EVE-online: EVE: Исчезающая грань
100 видеокарт nVidia  GTX 560 Ti  были раскуплены за первые две минуты торгов. Крепкие середнячки с лучшим для этого производителя видеокарт рейтингом актуальности от ixbt.com, собственно, есть в любом приличном магазине. Ажиотаж вызвали не сами видеокарты, а способ оплаты. Игроки EVE расплатились за них игровой валютой. Все в восторге. Производители видеокарт, получившие реальные деньги. Покупатели видеокарт, купившие их целиком и полностью благодаря собственным виртуальным достижениям. Посредник, хитро ухмыляющийся в исландском офисе. А также люди, страстно желающие подбросить свои реальные деньги в костер вечной войны. Давайте разберемся, как это работает.


Прежде всего, зачем CCP устраивает подобные акции и, окрыленные успехом безумной двухминутной распродажи, хотят активно расширять ассортимент материального, продаваемого за виртуальное? Потому что спрос на покупку игровой валюты, по всей видимости, активно превышает объем предложений. Накопленную игровую валюту просто не во что переводить. Во всяком случае, через официальные каналы. Как известно, заработанным в игре можно оплатить целиком и полностью ежемесячную подписку. Что, поверьте, является очень неплохим стимулом для многих.

По официальным данным четверть игроков EVE-online оплачивают сервис игровыми деньгами. Но это не значит, что CCP получает на четверть меньше денег. Просто за этих игроков платят другие реальные люди, жаждущие ввести свою реальную валюту в игру. Нехитрые подсчеты — 360,000 / 4 = 90,000; 90,000 * 15 = 1,350,000  -- показывают, что ежемесячно в игру вводится $1,350,000. В год эта сумма составляет более шестнадцати миллионов долларов. И при этом официальный канал испытывает существенно большее давление извне. Похрустывающие бумажки просятся, призывно шуршат за клапаном, но тот открывается только тогда, когда кто-то в игре решает потратить свои честно добытые виртуальные деньги. Разработчики слишком хорошо знают свое детище и прекрасно представляют, чем все закончится, если они просто начнут печатать межзвездную валюту.


PLEX, как известно, это месячная лицензия пилота, символизирующая тридцатидневную подписку на игровой сервис. Несмотря на то, что внутри игры цены на эту лицензию колеблются, извне она стоит вполне определенную сумму, равную $15. Так за сколько там ушли GTX 560 Ti? За двадцать плексов. То есть 300 долларов. При розничной цене одного экземпляра такой видеокарты в районе 130 долларов. Оптовый канал, очевидно, получает скидки. Так что все мы стали свидетелями того, как CCP заработали за две минуты, минимум, $17,000. Очень круто, я считаю. И, повторюсь, все довольны. Игроки, которые купили реальный товар за виртуальную валюту, о чем и не мечтали еще год назад. Донаторы, которые смогли через каждую видеокарту ввести $300 в игру, что эквивалентно 20 сделкам по оплате месячной подписки с разными людьми, которые еще побегай проведи. Разработчики, которые получили $170 долларов на каждой сделке. И, наконец, производители видеокарт, которые пристроили товар на $13,000. Это только начало чего-то по-настоящему большого.

Билет на последний EVE-фанфест уже можно было оплатить игровой валютой. Что такое фанфест? Это масштабное столкновение двух реальностей. Представление о виртуальном мире наполняется реальными лицами и эмоциями. В то же время, реальное помещение волшебным образом обрастает антуражем MMO-мира. Специально обученные люди косплеят по-черному. На экранах мониторов, развешанных повсюду, вспыхивают карты звездных систем, репортажи сражений наземных операций в DUST 514, или просто футуристическая музыка. У вас на шее висит бейджик, который содержит весь запас ваших межзвездных кредитов. Вы подходите к бармену и полностью, стопроцентно ощущаете себя главным героем Wing Commander: Privateer 2:


Да-да, у вас достаточно кредитов, чтобы не только расплатиться за свою выпивку, но и купить что-нибудь интересное. Вы могли о таком мечтать еще пять лет назад?

