Знаете, что меня по-настоящему удивляет? Фраза “очередной клон линейки”. Каждый раз я при этих словах замираю. Где?! Где это чудо?! Неужели кто-то наконец догадался? А, нет, это просто то, что люди себе напредставляли о линейке. Скажем, вам скучно бить мобов без квестов? Это «клон линейки». Осады замков в любом виде? «Клон линейки». Базар-торговля? «Клон линейки». Но по отдельности все это не работает. А ведь идея сделать в 2017 году чистый клон «линейки» может оказаться не такой и плохой, если задуматься.
Возможно, на меня точно так же удивленно посмотрят фанаты WoW, но в WoW я все же играл и считаю, что у него действительно есть клоны, четко повторяющие основные геймплейные элементы и их сочетание. При этом основная их проблема в том, что WoW, по большому счету, своих принципов не растерял, а последователи не продвинулись в какую-то другую строну. То есть в клонах на базовом уровне вы почувствуете примерно то же, что и в WoW. Да боже ж мой, даже современная «линейка» во многом стала WoW. И в этом проблема — у нас не осталось оригинальной «линейки».
Да, вы все еще можете зайти на фришард, а с недавних пор и оформить подписку на Lineage 2: Classic, но в первом случае вы получите статичную копию конкретных хроник, а во втором — жалкую тень прежних механик, сделавших проект знаменитым. В первом случае вы не увидите вообще никакого развития, во втором — весьма условное для галочки, либо инициативы, заставляющие настоящих поклонников этой MMO хвататься за сердце с криками “вы же обещали без инстансов и аттракционов!”.
Когда полтора года назад мы осознали бесперспективность условного развития “классики”, я еще раз осмотрелся по сторонам в поисках хотя бы вменяемого серверного эмулятора Lineage 2 периода C4-Interlude, который бы организовали настоящие поклонники, но ничего даже отдаленно напоминающего такой вариант не обнаружил.
До этого наша команда побывала на двух фришардах, потратив на эксперимент больше года и в полной мере прочувствовав цикличность жизни этих краткосрочных забегов за ностальгией под предводительством откровенно коррумпированных организаторов. Так что с тех пор фришард для меня стал еще одним аналогом абсолютно бесперспективной затеи.
И в итоге мы там, с чего я начал — где? Где хоть одна попытка по-настоящему воссоздать конструкцию, от которой сегодня не осталось даже оригинала? Причем не бездумно частями, а осознать ее целиком.
Нельзя говорить об осадах замков, не вспоминая о том, что происходило потом — после успеха в этом эффектном, но краткосрочном событии, происходящем раз в две недели. А потом для владельцев замка наступала совсем другая политико-экономическая игра с вложением крупных сумм денег, учетом предложений конкурирующих по ресурсам феодов, постоянной актуализацией предложения и привлечением посторонних игроков на свою территорию. Нельзя говорить о клановых жилищах в игре, не осознавая их роль в экономике, ежедневной логистике, поддержке соклановцев баффами и актуальности территорий. Нельзя говорить о консенсусной системе PvP, не осознавая, какую роль играла всего одна единица экипировки, и что означала ее потеря для нарушителя. Нельзя говорить о крафте, не понимая, каких усилий стоило создание одной единицы экипировки, какую роль в этом процессе играла торговля и активность владельцев замка. «Линейка», которую я люблю — это не что-то из перечисленного, а все вместе. Именно тогда у нее появляется смысл.
Да, конечно же, как и любая другая игровая схема, линеечная имеет свои врожденные изъяны. Но их ничуть не больше, чем у любой другой.
Ни в одну игру меня не тянуло с той же силой снова и снова, как в Lineage 2. Я не заставляю вас любить эту игровую концепцию так же, как люблю ее я. Просто хочу сказать, что, с моей искушенной точки зрения, не было пока еще даже попытки создать клон этой механики.
Почему, собственно, я так обрадовался, услышав новость о Lineage 2: Classic в свое время? Я подумал, что у нас появился шанс на параллельную вселенную, которая из определенной точки будет развиваться иначе. Но развиваться. Это то, что не даст вам ни один фришард. Потому что ключевым свойством любой MMO должно оставаться постоянное развитие, осознание завтрашнего дня, который принесет что-то новое, интересное. Постоянно отодвигающийся горизонт, заставляющий мечтать.
