MMO-индустрия: Особенности национальной монетизации
У меня нет никаких сомнений в том, что ключ от всех бед, происходящих с современными проектами, находится в руках разработчиков. Локальная аудитория, для которой работают эти люди, диктует им базовую схему монетизации. Поэтому, судя по всему, в ближайшее время в корейских играх стоит ожидать всего плохого, чего только можно ожидать, и даже того, на что ваша фантазия, возможно, неспособна. Но интересно то, какая именно часть сгенерированного буйной фантазией корейских разработчиков абсорбируется на конкретной территории за пределами родной среды обитания авторов проекта, а что туда не попадает. Вот это действительно любопытная история.

Естественно, она особенно интересна тем, что, глядя на предложение, сделанное западным игрокам, мы сравниваем его с предложением от GameNet. И вот внезапно тот «аттракцион невиданной щедрости», за который российский локализатор так сильно хотел выдать свою провальную акцию с вечной подпиской на «премиум-сервер», после анонса западной модели монетизации выглядит довольно забавно.

Здесь нужно сделать важное замечание: в пакетах раннего доступа западной локализации нигде не фигурируют какие-либо пакеты или отдельные бонусы, облегчающие прокачку, увеличивающие опыт и так далее. Никаких «премиумов» и «комфортов». И хотя всегда существует вероятность, что локализаторы нас удивят очередным разводом, если все же замерять ситуацию какими-то привычными метриками нормального поведения – отсутствие упоминания подобных пакетов в предложении по покупке игры означает, что их попросту нет и не предвидится. Дальше я буду рассуждать, исходя из этого факта, все еще надеясь на здравый смысл.

MMO-индустрия: Особенности национальной монетизации
Итак, мы переходим к самой забавной части. Помните, как мы пытались достучаться до GameNet одним простым аргументом: «то, что вы делаете, не «pay-to-play», потому что у вас есть игровой магазин с кучей товаров»? Помните, как мы просили всех не называть «премиум-серверы» pay-to-play? К сожалению, безуспешно, потому что даже потерпевшие от невыполненных обещаний игроки переняли от локализатора этот термин и все время пытались называть то, чего лишились, «p2p-сервером». Вам может показаться, что я занимаюсь буквоедством с этими аббревиатурами, но термины для того и существуют, чтобы показывать суть.

Просто сравните теперь предложение от западного локализатора с тем предложением, которое делали вам. Вас убеждали, что разовая оплата и «вечный доступ» — это невероятно выигрышная для всех акция, резко ограниченная по времени. А в западной локализации это единственный формат, внезапно делающий всех игроков равными, раз нет премиумных пакетов, и оставляющий тот же магазин, который получили бы и вы.

Затем, когда часть из потерпевших переманили компенсациями, локализатор каким-то невероятным для меня лично способом смог внедрить в голову игрокам, которые уже оплатили вечный доступ на премиум-сервер, мысль о том, что премиум-пакет сроком на год – это не только достаточная компенсация за вечный доступ с тем же пакетом на другой сервер, но еще и более щедрое по денежной сумме предложение. Логика от меня здесь ускользает, но это ладно. Давайте теперь весь этот зоопарк типа-пейтуплея, магазина, премиумов, комфортов и котов рассмотрим в новых условиях западной локализации, где за тридцать долларов можно получить доступ ко всей игре. Да, она навсегда отравлена игровым магазином, и этого уже не изменить. Но теперь западный предзаказ мило оттеняет одну из главных маркетинговых уловок соверменных фритуплей игр: создание трудностей и избавление от них за деньги.

MMO-индустрия: Особенности национальной монетизации
Еще одна тема, где вам нужно напрячь воображение. Когда на одном сервере есть игрок, получающий 100 единиц опыта от какого-то действия, и рядом с ним есть другой игрок, получающий за то же действие 200 единиц опыта, второй хотя бы может наблюдать, на что он потратил деньги, оплатив услугу увеличения получаемого опыта в два раза. Я сейчас не буду обсуждать, насколько такая практика правильная или ущербная. Речь о наглядности, о том, что это хотя бы можно пощупать. Но если все игроки на одном сервере получают равное количество опыта, которое к тому же меняется простым подкручиванием настроек сервера, то за что же предлагалось ежемесячно платить на премиум-сервере? И если предположить, что в западной локализации никаких бустов за деньги не будет, то, выходит, все точно так же могут и не платить? То есть, постойте… мы что же, можем получить игру, в которой у всех игроков равные возможности по взаимодействию с игрой? Невероятно! Шучу, конечно, есть же еще магазин.

Но в целом эффект домино вырисовывался забавный. Давайте представим, что «премиум-сервер» успешно стартовал. После акции «вечного доступа» игроки, не купившие этот пакет, наблюдают за предложением западного издателя, где нет никакой ежемесячной подписки. А есть разовая оплата, совсем такая же, как та, что им уже недоступна. Они также наблюдают за своими соотечественниками, которые, фактически, получили игру по схеме buy-to-play. Естественно, им не хочется платить. Они что, рыжие, что ли? Эту проблему мы обсуждали. И единственное ее разумное решение – сделать акцию с вечным доступом на «премиум-сервер» не менее вечной. Тогда будут новые игроки. Но тогда что скажут те, кто играет на «бесплатных серверах»? Ой. Так, может, лучше вообще свернуть идею с премиум-сервером?

MMO-индустрия: Особенности национальной монетизации
А давайте теперь допустим, что я глубоко заблуждаюсь по поводу отсутствия платных бустов в западной локализации. Знаете, мне даже чуточку хочется ошибиться в своих прогнозах. Потому что ситуация, при которой люди заплатят от 30 до 100 долларов за доступ к игре, позиционирующейся как buy-to-play, чтобы потом обнаружить простую штуку – им еще нужно платить за премиум-подписку – сама по себе будет веселая. Очень хочется посмотреть на западные СМИ, которые снова начнут жевать темы в духе «Ой, а правильно ли это?». Конечно, с интеллигентным сомнением в голосе, позволяющим допустить что угодно. Мне действительно очень интересно посмотреть, как будут обсуждать ситуацию в которой предлагается заплатить 100 долларов за игру, а потом тут же с самого старта нужно будет оплачивать премиум-подписку.

