Самой первой моей ММО оказалась игра Эверквест 2, и поэтому у меня с ней связано множество самых первых и одних из самых ярких воспоминаний: про людей, про события, про удивительные открытия параллелей с жизнью, которые я находил и находить буду. Сегодня — маленькая история про маленького мальчика, который вдруг… Но — обо всем по порядку.
Люди, играя в игры, порой думают, что они могут спрятаться за персонажа. Но меня всегда поражало, как быстро и как ярко эти люди проявляют свойства своей личности в игре, даже об этом не подозревая. Так, я всегда мог, пробежавшись с каким-нибудь персонажем немножко по локациям и поделав вместе квесты, четко сказать: я играю со взрослым человеком или с дитем. И речь даже не про биологический возраст, а про внутренний, психологический, ведь многие и в 20, и в 30 и в 40 лет остаются детьми: детьми, которые считают, что они — центр мира, и все должны стремглав бежать им на помощь по первому зову, забыв о своих делах и интересах.
Вот и с этим малышом вышло все точно так же. Развлекая себя созданием очередного альта в Новом Халласе, я пробегал мимо какого-то приключенца. Пробегая рядом, я прочитал в чате призывное «Помоги». Я остановился и развернул персонажа к вопиющему. «Чем помочь?» — спросил я также в канал «say». «Пошли» — с уверенностью в моей обязанности помочь сказал игрок. «Куда? Чем нужно помочь? Поясни» — переспросил я, уже начав подумывать о том, чтобы бежать дальше, и получил приглашение в группу. Ок, настроение у меня было хорошее, приглашение принял, решил посмотреть, что будет дальше. В общем, еще через минуту мы уже общались в голосовом чате, и мои «опасения» оправдались: это был совсем малыш, как выяснилось, 7 лет отроду (я был удивлен, ну да ладно). Детский голос сообщил мне, что мне нужно сделать, чтобы ему помочь, а я спокойно пояснил, что для начала нужно сказать «пожалуйста». Я, в результате, чем-то помог по мелочи, потом вышел из пати и побежал по своим развлечениям дальше, мысленно хмыкнув очередному угаданному «ребенку». Но на этом история не закончилась.
Следующая встреча с «ребенком» состоялась месяца через три-четыре, и эта встреча меня удивила. Я не знаю подробности того, как именно малыш освоил то, что он освоил, но можно сделать солидную скидку на детскую подвижность и склонность к развитию, плюс, наверное, сыграл свою роль интерес к игре. Итак, когда мы встретились в следующий раз, наш герой был уже… офицером весьма взрослой гильдии. Это значит, что он, в числе прочего, набирал в гильдию людей, и даже (о чем я узнал уже позже) им помогал в каче и освоении премудростей игрового мира. В общем, наш малыш за прошедшее с ншей последней встречи время освоил:
1. Навык быстрой печати.
2. Навык вежливого и грамотного построения разговора, в результате которого до момента, когда был слышен его голос, ему никто в игре не мог дать 7 лет (да, предполагали что юн, но не настолько).
3. Навык управления персонажем (прокачался до 70+ уровня из возможных 90).
4. Навык торговли (он вполне успешно торговал на аукционе, и даже преуспел, денежки у его персонажа водились).
5. Навык построения отношений с людьми, в результате которого в одной из уважаемых гильдий ему доверили даже ранг офицера. А этого звания не все взрослые могли заслужить.
С одной стороны, мы можем сказать о тлетворном влиянии игры на мозг молодого человека, еще не достигшего даже подросткового возраста. И в плане времени — соглашусь: скорее всего, спортом он занимался не так плотно, как игрой, да и учеба в школе, возможно, была не на первом месте. Но, с другой стороны, а ведь игра стала для него своеобразной школой. И то, что, вполне возможно, не смогли (или не смогли бы) донести родители, стало вдруг важным и очевидным в рамках игры. Для этого ребенка совершенно необходимым стало повышение уровня собственной грамотности, потому что ему хотелось в «большие походы», а с дитем несмышленым никто возиться, почему-то, не хотел. Ему хотелось почувствовать себя взрослым и важным, и игра подсказала ему, какими средствами в этом мире этого можно достичь. Ему пришлось досрочно осваивать премудрости анализа интересов других людей и азы дипломатии, потому что для общения со взрослыми людьми (коих в Эверквесте, по моим наблюдениям, большинство) это было ох как необходимо. Он повзрослел, и повзрослел досрочно. Это хорошо? — Думаю, во всяком случае, это полезный и нужный опыт. И ему это пригодится в дальнейшем.
