avatar
Думаю, нужно дважды сказать «спасибо» — за прекрасную запись, всколыхнувшую самые теплые воспоминания о любимой (и первой) игре, и за то, что подтолкнул к нужным мыслям об актуальных для меня проектах. Не то, чтобы я не думала об этом раньше, в разрезе той самой «своей игры», но я прочитала твою запись, а потом — обзор с другого блога на тему Пандарии, и поняла, в чем магия.

Весь этот огромный, насыщенный контентом ВоВ я могу описать так же тезисно и доступно, разложить по полкам и ящикам и выдать некое резюме. Один аддон или все аддоны сразу. Или по очереди. В некоторых частях этого обзора будет место и для романтики, и для моего медитативного созерцания (в том числе и само-), но это можно сделать, информационно и, простите за эмо-мод, чувственно. При этом я абсолютно точно не смогу описать схожим образом мир Lineage II. Да, там есть контент, есть его развитие, есть простая игровая схема, но бОльшая часть игрового процесса у меня проходила не по тем пунктам, которые можно перечислить. Она была в голове, перед глазами — но за декорациями, и игра состояла из тех самых шахт, невидимых куропаток и болот за Хейном. Игра не вела меня настойчиво по истории, хорошей или плохой, но история была со мной всегда. Она была в атмосфере тех мест, и ее я могла увидеть и полюбить только в собственном экземпляре, штучно, в моем личном издании.

Примерно те же чувства (и проблемы) вызывает GWII. Я несколько раз бралась за описание, и всякий раз отказывалась от этой затеи, понимая, что цветок каменный на этот раз мне не удается. Есть контент, есть интересные задумки (да-да, довольно революционные для ММО), и я могу их описать. Отдельно. Как работающие механизмы. Но я не могу описать игру. То смутное чувство, которое вызывает возвращение в Kessex Hills или Ebonhawk. Меня иногда спрашивают, что я буду делать в игре без сердечек, а только сейчас начала понимать, что без всех этих сердечек для меня и начнется настоящая игра. Когда внутренний казуал, привыкший подчинять ход игры ненавязчивым тычкам разработчиков, уйдет на покой, и можно будет просто быть в этом мире: путешествовать, охотиться на монстров, которые никогда не станут слишком слабыми, случайно кого-нибудь спасать, собирать ресурсы, надеясь, что выпадет редкая трава или красивый камень. Кстати, вот то, чего мне не хватало в линейке: возможности вернуться в Глудио и не почувствовать себя гостем на чужом празднике, со всеми этими штрафами и «синими» мобами. Когда-то я любила приезжать туда, а еще, пожалуй, в Дион, своим баффером — можно было помочь мимо проходящим персонажам, которые не обзавелись своей группой или вторым окном. Это добавляло… осмысленности. В GWII будет еще проще.

