У меня давно зрела одна мысль, которой мне хотелось бы поделиться. Наконец появилось побольше свободного времени и, думаю, что я всё же сделаю это. Тем более, что, как мне кажется, она придётся весьма кстати в свете последних обсуждений и отдельных комментариев.
Я хочу предложить вам взгляд на вопрос игр и MMORPG с другой, довольно непривычной стороны. Никого не призываю к тому, чтобы разделять этот взгляд и уверен, что окажусь в меньшинстве — но озвучить его стоит.
Как выглядит традиционный взгляд на компьютерные игры в целом? Есть разные подходы, но чаще всего мне встречается примерно такой: в играх мы отдыхаем от реальности. Пришли домой после работы/школы/ВУЗа (нужное подчеркнуть), заварили чаю/кофе/взяли бутылку пива, уселись поудобнее, взяли в руки мышку/геймпад — и на пару часов забыли о том, что завтра снова нужно идти на работу/в школу/ВУЗ. Утрирую, конечно, но это распространённый взгляд.
Следовательно, исходя из этого, у нас складывается такая ситуация. Вокруг нас есть объективная реальность. Она может быть приятной или неприятной, интересной или скучной, удовлетворяющей нашим требованиям или оставляющей желать большего. Но даже самая разнообразная жизнь может заиграть новыми красками, если добавить в неё хобби. И, исходя из того, что мы находимся на этом сайте, я могу смело заключить, что компьютерные игры для вас являются одним из таких хобби. Кому-то это хобби нужно на пару часов в сутки, кому-то и восьми часов мало. Кому-то нужно в играх самоутверждаться за счёт других, кому-то за счёт своих усилий. Кто-то ищет в игре компанию, кто-то геймплей. Кому-то важен сюжет и лор, а кому-то текущие события. Разумеется, всё это может совмещаться в любых пропорциях и зависеть от настроения. Всё кажется простым, не так ли?
Но что, если я скажу вам, что есть и другой вариант?
Дело в том, что человеческая психика — это вещь куда более сложная, чем кажется на первый взгляд. На одно и то же явление два совершенно здоровых психически человека могут иметь диаметрально противоположное мнение — и это я ещё не затрагиваю вопрос отклонений и болезней. Про страшное слово «эскапизм» уже писал thv . Но дело в том, что далеко не всегда его причина лежит в инфантильности, хотя, действительно, в нашем обществе такая точка зрения является доминирующей. И даже не всегда именно он является причиной того, что человек оказывается в другом мире. Или между ними.
Дальше будет немного психологии на относительно «бытовом» уровне.
Человеческая психика пользуется определёнными механизмами «защиты». В идеале между ними должно быть определённое равновесие, но по факту чаще возникает перекос: в силу наследственных причин, темперамента и, в особенности, условий воспитания, человек начинает тяготеть к тем или иным формам защиты. Именно они определяют его взгляд на реальность, делая даже самую объективную её часть субъективной. Скажем, параноидный и нарциссический человек в одном и том же событии могут увидеть совершенно разные причины и составить совершенно разное мнение о его последствиях. При этом важно отметить, что они оба могут быть совершенно психически здоровыми — и уж точно дееспособными. Тип личности — это именно те мелочи, которые как бы немного изменяют цвет линз в очках, через которые человек смотрит на мир. Так вот и получается, что кто-то смотрит на него сквозь розовые очки, а кто-то сквозь серые. В более серьёзном варианте можно уже говорить об акцентуациях и даже о расстройствах. Разумеется, в последнем случае это уже будут не мелочи, да и считать человека полностью здоровым уже не получается. Поэтому так глубоко мы не пойдём.
Так уж получилось, что меня угораздило оказаться шизоидом, причём вполне классическим, как будто из палаты мер и весов. Подробно расписывать не буду, незачем это. Но, вкратце говоря, я очень замкнутый, испытываю существенный дискомфорт при создании неформальных отношений, не умею распознать эмоции, отличные от самых базовых, игнорирую моду и общественное мнение, и, что важнее всего, живу в двух мирах одновременно. Для меня мой личный субъективный мир имеет примерно такую же значимость, как и внешний объективный. Пропорции меняются в зависимости от ситуации: скажем, на подъёме я могу расценивать объективный мир как более важный, а в случае депрессии он, напротив, практически теряет значение. Но два мира есть, и так будет всегда.
