Шутку про “дно” и “снизу постучали” знают все. А я сейчас испытываю совершенно противоположные чувства, разрываясь между информационными поводами, которые поднимают планку моих реальных ожиданий от жанра. Казалось бы — нужно продолжить разбирать и систематизировать тонны информации об Ashes of Creation, которая явно рванула вверх, по сравнению с предшественниками. Но как это сделать, если тут же случаются такие разговоры вокруг политических систем Seed? Такая конкуренция за мое и ваше внимание мне нравится. Так что спешу поделиться свежим интервью, которое взяли авторы vice.com у авторов Seed.
Робинзон Крузо — поучительная история для политиков. Не потому, что он построил утопию для себя, используя всего несколько инструментов, оставшихся после кораблекрушения, а потому, что, как заметили марксистские экономисты, большинство пересказов этой истории игнорируют информацию о том, откуда эти инструменты взялись. Крузо был работорговцем, а политэкономия пытается проигнорировать это гнилое зерно. Утопия — зачастую не то, что мы видим взошедшим на поверхности.
Находящаяся в разработке MMO Seed превращает игроков в множество Робинзонов Крузо, выбрасывая их на берег виртуального мира с всего несколькими предустановленными параметрами, где им предстоит построить конкурентные политические системы. Механики для этих политических систем будут разработаны ни кем иным, как Лоуренсом Лессигом, легендарным ученым конституционного права, который в прошлом году выдвигал свою кандидатуру на пост президента США.
Лессиг не пытается построить утопию при помощи Seed, но он очень заинтересован в наблюдении за тем, что произойдет, когда людям дадут каркас экономики и позволят самим разрабатывать политические структуры. Возможно, только возможно, здесь возникнет что-то лучшее, чем то, что может сейчас предложить реальный мир. Или нет.
Проект Seed находится в разработке и будет запущен не ранее 2018 года, но идею можно описать уже сейчас. Она заключается в том, что игрок будет управлять несколькими персонажами в игре, взаимодействуя с другими игроками. Аватары игроков продолжают жить своей жизнью в этом виртуальном мире, даже когда самого игрока нет онлайн. При этом каждую неделю реального времени проходит год по меркам виртуального мира. Сообществам, в которые будут объединять игроки своих аватаров, предоставлена максимальная широта для определения условий их политического существования. От монархии до прямой демократии.
Эти сообщества также будут торговать друг с другом в условиях экономической системы, которая имеет изначальные установки, но в дальнейшем будет полностью развиваться по законам, установленным самими игроками через самостоятельное определение цены товаров. Впрочем, некоторые сообщества смогут полностью отказаться от этой системы глобального капитализма, если захотят. Учитывая, что за созданием берлинской студии Klang стоят люди, которые работали над EVE Online, обладателем самой продвинутой экономики, управляемой игроками, в реальность воплощения таких планов поверить легко.
Чтобы выяснить, что означает для Лессига работа над этим проектом в эпоху Трампа и поднимающего голову фашизма, а также о том, как Seed может помочь нам посмотреть на политику в реальном мире иначе, я решил побеседовать с Лессигом и генеральным директором Klang Мунди Вонди.
Motherboard: Сейчас мы переживаем очень напряженный и бурный момент политической истории. Что означает для вас участие в разработке такой игры, как Seed, в нынешнюю неоднозначную эпоху и после того, как вы сами выдвигались на пост президента?
Лоуренс Лессиг: Знаете что забавно — я был как раз в Берлине на следующий день после выборов. Проснулся и увидел результаты голосования, собираясь на встречу с Мунди и его командой, чтобы обсудить планы по поводу игры. И это было совершенно сюрреалистическое ощущение, что политические системы реального мира глубоко в заднице. И вот в этот самый момент мы должны сесть и начать думать о том, как мы будем строить работающие политические системы для виртуального мира.