Впрочем, постойте – ведь именно так уже было в западной локализации Archeage! И ничего не произошло. Игровые ресурсы не взорвались возмущенными статьями, не стали защищать игроков, никакого скандала не было. А потом, уже задним числом, все те же СМИ начали писать об Archeage, как о фритуплейной помойке, вот именно с таким брезгливым отношением. Что, как мне кажется, опять же, оскорбляло тех, кто свои деньги Trion Worlds заплатил, а СМИ их ни о чем не предупредили и отстаивать их права не собирались. Теперь они поплевывают в адрес объекта, на который игроки выложили очень и очень приличные для игровой индустрии суммы. Закон джунглей какой-то.

MMO-индустрия: Особенности национальной монетизации
Кстати, о джунглях. Я с удовольствием изучил бы предложение западного локализатора Black Desert, если бы у меня была такая возможность. Но я недостоин. Да что там я – вся страна недостойна иметь доступ к их сервису. Говорят, особенно яркую гамму эмоций испытывают граждане Литвы, Латвии и Эстонии, которые также оказались в числе недостойных. Часть из них просто-напросто не владеет русским языком, но раз уж русский локализатор «заклаймил» эту территорию, то теперь она его личный феод, который он будет доить. Но это ведь не тема для широкой дискуссии, громких материалов и всего того, что должна делать журналистика, правда?

Ладно, мы, видимо, плохое средство не самой массовой информации, так что постараюсь соответствовать статусу и сообщу в общем-то очевидные вещи. Едва ли вам стоит надеяться на европейскую локализацию и тщательно изучать ее условия. Причины вам стоит искать в самой Pearl Abyss. Не потому что я хочу сейчас обелить GameNet или еще кого-то, но именно эти ребята выдумывают всю эту ерунду с премиумом, комфортом, котиками, разными условиями для разных стран, рабской системой привязки игроков к региону и прочими прелестями, и при этом поразительным образом не несут никакой ответственности за срыв сотен если не тысяч сделок с региональным локализатором. Собственно, это все, что вам нужно знать о том, с кем вы хотите заключить или уже заключили сделку. А дальше решайте сами.

104 комментария

avatar
И ещё одна корейская уловка докатилась до руоффа — многоуровневый премиум. В НРД Blade and Soul за 500 р дают 3 уровень, а за 2,5к — уже 7-й уровень према.
Премиум-уровни начисляются автоматически в зависимости от покупок в магазине. Даже если у тебя неактивен премиум-статус, твой уровень все равно будет расти или снижаться. Чем выше премиум-уровень, тем выше процент получаемых бонусов.
То есть, если я купил прем, а потом мало доначу, то прем будет давать всё меньше и меньше? Ну и дают.
  • +3
avatar
10 признаков азиатской монетизации
5. Уровней пафоса должно быть много. Премиум-статус, который западные игры продают за одну ежемесячную покупку, в азиатских играх заменяет несколько (много!) уровней VIP разной степени элитности. Чтобы заработать самые высокие уровни надо платить много, регулярно и еще и играть. Высокие уровни VIP дают доступ к игровым удобствам, облегчают гринд, могут открывать какие-то скины. Это примерно как программа лояльности, которая заставляет игрока с одной стороны чувствовать себя комфортнее, а с другой создает sunk cost, из-за чего платящему игроку бросить проект сложнее.
  • +2
avatar
Элей, ну чтож ты самое интересное не выложил-то, а?
Наши корейские коллеги готовят для русской локализации несколько уникальных айтемов, в том числе скин для оружия и костюм

Комментарий отредактирован 2015-11-18 19:32:43 пользователем Carduus
  • +12
avatar
Уй, глаза б мои не смотрели… Ну ладно, на мужских персонажах кафтаны. А на женских что за халатики? Бррр!
  • 0
avatar
Только для ру-оффа! В следующем дополнении вас ждет эксклюзивный мишка-пет и бутылка ящик водки! *ирония*
О Ктулху, я думал скатиться ниже уже нельзя.
  • +1
avatar
Ну тут какой момент: я как-то вынужденно прослушала кусок подкаста с Сергеем из Геймнета, так там игроки спрашивали, будут ли в шопе костюмы в славянском стиле. Так что вполне вероятно, что кто-то уже сует деньги в монитор.
Комментарий отредактирован 2015-11-19 11:41:27 пользователем Carduus
  • +1
avatar
Ключевое слово «славянском», а не стереотипная пачка-водка-медведь-балалайка.
  • 0
avatar
то есть рубашка с коловратами будет выглядеть уместнее на персонаже справа с откровенно азиатскими чертами? -_-
из того, что впишется, мне в голову только височные кольца приходят (но я вообще не специалист)
  • +1
avatar
Как по мне так вполне не плохие внешки, низы у женских персонаж конечно чрезмерно короткие.
Если честно я совсем не понимаю общей иронии.
  • +2
avatar
«Клюква» же!
Этот закос под бояр просто пфф
  • 0
avatar
А что в этом такого? Учитывая стиль игры, которую мы обсуждаем.
  • 0
avatar
Конечно если так ставить вопрос то это просто «цветочки» про сравнению например с этим предложением


Просто интересно наблюдать какую еще мировоззренческую мотивацию ищут издатели таких игр с целью заработать.

