10 октября Сергей Галёнкин опубликовал текст «Три столпа монетизации фритуплей-игр». Я давно не читал и не слушал Сергея, но в прошлом, даже не соглашаясь с ним, считал, что он умеет хорошо аргументировать свою позицию. Новый текст показался мне довольно слабым, будто написанным десять лет назад на основе тех догм, которые в тот момент ещё имели силу. И, прежде всего, на основе убеждённости в том, что фритуплей-игры воспринимаются сегодня так же хорошо, как десять лет назад, осталось просто в очередной раз показать классические пируэты превращения титульно-бесплатного в хорошо монетизируемое.
Я подумал, что человек, который специализировался на фритуплей-играх, просто рекламирует свои основные навыки после ухода из Epic, поэтому пожал плечами и не посчитал интересным даже упоминать об этом тексте в новостях. Но вчера Сергей опубликовал вторую часть, и она куда ближе к актуальным трендам, потому что посвящена основам Battle Pass.
Казалось бы, Battle Pass убирает чуть ли не главную мою претензию к монетизации фритуплей-игр.
Фритуплей в качестве основного утилитарного направления торгует либо частями игры, признавая их «не влияющими на геймплей», либо «удобствами» – хороший эвфемизм для того, что в эпоху чистых игра называлось «читами», либо, по сути, откровенными «неудобствами» в бесплатной версии, предлагая от них избавиться за деньги, что вообще за гранью разумного.
Battle Pass, на первый взгляд, предусматривает обязательный игровой процесс и систему вознаграждений, что должно успокоить противников фритуплея.
Собственно, Сергей Галёнкин на этом и настаивает. Проблема исключительно в том, что в результате мы не получаем геймплей.
Мы получаем процесс с вознаграждениями, что, по-моему, далеко от геймплея примерно так же, как безальтернативная сделка ребёнка с родителями: «сначала сделай уроки, потом можешь заняться своими делами» или «будут хорошие оценки по математике, тогда купим тебе планшет». Перед нами даже не договор, а условия, с точки зрения ребёнка, как правило, безальтернативные, которые нужно выполнить ради вознаграждения.
Но ведь вознаграждения в той или иной форме есть в любых играх, верно? В большинстве, да. Только мне кажется, что для игры критически важен процесс. Да, собственно, об этом написано в базовом определении:
В тексте Сергея Галёнкина есть такая фраза:
Я бы сказал, что Battle Pass и вырос из примитивных игровых квестов – сделок с игроком вокруг процесса, которым без вознаграждения он никогда бы не стал заниматься, потому что это кажется ему скучным и бессмысленным. Разве такая ситуация – не катастрофа для игровой концепции?
Кто-то скажет, что всегда найдутся игроки, которые не знают, что им делать в игре и нуждаются в чётких инструкциях. Я скажу, что всегда найдутся люди, которые не знают, зачем купили эту книгу или пришли на этот фильм. Мы не можем подстраиваться под одних, не меняя итоговый опыт всех остальных. И мы видели в играх это тысячу раз.
Когда вы заменяете игровой процесс примитивной сделкой, это не расширяет аудиторию, а меняет её.
Среда становится ориентированной не на получение удовольствия от процесса, а на получение абсолютно бессмысленных вознаграждений. И хоть я согласен с фразой, промелькнувшей недавно в комментариях телеграм-канала – «Награды искусственные, эмоции настоящие» – в том смысле, что наш мозг не сильно их различает, я не считаю, что мозг высоко оценивает награды, выданные за набор примитивных действий в беспроигрышной схеме.
Здесь можно вспомнить интересное заявление разработчиков Pax Dei:
Проблема в том, что если квесты были локальной капитуляцией геймдизайнеров, неспособных организовать интересный игровой процесс, то Battle Pass изначально навязывает безальтернативный подход к организации того, что когда-то было игрой. Это не просто движение от одной награды к другой, это денежная сделка с клиентом, где клиенту гарантированы награды, потому что он уже их оплатил.
Проблема диалога, даже заочного, с игровыми маркетологами заключается в том, что мы преследуем разные цели.
Перед ними стоят другие задачи и другие амбиции. Все эти баттл-пассы, фритуплеи и прочие штуки – их экспериментальные стратегии в свободной среде. Люди постоянно играют. Вы не можете заставить их перестать. Вы можете только повлиять на выигрышность выбранной ими стратегии в меру своих сил.
