Конфликт, борьба, война, насилие — все это играет значительную роль в мире EVE. Кое-кто мог бы сказать: основную, и косвенно это подтверждает тот факт, что в этой игре абсолютно все действия, включая даже наиболее безобидные, в конечном итоге ведут к насилию. К производству оружия. К его применению против других игроков.
Ведь сам по себе игровой мир не представляет никаких реальных угроз. Если рассматривать его в контексте PvE — Player versus Environment, то нет такой ПвЕ-задачи, которая была бы не под силу небольшой группе слегка “прокачанных” персонажей. Окружающая среда сама по себе безопасна и дружелюбна. Она охотно делится своими ресурсами, а за рутинный отстрел агрессивных НПЦ дает неплохие “чаевые” в игровой валюте. Тут нет свирепых хищников, опасных горных троп, безводных пустынь, кишащих ядовитыми гадами джунглей, нет также стихийных бедствий, никакого недостатка с пропитанием, чистым воздухом, теплом, энергией.
Настоящее испытание EVE-online приберегла для настоящих людей — живых игроков. В Player versus Player. Это не единственная причина, по которой эта игра является уникальным явлением в мире ММО, PvP в конце концов в том или ином виде есть где угодно. На мой взгляд, важной особенностью EVE является возможность свободно выбирать сторону. Более того — возможность создать такую “сторону” самому.
Собственно, ни игровой сеттинг, ни ЕУЛА никак в этом плане не ограничивают: можно выбирать противника по какому-нибудь формальному признаку, по соображениям личной сиюминутной или стратегической выгоды, да хоть вообще от фонаря. Можно сражаться против одного конкретного игрока, против группы, против всех, против идеологии, против образа жизни — насколько хватит фантазии, смелости и сил.
Новый игрок появляется в мире нейтралом. У него нет никаких стендингов, никаких отношений. Его защищает автоматика империи, но он волен уйти из-под этой защиты в любой момент. Не все здесь хотят его крови. Есть, конечно, такие, которые постараются как можно быстрее объяснить, что it’s Eve, baby. А есть такие, которые наоборот, настроены дружелюбно и рады чем-то помочь. Абсолютному большинству же просто плевать. Первых видно сразу, вторых надо поискать, третьи не защитят от первых, не покажут, где вторые, и наподдадут сами, если неудачно подвернуться под руку.
В принципе, можно говорить, что мир EVE в целом скорее враждебен к нейтральному игроку. Соответственно, и нейтральному игроку нет особого резона относиться к окружающим как-то иначе. Такое отношение формирует политику NBSI: Not Blue — Shoot It. Для тех, кто не в курсе — синим плюсом в Еве обозначается союзник, красным минусом — враг, нейтрал — серым знаком “равно”. По мере же развития игрового “я” — индивидуального или коллективного, это “я” обрастает густой сетью знакомств, контактов, отношений, рано или поздно перерастающих в союзничество, конфликт, дружбу, вражду, любовь, ненависть, понимание, презрение и т.д.
При наработке какой-нибудь нейтральной группой определенной критической массы таких отношений, можно попробовать создать ситуацию, когда всем окружающим ее военным силам ее существование оказывается выгоднее чем ее уничтожение. Получается своеобразная виртуальная “Швейцария”, где отношение к нейтралам может качественно поменяться. Политика становится NRDS: Not Red — Don’t Shoot. В современной Еве существует одна (насколько мне известно) такая группа — Providence Holders, выросшая благодаря политическим успехам альянса Curatores Veritas (CVA).
Помимо создания этой нейтральной зоны — не единственной в истории, но как оказалось, единственной жизнеспособной — CVA куда более знамениты благодаря созданному ими искусственному конфликту. Дело в том, что CVA — это ролеплейщики, отыгрывающие лоялистов NPC-империи Амарр. В отличие от других ММО, где любители РП обычно остаются аутсайдерами “большой игры” и рано или поздно вырождаются в горстку озлобленных маргиналов, в Еве вышло иначе.
Другой ролевой альянс: Ushra’Khan, отыгрывающий лоялистов НПЦ-республики Минматар — по игровому сеттингу врагов Амарр — объявил CVA войну. Точнее, объявление войны было обоюдным, что по правилам EVE позволяет ей без каких-либо накладок продолжаться ровно столько, сколько это устраивает противоборствующие стороны. Обе стороны устраивало, чтобы война не заканчивалась никогда. Таким образом, для нейтральных игроков, заинтересованных в РП, появилась возможность выбрать подходящую себе сторону и поучаствовать в этом конфликте.
Закончилось все не очень красиво. На каком-то этапе CVA и союзные ему не-ролеплейные силы разгромили Ushra’Khan, погубив тем самым и все ролевое начинание. Через некоторое время был расформирован и CVA (это кстати отдельная интересная история). Впрочем, к тому моменту в игре появились т.н. фракционные войны — конфликт, аналогичный тому, что был между CVA и Ushra’Khan, но поддерживаемый автоматикой игры через НПЦ.
