У меня лично нет никакого сомнения в том, что рано или поздно большинство трюков, позорящих формат «free-to-play», будет либо запрещено, либо выделится в отдельный жанр мозговых паразитов. В конце концов, правы те, кто говорит, что обобщенно-негативное отношение ко всему жанру без разбора здесь неуместно. Но и эти люди должны понять, что до тех пор, пока существенная часть фритуплея будет представлена играми с огромным количеством психологических уязвимостей и прочих махинаций, фактически, обманывающих игрока, эти флюиды будет распространяться на всех, кто находится в коробке с тем же ярлыком. Ничего удивительного. Как нет ничего удивительного в том, что в твиттере вспыхнула перепалка между сооснователем 3D Realms / Apogee George Broussard и Нотчем (Markus Persson), автором Minecraft.
Нотча сложно упрекнуть в неспособности зарабатывать деньги без дешевых уловок. И хотя, возможно, успех на него свалился неожиданно для него самого, Маркус может рассуждать о том, как получить от разработки игр много денег. В итоге, он активно общается в твиттере, параллельно делая вот такие снимки со двора своего нового дома за кучу миллионов долларов, лежа в бассейне.
Но вернемся к перепалке, которую, собственно, начал George Broussard своим твитом:
@georgeb3dr fuck that noise. Free to play is bait and switch and should be illegal.— Markus Persson (@notch) 8 июля 2015
Перевод: «В определенный момент разработчикам-элитистам и ненавистникам фритуплея придется все же спуститься на землю».
На что Нотч выпалил в свойственной ему импульсивной манере: «Ой, да ладно гнать. Free-to-play – это махинации в стиле «bait and switch», они должны преследоваться по закону».
Здесь стоит отдельно остановиться на фразе «bait and switch». Оказывается, это целый устоявшийся термин, используемый для обозначения махинаций далеко за пределами игровой индустрии. Но в сути этого откровенного мошенничества лежит до боли знакомый всем нам принцип, происходящий из двух слов, формирующих термин: «приманка» и «подмена».
Роль изначальной приманки в системе «free-to-play», очевидно, выполняло обещание бесплатной игры. Я не знаю, остались ли сегодня люди, которые уже играли во free-to-play MMO и все еще верят в их бесплатность, так что предположу, что сегодня роль приманки берут на себя заверения разработчиков о том, что они, хотя магазинчик и устроят, но будут держать себя в руках. А то как же. Забавно, что именно в MMO, в отличие от других жанров, концепция «подмены» выходит на новые недоступные ранее просторы. Помните, как заплатив за девять месяцев игры, мы оказались в новом Archeage с правилами, измененными до такой степени, что нормально играть, оплачивая подписку, у нас не получалось, в среднем, больше пары часов в день?
И, к слову, именно поэтому MOBA-игры защищены от такой махинации куда лучше, так как сессия имеет свое начало и конец, никто не успеет изменить правила игры на ходу. В MMO вы можете годами развивать персонажа, социальные связи, собственную команду и даже небольшую карманную империю. Но если раньше было ощущение, что остановить в этом процессе вас сможет только отсутствие желания или другие игроки, то сейчас любой опытный игрок понимает, что свежее блюдо лучше жадно хватать большими горячими кусками, не особо пережевывая.
Один из самых популярных форматов сегодня – закрытый бета-тест MMO. Задумайтесь – возможно, это единственный период времени в жизни проекта, когда разработчики показывают вам чистую игру. Потому что подменой в любом случае заниматься слишком рано.
С другой стороны, такое настороженное отношение к MMO и атмосфера гонки убивает желание инвестировать свое время у тех, кто воспринимает MMO, как виртуальный мир на годы. А без этого свойства MMO просто превращаются в сессионки-переростки, где нет логичного ограничения на длину сессии и количество участников. Опоздавший на день реально вынужден догонять. В итоге у лидеров очередного забега появляются требования к игрокам, от которых у меня лично глаза на лоб лезут: к примеру, не менее 10 часов онлайна в день. И это еще не самый запущенный случай. Человек, который, к примеру, может себе позволить играть, прерываясь только на короткий сон, вообще получает в такой гонке невероятное преимущество.
