Когда-то в детстве у меня было два почти параллельных опыта. Я увидел, как в пруду городского парка, где было очень много рыбы, мои сверстники, нарушая все запреты, занимаются рыбалкой. Пруд там такой, что если бросаешь кусочек хлеба, тут же всплывает куча рыбин и начинает жадно хватать еду. Поэтому легко и просто этим ребятам удавалось вытаскивать приличных таких карпов практически мгновенно. Несмотря на то, что рыбалка меня в то время безмерно увлекала, а вид увесистых рыбин завораживал, сам процесс вызвал стойкое чувство отвращения к «охотникам». И так совпало, что буквально через неделю я с другом уехал на большую многодневную рыбалку с его отцом на моторной лодке. Мы жили в палатке на берегу Днепра в довольно дикой местности, и все наши дни напролет проходили именно в охоте за рыбой. Из общения с отцом моего друга я узнал кучу интересного. О том, на какую рыбу нужно охотиться в какое время, в каких местах, с какой наживкой, на какой глубине. За все это время мне удалось словить действительно большую рыбу, по моим представлениям, всего один раз. Но как же я был горд собой!
Оба события одинаково хорошо сохранились в памяти, давно превратившись в воспоминания из детства, но отношение к ним под призмой времени не изменилось. Мне были недоступны многие знания в той большой рыбалке, и у меня мало что получалось хорошо, но именно этим меня привлекал процесс. Из той же оперы был у меня и другой случай, связанный с рыбалкой.
На большой реке иногда случается довольно сильный шторм. Наш лагерь был расположен на острове, а мы, отвезя приятеля на рейсовый катер, из-за сильного ветра и большой волны никак не могли вернуться обратно на своей большой, но резиновой лодке. И нам пришлось искать помощи у рыбаков, укрывшихся в тихом заливе и продолжающих рыбачить. Один из них, как с картинки, от одежды до повадок, сказал буквально следующее: «У меня тут большая рыба ходит, сейчас я ее выловлю и помогу вам, подождите полчаса». Мы, конечно, согласились, но, если честно, я презрительно фыркнул, когда отошел. Это было так самонадеянно, так по-рыбацки. Вот прямо он знает, что где-то там и прямо у него (а рядом на лодках стояли и другие) ходит большая рыба, но выловит ее именно он. Представьте, где находилась моя челюсть, когда он подъехал к нам через двадцать минут со здоровенным лещом в лодке, и совершенно без эмоций буднично сказал: «Ну, теперь я вас могу отбуксировать».
Я до сих пор не понимаю, как он это сделал. Но, глядя на его снасти, на всякие прикормки и кучу других штуковин, аккуратно разложенных в лодке, я понял, какими же детскими остаются наши попытки рыбачить, несмотря на то, что мы тоже применяли и прикормку, и наживки правильные, и господина Сабанеева не только читали, но постоянно сверялись с его дореволюционным и самым полным «гайдом» по рыбалке. Эта сложность меня вдохновляла. Эта недостижимая пока глубина овладения навыком рождала огромный интерес и тягу к совершенствованию.
Я не понимаю, кто и когда выдумал, что доступность должна привлекать. То есть нет, я понимаю, что доступность может кого-то привлекать, но те ребята в парке быстро, с гиканьем и полным кульком рыбы, убежали из парка. Это был хулиганский акт издевательства над рыбалкой. Наверное, это был первый «чит», который я увидел в своей жизни. Но ни процесс, ни результат меня нисколько не вдохновили. Даже если бы завтра рыбалку там разрешили и на входе честно бы брали деньги за «удовольствие». Какое уж тут удовольствие?
Рыбалка многих отпугивала. Я это хорошо знаю по себе. Иногда бывало так, что не клевало совсем. Иногда приложенные усилия явно не оправдывали ожиданий. А ведь на рыбалку всегда едешь с предвкушением улова и даже в ожидании самой большой рыбы в своей жизни. И один раз ты можешь много чего рассказать человеку, а он может во много чего поверить. Но вот второй раз, если он не проникся процессом, его привлечь будет очень сложно. То есть привлечь и удержать – это разные вещи. Доступность изначально привлекает, но совсем плохо удерживает, причем всех. Сложность часть людей отпугивает, но другую стимулирует и вдохновляет.
И это очень простой рецепт. В большом и сложном деле нельзя разобраться за несколько часов, какой бы «туториал» вы не придумали. MMO – это, по-хорошему, большое и сложное дело. Занятие на годы, в котором вам предстоит открывать для себя что-то новое даже через эти самые годы. Сложность здесь не помеха, а единственное условие сохранения долгосрочного интереса.