Где кокошники, ну в самом деле!
Комментарий отредактирован 2015-11-19 12:27:57 пользователем Lavayar
  • +1
avatar
Я бы ужаснулась, но у меня есть пример Теры, где при всем обилии внешек нет ни одной, которая бы мне по-настоящему понравилась. И медсестер там буквально пару недель назад ввели, кстати:(

Ну а поводу мотиваций — в БнС много своего собственного национального колорита в такой же гипертрофированной форме. Так что они просто слегка подстроили свою уже работающую стратегию под новый регион. Ничего нового.
  • 0
avatar
Вот именно, что учитывая стиль игры — таким внешкам там не место.
  • 0
avatar
Окей, а доводы поконкретнее будут? В каком месте они там атмосферу порушат или еще что? А то может я где-то пропустила аутентичный проработанный мир, в котором не существует аляповатых костюмчиков.
  • 0
avatar
Конкретнее не будет, потому что скорее всего упрется в «на вкус и цвет» ) Для меня у игры есть определенный стиль. И большинство костюмов, что я видел, в него прекрасно вписывается. Если же для кого-то это все «аляповатое», то спорить с этим мнением я не буду.
  • 0
avatar
Да и с верхом есть проблемы, вообще под этот кафтан явно напрашиваются штаны и рубашка. Но вспоминая одежду в БнС — вообще ничего необычного, а уж тем более страшного в этих костюмах не вижу.
  • 0
avatar
Да, но это характеризует игру, а не абсурдность или адекватность ситуации. :)
  • 0
avatar
тут на гиктаймсах один умелец концептов наделал





geektimes.ru/company/mailru/blog/265590/
  • +4
avatar
На западе в БДО чистый Б2П, бесплатно поиграть никак? Или это всего лишь НРД, а потом пустят всех желающих?
  • 0
avatar
Какая бы не была хорошая и красивая игра, но после таких «щедрых» предложений от разработчиков/локализаторов она отправляется в мусорку. По крайней мере, в моей жизни )
  • +2
avatar
Обычная жадность, кой заражены очень много людей. Это еще с DVD дисков началось, когда там ввели регионы.
  • 0
avatar
Ну DVD китайские товарищи быстро отвыкли от таких шуточек. Мне по крайней мере ни разу не встречался региональный диск.
  • 0
avatar
А региональный проигрыватель? В этом и суть.
  • 0
avatar
так я про это и говорю. Аппараты китайских товарищей играли все диски со всех регионов. Т.е. может диски и были типа региональными, но китайский Hrenavey-CD-DVD-RW-2/0 клал на это со свистом. Вот свист помню, да.
  • 0
avatar
Здесь вопрос не в обходе, а официальной позиции. С точки зрения официальной позиции, это пиратство и облагается штрафом. В DRM сфере часто смеялись, что писать программы для взлома карается законом, а производство оружия нет.
  • 0
avatar
а прем давно уже оскомину набил, платить абонентку и шоп ух как круто, притом это давно уже у нас, была и есть такая игра rf online так вот, она только у наших лохализаторов с премиумом, больше нигде.
  • 0
avatar
Про «Покупка НРД — это нормально, все же так делают» уже даже @Atron не пишет?
  • 0
avatar
Хм… а когда Атрон такое писал? :)
  • 0
avatar
Не перестал писать, нет. Я имел ввиду, что даже эти люди, которые настолько (и таким образом) озабочены будущим ММОРПГ, не обращают на это внимания. Планка то съезжает потихоньку.
Комментарий отредактирован 2015-11-19 10:02:21 пользователем krege
  • 0
avatar
А, понял. Здесь есть две части. Оплата альфа и бета-тестов — это типичная черта последних западных локализаций (и даже оригинальных западных проектов, как в случае с EQNext Landmark), такая себе локальная особенность, которую игроки там нормально воспринимают. Мне непонятно, почему. У нас, к слову, это совершенно не принято и даже последний бета-тест Black Desert проходил, фактически, в свободном режиме. Можно по-разному относиться к попытке монетизировать, фактически, работу тестеров (хотя бы в пассивном режиме нагрузки, выявления ошибок по факту столкновения с ними), но тут есть два смягчающих обстоятельства — при помощи оплаты бета-теста разработчики пускают в незаконченную игру более лояльную аудиторию. Причем в ограниченном (ценой) количестве, в зависимости от этапов. И к тому же это все же такие отрезки, которые никак не влияют на конечный игровой процесс. Все блага обнуляются.

Вторая часть — сам ранний доступ уже в окончательную версию игры, раньше других. Да, это монетизация ажиотажа. Но в той же степени это действенный способ хотя бы немного распределить нагрузку на начальные локации. Правда, в этом вопросе я могу быть не слишком объективен, так как довольно холодно отношусь к азарту гонки и считаю его одним из самых разрушительных элементов игры.

С моей точки зрения, оба элемента несут проекту куда меньший вред, чем средний игровой магазин или торговля уровнем сложности. То есть это как обсуждать насморк пациента в ситуации, когда у него гангрена. Может, неправ и недооцениваю угрозу, конечно.
  • 0
avatar
Можно по-разному относиться к попытке монетизировать, фактически, работу тестеров
А как вы относитесь к попытке не платить деньги за работу тестеров? В голове крутится мысль, что во многих других сферах коммерческих услуг за допущенную ошибку принято извиняться и выдавать какие-то компенсации, даже если дело касается исключительно эмоций, а не материального ущерба или вреда здоровью. В ММО, как кажется, нередка позиция «мы не исправили баг, потому что вы его недостаточно полно описали» и идея, что если клиент нашел проблему, а разработчик вообще когда-либо, через несколько месяцев устранил, то они в расчете. А все эти месяцы никто ни в чем не виноват.
  • 0
avatar
А как вы относитесь к попытке не платить деньги за работу тестеров?

