В комментариях к одной из последних заметок была поднята важная тема научной обоснованности в обсуждениях игровой зависимости. Благодаря oleg_krapilsky мы узнали, что игровая зависимость сейчас включена в последнюю редакцию справочника по диагностике психических расстройств (Diagnostic and Statistical Manual for Mental Disorders, DSM-5). Это международный документ для систематизации информации в научном, медицинском и социологическом сообществах, обеспечивающий взаимопонимание в этих областях. Давайте мы тоже немного систематизируемся…
… но не очень глубоко. Среди просмотренных мной статей самой интересной находкой стала опубликованная в журнале Addiction в сентябре 2014: «Международный консенсус в оценке онлайноигрового расстройства по критериям DSM-5». В ней обсуждаются противоречия, окружающие предполагаемое «заболевание» и приводятся рекомендации по дальнейшему его изучению.
Internet gaming disorder — такова формулировка названия расстройства. Пока оно единственное, включённое в DSM-5 из не связанных с «веществами». Вместе с ним рассматривались, но не были включены в справочник «интернет-зависимость» как целое, «трудоголия» и «шоппинг».
Основные сложности в исследованиях онлайноигрового расстройства, на которые указывают авторы обзора, связаны с тем, что разные учёные по-разному подходят к его оценке. Грубо говоря, признанные «зависимыми» в одной работе могут оказаться «нормальными» по критериям другой. И недодиагностика, и гипердиагностика плохо сказываются на объективности информации. В связи с этим авторы подробно обсуждают подходы к оценке всех признаков, чтобы исследователи могли в дальнейшем единообразно ими пользоваться.
Я не хочу утомлять простых читателей сверх меры, так что не буду пересказывать весь обзор и приглашаю всех интересующихся темой прочитать его самостоятельно, благо он небольшой. К сожалению, статьи нет в открытом доступе, но вот она, полученная через Sci-Hub: An international consensus for assessing internet gaming disorder using the new DSM-5 approach. Читать научную статью, даже если это просто обзор, может быть нелегко. Но я в вас верю. И если понравится, в конце есть обширный список литературы для дальнейшего ознакомления.
А чтобы всем было не так скучно, предлагаю пройти выверенный авторами опросник и выяснить, если ли у вас Internet gaming disorder? Отвечайте на вопросы «да» или «нет» и сосчитайте количество ответов. Отвечайте честно, здесь все любят игры.
1. Вы много думаете об играх или планируете свою игру наперёд, даже когда не играете?
2. Вы ощущаете тревогу, раздражённость, уныние, злобу, нервозность или грусть, когда прекращаете играть или играть по каким-то причинам невозможно?
3. Вы ощущаете необходимость проводить за игрой больше времени, играть в более впечатляющие игры или использовать всё более мощную игровую экипировку, чтобы получать такое же удовлетворение от игры, как и раньше?
4. Вам кажется, что стоит играть поменьше, но вы не в состоянии уменьшить время, проводимое за игрой?
5. Вы теряете интерес или снижаете своё участие в других видах отдыха (хобби, встречи с друзьями и т.д.) из-за и в пользу игр?
6. Вы продолжаете играть в игры, даже если чувствуете негативные последствия, такие как недосыпание, опоздания, излишняя трата денег, споры с близкими или пренебрежение важными обязанностями?
7. Вы обманываете или скрываете от своей семьи, друзей и близких то, как много вы играете?
8. Вы играете, чтобы отстраниться или забыть о личных проблемах, или избавиться от неприятных чувств, таких как вина, беспокойство, беспомощность или депрессия?
9. Вы рисковали потерять или теряли важные отношения, работу, карьерные или образовательные возможности из-за игр?
В соответствии с рекомендациями DSM-5, если можно утвердительно ответить на 5 из этих вопросов, то у вас есть Internet gaming disorder — онлайноигровое расстройство. Добро пожаловать в клуб (не)зависимых любителей онлайн-игр. WE'RE ALL MAD HERE.
