Поиграв в Bless, я снова вернулся в LoL. Периодически, конечно, есть ностальгия по ММОРПГ, но последние годы игры просто не цепляют так, чтобы в них хотелось играть дольше одного-двух месяцев.
Для каждого из нас игры — это либо развлечение, либо спорт, либо жизнь. Это мое мнение. Возможно, с вашим оно не совпадет. Но я постараюсь объяснить.
Я максимально ги-ориентировнный игрок. Конечно, иногда находит ностальгия, и я перепрохожу игры времен Денди, о чем пишу в блоге Игры для детей, но в целом игры без гильд-составляющей меня не интересуют.
Для меня игра в гильдии — это, прежде всего, спорт. Ты быстрее качаешься, лучше строишь развитие клана, используешь различные ходы для того, чтобы стать лучше и сильнее, чем кто-то другой. Быстрее, выше, сильнее!
В спортивном подходе к играм, кроме вышеописанного, важны и условия, которые предоставляет сам геймплей, а также разработчики и издатели. Невозможно побеждать, если:
- нет цели победить и нет каких-либо параметров, определяющих «победителя» (геймплей);
- игра сломана и в игре столько багов, что побеждает нечестный, а не самый способный (разрабы);
- в игре есть админо-кланы или просто продажные ГМы (издатели).
Косвенно к этому можно отнести и дисбаланс классов (особенно ВНЕЗАПНЫЕ нерфы персонажей, которыми ты играешь). Плюс неясные правила игры или правила, которые доведены до определенных людей. Сейчас поясню:
- если кто-то из-за «весточки от знакомых админов» знает содержимое ближайшего патча — это нарушает условия правильной конкуренции;
- если в игре есть сомнительные способы быстрого развития, но позиция издателя по блокировке непонятна (например, баго-гуй в ПВ) и кто-то активно это бустит, а кто-то ждет официального решения — это тоже проблема неполноты доступности правил для всех.
Еще одна косвенная проблема — кривой геймплей, а также кривая работа разрабов и издателей. Лучший пример из свежего — фарм Кракена в АА. РБ респавнились в игре не по КД, а в том числе и от рестартов серверов. В итоге одна гильдия, которая багоюзом научилась фармить Кракена (топ1 РБ игры) — вышла в ощутимый плюс за первые недели старта, когда Мэйлру рестартовала сервера по 10 раз на дню.
Похожая ситуация была в RF Online, где ребята точились на +7 разово, но если все фейлилось, то просто эксплоитом роняли серваки. В итоге админы откатывали сервак на последний бекап, у нечестных игроков возвращались все затраченные ресурсы и так продолжалось постоянно.
Идем дальше. Развлечение.
Вообще все игры созданы для развлечения, но я отдельно выделил этот показатель потому как под развлечением в данном конкретном случае подразумеваю главную цель игры.
Многие игры предоставляют возможность игры не для соревнования, а просто по фану. Когда нет нужды постоянно с кем-то соревноваться и нужно лишь просто расслабиться и получать удовольствие. Проходить квесты, изучать Лор, общаться с друзьями. Необязательно, что игра при этом не имеет спортивной составляющей. Хороший пример — GW2. Мир ГВ2 настолько интересный и разнообразный, что в него можно играть без мободроча или соревнования с другими игроками. И у развлечения как основной цели игры есть огромное число поклонников.
Безусловно, отвратительная техническая поддержка проекта может повлиять на удовольствие от игры. Это и лаги, и постоянные рестарты, и неработающие квесты и локации, но основной упор делается прежде всего на геймплей. Без нормального геймплея и живого мира игры развлечение весьма сомнительное.
Теперь к третьему и важному фактору игры — жизнь в проекте. Я конечно утрирую, но иногда проекты настолько цепляют игроков, что они живут в них годами. Связано это как с геймплеем, так и с тем, что люди в играх создали мир, который интересен им больше, чем, например, риаллайф и развлечения в нем.
Если задроты-спортсмены 24/7 проводят в игре ради достижений в соревновательном направлении, то есть «задроты», которые просто проводят все свободное время в проекте по причине того, что им тут комфортно и интересно. Это не энтузиасты из предыдущего пункта, это уже более «тяжелая форма». Люди проводят все время в одной игре так так она стала частью их жизни.