24 комментария

avatar
beshere комментирует:

Тоже круто сделано, браво. Все более интересные схемы рождаются. Может они, наконец, задвинут идею. что f2p - это будущее жанра в чулан истории?
  • 0
avatar
Atron комментирует:

@beshere

Они уже:

“Unless you’re in trouble or you actually build a game from scratch specifically for a free-to-play model, it’d be incredible damaging to EVE if we went free-to-play,” added Lander. “There’s no need for us to do it.”
  • 0
avatar
Avicorn комментирует:

Ну вот и отлично же, разве нет? Молодцы ребята, так и надо.
Два ресурса, деньги и время. Кто-то готов фармить виртуальные ресурсы, потому что у него валом времени и нет денег (или желания их тратить именно на это). У кого-то, напротив, реальные деньги есть, а вот время - ограничено. И нет никаких игровых препятствий в том, чтобы свести одних с другими, поимев с этого дополнительно денег на проект. И это никак не ущемляет права всех остальных, которые просто платят подписку. Но кто-то поимел себе кучу игровой валюты, а кто-то за каникулы нафармил себе апгрейд компа.

Почему же в таком случае родкие попытки введения доната в варкрафт (где, по факту, торговля игровой валютой есть практически со старта, просто "мимо кассы") вызывают такое возмущение у действующих игроков и метагеймеров? Тем более, что об анальном донате (когда за реальные деньги продаются предметы, никак иначе не доступные) речи не идет.
  • 0
avatar
Atron комментирует:

@Avicorn

Тут очень важна механика игры. Ты не забывай о том, что в EVE все модули, корабли и орбитальные станции могут быть превращены и превращаются в пыль. То есть "корабль" купил, "играть научиться" не купил? Бдыщ! Следующий.
  • 0
avatar
rigeborod комментирует:

Но и в ВоВе все равно самые вкусные шмотки не купить за игровое золото за редким исключением. Вполне компенсирует в-пыль-трансформирующую механики Евы. :)
  • 0
avatar
Atron комментирует:

@rigeborod

>Но и в ВоВе все равно самые вкусные шмотки не купить за игровое золото за редким исключением. Вполне компенсирует в-пыль-трансформирующую механики Евы. :)

Большинство из того, что ты купишь в WoW, навсегда останется у тебя. И повторно у тебя не возникнет потребности в этом. Это одноразовая покупка. Мало того, основную ценность в игре все же имеют BoP-вещи. В EVE ты, во-первых, можешь купить Титан, и мы с тобой знаем не одного человека, который именно так и сделал. А во-вторых, любую вещь, включая Титан, можно потерять и снова желать обладать ею. Вечный двигатель, в отличие от.

Но в целом, я, собственно, уже высказывал свое отношение по поводу узаконивания и контроля потоков обмена валют в WoW: https://mmozg.net/2011/11/mmo.html

Просто в данном случае я пытаюсь объяснить, почему Blizzard особо эту тему не развивает. На мой взгляд.
  • 0
avatar
Avicorn комментирует:

2Atron

Не забываю. И считаю такой вариант доната достаточно честным. Может даже одним из самых честных по отношению к игрокам. Я уже много раз это говорил, но повторюсь еще раз.

Если брать тот же варкрафт, то там сейчас за игровую валюту приобретаются некоторые маунты и петы (да, побейте меня, я считаю, что это на баланс никак не влияет), а так же часть бое предметов текущего тира. За неигровую (и никак иначе) - только петымаунты и бижутериянеигровые предметы. Да, это все НЕ превращается в пыль после смерти, но умение не стоять в луже за деньги не купишь, так что на достижения реально топовых гильдий такой буст особого влияния не оказывает. Особенно с учетом того, что эти самые бое предметы (включая ресурсы на топ крафт) приходят в игру именно от них, т.е. за счет толстого кошелька вперед паровоза не убежишь.

Другое дело, когда в игре есть какие-нибудь "кристаллы силы", за которые продается улучшенные экипировка, бафы и т.п, которые никак иначе получить нельзя, а сами "кристаллы" приобретаются исключительно за реальные деньги, что сводит игру к парадигме "кто больше влил бабла, тот и круче". Классический пример анального доната в моем понимании - Аллоды онлайн.