118 комментариев
В свою бытность мне довелось пройти через множество самоопросников, результаты которых на мне могли разительно отличаться, в том числе один опросник давал чуть ли не противоположные результаты спустя лишь пару месяцев, хотя объектом исследования являлись такие ригидные структуры как темперамент. Это самый ненадёжный и наименее валидный источник данных, которые надо подтверждать и дополнять более объективными методиками, которые исключают или хотя бы минимизируют субъективную оценку себя и внешние факторы, например личность исследователя или приемлемость в обществе и социокультурные нормы.
Если убрать оценку «много — мало», что объективно замерить невозможно, мне кажется, что любое планирование — часть стандартного хода мысли любого человека. Я думаю о работе над ММОзговедом, даже когда не работаю над ним. Я думаю о том, что нужно сделать со своим автомобилем, даже когда не езжу на нем. Сегодня к нам в гости приходит наш друг — мы раз в две недели смотрим вместе какой-то фильм, и я думаю о том, какой фильм выбрать, хоть не смотрю кино в данный момент. На новый год мы всей семьей уезжаем, планируя поездку за месяц. И так можно охарактеризовать любую мою деятельность (работа, обязанности, отдых, досуг) — я ее, как правило, планирую.
Я ощущаю дискомфорт, когда я что-то запланировал, а это сорвалось. Или если планы на досуг были сорваны какими-то вновь возникшими обстоятельствами, обязательствами, проблемами с электричеством или интернетом. Я-то рассчитывал провести это время иначе. Так что да — я могу испытывать негативные эмоции.
Да, естественно. Это же элементарный тайм-менеджмент. Верно? Ведь в сутках все то же количество часов, так что один вид досуга придется предпочесть другому.
Все мы люди. И иногда я увлекаюсь. Это может быть книга, фильм, игра или посиделки с друзьями. Недавно ко мне приезжал друг, мы отлично сидели и разговаривали, а потом внезапно обнаружили, что на часах начало пятого. Утра. Или вот смотрели мы с женой сериал новый. И очередная серия закончилась, конечно же, на интересном месте. Вроде, и спать уже пора, но любопытство и увлечение сюжетом побеждают. Жена подмигивает: «еще одну?», я, конечно же, соглашаюсь. Или вот в игре мы засиживаемся иногда, пропуская время, а потом не высыпаемся. Какая разница, что именно нас увлекло? :)
Насколько я понимаю, на данном этапе это вынужденная мера, поскольку онлайноигровое расстройство выделено в отдельную группу и является пока единственным таким, а самыми близкими к ней являются так называемые «вещественные» (substance) зависимости, например алкогольная и наркотическая. И подходы к оценке и исследованию пока основываются критериях, долгое время разрабатываемых для них.
Вот он приходит в условленное место, но оно закрыто. Или друзья перезвонили, что не смогут прийти. Чувствует ли человек при этом уныние? Связано оно с тем, что человек лишился доступа к алкоголю или с тем, что накрылась встреча с друзьями, запланированный досуг?
И так далее.
Мне кажется, ключевая разница здесь в том, что мы рассматриваем вместо вещества процесс. Грубо говоря, давайте тогда рассматривать любые процессы, которые нравятся человеку. Путешествия, посиделки с друзьями, танцы, игры, кино, литературу. Что если человек расстраивается, что не купил новую книгу любимого автора или не попал на премьеру в кино? У нас, к слову, кино и литература рассматривается в качестве проблемных явлений, зависимость от которых нужно выявлять? А телевидение? А музыку?
То есть когда мне говорят «чувак, ты ж зациклился на веществе», я могу понять, что, возможно, проблема. Возможно, меня физически тянет хряпнуть водки, а встреча с друзьями так — повод. Но когда мне говорят, что я зациклился на любимом деле… тут я не понимаю параллелей с веществом.