Если взять время игры, то спортивные игры это 4-12 месяцев игры. Игры, в которые приходят за развлечением играют от полугода, до двух лет. Ну а на последний вариант выпадают игры длиною в 5 и более лет.
Проблема в том, что для «спортсменов» нет вообще особо вариантов в ММО, для них есть MOBA-игры, либо ММО, в которых решает донат или задротство 24/7.
Для любителей развлечений также немного игр. Ведь если игру разрабатывают 5 лет, то обычно геймплея в ней на 6 месяцев, в лучшем случае.
Ну, а ноулайферы давно уже живут в WoW и прочих играх, выпущенных в начале 00-х.
Мой прадед говорит: имею желание купить дом, но не имею возможности.
Имею возможность купить козу, но не имею желания.
Так выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями.
Индустрия ММОРПГ не дает рынку игр, в которые хотелось бы играть. В которые есть возможность играть. В которых есть геймплея не на 1 месяц. Это либо поделка по франшизе, либо миллиард клонов корейских игры, либо китайских.
Игр под спортивную аудиторию вовсе нет. Даже если они заявляют себя как пвп-игра с гильд-контентом, в итоге выходит классическая казуальная игра с элементами пвп.
Игр, к которым ты привязываешься на пять лет, вообще нет из современных. Это обусловлено как сжатыми сроками на разработку, так и нацеленностью издателей и в связи с этим и разработчиков, на основной заработок в первый год жизни проекта. Поэтому так много игр с НРД заполоняют индустрию. Даже если разработчики фанаты своей игры, без средств на издание и рекламу они «лучше» переключатся на новый проект, чем будут год за годом развивать игру.
Почти всю свою свою ММО-жизнь я играл в спортивном стиле, но сейчас это все приелось. Слишком много сил уходит на организацию игры гильдии и участие в соревновании с другими гильдиями. А удовольствие от процесса небольшое и длится 1-2 месяца.
Еще мне нравится постоянно качаться и поднимать лвл. Я не очень люблю игры, в которых лвлкап берется за месяц. Мне нравится когда пусть на 0.1% но я становлюсь сильнее с каждым уровнем, с каждым потраченным часом на игру. Остальное очень быстро надоедает. Еще больше мне не нравится система как в WoW, где ты выполняешь кучу разной ерунды, чтобы в итоге получить те же 0.1%, но это не связано с качем, а больше связано с беготней.
Хочется ли мне осесть в определенной игре и пусть если не жить, то играть и получать удовольствие, а не бегать по десяткам других? Безусловно хочется. Но пока я не вижу такого проекта и не представляю, каким он должен быть.
Но у меня есть мысль, что когда-нибудь мы дойдем до уровня игр (меня интересует именно ММО), в которых игра не будет завязана только на прокачке за компом. Это будет комбайн, который будет доступен (пусть и не с полным функционалом) на мобильных платформах, на ПК, так же, возможно, он будет завязан и на web-сервисы. Сейчас наверное сложно объяснить, но рынок меняется и те же игры дополненной реальности врываются в топы.
Сейчас почти каждый из нас в руках держит чаще мобильный, чем играет в ММО. Если создадут интересную игру, в котором на мобиле и через web-портал будет доступен не только чат, но и геймплей, то при должном уровне экономики, крафта, системы оффлайн заданий может получиться неплохая комбинация. Даже шлема ВР не нужен будет.
И вот тогда мы действительно будем жить в игре с удовольствием. Условно говоря, крафтить в дороге с мобилы, выставлять вещи на аукцион через сайт с работы, а данжи фармить и качаться дома за ПК. Рынок мобильных игр серьезно сдвигает индустрию с ПК на эти ваши айфоны. Игры там примитивные, но я уже играл в достаточно толковые клоны того же LoL'а, то есть MOBA-игры в нормальном качестве уже доступны, «танчики» так вообще вышли на телефонах и планшетах 2 года назад. Но нет игр, которые в изначальной концепции предоставляли геймплей на разных платформах.
