Недавно мне со знанием дела рассказывали, что подписка больше неактуальна, а настоящее и будущее за фритуплей играми с донатом. Началась беседа с недовольства игроков, что донат убивает игры. И если раньше это происходило постепенно, то теперь прямо со старта вводят такой несбалансированный магазин, что играть не хочется.

В ответ собеседник спросил, а что с донатом не так. Например, в реальном мире ты ездишь на старой дешёвой машине, а Петя купил Теслу. Тесла очень быстро разгоняется и выглядит престижнее, но и цена намного дороже. Так что, это не должно тебя задевать, всё честно. А если тебе это не нравится, то ты просто завидуешь.

Так и в играх. Если Петя пришёл, задонатил и поднялся до твоего уровня, то всё нормально, не нужно из-за этого переживать. Но я-то знаю, что это ни разу не нормально. За последние годы начитался статей Атрона о вреде фритуплея и честности подписки. Так что, я выдвинул два основных аргумента.

Первое: во фритуплей-игре главное, что приносит прибыль — это магазин. В первую очередь разработчики делают магазин, основные силы тратят на магазин, а игра — это антураж к магазину. Этот аргумент остался проигнорирован, поэтому переходим ко второму.

Второе — донат обнуляет игровые достижения. Какой смысл играть месяцами, качаться, фармить и крафтить экипировку, достигать вершин, если можно прийти и быстро купить то же самое за донат? А про пример с Петей и Теслой я сказал, что Петя честно заработал кучу денег в реальном мире, чтобы купить машину. А не прилетели инопланетяне и подарили ему мешок с миллионом долларов. Донат в играх — это тот же чужеродный мешок инопланетян.

С этим он абсолютно не согласился. Если ты играешь год и сделал себе крутой меч, а я только пришёл, то как мне тебя догнать? Донатом. А если ты играешь по пять часов в день, а мне надо работать и кормить детей, и я играю только час в день? Это тоже нужно компенсировать. Кажется несправедливо, что можно прийти и задонатить? Но школьник может прийти и играть по десять часов в день. Это тоже несправедливо, если нет возможности его догнать.

Я заметил, что донатят обычно не для того, чтобы догнать. А на старте игры, чтобы оторваться. И теперь уже я не могу догнать донатора, не заплатив столько же денег, сколько он. Ответ был в том же стиле — он может себе позволить потратить больше времени и денег, а ты — нет. В этом случае как раз «время — деньги». Если ты можешь догнать донатора, играя больше — значит, всё нормально. Если нет — тогда уже донат неправильный и несправедливый. В общем, я понял, что у каждого человека свои представления о хорошем и плохом донате.

MMO-индустрия: Как меня пытались убедить, что подписка устарела

Тем временем, другой игрок добавил, что ему всё равно, что Петя ездит на Тесле, пока мы не участвуем в гонках против него. Точно, соревнование страдает. На это нам ответили, что соревнование важно только для хардкорной аудитории, а таких всего 5% игроков. Нет смысла делать игру ради 5% людей, на этом не заработаешь. А остальные 95% играют ради удовольствия. Им не так уж важно, задонатил ты или играешь уже целый год.

Гениальный аргумент, им можно «доказать» практически всё, что угодно. Только 5% игроков задумываются о честности и долгосрочных целях. Только 5% людей играли по подписке и понимают, как она работает. Только 5% покупателей смотрят на срок годности продуктов — значит, можно продавать просроченную еду. Так можно продолжать до бесконечности.

О подписке
Конечно, меня это всё не убедило, и я продолжаю ждать честную игру по подписке. И тут собеседник рассказал, что подписка не приносит прибыли. Если ты сделаешь фритуплей-игру, то у неё аудитория — десятки миллионов человек. А если сделаешь крутую игру по подписке, то наберёшь всего порядка 50 тысяч подписчиков. Умножить на 15$ в месяц — это 750 тысяч долларов, меньше миллиона. Этого не хватит, чтобы даже покрыть затраты. Ну да, если для создания ММО-игры уровня GW2 нужно 300 человек, то этих денег не хватит даже на зарплату людям. По-видимому, тут он прав.

Какие выводы я сделал? В принципе, я соглашусь, что при текущем положении дел подписка убыточна, а работать в убыток никто не будет. Если не получается увеличить доход без введения магазина, значит, надо менять что-то другое.