Я подумал, что человек, который специализировался на фритуплей-играх, просто рекламирует свои основные навыки после ухода из Epic, поэтому пожал плечами и не посчитал интересным даже упоминать об этом тексте в новостях. Но вчера Сергей опубликовал вторую часть, и она куда ближе к актуальным трендам, потому что посвящена основам Battle Pass.
Казалось бы, Battle Pass убирает чуть ли не главную мою претензию к монетизации фритуплей-игр.
Фритуплей в качестве основного утилитарного направления торгует либо частями игры, признавая их «не влияющими на геймплей», либо «удобствами» – хороший эвфемизм для того, что в эпоху чистых игра называлось «читами», либо, по сути, откровенными «неудобствами» в бесплатной версии, предлагая от них избавиться за деньги, что вообще за гранью разумного.
Собственно, Сергей Галёнкин на этом и настаивает. Проблема исключительно в том, что в результате мы не получаем геймплей.
Мы получаем процесс с вознаграждениями, что, по-моему, далеко от геймплея примерно так же, как безальтернативная сделка ребёнка с родителями: «сначала сделай уроки, потом можешь заняться своими делами» или «будут хорошие оценки по математике, тогда купим тебе планшет». Перед нами даже не договор, а условия, с точки зрения ребёнка, как правило, безальтернативные, которые нужно выполнить ради вознаграждения.
Но ведь вознаграждения в той или иной форме есть в любых играх, верно? В большинстве, да. Только мне кажется, что для игры критически важен процесс. Да, собственно, об этом написано в базовом определении:
Игра — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит обычно не в её результате, а в самом процессе и развитии качеств и способностей самих играющих.
В тексте Сергея Галёнкина есть такая фраза:
Quests are the heart of a Battle Pass.
Я бы сказал, что Battle Pass и вырос из примитивных игровых квестов – сделок с игроком вокруг процесса, которым без вознаграждения он никогда бы не стал заниматься, потому что это кажется ему скучным и бессмысленным. Разве такая ситуация – не катастрофа для игровой концепции?
Кто-то скажет, что всегда найдутся игроки, которые не знают, что им делать в игре и нуждаются в чётких инструкциях. Я скажу, что всегда найдутся люди, которые не знают, зачем купили эту книгу или пришли на этот фильм. Мы не можем подстраиваться под одних, не меняя итоговый опыт всех остальных. И мы видели в играх это тысячу раз.
Среда становится ориентированной не на получение удовольствия от процесса, а на получение абсолютно бессмысленных вознаграждений. И хоть я согласен с фразой, промелькнувшей недавно в комментариях телеграм-канала – «Награды искусственные, эмоции настоящие» – в том смысле, что наш мозг не сильно их различает, я не считаю, что мозг высоко оценивает награды, выданные за набор примитивных действий в беспроигрышной схеме.
Здесь можно вспомнить интересное заявление разработчиков Pax Dei:
Если игра даёт вам задание, она заключает незримое соглашение, гарантируя, что вы сможете выполнить это задание. Игра держит вас за руку: вы не можете проиграть.
Проблема в том, что если квесты были локальной капитуляцией геймдизайнеров, неспособных организовать интересный игровой процесс, то Battle Pass изначально навязывает безальтернативный подход к организации того, что когда-то было игрой. Это не просто движение от одной награды к другой, это денежная сделка с клиентом, где клиенту гарантированы награды, потому что он уже их оплатил.
Перед ними стоят другие задачи и другие амбиции. Все эти баттл-пассы, фритуплеи и прочие штуки – их экспериментальные стратегии в свободной среде. Люди постоянно играют. Вы не можете заставить их перестать. Вы можете только повлиять на выигрышность выбранной ими стратегии в меру своих сил.
69 комментариев
Происходит подмена содержания формой. Вместо игр (как целых, так и отдельных механик) начинают делать то, что выглядит как игры, но ими не является. Массовый пользователь не в состоянии увидеть разницу, поэтому и работает.
Я про это у себя в блоге писал: tiendil.org/one-form-two-products/
— «Революция, сэр…
— и чего они хотят?
— что бы не было богатых!