Главное отличие шизоида от шизофреника в том, что шизоид не смешивает свои миры. Для него всегда очевиден печальный факт того, что объективный мир никуда не денется. Шизофреник же на начальной стадии начинает их путать, а к концу неосознанно создаёт из двух миров один, где уже навсегда и остаётся к ужасу своих родных и знакомых. Я не шизофреник и прекрасно понимаю нереальность событий в книгах и играх, но это ничего не меняет в моём отношении. Например, трагедия Марсианских хроник для меня имеет приблизительно такое же значение, как трагедия 9/11. И дело тут не в моей чёрствости, а в том, что для меня описанные люди и иные существа являются такими же живыми, как те, что окружают меня в объективной реальности. То, что для многих является лишь художественным вымыслом, для меня может иметь огромную важность. Мотивация очень проста: по прошествии определённого времени реальность и вымысел всё равно смазываются и никто не в силах с этим что-то сделать. Я просто пропускаю это время.
Перед тем, как двигаться дальше, я хочу уточнить такой момент. С учётом всего вышесказанного я являюсь психически здоровым человеком. Психолог мне ничем не поможет, потому что я прекрасно осознаю всё происходящее вокруг. Это особенности моего мышления и отношения к жизни, а не расстройство. И в своём мире я совершенно счастлив.
Так вот, обычно шизоиды обладают богатой фантазией и могут создавать свой мир самостоятельно. Из них часто получаются писатели и художники. А что делать, когда у тебя развито исключительно абстрактное мышление? Снов я не вижу со средней школы, представлять себе чудесные миры во всей красе я тоже не в состоянии. Книги помогают мне в создании моего мира, но живу я в нём как слепой: всё строится на абстрактных взаимосвязях. Фильмы не помогают: там слишком очевидно, что это кто-то другой, а не я — а представить себя же в этих картинах я физически не в состоянии по тем же причинам.
И тут появляются игры. С самых первых игр на пиратском клоне пиратской же «Денди» я понял: вот оно. Вот та часть моего мира, которой так не хватало. Теперь в нём есть не только текст и абстракции. Теперь я и глазами вижу то, что происходит в моём мире.
Со временем игры совершенствовались, в них появлялись более интересные истории и способы взаимодействия с миром. Но одно оставалось неизменным: я всегда жил в этом мире один — как и в объективном. В объективном мире люди знакомились и ссорились, создавали семьи и меняли места работы, ездили отдыхать и возвращались с новыми впечатлениями. А я не жил в этом мире, я существовал в нём. Машинально учился, машинально поддерживал минимальное общение с одноклассниками/однокурсниками/коллегами, машинально работал и даже машинально пытался сам завязать какие-то отношения. Но по-настоящему жил я только когда возвращался домой и погружался в игру или книгу. Даже с отношениями там было лучше. Да, вы скажете мне, что это суррогат. И будете совершенно правы — со своей точки зрения.
Всё изменилось, когда я открыл для себя MMORPG. И это тот самый важный момент, к которому я шёл всё это время.
Для многих из вас MMORPG — просто приложение к реальной жизни. Одно из хобби, порой многочисленных. Здесь вы чего-то достигаете, в том числе и вместе. Здесь кто-то из вас компенсирует что-то, недоступное в обычной жизни, а кто-то просто отдыхает от дневных забот. Опционально — в компании друзей. Точно так, как я и написал во вступлении. Точно так, как и написал в своей старой статье thv . Отдых в компьютерной игре по факту ничем не отличается от отдыха в объективной реальности.
Это не плохо и не хорошо, это просто факт.
Вот только для меня MMORPG были и остались чем-то большим. Это не отдых и не эскапизм. Отдыхаю я в своём мире, во внешний мир совершаю «экспедиции», приносящие средства к существованию в обоих мирах. А вот MMORPG были и остаются мостиком между двумя мирами: субъективным и объективным. А ещё это единственное место, где я по-настоящему чувствую себя не одиноким, ощущаю себя частью какой-то компании. Неформальные контакты здесь строятся без риска панической атаки, при этом именно в ММО есть черты моих обоих миров. Здесь я могу быть собой и понимать, что вокруг меня находятся живые люди. Ну и пусть они выглядят как набор пикселей или полигонов. Сути это не меняет. И именно так я и отношусь ко всем обитателям этого мира: как к живым людям.