Таким образом, я считаю честным (по отношению к игрокам) подход, когда, с одной стороны, есть более-менее свободная конвертация реальной валюты в игровую и обратно(!!!). И с другой, донат не оказывает существенного влияния на игровой процесс и не дает донатерам выигрыша по сравнению с остальными игроками (будь то стандартная подписка или вариации на тему f2p с премиумом и без), за исключением некоторого выиграша в реальном времени.
  • 0
avatar
Avicorn комментирует:

2 Atron
>> Просто в данном случае я пытаюсь объяснить, почему Blizzard особо эту тему не развивает. На мой взгляд.

Можешь пальцем ткнуть, где ты объясняешь, почему близзард эту тему не развивает? (во всяком случае непосредственно в варкрафте, со времени первой статьи изменения были, в виде возможности проблевать ВоВ подписку за счет Диабло-валюты)
  • 0
avatar
Anton Maslo комментирует:

Поясните медленному — покупка всё равно за плексы, то есть кто-то где-то в любом случае их купил за реальные деньги? Плексы ж просто так не появляются?

(и всё же на заднем плане вращается мысль, что пока люди месяцами грайндят ради дешёвых видух, они могли бы то же время потратить, чтобы произвести какую-нибудь реальную ценность — и получить за неё ещё большие деньги. И ведь могли бы найти работу, которая доставляет им настоящее удовольствие — раз на игру время есть, то значит основной заработок тоже в наличии)
  • 0
avatar
Netzari комментирует:

В ВоВе BoP-шмот продается по следующей схеме: профи-гильдия берет тебя "вагоном" в рейд пока не выпадет нужная вещь, которая достанется тебе. Оплата - как договоритесь, реалом или голдом
  • 0
avatar
Netzari комментирует:

>раз на игру время есть, то значит основной заработок тоже в наличии)

"заработок" в виде родительской шеи.
  • 0
avatar
Atron комментирует:

@Avicorn

Я тебя прекрасно понимаю, но, задумайся, ради чего все эти рейды, как вершина геймплея? Мне кажется, не в последнюю очередь ради маунтов, экипировки с уникальным внешним видом и других внешних атрибутов, объясняющих другим, что вот этот человек в этом мире не последний. Это не единственный атрибут, понимаю, но разве сравнить таблицу прогресса с появлением кого-то на каком-нибудь огнедышащем чуде? Поэтому я отчасти понимаю, что люди в WoW боятся обесценивания этих внешних атрибутов.

В EVE же основной ценностью является не Титан, а некое виртуальное пятно на карте. Территория, сила армии. Или, к примеру, репутация злобного пирата в лоусеках. По ним о тебе судят в местном обществе. Поэтому торгуя исками, на которые приобретаются корабли и модули, CCP торгует инструментами достижения цели, а не самими целями. А вот в WoW, мне кажется, несколько иная картина может получиться.
  • 0
avatar
Atron комментирует:

@Anton

>Поясните медленному — покупка всё равно за плексы, то есть кто-то где-то в любом случае их купил за реальные деньги? Плексы ж просто так не появляются?

Да, сначала люди купили плексы за реальные деньги. Выставили их на внутриигровой аукцион в ожидании того, что они кому-то понадобятся. Информация о продаже видеокарт за плексы, очевидно, повысила спрос на них со стороны обладателей внутриигровой валюты.

Причем, что интересно, теперь плексы можно перевозить, как обычный предмет в трюме корабля. Причем можно рисковать и прорываться в нули, выставляя там их по завышенным ценам. Но с тем же успехом можно и потерять все, если тебя собьют по дороге. :)

>и всё же на заднем плане вращается мысль, что пока люди месяцами грайндят ради дешёвых видух

Ты меня удивил. :) Что-то как-то предвзятость ощущается. Почему "гриндят"? Может, успешно оперируют на местном рынке, договорились о прямых поставках техники нулевому альянсу, или собирают t3-корабли в самой глубине червоточин. И я лично понимаю радость от того, что твой интерес к казалось бы полностью виртуальным вещам может конвертироваться во что-то реальное. А что для этого не пришлось идти на вторую работу, окунувшись в жизнь космопилота, так это, по-моему, только делает наш мир намного более интересным. :)
  • 0
avatar
rigeborod комментирует:

Антон, да, кто-то их купил, т.е. за ними точно стоят реальные деньги и ЦЦП своих денег не отдала. :)

Avicorn, вот вы (ты?) говорите, что "умение не стоять в луже за деньги не купишь", и это, конечно, правда. Только вот один раз добыв нужную экипировку, ты дальше этот навык сможешь отработать. В еве, чтобы отработать навык "паника, сейчас мне сольют титан, сматываюсь быстро-быстро" нужно регулярно покупать титаны. Говоря про отсутствие навыка, Ат имел ввиду именно это.
  • 0
avatar
beshere комментирует:

>Почему же в таком случае родкие попытки введения доната в варкрафт

Я вообще за одну на всех абонплату и точка. Но надо смотреть реальности в лицо - разработчики считают что ф2п и микротранзакции это будущее жанра. Чистая схема p2p есть только в СВТОРе.

А такой вот подход с плексами, донатными петами, РМАХ - хоть какая-то альтернатива богомерзкому ф2п.
  • 0
avatar
Anton Maslo комментирует:

Ух ты, «эт-ами» начали пользоваться!

@Netzari

> "заработок" в виде родительской шеи.

Это да, тоже вариант. Но вроде бы демографически EVE больше в средний возраст сдвинута, и речь же идёт о четверти пользователей. Хотя средний возраст никак не противоречит сидению на родительской шее ;)

@Atron

Приятно, что я ещё способен удивлять! Можно назвать предвзятостью, а можно — внутренними размышлениями. Я же тоже не прочь просадить реальное время на виртуальные плюшки. Но вот когда они начинают возвращаться в виде реальных приобретений — лично меня такой круговорот времени в природе наводит на мысли поиска более эффективного способа :) Ну и я поэтому сказал, что могли бы найти работу в радость — понимая, что и игра в радость (в теории), но при этом у неё нет явного продукта.

Это вообще шаткий разговор, «что есть реальное», «что есть продукт», и что, вообще, ценно для человека. Но задумываться об этом надо, чтобы участвовать в этом (плексозарабатывании :)) основываясь на своих принципах, а не просто потому что был затягивающий time-sink (игра), а теперь от него можно ещё и видуху получить.

Вообще, интересна статистика — сколько из плексопотребителей в состоянии не клик-клик-грайндить ради них? Не волноваться, что если не доберут нужную сотню тысяч исков — то дальше играть не смогут? ССЗБ, да, но я не заинтересован в выяснении «кто виноват», мне интересна психологическая механика, потому что я и сам подвержен подобным ProgressQuest-ам.

> это, по-моему, только делает наш мир намного более интересным. :)

Безусловно. Мир интересен вариантами, потому что даёт возможность обдуманно не выбирать бОльшую часть из них. Вспомни свой аргумент о насилии в играх ;)
  • 0
avatar
Andre комментирует:

@Anton
Вопрос масштабов. Но, на собственном опыте, даже убеждённый противник альтов вроде меня расслабленно занимаясь имперскими делами способен заработать исков на оплату игры, и ещё на эксперименты в пвп останется. После ухода в 0.0, правда, для меня личный поток исков иссяк, но это уже индивидуальные особенности. :)
  • 0
avatar
Netzari комментирует:

В Еве основной ценностью является память о твоих делах. Выиграл/проиграл ли ты бой, создал империю, придумал что-то - это останется с тобой и после того, как твои титаны превратятся в пыль а станции поменяют владельцев.
Организация массовых ивентов всегда основывалась на мощнейшем донате, если не денег то времени, что в западном мире одно и то же. Легализация РМТ через плексы да, сохраняет игровую экономику, но зато политику превращает в гонку спонсоров, что делает из всей игры (или как минимум, ее "высшей лиги") убогое подобие профессионального спорта. Да, все еще можно играть и получать свой фан где-то на задворках, но надолго ли хватит этого фана, если основной движущий механизм игры уже прогнил и воняет?
  • 0
avatar
Avicorn комментирует:

2Atron

Я тебя прекрасно понимаю, но, задумайся, ради чего все эти рейды, как вершина геймплея? Мне кажется, не в последнюю очередь ради маунтов, экипировки с уникальным внешним видом и других внешних атрибутов, объясняющих другим, что вот этот человек в этом мире не последний. Это не единственный атрибут, понимаю, но разве сравнить таблицу прогресса с появлением кого-то на каком-нибудь огнедышащем чуде? Поэтому я отчасти понимаю, что люди в WoW боятся обесценивания этих внешних атрибутов.