Ранние MMO делались для узкого круга по-настоящему увлеченных игроков, и это однозначно правильный подход. Потому что этот узкий круг был не границей, а ядром. Я так и не стал хорошим рыбаком, со временем по разным причинам потеряв интерес к этому занятию. Берега моей реки стали не настолько дикими. Мой любимый остров заселили стаи птиц, которых с берегов согнали сотни дачных поселков. Да и к тому же я открыл для себя MMO, что стало моим увлечением, местом для исследования, охоты и мечты о «большой рыбе». Но отец моего друга, который взял меня когда-то с собой на длительную рыбалку, тот «самонадеянный рыбак» и еще, наверное, Сабанеев с его прикладной частью и Хемингуэй с его вдохновенным описанием рыбалки, были и остаются для меня как раз тем ядром, благодаря которому у меня был шанс по-настоящему полюбить этот процесс. И никакая доступность никогда этого не заменит. Только убьет шанс появления таких людей, которые по-настоящему любят сложное и глубокое занятие.
67 комментариев
Не все любят рыбалку. Многим достаточно рыбы из магазина. В томате.
В ММО многие приходят за рыбой, а не за рыбалкой. И для них важна не сложность добычи, а вкус продукта. А все усилия по выследить, выловить, вся эта предварительная подкормка и ожидание, воспринимаются как препятствия к тому за чем приходят.
Это может быть и добытый эпик, и красивая картинка и красивая история и даже просто почесывание ЧСВ путем ощущения роста крутости героя на экране.
Иногда можно порешать головоломки или затеять что то вроде рыбалки, но это должно быть выбрано мной а не навязано игрой (хочешь рыбы иди на рыбалку
а не в магазин с кристалами). Может мне рыба (промежуточный результат) на шашлык (другую игровую деятельность) нужна. Зачем я должен ради этого заниматься тем что мне неинтересно.И как это относится к тому, о чем я написал? :)
И многие в ММО ходят за ухой под водовку, а не за процессом (вернее не за тем видом процессов, который ты описал).
Кстати в качестве офтопа — пацанам с озерной рыбалкой важно было не поймать, а похвастаться потом перед мамой или друганами (какую рыбу словил). Тоже ведь результат.
— А? Че? А нам бы это, фан, короче, ЧСВ там, устали после набегов.
Люмпены научились регистрироваться в ММОРПГ.
Да научились. Хуже того их больше и они даже не гнушаются заплатить за рыбу, или за сувенир «поймано в Италии».
А Рим? Ну что же они тоже считали себя
выше «всякого быдла»единственными приличными людьми в ойкумене. Ну и досчитались.То, что большинство позволяет себе быть скотами, делает это большинство хуже в целом. И в этом случае римляне действительно лучше и приличнее, что не так-то?
И значит опираясь на «римлян» ничего путного и нового не построишь.
«Такое отношение обычно ни к чему кроме падения не приводило» — вранье. Почитай историю развития США или, например Британии до начала 20 века. Ключевые слова «Избирательный ценз».
«И значит опираясь на „римлян“ ничего путного и нового не построишь» — дилетантизм и необразованность. Современная европейская цивилизация построена на достижениях так тобою неуважаемых римлян. А современная европейская цивилизация придумал компьютеры и компьютерные игры. Римляне дали тебе возможность безнаказанно быть варваром в игре. Цени это. Из за этого ты тут.
Причем так тобой не уважаемыми варварами. Которые перед этим эти этих загнивающих элитариев снесли и выкинули вместе с рабовладением на свалку истории.
Потом еще раз выкинули с матью их католической церковью в возрождение и нововом времени, потом еще раз во французскую революцию. И все блин варвары еретики и санкюлоты. А все эти римляне и аристократы. да и хрен и сними.
Ключевые слова «падение Британской империи». «Великая депрессия», «ку клукс клан»
так что
История человечества.
Вообще, так сложилось, что варвары только разрушают, созидают цивилизаторы.
«История человечества» — не обоснование. Это два слова.
А продажа прокачки, которая была давно? А покупка героики рейдов у топ гильдий. Да дофига народу нужна рыба.
Ну и опять же эпики это деликатес. А вот простые результаты которые обмениваются на время (ЛФР --кафе с удочкой и аквариумом --вроде бывают такие) вполне себе рыба.
Прокачка в WoW уже давно лишена смысла, как и абсолютно весь лоу-левел контент. Он убит разработчиками.
Это для того, чтобы ачивками хвастаться, и делают это люди, которые потом будут не менее скрупулезно делать все остальные ачивки, которые ввели в новом аддоне. И есть еще кучка причин, по которым воверы покупают героик-раны, но даже те, кто их купил — все равно бегают в колесе рутины. Процесс у них продолжается… просто другой процесс, вот и все.