Первой игрой, которая пыталась приблизиться к этому был Albion Online. Правда, там все изначально криво было реализовано. Один клиент на ПК и планшеты. Из-за этого на планшетах играть неудобно и опасно (фулл лут), а на ПК играть неудобно, так как игра заточена на совместимость с планшетами. Конечно, разрабы начали разделять интерфейсы и делать игру более удобной на ПК, но изначальный подход неверный. Нужно не один клиент делать, а несколько клиентов одного мира.
56 комментариев
Помню во времена игры в Ла2 даже юмор на эту тему вполне себе был, когда спрашиваешь знакомого в игре о его игровых успехах и если результат тебя не впечатляет, то говоришь «фууу! не задрот!» и людям зачастую было реально обидно не быть задротами))
Задрот — игрок, проводящий в игре много времени.
Нуб — новичок
Ноулайфер — чрезмерно увлечённый игрок
Днина — любой игрок, на которого нужно списать поражение.
Атэц/батя/папка — способный игрок
Анскилл — игрок, у которого не совсем получается
Нонейм — игрок, чьё имя по нелепой случайности неизвестно никому из присутствующих
Нонфактор — игрок, чьё существование пока не влияет на жизнь проекта
В общем, этот редиска, этот нехороший человек Василий Алибабаевич на ногу мне батарею уронил, падла
attention whore — человек, пытающийся привлечь к себе внимание любыми доступными способами
Примитивный текстуальный анализ. Простите за маленький объём проанализированных данных, но на большее мне пока жаль своего времени:
Джолли:
Общее количество слов — 1318
Я, меня, мне — 20 раз или 1,5% слов.
Атрон
Слов — 1479
Я, меня, мне — 16, или 1%
p.s. Комментарий по феншую написан, считай =)
Это давно игровой термин и ничего с теребоньканьем писуна не имеет общего. Так же это не оскорбительный термин, если конечно говорящий не собирается унизить. По мне это аналог слова «Ботан» в студенческой среде. Мы всегда говорили «нужно заботать предмет», «всю ночь ботал» и на такое оскооблялись видимо только те, кого дразнили ботаником в школе.
«Ноулайфер» вообще в кавычки взято, означает человека, у которого нет жизни кроме как в игре. В зависимости от контекста может быть как оскорбительнвм, так и нет.
Вот уже лет 8 я заходя в тимспики или чаты гильдии или других гильдий встречаю всех фразой «Здарова, нубы». Теперь вот задумался не считают ли меня за это быдлотой?)))
«В нашей пацанской тусовке это нормально». Все, кому не нравится, боятся, в школе дразнили, whatever.
О да, ночами не сплю в мыслях, как бы вас побольнее куснуть. Вы всегда так свою значимость преувеличиваете?
Видите ли, трюки вроде этого с попытками выдать мои сообщения за троллинг\обиду\оскорблённость не очень рабочие, если честно.
Вы, как уже сказано, можете дальше писать в своём намеренно или случайно провокационном стиле, только он, как по мне, ничего кроме насмешек не заслуживает. Только и всего.
Если это не троллинг, то возможно либо я когда-то вас обидел, либо у вас трудности с восприятием реальности. На этом дискуссию закончил.
Ну всё-таки сделайте над собой усилие, попробуйте меня понять. Вроде бы минимальная эмпатия не требует радикальных перестроек в личности =)
Я воспринимаю ММОзговед как колодец, из которого я привык пить чистую воду. И когда здесь появляются материалы, на приличную часть состоящие из мусорного, пренебрежительного сленга и совершенно неуместной иронии в адрес незнакомых людей, для меня это сродни тому, что в колодец попали сточные воды. Угадайте, как я должен относиться к тому, кто послужил этому причиной? =)
Дискутировать дальше, пожалуй, действительно незачем.
А вот насчёт игровых квестов съездить в центр города и что-то там сделать, или искать покемонов у реки — рациональное зерно в этом есть (встать из-за компа и подвигаться), но выглядит странно.
Вот тебе жизнь среднестатистического «москвича»:
9 часов рабочий день (с учетом обеда), если не брать «короткую» пятницу
1 час до работы + 1 час назад. Это в идеале, реально люди думаю добираются в среднем туда-обратно 2.5 часа.
6-8 часов сон. Возьмем 7 как среднее, но вообще спать нужно 8 часов.