— странно. Мой дед тоже был революционером. но он боролся за то, что бы не было бедных…
Капитализм конечно бессердечная сука. Социализм распределения намного приятнее. У тебя есть базовое право пахать по распределению куда пошлют (деревня Гадюкино — хороший вариант, там хотя бы есть куры и нет радиации. а может быть деревня Хойники. на границе 30-км зоны отселения ЧАЭС. Распределение в РБ например со следующего года будет 5 лет без права „выкупить“ свободное направление). И МОЖЕТ БЫТЬ через 10-15-20 лет, если ты будешь хорошим, удобным и послушным тебе начнут выдавать плюшки — например придет твоя очередь на ПРАВО КУПИТЬ за цену, установленную государством дефицитный товар- швейную машинку Чайка например. или даже ЖИГУЛИ…
зато на тебе не зарабатывают клятые капиталисты… и у всех все поровну. ну не считая соседа, работающего на складе, или руководителя комсомольской ячейки, который распределяет бонусы. или председателя местного профсоюза, который решает кому дать путевку в санаторий „Березка“ от профсоюза… нет-нет… ты еще не заработал… ты плохо старался, но может быть в следующем году….или пятилетке….
Когда-то в АА была такая гильдия „Рожденные в СССР“… почему-то очень мало кто из них скучал по чудесам социализма… может быть, потому что некоторые успели попробовать тот самый вкусный пломбир в условно-сознательном возрасте?
А швейная машинка Чайка, которую мои родители купили благодаря очереди бабушки-ветерана ВОВ (мама, с ее 20-летним непрерывным трудовым стажем на тот момент еще не заработала право на льготные очереди на дефицитную технику) — работает до сих пор.
Простите. вырвалось.
А в контексте игр, я так понимаю, сидят и ждут новых хитов от кубинского или северо-корейского игропрома, и компьютеров, на которых в них будут играть. Просто временно перебиваются продуктами бездушного капитализма, который убивает всё, до чего дотягивается. Но вот-вот и альтернативная экономическая модель себя покажет. Ух!
Ярмарка невежества продолжается: «Тематически, роман «1984» посвящён последствиям тоталитаризма, массового наблюдения и промывания мозгов людей в тоталитарном обществе». Что вы там наблюдаете в капитализме, не видя ничего у себя под носом, я не знаю, но со стороны выглядит эпично.
Повторяю для невежд: Оруэл родился, рос и работал в капиталистической стране. Он никогда не бывал в странах социализма. Писал он о том, что его окружало.
Если вы этого не видите сейчас у себя под носом, посмотрите лучше.
Но откуда это знать тебе, прожившему в тоталитарном обществе всю свою жизнь, при этом бредящему «капиталистической бойней»? :)
Мозг у человека чтобы думать.
Да куда уж мне. Сижу и брежу, ага. А вокруг светит солнце и птички поют и весь мир радуется капиталистическому всё нарастающему благоденствию.
Я про то, что капитализм ведёт к деградации и войнам. Сколько ещё раз это надо написать, чтобы стало понятно?
Он и с тобой тоже. Надеюсь, он тебя радует)
Все действуют в своих интересах, прикрываясь благотворительностью. Развивать эту мысль сейчас не буду, это неуместно тут. Но оно всё не так просто. Хотя вам сейчас любая помощь нужна и важна — это я тоже прекрасно понимаю. И искренне вам сочувствую.
Нет, это характеризует твоё понимание написанного мной.
Я пишу о капиталистической политике. Она направлена на защиту интересов крупного капитала, а не твоих и моих. Мы только разменные монеты в ней. Если тебе видится иначе — значит ты плохо разбираешься в устройстве капитализма и позволяешь себя обманывать.
Впрочем, у тебя ситуация ещё хуже: ты придумал альтернативную историю, в которой воображаемый тобой социализм якобы уже был. Исторические факты для тебя «штампы», зато твоё «интересы крупного капитала» — охренеть какая свежая мысль. Впервые слышу. Ну, если не считать, что это говорит любой пенсионер, не создавший в своей жизни ни одного даже крохотного собственного бизнеса. Да, это я позволяю себя обманывать.
Я не придумал. Первая попытка его устройства была и несмотря на то, что окончилась она неудачей, себя она показала очень хорошо (это очевидно, если не смотреть на неё с промытими капиталистической агитацией мозгами, а немного разобраться в предмете).
Исторические факты без правильного взгляда на них могут служить прекрасным инструментом для манипуляций сознанием мало разбирающихся в теме людей. Вроде тебя, например. Или меня, каким я был до того, как начал плотно изучать тему.
Могу только посоветовать поинтересоваться марксизмом, чтобы разобраться в предмете правильно, а не через капиталистическую интерпретацию «исторических фактов». Понимаю, что для тебя это звучит смешно и не ожидаю, что ты этим займёшься. Хотя было бы неплохо.