P.S. Очень мало игр могут предложить персонажей уровня Lineage II. И дело не в «корейской смазливости» — ее-то как раз в игре почти нет, и не в чрезмерной сексуальности. Я смотрела на СВТОР и Рифт, какое-то время играла в АоК — неплохо прорисованные лица, гибкие модельки (не у всех), но притяжения не вызывают. Трудно сказать, что такого было в линеечных героях, с их единообразным телом и пятью прическами на расу. Видимо, тот самый трудноописуемый «концепт».
avatar
Да, тут ситуация тупиковая: если Мейл будет локализатором, нужно будет играть на европейских серверах. Но, если Мейл будет локализатором, боюсь, доступ к евро-серверам для нас будет перекрыт. А это уже хороший повод задуматься о том, нужна ли мне такая игра — я не люблю, когда разработчики, вручив игру заведомо некомпетентному локализатору со скверной репутацией (да, это проблема именно разработчика, и его ответственность), пытаются вынудить нас играть только и исключительно в резервации.
avatar
Территории на южном континенте требуют налог, как показывает практика Айона периодически кто-то не платит.
В Аионе налог составлял внушительную сумму, потому народ периодически и оказывался не у дел. К тому же, в Аионе домики имели сугубо декоративное значение, чего нельзя сказать о тех же фермах. Так что непонятно, есть ли смысл приходить в эту игру через месяц, полгода и год после старта ради именно фермерства, а не нагиба всего живого :)
avatar
Я, кстати, пробовала так, оно и так тоже не очень-то играбельно со времен Катаклизма. Поначалу получается, но со временем устаешь героически бороться даже не с трудностями, а с легкостями, которыми тебя принудительно облагодательствовали разработчики.
avatar
Хм. Не совсем понимаю, о чем мы спорим :) В моей записи уже есть все это: о том, что свободы в ВоВ было не меньше, а даже больше, чем в ла2, если сойти с рельсов. О том, что казуализация заставляет нас лениться, но если стряхнуть с себя эту лень, удовольствие в игре можно найти и самому — более того, настоящее удовольствие, по моему мнению, только так и можно найти. О том, что ла2 вдохновила меня поиграть в ВоВ по-новому, вернее, по-старому, и если бы развитие игры — лично для меня — не зашло в окончательный тупик, так оно и было бы.

Более того, в итоге обе игры пришли для меня к одному и тому же итогу: их развитие привело их в такое состояние, в котором лично для меня они стали не играбельными.

Если вам и сейчас хватает личной свободы в ВоВ, если вам не кажется, что тамошнюю траву перекопали под железнодорожное полотно — это прекрасно! Я с удовольствием прочитала бы о вашем личном подходе к нынешнему ВоВ, о том, какой смысл вы в нем находите. Но есть ли смысл в том, чтобы в комментариях к моему личному опыту в этих играх пытаться объяснить, что писать что-то там о ВоВ «не принято»? У меня «принято» писать только об одном — о том, что мне интересно, и о том, в чем я убеждена. Я не потратила бы на ВоВ ни одной строчки в этой записи, если бы он был мне не интересен в свое время. Это одна из моих игр. И мне, признаюсь, жаль, что лично для меня трава в этой игре скошена.
avatar
Я исправлюсь. К следующей заметке =)
avatar
Да эта запись вся с колокольни: я как-то не рассчитывала, что она окажется на первой странице, просто пробовала здешние возможности :) Так что любому личному мнению тут рады.

Так же, как и понимание того, что геймплей не может и не должен обеспечивать погружение в мир — это может сделать только игрок лично, своим мозгом-призмой.
Запись как раз об этом. Но там еще сказано насчет солипсизма. Игрок своим мозгом может много чего. Можно играть деревянными кубиками и представлять себе сооружения времен позднего классицизма. Можно двигать фишки и воображать эпические сражения с драконами. Но так мы досолипсируемся до полного нигилизма, простите за выражения; если все равно, какой конструктор мы подвергаем творческому переосмыслению, то разве не все равно, в какой игре мы это делаем? РПГ — вселенная с уже придуманными правилами, с готовыми кубиками. И если правила еще можно переосмыслить, то красить и пилить кубики вместо разработчиков за свои же деньги я не готова.

ты либо хочешь вникать — и наслаждаешься, даже бегая по рельсам, либо не хочешь, и упираешься в них
Наслаждение — штука капризная, достичь его бывает сложно, а вот испортить — проще простого. Рельсы не мешают самостоятельной игре ровно до того момента, пока за ними есть трава, по которой можно бежать по своему маршруту. Когда ее не остается, бегать, конечно, еще можно, а вот наслаждаться этим — вряд ли.
avatar
Да, это именно кормежка контентом, просчитанными дозами и по расписанию. Метафора подходящая :)

Идти против течения в игре, где все продумали и придумали за тебя — это всегда занятие для одиночки. Я поняла это, когда попыталась придумать и реализовать небольшой ролевой проект на одном из серверов ВоВ. Все, что мне удавалось в режиме соло/дуо, в рамках гильдии было трудновыполнимо. То есть выполнимо, конечно, но зачем героически преодолевать созданные игрой трудности, если можно играть там, где тебе не будут мешать?
avatar
Как я и сказал, я в таком выборе вижу только благо. Пожертвовать контентной составляющей в пользу функционала — правильное решение.