Создатели игры могут решить, что денег у них и так хватает, и они делают честную игру ради игры, а не ради заработка. Тогда во главе компании должен стоять идеолог, который сам верит в подписку и будет пресекать попытки больше заработать через магазин. Такой человек уже существует — Стивен Шариф, который делает Ashes of Creation. Правда, пока только на словах. Одно дело — обещать, а совсем другое — продержаться на подписке несколько лет. Будем надеяться на лучшее.

Другое направление — инструменты. Если миллион делить на 300 человек — получается мало, то на 30 человек — это уже нормальные деньги. Значит, нужен способ сделать нормальную ММО небольшой командой. А для этого требуются инструменты, которые делают приличную часть работы автоматически. Я надеюсь на SpatialOS: написал код, загрузил в облако — и оно работает. Не надо покупать дорогущие сервера, настраивать и обслуживать их. Не надо ничего платить на начальных этапах, и если идея не выстрелит — то можно просто начать сначала и придумать что-нибудь поинтереснее.

Одной SpatialOS мало, я хочу ещё видеть фреймворки (шаблоны) для создания ММО-игр. Сделать сайт сейчас достаточно легко — выбрал технологии, тип сайта, скачал шаблон проекта, написал контроллер (а это один файл из десятка строчек кода в простейшем случае). Потом загрузил в облако — и сайт работает. Гораздо легче, чем было десять лет назад.

С играми это бы выглядело как шаблон игры с готовыми моделями монстров и персонажей, анимацией, пользовательским интерфейсом, экраном создания персонажа, классами, умениями, главными механиками, основным кодом для сервера и клиента. Волки — они и в Африке волки, зачем при создании новой игры каждая команда их рисует заново? Практически в любой игре у мага есть фаербол (огненный шар), зачем его разрабатывать для каждой игры отдельно? Пусть это всё будет готовое, чтобы мы могли сесть и сразу разрабатывать интересные механики. Когда сделают такие шаблоны, тогда мы увидим расцвет и разнообразие механик, в том числе и социальных.

Конечно, такие игры будут выглядеть одинаково (та же графика, те же классы и монстры). Ну и что в этом страшного? Мы ведь идём в ММО не за графикой, а за механиками. Для графики достаточно, чтобы она нормально выглядела и не вызывала отвращения. С появлением шаблонов для веб-сайтов многие блоги сейчас выглядят одинаково. Кого это пугает? На ММОзг люди приходят читать и писать статьи с комментариями, а не любоваться на оформление сайта.

Ещё одно направление продвижения подписки — просвещение игроков. Большинство игроков играли во фритуплей-игры и понимают, что это — развод на деньги. Но при этом не рассматривают подписку как альтернативу (зато на LoL и DotA смотрят). Игр с подпиской почти не осталось, люди раньше не играли в такие игры, мало кто из знакомых играл. Думаю, что многие не понимают, какие преимущества даёт подписка и к чему ведёт отсутствие магазина. С одной стороны, рассказывать полезно, и Атрон этим активно занимается на ММОзге. С другой стороны, сейчас это больше похоже на скучную теорию из университета, которую не получается применить на практике. Так как игр по подписке почти не осталось.

В общем, я продолжаю ждать честную игру. Меня не убедили, будто подписка устарела. И, тем более, не уговорили относиться к донату как к справедливому явлению. При этом надеюсь на такие основные вещи: идеологов честной игры (которым качественный продукт важнее, чем заработать побольше денег), развитие инструментов разработки и понимание со стороны игроков, что фритуплей — это плохо, и всё может быть по-другому. А также, что рынок фритуплея насытится, доходы от него упадут. Тогда разработчики с издателями и локализаторами начнут думать в другом направлении.

Читайте также

30 комментариев

avatar
Не понял почему подписка убыточна, если с калькулятором считали прибыльность CU(потому что для CU более менее известны размеры инвестиции в проект, и размеры команды) и видели там прекрасные доходы даже с какими-то абсолютно незначительными для MMO количествами подписчиков, типа 30-50 тысяч.
  • 0
avatar
Дело не в убыточности подписки самой по себе, а в том, что подписка предполагает качественный сервис. Если сервиса нет, то подписка становится убыточной. Убеждать себя в том, что это не ты такая посредственность, что делаешь отстойный продукт, а просто подписка не работает — очень удобно, но неправда.