Интересно, как он сейчас… :)
47 комментариев
Во-первых, она сталкивает людей разного возраста. Соответственно, они могут взаимодействовать в одних условиях, во многом на равных. Здесь нет всех этих условностей реальной жизни, изначально ставящих взрослых и детей в свои рамки.
Во-вторых, несмотря на то, что это игра, общее требование к нормам поведения в целом, скорее, предполагает, что с той стороны взрослый, сформировавшийся человек. Именно поэтому нас искренне удивляет, к примеру, обнаружить в собеседнике семилетнего ребенка. Не думаю, что это происходит потому, что мы считаем правила MMO слишком сложными. Скорее, это происходит из-за социальной составляющей любого онлайнового мира.
С одной стороны неприятно когда с тебя «требуют», с другой стороны в игре время сжато. Зачастую не успеваешь писать полные фразы, отсюда и все сокращения и «стой». Я бы смотрела на дальнейшее поведение, когда внимание уже привлечено.
Но у меня всё осложнялось тем, что я бафала свою группу и садилась восстанавливать ману, на её восстановление уходило время точно равное времени бафов, группа возвращалась ко мне и я снова бафала, они продолжали биться на блилежащем пятачке. Это была синергия, я фактически ничего не делала кроме бафов, а они бились с моими бафами успешнее, опыт и лут делился на всех.
Соответственно если бы я бафала всех, кто потребует, то тратила бы время всей своей группы, не только своё. На такое я пойти не могла. Кстати, те кто понимали обменивали бафы на баночки с маной, фактически покупая их у меня. =)
Приятно, что мальчик попал в такое сообщество, которое действительно тянуло его уровень развития вверх с уклоном в «цивилизованное» развитие. Хотя ему вполне могло не повезти, и он учился бы «набИгать» и «нагЕбать».
А вообще о роли игр в развитии людей можно говорить и рассказывать много. В свое время, например, я заложил отличную базу английского языка из-за того, что терпеть не мог «корявые» переводы игр на русский язык, и был вынужден играть в англоязычные версии.
PS Прошу простить мою щепетильность, но корректней было бы сказать «нОгебать». Ещё раз прошу прощения.
Но эффект будет еще лучше, если все-таки кто-то будет рядом с этим ребенком и научит/подскажет как все-таки себя вести здесь. А то ведь проще всего пойти по пути наименьшего сопротивления, чем учиться и делать выводы.
Игра многому учит. Не только детей. Опыт РЛ-а или ГМ-а у молодого человека уже многое может сказать о нем, о его целеустремленности и умении организовывать людей — отличные качества, которые могут очень хорошо пригодиться в жизни. К примеру.
Глядя на своего сына могу сказать, что ребенок в этом возрасте ищет в игре именно игру, а еще — сказку. Когда находится игра, онлайновая или нет, которая соответствует потребностям ребенка в конкретном приключении, он может погрузиться в нее с головой (так у нас случилось, например, с Эадором и Magesty).
И далее ребенок стремится наиболее полно реализовать свой образ героя, учится стратегии успеха. И если в синглах на формирование такого образа и соответствующих навыков влияет практически только сама игра, то в мультиплеере очень важно, кого ребенок встретит на первых порах становления.
Чтобы все получилось так же радужно, как описано в этой заметке, игра должна быть ориентирована не только на «бейруби-рубибей», иначе нет стимула тянуться вверх, развивать социальные навыки. И еще — важно, чтобы взрослые (если они есть рядом и в теме) не переборщили с объяснениями и поддержкой, не проложили ребенку узенькие рельсы, ограниченные своим «взрослым» пониманием правильности и рациональности.
К моему великому сожалению, я пока нашла только одну игру, где атмосфера была позитивной на старте — ЛА2. Но после обновления, превратившего мир в руины, даже я сама не смогла там оставаться, а жаль — сейчас сын как раз дорос до первых проб и ошибок в «Больших мирах». С надеждой жду выхода ArcheAge, может, там получится показать ему красивый мир, полный приключений. В этом ключе очень радует наличие играющих мужа, брата мужа и бабушки — все вместе мы постараемся построить небольшое семейное чудо :)
Ну и вообще, ваш семейный опыт, это очень интересно :)
Те, кто играет в игры, будучи бабушкой или дедушкой, ни разу не старики. ;)
Между нами: для меня и 100 лет — это не старость. Был бы человек разумом и душой молодым. Долгих лет нам всем!
В дедушках, которые выросли из пап с геймерским стажем — ничего особо интересного, вы правы. А вот в дедушках/бабушках, которые (скорее всего) начали играть уже в несколько преклонном возрасте — предостаточно, поскольку в своём поколении они редки. В отличие от.