Нормально отношусь, пока это дело добровольное и люди знают, что помогают с тестированием. Это если говорить о фазах «бета-теста». Проблема ММО еще и в том, что если это постоянно развивающийся мир (что хотелось бы), то у такого проекта не будет стадии, на которой разработчики могли бы с уверенностью сказать, что ошибок в их программе или алгоритмах, или балансе, или системе защиты, нет.
  • +1
avatar
Нормально отношусь, пока это дело добровольное и люди знают, что помогают с тестированием.
«Люди знают» — понятие относительное. В «МММ» тоже добровольно шли.

Это если говорить о фазах «бета-теста».
Какого именно «бета-теста»? Который может длиться пару лет, за процесс которого с участников уже тянут деньги и от которого релиз не будет отличаться ничем, и отношением к ловле багов в том числе?

Проблема ММО еще и в том, что если это постоянно развивающийся мир (что хотелось бы), то у такого проекта не будет стадии, на которой разработчики могли бы с уверенностью сказать, что ошибок в их программе или алгоритмах, или балансе, или системе защиты, нет.
Эта проблема присуща всему обновляющемуся ПО вообще. Вот только речь не о полном отсутствии ошибок, а об отношении к ним.

Сначала ошибки считаются неизбежными.
Потом их постоянное наличие начинают описывать как норму.
Затем приоритет их исправления падает ниже развития.
Далее из игры уходят люди, замаявшиеся вечно спотыкаться о баги.
Тогда для удержания хоть какого-то внимания еще больше ускоряют ввод не оттестированного контента.
Наконец, такой подход начинает применяться в масштабе всего бизнеса.
«Как выливался шлак».

Может быть, на этом пути надо было где-то остановиться?
Комментарий отредактирован 2015-11-19 17:13:00 пользователем Agrikk
  • +1
avatar
Может быть, на этом пути надо было где-то остановиться?

Надеюсь, я не выгляжу, как человек, защищающий нежелание других разработчиков исправлять ошибки. Когда все хвалили Blizzard за то, что они предоставляют продукт крутого качества, я писал о том, что они неспособны даже устранить элементарные затыки на полях боя русской версии в брекете 70 уровня. Там можно было просто добавить тайминг на ожидание сбора игроков для конкретного поля боя (затык происходил на сборе в Альтеракскую Долину и мог висеть несколько суток) и переходить к следующей карте по истечению заданного времени. Но вместо этого официальные представители решили рассказать, что русскоязычные игроки платят недостаточно денег и нести тому подобную чушь, отказываясь от собственных обязательств. Да, им надо было остановиться. Хотя бы для того, чтобы не выглядеть так смешно после объединения с европейскими группами. Но это в каждом случае отдельная история отдельного разработчика. Нет универсальных рецептов.
  • 0
avatar
Надеюсь, я не выгляжу, как человек, защищающий нежелание других разработчиков исправлять ошибки.
Не выглядите. Но вопрос про бета-тест не был риторическим, интересно подробнее понять позицию.

Для меня грань проходит по платности процесса. На ЗБТ, где тестируется именно нечто в процессе разработки, я с радостью помогу и даже могу чувствовать, что получаю слишком многое, делая слишком мало. Когда же игра переходит в коммерческую стадию (как бы она ни называлась), когда с меня просят деньги за сделанное, отписка о принятии баг-репорта, больше напоминающая молчаливый кивок хорошо потрудившемуся сотруднику, нежели ответ на жалобу клиента, вызывает диссонанс.
  • 0
avatar
Сейчас я играю в платную альфа-версию Haven and Hearth. Добровольно, разумеется. Разумеется, я знал, что это альфа. Но есть несколько факторов. Во-первых, я получаю тонны эмоций от игрового процесса. Он плавный, связный, цельный. Да, ему нужно расширятся, расти, обрастать деталями, но, грубо говоря, даже взаимодействие с его ядром приносит мне массу позитивных эмоций здесь и сейчас. Во-вторых, я не знаю, как еще эти ребята могут что-то такое создать, чтобы оно сначала стало релизом, а потом я начал за это платить. Так что я сейчас плачу за игру, получаю игру и надеюсь на развитие. Мне это нравится куда больше, чем, к примеру, плата за виртуальные корабли в SC.

Если и когда появится кто-то, кто даст мне на том же уровне более функциональный, стильный, законченный проект, я свои деньги отнесу ему. В конце концов, я все равно не умею играть больше чем в одну игру.
  • 0
avatar
Все равно не до конца улавливаю.

я не знаю, как еще эти ребята могут что-то такое создать, чтобы оно сначала стало релизом, а потом я начал за это платить.
Дело не в том, платить или не платить, релиз или не релиз, а в отношении.

Возможно, плохо понимаю, что вкладывается в
и люди знают, что помогают с тестированием.
«Помогают»-то вроде и в том, и в другом случае, но почему-то разное ощущение.
Комментарий отредактирован 2015-11-19 19:42:41 пользователем Agrikk
  • 0
avatar
Когда же игра переходит в коммерческую стадию (как бы она ни называлась), когда с меня просят деньги за сделанное, отписка о принятии баг-репорта, больше напоминающая молчаливый кивок хорошо потрудившемуся сотруднику, нежели ответ на жалобу клиента, вызывает диссонанс.

А какой бы ответ хотелось получать в этом случае?

За хорошие баги игроки получают вознаграждение. Существуют группы игроков занимающиеся тестированием за плату. Я это говорю смотря на проекты wargaming.net и War Thunder.

Со своей стороны я не могу оценить баг-репорт случайного пользователя как материал, достаточный для работы над исправлением бага. Разработчики бывают не менее привередливыми чем игроки. Как бы это не звучало, но огромнейшая часть описаний ошибок пользователями представляет из себя буквально ничто.
  • +2
avatar
А какой бы ответ хотелось получать в этом случае?
Хороший вопрос. Это по части эмоций, в них я не силен. Возможно, хотя бы обещания исправить в определенный срок. Выстраивание ответа не как шаблонной благодарности за бесплатный труд, которым компания оставляет право воспользоваться по желанию, а как именно ответа на жалобу, фидбек о проблеме в игре.