В этом смысле как раз GW2 очень показательна, хотя не в контексте некачественности. Во-первых, это качественная игра. Во-вторых, это не сервис (как и по большому счёту любой парк). Сначала они с супер быстрой историей пытались поддерживать сервис, но сейчас вернулись к классической медленной схеме. В-третьих, она стоит достаточно больших денег. Меньше чем подписка за длительный срок, но и сервиса, как я уже сказал — не завезли. Так что да, для GW2 подписка не подходит. Но из этого нельзя делать вывод о том, что подписка — негодный вариант.

По поводу «у каждого своё представление о ф2п» — это из той же оперы, как и «у каждого своя правда». Любимый довод моей бабушки, когда я привожу ей в качестве аргументов в споре конкретные, но неудобные факты. Фактом, данностью является то, что ф2п в ММО — это эксплуатирующий психологические уязвимости подход. На этом месте мы должны ставить точку и дальше не рассматривать это как вообще возможную альтернативу. Фактом и данностью является то, что ф2п в ММО — это размытие границ и ограничений, а значит уничтожение самой сути и смысла любой игры.

А те бездарности, которые не могут зарабатывать деньги, не занимаясь эксплуатацией психологических уязвимостей, пусть рассказывают всё, что угодно. Их опыт может быть полезен разве что криминалистам в контексте способов организации мошенничества.
  • +17
avatar
А безальтернативно заявлять, будто подписка прибыльна, а все вокруг бездарности — тоже очень удобный аргумент со стороны игроков, которые не хотят слышать другую сторону.

Не думаю, что Ла2 классик, Рифт и Аион были такими уж отстойными продуктами. Никто из них больше не работает по подписке без шопа. Не Ashes of Creation, конечно, но и далеко не самые плохие игры.

И какого это сервиса нет в ГВ2? Периодические обновления есть, багфиксы есть, новые механики есть, стримы есть, о своих планах они рассказывают время от времени, техподдержка отлично работает. Обязательных к покупке товаров в магазине нету. Какой ещё сервис нужен?
  • 0
avatar
Давай по порядку. Про подписку никто не говорит, что она всегда для всех успешных продуктов будет приносить прибыль. Утверждения про подписку, которые верны: 1) Примеров прибыльных сервисов по подписке очень много. Среди ММО тоже. В частности, самая успешная ММО всех времён и народов всегда была по подписке. 2) Бездарный продукт никогда не сможет быть прибыльным по схеме подписки, но может зарабатывать, эксплуатируя психологические уязвимости. Если ты с ними не согласен, давай обсуждать их, а не приписывать религиозную одержимость сторонникам подписки.

Далее. Ла2 классик в ру сегменте была замечательной игрой и 2 с половиной года зарабатывала на подписке и не использовала психологических уязвимостей. Была прибыльной. Также очевидно, что мошеннические схемы всегда прибыльнее, а если не регулируются законом, то остаются только на совести тех, кто их использует. Это не делает подписку неприбыльной, просто есть ещё жадность. Кроме того не стоит забывать, что та аудитория, которая играла именно в классическую линейку совершенно не была в восторге ни от того, что многие механики были вырезаны с самого начала, ни от того, в какую сторону проект двигается, т.е. вопросы долгосрочной жизни проекта вставали всё более остро, и в какой-то момент жадность перевесила репутационные потери.

Рифт в очень большой степени был клоном ВоВ, собственно, в те времена накрылся не только он. И Рифт, как и ГВ2 (как и WoW по большому счёту) — не сервисы, но об этом позже. Эти два фактора как бы говорят нам, что Рифт не только вторичен, но и по своей структуре гораздо больше подходит для b2p, чем p2p.

Аион в руках Инновы погубила в большой степени жадность. Ведь задолго до отказа от подписки (удивительно, сколько она вообще протянула), к подписке был добавлен ещё и очень суровый игровой магазин. Это в моём понимании уже за гранью, так что ничего удивительного, что со временем тех, кто готов платить подписку при таком магазине, становилось всё меньше.

А теперь про GW2 и сервис. Вот давай сравним GW2 и Ведьмака. Обновления и багфиксы есть и там, и там. Серьёзные новые механики добавляются в платных дополнениях, техподдержка работает, о планах рассказывают. Фактически, это не сервис, а продукт с сопутствующей поддержкой. В большой степени, по крайней мере. И в Arena.net это отлично понимали и выбрали подходящую продукту модель продажи — продажу коробки. Как и создатели Ведьмака.
Комментарий отредактирован 2017-08-01 13:42:20 пользователем Rigeborod
  • +7
avatar
1) Примеров прибыльных сервисов по подписке очень много. Среди ММО тоже.
Среди ММО — это ФФ14 и ВоВ. Есть примеры, но их мало. Или я что-то забыл?
Вот давай сравним GW2 и Ведьмака.
Хорошо, это всё есть и там, и там. В ГВ2 есть ещё сервера, а для Ведьмака они не нужны. В моём понимании это в совокупности и есть сервис.

