Набрел тут на безумно субъективные, но все же интересные обзоры текущего состояния рынка MMO от одного ютубера. В них меня заинтересовало именно то, как он на личном уровне воспринимает весь спектр MMO.
Прежде всего, он делит их на «Premium MMO» и «Free-to-Play MMO», отдельно выделяя в категории «Free-to-Play MMO» — «Worst MMORPG Cash Shops». Другими словами, у фритуплея есть свои градации сортов.
Вот несколько заинтересовавших меня наблюдений:
- В категорию «худшие кэшшопы» попали игры, в которых кэшшоп невероятно навязчивый и постоянно напоминает о себе в игре, не давая возможность просто оплатить что-то и погрузиться в игру. Ну, хоть здесь mail.ru безальтернативно взяли первое место.
- Автор справедливо указывает, что все перечисленные MMO с самым отстойным магазином — в прошлом премиумные, без исключений. Большинство из них он искренне и очень горячо расхваливает. Особенно Allods Online, что любопытно. Но, увы, не судьба, они прокляты.
- Автор абсолютно уверен, что корейские и русские игроки воспринимают игры своеобразно и любят фритуплей. Не то что западные. То, что четыре из пяти игр в его личном рейтинге — продукт именно западных разработчиков/издателей, автора не смущает.
- В пять лучших премиумных MMO попал Black Desert. Просто потому, что игра требовала деньги перед покупкой. И несмотря на чудовищный скандал с игровым магазином в последствии.
- Зато туда не попала EVE Online, оказавшись на седьмом месте в десятке фритуплейных игр. Утверждается, что меньше года назад игра перестала быть премиумной, но так как на протяжении десятка лет она была премиумной, в ней масса премиум-контента, она выглядит очень современной и в нее вполне можно еще играть.
- Проблема только в том, что сам автор позиционирует EVE онлайн между Archeage и Rift. Обе вошли в другой рейтинг — пятерку «Worst MMORPG Cash Shops». Да, автор ошибается, но, как вы думаете, сколько еще людей судят по обложке и позиционированию, которое навязывают им авторы MMO?
- К слову, о позиционировании. Автор честно признает, что почти ничего не знает о EVE Online, кроме того, что видит в новостных заголовках: «Это игра, где одни люди убивают других, и это обходится жертвам довольно дорого в пересчете на реальные деньги».
У этих видео очень противоречивые оценки, а в комментариях неизбежно вспыхнули споры вокруг субъективизма составителя рейтингов. Но подумайте, какое количество людей знает еще меньше о MMO и вынуждены судить «по заголовкам в новостях» или довольно условному позиционированию?
17 комментариев
Но нет, если что, это совершенно не значит, что я её защищаю. Просто проблема шопа там явно не самая главная проблема.
Ну и отдельно их заигрывания с балансом. Когда я покупал, скажем, осквернителя, я покупал его как хилера с уникальной механикой (поглощение урона, наносимого членам команды на свою тощую шкурку). А теперь он просто рдд по одной цели с совершенно обыкновенной механикой. Мало их там было что ли? Инквизитора кому-то не хватало?
В общем, это лирика. Я понимаю, что вроде как видео про плохие шопы, но назвать шоп Рифта одним из худших я как-то не могу. У нас ещё есть как минимум DCUO, где без подписки ты всегда ограничен носимыми деньгами так, что полностью выключаешься из какой-либо торговли с другими игроками — и это не говоря о том, что там практически весь контент находится за пейволлом. Да, можно платить подписку, но её и в Рифте платить можно, точно так же получая определённую сумму тамошней валюты в месяц. Ещё у нас есть игры Cryptic/PW: Champions Online и NWO, в которых пейволлов тоже полным-полно. Блин, да хоть бы текущую Lineage II упомянул.
Ну и наконец есть куча разных… игр, которые вообще создаются исключительно ради шопа и дальше него не развиваются.
Я запутался. :) А разве не вся монетизация через игровой магазин происходит?
Правильно Кьярра сказала — Просто тут дело в мелочах. Ты можешь справедливо возразить мне, что шоп в Рифте плохой, но я считаю, что в первую очередь плох их подход, из-за чего и шоп становится плохим. Я крайне не люблю такую вот отрицательную мотивацию, но очевидно, что денег она приносит больше.
В общем, это мои персональные заморочки, на объективность я не претендую. Даже не знаю, зачем вдруг решил этими тараканами поделиться :)
Но факт остаётся фактом: есть шопы и намного хуже, чем в этих двух играх.
от кошелькапротив проклятий на лут).А вообще, конечно, делать обзор на основе «сам я не знаю, но мне говорили»© — это прям вообще да! XD
Если как человек, который продолжает врать про привлекательность фритуплея и абсолютно серьезно предлагает своим клиентам купить не игру, а преимущества или избавление от трудностей, нет, конечно, ни в коем случае. Пока есть ажиотаж, нужно игроков ломать через колено и убеждать, что они очень хотят фритуплей, и что выбирать им не приходится. Потом помыть руки и пойти домой.
Если как человек, который хочет запустить полноценный игровой сервис, уважать своих клиентов и то, чем занимаешься, тоже нет, ни в коем случае — никакого фритуплея. Я не настолько самоуверенный, чтобы искренне считать, будто моя команда потянет две монетизации и геймдизайн в двух направлениях, не будет подвержена соблазнам сначала убедить себя в том, что продать трусы с характеристиками нужно для того, чтобы сделать что-то интересное, а потом, когда интересное вдруг не получится (а так часто бывает, это вам не трусы с характеристиками), еще больше сосредоточиться на выпуске трусов. Я уж не говорю о том, что каждым своим действием я формирую игровое сообщество, которое и есть суть игровой вселенной.
Если как человек, который понял, что проект за два года сдулся, тогда да, конечно — самое время вводить p2p. Заодно можно будет в следующем проекте сказать — видите, p2p не работает, мы пробовали. И умолчать о том, что мы его открыли тогда, когда все, кому проект был интересен, просто разочаровались в нем или потеряли интерес.
Какое-то время назад я действительно верил в возможность параллельного существования двух схем монетизации. Ну, так я и к фритуплею относился куда более лояльно. Хотя, может, и сейчас ошибаюсь. Но нужны конкретные примеры, чтобы убедить меня в этом. Вот по поводу фритуплея я конкретных примеров, которые изменили мою позицию, получил выше крыши.