Я не люблю обманывать даже по мелочам, поэтому, когда моя мама спрашивает, чем мы были заняты с женой, скажем, в субботу, я, внутренне напрягаясь, всё же отвечаю «играли». Корни моей давней неприязни к глаголу «играть», пожалуй, питаются уверенностью в том, что оно искажает смысл этого занятия для тех, кто находится «снаружи». А функции слова в обратном — быстро объяснить. Но можем ли мы найти правильные слова для того, чтобы самим себе и людям, находящимся «внутри», объяснить, зачем мы играем? Что мы ищем в играх и чего от них ждём?

Игра по умолчанию считается деятельностью более простой и условной, чем реальность. Но современная реальность, к счастью и старанием многих, постепенно становится простой и в каких-то моментах более условной, чем игра. Хотя эти вызовы далеки от полного искоренения, голод, холод, опасность смерти, общая незащищённость постепенно отодвигаются от людей и становятся чем-то воображаемым. Люди идут в кинотеатр на ужастик, чтобы пощекотать нервы опасностью смерти, смотрят по телевизору за тем, как участники телешоу пытаются выжить на необитаемом острове, идут с друзьями на пейнтбол, прекрасно зная, что завтра будут пересчитывать синяки, отправляются в поход, осознанно оставляя между собой и чистой природой только тонкий слой палатки. В лучшем случае.

И, разумеется, есть специфика нашего любимого жанра, в котором важно взаимодействие с другими людьми. Причины, возможно, точно такие же — изменившаяся реальность. Кто-то жалуется, что не знает в лицо даже соседей по этажу. Но ведь это не проблема, а привилегия. Достижение цивилизации — отсутствие необходимости зависеть от ближайшего физического окружения, возможность ничего о них не знать. Обратная сторона — возможное чувство одиночества или неудовлетворённость количеством и разнообразием человеческих контактов. Иногда необходимость может стать поводом для знакомства с хорошим человеком там, где её отсутствие будет приводить только к навязчивости. И тут на сцене появляются MMO. Правда, и в них люди быстро ищут привилегии не зависеть от других.

Сегодняшний вопрос задал selezin : «Ради чего вы играете в игры?». Ещё более конкретно: «Кто — зачем — и как играет…» Хотите — отвечайте с акцентом именно на MMO, а нет — об играх в целом. Поехали?

28 комментариев

avatar
Как бы банально не звучало, но я играю ради получения удовольствия от процесса игры)
Если я перестаю получать удовольствие, то я перестаю играть, всё просто. (но обратное не верно)
Комментарий отредактирован 2019-05-22 11:42:42 пользователем mrkot
  • +2
avatar
Наркоман, штоле? ;)
Я для себя так и не смог четко сформулировать, для чего. Вопрос сложнее, чем кажется.
Имхо, есть какие-то общие для всех моменты — про которые пишут ниже. Но при этом у каждого будет примесь чего-то своего, сугубо индивидуального. Начиная от поиска общения и заканчивая бегством в сказку из этого мира.
Комментарий отредактирован 2019-05-22 17:39:40 пользователем Hardsun
  • -2
avatar
Интересно, а есть такие люди, которые играют не ради удовольствия?
Ну кроме тестеров на ставке у компании, которые не столько играют, сколько пытаются поломать игру.
  • +1
avatar
есть)
плюс я явно указал получение удовольствия от чего.
Есть те кто получают удовольствие от результата(м+20; кромка и прочее), есть те кто получают удовольствие от обладания вещью(невыпадимый и прочее). Есть те кому нравится коллекционировать, есть кому нравится социализироваться и прочее прочее. Мне нравится сам процесс, сама игромеханика/гейм-дизайн. Если я от процесса игры не получаю удовольствия, то играть я не буду.
  • +1
avatar
Просто приведу пример, мне очень нравиться маунт за археологию (который на прозрачного лося похож, может это лось и есть)
Но мне сильно не нравиться как его добывать, сам процесс добычи. И я точно не буду пересиливать себя чтобы его добыть.
Но при этом мой товарищ заморочился, потратила несколько часов жизни на неинтересный геймплей и теперь является обладателем это красивого маунта. А я не являюсь)
Комментарий отредактирован 2019-05-23 10:49:34 пользователем mrkot
  • +1
avatar
Бери Ллотиенского хищника! Хвост роскошный!
  • +1
avatar
Нет, спасибо
народное творчество про этого маунта:
Вот очередной сурамарский сундук,
Лежит у меня в сумке, друг.
Открываю едва дыша,
Слышу громкий сердца стук.

