avatar
ради крупного ААА-проекта

Тут важно понять, как на сегодняшний день мы идентифицируем класс проекта. Как по мне, описанные выше игровые принципы соответствуют не только классу издателя, типа Destiny, но и аудитории этого издателя. Я никого не хочу обидеть. Речь идет о неком среднем уровне, конечно же.
avatar
Погоди, но ведь это ты сравниваешь монетизацию AA и SC, утверждая, что у AA она жестче. Я считаю, что ты неправ. Объясняю, почему: потому что в AA в магазине не продается валюта, корабли и дома. Но ты говоришь, что там pay-to-win. Вот я и прошу объяснить, в чем именно он заключается. Если же мы говорим о пейволлах, которые меня также не устраивают, то это отдельная тема. И в рамках этой темы я уже говорил, что хотя в AA существует возможность совершенно спокойно покупать баночки с очками работы, чтобы преодолеть пейволл, я этим заниматься не собираюсь по идеологическим причинам. Мне неприятен сам факт того, что свою игровую активность я подчиняю человеку, заносящему деньги в игру. И тем самым я своим игнорированием их баночек (да и в конечном итоге, игнорированием игры) не даю этим людям возможности купить игровую валюту. Или, во всяком случае, не участвую в схеме обеспечения их валютой. В случае с SC такой человек даже в моем одобрении и поддержки не нуждается. Он просто идет и покупает все нужное в игровом магазине прямо у разработчика. Поэтому я не понимаю, как такой подход можно считать более мягким, чем текущую монетизацию в АА.
avatar
В принципе, о крафте в Lineage 2 я подробно написал здесь: mmozg.net/la2/2014/09/24/kraft-dlya-chaynikov.html

Если коротко, вам не стоит становиться крафтером, как классом, но стоит быть крафтером, как человеком, планирующим собственную игру. Один из ММОзговедов, с которым мы контактировали в игре, в определенный момент спросил меня, как ему добыть магическое оружие. Он довольно сильно продвинулся по уровням, но оружие оставалось прежним. Я посоветовал ему собрать Искушение Бездны, кейматы к которому активно продавались на рынке, как и ресурсы, универсальные для крафта. В итоге он так и сделал, купил все необходимое и пошел на рынок, где сидят крафтеры и собирают вещи из ваших ресурсов.
avatar
Так эквип же — это самые последний этап крафта, реги на который надо было бы покупать за арки.

Может, я что-то забыл, но все расходники для крафта предполагалось покупать за золото, никак не за арки.

Которая чистый п2в плюс беззастенчивый балаган.

Объясни, пожалуйста, что именно в текущем магазине Archeage обеспечивает п2в? И еще раз хотя бы на минуту представь Archeage, в котором можно прямо в магазине покупать валюту, корабли и дома.
avatar
Значит, лут у них не бесплатный. Ай-яй, такая маркетинговая фишка накрылась. Траханье мышей продолжается.
avatar
Кстати, сколько человек участвует в управлении кораблем в АА?

Сколько все таки человек имеют свой блок геймплея в рамках функционирования корабля?

Так какой из вопросов важнее? Управляет кораблем, очевидно, один человек, на основе информации, получаемой в том числе и от других. Когда мы ходили под парусом, мы пользовались как радаром, так и дозорными. Минимум два дозорных по бортам. В рамках общего функционала корабля — это рулевой, дозорные, канониры, марсовые, а также команда защиты при абордаже.
avatar
Я играю собирателем, если что. :) Профессия очень востребованная в реалиях L2C. Фактически, у нас на нее завязана львиная доля геймплея. Ведь в том-то и дело, что куда интереснее охотиться на мобов, ради конкретной добычи, а не ради абстрактного опыта. Я не знаю, как подробнее рассказать. Готов ответить на вопросы, если есть. :)
avatar
Потому что главным аргументом против арок было то, что их невозможно достать игровыми методами, даже из боссов, так как попасть на них можно было бы лишь купив арки на эквип.

Вообще, я говорил о том, что Асценд довольно жестко критикует не арки, а текущую систему монетизации Archeage, при которой ни игровая валюта, ни корабли, ни чертежи домов в магазине не продаются. Но по цитате выше есть чисто техническое замечание — эквип за арки купить можно было бы на аукционе, да. Но для этого его кто-то должен был бы скрафтить и выставить на аукцион. А это значит, что у любого крафтера чисто игровыми методами эквип бы появился быстрее, чем у владельца арок.
avatar
Только чего ж ты только сейчас на это обратил внимание?