Очевидно, что у меня есть четкие убеждения по поводу того, как строить демократию в реальном мире. Но в виртуальном — мне совершенно неинтересно продвигать свои собственные взгляды. Я по-настоящему заинтересован в том, чтобы построить платформу, в рамках которой люди смогут выбирать совершенно разные формы правления. Моя надежда как раз на то, что мы можем отойти на расстояние и понаблюдать, как каждая из них работает на самом деле. Если у нас будет, скажем, 100 000 игроков, у которых есть широкий выбор возможностей, ученые могут, к примеру, сказать “Черт, а ведь демократия со слепым выбором представителей действительно способна быть эффективнее всех других форм правления”. Думаю, это может быть очень интересно и ценно.
А будет ли вводится модерирование, если, к примеру, пойдет наплыв из форчана, начнут распространяться антисемитские или нацистские высказывания в игре?
Мунди Вонди: Думаю, мы должны осторожно реагировать на троллей и гриферов. Очевидно, что есть грань, и с чем-нибудь откровенно мерзким, как упомянутая пропаганда нацизма или расизма, мы будем однозначно бороться, удаляя таких игроков. Но если они, к примеру, выберут какую-то брутальную форму правления, создадут диктаторское государство, нам нужно позволить им это сделать, чтобы посмотреть на результаты работы такой модели. Нам придется позволять довольно жесткий геймплей. Вообще, я думаю, что поначалу в игре будет много хаоса, люди будут в ярости уходить в поисках более цивилизованных сообществ, или попытаются организовать такие, потому что в организованных сообществах естественным образом больше преимуществ. Думаю, вместе с развитием игры и сами сообщества будут становиться все более разумными.
Лоуренс, в открытом объяснении причины вашего выдвижения на пост президента США, вы написали, что демократия — это не утопия. Существуют конкретные проблемы и пути их решения, которые нужно предпринять, чтобы выбраться из ямы, где мы находимся. Seed — это игра про политические утопии или политические фантазии?
Лоуренс Лессиг: Я не думаю, что Seed будет утопией хоть в каком-то смысле. Необходимость создавать и поддерживать сообщества в Seed — это реальная задача, а не просто развлечение, которое мы хотим предложить игрокам. Но, думаю, мы сможем узнать многое о том, какие политические структуры позволят процветать людям в этом виртуальном мире. Возможно, это нельзя будет напрямую проецировать на реальный мир, но может, и получится. Я думаю, что возможность провести такой глобальный эксперимент с различными формами правления, которые востребованы и становятся реальным инструментом, продвигают нас в сторону улучшения наших форм управления в реальном мире. Или, как минимум, дают нам приблизительную схему, как это возможно сделать. Это то, что больше всего интересно лично мне.
То есть Seed фокусируется на коллективном принятии решений. Но обычно люди активно отвергают идею коллективизма, когда речь заходит об управлении чем-то или кем-то. Какими способами вы сможете убедить игроков в том, что их решения — часть того, что происходит со всем коллективом?
Лоуренс Лессиг: Степень, в которой принятие коллективных решений влияет на повседневную жизнь внутри Seed, в корне зависит от политической структуры вашего сообщества. Если вы решили выбрать монархию, то все решения принимает монарх, и вам не нужно принимать решения каждый день. Вы можете выбрать репрезентативную демократию, как в Германии или США, в рамках которой вам нужно будет периодически принимать решения о том, кто именно будет принимать решения за вас. Но это может показаться обременительным для некоторых людей, поэтому они могут выбрать другую форму представительской демократии.
Одна из возможностей, которую мы хотим предложить — возможность самим игрокам выбирать, какую часть времени они хотят потратить на коллективное управление, а какую — на другие интересные части игры.
Мунди Вонди: Мы придаем большое значение тому, как эти решения повлияют на весь остальной геймплей. Вы не сможете просто купить нового персонажа и он появится в этом мире. Вы должны кропотливо воспитывать его и смотреть, как он растет. К примеру, посылать в школу. Как игрок, вы должны чувствовать связь со своим персонажем, поэтому если какой-то козел, который управляет этой территорией, начнет давить на него, по идее, вы должны прийти в ярость. Это как раз те аспекты, которые вам предстоит прочувствовать — даже если монархия, как форма правления государством, очень эффективна, на персональном уровне вы можете быть несчастны в ее рамках.
Насколько оптимистично вы воспринимаете политику в Seed по сравнению с текущей политикой в реальном мире?
