MMO-индустрия: Мы выбираем то, мимо чего семь лет назад прошли бы, не задумываясь
Кобб: Я вернулся за вами, чтобы кое о чём напомнить… вы когда-то знали, что этот мир не реальный…
Сайто: …и чтобы убедить меня, исполнить наш договор, да?
Кобб: Чтобы вы сдержали своё слово. Пойдём и мы снова станем молодыми.


Когда я пишу текст, мне совершенно непонятно, какой будет реакция на него. Это не напускная скромность. За многие годы у меня так и не выработалось чутье на успех или провал. Может, поэтому каждый новый текст для меня — приключение. Но я прекрасно помню, какую реакцию вызывали небольшие тексты о Darkfall. Практически никакую.

Кажется, на family-wow.info, во времена странного блоггерского противостояния, которое также распространялось и на проекты-фавориты блоггеров, был текст, в котором утверждалось, что в Darkfall есть все, что есть в Archeage — домики, корабли и даже кракен. Но вот не ценят и все тут. Так и было.

Я и сейчас готов объяснить, почему в тот момент эти проекты невозможно было сравнивать. Не только в визуальной части, но и в геймплейных вопросах, в философии. Просто сегодня в этом споре нет никакого смысла, если большинство из нас знает, чем закончатся любые превосходные эпитеты в адрес Archeagе, даже при условии частично профуканного потенциала.

Кобб: Идея похожа на вирус, она живуча и крайне заразна. Мельчайшее зернышко идеи способно прорасти и либо стать частью тебя, либо уничтожить тебя.

Пять лет назад часть из нас, включая меня, все еще верила, что бизнес-модель можно отделить от игры. Отчасти эти иллюзии остаются до сих пор до выхода игры. Ранние описания и бета-тесты — все еще прекрасный способ ощутить чистую игру без привкуса бизнес-модели.

Идеальных игр не бывает. Я не верю в идеал и не жду от игры этого состояния. Любое принятое решение имеет свои побочные негативные последствия. Важно, чтобы на другой чаше весов было что-то стоящее. При выборе игры, а в случае ММО, при выборе кандидата, способного вас увлечь на годы, важно то, насколько стоящей выглядит сумма положительных качеств, а не близость к идеалу. И как эта сумма плюсов и минусов выглядит по сравнению с конкурентами.

Вот почему семь лет назад я спокойно прошел мимо Darkfall — семь лет назад ландшафт ММО был совершенно другим. В 2009 году мы ждали даже Аллоды Онлайн, еще не понимая, что этот проект превратится в анекдот или страшную сказку детям на ночь о том, как нельзя поступать с игроками. Как и в случае с Archeage, сегодня мы можем говорить об Аллодах, прекрасная зная, каким “но” закончится этот разговор. Так какой в этом смысл?

Чтобы продемонстрировать, каким был 2009 год для MMO, давайте я вам покажу ровно один график. Это google trends по двум запросам “MMO” и “MMORPG”.

MMO-индустрия: Мы выбираем то, мимо чего семь лет назад прошли бы, не задумываясь
Кто-то скажет, что график подтверждает объективное падение интереса к жанру. Здесь мне возразить нечего. Потому что жанр — это не слово, это сумма его представителей. И вот так получается, что в 2009 году мы даже об Аллодах не догадывались, какими они будут. А самым ярким представителем фритуплея был Runes of Magic да вынужденный региональный фритуплей припозднившейся официальной Lineage 2. Потом случилось много чего, что пересказывать нет смысла. Но с этого момента интерес к жанру только падает.

Артур: Кобб, что ты устроил?
Кобб: Всё было под контролем.
Артур: Теперь это так называется?


Каждое отдельное принятое решение не изменит ситуацию в целом, когда вы маленькая часть огромной индустрии. Каждая перестраховка, каждый вынужденный компромисс, каждый довод о том, что “нам нужны деньги, иначе мы не выживем”, звучит убедительно и совершенно субъективно. Потому что “если выживем, тогда мы ого-го”. А график вот такой. Он очень плавный. На нем нет никого и ничего, во что можно было бы ткнуть пальцем и назначить отвественным за все.

Но самым ярким индикатором для меня лично остается интерес, который вызывает этим летом самая древняя версия Darkfall образца 2009 года. То, мимо чего большинство из нас семь лет назад спокойно прошли.

Мне не хочется сейчас все это раскладывать по полочкам. Мне кажется, что все мы находимся в глобальном сне, формируемым коллективным подсознанием. Где-то сбоку сейчас может ворваться поезд, огромные города могут уходить в воду, как песчаные замки, а улицы сворачиваться в ленты мебиуса. Мы шли-шли по ним и пришли в конец девяностых. Не было никакого специального архитектора, который так придумал. Мы можем о чем-то догадываться только постфактум, когда это уже произошло на наших глазах.