Ела я эту рыбу. Она очень, очень костлява, так что это именно процесс, причем очень нудный — помню, как каждое КД отбивали кап, ходили в ЛФР за конкретными вещами, которые не падали с десятого трая, каждую неделю фпрмили боссов в Степях. И это все — по сути, не пытаясь сунуться в «нормалы». Просто потому, что это и есть игра в WoW. И таких с нами были сотни, если не тысячи — тех, кому сначала с Ша, а потом с Дуруму не падала ну очень нужная побрякушка.
Да, это обмен на время, но долгий, занудный и поедающий оплаченное время подписки, и в многом завязанный на рэндом-фактор.
ЛФР кафешка кстати неплоха, если ту шаурму которую там дают есть нечасто и не по КД.
Заходил я в него по последним своим подписным временам, Проносил с второго третьего раза боссов под веселые матюки окружающих (я танком тогда заходил) смотрел ролики. Шаурма як шаурма. Не скайрим, но тоже естьможно.
Собственно я про «в томате» потому и добавил что качество тоже переоцениваемый с точки зрения привлечения аудитории параметр. Судя по тому что я вижу, по крайней мере. (А то опять походу залез на твою территорию со своим дилетантизмом).
Тугодумный коров, да.
Я еще и честный.
да пошли выС чего вы взяли что кто либо должен за свой характер оправдываться. Человек такой какой он есть и с этим нужно считаться. Это потребитель игр и либо он получит свою рыбу и дискотеку, либо «элитные рыболовства» от ММО, пойдут в нишу к симуляторам и варгеймам. Элитную, но небольшую и медленно развивающуюся.
Как и попытки оправдать свою варварскую позицию.
Вообще, советую почитать про социопатию, она очень хорошо объясняет причины и мотивы людей, которые показушное неуважение к другим игрокам пытаются обяснять «эффективностью».
Мой ассоциативный ряд следующий: социопатия, инфантилизм, фрустрации. И при этом я считаю, что огромный плюс ММО-игр в том, что большое количество людей могут реализовать свои потребности, которые однозначно осуждаются в реальном мире.
Каждый человек имеет право на свое собственное не совпадающее с моим неправильное мнение.
Заметь я даже не минусую таких забавных…
Я вижу что твоя позиция размыта и не оформлена.
Я вижу что ты пытаешься поддерживать свой статус за счет понижения статуса других, в частности используя давно уже заезженные шутки про «свое неправильное мнение».
Я вижу что ты пытаешься показать беспристрастность указывая на минусы, и называя всех забавными.
Но я тебе не верю ни на секунду.
Я предполагаю, что тебя очень задевает, что с твоим мнением тут как-то не особо считаются.
Я предполагаю, что тебя задевает, что твои знания, на которые ты привык опираться, ставят под сомнения.
Я предполагаю, что тебя тревожит то, что твоя агрессивная манера поведения, которая срабатывает для тебя в играх, тут почему-то дает сбой.
В каких играх?
— Ваш основной недостаток?
— Честность и прямота.
— Но, я думаю это не недостаток а одно из основных качеств
--Да меня не… волнует(автоцензор)… что ты думаешь.
Вот сейчас, по сравнению с прошлым, очень легко написать и издать книгу. Совсем легко. Занятие убито, хороших книг больше нет?
Современное программирование стало на порядок доступнее, чем было 20 лет назад. Сотни инструментов, тысячи учебников и бесплатных курсов, доступность во всех отношениях. Хороший софт перестал появляться?
Да-да, пропадет ощущение элитарности… какая досада.
А вот, вот Вы и сами прекрасно справляетесь с примерами.
А действительно, досада. Для меня ощущение эксклюзивности, первооткрывательства, преодоления являются очень ценными.
Так что, хороших книг не появляется? Правда?
На эксклюзивность из этого перечисления — наплевать. А искуственное ее поддержание — однозначный и несомненный вред.
Сделать какое-то занятие удобным и комфортным — это сделать следующий шаг в развитии. Потому что это даст возможность обозначить следующую вершину. Тоже поначалу эксклюзивную. А потом — достижимую. И за ней обозначится следующая…
Появляется слишком много плохих, которые неожиданно не оттеняют выгодно редкие хорошие книги, а просто скрывают их под своей массой.
Вам плевать, мне нет.
и вы реально не понимаете в панке.
потому что если он вам олдфагу и снобу не нравится значит парни и герлы делают все правильно и не становятся попсой.Снобы и жлобы должны страдать!..
Да, пожалуйста, страдайте, кто ж вас ограничивает.
Их в процентном отношении меньше. А значит их сложнее найти. Также и с хорошим софтом. Найти качественный софт не от топовых производителей очень сложно. Не от того, что его нет, а от того, что всякого непотребства больше.
То же самое. И… а почему не от топовых? Они потому и топовые, что лучшие.
Например, бывает так: они топовые потому что их функционал более или менее ок, а появились они раньше.