Но это как раз разработчиков некоторых MMO вполне устраивает. Потому что гонка в таких изначально неравных условиях – отличная приманка для предложения допинга в игровом магазине. А то, что этот допинг получают и те, у кого на ежедневную игровую сессию выделено времени намного больше, чем у вас – типичная «подмена», так как желаемого эффекта вы не получаете. Даже если отбросить в сторону тот простой факт, что вещи из магазина за реальные деньги в целом разрушают игровой процесс.
Вернемся к твиттерной перепалке с участием тяжеловесов игровой индустрии. Там новые участники:
@DuvalMagic @georgeb3dr anyone who uses the term "free to play" instead of "in game purchases" is a crook. It really is that simple.— Markus Persson (@notch) 9 июля 2015
Президент Gearbox Software Randy Pitchford пишет: «Все зависит от реализации. Некоторые игровые компании ведут себя все меньше, как представители индустрии развлечения, и все больше как табачные компании».
На что Нотч отвечает: «Любой, кто использует термин «бесплатная игра» вместо «игра с внутриигровыми покупками» — жулик. Все вот настолько просто».
@notch @duvalmagic I think most of us don't like the pay wall/pay to win stuff, mainly from a design standpoint, and sacrifices.— George Broussard (@georgeb3dr) 9 июля 2015
George Broussard примирительно пытается подытожить: «Думаю, большинство из нас негативно относится к пейволлам, пейтувину и прочим штукам. Прежде всего, потому что им в жертву приносят геймплей».
Мне нравится, что часть разработчиков об этом говорит открыто. И я прошу заметить, что диалог, скорее, ведется в контексте мобильных игр, где «free-to-play» — куда более уместный формат по умолчанию, чем в ММО. Если мобильная игра – это безделушка, заполняющая возникшие паузы, то MMO, по сути, осознанная и долгосрочная инвестиция. Инвестиция деньгами, временем и даже социальными связями.
Да, Нотч, купаясь в своем бассейне, может позволить себе рубить с плеча. И говорить правду. Но ведь он это откровенно заслужил. Если другим и тяжелее, то только потому, что они не сделали чего-то настолько же гениального, как Minecraft. Придумать что-то такого же уровня сложно? Да. Иногда получается волей случая? Да. Как и другие шедевры других видов искусства. И я хотел бы, чтобы именно такое соревнования разворачивалось перед нашими глазами. Пока Нотч вещает из бассейна – шансы есть.
75 комментариев
Сервер Майнкрафта может запустить любой желающий. Учитывая специфику игры, в ней очень сложно делать платный доступ к серверу.
Нотч довольно серьезно взялся за дело до продажи Майнкрафта.
Он лишь произнес слова. Сделано было ничего, от слова совсем. Я следил за этой ситуацией и когда пришла дата, им назначенная, и много позже не увидел никаких изменений. Совсем.
Вот что пишет Дин Холл о тратах на серверные мощности для поддержания официальных серверов:
Люди не представляют, сколько стоит содержание серверной платформы игры. Сотни тысяч долларов в год.
Понятно, что можно предлагать аренду серверов, но это автоматически поднимает стоимость коллективной игры. Нужно быть уверенным в том, что все получится и что вы с друзьями соберетесь не на пару часов. И это означает, что ты не можешь просто запустить сервер на своей машине.
Если бы он так сделал, Майнкрафт никогда бы не приобрел той бешеной популярности, которую имеет. Тогда время было другое — пиксельность и ранний доступ еще не были таким лакомым куском, а особенно это касается игры, которая делалась одним человеком, как хобби.
Перед выпуском игры это можно было сделать предоставив только официальные серверы.
Еще теоретически пользовательский сервер мог бы в обязательном порядке регистрироваться в некой системе учета, которая в полуавтоматическом режиме контролировала бы его работу. Но это, скорее всего, означало бы огромный фронт работ при неизвестной эффективности.
— обращаться в соответствующие органы/инстанции для закрытия серверов, сайтов, где его воля не исполняется.
— встроить в серверную часть игры лицензионную проверку и обнулять лицензию если его условия не выполняются(при этом серверная часть перестанет работать)
-сделать какое то количество официальных серверов с абоненткой.
На самом деле вариантов море, но ему видимо было проще говорить а не делать
Оооо… вы последствия такого шага хорошо себе представляете? :)
В принципе обнулять необязательно, достаточно заблокировать до устранения нарушения
Или Вы хотите сказать что он не только лишь говорил, и ничего не делал, но и то что он говорил- было юридически/фактически полным бредом?