Возможно, ожидание от любой MMO некой изначальной обязательной оригинальности — не очень мудрое решение. Посмотрите, как меняются MMO со временем. Каждое обновление, каждое решение авторов — это необратимый выбор на развилке возможных вариантов. Нет ничего плохого в том, что кто-то возьмет работающую схему на определенном этапе, воссоздаст ее и начнет развивать в свою сторону, поняв, как это работало и попытавшись по-своему усилить эффект.
Рынок привык копировать только самого успешного, но стабильно терпит в этой затее поражения, отчасти потому, что копирующие не до конца осознают, как это работает, отчасти не понимают, что тот, кого они копируют, когда-то взял за основу достижения другой MMO, но по-своему качественно развил их, а не предложил то же самое.
Что удивительно, в случае с “линейкой” сегодня можно было бы попробовать предложить даже то же самое в качестве начальной точки отсчета. То, что могла, но так и не сделала L2: Classic.
Зачем я это написал? Сам не знаю. Разговор неожиданно вспыхнул после эфира с авторами, приглашенными на предпоследний подкаст. И все сошлись на мысли, что это было бы круто — если бы мы действительно увидели клон “линейки”. Хоть один, но настоящий. Я с удивлением обнаружил, что так считаю не только я. Так почему бы не поделиться? Возможно, мне также хочется сказать, что у MMO есть даже известные и вполне работающие игровые схемы, которые не используются и не развиваются. И здесь я полностью согласен с Кьяррой — мы в каком-то глубоком детстве жанра, рассуждения которого о том, что раньше трава была зеленее, выглядят как страдания в духе “жить осталось мало, мне уже семнадцать лет”. А возможно, я ошибаюсь, и в реку повторно уже не зайти. Но мне отчаянно хотелось бы это узнать на практике. Просто не говорите “очередной клон линейки”. Нет его в природе. И не было.
14 комментариев
А что мешает сделать свой фришард и быть честными админами?
Я говорю не об ощущениях, а о схеме игровой механики. Разумеется, у Линейки есть свой неповторимый шарм — красивый мир, неустаревающая графика — но сейчас речь именно об игровой схеме. Ведь под «клоном линейки» подразумевают не чистую визуальную схожесть, а смысловую.
Знаешь, мое мнение по этому поводу постоянно меняется. Когда я начинал знакомиться с MMO, понятное дело, таких мыслей не было. Потом был период знакомства с официальными MMO и я оставался на позициях, что это все же незаконно и следует уважать права авторов проекта. Именно поэтому после EVE мы пошли в официальную Lineage 2 от Инновы. Но это была уже не та линейка, увы. Затем мое мнение изменилось, когда я увидел эмулятор Star Wars Galaxies. Что интересно, именно о нем была первая заметка на mmozg 2.0. Игра была похоронена, а тут вдруг ее воскресили. И было в этом что-то совсем другое, чем желание проехаться на чужом труде, на чужой интеллектуальной собственности. Сейчас я, пожалуй, склоняюсь к мысли о том, что попытка воссоздать ту самую линейку — занятие, очень напоминающее энтузиазм команды SWG-EMU или Носталриуса. Если речь идет именно об эмуляторе, а не краденном PTS. Я понимаю, что это лазейка в законе, и мне это не очень нравится по форме, но по сути перед нами желание вернуть то, что мы любили, чего больше нет и чему больше никто не предлагает замены. То есть если бы у меня был выбор, эмулятор линейки или официальный клон линейки, пускай и уступающий ей, я бы однозначно выбрал клон и платил бы авторам. В том числе и за возможность развития, которого у эмулятора, боюсь, нет.
Что до меня лично, то я просто занят другим. :) Над ММОзговедом я сейчас работаю примерно до полуночи. С утра. :)
Кхм… :)
И присоединяюсь к комментарию, что главное в ней было, что там были люди с которыми было интересно вместе. Хотя в PvP-механики я в ПВ никогда не играла и на ГВГ никогда не ходила. К вопросу о социальности ПВ: меня до сих пор Игровой муж поздравляет с Днем Рождения, хотя прошло 5 лет как я перестала играть, и в реале его никогда не видела.
В WOW-Катаклизм — это уже ушло, наверно было раньше, но я это в WOW уже не застала.