Вот это прямо к Оруэллу в рамочку. Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила. СССР с 1917 по 1960 год — пример миролюбивой, свободной страны с большими экономическими успехами. Главное — «правильный взгляд».
Это ты приписываешь мне свои измышления из моих слов? Расстпою тебя — у меня такого нет, это твои фантазии.
Да.
Я могу выйти в своей стране с любым плакатом, да. Вопрос в том, что моё «нет войне» будет означать. «Нет войне» от лица гражданина страны-агрессора — это прекратить агрессию. «Нет войне» со стороны гражданина страны, на которую напали, это «отдать агрессору то, что он захватил», то есть поощрить агрессию и поощрить войну.
А капитализм ведёт в деградации всего и вся и мировой войне, ребята. Может это для вас лучше интернациональной дружбы и труда людей на всеобщее благо с постепенным улучшением благосостояния всех, я не знаю. Но у человечества два пути — прийти к социализму и развиваться, либо сгинуть в кровавой капиталистической бойне.
И это не просто громкие слова.
Ох, точно, это же не твоя фашистская страна напала на Украину, два года подряд стирает украинские города с лица земли, если не доползает физически, расстреливает людей за то, что они украинцы, там, куда успела доползти. Это же не проклятый капитализм оплачивает сейчас пребывание миллионов украинских беженцев, включая мою пожилую маму, в своих странах.
Безусловно. Это глухое, непробиваемое двоемыслие.
Изживайте его в себе. Разберитесь что есть что.
Так это не твоя страна напала на Украину с красными флагами и идеей восстановления СССР? Это не коммунистический Китай и Северная Корея её поддерживают? Или ты всерьёз считаешь то варварское нефтедобывающее общество, в котором живёшь, капиталистическим? :)
Похоже, у тебя какие-то свои представления о капитализме. Идеалистические представления. И то, что под них не попадает, ты капитализмом не считаешь.
Жаль тебя разочаровывать, но капитализм — это не твои розовые представления о нём)
И если страна называется «социалистической», или в ней имеет хождение некая «атрибутика СССР» — это её социалистической не делает.
Эх, Атрон. Ты бы вместо игр почитал что-то более толковое, разобрался бы что и как. Насколько у тебя хорошие и интересные посты про игры, настолько же невежественные и глупые — про политэкономические вопросы.
Капитализм он разный, его развитие не равномерное. Где-то хорошо при нём только за счёт того, что где-то — плохо.
А раньше были? Потому что ты написал: «Оруэл родился, рос и работал в капиталистической стране. Он никогда не бывал в странах социализма.» :)
Ну, тут я вижу забитые в твою голову идиотские штампы про СССР, которые в рамках данной переписки развеять не смогу.
гугл в РФ вроде бы пока еще не забанили. и он даже не признан «экстремистскими материалами»
или признан?
голодные бунты рабочих, задавленные прямыми расстрелами — эт конечно истинный социализьм…
Дикий капитализм образца 19 века, с… ка, злой. никто не спорит. ДОлжны быть профсоюзы, должны быть прописаны нормы и ограничения в эксплуатации, должны быть права…
Сталинская Конституция СССР была одним из лучших правовых документов своего времени.
Разница между нынешним злобным капитализмом и псевдо-социализмом тогда и «социальным государством» образца пост-советского пространства в том, что там законы стараются соблюдать.
ТАМ за грубое нарушение законов, доказанное воровство, доказанные нарушения трудовых норм и т.д. увольняют и привлекают к суду.
ТУТ — «а можа так и трэба...» «всегда воровали, что ыт хочешь», «а что мы сделаем», «а что вы нам сделаете»,…
про «новации законодательства последних» десяти лет я говорить не хочу, что б не матерно.
просто….НАРОД! ВАШИМ ДЕТЯМ с этим жить… ять… всем. кто не успеет сбежать — с этим жить.…
пока еще есть условно-свободный интернет, доступ к информации,… доступ к тому что бы посмотреть, как живут и строят общество, а не общак… ну…
Я понимаю, что гугл ныне считается некоей библией, содержащей истину, но вынужден разочаровать — это не так.
Если хочешь разобраться в том, что такое марксизм и социализм, обращаться нужно к другим источникам.