И в любом случае если он такой противник free-to-play, никто не мешал ему продавать серверную часть под особым лицензионным соглашением, запрещающим подобные модели монетизации
1. быть Нотчу вчера таким же умным, как вы сегодня.
2. не продавать Майнкрафт Майкрософту.
Оба совета, по-моему, так себе. :)
2. Собственно до продажи у него были годы...(см. пункт 1)
Собственно, нет. Когда проблема вызрела, и он ей занялся, было лето 2014 года.
Как он мог ей заняться(по вашей логике), если:
Так мог он сделать что нибудь, если бы не продал игру Микрософт или нет? Если да, то почему не сделал это раньше?
Потому что «проблема вызревала»?
Игра вышла в открытый доступ в 2009. Через несколько месяцев они отказались от своих серверов и передали эту функцию сообществу. Чем тут же воспользовались «дельцы». Фактически с 2010 года нереально было найти не free-to-play нелагающий сервер с онлайном больше 20.Все заполонили коммерческие free-to-play сервера.
Т.е. 4 года «проблема вызревала». Ну ок
А какое это имеет отношение к злоупотреблениям монетизацией на фритуплее?
Возможно, вы меня не поняли. Попробуйте перечитать мою реплику и поймите, что тезис «Покупка — это сделка на определенных условиях» относился к вашему желанию изменить условия сделки задним числом.
Мое желание или все таки Нотча
(точнее его желание «на словах»)?
Из ваших слова про лаги создается очень странное впечатление, поэтому прошу уточнить, какая проблема вызрела давно? :)
Абсолютно точно ваша, так как это вы предлагали изъять задним числом из списка доступных возможностей создание собственного сервера. То, на что вы даете ссылку, по сути, уточнение того, что слишком свободно трактовалось некоторыми клиентами. Не изменение условий — уточнение.
Ну так что мешало сделать такое уточнение 4 года до его поста? Когда реально проблема вызрела.
И опять же как он собирался(на словах) наказывать тех, кто не выполняет его «уточнение»?
Вот я и предлагал так наказывать тех, кто невыполняет условия.
По поводу остальных моих вариантов наказания- вполне можно ввести их с новых версий. Тогда те кто содержит free-to-play сервера старых версий рано или поздно перейдут на новые условия, ибо их сервера устареют и будут непопулярными
А, понятно, приплыли. То есть сервер, который я организую на основе легально купленной копии Майнкрафта и куда для кооперативной игры приглашу своих друзей, которые тоже купили копии Майнкрафта, или не друзей, а просто единомышленников так буду искать, такие серверы вы называете… «free-to-play»? :)
Очевидно, то, что разработчики проблему или не видели, или считали ее масштабы незначительными.
Рекомендую вам читать текст, на который вы здесь многократно ссылаетесь:
В общем, в случае нарушения этих условий сначала они попросят спокойно, а потом приедут серьезные дяди с повесткой в суд. То есть эти ребята готовы нанимать еще и юристов, которые будут подавать иски против тех, кто нарушает права игроков на равноправную игру.
Т.е. не замечали или считали незначительным подавляющее большинство.Мне как то этот вариант кажется неправдоподобным. Вариант, что их все устраивало мне видится более правдоподобным.
Ну так в суд то они подавали бы, чтобы доказать нарушение лицензионного соглашения, расторгнуть его и закрыть сервер, т.е. лишить их купленной игры(точнее ее серверной части), верно? Или Вы про то, что без суда они не имеют права расторгать лицензионное соглашение?
Тогда смотрите выше-мой вариант с новым соглашением при выпуске новых версий
С чего это вдруг? Я играл на прекрасном сервере LittleBigBlock, вот серия заметок о нем. Мало того, что на этом сервере был организован интересный геймплей, так еще и были реализованы уникальные технологии. И за это никто не брал ни копейки, а хозяева сервера — прекрасные ребята. Но при этом за игру на этом сервере мы ничего никому не платили. Этот сервер «free-to-play»?
Я за Майнкрафтом слежу с момента его появления, и играл часто. Во-первых, мы сами организовали несколько серверов (закрытых) для своей команды, во-вторых, я играл на нескольких открытых серверах. До этой заметки я просто не встречал всего того ужаса, который вы считаете «заполонившим все». Так что у вас, как и у меня, очень субъективный личный опыт.
Я не знаю, зачем вы так упорно стремитесь к расторжение сделки (то есть к фактическому возврату средств за покупку), но, мне кажется, что они достаточно подумали и решили, что могут наказывать таких умников через суд иначе. И в суд, как минимум, подавать собирались.