Всякие прием душа, чистка зубов, завтрак и тд — еще 1 час в день.
Ужин — от 30 минут, если конечно не хомячишь за компом.
Итого 9+2.5+7+1+0,5=20 часов. На семью, игры и прочие «починить табуретку» — 4 часа. А 2 часа уходит на поездки в общественном транспорте (электричка, метро, наземный транспорт). Можно читать книжки, смотреть кино, лазить по сайтам, иногда еще спать (особенно если невысыпаешься ночью). Я бы с удовольствием играл 2-3 часа вечером и 1 час в дороге (с утра я сплю в электричке, а вечером смотрю сериальчики), особенно удобно было бы 2-3 часа заниматься интересным, а час в дороге потратить на что-то менее увлекательное — отправить внутриигрового бота/раба/помощника и тд качаться, поставить чара на крафт, выставить вещи на аук и тд.
максимум что сейчас реально, это вебинтерфейсы типа какого-нибудь аукциона, ну или в лучшем случае, что-то уровня джижка юнити, тоесть браузерок.
там же куча проблем, железо не тянет, а если тянет, то греется как печка и требует чемодан батареек.
в куче игр есть всякие онлайн калькуляторы, билдеры, трейдеры и т.д., это же не игра, и не симулятор игры.
реально это направление попрет когда мобильные платформы технически это потянут и когда платформа будет более менее стабильна с точки зрения разработчика.
Мне почему-то кажется, что ты взялся описывать людей, жизнь которых совершенно не представляешь. Но давай начнем с тебя.
Ловушку, в которую ты попадаешь со «спортивным подходом», я уже описывал. И она, пожалуй, самая опасная в MMO. И самая эксплуатируемая, если что. Суть ее заключается в том, что установка на победу любой ценой подчиняет тебя игре. Ты и сам это прекрасно знаешь — качаться дольше, чем противник, срезать углы жестче, чем противник, и так далее. Не ты выбираешь темп, не ты выбираешь стиль, не ты выбираешь способы. Ты приходишь в игру и смотришь по сторонам — «так, что мне нужно сделать, чтобы победить?». Твоей воли в этом нет. Что скажут делать разработчики, то и будешь. Скажут штурмовать замки 24/7, будешь по будильнику вставать. Скажут, что эффективно на всякий случай вырезать все живое вокруг — будете вырезать. Потому что счет на табло определяет все. Остальное никому ненужные сантименты. Для спортсмена, разумеется.
А разработчики тем временем, поняв, сколько в MMO потенциальных «спортсменов», потирают руки и наполняют магазин:
При потенциальной возможности купить преимущество сам факт соревнования возможен при условии использования всех доступных платных «бустеров» без исключения. Чем прекрасно и пользуются хозяева подобных сервисов. Они, мило улыбаясь, говорят, что можно все это не покупать, но ассортимент магазина яростно с этим спорит характеристиками товара. Нельзя не покупать, если такое может оказаться в руках твоего врага.
Я понимаю игроков, которые попадали в эту ловушку, в том числе и пообещав своей гильдии «быть лучшими». Я не понимаю, зачем они раз за разом идут в такие игры. Если только сам факт соревнования деньгами их не привлекает изначально. Аудитории пора вырасти. Шишек набито достаточно.
Игра в бизнес-модель
И знаешь, что на всем этом фоне поразительно? То, что чистых спортивных многопользовательских игр сейчас достаточно. Если нужен именно спорт, а не массовый нагиб. Потому что в ММО спорта не может быть по определению. Потому что ММО в изначальном виде симулировала мир, то есть жизнь. Никак не забег. Потому что в ММО люди приходили спустя год, или даже спустя пять лет после старта. Потому что в условиях бесконечной сессии нет возможности участвовать в ней непрерывно. Но есть возможность пересидеть противника. Есть возможность вырваться на старте. Есть возможность взять отпуск, затариться йогуртами и подготовить пустую банку под столом, чтобы… Чтобы? Ты же знаешь ответ, правда? Что получить преимущество. То есть «спорт» только в контексте отрыва от соперника, а не в контексте равных возможностей, единого хронометража и прочих важных факторов.
