нравятся квесты и сюсюканье с NPC. У меня есть масса вопросов к механике, но система захвата территорий здесь интересная. Недвижимость, опять же, впечатляет. Что в сочетании с атмосферой превращает поиск своего уголка в этом мире занятием крайне интересным и глубоким.
А влияние погоды? Ее переменчивость. Циклоны. Климат. Учет подходящей одежды. Кажется, это еще один шаг в сторону настоящих виртуальных миров. Все могло бы получиться у меня с Black Desert. Я мог бы проникнуться ее тайнами. Мог бы слать открытки из самых дальних уголков, делая красивые снимки на закате или дожидаясь рассвета. Я мог бы написать историю о самой сильной гильдии в этом мире. Но не напишу. Вы же понимаете, почему. Правда?
И мне до жути обидно. Потому что каждый из этих проектов мог бы, вполне мог бы стать частью нашего общего представления об онлайновых мирах. Привнести в них что-то свое, за что бы мы вспоминали их даже через много лет. Или возвращались туда, поняв, что таких эмоций больше нигде не испытывали. Но вместо этого их судьба для меня понятна и предсказуема: они будут закопаны на заднем дворе наших воспоминаний. Даже без надгробий. Просто сравняются с ландшафтом неудачных экспериментов, как это произошло с Archeage, когда люди говорят, что им теперь стыдно будет рассказывать, что когда-то в это играли.
Мне не настолько стыдно, но я их понимаю. Потому что сейчас, заметив новости по этим играм, я прохожу дальше. Отвожу взгляд. Пытаюсь переключиться с темы больных проектов на что-то хорошее, что будет согревать меня или вас, вселять веру в этот жанр, быть честным аргументом в том, почему мы с вами каждый вечер здесь, в этой череде миров. Куда, к сожалению, пришла болезнь, но есть и выжившие.
133 комментария
И ещё интересно — когда Еву переведут на ф2п/фримиум из-за ухода части подписчиков в Элиту и Старситезен, а Л2С — из-за выхода БДО — вам с таким подходом вообще останется не во что играть?
Ну, это вам неизвестно. А остальные, вроде, в курсе костюмчиков с характеристиками, петов, собирающих лут и прочих прелестей.
Если не во что будет играть, закончим играть. Я наркоманом себя не считаю и реальность воспринимаю без призмы ломки. А вот вас опять колбасит, батенька.
И что же это?
Мне понятно возмущение по поводу вообще фритуплейных фортелей, понятно возмущение по поводу продажи банок и других преимуществ, по поводу загона людей в виртуальное рабство и всё такое. Почему возмущаются по поводу безобидных причёсок, а не Ф2П вообще? Тем более, что половина из них бесплатны. Если ты не хочешь вкладываться в этот мир, то бегай с бесплатными волосами, а если что, то докупить всегда можно успеть.
Неа, большая часть платная)
Просто сам факт наличия оного оставляет неприятный привкус. Страшно подумать, что дальше будет.
Да ладно бы их одна-две из тридцати было, ладно бы они в каком-нибудь магазине на сайте продавались. Но вот так, половина из всех, да еще и прямо в редакторе. Ну неприятно видеть подобное, неприятно.
Я не спорю, наверное даже самая безобидная, но не в таком же наглом виде. Попахивает трэшем. Серьезные разработчики вряд ли допустят подобное.
Эта компания не сделала ни одной MMORPG. О чем мы говорим? :)
Тем более, скажем прямо, ни в одной игре я не видел чтоб кто-то мог друг-другу продавать причёски в игре.
Насчет потерянных возможностей. Да мне очень неприятно что разработчики начинают измерять количество необходимого для игры контента исключительно на товарных весах.
— у них в кэш-шопе и причёски, и дополнительные цвета для кожи были, и все товары с вариантом «отправить в подарок». Так что насчёт продать на аукционе не знаю, а передать другому — было можно, значит можно сделать это и за плату.
Если что, то за 10 лет из-за инфляции Близзард потеряли охрениард долларов уже, и совсем не выглядит фантастической идея повышения билетов в игру на фоне двукратно возросшей стоимости коробки.