Запретить это можно если только владельцы сервером не исполняют лицензионное соглашение. А разве это не повод для его расторжения- что и есть запрет использовать купленное.
Опять же повторяю свой вопрос-как по вашему мнению он предполагал следить за исполнением своих«уточнений»?
По-моему, вы конкретно плаваете в юридических понятиях. Я тоже далеко не профессионал, но я понимаю, что есть факт покупки игры, и тут нет причин что-либо расторгать, и есть факт попытки на купленной игре заработать денег, что никаким соглашением изначально не разрешалось, в отличие от возможности запустить собственный сервер.
Вот это и есть причина его расторжения а не факт покупки. Где я говорил, что факт покупки-причина для расторжения? Причина расторжения-нарушение лицензии
Но вот тех, кто просто запускает бесплатные сервера на собственном энтузиазме это не затрагивает, потому что они ничего не нарушают.
Я не очень понимаю, в чем претензия? В том, что кто-то, купив платную игру что-то там нарушает и пытается на этом зарабатывать? А тогда причем тут Нотч и его отношение к фритуплею (который не про действительно бесплатные штуки, сделанные фанатами просто на энтузиазме, а про игры с магазином)?
При том что это его детище и он за него ответственен (с моральной точки зрения)
Объясните, зачем вам расторгать сделку? Вы понимаете последствия этого действия?
Насчет последствий-Вы вот скажите-вечный бан за читорство-это расторжение сделки? А каково его последствие? Вообще изначально я говорил про анулирование лицензии. По моему это не одно и тоже что расторжение сделки
Впрочем я не настаиваю именно на этом варианте.
Выше есть вариант с блокировкой, до устранения нарушения.
Так или иначе бы отклонились от изначальной темы спора — про искренность Нотча в разговоре о неприязни им free-to-play.
Изначальная моя мысль, что была заминусована -смешно осуждать free-to-play если твоя собственная игра в ней погрязла.
Мои тезисы:
— катастрофический характер фритуплейности(внутриигровых продаж) большинства серверов майнкрафта был заметен задолго до продажи его Микрософту
— Нотч не мог этого не замечать
— у него было 4 года чтобы как то это изменить
— у него были возможности это изменить
— видимо его все устраивало
— его последующие слова о «Божественном вмешательстве» -работа на публику
А для эффективной борьбы с тараканами, я так понимаю, надо нанести ядерный удар, да?
Да, безусловно.
Для продавца? Возврат денег покупателю.
Во-первых, как вы узнаете, от чьего имени запускается сервер без судебного разбирательства. Во-вторых, неужели хозяину сервера сложно купить другую лицензию на другой e-mail, чтобы перезапустить сервер под ним? Вы реально считаете, что такое «преследование» будет хоть как-то ощутимо для free-to-play серверов? :)
Постарайтесь понять, что планировал делать Нотч — он планировал преследовать хозяев сервера за незаконное получение денег. Что это означает для владельца сервера? Денежные компенсации.
Если вам интересно мое мнение, то работой на публику я считаю все ваше выступление. Поверхностное и эмоциональное по своей сути. Мое отношение к Нотчу от ваших наездов ничуть не изменилось. Ваши доводы если кого и могут убедить, то только тех, кто не планирует разбираться в теме, зато очень хочет схватить какую-нибудь ведьму и сжечь. :)
И, по моему мнению, Ваши мысли и доводы, касательно Нотча в самом посту и далее в комментариях имеют наивно — эмоциональный посыл. Ваши доводы если кого то и могут убедить, как только тех, кто не разбирается в теме игростроя, и может верить что разработчики годами не видят проблем собственной игры и не способны их исправить, а не тех, кто понимает, что значит это их устраивало.
P.S. Думаю спор подошел к логическому завершению. Начался переход на личности. И начал его не я.
Магазин для сервера это не майнрафт это сторонняя программа.Вы предлагаете Нотчу отслеживать все сколько там миллионов лицензий, искать подпольные магазины, и потом лично бить по лицу недобросовестных покупателей?
Игра не содержит в себе магазина за реальные деньги в ней нет привязки к платежным системам и.т.д. Что вы еще хотите от разработчика? Он вам программист или сыщик на полставки?
Например принимать жалобы на такие сервера.