Повторюсь: что такое социализм ты не понимаешь. Как и что такое капитализм. Опираясь в своих рассуждениях на либеральные штампы, имеющие мало отношения к реальности.
Никаких варваров вокруг не замечаю)
Эта компания?
А, вы та часть голландской май-геймс, которую они сплюнули через год после начала полномасштабного вторжения, чтобы отмыть репутацию? Ну, да, те ещё селф-мейд-капиталисты. :)
Сейчас же рассуждения в таком духе мало кого красят, хотя являются довольно типичными для всех западофилов, любящих порассуждать про джунгли и сады.
Я лично живу в Москве, это комфортный город 21 века, более чем мультикультурный и прогрессивный, где повсюду вай-фай, электроосамокаты и зарядки на остановках для телефонов.
Можно сходить в театр с 200 летней историей, в музей или библиотеку. Или даже в кино на Барби)
Может где-то и есть какие-то варвары, но, видимо, они прячутся.
Варварами я называю людей, которые устроили абсолютно бессмысленную и беспричинную войну посреди 21 века с захватом территорий, массовыми убийствами, похищением детей, разрушением городов, угрозами всему миру ядерным оружием, если они посмеют помешать им это сделать. А всё, что интересует при этом варвара — не то, что делает его страна, а есть ли у него электросамокаты, зарядки для телефонов на остановках и краденный западный фильм.
Если тебе не нравится эта схема — НЕ ПОКУПАЙ!
Почему в любом городе есть жральня с дешевой вредной, но вкусной едой, а последние диетические столовые исчезли… Баланс спроса и предложения. Щаурмяу вкуснее творожной запеканки (кста… не факт, мне больше нравится именно запеканка. ток я ее готовить не умею)- или лучше разрекламировано.
КОгда нет выбора — все давятся… так себе едой из одного общего котла. Но если есть выбор — может не надо бросаться на хорошо разрекламированный фастфуд, а поискать что-то более свое?
пы.сы...моя мама называла те «самые вкусные пирожки с мясом» пожаренные на 100-летнем масле тошнотиками. лет до 10 я была уверена, что на самом деле так называют. и даже покупала их и ела. ну потому что в буфете к вечеру уже ничего не было, а у меня еще музакальная школа, а жрать хочется…
Нет собственной воли ни у кого. Потому что те, кто делает так, как делает, не сами решили, за них решил «крупный капитал», и не потому что, как ты верно заметила, кто-то на всё это согласился, сказал «а можа так и трэба...» «всегда воровали, что ты хочешь», «а что мы сделаем» (боже, сколько раз я слышал это прямо здесь не от разработчиков игр, а от самих игроков?!), а потому что они жертвы.
Я мог бы сказать, что всё тот же «капитализЬм» прямо сейчас предлагает кучу игр по честной схеме. Правда, получилось бы, что это какая-то карикатура в смокинге сидит, а не вот эти конкретные ребята продают свои игры по честной схеме. Не Балдурс Гейт выходит без всякого юбисофт-игры-как-сервис-говна, и не Юбисофт делает говно, а монстр в смокинге прямо под кроватью у игроков. Ох, как же это задолбало.
Это вы про социализм?)
Это называется: «рыночек порешал», не обязательно сравнивать его образно с монстром в смокинге. Но можно, если хочется)
Попытка снять ответственность с конкретных людей за их поступки и с себя за соглашательство и потворство — ни что иное, как трусость. Тебе проще считать, что в нападении твоей страны на Украину виновата придуманная карикатура в смокинге, а не реальный руководитель твоей страны и граждане, которые выполняют приказы по убийству и поддерживают всё это хотя бы в духе «мы не можем теперь проиграть, потому что придётся нести ответственность» на протяжении двух лет. Тебе страшно брать ответственность за всё это, поэтому ты её перекладываешь как можно дальше, аж на весь капитализм, который «вообще не отсюда». Тогда как всё, что творит твоя страна, как раз «отсюда», из ваших голов, из вашей жизни, из вашей злобы и соглашательства с насилием. И с играми то же самое.
Нет, это социально-экономические законы капиталистического развития, которые описаны уже более ста лет назад. Они неизменны, как законы физики. Сведение их к частностям — от их незнания и непонимания происходящих процессов.
То же самое касается игровой сферы. Всё, чем ты в принципе можешь пользоваться в этой сфере, физически изобретено в капиталистическом обществе и никак не по разнарядке. Ты можешь сколько угодно разыгрывать роль «понимающего», но твои аргументы беспомощны.