Так что тут я целиком и полностью согласна с Атроном, как правило человек, планирующий свой досуг определённым образом остаётся не довольным ситуацией, когда планы срываются.
Далее… любая запланированная активность требует определённой подготовки, часто весьма длительной и дорогостоящей и не от одного человека, а от всего коллектива и доступ к активности осуществляется для ограниченного количества игроков, в состав которых входишь и ты, и не просто входишь, а являешься ключевым игроком, например, мейн ассистером или мейн танком.
То есть не попав вовремя в игру понимаешь, что на смарку пошли месяцы подготовки всего коллектива, но всё ещё можно поправить если пустит через минуту или ещё через минуту.
И в данном случае скорее было бы бы странно если бы игрок 5 минут «ощущал чувство подавленности», а потом забил, нежели переживал и пытался войти на проияжении всех полутора часов, когда его соратники там без тебя «терпят».
Выше Atron сравнивает это с реальностью. Но на сколько это правомочно? Когда ты сломал ногу и не смог прийти во время на работу и сорвал запуск космического корабля — то или организация труда плохая или ты слишком о себе высокого мнения. Но да ты расстроишься…
А когда подобная же ситуация в игре, а эмоции такие же — то это уже по определению болезнь. Так как тут фантики и ничего более.
В итоге, как минимум игры, в которых ставят в такие условия, надо как минимум помечать 18+.
> если у меня вечером важнейшая осада в ммо например, а у меня отрубили интернет,
Вот это уже и есть зависимость в полной мере ;)
Меня правда удивляет в опросе отсутствие связи с частотой и силой реакции на то или иное. А зависимость определяется не фактом чего-то, а проявленной частотой и силой реакции на раздражитель
Нету базы от которой, можно оттолкнутся? Да ее нет. Нужно грубо говоря начать изучение с нуля, поскольку возникла новая среда — информационное пространство и что бы понять что есть болезнью, необходимо изучить свойства самой среды, а не плодить глупые аналогии.
P.S. У меня уже после второго вопроса возникло недоумение «Они что опрашивают алкоголиков и наркоманов?».
Можно сказать что в итоге мы получили не самые худшие вопросы из тех что могли получить. По каждому критерию в статье рассказывается более широко, после подробного углубления остается больше еды для размышлений.
У игр есть одно преимущество перед остальными зависимостями — оно безвредно для окружающих. Только семьи, наверное: отец —
алкоголикигроман, горе в семье. И то не факт, ибо отец алкоголик может бить семью, не работать. Шопоголичка мать может посадить всех на кредиты. А отец игроман, если еще и работает, это вполне. В общем, играми упарываться не самое плохое занятие.И btw, игры это сублимация, если прижмет Жопа, то игроман может встать и пойти трудится. А алкоголик нет, он будет пить до упора. Шопоголик будет тратить деньги до тех пор, пока не посадят на домашний арест.
Но если серьезно, действительно, трудно себе представить взрослого человека, лишившегося работы или карьеры из-за игровой зависимости.
И не понимаю почему важно работает зависимый человек или нет, не понимаю с какой стороны это оценивает его болезнь.
Вот интересно, а зачем каждый играет в игры если не ради того что бы отстранится от реальности на какое то время? Книги в принципе ведь художественные тоже по этому читают, да и фильмы тоже смотрят по той же причине.
Какие то… странные психологи писали это.
отстраненияпогружения иной. В кинотеатры с IMAX, 4DX тоже ходят не просто фильм посмотреть. Игры позволяют отстраняться легче, дольше, они более доступны и вред увлечения ими может быть не очевиден.Снова здорово. А разве витрина книжного магазина или афиша кинотеатра не то же самое обещают? Я предлагаю быть последовательными, и либо не применять схему «наркотики/игры», либо применять схему «наркотики/книги/фильмы/игры».
Andre , а опросника в открытом доступе тоже не было?