Нет, я не о том, что мне контента мало и хотелось бы новых рас, с этим я готова подождать (хотя заинтересовали меня, увы, именно невведенные). Я скорее к тому, что уже в момент релиза внезапно выясняется, что «вот это мы прикрутим позже». Мелочь, а неприятно.

Но да, вот эта идея спешки и захвата самых лучших мест «под помидоры» меня тоже немного смущает. Просто я лично не вижу альтернативы.
Вопрос конкуренции за статичный контент вообще будет стоять в этой игре особенно остро. Но у нас есть время: мы еще можем посмотреть, как Сонг сотоварищи справится с этой проблемой.
Если все будет толково сделано, на локализацию и я посмотрю. Но только не на русскую от мейла, конечно же.

Речь шла о коллекционных монетах, которые идут бонусом к специальным многомесячным планам подписки.
То есть, сообщение о продаже древней и обычной игровой валюты за реал — это ложная тревога?
avatar
Настораживают две вещи: 1) отсутствие уже проспойлеренных рас и территорий при релизе игры и 2) мелькнувшая и пропавшая информация о кэш-шопе с возможностью покупки «древнего золота». И то, и другое — тревожные «звоночки». Игра находится в разработке уже очень долго, было невероятное количество бета-тестов разной степени открытости, расы были анонсированы — и тут такой сюрприз. А о кэш-шопе в песочнице и говорить нечего, но тут информация пока не подтверждена, так что говорить и не будем.

Ну и по мелочи еще, но это уже настроенческое, а не системное. В основном касается все того же созидания — например, меня не смущает необходимость вставать по будильнику на 3W, но заранее смущает свобода в лесопосадках. Поскольку я могу просто не вставать утром на 3W, но не смогу не видеть вокруг себя результаты чужого ландшафт-крафтинга. К тому же, непонятно (лично мне), где разместятся все желающие фермеры, если территории будут мирными и их нельзя будет перезахватывать. Опоздал к релизу — сажай деревья в горах повыше? И т.д., и т.п.

Много мелких вопросов, которые относятся к категории «как это работает». Тут действительно — вскрытие покажет.
avatar
Хм, а вот этого я точно не знала, и это полезная информация :) Нужно будет воспользоваться «рычагом» и поднять пару-тройку интересных мне тем… вдруг в итоге не только мне одной это будет интересно.
avatar
Ага, теперь все стало понятнее, спасибо :) Мне просто казалось, что сама запись довольно опосредованно относится к LineageII — тут больше абстракции, моих лирических воспоминаний и прочего белого шума.