Вот она, синяя шмотка моей «мечты»,
Продать вендору её надо бы.
Где же он, прекрасный лис,
Он у очередного «что это за квест?» повис…

Сквозь гнетущее разочарование,
Пытаюсь гнев унять.
До конца Легиона, возможно,
Смогу и я тебя слутать!

Взято отсюда
  • +1
avatar
Один из самых простых для меня вопросов из рубрики «Мне только спросить».
Я играю для того чтобы разнообразить своё ежедневное общение. В моём окружении есть большое количество разных людей, но я практически никогда не отказывался познакомиться с ещё большим количеством человеческих особей. С одним человеком я перекидываюсь простым «Привет», с другим я могу обсудить футбол, с третьим рыбалку и т.д. Разнообразие людских интересов формирует моё общение. Чем больше людей я узнаю, тем больше информации узнаю от них. Конечно, у меня существует свой фильтр и некие тайминги под каждого человека, но в целом я пытаюсь взять от каждого что-то полезное для себя. Игра — как один из видов деятельности человека. Это может быть и хобби, а может быть и работой. Лично для меня это хобби и я ищу людей по интересам в данной области, но моё общение с ними не ограничивается исключительно игровыми аспектами, иначе я буду ровнять игру с работой, а игроков с коллегами.
  • +4
avatar
а зачем мы читаем книги? смотрим фильмы, общаемся, решаем головоломки и крафтим что-то руками, непрактичное но смешное/красивое/забавное? Зачем общаемся с друзьями, если это общение не дает ничего полезного в смысле работы-карьеры-материальной выгоды?
Зачем заводим котиков-собачек, если от них только шерсть, запах, нервы и расходы?
Игры, книги, хорошие фильмы — расширяют наш внутренний мир, разрывают ежедневный круг работа-магазин-диван. В этом контексте особенно важно, что бы игра не становилась «еще одной работой с набором ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ активностей». Сделал дейлики, собрал траву, зашел по расписанию к РТ ,… уныло, однообразно… ой все. Спасают люди. Живые люди вокруг и эмоции которые они дают. «мы сделали вместе, мы смогли» (ну или «Не смогли, но было весело»).

И немножко расширяя тему. Любимы вопрос моей родни — «Когда ты перестанешь тратить время на свои игрушки». Ау. ребята. Этот вопрос мне задают люди. которые проводят перед телевизором с очередным сериалом про колхозницу, покорившую Москву, 5-8 часов в день?
  • +5
avatar
«Когда ты перестанешь тратить время на свои игрушки». Ау. ребята. Этот вопрос мне задают люди. которые проводят перед телевизором с очередным сериалом про колхозницу, покорившую Москву, 5-8 часов в день?
Будь к ним снисходительней. Один вид времяпрепровождение не хуже другого.
Не все это понимают, да и не обязаны понимать.
Ну и между «колхозницей покорившей Москву» и каким-нибудь «ведьмаком, выживающем в жестоком средневековом мире» — не так много разницы на самом деле.
А в том, как мы получаем впечатления (игры, телек, книги, байки, музыка) — тем более никакой разницы. Разве что в способе доставки.
Комментарий отредактирован 2019-05-22 17:51:23 пользователем Iamperfect
  • +2
avatar
Короткий ответ — ради историй. Это для меня основная причина и удовольствие.
Если это многопользовательские игры, то желательно, чтобы истории включали и других игроков.

Что такое история? Так вот просто не ответить — иногда забавная ситуация, часто — неожиданная. Временами это необычная «это же надо было так умереть» смерть (привет всем рогаликам, и, особенно, ADOM и DF), а иногда победа вопреки. Порой задуманный разработчиками сюжет настолько интересен, местами возможности игры позволяют получить неожиданный «а потом я предал предателей» поворот. Истории возникают из всего: общения, отыгрыша, возможностей, пасхалок.
История — это когда тебе хочется на следующий день рассказать другу «Там такое вчера было, слушай...».