Один из самых простейших, базовых рецептов человеческого счастья. Выбирая между покупкой вещей и впечатлений, всегда выбирайте последние. Вещи надоедают, портятся, теряются. Впечатления нет.

Т.е. даже в реальной жизни привязываться к вещам - глупо. Что уж говорить об игре, где ценности обесцениваются каждый патч, и могут вовсе исчезнуть в любой момент, если игру прикроют.
  • 0
avatar
Netzari комментирует:

Покупка вещи сама по себе может быть впечатлением. И использование вещи. И впечатление, которое она производит на других. Тут очень сложный коктейль :)
  • 0
avatar
Anton Maslo комментирует:

> Выбирая между покупкой вещей и впечатлений, всегда выбирайте последние.
> Вещи надоедают, портятся, теряются. Впечатления нет.

Да, звучит _крайне_ странно, без понимания, что ты называешь вещами, а что — впечатлениями. У вещи конкретная цель, функция, которую она будет выполнять независимо от впечатления (если функция не во впечатлении — тогда вообще в сад такую вещь).

Знаменитый свежий запах из новой машины выветривается через несколько недель, первые царапины появляются через несколько месяцев, но возить тебя и твою семью она может годы и годы.
  • 0
avatar
rigeborod комментирует:

Нецари, ощущаю болезненное желание втоптать EVE в грязь любыми доступными методами. Неужели темная сторона прельстила тебе?!

А если серьезно, то не отрицая роли доната в альянсовых войнах, хочу отметить, что на одном этом империи долго не живут. Ярким примером из времен, когда я играл в Еву, был Atlas Alliance. Капфлот во главе с Бобби рвал и метал. Когда-то. Ну а в остальном - если есть лидер, за которым идут люди, то и спонсоры найдутся. Так что все эти заявления про убогое подобие уж очень смахивают на обиду того, кого туда не пустили.

ИМХО, конечно.
  • 0
avatar
Netzari комментирует:

Всегда интересно рассмотреть разные стороны вопроса. Учитывая, что отношение к Еве здесь в-основном восторженно-положительное, мне приходится быть на темной стороне :)

Я же писал, что инвестируют не только деньги но и время. Т.е. потенциальный лидер сначала как-то добивается, чтобы его заметили. Потом находится спонсор, заинтересованный в том, чтобы он играл дальше. Если спонсора нет или по каким-то причинам претит, можно гробиться дальше самому. Вон, Ат пробовал тянуть Лем - что хорошего из этого вышло? Раздолбай пробовал тянуть РА - ты не хочешь знать во что его жизнь превратилась за те полгода, пока он не послал все к чертям. А что бывает, когда по твоему детищу проезжается катком донатор, ты и сам видел. Даже если он сам сдуется вскоре, ущерб тебе, честному игроку, будет непоправим. Когда лидер всерьез задумается о правильности своего жизненного выбора - это начало его конца, потому что жизненный выбор в пользу компьютерной игры никогда не может быть правильным.
Насчет "не пустили", я отвечу стандартно: "не хотел". Обида есть, но не на закрытые двери а на гадкую ложь о том, что за ними. Так что пожалуйста, пусть ищут способы заработать, пусть ищут способы взять под контроль РМТ и прочую дрянь. Молодцы. Только без меня.
  • 0
avatar
ank комментирует:

на самом деле, понять, почему донатерство плохо влияет на игру, основанную на противостоянии между игроками, можно только попробовав это на своей шкуре.
некоторые понимают это только после того, как ввязались в эту гонку. со временем начинаешь понимать, что никакого отношения к твоим игровым скилам это противостояние не имеет.
а для основной массы возможность купить видяху или подписку это да, круто.
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.