Хм… вот моя заметка сразу после анонса: mmozg.net/mmo/2012/10/24/kris-roberts-i-anabioz.html

Дата создания: 24 октября 2012. Со мной там не согласились даже мои ближайшие друзья, но что поделать, я не лукавил — меня действительно не зацепил этот анонс. И я перестал следить. Читал заметки Асценда, но, видимо, пропустил информацию о системе монетизации. Заметки Рэйфа читал значительно реже, но это не вина переводчика, а вина тех, кто пишет оригиналы. Они жутко скучные, на мой взгляд. Плюс изначальное отсутствие интереса.

Мне тут пытаются внушить постоянно, что я сотрап-деспот-кровопийца, и прямо вот давлю проекты, которые мне не нравятся, но SC я постоянно плюсовал, особенно в период асцендовского творчества, поддерживая интерес хороших людей к их мечте. И хорошие тексты, конечно же. Мало того, работа Асценда нам настолько понравилась, что мы пригласили его в постоянную редакцию именно в расцвет его работы над освещением SC. Там потом из-за цейтнота по другим направлениям у Асценда не получилось участвовать в жизни редакции активно, из-за чего вернулись к прежнему формату, но я упоминаю это исключительно потому, что и к проекту, и к авторам, включая Рэйфа, я отношусь крайне уважительно. Поэтому никакого конфликта вокруг проекта или авторов нет и быть не могло.

Но когда эти люди заняли совершенно непонятную мне позицию по поводу монетизации, я понял, что не могу на них рассчитывать в вопросе всестороннего освещения плюсов и минусов. Вот никто не сказал открыто то, что я написал выше по пунктам. Позицию Рэйфа я понял, хотя не считаю, что о монетизации говорить рано. Асценд выбрал вообще странный подход атак на EVE Online в качестве главной линии защиты Star Citizen.

В общем, мне показалось, что в этом вопросе возникло белое пятно. Реклама проекта на страницах ММОзговеда идет на полную катушку, а монетизация — «белое пятно». Ты видел, как я себя вел в той же ситуации с Archeage. Я чувствовал собственную ответственность за то, что разместил тонны восторженных материалов о проекте, а теперь этот проект пытается нагло на хайпе, частью формирования которого был и я, продавить откровенный развод на деньги. И это при том, что когда я писал о нем восторженные заметки, он позиционировался, как MMO по подписке, и даже вышел в Корее в таком формате. Ну, вот такой я вечно «крайний».

Два чёртовых года известно, что валюту хотят продавать, а ты только проснулся и завёл проповеди.

Знаешь, я не понимаю, зачем ты пишешь «завел проповеди» и тут же говоришь, чтобы я не обижался. Давай ты просто изначально постараешься не обижать вот этими обвинениями в проповедовании. Я высказываю свою позицию. Она последовательна и хорошо известна. До недавнего времени я не знал, что в SC будут продавать валюту. Я не предполагал этого. Тут давали ссылку на давний коммент Асйенда, но я, то ли его пропустил, то ли внимания не обратил. Я не могу понять, как Асценд так откровенно критикует монетизацию Archeage и, как выясняется, совершенно спокойно принимает куда более жесткую монетизацию в другом проекте. Не понимаю, честно.

Мало того, зная то, как именно устроены прежние игры Криса Робертса, я не могу представить, зачем там вообще продавать валюту и корабли. Я тебе об этом уже говорил: проект развивается по лекалам предыдущих работ Криса. Даже концепция «начать с продаж Squadron 42, а потом выпустить Star Citizen» — это чистая калька связки «StarLancer — FreeLancer», которую, к слову, Крис не потянул, наобещав очень многое по поводу FreeLancer, но уйдя из компании задолго до его выхода в виде довольно откровенного обрубка изначальной концепции. В свободных играх Криса Робертса заработок денег и покупка модулей/кораблей — это соль игры. А структура этих игр действительно такая, что куда проще запустить приватный сервер, чем вытянуть это на уровень полноценной MMO.

Поэтому я до сих пор не могу понять, кому и зачем нужно продавать валюту и корабли в такой концепции. Меня удивляет само отношение людей к подобной монетизации, ее принятие, отсутствие естественного возмущения, что ли. В игровой индустрии, где даже проект, существующий полностью на пожертвования игроков, собирается этих игроков откровенно эксплуатировать и ставить в неравные условия, пускай пока чисто теоретически, мне места не найдется, скорее всего. Поэтому я переживаю.