Для тех же, кому роль лоялиста была не интересна, какое-то время (а может быть и сейчас) существовала другая опция: какие-то игроки создали два альянса, которые назвали не мудрствуя лукаво: “красные” и “синие”. Любой желающий мог вступить в тот из них, что был более малочисленным, и воевать в свое удовольствие.
Вообще же, ультимативной целью конфликтов “большой игры” в Еве являются территории — так называемые “нули”. Термин многозначный. Т.е. военное доминирование какой-либо группы в отдельно взятом секторе космоса дает не только очевидное преимущество — монополию на ресурсы — но местами и весьма интересные “плюшки” от игровой механики. Например, возможность строить собственные космические станции и “суперкапиталы” — самые мощные из имеющихся в игре боевых кораблей.
Нули были открыты для всех желающих сразу. За всю историю игры к ним всего два раза добавляли новые пустые регионы, при том, что население Евы увеличилось в разы, а количество групп, желающих получить свое “место под солнцем” — на порядки. Естественно, жизнь очень быстро расставляла все на свои места. Более агрессивные, многочисленные и организованные — т.е. более сильные в контексте игры — группы вытесняли более слабые. Регионы заселялись полностью и делились между этими группами. На какое-то время устанавливался статус кво. Группы нарабатывали новые отношения, какие-то становились друг другу плюсами, какие-то — минусами. Группы объединялись в военные блоки, которые становились все крупнее и крупнее. Это был очень быстрый процесс. Я пришел в игру через 2 года после её запуска, и за это время несколько империй и эпох уже успели сменить друг друга.
На тот момент существовал феномен под названием RED Alliance (RED). Это был альянс русскоязычных корпораций, декларировавших своей целью объединение под одним флагом всех “русских” в Еве. Тогда это казалось важным. По опыту других ММО, где русскоязычные игроки считали себя презираемым меньшинством и людьми второго сорта, тут был реальный шанс показать всем “буржуям” who’s your daddy. В откровенно шовинистической риторике не стеснялись в словах: были и буржуи, и пиндосы, и много всего другого. Естественно, другие игроки были не в восторге от этого, и объединялись против. Несколько раз даже успешно, но реды так же успешно возвращали назад потерянное.
Потом произошли два знаменательных события.
1. “Элитный” ПвП-альянс Band of Brothers (BoB) расправился со своим заклятым конкурентом Ascendant Frontier (ASCN) и оценил свои силы и шансы на завоевание всех нулей вообще. Шансы были неплохими, потому что на тот момент альянс имел огромное влияние, целую кучу разного рода союзников и сателлитов (именно в этом контексте возник термин “петы”, позднее преобразовавшийся в нечто совсем иное). Также альянс имел второй и, на тот момент, единственный в игре корабль класса “титан” (первый принадлежал ASCN и был уничтожен благодаря одной досадной особенности игровой механики, внятно исправленной лишь в Retribution). Наконец, альянсу негласно — сейчас уже неясно, с ведома ли руководства или нет — помогали CCP. На эту тему есть интересная статья “Эпическая история лжи”.
2. Редам удалось найти союзников в лице альянса Goonswarm (Goons). Произошло это благодаря дипломатическим и социальным талантам одного из лидеров Редов — Дича (UAxDEATH) — к слову, американца. Гуны на тот момент не представляли значительной военной силы, но у них был прочный костяк — тоже основанный на внеигровых критериях, а также много контактов, связей и шпионов везде, где только можно — тут постарался другой, не менее известный игрок Vile Rat, бывший реальным дипломатом и убитый в Ливии в 2012 году.
События развивались таким образом, что реды со своей новосозданной коалицией сумели расправиться со своими непосредственными врагами как раз к моменту, когда бобы решили взяться за их территории всерьез. Реды (точнее тогда уже не просто реды, а огромная коалиция практически в полмира) были готовы. Этот конфликт из-за своих масштабов получил название Первой Галактической Войны, закончился поражением бобов и их отступлением на свои “исконные” территории, где они обитали с самого момента ввода этих территорий в игру.
Но мир долго не длился. В Еве это слишком скучно. Гуны выросли, и их политические воззрения стали досаждать многим не меньше, чем когда-то редов. Дело в том, что их реальным противником были все, кто “считал игру про космические кораблики серьезным делом” — эта фраза стала мемом. А таковыми были не только бобы, но и существенная часть редов. Что в итоге и привело к разрыву отношений, распаду Редов (а потом еще одному и еще и т.д.) и вылилось в новую войну, названную Quantum War (из-за вышедшего как раз тогда дополнения Quantum Rise) — еще более масштабную и ожесточенную чем Первая Галактическая.