Вопросы взяты из статьи, её можно открыть по ссылке и прочитать полный текст.
onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/add.12457/suppinfo
Все равно фильмы будут на втором месте, как мне кажется.
Совершенно ясно что в обществе существуют социально опасные (наркотики) и приемлемые формы зависимости (книги/фильмы/игры). Понятно что зависимость от компьютерных игр это новая форма аддикции и рано говорить о ней что-то определенное. А тем более опасно проводить параллели между владеющими разными видами зависимости людьми.
Я хотел сказать что мы хорошо понимаем чем опасны алкоголизм и наркомания. Но чем опасны другие формы зависимости пока приходится выяснять на собственном опыте.
Компьютерные игроманы, кстати, отличаются от остальных зависимых тем, что в большинстве осознают последствия своих увлечений. Такое осознание затрудняет причисление зависимости к опасным навязчивым потребностям.
У нас же есть довольно обширный период чтения книг и просмотра фильмов. Уже можно делать выводы о последствиях?
Тот же работоголизм тоже был выделен не так давно и по нему уже достаточно информации чтобы встречаться в книгах по аддикциям и не вызывать улыбок. А где можно узнать о зависимых геймерах не из статьи из игрового журнала или желтой новостной ленты.
В зависимость может перерасти любое увлечение. Необходимо понимать в какой момент рушится грань между увлечением и зависимостью.
Еще как важно! Ведь получается, что у нас есть мания, которая существует, по крайней мере, 200 лет, и должна была быть досконально исследована. Но мы все еще сравниваем игры с наркотиками, а не с книгами.
Аблютомания — патологическая страсть к мытью рук.
Агромания — болезненное стремление к жизни в одиночестве на лоне природы.
Айлуромания — нездоровый интерес к кошкам.
Айдомания — повышенное половое влечение у мужчин.
Афродизиомания — навязчивые поиски средств, повышающих половую активность.
Библиоклептомания — импульсивное влечение красть книги.
Бруксомания — произвольное скрежетание зубами в период бодрствования.
Вербомания — чрезмерная говорливость.
Геомания — приступы поедания земли.
Гелиомания — болезненное стремление к вредному для здоровья чрезмерно длительному пребыванию «на солнце».
Гомицидомания — непреодолимое влечение к убийству.
Графомания — непреодолимая страсть к написанию литературных произведений у человека, лишенного соответствующих способностей.
Дакномания — навязчивое стремление кусать окружающих.
Дипсомания — приступы болезненной и ненасытной жажды алкоголя.
Диномания — неумеренная страсть к танцам.
Доромания — навязчивое стремление делать подарки без учета своих материальных возможностей.
Дромомания — импульсивное патологическое влечение к перемене мест. Патологически сильная страсть к путешествиям.
Мифомания Дюпре — склонность ко лжи о своих необыкновенных приключениях, проявленной при этом смелости, решительности, сообразительности и т.п. Патологическое вранье о своем социальном и материальном положении, самоприсвоение званий, титулов, наград и пр. При этом в собственном сознании возможно стирание грани между фактами и вымыслом. Болезнь Мюнхгаузена.
Клазомания — возникновение приступов громкого пения.
Клептомания — болезненное влечение к воровству.
Клиномания — навязчивое стремление к лежанию в постели или в кресле, шезлонге без объективных для того причин.
Логомания — ненормальная разговорчивость, патологическая болтливость.
Мегаломания — преувеличенное ощущение собственной значимости. Мания величия.
Мания весёлая — приступы неадекватно весёлого настроения.
Мания гневливая — маниакальная раздражительность, вспыльчивость, конфликтность, ревность.
Нимфомания — патологически повышенное половое влечение у женщин, проявляющееся безудержным стремлением к половому сближению с различными партнерами.
Ноктимания — патологический интерес ко всему ночному.
Ониомания — непреодолимое влечение делать покупки, часто ненужные, без учета своих возможностей.
