История, произошедшая на днях в европейской версии Archeage, не про Archeage. Лежачих не бьют. Она про суть денежных взаимоотношений во free-to-play MMO. Как выглядит основной мотив гибкой монетизации в них? Есть, мол, разные категории игроков, каждая по-своему увлечена игрой, а платить раньше требовали всех одинаково. Вот и получалось, что для одних это много, для других — нормально, а третьи готовы потратить куда больше денег, но не на что. Надо эту жесткую систему менять. Нормальное стремление хорошего маркетолога – взять у клиента все, что он готов отдать, а не вяло смотреть на проплывающие мимо деньги. Честь и хвала таким людям, как любым специалистам в своем деле. Я говорю об этом совершенно серьезно.
Но знаете, когда в таком подходе случается сбой? Когда хороший маркетолог, разработавший новую ценовую политику продажи авиабилетов, садится в диспетчерскую вышку и начинает отдавать распоряжения, кого куда и когда принимать, пропускать вне очереди, согласно своему бизнес-плану. К счастью, его туда не пустят никогда. Потому что последствия слишком серьезные. А в диспетчерскую вышку MMO-проектов они проникли давно и чувствуют там себя, как дома. Хотя диспетчерами себя не называют, так что если что, они просто разрабатывали бизнес-план.
Игроков европейской версии Archeage ломали «с детства», с самого первого бизнес-плана, где нужно было платить за все – за альфа-тестирование, за бета-тестирование, потом платить подписку, но при этом покупать в магазине массу предметов для получения игрового преимущества или из-за нежно расставленных пейволлов. Казалось бы, что вообще способно возмутить этих людей, согласившихся после всех предыдущих издевательств остаться в игре? Элементарно — дорогие подарки тем, кто терпеть не стал и из игры ушел.
Тут вся титульная теория фритуплея и рухнула от форумного взрыва. Причиной взрыва стала акция по возвращению игроков, ушедших из Archeage, путем заманивания их дорогими подарками. Игроки быстро выяснили, что содержимое подарочных коробок для вернувшихся приносило им товаров из игрового магазина более чем на сто долларов.
Всем ведь понятно, что Trion ничего не стоит создать любое количество такого товара. У этих предметов просто отсутствует себестоимость. В этом же и прелесть такого бизнеса. Это вам не игру развивать. Интересный геймплей не копируется. Такой вывод в Trion Worlds сделали, еще когда Rift запустили. Но в этой истории важно другое. Не ошибка Trion с акцией, а реакция на нее игроков.
Нас все время убеждают в том, что в free-to-play MMO можно играть так же, как в любую другую MMO, просто определенная категория людей там компенсирует недостаток времени своими деньгами. И заботливые маркетологи дают им возможность это сделать. Но, как было уже сказано множество раз, любая попытка продать некий компенсатор времени, легко превращается из компенсатора в дополнительное преимущество. Поэтому как бы ни прятали специалисты суть товаров в оболочку «покупают только из-за большой нужды и недостатка времени», преимущество есть преимущество. Вот оно – в магазине, каждое со своим ценником. И запрос на справедливость в этом случае возникает автоматически. Почему мы за преимущество платим деньги, а они – нет? За что им всем выдали по сто долларов?!
Повторюсь – никто никому сто долларов не выдал, у людей просто не взяли деньги за товары с нулевой себестоимостью в рамках разовой акции. Но не учли реального восприятия игры оставшейся аудиторией. Судя по всему, эта аудитория нормально относится к покупке преимущества, как основы игры. Здесь возник свой баланс справедливости. Больше платишь – больше преимуществ. И все точно так же, как в любой другой игре на основе других правил, следят за руками друг друга. Так что попытка сдать карты бесплатно вызывает праведный гнев.
Маркетологи, сидящие в диспетчерской вышке, должны все же признать, что теперь они отвечают за воздушное сообщение. И что это сообщение с их легкой руки теперь работает по совершенно другим правилам. Люди, садящиеся на эти рейсы, могут говорить себе и другим о том, что они просто обеспечивают собственный уровень комфорта, не обращая внимания на других, но по факту основная масса думает иначе. И все вместе мы должны понять, что в диспетчерской вышке больше не осталось диспетчеров. Так что дальше на свой страх и риск. Может, повезет.
27 комментариев
очень хочется что-то высказать по факту. Выделить конкретную эмоцию и выдать ее в словах не получается. но эмоции определенно матерные. вроде- «так им, буржуям, и надо», и Триону, и китам доната. А с другой стороны — таки реально беспредел?
Была заявлена честная сделка «деньги — на преимущество», нормальное неравенство буржуазии в ярком его проявлении. Неприятная для таких как я, рожденных в СССР, но надежная устоявшаяся схема. А фиг вам. нет сделки. Есть барская воля — барин сегодня щедрый, холопам бочку вина выставил. А завтра будет грустный — медведем травить будет?
P.S. Наглядно показывает, что вся концепция помощи игрокам с маленьким онлайнам с помощью магазина полностью дискредитировала себя.
Своеобразное «копать яму отсюда и до обеда», только для менеджеров.
И еще совсем не понимаю людей, которые за такие решения отвечают. Неужели настолько сложнее и менее выгодно было сделать игру, которую люди полюбят? Которую не будут считать болотом через полгода после того, как она вышла? Почему? Ради чего?
Сделать болото довольно просто, рецепты давно известны. И прибыль практически гарантирована. А сделать игру, которую полюбят — долго, дорого, сложно и не факт, что окупится, вот так и живем))
Еще есть обещанные танки (которые не могу нарисовать?) и субмарины, с которыми, видимо, не могут придумать, что делать.
Потому что в сутках всего 24 часа, а в неделе только 7 дней. Ни один игрок, даже самый-самый упорный, не сможет выжать из игры больше.
Донат же ненормирован, и в этом его важное отличие. Что-то я не встречал f2p, где было бы ограничение на ежедневно вносимые суммы. И уж тем более нигде не вводился принцип честного обмена время = деньги, чтобы если купил за донат ресурсов, которые фармеры добывают за N часов, то эти N часов уже в игру зайти не можешь, т.к. ты их «компенсировал» донатом.
Ну и ещё категорически не согласен с похвалой маркетологам. Маркетологи — это мошенники. Любые. Исключений не бывает. Просто по какой-то причине некоторые категории мошенников сумели легализоваться, т.ч. их стало даже как-то неприлично в мошенничестве обвинять. Вот та же астрология, например. Все же знают, что польза от неё равна нулю, но говорить об этом нельзя.
То же и с маркетингом, причём вреда от маркетологов очень и очень много. И профессиональный мошенник по-прежнему остаётся мошенником, даже наоборот — он причинит обществу больше вреда, чем мошенник неопытный.
В те же авиакомпании маркетологи давно проникли, так что формирование цен на авиабилеты давно не поддаётся никакой логике. Когда прямой авиаперелёт Москва-Рим оказывается дороже транзитного через Владивосток, это вообще как назвать?
Логичнее сделать наоборот: не заходил в игру N часов — получи возможность задонатить. Потому что блокировать доступ к игре — не самая умная идея со стороны оператора)))
Я не согласен с характеристикой любых маркетологов, как мошенников, сделанной выше по ветке. Задача хорошего маркетолога в том, чтобы нащупать всех потенциальных клиентов и организовать хорошее предложение для игроков. Талант хорошего маркетолога в том, чтобы помнить о границах своих полномочий. Когда игровой сервис превращается в проект по разводу на деньги, он теряет свои основные качества игрового сервиса. Для маркетолога, как и для любого работника компании, специализирующейся на игровом сервисе, это провал изначальной миссии.