Сейчас речь не о том, что я же говорил.

Как было точно подмечено в нолановском “Inception”, злорадство или месть — идеи, которые не увлекают.

Кобб: Положительные эмоции всегда затмевают отрицательные. Мы все жаждем примирения, катарсиса.

Поэтому я смотрю на меленький хвостик, тянущийся вверх в самом конце графика. Может, это ничего не значащее колебание, а может, ростки нового интереса. Ведь впереди целая пачка заслуживающих внимание ММО, да и в целом кажется, что сегодня куда больше шансов для команд энтузиастов, раз уж мы готовы играть в Darkfall 2009 года. Наступят ли они на те же грабли? Я не знаю. Надеюсь, то, что вижу я вокруг в этом коллективном сновидении, видят и остальные. Но каждый сделает свои выводы и добавит в сон своих фантомов.

Мол: Отгадай загадку. Вот ты ждёшь поезда. Поезда, который отвезёт тебя очень далеко. Ты знаешь, куда тебе хотелось бы уехать, но куда отвезёт поезд не знаешь. Но это не важно. Почему не важно, куда этот поезд тебя отвезет?
Кобб: Потому что вы будете вместе.

Автор:

Автор и основатель проекта «ММОзговед». Сейчас также веду телеграм-канал «Путеводитель по Мирам»: t.me/worlds_guide

10
  • Спасибо за вашу оценку!
    Узнайте, на что она влияет.

47 комментариев

avatar
А я уже много лет как жду Ту Самую Игру, которая сможет объединить всех тех, кто уже разочаровался в ММО, которая сможет собрать всех, кто разбежался по множеству других проектов и тоже ждет Ее. Ведь очень давно не было действительно долговечного проекта, который смог бы привлечь великое множество. Были вкусные изюминки, которым не хватало того размаха гигантов рынка. Были и гиганты, но которые очень быстро превращались в пустышки. Мне кажется, что уже настало время для каких то крупных перемен в ММО-строе. Откуда они начнут свой рост-от монстров игростроя или от маленьких, но амбициозных? Я не знаю, но очень хотелось бы, чтобы они начались.

P.S. отличные цитаты из фильма, который, по-моему, даже более достоин Оскара, чем Выживший.
Комментарий отредактирован 2016-07-06 14:08:09 пользователем inokaw
  • +1
avatar
Атрон, а ты не задумывался о другом аспекте? О времени? О поколениях людей? Многие, очень многие из тех, кто иград в 2009, перестают играть… порой даже в игры вообще. Этап у них в жизни другой пошел, а молодому поколению ММОRPG намного менее интересны, чем мобильные игры и ю-туб.
  • +3
avatar
Многие идеи появляются просто по стечению обстоятельств и в целом не должны иметь никакого права на жизнь, однако эти идеи в свое время занимают целые умы и эволюционируют. Есть такое развлечение, как Dungeons and Dragons, эта игра появилась как продолжение идеи варгеймов, только игроки брали под контроль одного персонажа. В игру эту можно играть вообще без реквизита, имея лишь листок бумаги и воображение. Если подумать логически, сейчас в это играть вообще нет никакого смысла, когда есть ролевые игры с хорошей графикой даже у вас в телефоне: не надо никакого воображения — садись и играй. Я считаю, что D&D появилось случайно на стыке эпох, когда LSD уже запретили, а интернет еще не появился.

С ММОРПГ примерно так же, они все развивают ту самую идею заложенную в D&D. Первоначально эта идея была в виде сингл-партийных игр, широко известные из которых были выполнены в D&D-сеттингах и по правилам D&D, а потом это постепенно шагнуло в онлайн. Миры D&D это миры полные приключений и их искателей, злобных монстров и тысяч магических предметов, драконов и подземелий, сокровищ и ловушек — похоже на описание многих MMORPG. Шутка ли, что первая ММО — это Neverwinter Online, где Невервинтер город известного D&D-сеттинга.

Игры по типу D&D практически полностью ушли в инди, да и живет данное направление в основном благодаря «старым пердунам», что играли в них еще на их пике популярности, примерно то же самое может прийти и к классическим MMORPG с открытым миром, ведь по сути идея симулирования мира весьма специфична. Все же я надеюсь на то, что игроков хватит, ведь даже те же D&D-подобные игры у нас стали набирать популярность и выбираться на свет: hobbygames.ru/pathfinder-rolevaja-igra-startovij-nabor
Комментарий отредактирован 2016-07-06 14:36:16 пользователем Romulas
  • +1
avatar
Атрон, а ты не задумывался о другом аспекте? О времени? О поколениях людей?