Надеюсь, подробно объяснил.
avatar
Потому что это отмазка, а не реальная причина ввода магазина. Или я помешал какой-то загадочной игре в притворяшки? :)

Я не согласен с характеристикой любых маркетологов, как мошенников, сделанной выше по ветке. Задача хорошего маркетолога в том, чтобы нащупать всех потенциальных клиентов и организовать хорошее предложение для игроков. Талант хорошего маркетолога в том, чтобы помнить о границах своих полномочий. Когда игровой сервис превращается в проект по разводу на деньги, он теряет свои основные качества игрового сервиса. Для маркетолога, как и для любого работника компании, специализирующейся на игровом сервисе, это провал изначальной миссии.
avatar
Суточный лимит хотя бы. Да, его можно обойти мультиакком, но с этой практикой, как разрушающей атмосферность, была обещана борьба. Я это третий раз говорю.

Давай вот просто по шагам рассмотрим.

1. Человек собирает деньги на разработку космосима у игроков. Окей. Принимаем.

2. Человеку не нужно отбивать какие-то сумасшедшие инвестиции в сотню миллионов, как в случае с Archeage. Окей. Принимаем.

3. Человек говорит, что для поддержки серверов в игре, где пока о каком-то вменяемом формате MMO ничего неизвестно (и поэтому непонятно, что за сложную сетевую инфраструктуру нужно поддерживать), ему нужно снова много денег. Причем единственный формат взимания этих денег, судя по всему, продажа игровой валюты и игровых ценностей. Здесь не хватает заявления о том, что человеку приходится выбирать free-to-play из-за большой конкуренции на рынке глобальных космосимов. Для истерики в зале. Принимаем? Похоже, да. Куда деваться и все такое.

4. Этот человек не находит ничего лучшего, чем аргументировать торговлю игровой валютой и игровыми ценностями через магазин желанием «бороться с RMT» и «поддержкой игроков, у которых нет времени на игру». Борьба с RMT путем рисования валюты — это, безусловно, большой шаг в нужном направлении, потому что это порождает инфляцию, при которой купленный вчера миллион превращается в килограмм лимонов. А люди, которым не хватает времени на игру, настолько заняты, что следят за всеми новостями невышедшего (и не собирающегося пока выходить) проекта, покупают корабли в нем, читают от корки до корки подробные статьи на 30k знаков с тех. параметрами моделей, и другими способами демонстрируют то, что времени у них просто нет. Принимаем? Похоже, что да.

5. Поняв, что в игре будет продажа валюты и игровых ценностей, мы ищем варианты защиты от того, что вообще не имело причин появления в игре и является исключительно волей этого самого человека. Повторюсь — ему не нужно возвращать заимствованные деньги в кратчайшие сроки, ему не нужно как-то спасать свое положение, бросаясь в отчаянные авантюры с продажей игровых ценностей. Он просто так захотел. И мы верим, что, захотев все это, он будет ограничивать себя. Поэтому сам факт некоего обещанного суточного лимита продажи валюты в одни руки, без объявления его размера, мы уже трактуем, как механизм спасения. Еще раз хочу акцентировать твое внимание — спасения от чего? От того, что автор проекта сам решил ввести в игру, и что ему игроки спокойно позволили сделать. Звучит, как хороший план? Судя по реакции, да.

6. Мы верим, что человек, решивший бороться с RMT путем продажи игровых денег и ценностей прямо в магазине, придумает хорошую механику борьбы с мультиакком, которую не выиграл ни один разработчик, включая корейцев, у которых есть законодательные возможности контроля личности игрока. И это тоже звучит логично и стройно, судя по всему.

Если я что-то упустил или неправильно понял, буду рад пояснениям.
avatar
Тут неоднократно говорилось, что в играх в стиле «опен-пвп-фулл-лут-и-воще» особая ценность в том, что в них можно внезапно найти человека, который возможностями вредить другим не пользуется из этических соображений.

Ни к опен-пвп, ни к фулл-луту, как к механикам, эти рассуждения, во всяком случае, мои, никогда не относились. Они относились к возможному спектру поступков. Ты повторяешь тот же стереотип, который здесь произносил человек, противоположных с тобой взглядов. Про поиск бриллианта в дачном сортире. Людей, которые не пользуются возможностями вредить другим из этических соображений, не десять и не сто, их подавляющее большинство. В тех самых играх, которые я видел и предпочел. И, в общем, это не очень интересное открытие.

Я люблю игры с большим спектром возможностей, потому что в них можно проверить себя, узнать о тех, кто рядом с тобой, о тех, к кому ты питал симпатии. Например, у меня был один знакомый, довольно непримиримо относящийся к игрокам, вредящим другим. Он был откровенно агрессивно настроен к любому, кто позволял себе оправдывать разбой или беспричинное нападение. Резал правду в глаза, не стесняясь в выражениях. И я искренне считал, что эта позиция должна быть подтверждена поступками. Вот он — шанс вывести праведный гнев в практическую плоскость. Ведь перед ним был целый спектр возможностей. Не только не нападать самому, но помогать единомышленникам, защищать, «карать», наконец. :) И то, какую именно модель поведения из доступного спектра возможностей выбрал тот человек, оказалось для меня неожиданным открытием. Не будь множества игровых возможностей там, где мы повстречались, я бы продолжал пребывать в иллюзиях по поводу того, насколько мы похожи.