ключевая фраза не «потеряли охрениард», а «10 лет». И заработали они на подписке за 10 лет censoredиард, что позволило им развиваться даже не смотря на тупые решения. В этом разница.
Если вдруг ВоВ сольется после увеличения стоимости, то потом скажут: игра просуществовала дохрена долго, но инфляция и неудачные решения в развитии геймплея его добили. Король умер, да здравствует король. В случае с АА это было что-то вроде родившегося ребенка, который заболел, а разработчики, вместо лечения, обеспечили ему осложнение, а затем пошли выпрашивать субсидии на воспитание инвалида.
Так что, если вкратце, не стоит сравнивать ВоВ и АА. Чего бы там не доканало в итоге ВоВ, близы все равно заслуживают большего уважения, чем XLG (хотя близов я тоже дом труба шатал за их решения).
То, что АА слилась из-за монетизации, лишь означает, что были приняты неверные решения, а не потому что эта монетизация от природы зло.
К тому же, как бы не наращивали разработчики парковые элементы, какие-то песочные элементы в игре уже были и никуда бы не делись, то есть игра все равно бы осталась гибридом парка и песочницы, пусть и с перекосом в парк. А там бы со временем допилили северный континент, как логичное развитие идеи.
Монетизация же убила игру и для любителей парков, и для любителей песочниц. Потому что, когда мы говорим об игре в целом, уродство одного геймплейного элемента неизбежно отдает по другим. А вмешивание монетизации в геймплей — это вообще рак для любой игры. Именно поэтому никакая компания еще так не заслуживала моего лично презрения, как XLG.
Проблема в том, что всю свою известность Archeage получил совсем не потому, что они делали очередной парк с огородом.
страшные люди
Не совсем верное утверждение (про то, что нужно делить на 2). Я читал статью на эту тему. Дело в том, что тут причина не в поле, как таковом, а в эмоциональности человека. Что-то там с «женскими» и «мужскими» отделами мозга, технически-медицинскую фигню я не запомнил. Но суть в том, что женщины в большинстве своем более эмоциональны из-за более развитого этого отдела мозга, а мужчины более рациональны. Опять же, в большинстве.
Так вот, я например, человек очень эмоциональный, так что, имхо, по части ассоциирования себя с персонажем не уступлю ни одной женщине :D И таких действительно много, ведь фанфики не только девушки пишут, а там корни те же — погружение и ассоциирование =)))
Особенно в этом плане радует Half-Life. Молчаливый персонаж, никаких зеркал на уровнях — ничто не нарушает иллюзию присутствия.
А еще все привыкли, что персонажи на экране и голоса в TeamSpeak какие-то не особо совпадающие… Впрочем, есть RP сервера и гильдии, где подобные фортели не уместны, но я там не был =)
В Ла2 была у нас конста, своя так сказать дрим-тим, которой (во времена ГоДа) мы прыгали по фришардам с досады. Придя на сервер, создавали женских персонажей, ставили в титулы женские имена и бегали качались, назывались Baba Team (пл Энигматик, если кто с Кадмуса времен HF есть — знает). В консте была постоянная ротация\замены запасных игроков на спойле, ПП, коне. И когда принимали новых людей, было довольно интересно выдерживать «женский» стиль общения, причем не просто правильные глаголы писать, но и соответствовать стереотипу девушки в ММОРПГ =) Очень много людей хотело попасть в нашу кп хотя бы из-за того, что верили что у нас действительно одни девушки. И самое главное, миф держали до последнего, даже когда доходило дело до вентры-у нас была специально приглашенная девушка, драйвер ЕЕ. Кандидат буквально рассыпался от счастья, что услышал женских голос, готов был буквально на все, чтобы только остаться. Ну а потом, уже если собеседование проходило нормально, ему открывалась страшная тайна =)
Вот такой был маленький метагейм для нас, небольшой, но приносящий позитив среди лютого гринда.