В этом как раз проявляется текущая проблема. Рейтинги по своей сути — системы с положительной обратной связью. Большинство пользователей скачивают топовые приложения. Их в целом (не говорю «целиком», это важно!) функционал устраивает и они успокаиваются, это еще больше увеличивает отрыв топовой программы от остальных. Все текущие системы ранжирования и отбора так устроены.
Ну и что это за манера, право слово.
Одно дело, когда собеседник считает, что я ошибаюсь. Это бывает. Но вот во лжи обвинять… некрасиво это.
Они просто были первыми, в определённой нише. Что бы пробить эту инерцию, нужно сделать абсолютно гениальный продукт, что крайне трудно и рискованно. Случается редко. Но случается.
И в приличной степени это приложимо к играм вообще, и MMO в частности :)
В чем-то верно, конечно. Но при этом откровенно неудачный продукт в топовые не попадет. А чуть лучше или чуть хуже функционал одного и того же — не настолько важно. Кроме того, людям свойственна агрессия по отношению к успеху, и это отчасти сглаживает описанный тобой эффект.
Вдобавок, эта система стимулирует авторов к поиску и закрытию новых или незакрытых ниш. Что само по себе — большой плюс.
Но, тем не менее, мы имеем ситуацию, когда легко найти немного недерьма (топ). Как найти много недерьма непонятно (хорошее не из топа).
В принципе, если говорить о других областях — книгах, музыке и так далее — все выглядит примерно так же. Стоит немного поискать — и все найдется. И это намного проще делать, чем раньше. Уверен, что найдется достаточно незаслуженно забытых авторов, к примеру, XX века. Именно незаслуженно — просто не оказались на слуху. А то и вовсе их книги не дошли до типографии. Несколько таких я знаю. Теперь у таких есть хотя бы шанс.
Учат, кстати, отвратительно по-моему везде кроме специализированных, зачастую частных и недешевых заведений. Хороший софт тем не менее только-только начал появляться :) А действительно хороший — все еще вопрос будущего.
Проблема заключается в том, что в настоящее время, слишком много видов деятельности, порой разительно отключающиеся друг от друга как по форме так и по содержанию, называются словом «Рыбалка». Все было просто и понятно в первобытные времена, когда рыбалка могла означать только одно — ловля рыбы острогой. Но потом появилась удочка, и рыбалок стало уже две. С появлением земледелия и скотоводства, охота на рыбу перестала быть необходимостью, и стали появляться люди, занимающиеся данной деятельностью с целью, отличной от добычи пропитания. Потом появились сети, промышленное рыболовство, динамит, в конце концов…
В принципе, ту же картину мы можем наблюдать и в развитии ММО в настоящее время. Ведь на заре жанра, никто и не думал вводить разделения «Парк» или «Песочница», тогда еще не было сессионок в сегодняшнем смысле, и говоря ММО все подразумевали «ММОRPG». Мы можем долго спорить о том, какими изначально создавались ММО, что было в них главным, что являлось отличительной жанра, но нельзя игнорировать то, что сейчас «три волшебные буквы» уже мало что значат без какой-либо дополнительной характеристики.
Я согласен с позицией Атрона, и хотел бы видеть ММО именно такими, о которых он говорит. Мне не нравится позиция Шкурника в этом конкретном вопросе, но она, увы, легитимна и тоже имеет право на существование. Оптимальным выходом из данного спора мне видится признание необходимости более развернутой терминологии в данной сфере, в первую очередь самими разработчиками, что бы они наконец-то перестали цепляться за изъезженный ярлык и стали бы называть свои продукты их настоящими именами.
Я уже упоминал выше в дискуссии, что свои ингриденты фана я собираю в абсолютном большинстве случаев вне ММО-проектов.
Но описанных любителей бычков в томате
полная гохатоже в общем то много.И дело здесь, как мне кажется, не в разделении на жанры, а в двух параметрах — обязательной сложности процесса и наличии реального ядра аудитории, достигающей вершин (или глубин), недостижимых для большинства. В WoW, к слову, это вполне было, пока не стали давать то же самое всем остальным, но в других режимах сложности.
Я не вижу между ними никакой принципиальной разницы.
Так же и в ММО могут быть похожие игроки, с одинаковыми интересами, целями, и в целом одинаковым восприятием игры, но при этом играющие в разные игры, разделенные каким-либо одним признаком, по которому они не схожи во мнении.
В ММО же присутствует социальная составляющая с такими эффектами как конкуренция и ответственность — в зависимости от стиля игры ПвП или кооператив. А эти моменты часто ставят игрока в положение, когда медитировать над проблемами и разбираться в деталях просто некогда и незачем. Я знаю, что 7С пытается опровергнуть это утверждение :)