Лоуренс Лессиг: Я более оптимистично настроен по поводу политики в Seed, чем по поводу политических процессов в реальном мире. Потому что побочные интересы, которые испортили реальный мир, слишком укоренились и окрепли. Но у них не будет возможности развиваться внутри игровой модели Seed. В какой-то степени здесь мы начнем с чистого листа. Конечно, это ничего не гарантирует и никто не знает, как будет развиваться это место со временем. Но мои ожидания таковы — мы попробуем жить в лучшем месте.
Робинзон Крузо — поучительная история для политиков. Не потому, что он построил утопию для себя, используя всего несколько инструментов, оставшихся после кораблекрушения, а потому, что, как заметили марксистские экономисты, большинство пересказов этой истории игнорируют информацию о том, откуда эти инструменты взялись. Крузо был работорговцем, а политэкономия пытается проигнорировать это гнилое зерно. Утопия — зачастую не то, что мы видим взошедшим на поверхности.
Находящаяся в разработке MMO Seed превращает игроков в множество Робинзонов Крузо, выбрасывая их на берег виртуального мира с всего несколькими предустановленными параметрами, где им предстоит построить конкурентные политические системы. Механики для этих политических систем будут разработаны ни кем иным, как Лоуренсом Лессигом, легендарным ученым конституционного права, который в прошлом году выдвигал свою кандидатуру на пост президента США.
Лессиг не пытается построить утопию при помощи Seed, но он очень заинтересован в наблюдении за тем, что произойдет, когда людям дадут каркас экономики и позволят самим разрабатывать политические структуры. Возможно, только возможно, здесь возникнет что-то лучшее, чем то, что может сейчас предложить реальный мир. Или нет.
Проект Seed находится в разработке и будет запущен не ранее 2018 года, но идею можно описать уже сейчас. Она заключается в том, что игрок будет управлять несколькими персонажами в игре, взаимодействуя с другими игроками. Аватары игроков продолжают жить своей жизнью в этом виртуальном мире, даже когда самого игрока нет онлайн. При этом каждую неделю реального времени проходит год по меркам виртуального мира. Сообществам, в которые будут объединять игроки своих аватаров, предоставлена максимальная широта для определения условий их политического существования. От монархии до прямой демократии.
Эти сообщества также будут торговать друг с другом в условиях экономической системы, которая имеет изначальные установки, но в дальнейшем будет полностью развиваться по законам, установленным самими игроками через самостоятельное определение цены товаров. Впрочем, некоторые сообщества смогут полностью отказаться от этой системы глобального капитализма, если захотят. Учитывая, что за созданием берлинской студии Klang стоят люди, которые работали над EVE Online, обладателем самой продвинутой экономики, управляемой игроками, в реальность воплощения таких планов поверить легко.
Чтобы выяснить, что означает для Лессига работа над этим проектом в эпоху Трампа и поднимающего голову фашизма, а также о том, как Seed может помочь нам посмотреть на политику в реальном мире иначе, я решил побеседовать с Лессигом и генеральным директором Klang Мунди Вонди.
Motherboard: Сейчас мы переживаем очень напряженный и бурный момент политической истории. Что означает для вас участие в разработке такой игры, как Seed, в нынешнюю неоднозначную эпоху и после того, как вы сами выдвигались на пост президента?
Лоуренс Лессиг: Знаете что забавно — я был как раз в Берлине на следующий день после выборов. Проснулся и увидел результаты голосования, собираясь на встречу с Мунди и его командой, чтобы обсудить планы по поводу игры. И это было совершенно сюрреалистическое ощущение, что политические системы реального мира глубоко в заднице. И вот в этот самый момент мы должны сесть и начать думать о том, как мы будем строить работающие политические системы для виртуального мира.
Очевидно, что у меня есть четкие убеждения по поводу того, как строить демократию в реальном мире. Но в виртуальном — мне совершенно неинтересно продвигать свои собственные взгляды. Я по-настоящему заинтересован в том, чтобы построить платформу, в рамках которой люди смогут выбирать совершенно разные формы правления. Моя надежда как раз на то, что мы можем отойти на расстояние и понаблюдать, как каждая из них работает на самом деле. Если у нас будет, скажем, 100 000 игроков, у которых есть широкий выбор возможностей, ученые могут, к примеру, сказать “Черт, а ведь демократия со слепым выбором представителей действительно способна быть эффективнее всех других форм правления”. Думаю, это может быть очень интересно и ценно.