Ономатомания — навязчивое влечение запоминать имена, названия и другие слова.
Пиромания — болезненное стремление к поджигательству.
Сидеродромомания — патологическое стремление ездить в поездах.
Трихотилломания — трудно преодолимое влечение рвать на себе волосы.
Теомани — болезненное состояние, в котором человек думает, что он Бог.
Фагомания — болезненная склонность к обжорству.
Фармакомания — аномальное пристрастие к применению различных лекарственных препаратов.
За все не ручаюсь, но случайные из списка реально официальные заболевания
Действительно, увлечение чтением книг с играми объединяет желание находиться в мире отличном от реальности. Но дело в том, что игромания более распространена. Поведение зависимого от компьютерных игр больше всего ближе к алкголе и наркозависимости. В этом эти виды аддикции и похожи. С этой стороны игровую зависимость и пытаются исследовать. Под вопросом все еще остается опасна ли зависимость от компьютерных игр для современного общества.
Ну да, с алкоголизмом и наркоманией уже все понятно — насильно никого не лечат — стало быть для общества не опасны. А вот над игроманией нужно подумать. ;-)
Думаю, не трудно понять человека, которому не нравятся параллели с этими зависимостями, учитывая, как могут решаться эти проблемы в нашем цивилизованном мире.
На чем основано это утверждение?
Я уже делился официальной статистикой по украинским телезрителям (по российским у меня ее нет, к сожалению): средний украинский телезритель в 2012 году смотрел телевизор 5 (пять) часов в день. Это мания? Средний игрок проводит за играми такое количество времени?
Это желательно обосновать. О каких именно чертах поведения идет речь?
Черты поведения тоже там перечислены. Это и есть критерии оценки наличия зависимости. Озабоченность, изъятие и т.д.
Да, сам испытывал тяжелую зависимость. Знаю с десяток знакомых людей (из реальности и нет) что подвергались тому же влиянию. И это продолжалось годами.
У каждого свое мнение. Свой жизненный опыт безусловно влияет на суждения. Но я не хотел бы основываться только на нем говоря о общественном явлении.
Извини, но мне показалось, что ты говорил от своего имени. Поэтому и стало интересно.
Окей. Спасибо. Я не уверен, корректно ли расспрашивать о деталях, поэтому не буду.
Просто если мы говорим об алкоголизме, я это в своей жизни наблюдал на конкретных примерах. А вот примеров игровой зависимости, хотя бы отдаленно напоминающей алкоголизм, не встречал никогда.
Опасным в увлечении играми я выделю потерю внимания к происходящим в реальности вещам. Уходит необходимость во сне и еде. Голод просто не ощущается, а попыткам уснуть мешают навязчивые мысли.
Смотрит, конечно, поэтому «телезритель».
Как это какой? Пять часов в среднем — это очень много. И я не думаю, что средний игрок тратит на игру пять часов. Хотя статистики у меня нет.
Я не понимаю, что показывает среднее время, проведенное за просмотром телевизора, по выборке «из тех, кто смотрит».
Класс пробежал стометровку и учитель решил посчитать среднее время забега. Так учитель оценит средний уровень подготовки класса. Или учителю для более достоверной информации надо было включить туда учителей из школы, родителей детей и бабушек у подъездов? Нет, выборка только «из тех, кто бежал» и в неё не надо включать никого, кто не бежал. Аналогия ясна?
Ладно бы выше, но проблема именно в произвольности границы и, соответственно, неопределенности завышения среднего.
Вопрос звучал не как «сколько средний украинец смотрит телевизор», а «сколько средний украинский телезритель смотрит телевизор». Границы выборки очерчены в самом задании — нам нужны только телезрители. Нам не нужны те, кто вообще не смотрит ТВ.