Пойми меня правильно. Я не считаю его выбор недостойным. Я говорю о том, что спектр возможностей и выбор действий из этого спектра — намного более точный индикатор, чем попытка узнать человека по тому, что он не делает, или по тому, что он говорит.
avatar
Ат, а что делать-то еще?)) Объявить игре бойкот и не играть? Написать Крису гневное письмо?)) Учитывая, что людей, которые принесли ему 75 лямов, все устраивает, сомневаюсь, что это будет хоть сколько-то эффективно.

И то же самое ты мне говорил во время истории с арками.
avatar
Я повторю фразу, которую сказал в нашем споре об арках (ты мне тогда влепил минус, так что можешь соблюсти традицию, так сказать :P)

Вот в том-то и дело. Ты тогда тоже говорил, что все равно будешь играть. Помогла бы эта позиция победить арки? Сам понимаешь.
avatar
Так что спор ни о чем.

Мои аргументы выглядят так — я был более чем доволен механикой коллективной игры на кораблях. И я, к слову, очень доволен развитием кораблей в 1.7. Так что для меня реализация этой механики в SC — очень даже приятная вещь. Я не буду разочарован тем, чем, скорее всего, будешь разочарован ты. Но есть другие факторы. О чем изначально и зашел разговор в контексте этой заметки.
avatar
В играх мне нравится противоборство с живым человеческим интеллектом, а не с интеллектом нпц.
Так пойдет?

Ну, почему не просто «В играх мне нравится противоборство с живым человеческим интеллектом»? Говори о том, что тебе нравится, а не о том, что тебе не нравится. Не всегда, а тогда, когда ты хочешь похвалить что-то дорогое тебе. Потому что возвышение чего-то одного за счет опускания чего-то другого — это и не возвышение вовсе, а одно лишь опускание.
avatar
Если там будет тот же уровень взаимодействия, что и в АА, то это будет эпикфейл для StarCitizen.

В AA, на мой взгляд, был очень хороший уровень взаимодействия. Я не буду считать SC эпикфейлом или фейлом в принципе, если у них получится хотя бы то же самое.
avatar
А зачем смотреть комментарии, когда можно посмотреть на первый же вопрос Сергею:
— Скажите, как в компании оценивают реакцию игроков на эту систему?
— Мы не ожидали такой реакции. Мы считали, что модель достаточно привлекательная, понятная и легко объясняемая.

То есть, сообщество отреагировало негативно.

У меня нет сомнений в том, что раз за разом реакция сообщества будет все более вялой. Пример с реакцией на открытую продажу валюты, что, скажем, пять лет назад, я уверен, вызвало бы бурю среди игроков, а десять лет назад — бурю среди разработчиков, сегодня уже никого не удивляет. Выходит, mail.ru зря прогнулись. Им бы подождать стоило, как китайцам. В русской AA никто не посмел бы ввести сундучки на старте. Это вызвало бы бурю. А сейчас — пожалуйста.
avatar
Я поставил минус за очередное пафосно-дешевое противопоставление в конце. Я хочу, чтобы ты от этого избавлялся. Тогда общение будет конструктивным. А так ты просто рассказываешь не о своем любимом увлечении, а о том, какой ты молодец и какие все идиоты, забавляются с тупыми мобами. Я это слышу постоянно, в разной форме. То мне говорят с презрением о том, как я романтизирую гринд и битье тупых мобов, то объясняют, что-то о моих умственных способностях, на основании моего выбора игр. Но у тебя это получается особенно неуклюже.
avatar
Кайз, а я не понимаю, в какой момент мы дотрахались до таких мышей, когда нам в глаза говорят, что будут тупо продавать валюту через магазин (а не быть посредниками между игроками), но мы ищем какой-то вариант в духе «ну, может, это будет не очень больно». В итоге, когда я высказываю опасения и говорю, что не вижу никаких сдерживающих факторов в самой механике (и никто не может их назвать), мне реально говорят, что раз я сомневаюсь, мне и доказывать. То есть сам факт прямой продажи универсального платежного средства в игре ни у кого не взрывает мозг. То есть мейл.ру достаточно было просто сказать, что они будут ограничивать ввод арок в день и все бы успокоились. Похоже на то. Мне в такой «игровой» среде, мягко говоря, неуютно.