В форме заявки отдельным полем был бы адрес сервера(это позволит исключить дубляжи) и его сайт.
Заходим на сервер, смотрим есть ли внутриигровые покупки, если да- блокируем лицензию.
Как узнать какая лицензия? Например встроить в серверную часть код, что при запросе к серверу в числе других данных он посылает кэш лицензии сервера.
После этого внести этот сервер в специальную базу данных.
При запуске сервера теперь будет выдаваться сообщение о блокировке и контакты для связи(обычный саппорт).
На работу по блокировкам по моем подсчетам хватит 1 человека на полный рабочий день для английского языка, и полставки или меньше для каждого из других языков. Через несколько месяцев сложно было бы найти сервер с игровыми покупкми.
Я программист, для меня такие проблемы, не проблемы, а задачи.
Впрочем, думаю, если вы ее организуете, то вас даже Нотч поддержит морально.
Ну Нотч или даже я, тоже программисты. не надо о всех судить скопом.
Затраты на такую службы ничтожны по сравнению с общей стоимостью поддержки. На деньги того, кто хочет избавить свою игру от внутриигровых покупок.
Впрочем если вы хотите чтобы он за свои деньги боролся сза ваше счастье, то вопросов нет. Так много народа хочет.
Бороться он обещал, но не думаю что выкатывал бизнес план по которому уже можно выкатывать претензии о неисполнении обещаний.
Вроде он собирался использовать авторское право и запрещать зарабатывать на своей собствености посторонним. Т.е. предполагал вполне аккуратнфые и разумные меры. А от него требуют чуть ли не лично отстреливать нарушителей конвенции.
Да, с этим согласен.
2. А Вам не кажется ли что мое «личное отстреливание нарушителей конвенции» выйдет дешевле по затратам чем содержание юристов и суды?
3. По поводу разумности говорил- есть примеры бана за читы. Без всякого суда. За нарушение лицензионного соглашения. Бан за нарушение лицензионного соглашения-за внутриигровые покупки стало бы нарушением лицензионного соглашения того же порядка.
гильотинавыстрел в затылок (при гильотинировании голова будет болеть еще секунд 15 до смерти мозга). Вы уверены что эффективный способ решения одной задачи настолько критичен по сравнению с остальными. Вы уверены что он не критически снизит прибыль, не повлияет катастрофически на популярность и не приведет к тому что вверх возьмут конкуренты?Не кажется. выигранный суд. (А такие дела выигрываются и уже были прецеденты приносит) деньги. Отстреливание наоборот.
У Майнкрафта же нет центрального сервера (вроде Батлнета) это отдельный продукт, позволяющий работать распределенно. Ваши примеры касаются бана владельцами центрального кластера своих клиентов.
Ну и вообще тут ниже справедливо заметили победить подобные сервера не могут «даже Близзарды» или «даже „НЦ Софты“. У которых намного больше ресурсов и которые от неофициальных серверов несут убытки, а не получают прибыль.
Студенты-владельцы серверов с внутриигровыми покупками принесли бы деньги? Вы серьезно? Большинство серверов майнкрафта слишком мелкие, чтобы выигранный суд над ними мог бы окупить суд.
Так выше я и описывал как такая система будет работать. Будет один лицензионный сервер, где проверяется лицензия.
Опять же вопрос защиты кода. В любом случае этот способ эффективнее судов
Т.е. игра будет требовать денег на поддержку и при покупке нужно будет использовать этот сервер. конечно же
Ну и дороже тоже. Да и вообще требует другого кода. Не того под который писался майнкрафт. В общем переписать игру ради удовольствия противников верверов с магазином.
Вы требуете слишком многого и не от того. Да все сделать можно (хотя если Атрон прав, то еще и это не факт), но это потребует слишком много усилий и слишком много непрофильной работы. Ради простого желания никто этим заморачиваться не будет. Тем более денег это не принесет, а убытки более чем возможно.
В каком смысле игра будет требовать денег?
Лицензионный сервер-в смысле сервер лицензий, сервер для проверки лицензий, который есть у большинства фирм, производящих лицензионные информационные продукты(Office, касперский и т.д.). Его поддержка-опять же незатратна в процентном отношении.