Капитализм, повторюсь, это не карикатура из журнала «Крокодил». Никто тут не дрочит на дикий капитализм. Капитализм, прежде всего, это свобода и возможности. Причём для обеих сторон. Как невозможно обеспечить развитие капитализма без защиты прав производителей товаров и услуг, так невозможно его обеспечить без защиты прав потребителей.
Если ты не можешь открыть свой бизнес и заняться тем, чем хочешь, а можешь выбирать только деятельность и направление, которое тебе даёт чиновник, пока не решит в любой момент отобрать у тебя всё это, перед тобой не капитализм, а тоталитаризм и диктатура.
Если ты не можешь потреблять такие продукты или услуги, какие тебе нравятся, если у тебя, как у клиента, нет выбора, это не капитализм, это монополизм и диктатура.
И рыночек ничего не порешал. Рыночек вообще никогда не находится в законченном состоянии. Он постоянно в движении. Отсутствие предложения может быть стабильным, только в условиях отсутствия спроса. Формируй спрос, не соглашайся на диктат, не способствуй тому, чтобы все опускали руки.
Устройство, при котором плоды труда людей присваиваются не кучкой соревнующихся за рейтинги форбс барыг, а идут на постепенное улучшение жизни всех людей. На развитие науки, образования, здравоохранения, жилищной сферы и т.п.
Со всем этим в раннем СССР был полный порядок. Страна после революции за кратчайший период сделала гигантский рывок во всех сферах, в первую очередь — в сфере социальных гарантий.
Была ли кровь? Была, так как приходилось защищать социализм от его противников. Бедными люди в СССР не были, это гнусная ложь.
Куба — маленькое государство, очень ресурсозависимое и нуждающееся в помощи в своём развитии. Бедность там не из-за социализма, а из-за блокады страны капиталистическими странами.
Северная Корея — отдельная тема, там не социализм в марксистско-ленинском понимании.
В целом — проблемы у социализма, как нарождающейся и неокрепшей ещё, но передовой формации, в преобладании пока капитализма в мире, с которым надо бороться до конца, а не расслабляться (на чём погорел СССР).
Повторяю: без понимания социально-экономической базы капитализма и социализма, ты всегда будешь в плену идеалистический иллюзий о некоем «правильном капитализме», который возможен. А это не так. Капитализм из некогда передовой формации уже давно превратился в реакционную, тормозящую развитие общества, ведущую к нарастающему его расслоению, свёртыванию социальных институтов, учащению и утяжелению неизбежных при капитализме кризисов и мировой войне.
Значит, внимание, «плоды труда» выстраиваются широкими рядами и идут. Сначала они, правда, возникают сами по себе, а потом идут на улучшение жизни всех людей. Их не производят и распределяют, а они просто появляются и бросаются в объятия людей, но делают это максимально равномерно.
В этом мифическом обществе обязательно появятся MMO, которые будут сделаны для людей на любой вкус, и, скорее всего, не будут стоить ничего, либо будут существовать по совершенно справедливой модели распределения, но не более одной в руки. Мы правда не знаем, что делать с людьми, которые не хотят работать, но хотят играть в гарантированные им MMO, не знаем, откуда мі возьмём тех, кто сделает интересные MMO, мы также не знаем, что делать с людьми, которые решат ввести, например, в своих MMO баттл-пассы. Наверное, их нужно будет вызвать на парт-собрание и туда же пригласить судейскую тройку с табельным оружием. Ну, потому что как ещё бороться с элементами, которые не хотят делать так, как ты хочешь, чтобы всё было?
То, что вот эта беспомощная блажь и есть точка возникновения террора в каждом реальном случае, не предусматривающая ни одной модели Теории Игр, игнорируется. То, что власть оказывается у распределителя благ, а производитель лишается стимулов, игнорируется. То, что модель гарантирует доход, но не может гарантировать товары и услуги, из-за чего приводит к дефициту всего, даже говняного качества, даже бумажных книг в стране с тайгой, к овощным магазинам с гнильём, к знаменитому общепиту, где есть столовая и ресторан, в который ты не попадёшь, потому что он для местной знати, игнорируется, потому что в голове человека, не принявшего вовремя лекарства…
Страна после революции за кратчайший период сделала гигантский рывок во всех сферах, в первую очередь — в сфере социальных гарантий.