Если бы мы рассматривали игроков, мы бы в эту категорию включили только тех людей, которые играют в компьютерные игры. Правда? Ну, потому что разбавлять их теми, кто в игры не играет, означало бы искажать статистику, заведомо понижая показатели среднего времени, проведенного за играми. Так как у тех, кто в игры не играет, он был бы равен нулю. А нам интересно, сколько играют в игры именно игроки. То же самое с телезрителями — какой смысл включать в статистику тех, кто телевизор не смотрит, если мы хотим узнать среднее время, проведенное именно телезрителями перед экранами?
Зависит от того, какое среднее вы хотите найти. Понимаете, что средние величины по разным множествам будут разными?
Что конкретно из приведенного ниже текста вам непонятно?
Если бы мы рассматривали игроков, мы бы в эту категорию включили только тех людей, которые играют в компьютерные игры. Правда? Ну, потому что разбавлять их теми, кто в игры не играет, означало бы искажать статистику, заведомо понижая показатели среднего времени, проведенного за играми. Так как у тех, кто в игры не играет, он был бы равен нулю. А нам интересно, сколько играют в игры именно игроки.
Можно сказать «я считаю, что реже X — не игроки», можно переложить ответственность на самих людей, как они сами считают. И то, и другое не добавит объективности. Покуда эти граничные категории очень малы, и погрешность будет небольшая. Но если доля изредка смотрящих/играющих велика, то от отнесения её туда или сюда среднее будет очень сильно «гулять».
Подумаешь, десять лет назад. Тогда и интернетом ежедневно пользовались не более 5% опрошенных.
Видимо, это и есть то самое отличие игровой зависимости, которое и повлияло на решение изучать его широко. Потом что об умерших за книгой или фильмом как-то слышать не доводилось.
Если подумать, худшие проявления зависимости от онлайн-игр можно скорее сравнить не с наркоманией, а с сектантством. Совпадающих формальных признаков, полагаю, подобрать можно целую кучу, но главное — социальная составляющая сего действа (и, потенциально, манипуляция социальными инстинктами).
Разумеется, нужно понимать, что нормальный игрок отличается от клинического случая примерно так же, как участник какого-нибудь клуба по интересам от сектанта. И как грань чертить, не очень понятно.
С другой стороны, иной раз общество лучше относится к наркоману, чем к сектанту. Так что не берусь утверждать, что от такого сравнения будет больше пользы, даже если оно точнее.
Вот в этой всей истории я не понимаю как вообще можно приравнивать вещества материальные и не материальные. Да игры, фильмы, книги, сериалы, прочее дает дешевый и простой способ получить определенные эмоции, выработать какие то вещества на основе стимуляции определенных нервных центров в мозгу т.е. относительно дешевый и простой способ получения определенного желаемого состояния, но и слезть с этой «иглы» в разы проще, т.к. организм в этой ситуации вещества производим сам, а определенное состояние можно получить и просто закрыв глаза и настроив себя на него, или еще много вариантов чем и как и что б социально полезно.
например поиграв в некоторые игры в своё время где надо что то производить понравилось до такой степени что начал делать многое своими руками, в итоге та эмоция из игры перекочевала в жизнь и до сих пор стимулирует чет собирать, чет делать.
Не читаю, не играю и вообще не занимаюсь тем, чем мне нравится заниматься, когда меня терзают такие чувства, как вина, беспокойство, беспомощность и депрессия. Уйти от этого в любимое дело — это худший из возможных вариантов, разве что после самоубийства. Проблемы нужно решать, а не уходить от них. Если же нет возможности решить, что бывает крайне редко, то в таком состоянии не то что играть, дышать тяжело.
А вот конкретное приложение этого крайне варьируется: от книг/фильмов/РПГ (с той или иной степенью просчёта механик и возможных альтернативных вариантов развития событий; необходимое требование — сеттинг должен заинтересовать), до серьёзного изучения научных вопросов, программирования и… игр с инженерным уклоном (KSP — идеально подходящий вариант).
Полагаю, что многие присутствующие могут сказать то же самое по поводу использования социальных способностей (это я тут такой технарь, что у меня этот ресурс по большей части перенастроен под науку).