Вот это и есть «ноулайферство». А никак не многолетняя привязанность к виртуальным мирам. Именно в этот момент ты подчиняешь всю свою жизнь игре. А никак не в случае, если человек никуда не спешит и воспринимает MMO как жизнь. Такой человек никак не занимает все свое свободное время. Но даже если это в какой-то период случается, он делает это, потому что ему это нравится, как ты верно заметил. Идет дождь на улице, ему хочется просидеть в уютной комнате весь выходной день перед монитором. Это его желание. Это никак не отсутствие другой жизни. Неправильно проводить знак равенства между такими людьми и отсутствием у них реальной жизни. Я такой человек. У меня полно реальной жизни. Мне странно, что нужно это доказывать. Ведь любителю книг не нужно доказывать, что у него есть реальная жизнь. Любителю походов в кино или просмотра сериалов на диване — тоже. В юности, помимо чтения книг запоем, я часами мог слушать виниловые пластинки. И это было частью моей жизни, а не отсутствием у меня жизни. Когда я купил двойник Пинк Флойда — это было яркое событие в моей жизни. И никто не смеялся надо мной. Не говорил, что я ухожу от реальной жизни в музыку Пинк Флойда. Почему с играми я должен оправдываться и доказывать, что это часть жизни, а не ее отсутствие? В отличие от «спортивных» забегов в новых ММО, я это выбрал в нужной мне дозе и в нужной протяженности.
Ты сделал совершенно разумный выбор в пользу LoL, как хорошей спортивной игры. Поздравляю. Я надеюсь, что в будущем ты найдешь хороший MMO-мир, сможешь в нем по-настоящему пожить в свое удовольствие и не будешь переживать о том, что отбираешь это время от реальной жизни. Потому что это и есть часть реальной жизни. Просто один из ее интерфейсов. Как и панель моей старой радиолы в юности.
Что же касается спорта, я не о киберспорте говорю, а о соревновательном духе при игре гильдией. Быстрее, выше, сильнее. Я не знаю кто там и что эксплуатирует, так как нормальных ги-ориентированных игр после ла2 не выпускалось почти, ну кроме ПВ разве что (из тех, что я знаком). Не нужно думать, что мы все такие задроты, что готовы вставать в 5 утра на Баюма и ждать по 10-15 часов его респа. Таких уже не осталось хардкорщиков. И игры, где как в Айке у тебя забирают 31 декабря Хаосы территорию, пока ты кушаешь оливье — нам не нравятся. Собственно из-за этого были проблемы и в GW2, так как PvDoors по утрам просто убивал интерес в соревновательном направлении игры.
Так я ж не про вас. Я сам вставал по будильнику. Я откладывал работу, чтобы зареинфорсить POS атласов в два часа дня, потому что это наиболее неудобное время для них (и для меня тоже, но мне же нужен результат). Так что если мы хотим «быстрее, выше, сильнее», мы должны смотреть на правила и использовать их в своих целях. Но при этом мы изначально действуем в рамках установленных не нами правил.
Я в ММО соревнуюсь постоянно. Но я не соревнуюсь в лоб. Я смотрю на то, чего могу добиться, не потеряв себя, не задев свои желания, принципы, тот отрезок свободного времени, который я могу и хочу посвятить именно игре. А в этом контексте я прекрасно понимаю, что в ММО постоянно кто-то будет «быстрее, выше, сильнее» меня. В абсолютной величине. Потому что это очень формальные метрики, которые можно фармить.
Не нужно пытаться впихнуть в мобильник или браузер полноценный клиент с тем же уровнем графики, а создать единый сервер с разными клиентами и разными возможностями под них, которые данное устройство сможет легко и удобно выполнять.
Идея стоящая, мне нравится.
Мне показалась интересной идея, когда под разные цели мы будем использовать клиент разной полноты функционала. Не пытаться в планшет или телефон впихнуть 100% функций полноценного ПК клиента, зачастую вынужденно отрезая от ПК версии то, что совсем никак не приклеивается к мобильной платформе и сенсорному управлению. Не пытаться впихнуть невпихуемое, а рационально использовать имеющиеся возможности каждой из сред.
В шопе ничего нагибательского нету, единственный минус, это отсутствие рыбалки у бесплатных игроков.
Так что в предложенной классификации игроков себя не нашел.