Вы можете вести себя по-разному, но не стоит забывать, что даже здесь любое ваше действие может иметь последствия для других людей. Живых людей. Вы можете резать им уши, говоря, что это всего лишь пиксели. Вы можете заниматься подлостями и «отыгрышем» разбойников — ведь вы просто меняете принадлежность пикселей. Но человеческие эмоции не измеряются пикселями, даже если вызваны ими. И это касается не только шизоидов. Если человек искренне вкладывает в игру своё время, любые серьёзные потери вызовут самые настоящие эмоции.
MMORPG тем и отличаются от сетевых шутеров и сессионок, что дают возможность людям проявить себя во всей красе. Дают возможность объединиться, несмотря на психологические особенности, религиозные, расовые, возрастные и географические различия. Они заслуживают более бережного отношения.
MMORPG вышли за рамки понятия «просто игра». Они максимально приблизили нас к понятию виртуальной реальности (не той, что сейчас у всех на слуху, а именно понятия единой альтернативной реальности). Для таких, как я, они стали настоящей отдушиной. Это не мой мир, но именно здесь я могу почувствовать себя живым человеком. И я не прихожу сюда отдыхать после работы. Скорее уж, я ухожу на работу или в свой мир, чтобы рано или поздно вернуться сюда. Вернуться на этот перекрёсток между двумя мирами.
Я хочу предложить вам взгляд на вопрос игр и MMORPG с другой, довольно непривычной стороны. Никого не призываю к тому, чтобы разделять этот взгляд и уверен, что окажусь в меньшинстве — но озвучить его стоит.
Как выглядит традиционный взгляд на компьютерные игры в целом? Есть разные подходы, но чаще всего мне встречается примерно такой: в играх мы отдыхаем от реальности. Пришли домой после работы/школы/ВУЗа (нужное подчеркнуть), заварили чаю/кофе/взяли бутылку пива, уселись поудобнее, взяли в руки мышку/геймпад — и на пару часов забыли о том, что завтра снова нужно идти на работу/в школу/ВУЗ. Утрирую, конечно, но это распространённый взгляд.
Следовательно, исходя из этого, у нас складывается такая ситуация. Вокруг нас есть объективная реальность. Она может быть приятной или неприятной, интересной или скучной, удовлетворяющей нашим требованиям или оставляющей желать большего. Но даже самая разнообразная жизнь может заиграть новыми красками, если добавить в неё хобби. И, исходя из того, что мы находимся на этом сайте, я могу смело заключить, что компьютерные игры для вас являются одним из таких хобби. Кому-то это хобби нужно на пару часов в сутки, кому-то и восьми часов мало. Кому-то нужно в играх самоутверждаться за счёт других, кому-то за счёт своих усилий. Кто-то ищет в игре компанию, кто-то геймплей. Кому-то важен сюжет и лор, а кому-то текущие события. Разумеется, всё это может совмещаться в любых пропорциях и зависеть от настроения. Всё кажется простым, не так ли?
Дело в том, что человеческая психика — это вещь куда более сложная, чем кажется на первый взгляд. На одно и то же явление два совершенно здоровых психически человека могут иметь диаметрально противоположное мнение — и это я ещё не затрагиваю вопрос отклонений и болезней. Про страшное слово «эскапизм» уже писал thv . Но дело в том, что далеко не всегда его причина лежит в инфантильности, хотя, действительно, в нашем обществе такая точка зрения является доминирующей. И даже не всегда именно он является причиной того, что человек оказывается в другом мире. Или между ними.
Дальше будет немного психологии на относительно «бытовом» уровне.
Человеческая психика пользуется определёнными механизмами «защиты». В идеале между ними должно быть определённое равновесие, но по факту чаще возникает перекос: в силу наследственных причин, темперамента и, в особенности, условий воспитания, человек начинает тяготеть к тем или иным формам защиты. Именно они определяют его взгляд на реальность, делая даже самую объективную её часть субъективной. Скажем, параноидный и нарциссический человек в одном и том же событии могут увидеть совершенно разные причины и составить совершенно разное мнение о его последствиях. При этом важно отметить, что они оба могут быть совершенно психически здоровыми — и уж точно дееспособными. Тип личности — это именно те мелочи, которые как бы немного изменяют цвет линз в очках, через которые человек смотрит на мир. Так вот и получается, что кто-то смотрит на него сквозь розовые очки, а кто-то сквозь серые. В более серьёзном варианте можно уже говорить об акцентуациях и даже о расстройствах. Разумеется, в последнем случае это уже будут не мелочи, да и считать человека полностью здоровым уже не получается. Поэтому так глубоко мы не пойдём.
