Еще один довод, высказанный в последнем «Горячем Чае», вызвал во мне острый приступ несогласия, но время и формат не позволили возразить. Может, и к лучшему. Сейчас я могу объяснить свою позицию в деталях.
Одним из моих самых любимых «персонажей» MMO-индустрии был и остается CEO CCP Hilmar Pétursson. Несмотря на всю свою противоречивость и допущенные ошибки. Причиной тому стали два его громких заявления, сделанные с разницей в семь лет.
Первая фраза была сказана в 2007 году. И звучала она так:
Если вы познакомитесь с событиями, происходившими в EVE, то вам не покажется, что люди, бывшие частью игры, воспринимали ее как игру. Она казалась им реальностью, они реагировали на нее, говорили о ней, ощущали ее так, как реальность. Если у вас 200 000 человек задействованы в чем-то, что они считают настоящим, это что-то и есть настоящее… Здесь настоящие чувства, здесь настоящая дружба, здесь настоящие враги.
И я начал играть в EVE. Одной из причин была именно эта фраза. Да, она срезонировала с моими личными убеждениями, которые, к слову, я сформировал не в EVE Online. Но для меня чертовски важно было услышать это понимание с той стороны.
Я знаю, что многие из вас относятся к играм и к ММО иначе. Я не заставляю вас изменить свою точку зрения. Но я лично ощущаю эту среду именно так: это все настоящее. Если в это верит человек, отвечающий за развитие MMO, я в деле. Если не верит — извините, я не могу наполнять этот сосуд, потому что он может оказаться по своему замыслу решетом.
Поэтому да — мне очень понравилась вторая фраза, произнесенная Хилмаром не так давно:
Цель нашей компании — создавать виртуальные миры, которые будут более значимыми, чем реальная жизнь.
Я не буду его защищать и проводить связь между первой фразой и второй, хотя она есть, на мой взгляд. Потому что мне нравится этот брошенный вызов сам по себе. Он дерзкий, да, но в этом и смысл. Если вы чем-то занимаетесь, если вы что-то создаете, вы должны хотя бы попытаться сделать что-то большое. Попытаться достигнуть предела. Рискнуть. У вас не будет получаться. Особенно если цели настолько амбициозны. Вы будете терпеть поражения. Но пока вы верите и продолжаете пытаться, я с вами.
Понимаете, смерть (или кома) отечественной игровой индустрии, на мой взгляд, наступила не потому, что у нас нет талантливых игроделов, а потому что они убили в себе мечтательных детей и стали циничными подростками. У нас разве что только Дыбовский нарасхват, которого приходят послушать куда угодно только для того, чтобы зарядиться. А остальные рассуждения вокруг игр, это уровень дискуссии базарных барыг, пересчитывающих мятые купюры. И отношение к клиентам примерно такое же: “если ты хотел качественного и честного, зачем на базар пришел?”.
Меня не покидает ощущение, что многие представители нашей (и не только нашей) игровой индустрии воспринимают аудиторию игр с определенной долей брезгливости. Я понимаю, что содержимое игровых форумов может эту брезгливость легко вызвать. Но я не понимаю, неужели не очевиден тупик в таком подходе?
Уровень дискуссии все равно изначально задает автор. Как и уровень целей. Визионерами должны быть разработчики, никак не игроки. Игрок-визионер легко может превратиться в карикатурного ценителя искусства, способного рассмотреть глубокий смысл и предназначение в любом наборе хаоса. Но рано или поздно борьба художника с улыбкой во время таких рассуждений неизбежно проявится уродливой гримасой и поставит крест на любви без повода.
Понятное дело, я не жду каких-то искренних стремлений заглянуть за горизонт от всех без исключения игр, или всех без исключения ММО. Но мне лично интересны именно такие.
Иногда меня упрекают в том, что я каких-то фритуплейных барыг или не самых удачливых разработчиков выставляю чуть ли не исчадиями ада. И я теряюсь. Друзья, поймите меня правильно, вот Hilmar Pétursson — по-настоящему инфернальный мужик. Он смеется демоническим смехом и сообщает, что уделает реальный мир. Мне самому страшно. И интересно одновременно. Но какое отношение ваша возня имеет к аду?
Я просто думаю, что если разработчики будут считать, что не делают ничего особенного, им нечего ждать и от аудитории. Это такая игра на понижение ставок, где в итоге самый простой выход — встать из-за стола, заскучав.
Но закончить хочется на хорошей ноте. Вокруг много людей, которые пытаются сделать что-то необычное, которые видят в играх новый потенциал, а не убежище для режиссеров-неудачников или писателей-неудачников. Я бесконечно люблю этих людей. И спасибо им за это. Вы открываете дверь и я с удовольствием вхожу. Но только после вас.
8 комментариев
Ну еще бы, они же кодили, старались, но почему-то пользователи не оценили ( ведь мы так надеялись на вас, а вы подвели). Как к пользователям относиться после такого? Еще и требуют чего-то постоянно
Не хочу вставать на сторону разработчиков обвиняя игроков в том, что они сами задают курс движения индустрии. Суть вопроса намного шире одних лишь игр. Как узнать что на самом деле на душе у художника? У музыкальных групп часто наблюдается рост популярности после смены стиля музыки. И всегда находится кучка фанатов говорящих «Metallica скатилась в попсу». А добилась ли бы группа текущей популярности продолжая играть трэш-метал.
Есть много примеров когда люди становились признанными обществом только в одном роде деятельности. Меня тревожит вопрос что они чувствуют после этого.
Хммм…