А будет ли вводится модерирование, если, к примеру, пойдет наплыв из форчана, начнут распространяться антисемитские или нацистские высказывания в игре?
Мунди Вонди: Думаю, мы должны осторожно реагировать на троллей и гриферов. Очевидно, что есть грань, и с чем-нибудь откровенно мерзким, как упомянутая пропаганда нацизма или расизма, мы будем однозначно бороться, удаляя таких игроков. Но если они, к примеру, выберут какую-то брутальную форму правления, создадут диктаторское государство, нам нужно позволить им это сделать, чтобы посмотреть на результаты работы такой модели. Нам придется позволять довольно жесткий геймплей. Вообще, я думаю, что поначалу в игре будет много хаоса, люди будут в ярости уходить в поисках более цивилизованных сообществ, или попытаются организовать такие, потому что в организованных сообществах естественным образом больше преимуществ. Думаю, вместе с развитием игры и сами сообщества будут становиться все более разумными.
Лоуренс, в открытом объяснении причины вашего выдвижения на пост президента США, вы написали, что демократия — это не утопия. Существуют конкретные проблемы и пути их решения, которые нужно предпринять, чтобы выбраться из ямы, где мы находимся. Seed — это игра про политические утопии или политические фантазии?
Лоуренс Лессиг: Я не думаю, что Seed будет утопией хоть в каком-то смысле. Необходимость создавать и поддерживать сообщества в Seed — это реальная задача, а не просто развлечение, которое мы хотим предложить игрокам. Но, думаю, мы сможем узнать многое о том, какие политические структуры позволят процветать людям в этом виртуальном мире. Возможно, это нельзя будет напрямую проецировать на реальный мир, но может, и получится. Я думаю, что возможность провести такой глобальный эксперимент с различными формами правления, которые востребованы и становятся реальным инструментом, продвигают нас в сторону улучшения наших форм управления в реальном мире. Или, как минимум, дают нам приблизительную схему, как это возможно сделать. Это то, что больше всего интересно лично мне.
То есть Seed фокусируется на коллективном принятии решений. Но обычно люди активно отвергают идею коллективизма, когда речь заходит об управлении чем-то или кем-то. Какими способами вы сможете убедить игроков в том, что их решения — часть того, что происходит со всем коллективом?
Лоуренс Лессиг: Степень, в которой принятие коллективных решений влияет на повседневную жизнь внутри Seed, в корне зависит от политической структуры вашего сообщества. Если вы решили выбрать монархию, то все решения принимает монарх, и вам не нужно принимать решения каждый день. Вы можете выбрать репрезентативную демократию, как в Германии или США, в рамках которой вам нужно будет периодически принимать решения о том, кто именно будет принимать решения за вас. Но это может показаться обременительным для некоторых людей, поэтому они могут выбрать другую форму представительской демократии.
Одна из возможностей, которую мы хотим предложить — возможность самим игрокам выбирать, какую часть времени они хотят потратить на коллективное управление, а какую — на другие интересные части игры.
Мунди Вонди: Мы придаем большое значение тому, как эти решения повлияют на весь остальной геймплей. Вы не сможете просто купить нового персонажа и он появится в этом мире. Вы должны кропотливо воспитывать его и смотреть, как он растет. К примеру, посылать в школу. Как игрок, вы должны чувствовать связь со своим персонажем, поэтому если какой-то козел, который управляет этой территорией, начнет давить на него, по идее, вы должны прийти в ярость. Это как раз те аспекты, которые вам предстоит прочувствовать — даже если монархия, как форма правления государством, очень эффективна, на персональном уровне вы можете быть несчастны в ее рамках.
Насколько оптимистично вы воспринимаете политику в Seed по сравнению с текущей политикой в реальном мире?