За хорошие баги игроки получают вознаграждение.
Хорошие = большие и критичные? Остальные можно не править?

Существуют группы игроков занимающиеся тестированием за плату. Я это говорю смотря на проекты wargaming.net и War Thunder.
К этой ситуации никаких претензий.

Со своей стороны я не могу оценить баг-репорт случайного пользователя как материал, достаточный для работы над исправлением бага. Разработчики бывают не менее привередливыми чем игроки. Как бы это не звучало, но огромнейшая часть описаний ошибок пользователями представляет из себя буквально ничто.
Извите, но в этом абзаце как раз демонстрируется описанный подход, когда нормой считается, что клиент должен что-то разработчикам, чтобы те взялись исправлять. Меня немного корежит, когда КМы не просят описать баг в тех.поддержку ради общего блага, а пишут в тоне «сделайте одно, другое, третье, иначе им никто заниматься не будет».

Единственное, что должен предоставлять игрок, на мой взгляд, это описание факта ошибки. Что именно произошло не так, как ожидалось. Всё остальное — добровольная работа, к которой должно быть соответствующее отношение. Иначе, вернусь к началу, складывается ощущение, что исправление бага больше интересует игроков, нежели разработчиков.
  • +2
avatar
Единственное, что должен предоставлять игрок, на мой взгляд, это описание факта ошибки.
Ну неплохо было бы ещё прилагать способ воспроизведения этого бага или логи. А то «у меня игра крашнулась» это не описание бага Локализовать проблему таким образом не получится, а значит и не будет возможности её исправить.
  • +1
avatar
Ну неплохо было бы ещё прилагать способ воспроизведения этого бага или логи.
Неплохо бы, если клиент сделает всё сам, закоммитит правки в код, да еще и денег заплатит. О-о-очень неплохо.

Способ воспроизведения требуется только в части определения, о каком баге идет речь, т.е. деталей именно неправильности произошедшего. Вылавливание 100%-ной цепочки происхождения — таки добровольная работа.

или логи. А то «у меня игра крашнулась» это не описание бага
Знаете, Skyforge при краше сам отправляет лог. И Аллоды тоже, кажется, но не помню. Так что нет, игрок не должен.
Комментарий отредактирован 2015-11-20 17:16:07 пользователем Agrikk
  • 0
avatar
Мне кажется, сейчас вы немного принижаете работу профессиональных тестеров. Крэшлога часто, мягко говоря, недостаточно. Нужна четкая последовательность действий, приводящая к нему.
  • 0
avatar
Не понял, при чем тут работа профессиональных тестеров и в чем я её принижаю.
  • 0
avatar
Реакция игрока на ошибку может быть далека от реальной работы профессионального тестера. Само столкновение с ошибкой — еще не выявление ее.
  • 0
avatar
Да. Для этого в командах и нужны профессиональные тестеры.

«Способ воспроизведения требуется только в части определения, о каком баге идет речь» я писал касательно требующегося от игрока, а не требующегося для программиста.
  • 0
avatar
В любом случае я всячески рад непосредственному общению разработчика с игроками, пускай если даже мотивом служат такие приземлённые вещи. Это способствует тому что разработчики лучше понимают проблемы игроков.

Один из лучших на моём опыте примеров.
www.factorioforums.com/forum/viewforum.php?f=7
Обрати внимание на скорость реакции и на отсутствие формальных отписок в корпоративном стиле.
  • 0
avatar
В любом случае я всячески рад непосредственному общению разработчика с игроками, пускай если даже мотивом служат такие приземлённые вещи. Это способствует тому что разработчики лучше понимают проблемы игроков.
Только можно читать обсуждения без вступления в диалог, а можно разговарить в духе «я начальник — ты дурак».

Один из лучших на моём опыте примеров.
Знаю, что бывает. О чем и речь — дело в отношении.
Комментарий отредактирован 2015-11-20 17:52:55 пользователем Agrikk
  • 0
avatar
О чем и речь — дело в отношении.
Вот эти люди, вместо того чтоб наладить конвейер автоматических багрепортов и тратить деньги (игроков) на команду тестировщиков, просто подошли по-человечески к проблеме. Игрокам просто приятно слать им багрепорты, искать проблемы, стараться выявлять причины ецетера. Ну просто потому что ответы идут непосредственно от тех, кто эти баги устраняет, в том числе и от главных программистов, притом ответы оперативные и ёмкие. Нормальный диалог.

Тоже работающий метод между прочим. И ни одного упрёка в стиле «мы вам тут не бесплатные тестировщики». Ведь провоцирует такую реакцию не само по себе наличие багов, а продолжительное и упорное их игнорирование и это самое пресловутое общение в стиле «начальник и дурак».
  • 0
avatar
Но тут ещё и вопрос жанра. Когда игра с инженерным уклоном, игровое сообщество само предрасположено к такому подходу. В игре с упором на социальную составляющую и доминирующая форма багрепортов может оказаться из разряда «Оно само! Ну это… того. Немедленно исправьте!» Банальная разница объективизма и субъективизма.
  • +1
avatar
Когда игра с инженерным уклоном, игровое сообщество само предрасположено к такому подходу.
Кстати возможно, я о таком не подумал. Очень верное замечание.
  • 0
avatar
Простейшее объяснение — пользователи простите «хавают» все.