Я понимаю, что google trends можно трактовать очень широко. Одна из трактовок, к слову, большая осведомленность в вопросе, что заставляет людей формировать более конкретные запросы, а не абстрактное «mmorpg». Именно поэтому пример с интересом к Darkfall мне кажется более показательным. :)
  • 0
avatar
интерес к даркфолу настолько огромен, что если вбить в гугл что-то типа «darkfall new dawn количество игроков» то на первой странице будет 5 тем из ммозга, чудеса индексации или бешеная популярность DND?))
  • +1
avatar
Боюсь, ответ из двух слов: «плохая реклама».
  • +1
avatar
с чего бы, в новостях mmorpg мелькает постоянно, даже меня, который на игру 10 летней давности не глянет под пытками, убедили глянуть на тытрубе что это за зверь.
  • +1
avatar
Тогда действительно странно.
Тогда надо посмотреть, возможно что-то примитивное: UI вводит в ступор похуже чем 1С/Битрикс или просто цвет+музыка вызывают постоянное напряжение как в Тундре.
  • 0
avatar
Так я о своем интересе. Ну, и о реакции на тексты.
Комментарий отредактирован 2016-07-06 19:40:39 пользователем Atron
  • 0
avatar
Попробуй сделать тоже самое в режиме инкогнито. Гугл достаточно активно подтасовывает результаты с учетом имеющейся у него истории поиска. Ну и я не уверен, что смешанные и чисто русскоязычные запросы в принципе могут дать релевантный результат.
  • +2
avatar
ты прав от и до, просто меня рассмешил результат поиска и это удостоилось отдельного поста.

а представь каково атрону, весь гугл ссылается на него же))
  • 0
avatar
О времени? О поколениях людей?

Плохой аргумент. Количество людей, которым доступны игры и интернет только растет.

ММОРПГ проиграли большой рынок — проиграли МОБА и другим сессионкам, проиграли сингл-играм (и добавление сюжета к ММОРПГ не помогло), проиграли фритуплею.
То, что раньше будоражило умы всех или почти всех, стало камерным увлечением, и прошедшая E3 тому доказательство.
Эх, раньше мы играли в ММОРПГ, а теперь мы ждем ММОРПГ…
  • +1
avatar
С чем вы спорите? Ваши слова лишь подтверждают мою точку зрения. Когда только мморпг стали доступны широкому кругу лиц — был всплеск интереса к жанру, потом появились альтернативы, люди разобрались, что им действительно нужно, и если ушли в сессионки, значит им не зашли мморпг, как жанр, а не потому, что монетизация.
Все доводы о монетизации разбиваются о постоянно растущий рынок мобильных игр, с монетизацией которых мморпг не тягаться. Впрочем, об этом намного лучше меня может рассказать Kaizer , который в теме.
  • +2
avatar
Все доводы о монетизации разбиваются

У тебя как-то очень удобно произошло в этом споре. Доводы взяли и разбились. Сами. Да еще и о мобильные игры. Жаль я этот спор не застал. :)
  • 0
avatar
Альтернативы появились не потом. В том же 2009 году вышла League of Legends, а IceFrog присоединился к Valve, чтобы работать над Dota 2.
  • 0
avatar
Я думаю рассказывать особо нечего. Всем и так видно влияние мобильных игр на монетизацию ММО. Особенно в последнее время. Тут и очки работы/энергия/КакУгодноНазовиРесурс, который нужен для игры, медленно восстанавливается со временем и быстрее за бабло, тут и акции «только сегодня! ограниченная акция! вдонать и получи эксклюзивно… возможность биндить пресеты, предложение заканчивается через xx:yy:zz», ну и из совсем свежего: многоуровневые премиумы.

И все же в том, что ММО теряют аудиторию в том числе и из-за монетизации, есть доля истины. Аудитория мобильных игр по сути взращена на микротранзакциях. Но при этом многие ММО-игроки помнят, в чем изначально была суть онлайн игр: все начинают одинаковыми нубами, а дальше все зависит от твоего скилла и попочасов. И именно это (в отличии от современных ММО) им дают сессионки, где донат сведен к минимуму (скинчики и прочее), а все остальное достигается лишь твоим трудом.
  • +2
avatar
А почему это не врывается в МОБА? Разные там донатские пассивки для героев, расходники дающие х2 урона на 30 секунд, увеличенное появление крипов и тд
Впилить донат при желании можно даже в тетрис, но почему это делают ММОРПГ и не делают МОБА? Маркетинговая политика МОБА разработчиков?
  • 0
avatar
потому, что игроки предпочитают соревноваться в скиле, а не в кошельке, очевидно же.