Лоуренс Лессиг: Я более оптимистично настроен по поводу политики в Seed, чем по поводу политических процессов в реальном мире. Потому что побочные интересы, которые испортили реальный мир, слишком укоренились и окрепли. Но у них не будет возможности развиваться внутри игровой модели Seed. В какой-то степени здесь мы начнем с чистого листа. Конечно, это ничего не гарантирует и никто не знает, как будет развиваться это место со временем. Но мои ожидания таковы — мы попробуем жить в лучшем месте.
11 комментариев
Я давно не видела таких оторванных от реалий что игровой, что нашей бытовой действительности размышлений. Печально все это. Конечно, все дело в том, что КП — дисциплина довольно-таки теоретическая, но куда больше — в том, что у профессора явно очень мало опыта обращения с игровым сообществом. И все же. Ведь многие процессы в игровом сообществе неплохо перекладываются на нашу действительность. Ну как может человек не учитывать смежные — ТГП и ИГП — дисциплины?
Весь этот эксперимент уже на втором интервью очень странно и нежизнеспособно выглядит.
А вот второй момент намного важнее — то, что такой разговор в рамках MMO вообще происходит. На мой взгляд, он должен был происходить лет десять назад, вот тогда бы MMO куда-то продвинулись, потому что занялись бы своей первоочередной задачей — развитием социальных механик. Но вместо этого они занимались мимикрией под одиночные игры. Увы. Впрочем, не будем о грустном. Это начало происходить — механика социумов в Dual Universe, затем четыре формы правления в Ashes of Creation, а теперь и Seed, авторы которого вообще помешаны на социальных механиках. Для них, похоже, это главное, о чем они готовы говорить в рамках своего проекта. Понимаю, что одного желания может быть недостаточно, но я рад хотя бы желанию.
Возможно, в случае с Seed я предвзят, потому что здесь авторы попадают сразу в две важнейшие для меня темы: «Люди как ресурс» и «Игра как модель». Так что можно считать меня фанатом. :)
И профессор говорит, как абсолютнейший теоретик. Побочные интересы испортили политическую систему реального мира? Это какие? Нет в политике никаких побочных интересов, там доминирующее стремление — добиться власти и удержать власть, как ресурс и способ реализации всех остальных целей правящей партии. Это суть политики, понимаешь? Ее основное определение. Никакого благородства, никаких высоких целей, политика — самая циничная и честная сфера деятельности. Что он собирается с чистого листа исследовать? Если игроки не будут следовать правилам трех доминант (желание получить власть, способность реализовать власть, способность удержать власть) — не будет никакой политики в игре. Это сфера исследований не конституционного права, да. Но это смежные теоретические дисциплины. Можно сходить к соседу по кафедре, проконсультироваться.
В общем, расстройство какое-то с этими новыми проектами. Лучше бы промолчали :(
Если во втором я тебя поддерживаю, то первое скорее кажется мне тем фактором, который испортит остатки бескорыстных простых человеческих отношений в игре, чем наоборот, потому что «борьба за массы» чаще всего оборачивается чем-то неприятным, чем наоборот. Это как ачивка за воскрешение — воскрешать на локациях стали чаще, но ты, говоря «спасибо», понимаешь, что это не из добрых чувств.
ну да ладно, тут тема для отдельной дискуссии, к Seed это отношения не имеет.
Я видела, как нужда в объединении на самом деле только портит отношения, которые были бы здоровыми, если бы в их основе лежала добровольность и личная инициатива. Увы, это происходит и в реальном мире, и в виртуальном тоже. А основу, на которую можно положить общий энтузиазм, нельзя обеспечить по дефолту, потому что это personal-driven (не знаю, как лучше перевести), есть личности, которые могут зажечь, повести и поляризовать, если их нет, оно все такое… искусственное и ради циферок.
А насчет экспериментов профессора — общество элементарно пройдет стадии от общинного строя до феодализма для больших образований, и на том остановится. Готов поставить ящик пива на этот спор =)
Я бы не стал недооценивать политиков)
Когда телевизор был еще в моде было такое шоу — «остаться в живых» и туда как-то Жириновского пригласили поучаствовать. Он там такую бурную деятельность развел, начал применять свои политические штучки, и местная коалиция путем заговора его слила первым, просто потому, что испугались, если промедлили бы, то сами стали жертвами режима.