других сферах коммерческих услуг за допущенную ошибку принято извиняться
Только если есть конкуренция и компания понимает, что каждый клиент ценность, которую сложно получить и легко потерять. А что мы видим в ММО?
Хоть завтра запусти любую коррейскую поделку и у тебя на старте будет 5000+ онлайна, которые как минимум сходу вольют на прем. И все ты окупил затраты, можно откинуться на кресле и искать следующую ММО.
  • +6
avatar
Только если есть конкуренция и компания понимает, что каждый клиент ценность, которую сложно получить и легко потерять.
Да. А с другой стороны, клиент должен ценить свое время и деньги. Норма взаимоотношений устанавливается позицией обеих сторон.
  • 0
avatar
А с другой стороны, клиент должен ценить свое время и деньги
Ну я это сторону не расписывал.
Норма взаимоотношений устанавливается позицией обеих сторон.
Норма да, но позицию устанавливает компания.
  • 0
avatar
Норма да, но позицию устанавливает компания.
Позиция компании — компания, позицию клиента — клиент. Дело-то добровольное.
  • 0
avatar
В голове крутится мысль, что во многих других сферах коммерческих услуг за допущенную ошибку принято извиняться и выдавать какие-то компенсации, даже если дело касается исключительно эмоций, а не материального ущерба или вреда здоровью.
Я что-то не припомню, чтобы Apple или Microsoft извинялись или что-то возмещали. А бажные версии своих продуктов выкатывают регулярно.
  • 0
avatar
Речь не о ПО, а еще более широком понятии. Apple и Microsoft почти монополисты, это многое объясняет.
  • 0
avatar
www.osp.ru/news/2015/0925/13030042/
lifenews.ru/news/104905
5 минут с гуглом.

Извиняться если их поймали.
  • 0
avatar
А как вы относитесь к попытке не платить деньги за работу тестеров?
Вопрос в том что можно для этого сделать. Потому что единственный кто может сломать нынешнюю систему саморегуляции в КИ, называемую «пипл хавает» это государство. Как собственно оно сделало в РК закрыв там аукцион в третьей дьябле. Но уверены что лекарство не будет хуже болезни в этом случае?
  • 0
avatar
Взгляните на Австралию где намой взгляд самый строгий контроль за играми, однако не особо им это помогает.
За то игр на Австралийском рынке точно стало меньше =)
  • 0
avatar
ну я собственно про это и говорю. Кроме того государство по сути любит контролировать, и если оно за это возьмется багами не факт что ограничиться.
  • 0
avatar
Потому что единственный кто может сломать нынешнюю систему саморегуляции в КИ, называемую «пипл хавает» это государство.
Государство — это люди.
  • 0
avatar
Государство — это люди.
Люди то может и да, но необходимы законы регулирующие цифровые продукты.
  • 0
avatar
Законы тоже пишут люди. И они не с Марса прилетают.
  • 0
avatar
И они не с Марса прилетают.
Я бы не был так уверен >.<
  • +1
avatar
Это печально, но, надеюсь, временно.
Комментарий отредактирован 2015-11-20 17:53:21 пользователем Agrikk
  • 0
avatar
Оплата альфа и бета-тестов — это типичная черта последних западных локализаций
Вот, собственно, о чём и речь. Типичная черта.

На самом деле, я ещё посмотрел НРД для руофф БнС. Ну и заодно восхитился премиумом 7го уровня. Вместе с платным доступом к бетта-версии получается достаточно хорошо, чтобы задуматься о нужности. В смысле, и что, после этого ещё вообще можно говорить о какой-то там нужности?
  • +1
avatar
чтобы задуматься о нужности
Именно, после такого игроки должны задуматься а нужно ли это им.
  • +1
avatar
Написано хорошо.НО, я деталями монетизации БД не интересовался, по этому для меня не много было не понятно, о чем речь. Как я понимаю, кроме премиума, там есть еще за что платить деньги, + к опыту?
А вообще мы возвращаемся к вопросу, какие изменения локализатор, может внести в систему монетизации игры.
Вот выйдет Европа, будет действительно интересно посмотреть, что произойдет с доп выплатами.
  • 0
avatar
Да что там я – вся страна недостойна иметь доступ к их сервису
честно говоря не имею каких либо проблем в подобных слуачаях т.к. есть разные vds
  • 0
avatar
То, что вы можете обойти блокировку, не отменяет факта, описанного в цитате. Я уж не говорю о других последствиях и общем понимании того, что клиент не должен куда-то проползать тайком, потому что тогда он не клиент, а нарушитель.
Комментарий отредактирован 2015-11-19 15:21:51 пользователем Atron
  • 0
avatar
нарушитель нарушающий законы установленные мошенниками(или просто алчными)?
Комментарий отредактирован 2015-11-20 07:45:17 пользователем shtepsell
  • 0
avatar
Да, разумеется. Это статус, в котором вы находитесь по отношению к владельца сервиса.
  • 0
avatar
Но можно расценить и как акт восстановления справедливости, не всегда же законы/правила справедливы
  • 0
avatar
Акт восстановления справедливости, предусматривающий перечисление денег мошеннику, сетевые задержки в вашей игре и полное собственное бесправие, как клиента? Звучит не очень убедительно. :)
  • 0
avatar
перечисление денег мошеннику не подразумевал в этом плане, задержки сетевые — не ощущаю, порой наоборот даже лучше бывает в той же еве когда некоторые магистральные провайдеры меняют маршруты(может тех проблемы какие решают или еще что).
на фоне Вашего высказывания все игроки в Корее выглядят не в лучшем свете.
а виртуалку иметь в целом довольно удобно
  • 0
avatar
перечисление денег мошеннику не подразумевал в этом плане

Учитывая, что мы говорим о сервисе (европейской локализации Black Desert), который распространяется по модели buy-to-play, не перечислять денег владельцам сервиса ну никак не получится. Это вообще первый шаг во взаимоотношениях.

на фоне Вашего высказывания все игроки в Корее выглядят не в лучшем свете.