В принципе, можно же связать запись с темой, просто выбрав ее в качестве тэга?
avatar
Вам спасибо — за отзыв. Не ожидала увидеть комментарии и оценки уже к пробной записи, но мне было очень приятно, не скрою :)
avatar
Спасибо :) Тут скорее даже не продолжение, а просто нечто самостоятельное на заданную тему — первая запись была скорее лирической, чем содержательной :)
avatar
В ГВ2 нашим людям не хватает возможности писать на кириллице. Так что там чат в любом случае не будет особо активным. Надеюсь, Арена что-нибудь сделает с этим.
avatar
Вот этот вариант — самый лучший. Но почему-то многие «гильдии друзей» рвутся к голосовому общению во внеэвентовое время. В итоге ты или общаешься с ними, или хотя бы слушаешь их все время, пока играешь, или играешь в гордом одиночестве — без микрофона и наушников коммуникация никуда не идет. В первом случае через несколько дней создается впечатление, что все эти прекрасные и милые — причем действительно прекрасные и милые! — люди живут у тебя дома. Во втором случае выясняется, что гильдия-то, безусловно, «гильдия друзей», но лично ты играешь в ней один.
avatar
Даже сейчас скажу слово, которое сам очень не люблю — создание «элиты».
А элита все равно будет. Все равно будут гильдии-тащуны, которым придется или вставать по будильнику, или делать что-нибудь еще этакое, чтобы выбиться в топ и снисходительно смотреть на всех оттуда. И я за их ночной сон не переживала в линейке и не переживаю сейчас, в ГВ2. А с чего бы? Ведь по большому счету, им это нужно. Почему всякие там ФС и БХ играли у нас на Хиндемите, да, с будильниками на осады, на Олимп и на боссов, заведенными на американское, унылое для нас время, почему не уходили на Францы и прочие Теоны? Даже Луна в итоге всколыхнула, но не разрушила местное сообщество. И статус серверов в соревновании ГВ2 определяет именно готовность их элиты впрягаться в безумную гонку и чем-то жертвовать. Сейчас это утренний сон. В случае с сессионным контентом это будет что-нибудь еще. Легко и просто птица синяя в руки не дастся, а иначе весь смысл их элитарности пропадет.
Вот чего не хватает, так это символов этой элитарности, чтобы аж звенело и сияло — таблиц, медалек в личное дело, чего-нибудь этакого.

А вот и ничего подобного. Реалистичной она бы была только в случае, если бы мы жили в игре. Реальность игры такова, что мы не можем в ней находиться 24/7.
Я не сказала — реалистична. Я сказала — реалистичнее :)
Чем осады, назначенные на 8 вечера в конкретном месте, или, не приведи Арена.нет, осады в формате «строго 50х50». Нет, пусть будут, я категорически за, но пусть будут в плюс к глобальному, ничем не ограниченному веселью на 3W.
avatar
Линейка была разной. Говорю это как человек, который получал огромное удовольствие от игры (и, похоже, снова получаю), но при этом ни разу не насилуя себя.
Так и я в линейке была убежденной любительницей крафта, исследования локаций, торговли на рынке и т.д. Никогда не стремилась нагибать. Но мы же говорим о сессионном контенте, верно? А сессионный контент ла2 = замки, рейд-боссы и Олимпиада. И вот это все изрядно требовало от соискателей.

Про замки и топ-пвп я все же говорил исходя из организации регламентированного противостояния, которое намного лучше взаимного изматывания и бесконечного напряжения в ожидании нападения в любой момент.
И мы, опять же, говорим о сессионном контенте. И заодно уйдем от линейки, пока не надоели всем вокруг :)
Сессионный контент подразумевает, помимо временных, количественные рамки. У нас есть пять штук замков, и мы распределим их между желающими. Кто желает? Все? А получат пять соискателей. Результат — напряженное состязание, в котором сначала наметятся лучшие соискатели, а потом уже они вступят в бой за свою порцию влиятельности. В результате, если мы сделаем основной контент игры — 3W — сессионным, он будет доступен не всему серверу, а избранным, которые смогут самыми разными, далекими от казуальности способами, доказать, что они достойны представить свой сервер. Что будут делать остальные? Сражаться за крепости? Они и сейчас за них сражаются. Сделать и крепости сессионными? Игра распадется на много-много событий по расписанию. Уйдет то самое, настойчиво рекламируемое: просто зайдите, и вас ждет мир, полный pvp-приключений. Вместо будильника в нашу жизнь войдет таймер.

Кроме того, как написано выше, при войне с лимитированными количеством участников мы получим те же БГ, но в других декорациях. А смысл 3W был как раз в войне повсеместной и постоянной. И да, это действительно реалистичнее осад в стиле ла2, и уж тем более в стиле АА.