ЗЫ. Много еще веселых историй могу вспомнить того времени, если хотите — могу рассказать о том, как я однажды ляпнул, что «да я в этих хрониках даже свой левый тапок на хиро залить могу» и чем это закончилось)
Боже упаси, я не имел в виду вашу личную жизнь, если вы вдруг об этом. Я о том, почему у вас в команде девушек не было при таком к ним отношении. :)
По-моему, его даже вот здесь полно. :)
Простите дурака окаянного, если что не так (
Первый звоночек для меня прозвенел почти сразу, в одном из первых стримов с локализаторами проекта. Когда фраза: «Мы будем рассчитывать на поклонников хардкорной игры и создадим комьюнити с помощью которого будем поддерживать проект и развивать его» с фразами вроде: «Добавили огороды, чтобы корейские игроки не ставили низкие оценки игре».
После появления информации о магазине, всё встало на свои места. Не выполнены даже обещания не рушить атмосферу игры. Костюмы зайчиков и прочей непотребности добавлены спустя примерно полтора месяца.
Ну в данном случае с огородами в БДО намного лучше, чем в АА. Как минимум тебе не надо тыкать 1000 саженцев в землю.
Прошел год ОБТ и все начало меняться. Прокачка модулей техники за деньги, дополнительная жизнь в бою, талисманы. Я коллекционер, и больше всего меня поразила такая мелочь, как возможность мгновенного открытия камуфляжей и наклеек за валюту.
А теперь в сеть просачиваются скриншоты магазина DEV сервера: награды за ежедневную игру, сундучки, бустеры. Зачем это все?
плохая — денег на поддержку и развитие проекта не хватает и нужно быстренько что-то чтобы их добыть
очень плохая — денег хватает, но хочется ещё больше
:)
Мне как раз вчера знающий человек™ что-то подобное объяснить пытался. Мол, «в линейке на данный момент одна %#$@&$%# топовая серьга стоит 35к рублей. А вы тут за полторы штуки расплакались. =\» (речь про АА шла) и «ты можешь купить например в АА этот костюм не в шопе. А у игрока. Просто представь что игрок у которого ты собираешься его купить — это нпц, который требует много золота за костюм вот и все.»
Вот история развития Topia, разработчик пропадал, появлялся, пропадал и снова появился и все еще находит средства и возможности для реализации обещаний сделанных на Кикстартере.
forum.topia.io/index.php?threads/topia-history-development-status.6/
Это не время такое, это разработчики/издатели решили вдруг, что народ их вечно терпеть будет, репутацию Мулинье уже не воспринимают всерьез, это лжец который еще ни разу не выполнил обещаний и чудом не погубил единственные свои два проекта, которые и сделали ему имя.
Это не время такое, это проникание технологий пошло дальше и теперь играют почти все слои населения, если раньше это было прерогативой молодежи, то теперь эта молодежь выросла и у нее появились деньги, а мозгов, не прибавилось и поэтому они восполняют не хватку времени/навыков кошельком, а игры только рады и пользуются этим.
Это не время такое, это ситуация такая и ситуация меняется, с каждым разом все меньше людей доверяет издателям. Этим тоже обусловлен успех Кикстартера. Доверие уходит и вскоре никто даже смотреть не станет, на то, что сейчас называется честное f2p MMО
:( Призма сработала.
После этих слов можно все, что угодно написать
Ребят сейчас время такое все воруют, что поделать
Ребят сейчас время такое все пьют, что поделать
Ребят сейчас время такое многим слабым на ум слово дали.
Всегда читал название как «Падение короны» ((
А что с БДО то не так? Вроде кроме слова «ф2п» пока ничего не известно.(2)
Ну допустим будет на F2P анальный донат. И что?
У нас в России вроде ещё и платный сервер обещали.
Не нравиться донатить безмерно — играй на платном и донатать нормально.
А так на офсайте бдо есть фак, где написано
Правда, уже был подкаст, где сказали, что если подписочные сервера и будут, то запустят их позже.
Хотя, если честно, меня БДО смутило еще до платных причесок, конкурсами от локализаторов.
Дейлики в качестве бонуса — это похоже на набор для начинающих мазохистов. :D
Вот в WoW-е моим любим рейдом навсегда останется UBRS — у него не было кулдауна!