Почему?
  • 0
avatar
Учитывая, что мы говорим о сервисе (европейской локализации Black Desert), который распространяется по модели buy-to-play
каюсь, не особо слежу за европой, не знал что там б2п, думал как у нас
Почему?
ну потому что честными создателей язык не поворачивается назвать и попадают под Ваше описание «Акт восстановления справедливости, предусматривающий перечисление денег мошеннику»
  • 0
avatar
Корейские игроки прекрасно играют и в другие MMO, необязательно корейские. Например, если внимательно присмотреться, два вчерашних ролика по EVE, созданы как раз корейским игроком. Но, в любом случае, я говорил о том, что проникая в сервис, ограниченный какими-то регионами, вы перестаете быть клиентом. Даже если проникновение для вас не было трудным.
  • 0
avatar
я говорил о том, что проникая в сервис, ограниченный какими-то регионами, вы перестаете быть клиентом. Даже если проникновение для вас не было трудным.
дк а напрямую на корейские сервера не попасть, расценки там выше
  • 0
avatar
Хорошая статья, было интересно читать.

Резанула первая же фраза «У меня нет никаких сомнений в том, что ключ от всех бед, происходящих с современными проектами, находится в руках разработчиков». Пусть для самих игроков это и не важно, но уж очень хочется отделить мух от котлет. Монетизация проекта, региональная в том числе, находится не в руках создателей контента и иже с ними, а армии маркетологов. Они оценивают аудиторию (сравнивать СНГ, Европу и Азию даже близко нельзя — поведение и отношение к платежам очень разнится), риски и перспективы, исходя из этого формируют бизнес-модель. И сами разработчики, если конечно мы говорим об играх высокого эшелона и многотысячных онлайнов, ничего сказать им не смогут — вложенные деньги надо отбить, зарплаты платить, чтобы новый контент пилился, и выходить в плюс, иначе разработка теряет смысл. Ведь ММО — это бизнес по продаже мечты о другой реальности, другой жизни и возможностей, и тут уж, как говорится, «ничего личного».
Только разработчиков жалко — все «шишки» им (sad smile).
  • +1
avatar
А вы можете привести примеры, когда система монетизации была кардинально искажена локализатором, тогда как разработчик ничего такого в своей работе не предполагал?
  • 0
avatar
Возможно арки и ArcheAge?
  • 0
avatar
Арки были придуманы разработчиком.
  • +1
avatar
Запуск Lineage II в России?
  • 0
avatar
Не могу, так как маркетологи локализатора согласуют схему с маркетологами компании разработчика. Любой «чих» локализатора требует подтверждения и исказить монетизацию без одобрения людей компании поставляющей контент ничего нельзя, если речь, конечно, не идет о полном выкупе проекта. Но таких случаев не доводилось видеть на практике.

В целом, крайне стал набивать оскомину многолетний тренд «плохие русские локализаторы, нехорошие разработики, все они источник зла». Да, он временами оправдан, но под его влиянием формируется заведомо негативное отношение аудитории к онлайн-играм в целом. Оно не всегда оправдано фактами, просто «так принято».
  • 0
avatar
Да, он временами оправдан, но под его влиянием формируется заведомо негативное отношение аудитории к онлайн-играм в целом. Оно не всегда оправдано фактами, просто «так принято».
хотелось бы прочитать несколько положительных, на ваш взгляд, фактов, вот хотя бы за последний год
  • +2
avatar
Запуск БДО в ваших строках я ощущаю =) Возможно, ошибочно.
Не знаю, как так у них получилось. Ачивмент, который еще гуще сделал краски.

Новости доступны всем, я могу лишь дать личную оценку своего «ммо-года» :) И для меня он был хорош — выпуск Скайфордж (большой и стильный, хоть и слегка однообразный), локализация старушки Теры(нон-таргет, божечки, как он есть) и слухи ставшие явью о грядущей русской B&S. Первые два проекта — не без минусов, но было весело и комфортно.
Можно пройтись по уже существующим на русском проектах, а также сессионкам, но боюсь, что на каждый факт будет контр-аргумент. Потому что «так принято», но всяких иветов, позитивных событий в текучке случается много. Негатив сильнее бъет по сознанию и смаковать его получается дольше.
Я не оптимист и мой стакан на половину пуст, но в этом году было во что поиграть с огоньком. Кроме БДО, пожалуй, но это другая история.
  • +1
avatar
Скайфордж, который ну очень быстро выкатил донат, и BnS, в котором целая сложная схема доната, это, конечно, просто удивительно радостные события.
  • +1
avatar
А Tera чем провинилась? Почему о ней ничего радостного? Люди стараются, между прочим.

  • 0
avatar
Смею предположить, что это оригинальный контент, который есть и в исходной корейской версии. Можно было бы выбрать новость о PvP-турнире, например. Но «так не принято» :)

Было бы интересно сопоставить развитие и становление в целом ммо-культуры в нашей стране и любом другом регионе мира, чтобы проследить как формировалось комьюнити региона и какие факты привели к тому, что мы имеем сейчас. Интересно, были ли такие материалы…
  • +1
avatar
Смею предположить, что это оригинальный контент, который есть и в исходной корейской версии.

Я в этом даже не сомневаюсь. Хочется понять, на каком этапе спора, где вы заняли позицию «разработчики не виноваты», мы находимся?
  • 0
avatar
Тут у нас с вами дискуссии не получится — если я выбрала игру, то, так или иначе, принимаю и модель монетизации. А если не по душе, то может и не стоит себя неволить, есть иные варианты.
У меня претензий не возникало — чтобы ммо делали и обновляли, кто-то должен получать зарплату. К тому же, если это F2P, можно просто не платить. В том же Скайфордже донат меня не пугал, хотя я думаю, это зависит от поставленных целей и интенсивности игрового процесса.
  • +2
avatar
Пусть для самих игроков это и не важно, но уж очень хочется отделить мух от котлет. Монетизация проекта, региональная в том числе, находится не в руках создателей контента и иже с ними, а армии маркетологов.