наверное именно из-за нарочитой схожести с вопросами об алкоголизме.
Вообще меня бесят попытки приравнять «нетрадиционные» хобби к опасным зависимостям.
«а еще был один мальчик в корее он так играл-играл, пока не упал и не умер»…
ага… а была одна девочка — она посмотрела за выходные все серии доктора кто.
(или какой там нынче моден доктор). БОльше всего бесит, когда подобные «диагнозы» ставит человек, одновременно смотрящий 3-4 колхозно-исторческих сериала по главным каналам телевидения.
О — а еще не упоминали о множестве жертв конкурсов на скорость поедания бургеров, пончиков и всяких тараканов — ЗДОРОВЫЙ человек может ЖРАТЬ до смерти? Но вместо того, что бы лечить участников — их провоцируют продолжать, проводят конкурсы.
Я даже не спорю — зависимость от игр есть. как аналогичная есть от хороших книг, у кого-то от качественного кино (главные слова тут — хороший. качественный), от активного спорта (и не говорите мне, что адреналиновый маньяк на горных лыжах — это не зависимость). Можно еще написать — шоколада и сыра) но — тут уже будет частично химическая реакция на вещества)
ОДнако подогнать в рамки патологической пытаются только игроманию.
Вот моя паранойя намекает мне — что это всемирный заговор против хобби, позволяющих развивать интеллект и навыки взаимодействия. просто кто-то не хочет становиться теле-зомби — надо его обозвать психом и срочно лечить.
Я ей пока не верю… пока…
Ух.
к сожалению. Но определенные эмоции подобные «исследования» будят. да.Как и попытки подвести «научную» базу под изучение в школе основ православия, псевдонаучные попытки доказать ценность «традиционной» семьи, где место женщины босой, беременной и на кухне… и прочие маски псевдо-научности и псевдо-гражданского общества в виде «патрулей» казачков с плеточками, псевдо-духовности в виде запретов на книги и фильмы…
Четкой дорогой идем, товарищи. к глухому средневековью.
можно я хотя бы побрыкаюсь по дороге?
Два или три случая? С такой логикой мы должны немедленно бросить все средства на борьбу с испанским гриппом.
Ват? А с каких пор игромания передаётся воздушно-капельным?
И всё же давай сравним сотни тысяч жертв алкоголя в год в отдельно взятой стране с едва ли десятком жертв игр в другой.
Даже в Times в 2010-ом говорится не о двух-трех случаях. И кто тогда лечится в открытых реабилитационных центрах. Почему развитые страны прибегают к таким жестким мерам, неужели они добились своего места в мире сохранив страх перед неизвестным и неизученным. А что же тогда ожидает нас.
Интересно, алкоголь в Корее запрещают продавать ночью.
Кто развитые? Китай и Корея?
То есть я не совсем понимаю, почему приклеенный на кейс ярлык серьезно рассматривается как объективная данность.
А по поводу, кто лечится в реабилитационных центрах. В Корее популярная так называемая секта Муна. Означает ли наличие пяти миллионов последователей, что Мун Сон Мён — Мессия?
А вот hitzu всерьез полагает что алкоголь становится причиной алкоголизма, а наркотик — наркомании? Кто-то здесь хоть слово произнес о том, что является причиной игрозависимости?
До игр причиной стрельбы в школах называли еще увлечение тяжелой музыкой. Один из моих любимых романов запрещали до 80-ых и находили у известных убийц. Все это примеры поверхностного рассмотрения проблемы о чем и я и hitzu пытаемся сообщить.
Современному обществу не известно опасна игрозависимость или нет. Оно даже не уверено включать ее в список болезней или нет.
Существует отдельная тема, которая обвиняет конкретно игры. Вот от этого не уйти. Как не уйти от общественного мнения в выделении только лишь алкоголя в причинах алкоголизма.