Что ещё такое есть в песочницах, что позволяет назвать его сервисом, а вышеперечисленное не считать частью сервиса?
  • 0
avatar
Есть примеры, но их мало. Или я что-то забыл?
EVE Online 13 лет была по подписке, Lineage Classic 2.5 года, много лет Aion. Возрождённый Darkfall. По крайней мере три крупных анонсированных проекта тоже планируют быть по подписке.
В процентном отношении среди нормальных ММО игр не так и мало. И заметь, подписка используется в период расцвета игры, а когда случается стагнация, от неё могут отказаться.

В ГВ2 есть ещё сервера, а для Ведьмака они не нужны.
Ну а для NMS они тоже нужны, но продаётся это как товар и товаром является.

Что ещё такое есть в песочницах, что позволяет назвать его сервисом, а вышеперечисленное не считать частью сервиса?
Я не претендую на истину. Но мне кажется, что чем больше (по времени) неповторяемости в игровом опыте, тем это больше сервис.
  • +1
avatar
В ГВ2 есть ещё сервера, а для Ведьмака они не нужны.
Другой пример — СтарКрафт 2, не ММО, не сервис, но сервера нужны.
  • 0
avatar
Мне нравится ежемесячная подписка (не бай2плей). Но, боюсь, мы не будем особо видеть в будущем таких игр. Слишком рисковано для разраба и издателя. Проще прикрутить сундучки и заработать на них, чем на своём имени и качестве сервиса.
  • 0
avatar
Ashes, Камелот и Dual Universe, если мне не изменяет память. Нормально всё.
  • 0
avatar
И Пантеон вроде тоже.
  • 0
avatar
Даже если новые ММО по подписке займут наконец-то свою не очень большую нишу на рынке это всеравно выигрыш для игроков.
  • +1
avatar
А если сделаешь крутую игру по подписке, то наберёшь всего порядка 50 тысяч подписчиков. Умножить на 15$ в месяц — это 750 тысяч долларов, меньше миллиона.


У твоего приятеля счеты сломались. Впрочем, он с самого начала вел себя как козел и разговор с ним не имел никакого смысла.

Да, если что, «крутые игры по подписке» выглядят примерно так:



Видишь шкалу слева? Это миллионы.
Комментарий отредактирован 2017-08-01 16:18:58 пользователем Atron
  • +5
avatar
Второе — донат обнуляет игровые достижения. Какой смысл играть месяцами, качаться, фармить и крафтить экипировку, достигать вершин, если можно прийти и быстро купить то же самое за донат?

А что много таких проектов, где вот прям можно экипировку купить за донат?
  • 0
avatar
Назовите, пожалуйста, фритуплей проекты, в которых этого сделать нельзя. :)
  • +1
avatar
Аллоды.
  • -5
avatar
В Аллодах что-то изменилось и сейчас решает экипировка, а не руны?
  • +2
avatar
90% павера персонажа это эквип. Руны это же множитель защиты и урона от эквипа.
  • 0
avatar
Извините, как давно вы играете в Аллоды? Признаться, я уже давно не играю, но крайней причиной почему я из Аллодов ушел стало то, что разработчики упразднили все статы на экипировке кроме «Защита» и «Урон», сделали по одному сету на каждый класс. Весь шмот легко выбивался и значение имело только сколько денег ты вкинешь в игру, что бы купить кристаллов — на них пыли — из нее слепить руны. Чем больше денег, тем ты рукастее. Конечно, появился сервер по подписке. Но это была кривая поделка, которая лишь демонстрировала, насколько ужасен кастрированный без рун баланс.
  • 0
avatar
Ну там тока скиллы можно покупать, которые недоступны недонаторам, а так прям идеальный ф2п
  • 0
avatar
А, точно! В Аллодах же не экипировка покупается, а руны! Это всё меняет! :)
  • +7
avatar
Меняет по отношению к утверждению «можно прийти и быстро купить то же самое за донат». Купить нельзя. Я здесь не говорю о других недостатках игры. В большинстве ф2п проектов о которых я знаю, прогресс не покупается. Времена, когда продавали вещи, давно в прошлом. Повторюсь: это совсем не значит, что там нет других проблем, не менее серьезных. Поэтому не совсем понятна причина минусов, ведь это правда.
  • 0
avatar
Меняет по отношению к утверждению «можно прийти и быстро купить то же самое за донат».