Тут у нас с вами дискуссии не получится — если я выбрала игру, то, так или иначе, принимаю и модель монетизации. А если не по душе, то может и не стоит себя неволить, есть иные варианты.
У меня претензий не возникало — чтобы ммо делали и обновляли, кто-то должен получать зарплату.

Обе фразы ваши. Так вы хотите «отделить мух от котлет» или уже нет?
  • 0
avatar
Тут нет противопоставления. Да, игры монетизируются, так как, я писала выше, «вложенные деньги надо отбить, зарплаты платить, чтобы новый контент пилился, и выходить в плюс, иначе разработка теряет смысл».
Я хотела подчеркнуть тот факт, что винить разработчика в том, что игра в новом регионе получает иную схему, нельзя. Не его вина, что успешные у одной аудитории варианты совсем не работают на базе другой.
  • 0
avatar
Тут нет противопоставления. Да, игры монетизируются, так как, я писала выше, «вложенные деньги надо отбить, зарплаты платить, чтобы новый контент пилился, и выходить в плюс, иначе разработка теряет смысл».

Я точно не отношусь к тем, кто ждет от разработчиков бесплатной игры. Я просто не понимаю, почему этому чужому желанию с определенных пор игроки начали приносить в жертву собственные права играть в нормальных условиях. И не понимаю, почему у игроков такая короткая память, что их удалось убедить в том, что раньше, во времена нормальных игровых сервисов по подписке, разработчики голодали и жили на улице.

Я хотела подчеркнуть тот факт, что винить разработчика в том, что игра в новом регионе получает иную схему, нельзя. Не его вина, что успешные у одной аудитории варианты совсем не работают на базе другой.

Не может игра получить другую схему без помощи разработчика. У локализаторов нет доступа к коду игры, а уж к новым ресурсам и механикам и подавно. Мало того, вы так и не привели пример искаженной локализатором механики. Оригинальная Tera — фритуплей с магазином. BnS — фритуплей с магазином. Кто из локализаторов что испортил? :)
  • 0
avatar
Я просто не понимаю, почему этому чужому желанию с определенных пор игроки начали приносить в жертву собственные права играть в нормальных условиях. И не понимаю, почему у игроков такая короткая память...

Сам рынок ммо приводит к таким событиям — подписка не гарантирует успеха, фри2тлэй — окупаемости. Поиск новых вариантов и схем выживания продукта будет идти постоянно и меняться со временем. Меня приводит в недоумение «сизон пасс», который и не игра, и не подписка. Но он есть и как-то с ним придется мирится, жить, играть.
Рычаг у игроков тот же, что и в былые времена — «голосование рублем». Это сильный инструмент, да только он как далекий гром — имеет отложенные последствия.

Не может игра получить другую схему без помощи разработчика.

Не может без участия бизнес-представителя разработчика. Ни один маркетолог или финансовый аналитик не станет продавать за 1 доллар то, что купят за 10 или 20.
Речь про искаженные механики не велась. Но для той же Tera разница между серверами России, Китая и США довольна ощутима в цене. А для Китай еще и в контете. Там платят иначе и покупают иное.

Попробую еще раз топорно — гейм-дизайнер придумал маунта, моделлер сделал модельку, программист оживил. Разработка контента завершена. Даже если эти трое рады бы выложить в магазин мунта за 1 доллар, то маркетинг диктует сделать это за 10. Жаль, что мой посыл остался не понятым, наверное, всему виной невнятное изложение. Есть к чему стремиться)
  • +1
avatar
Ни один маркетолог или финансовый аналитик не станет продавать за 1 доллар то, что купят за 10 или 20.
Там должно было быть написано «Ни один вменяемый человек» и далее по тексту :)
  • 0
avatar
Даже если эти трое рады бы выложить в магазин мунта за 1 доллар, то маркетинг диктует сделать это за 10.
Вопрос, кто этот «маркетинг», чтобы диктовать решение людям, которые готовы продать свой труд за меньшую зарплату?
  • 0
avatar
И для меня он был хорош — выпуск Скайфордж (большой и стильный, хоть и слегка однообразный), локализация старушки Теры(нон-таргет, божечки, как он есть) и слухи ставшие явью о грядущей русской B&S.
так а где в этих фактах позитивные действия локализатора?
например, когда я захожу на сайт локализатора БнС, то думаю не «как хорошо, что наконец-то», а «нафиг такую локализацию»
  • +1
avatar
Грустно, конечно. Русский сервер БНС для меня это хороший пинг и, вероятно, качественный перевод. А там посмотрим.
  • 0
avatar
Грустно, конечно. Русский сервер БНС для меня это хороший пинг и, вероятно, качественный перевод. А там посмотрим.

А для меня например, прямое требование дикого доната. И то ли еще будет.

При этом на мой субъективный взгляд БНС даже 300р в месяц не стоит, ибо хлам. Но чтобы играть «Без ограничений» надо влить 10к и не забывать доплачивать. Странно что за эти 10к я могу купить годовой доступ в вов и все игры Battle.net. И при этом мало того что с меня не потребуют дополнительных денег — а попомните мое слово, еще как потребуют. Но и при этом не обманут, как это было неоднократно за последнее время.

Вы упоминали Скайфордж. А вас никак не смущают к примеру эвенты состоящие из «Задонать! Задонать еще!» и уникальных фишек? Хотя про их уникальность я уже не уверен, ввиду того что мой аккаунт СФ остался там же где и был с момента первого такого «Эвента». Хотя мне в общем то нравилось, но играть в любую игру где так относятся к пользователям я не буду, пошли они в пень.
  • +4
avatar
Было бы и правда интересно услышать позитивные стороны.

Только бога ради, не приводите в плюс само их существование, ага.
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.