полно донатных моб, тот же праймволд например, не было жесткого доната и аудитория росла помаленьку, ребята скиловые были, ахнули анальный донат и популяция игроков убавилась в разы, а потом и все кто мог держать меч ливнули, осталось несколько сотен детей и идиотов.
  • 0
avatar
А кто в это будет играть, если есть f2p LoL и Dota2?
В то же время в ММОРПГ, в любой, всегда можно потратить деньги и купить себе что-нибудь хорошее, на том же ebay.
  • 0
avatar
А почему это не врывается в МОБА?
Все до очевидного просто. Любая уважающая себя моба стремится к киберспорту. А единственный способ популяризовать киберспортивный интерес в рамках конкретной игры: сделать так, чтобы обычные матчи игрались по тем же правилам, что и профессиональные турниры.

Вы себя представляете профессиональный матч, в котором бы игроки оплачивали с кредитки расходники? Вряд ли.
  • +2
avatar
В профессиональном матче вполне могут давать расходники бесплатно. Так в LoL на профессиональных матчах всем игрокам доступны все герои, руны и скиллы, а вот обычным людям такого удовольствия не дают — нужно либо покупать, либо прокачивать.

Но в целом верно, конечно же. Киберспорт дает свое положительное влияние на игры.
  • 0
avatar
В профессиональном матче вполне могут давать расходники бесплатно.
Смотри выше: это будет значить, что профессиональные матчи играются по другим правилам. В этом случае паблик-мета будет без расходников, а турниры — с ними.

Так в LoL на профессиональных матчах всем игрокам доступны все герои, руны и скиллы, а вот обычным людям такого удовольствия не дают — нужно либо покупать, либо прокачивать.

И за 3 месяца активной игры у тебя будет неплохой пул героев и все нужные руны без затраты даже копейки) Покупается все это перманентно и за игровую валюту, ни о каких «расходниках за донат» тут речь не идет. И если бы турниры велись на основных аккаунтах игроков, я гарантирую, вообще ничего бы не изменилось.
  • 0
avatar
ММОРПГ проиграли большой рынок — проиграли МОБА и другим сессионкам
С тем же успехом вареная колбаса «проиграла большой рынок еды» другим мясным изделиям, только потому, что на рынке появилось больше разнообразия. Это вообще не проигрыш. Потеря нецелевой аудитории, которой больше нравится что-то другое, или которая под шумок временно чем-то увлеклась — вполне нормальная ситуация. Куда хуже, когда людям, которые хотят играть в ММО в 2016 году не из чего выбирать, и Darkfall образца 2009 года становится интересной опцией, хотя он такой в 2009 году не был, проигрывая другим альтернативам. Рынок формируется конкретным спектром предложений, плюсами и минусами каждого его представителя, потенциалом, которые могут продемонстрировать MMO, как жанр, как вариант досуга.

проиграли сингл-играм (и добавление сюжета к ММОРПГ не помогло)
Это вообще была бредовая идея, слабые стороны которой были видны за километр. Сюжет лучше проходить в одиночном режиме. Всегда было лучше. И до появления ММО, и после. Но так уж получается, что сюжет проще всего подставить, когда ты не знаешь, как развлечь игрока в ММО. Когда оказывается, что твои ММО-механики не работают и не увлекают. Тогда да — тогда ты проигрываешь тому, кто делает хорошую сюжетную одиночную игру. Потому что он знает, что делает, и делает это хорошо.

проиграли фритуплею.
Что? :)
Комментарий отредактирован 2016-07-07 09:31:11 пользователем Atron
  • 0
avatar
людям, которые хотят играть в ММО в 2016 году не из чего выбирать

Это уже получается потеря целевой аудитории.
  • +1
avatar
Мне кажется, имеет смысл говорить только и исключительно о целевой аудитории. Все попытки подмять под себя нецелевую аудиторию заканчивают плохо для всех. Целевая аудитория чувствует, что в игре многое не для них. Нецелевая рано или поздно понимает, что эта игра, несмотря на все ужимки, не для них (ну, потому-то эта аудитория и «нецелевая»). По-моему, мы это видели множество раз.
  • 0
avatar
А как отличить одну аудиторию от другой? «Они ушли из ММОРПГ, значит они нецелевая аудитория» — классический образец неправильного рассуждения.
Комментарий отредактирован 2016-07-07 13:38:38 пользователем Damaten
  • 0
avatar
Мне кажется, комментариев выше ты уже выделил целевую аудиторию ММО.
  • 0
avatar
Вот есть Вася. Он никогда не играл в ММО, и не знает, хочет ли он играть в ММО в 2016 году. Он является целевой аудиторией, или нет?
  • 0
avatar
На самом деле, гибридные жанры/игры — это хороший способ раскопать свою нишу.
Если игрок любит шутеры и моба, то он с удовольствием станет заядлым игроком в овервоч. Если он любит моба, но не любит шутеры, то играть в нее он долго не станет. Аналогично и если любит шутеры, но не любит моба, он в игре не останется.