Реплика автора, на которую вы отвечали, звучит так:

Второе — донат обнуляет игровые достижения. Какой смысл играть месяцами, качаться, фармить и крафтить экипировку, достигать вершин, если можно прийти и быстро купить то же самое за донат?

Речь не идет о прямой покупке вещей, хотя и этого во фритуплей-проектах полно. Речь идет о покупке любого рода достижений. Всего того, что вы «можете сделать и в игре тоже», но, на самом деле, только самый упоротый будет что-то делать в игре, понимая, что пара месяцев его усилий в реальных деньгах оценивается как бюджет разовых посиделок за пивом.

В большинстве ф2п проектов о которых я знаю, прогресс не покупается.

А, то есть покупка игровой валюты — это не прогресс? :) Паки с опытом — это не прогресс? Очки работы — это не прогресс? Тут можно перечислять до утра.

Времена, когда продавали вещи, давно в прошлом.

«Окончание продажи иферийских костюмов» — это самая свежая новость на сайте Archeage.

Голубой костюм придворного оракула Ландроса

защита +1000 ед.;
шанс критического удара в ближнем бою +4%;
критический урон в ближнем бою +19%;
пробивание брони +575 ед.;
объем здоровья +1100 ед.

Алый костюм придворного оракула Ландроса

защита +1000 ед.;
шанс критического удара в дальнем бою +4%;
критический урон в дальнем бою +19%;
пробивание брони +575 ед.;
объем здоровья +1100 ед.

Белый костюм придворного оракула Ландроса

защита +1000 ед.;
шанс критического эффекта исцеления +4%;
критический эффект исцеления +19%;
объем здоровья +1100 ед.
время применения умений -3,8%

Стоимость костюма придворного оракула Ландроса — 1200 кристаллов.

Приятной игры!

То, для чего в оригинальной линейке понадобилось бы минимум три персонажа в группе, здесь покупается за 1200 рублей.

Ну, нельзя вот так брать и нести ерунду, называя это «просто другим мнением».
  • +10
avatar
Ну мы еще умолчим, что для большинства построек в АА теперь нужны предметы из ИМ. :)
  • +2
avatar
на правах шутки — Fallen London))
  • 0
avatar
Умные жулики не действуют так прямо, они находят обходные пути. Например в БДО есть ночные торговцы, такие неписи, у которых можно купить рандомную вещь за более менее рандомную цену. Поменять предлагаемый товар можно за Очки Работы. И вот в одном дополнении одновременно ввели банки на восстановление ОР и шанс того что торговец предложит оружие Кзарки, топовую на тот момент пуху. Хорошее вливание реала на банки ОР и шоп для обмена на серебро и топовая пуха у тебя в кармане.
  • +3
avatar
О! Завуалированный ларец, какая прелесть!
  • +4
avatar
Еще раз про «обмен денег на время». В такой схеме «наверху» оказываются в итоге только две группы людей. Те, у кого есть денег гораздо больше, чем у твоего товарища, и намного больше времени. И РМТшники, у которых заведомо оба ресурса в избытке, потому что это их работа: они заведомо вкладывают и время и деньги по-максимуму, чтобы получить больше денег.

Я не понимаю, цинично говоря, чему тут может радоваться горе-донатор с БЛЖ и ежемесячным чеком в 5-10к. Он, выражаясь гоховским языком, в такой донатной схеме будет еще большим дном, чем на подписке, только заплатит намного больше денег.
Комментарий отредактирован 2017-08-01 16:53:48 пользователем Ascend
  • +9
avatar
Быть донатом — это не значит стать топом. Пришел, купил и ничего не знаешь об игре — такая себе перспектива.
  • 0
avatar
это самоутешение, к сожалению. Оно так не работает. Как правило серьезно донатят те, кто много играет и хочет быть топом. то есть в игре эти люди неплохо разбираются. А если есть некоторые огрехи, то они нивелируются превосходством в экипировке.
  • 0
avatar
Например, в реальном мире
Все такие левые дискуссии в моем случае элементарно заканчиваются простой фразой: в реальном мире мы зарабатываем реальные деньги. В игре — игровые. И все, если собеседнику такая логическая цепочка непонятна, то тратить на него время — что бисер метать. =)
  • +5
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.