Так уж получилось, что меня угораздило оказаться шизоидом, причём вполне классическим, как будто из палаты мер и весов. Подробно расписывать не буду, незачем это. Но, вкратце говоря, я очень замкнутый, испытываю существенный дискомфорт при создании неформальных отношений, не умею распознать эмоции, отличные от самых базовых, игнорирую моду и общественное мнение, и, что важнее всего, живу в двух мирах одновременно. Для меня мой личный субъективный мир имеет примерно такую же значимость, как и внешний объективный. Пропорции меняются в зависимости от ситуации: скажем, на подъёме я могу расценивать объективный мир как более важный, а в случае депрессии он, напротив, практически теряет значение. Но два мира есть, и так будет всегда.
Главное отличие шизоида от шизофреника в том, что шизоид не смешивает свои миры. Для него всегда очевиден печальный факт того, что объективный мир никуда не денется. Шизофреник же на начальной стадии начинает их путать, а к концу неосознанно создаёт из двух миров один, где уже навсегда и остаётся к ужасу своих родных и знакомых. Я не шизофреник и прекрасно понимаю нереальность событий в книгах и играх, но это ничего не меняет в моём отношении. Например, трагедия Марсианских хроник для меня имеет приблизительно такое же значение, как трагедия 9/11. И дело тут не в моей чёрствости, а в том, что для меня описанные люди и иные существа являются такими же живыми, как те, что окружают меня в объективной реальности. То, что для многих является лишь художественным вымыслом, для меня может иметь огромную важность. Мотивация очень проста: по прошествии определённого времени реальность и вымысел всё равно смазываются и никто не в силах с этим что-то сделать. Я просто пропускаю это время.
Так вот, обычно шизоиды обладают богатой фантазией и могут создавать свой мир самостоятельно. Из них часто получаются писатели и художники. А что делать, когда у тебя развито исключительно абстрактное мышление? Снов я не вижу со средней школы, представлять себе чудесные миры во всей красе я тоже не в состоянии. Книги помогают мне в создании моего мира, но живу я в нём как слепой: всё строится на абстрактных взаимосвязях. Фильмы не помогают: там слишком очевидно, что это кто-то другой, а не я — а представить себя же в этих картинах я физически не в состоянии по тем же причинам.
И тут появляются игры. С самых первых игр на пиратском клоне пиратской же «Денди» я понял: вот оно. Вот та часть моего мира, которой так не хватало. Теперь в нём есть не только текст и абстракции. Теперь я и глазами вижу то, что происходит в моём мире.
Со временем игры совершенствовались, в них появлялись более интересные истории и способы взаимодействия с миром. Но одно оставалось неизменным: я всегда жил в этом мире один — как и в объективном. В объективном мире люди знакомились и ссорились, создавали семьи и меняли места работы, ездили отдыхать и возвращались с новыми впечатлениями. А я не жил в этом мире, я существовал в нём. Машинально учился, машинально поддерживал минимальное общение с одноклассниками/однокурсниками/коллегами, машинально работал и даже машинально пытался сам завязать какие-то отношения. Но по-настоящему жил я только когда возвращался домой и погружался в игру или книгу. Даже с отношениями там было лучше. Да, вы скажете мне, что это суррогат. И будете совершенно правы — со своей точки зрения.
Всё изменилось, когда я открыл для себя MMORPG. И это тот самый важный момент, к которому я шёл всё это время.
Для многих из вас MMORPG — просто приложение к реальной жизни. Одно из хобби, порой многочисленных. Здесь вы чего-то достигаете, в том числе и вместе. Здесь кто-то из вас компенсирует что-то, недоступное в обычной жизни, а кто-то просто отдыхает от дневных забот. Опционально — в компании друзей. Точно так, как я и написал во вступлении. Точно так, как и написал в своей старой статье thv . Отдых в компьютерной игре по факту ничем не отличается от отдыха в объективной реальности.
Вот только для меня MMORPG были и остались чем-то большим. Это не отдых и не эскапизм. Отдыхаю я в своём мире, во внешний мир совершаю «экспедиции», приносящие средства к существованию в обоих мирах. А вот MMORPG были и остаются мостиком между двумя мирами: субъективным и объективным. А ещё это единственное место, где я по-настоящему чувствую себя не одиноким, ощущаю себя частью какой-то компании. Неформальные контакты здесь строятся без риска панической атаки, при этом именно в ММО есть черты моих обоих миров. Здесь я могу быть собой и понимать, что вокруг меня находятся живые люди. Ну и пусть они выглядят как набор пикселей или полигонов. Сути это не меняет. И именно так я и отношусь ко всем обитателям этого мира: как к живым людям.