Зато если раскопанный пласт достаточно емкий, то разработчик получит неплохой бонус. Но урвет именно тех игроков, которые одновременно играют и в жанр А и в жанр Б по отдельности.

www.google.ru/trends/explore#q=World%20of%20Warcraft%2C%20dota%2C%20League%20of%20Legends%2C%20CS%20Go%2C%20Overwatch&cmpt=q&tz=Etc%2FGMT-7
Комментарий отредактирован 2016-07-08 05:40:34 пользователем Litiy
  • 0
avatar
… дабл
Комментарий отредактирован 2016-07-08 05:44:32 пользователем Litiy
  • 0
avatar
Атрон, при всем уважении… Но если в Даркфолл пошли играть 5-10 человек с ММОзговеда — это не значит, что людям в 2016 не во что играть.
Просто ты пошел играть и пишешь о нем, а любая статья, написанная с энтузиазмом, даже по не особо привлекающей человека игре, читается на ура. Тут неоднократно писали про Хих, в который нравится играть исключительно по статьям на Ммозговеде… Да что говорить, я своим энтузиазмом вот тоже кучу людей с ММозговеда в свое время в Скайфордж заманила.
Другой вопрос в том, много ли из читающих ныне этот портал людей вообще сейчас в ММО играют? В любую. В какую-нибудь. Да вообще в игры играют, а не в реал…
  • +8
avatar
Атрон, при всем уважении… Но если в Даркфолл пошли играть 5-10 человек с ММОзговеда — это не значит, что людям в 2016 не во что играть.

Изначально заметка о том, что я прошел мимо Darkfall в 2009 году. Речь обо мне. Это же авторский текст. Верно? У тебя, думаю, нет сомнений в том, что мне не составит труда высказать свое мнение по поводу потенциала, скажем, Bless или Revelation, которые, видимо, и есть то, во что стоит играть в 2016 году. Но я этого не делаю по вполне понятным причинам — я могу ошибаться, кто-то другой мне может открыть глаза своими текстами и доводами. Но пока их нет.

Я совершенно точно не тот человек, который заинтересован в том, чтобы в 2016 году не во что было играть в жанре ММО. Я тот, кто ищет малейший повод рассказать о чем-то интересном в жанре. Но об интересном, глубоком, о чем-то таком, что способно конкурировать с другими формами интересного досуга, а не быть просто поводом убить время.
  • 0
avatar
ММОРПГ проиграли большой рынок — проиграли МОБА
Эээээ?
  • +2
avatar
  • 0
avatar
  • 0
avatar
Вот с этим не поспоришь… Прямо сейчас сын с подружкой в него играют.
  • 0
avatar
Да-да, я тоже хотела этот график показать, но поленилась))
  • 0
avatar
Так никто не гуглит «MOBA». Гуглят доту, гуглят лол, можете сами проверить.
  • +1
avatar
По твоему сравнению видно то же самое, что и с ВОВ — просто не такой пик. Тенденция видна — всплеск интереса, угасание… Как ко всему новому.
  • 0
avatar
А вот нету пика. Есть медленный рост, выход на определенный уровень, а потом уже медленное угасание. Нормальный жизненный цикл. В то время как у многих ММОРПГ — пик и резкий спад. Интересно.
  • 0
avatar
Самое сложное с гуглом и его трендами — составить правильный запрос ;)
Надо вечером повозиться, материала на заметку, я думаю, наберется.
  • +2
avatar
Может быть, тогда и ММО надо поименно проверять?
  • 0
avatar
Проверял, World of Warcraft смотрится хорошо. Красивые пики на запуске SWTOR, Guild Wars. Много интересного
  • 0
avatar
Посмотри Final Fantasy 14 — мне нравится её график в общем-то.
  • 0
avatar
А у меня при вводе mmorpg without cashshop не выводит нужного результата!!! Гугл бесполезен! Он не может найти мне мир! )))
Комментарий отредактирован 2016-07-07 03:01:14 пользователем Ieliar
  • 0
avatar
Что значит не выводит? Там куча ссылок на ветки обсуждения на эту тему))
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.