В этой войне произошло “великое смешение стендингов”. Многие бывшие плюсы стали друг другу минусами и наоборот. Потерялась вообще какая-либо связь между игровым союзничеством и реальными отношениями между людьми. С тех пор все следующие большие конфликты и коалиции имели под собой уже исключительно игровые мотивы: борьба за ресурсы, за людей, за влияние и стремление и дальше создавать масштабные и интересные события.
P.S. Это не претендует быть каким-либо историческим обзором. И не претендует на всеохватность и даже пожалуй объективность (хотя в отношении последней я старался). И это не все, что я хотел бы сказать. В следующей заметке я хочу продолжить рассказ о конфликтах, происходивших вне “большой игры”. Там я хочу снова вернуться к вопросам морали и мотивации.
P.P.S. Автором картины «Охотники на привале Eve-ru» является по-моему кто-то из ОЕГ (http://twitter.com/oeg_home_ru/status/15635731740)
24 комментария
Добиться успеха в таком мире почти тоже, что и добиться успеха в мире реальном.
После этого «качели-карусели» многих ММО воспринимаются, м-да, мягко говоря не серьезно.
Теперь гуны убьют и тебя :)
@Andre: спасибо за картинки :)
RvB — Red Federation vs. Blue Republic — существуют и сейчас, у них довольно интересно, имхо ближе всех приблизились к «честному» пвп в ЕВЕ.
Vile Rat, если я правильно помню описания того события — был не дипломатом, а одним из сотрудников безопасности Госдепа.
oeg-home.ru/blog/2010/06/22/kovad-won-the-competition/
Очень талантливая девушка. У нее был замечательный цикл фантазий на тему кораблей Евы, если помните. До сих пор иногда с удовольствием пересматриваю некоторые работы.
forum.eve-ru.com/index.php?showtopic=43018&st=0&p=939154entry939154
На не РП серверах искать ролеплееров и не надо, естественно.
В UO, когда я периодически туда заглядываю, как бы не половина — ролеплейеры. Даже в древнем Рагнароке, где, казалось бы, с чего — есть довольно активный комьюнити ролеплееров. В АО (в смысле анархии) были, по крайней мере раньше, сейчас просто не в курсе. И так далее.
Так что насчет озлобленных маргиналов что-то явно не так :)
Хотя у русских комьюнити с ролеплеем действительно не очень. Не знаю почему.
Тем не менее, в основном РП служит просто оправданием безответственности и нежеланию учиться. Залажали тактику? Она была неролплейной. Убили в ПвП? Это неролплейно. У половины сервера в игноре? Они все не ролплейщики…
Увы, но факт: я не знал ни одной РП-гильдии с хорошим прогрессом, хотя многие из них пытались ходить в рейды и у них были даже ДКП. Точно так же слышал всего об одной или двух хороших ПвП-командах, хотя тоже тужились.
То, что «спортивный» и ролеплейный стиль игры совмещаются фигово и РП-гильдии редко выходят на верхние ступеньки — общеизвестно. «Безответственность и нежелание учиться»? Ок, ок :) А может, все-таки другие приоритеты?
И ты хочешь сказать, что те, кого мы обсуждаем, в меньшей степени ролеплейеры, чем ребятишки из EVE, весь отыгрыш которых, похоже, сводился к декларации причин войн? А на уровне рядовых игроков вообще мало кого интересовал.
На мой взгляд, во много меньшей степени. :)
Не думаю, что мне удастся тебя переубедить, и сомневаюсь, что ВоВ нуждается в моей защите :)
Нет, не поэтому. Я, к примеру, люблю Линейку, но ролеплейщиков также считаю «притворяшками». Вместо того, чтобы захватывать замки и вести феодальную политику, они «ненавидят светлых эльфов».
Потому что возможен как«мягкий» ролеплей (например мой первый персонаж отыгрывал «доброго друида» и мне не меняя все остальные аспекты игры вполне хватало просто обкастовывать бегающий народ лапой и выходить из игры заснцв в таверне+ разговоры которые может вести как игрок так и персонаж), так и жесткий (тут кстати можно вспомнить Братство Кнута — козлы по жизни, конечно, но чисто в ролеплейном виде вполне себе жестко отыгранный сюжет сделали в ВоВ).
С другой стороны то что считают ролеплейм в том же ВоВ скорее всего отыгрыванием роли будет очень относительным. Ну не может быть гильдии лесных эльфов которые не любят гномов например и или носят то что красиво, а не то что полезно в рейде. Это просто противоречит законам и политике мира. «Мастера козлы» (тм), но они таки делают игру и играть что то свое на чужой игре-- некомильфо.
Про «другие приоритеты» — тут слишком легко одно переходит в другое. Я вообще говорю не об обычных игроках, интересующихся лором и желающих играть в более соответствующем ему окружении — тут как раз все ок, даже более того.
CVA же больше соответствуют именно «хардкорным» РПшникам, которые в WoW были неадекватны чуть менее чем полностью.