Я, если что, не против осад. И других сессионных развлечений. Но я считаю, что их нужно вводить не вместо, а вместе с прочим контентом. Пусть это будет дополнительная площадка, на которой гильдии смогут помериться силами друг с другом, а не со всем миром. Но пусть она будет — дополнительной, ни в коем случае не основной, и пусть ее ограничивают не правила а-ля БГ, которые уместны не на войне, а в спорте, а что-то другое. Полученные на 3W-сражениях медали, которые подтвердят статус гильдии-защитницы своего мира. Да что угодно, придумать-то можно разное.

Вот только придумывать нужно очень осторожно, чтобы новый сессионный контент для избранных не убил то 3W, которое для всех, не разобщил игроков. И тут я прекрасно понимаю, почему Арена медлит: сфейлить и превратить общий фан в нечто скучное, утратившее прежнюю значимость или потенциально недоступное очень легко.
avatar
Странно, я согласна со всеми сразу, но понемногу.
Мне кажется, автор неправильно сформулировал свои претензии к голосовому чату. Чем больше компаний-разработчиков включают такой чат в игровые клиенты, тем чаще он начинает восприниматься как естественная часть игрового процесса. Как данность и норма. А для меня это скорее исключение: я хочу общаться голосом с редкими людьми и в редких случаях. Если голосовой чат станет чем-то вроде общего культурного момента для игры, мне придется, как профессору Преображенскому, объяснять всем и всюду, что лично я общаться так не буду. Да, просто потому, что не хочу.

И да, я согласна с тем, что именно повсеместное распространение голосовых чатов убивают на корню чат обычный. Неторопливые, вдумчивые дискуссии. Даже в нашем небольшом РП-сообществе эта дрянь стабильно портила атмосферу. Кто пробовал, тот знает, как тяжело находиться в игровом модусе во время «кабинеток». А в чате говорить если не за персонажа, то хотя бы в духе игрового мира и легче, и приятнее.

И с майками/перчатками та же история. Портят ли они атмосферу? В Аионе именно они и испортили всю атмосферу на корню. Был затейливый, немного сюрреалистичный мир, который балансировал на грани возможного. А стал бессмысленной и беспощадной «кичухой». В ГВ2 городскую одежду носят единицы, в «серьезный геймплей» современный кич не пускают, и хорошо. А в формате городской одежды перчатки или там очки погоды не делают и мир не портят, они там вполне допустимы. Розовых футболок не вводили бы, и все будет ОК.
avatar
я хочу напомнить о том, что позднее в игру были введены крепости. Именно для того, чтобы предоставить цели более мелким формированиям.
На большинстве серверов они позиционировались как лягушатник — мол, нате вам песочницу, детки, раз до настоящих замков не доросли. ТВ так и не стали частью значимого контента линейки, а линейка примечательна была именно тем, что значимость (а не чистый казуальный фан) стояла там на первом месте. На всех первых местах сразу, если уж на то пошло :)

До этого также были захватываемые кланхоллы.
Смотря какого грейда. Большинство захватываемых КХ на официальных серверах были отнюдь не для «заек» :) Но это уже оффтоп, конечно.

Я прекрасно понимаю, чем мне придется пожертвовать. И чем жертвую те, кто на это идет.
Может, поиграть в сильном коллективе, проявлять уважение к тем, кто тратит столько сил на его поддержание, не бросать его одного, это не такая уж плохая мысль. :)
Хм. Тогда я, наверное, не совсем поняла смысл изначального поста. Я думала, он в том, что разработчик должен уважать казуальных игроков, не желающих вставать по будильнику и подчинять свою жизнь игре. Но это входит в жесткое противоречие с системой поддержания топовых мест на серверах линейки, поскольку там будильник, смс-рассылка в два часа ночи и другие радости жизни были неотъемлемой частью пути к доминированию. Ну, были и побочные средства — черный рынок с покупкой эпиков, но это уже скорее для догоняющих.
Требование взять отпуск/больничный/отгул, чтобы фармить 24/7 — нормальное для любого такого сильного коллектива. Линейка всегда была игрой на износ, и только в последние годы оказуалилась.