Вы можете вести себя по-разному, но не стоит забывать, что даже здесь любое ваше действие может иметь последствия для других людей. Живых людей. Вы можете резать им уши, говоря, что это всего лишь пиксели. Вы можете заниматься подлостями и «отыгрышем» разбойников — ведь вы просто меняете принадлежность пикселей. Но человеческие эмоции не измеряются пикселями, даже если вызваны ими. И это касается не только шизоидов. Если человек искренне вкладывает в игру своё время, любые серьёзные потери вызовут самые настоящие эмоции.
MMORPG вышли за рамки понятия «просто игра». Они максимально приблизили нас к понятию виртуальной реальности (не той, что сейчас у всех на слуху, а именно понятия единой альтернативной реальности). Для таких, как я, они стали настоящей отдушиной. Это не мой мир, но именно здесь я могу почувствовать себя живым человеком. И я не прихожу сюда отдыхать после работы. Скорее уж, я ухожу на работу или в свой мир, чтобы рано или поздно вернуться сюда. Вернуться на этот перекрёсток между двумя мирами.
15 комментариев
Но самый главный момент всё-таки в том, что не нужно обобщать всех игроков, говоря, что, дескать, все стремятся к тому, все предпочтут срезать углы, если будут уверены в том, что их не раскроют, и так далее. Людей вообще обобщать не стоит, потому что их мышление может отличаться *очень* сильно. Настолько разно, что два человека могут вообще не понять друг друга во время разговора, хотя говорят вроде бы об одном. Просто то, что для одного является очевидным и само собой разумеющимся, другому в голову вообще никогда не пришло бы. Собственно, именно это я и пытался показать в статье. И про разную игровую мотивацию я планирую написать ещё одну статью. Просто в этой уже получался перебор текста, поэтому оставил её в качестве вводной :)
Людям вообще свойственно время от времени менять свои взгляды, причём зачастую это происходит такими малыми долями, что они и сами этого не замечают. Каждая мелочь может иметь значение: тут книгу прочитал, там чьи-то слова услышал. Тут как в расчётах дальних траекторий в космических полётах: вроде включил двигатель буквально на секунду, а прилетишь уже в место, отличающееся на… хм… космическое расстояние :)
Просто скажу, что вместе с минусами из обычного мира приходит и ответ — личный пример. Это касается как игроков, так и разработчиков — сопротивляться и показывать, что игры (тут на самом деле можно любую деятельность вписать) на самом деле гораздо больше, чем может показаться. Существование Ммозга как пример ;)
В игре сижу не потому что это эскейп и добирание чего-то недополученного в реале. И слово эскейп так же уныло, как и рассуждения о том, что мальчик играл в Дюк Нюкема и потом всю деревню топором порубил) Скорее, игры позволяют получать все те же эмоции за гораздо быстрый цикл «усилие-эмоциональное вознаграждение». И это «гораздо» — не в десять раз быстрее, а даже поболее.
Гораздо интересней другое. Работа — монитор. У меня, я бухгалтер. Игра — тоже монитор. И там и там монитор, пиксели, в чем разница-то. В моем мозге эта разница.
В первом случае это нежелание утром окунаться в постылый день сурка, цейтнот, убивающая ответственность, от которой не спрятаться ни за кого. Вжатая в плечи голова, постоянный невроз выбора, куда натянуть оставшийся съёжившийся, как шагреневая кожа, кусок времени, чтобы кирпич в голову прилетел поменьше.
В случае игры — это приключение, мир красок и эмоций. Без увечий, вывозов в лесополосу, без сизо, без крупных потерь денег. Мир, где не надо переживать, что у тебя рубашка на пузе расстегнута, на носке дырка, что от тебя пахнет луком, а в носу волосы, а круглопопая юристиха с 22 этажа сказала, что у тебя пятна от шавермы на пиджаке со вчерашнего дня. Комфорт, душа растворяется в мире, где тебя не достанет Налоговый кодекс, в течение часа общения с убэпом плавно перетекающий в УК. Ну и там прочее.
Короче, в игре — мы в доме своего я.
И вот, тадамс — а можно ли состояние игры перетянуть на реальную жизнь. Получать от жизни такое же состояние, как от игры. И так же задротить на работе по пятнадцать часов, как в играх по выходным. Чтобы за уши не оторвать. И чтобы уезжать домой с работы в предвкушении завтрашнего дня. Натянуть это ощущение полноцветного мира, предвкушения, чуда, вкуса жить из игр на реальную жизнь?