При этом моя бабушка всю жизнь вспоминала именно этот период, как момент счастливого избегания смерти от голода, в то время как все её соседи умерли. Мой прадед по отцовской линии в это время умер в лагере в Сибири. Мой прадед по материнской линии был увезен ночью и расстрелян, потому что был адвокатом. Это просто гигантский рывок в социальных гарантиях.
А тебе, тварь, не приходила в голову мысль, что у тебя нет никакого права лишать кого-то жизни только потому, что человек не верит в твой абсолютно беспомощный бред? И означает ли это, что ты только что дал право, к примеру, сторонникам капитализма, пустить тебе кровь на том основании, что ты противник их строя?
Иди ты на хуй, долбоёб. Общайся так со своими родственниками.
Вся эта противная либеральная говорильня про варваров и миллионы расстрелянных лично Сталиным огорчает, конечно, но все мы люди, и эти эмоции мне понятны, а ещё более понятны они были прадеду, который воевал с фашизмом. Тем, настоящим фашизмом со свастикой, фашизмом по делам, а не ради красного словца в пропаганде РФ или Украины. Тем фашизмом который делами подтверждал свое имя (давайте не путать конвенциональные боевые действия с этническими чистками, концлагерями и т.п.). Почему то американцев во Вьетнаме никто фашистами не называет. И в Ираке. Это все для нашего славянского внутреннего потребления. Я Медузу читал 5 лет, но слова которые там писали и пишут к сожалению не подтвердились делами. Все оказалось либеральной болтовней. Потраченного времени жаль.
Так вот, возвращаясь к капитализму. Мне кажется текущий этап можно назвать империализмом. В игровой индустрии конечно. Как раз то, о чем советская пропаганда так сочно рассказывала. Иначе как объяснить что в современные ААА игры невозможно играть? На них потрачены огромные деньги, они выверены, рассчитаны на максимально широкую аудиторию, обладают графоном и технологиями и при этом абсолютно стерильны. Их делали не конкурирующие команды с идеями и за идею, а корпоративная машина и исключительно ради прибыли. Мы живём в мире батлпасов, фритуплея, ранних доступов и предзаказов. Что это как не деградация? Сейчас нормально выпустить сырой забагованный продукт, и аудитория уже подготовлена: через год пропатчат, контента в ДЛС навалят, моддеры допилят. Графика на 4090 такая же как и 5 лет назад. Но тени и отражения теперь рисует машина, значит можно сэкономить на разработке. А вовсе не толкнуть графику на новый уровень, как делали предыдущие 30 лет. Вот какой нынче капитализм, точнее его высшая стадия — империализм. И никакого светлого будущего особо не просматривается. Безусловно, есть хорошие игры и сейчас, и старых много. На наш век хватит. Но общее направление то видно. Даже в ММО — вы годами пишете сочные тексты о них. А им не прожить и полугода. А живут все те же: EVE, WOW, LA2 прямиком оттуда, из эпохи капитализма. Еще Можно конечно добавить BDO,AA,SWTOR, но они в общем то тоже уже разменял десяток лет.
Похоже, что вы понятия не имеете о значении слова «фашизм». Для вас это набор широко известных фактов середины прошлого века, но совсем не сути процессов, которые привели к этим общеизвестным фактам.
А покупки стартапов ИТ гигантами просто для того, чтобы либо впитать их, либо разогнать?
Более того, эти убогие бизнес модели и неудачи («неудачи», 10 лет неудач) — что, как не следствие такой политики? Когда любой вопрос можно решить деньгами, а не продуктом. Когда проще купить, а не конкурировать.
По-моему — очень даже похоже.
Но далее ещё страньше. Epic Games тоже, как оказалось, не годятся, потому что хотя заработали деньги на игровом движке и игре, не занимаясь вообще ничем, кроме игр. Зато до этого не занимались дистрибьюцией. Но ведь и Valve тоже…
Мне лично не нравится то, что делают Эпики, но что дальше — запрет заниматься разработкой RPG тем, кто раньше разрабатывал RTS? :) А не то вы их империалистами назовёте?
В общем, сумбур какой-то получается. Что и почему происходит в жанре MMO, я подробно описываю много лет, и причины того, почему рынок MMO будет зачищен под ноль, описывал восемь лет назад, когда тут зубоскалили по поводу того, что кто-то там на фритуплее больше зарабатывает, облапошивая клиентов. А задолго до меня всё это описал Джордж Акерлоф в научной работе о рынке «лимонов», за которую в итоге получил Нобелевскую Премию. Читайте книги, а не дешёвую советскую пропаганду, короче.