А вот траты на это-уже выгодное вложение. Ибо уменьшает шанс вскрытия кода и того что будут пиратские копии. А это увеличивает прибыль, ибо игру будут покупать а не скачивать с торрентов
Вам кажется какие-то действия эффективнее? Окей. Пока вы находитесь в десятках тысяч километров от компании и ее внутренней кухни, вам может продолжать казаться. Вы хотите обвинить Нотча в обмане? Окей. Но это, скорее, характеризует ваш стиль мышления, чем реальное положение вещей. Учитывая ваше изначальное обвинение:
не думаю, что имело смысл говорить о деталях. Вы же даже не можете признать простой факт — Minecraft не free-to-play игра, а значит, и free-to-play серверов в ней не может быть по определению.
Ну так учитывая что он ничего и не сделал, его слова-лишь рассуждение на тему борьбы с серверами с внутренними покупками, как и мои. Если бы он реально боролся, такие аргументы можно было приводить, типо я лишь рассуждаю, а они делают. Но пока мы(я и Нотч) лишь рассуждаем, реальное положение вещей остается неизменным.
А по поводу юридических аспектов- они не мешают банить за читы в большинстве игр в большинстве стран. И владельцы игр при этот не хватаются за голову, говоря что не могут учесть законодательства всех стран, где у них игра, а спокойно банят. Значит учитывают.
Если я сказал без полной расшифровки, это не значит, что я чего то не признаю. Майнкрайт игра-по принципу заплатил 1 раз и играешь сколько хочешь. Но это не отменяет того что фактически игра используется большинством как игра с внутриигровыми покупками.
Простите, это вы со мной что-то там заканчивали, а не я с вами. Так что вы там определитесь как-то самостоятельно, без моей помощи, как вам быть.
Каким «большинством»?! У вас есть статистика?
Разумеется я говорю о сетевой игре, а не одиночной
Еще раз хочу уточнить, обладаете ли вы хоть какой-то статистикой, включая статистику приватных серверов для кооперативной игры, а не домыслами из гадания по гуглу? Статистика, данные, числа. Вы же программист, верно?
Я обладаю собственным опытом в поиске таких серверов, некоторым понимамием работы гугла в отображении результатов запроса в зависимости от посещаемости сайтов и логикой. Это дает мне возможность экстраполировать все эти полученные данные для получения ориентировочной статистики. Это несомненно не будет доказательством в суде, если гипотетически мне надо будет доказать в суде это большинство, но это достаточно здравому человеку для того чтобы сделать какие то выводы. А то так можно прикопаться и к тому что Земля круглая. Я вот лично не видел, что она круглая, занчит ли это что она плоская?
Вообще не дает, учитывая специфику игры, в рамках которой любой человек может запустить сервер Майнкрафта на своей машине, не рассказывая об этом гуглу. Но ваш ответ очень наглядно демонстрирует глубину подхода. :)
Впрочем, все понятно, началось то, о чем я и говорил.
Не бывает идеального текста, к которому нельзя прикопаться. И Вы просто начали докапываться к любой детали текста. Это называется троллинг. Я с таки подходом знаком, и он мне понятен. Такому человеку никогда и ничего нельзя доказать. Он не ищет истины, он ищет как завалить собеседника.
И такой человек всегда оставит последнее слово за собой. Разговор в таких случаях становиться бессмысленным.
Поэтому все же, подумав, вот на это
я определяюсь закончить разговор
Где то где нет единого сервера вообще были какие то баны и как они реализовывались?
Вариант с эдиным сервером не предлагать — это как минимум переписывание кучи кода. Ну и вообще — Отслеживание и доказательство внутриигровой торговли это вообще отдельный проект, если что. От ситуации промежуточной валюты или оплатой исками или золотом в ВоВ, до ситуации клиент держит сервис на котором раздает плюшки а его отец получает деньги в качестве благотворительных взносов. Как вообще отслеживать получение денег кем либо с учетом банковской тайны?
Еще раз-Касперский, Microsoft Office, Photoshop и т.д. Все они считают проверяют лицензию с помощью лицензионного сервера исчитают лицензию недействительной, если было нарушено лицензионное соглашение. Как и отслеживание читов или багоюза.
Достаточно серверных сообщение в чате о продаже внутриигровых ценностей. В случае если такое будет запрещено лицензионным соглашением можно будет блокировать на основе этого
Просто на мой взгляд даже в этом узком взгляде можно увидеть большие проблемы.
Если грамотно сделать защиту кода, но серверов с внутриигровыми покупками будет меньшинство, причем возможно даже ничтожное меньшинство
Заголовок и первая фраза ну очень уж подходят друг другу)