Наверное, решение этого вопроса было бы так же прикольно, как для алхимика, наконец, найденный элексир жизни или философский камень. Такое чудо, которое вдруг научило нас летать.
И вот, стал думать, вначале лениво. Потом заморочился капитально) И первое что помогло — оказалось, в начале двадцатого века в Питере был некий клуб не клуб, компания не компания, круг общения. Типа ММОзговеда) Они начали с того, что учились дежавю наоборот — видеть обычный мир свежим, незамыленным глазом. Задача поначалу была простая и достаточно утилитарная. Человек работает год, эмоционально выгорел, обалдел от рутины, ну и обычно — отпуск, путешествие, сплав по реке, поиск золота в ручье, что-то яркое. Такое, когда ты живешь всей кожей, и ни помнишь ни какой день, ни даже как тебя зовут. Не помещающиеся в сознание вершины гор, и ты спускаешься по склону на лыжах, когда все вокруг, как сон наяву. Сказочно прекрасный коралловый риф в аквамариновой глубине, и ты в акваланге висишь над ним, как муха в янтаре. Это — перезагрузка, обнуление статики рутины, свежий душ для души.
Ну и эти ребята стали продумывать приемы, как получать освежающую эмоцию, такой вот микроотпуск мозга, из повседневности. Сродни первому удивлению ребенка, или там инопланетянина. Увидеть вдруг дерево, обычное, и удивиться странности этого создания, ловушка для солнца. Странности, этакий чёрный прикол Создателя, в вожделении мужчинами мест продукта вывода метаболизма женщин. И…, ну ладно, сенсоред.
Детство у меня было в классическом питерском колодце, куда солнце падало час в день, в парадной было выложено мозаикой 1884, и легко представить, что питерские семиэтажные дома-термитники 18-19 веков были не построены, а были кастомизированно предустановлены, неким странным постановщиком странной жизни. Ушедшие под землю каменные ступени парадных, позеленевшие от времени ангелочки, мох на лепнине фасадов — и это все в кишках внутренних дворов. Очень по гофмановски. Или вполне в духе какого-нибудь «Мора». Или однажды сидели с приятелем-реставратором во внутреннем дворе Эрмитажа, и там, в центре Питера!- трава была по колено и валялись куски мраморных рук, ног, торсов. Метафизика зашкаливала.
И группа этих, скажем, исследователей своего мозга, стала нащупывать все возможные способы, как удивляться обычному миру. Систематизировать приемы и вырабатывать критерии успешного результата, когда реально получилось вдруг прорваться сквозь пленку будней, и сбацать ноктюрн на флейте водосточных труб. И чтобы, даже не уезжая на сафари за носорогами, и не открывая в джунглях заброшенные города, разбить бесконечный серый день жизни на дни-жемчужины, каждая из которых- уникальна и неповторима.
Ну и я встал ногами на их наработки, и поставил ногу на следующую ступеньку. Как получать кайф от обычной повседневной жизни, без алкоголя, фармакопеи, так же, как от любимой игры. И в результате сложнейшей работы, по сравнению с которой спуск в ад показался бы спуском с детской горки на ватрушке, нарисовалось следущее, минуточку….
Внутри все дрожит, элексир жизни из подвала лаборатории Николы Фламеля надо успеть до вас донести, не расплескав.
Надо сперва чаю попить.
Рецепт от моего учителя по стрельбе из лука:
1. Безоценочное восприятие
2. Пребывание в моменте
3. Отказ от привычки строить ожидания
Нам это необходимо в практике для реализации сложных приемов и для обеспечения безопасности на фестивалях. Чистый взор и способность удивляться повседневным мелочам — приятный бонус :)
Тут даже реакция не нужна. Меня само «вытянет» в тот мир, к которому я в этот момент буду ближе. В моём текущем состоянии 2 из 3 на то, что это будет мир внутренний, где я замкнусь в мрачной музыке и Dwarf Fortress где-то на недельку. Механизм проверялся гораздо чаще, чем мне того бы хотелось :)
Тут важно понимать, что я всё-таки не воспринимаю мир ММО как альтернативу реальному. Это уже эскапизм в той или иной степени (опять таки, плохо это или хорошо — каждый сам для себя решает). У меня и так есть два мира. А ММО помогают мне связать их. За что я им, собственно, и благодарен :)