А если взрослый: обсудить жизнь, пожаловаться на то, что молодежь нынче пошла «не та»?
Компьютерные игры, MMO и т.д. — развлечение, они не для воспитания, не для того, чтобы учить людей, не для уроков вежливости вроде: «Не изволите ли бафнуть персонажа, сударь. Премного благодарен.»
Человек это во-многом его опыт и зачастую чем его больше и разнообразнее, тем интереснее общение. Зная возраст и происхождение можно прогнозировать какие темы человек поймет, можно найти больше точек соприкосновения, а это облегчает контакт и понимание. До банального: можно ответить одной фразой и человек определенного возраста и опыта поймет, а более молодой скорее всего уже нет.
У меня во многом поэтому не сложилось сильных дружеских связей на европейских серверах ВоВ, я половину их шуток не воспринимала и когда у них был уютный рейд-поход в 10ке, у меня был просто рейд-поход с приятными людьми, но не близкими.
Про воспитание. Да, игра это развлечение, но это развлечение в обществе и нельзя это не учитывать, играя как-будто один, а вокруг фиг поймешь — то ли роботы, то ли слуги. Играя с «живыми» людьми и смотря им в лицо почему-то нормально быть вежливым, а в компьютерной игре в чем отличие? Только от того, что игрока не видно, или что не может выдать ощутимую негативную реакцию по которой будет понятно, что не стоило быть невежливым?
Выходит, что в MMO, ты требуешь вежливого общения с тобой, человека, которого совершенно не знаешь. Никто не ходит по улицам и не требует с прохожих обращения исключительно на «вы».
Можно вежливо разговаривать с игроком в Скайпе, в чате, в гильд-чате. Но если есть игроки, общение с которыми вам неприятно, то существует простой, банальный, «тупой» инструмент — игнор. Всё.
И еще: если ко мне на улице подойдет человек и начнет ни с того ни с сего тыкать и просить (требовать?) помощи, как это происходит в ММО, я таки намекну ему, что без этой самой вежливости ничего не выйдет. Вот если меня не поймут — тогда, конечно, игнор :)
Вспоминая, кстати, ЛА2 могу сказать, что получила кучу удовольствия при торговле просто говоря «Спасибо за покупку» :)
(Отвечаю на вопросы, которые задал Anton)
Занятие это, безусловно, не глупое, если не заменяет собой реальность по другую сторону монитора :). Но засада в том, что для приобретения высокого уровня игры, на это надо тратить непозволительно много времени. Волею судеб, увы, у меня это время есть, а вам, молодым и сильным, хочется пожелать тратить это время на реальную жизнь :).
Опираясь на свой вышеупомянутый 12-летний стаж игры, рискну ответственно заявить:), что компьютерные игры — так-таки разновидность эскапизма, то есть ухода от реальности, по тем или иным причинам. И в этом СМИ правы :). Они, правда, не берут в расчет то, что, подчас, эти причины бывают столь весомы, что эскапизм становится оправданным. В этом свете компьютерные игры, на мой взгляд, меньшее из зол, ибо альтернатива — алкоголь, наркотики, etc. Но все равно это слабость, точнее, бессилие, только бессилие интеллигентное :)
И исключение тут только одно — люди, занимающиеся этим профессионально, как опять же вышеупомянутый и глубоко мной уважаемый господин Ленский.
Но коль скоро мы все-таки играем… Выбираю «умные» или, по крайней мере, душевные, атмосферные игрушки. Как правило, это РПГ. Если писать, что привлекает и что заставляет возвращаться, получится много-много флуда:)
А по теме могу однозначно сказать — могут, могут компьютерные игры учить:) Лично у меня с их помощью прокачаны навыки «Терпение» и «Усидчивость», кои до этого были не на высоте:) Попробуйте раз 120-150 сохраниться-загрузиться перед сундуком с нужной бронькой:))
В общем, как в анекдоте про негра, который лежит под пальмой и ничего не делает. Мимо проходит белый и говорит: что же ты сидишь, нарвал бы бананов, сходил на рынок, продал.
Н: А зачем?
Б: Ну, купил бы пальму, постоянно рвал бананы и продавал.
Н: А зачем?
Б: Разбогател бы, нанял бы рабочих, они бы за тебя рвали бананы и продавали.
Н: А зачем?
Б: Ну, все на тебя работают, а ты сидишь, и ничего не делаешь.
Н: Да я и так сижу и ничего не делаю.
И, да, в спорах мне нравится игры именно с книгами сравнивать (хотя смотря какие игры, конечно, «эти ваши» ММО наверное действительно разумнее с футболом сравнить), которые тоже легальное (да ещё и вполне уважаемое) средство эскапизма :)