Когда MS покупает Активижн — ведь эти ресурсы уходят с рынка. Добавленной стоимости не создается. Боевые потери дензнаков (с весьма туманным ROI). Эти 70 млрд долларов могли быть потрачены на разработку огромного количества игр (продуктов) с высочайшим уровнем качества. А по факту они просто пошли в карман Акционерам Активижн. Вот Bethesda они же купили, результаты впечатляют. В случае с Эмбрасер — то же самое, купили студию, разогнали студию, убытки списали. Кому от этого лучше? В выигрыше только те, кто студии продал (возможно, часть этих денег пошла на новые студии, но, подозреваю, небольшая. Иначе зачем было продаваться то?). А рынок в проигрыше, команды развалены, специалисты ищут работу. В итоге — хороним деньги, завоевываем рыночные территории (доля рынка). Да только что с них толку с территорий-то? Была ваша колда, стала наша. А мне как потребителю — без разницы, кому мои доллары шли. Меня от колды давно тошнит, я новые миры хочу. А не новую колду.
А вот когда, как вы говорите, кинематограф привлекает деньги мыловаров — он же их вкладывает в фильм, в рынок, в продукт. И Габен, когда разрабатывает Стим в далеком 2002м на деньги от HL — он разрабатывает не то что продукт, целую нишу электронной дистрибуции! А что делает КлиффиБ из Эпик? Какой продукт он предлагает? Просто раздает игры нахаляву, а продукта то нет вовсе. Все эти эксклюзивные лаунчеры от ЕА, Близард, Активижн, Юбисофта — издохли с гордым видом. Потому что нет продукта. А есть только палка эксклюзивности, которой пользователь туда загоняется. Эпики решили пряник халявы использовать. Но пользователь не дурак — палку не любит, а пряник ест пока дают. А когда не дают — тут же уходит к Габену, где тепло, уютно и вещи своими именами можно называть.
Или пример New World — Амазон с бездонными карманами решил поиграть в геймдев. Ну и хорошо, я только рад. Новые рабочие места, новый высокобюджетный продукт выходит на поле конкуренции.
И когда разработчик RPG разрабатывает RTS — он ведь тоже деньги в продукт и в рынок вкладывает. И правильно делает.
Капитализм, конкуренция, благодать.
Каким образом только то, что делает Суини — это капитализм или, прости господи, империализм, а то, что сделал Габен, ребята из Iron Gate или Black Isle — нет? Как так получается, что всё, что я и вы получили как результат работы капиталистического общества — от компьютеров и интернета до всех компьютерных игр в принципе — разворачивается капитализму же в упрёк от варваров, которые не смогли уберечь свою голову даже от того, что их прадеды, как и мои оба деда, победили в Германии?
Поймите, наконец, что вы не имеете никакого морального или интеллектуального права что-то тут обсуждать, зайдя с «козырей» про «мы как американцы», путая всё подряд, не обладая способностью различить фашизм и империализм не то, что под своим носом, а у себя во рту, и выискивая его в Epic Store. Вы ещё евреев в турбине самолёта поищите.
Это как посмотреть, «не заставляет». Он формирует среду, где именно это имеет успех и востребовано. А монополизизация игрового производства постепенно не оставляет особого выбора. Нет, он, конечно, всегда есть — но нишевый, не меняющий общей картины.
Возвращаясь к аналогиям… а вы шо, покупаете все то, что вам впаривает телеамагзин? потому что реклама красивая? или один раз купив товар, выглядящий как на картинке, но сломавшийся на второй день, больше не?
Или когда вам нужен рабочий домашний прибор идете в гугл и методично перебираете варианты, отзывы, просчитываете цену, потребляемую мощность, наличие расходников и доступности ремонта и т.д.?
Условно говоря — на рынке есть Дьябла IV с донатом высотой до стратосферы и Path of Exile. Рынок то формирует купить дьяблу и платить… платить….платить…
А а Path of Exile при этом отлично себя чувствует и продолжает развиваться… просто надо отвести взгляд от гипнотизера с блестяшкой и увидеть что есть другие варианты.
Или честно себе признаться. что вот то… оно в блестящей обертке с платежами, вот те «это пвп-игра, детка, ты знал куда шел», вот те бесконечные однообразные «сезоны» — это и есть то, что нравится именно вам.
как части рынка. не очень разборчивой.