Как это ни смешно, но, зачастую многие истории происходят из багов, эксплойтов и имбаланса. Как было забавно, когда в оригинальном XCOM мой оперативник преодолел неудачный байтовый максимальный лимит в 255 пунктов характеристики (кажется это была скорость) и «обнулился». С тех пор, он стал ветераном-инвалидом, который не мог ходить во время боя. Было очень смешно отыгрывать это, брать инвалида (который даже не мог передвигаться) на задания из уважения к былым заслугам. Он стал героической историей о сильном воине, даже после ранения оставшимся талисманом команды. Вот так истории случаются вовсе не из светлых идей геймдизайнеров, а из недоработок и недосмотров.

Возвращаясь к теме, я играю ради новых историй, которые рассказывает мне игра. Запланированные или нет, игра должна создавать их из взаимодействия игрока и себя самой постоянно. Когда этого нет — игра для меня просто некая программа для убивания времени. Я выключу её, и не включу больше. В этом смысле для меня ничего не изменилось с начала времён, когда истории рассказывали детям у племенного костра. Мы так же собираемся, чтобы получить эту искру и, если она действительно прекрасная, рассказать о ней другим.
  • +4
avatar
Мой простой и честный ответ — «для получения удовольствия».
Да, попутно еще случается что-то дополнительно полезное взять «для реальной жизни» (в моем случае — это более четкое понимание механизмов работы человеческой психики и разработка на этой основе дополнительных методик по работе с людьми). Но и эти «рабочие радости» — в любом случае и в конечном итоге тоже упираются в получение удовольствия и радости.
И здесь мы упираемся в другую сложность: для многих людей аргумент «для получения удовольствия» не звучит как весомый. И поэтому эти люди и сами себя ограничивают в радости и удовольствии, и на других сердятся, когда те вдруг себе эту радость разрешают. «Как так? Просто ради удовольствия? Но это же… это же несерьезно… А что, так можно было?!» :)
  • 0
avatar
Ну, ты же ж психолог. :) Понятно, что любая добровольная деятельность изначально мотивирована желанием получить удовольствие. Поэтому ответ выглядит слишком абстрактно. Мне кажется очевидным, что по этой тропинке нужно пройти дальше и понять, что именно могут дать игры лично тебе, чего не даст, ну, не знаю, поедание фисташек, которое тоже «ради получения удовольствия». :)
  • 0
avatar
Есть чуть конкретизировать и отойти от серцевины (радости и удовольствия), то я бы назвал следующие две вещи:
1. Быстрота
2. Безопасность.
Поясню:
1. По поводу быстроты. Для того, чтобы в реальном мире мне отправиться в путешествие в далекие места, встретиться с интересными людьми, вместе организовать приключение — на все это требуется время. И ресурсы, соответственно, но время — критичнее всего. В игре — быстро: зашел, телепортировался, собрались — и вот мы уже в приключении, в небывалых сказочных местах, в необычных обстоятельствах.
2. По поводу безопасности. На примере. Когда я управлял гильдией, я получил возможность на большом числе живых кейсов отработать управленческие навыки и понаблюдать за групповой динамикой. Если бы я попробовал сделать то же самое в реальной жизни, это могло бы обернуться гораздо бОльшими тратами (особенно в тех вариантах, когда я решил сделать какой-нибудь «резкий поворот», чтобы посмотреть, а что будет, если распустить гильдию или резко поменять правила взаимодействия).
  • +2
avatar
Когда я управлял гильдией, я получил возможность на большом числе живых кейсов отработать управленческие навыки и понаблюдать за групповой динамикой.
Опыты над людьми это не гуманно ))
  • +1
avatar
Мы все, живя, проводим опыты «над людьми». Просто одни это делают осознанно, а другие — с закрытыми глазами «это не я». Будем честными :)
  • 0
avatar
Я бы никогда не стал распускать гильдию ради того, чтобы понаблюдать за реакцией людей состоящих в ней. Даже с закрытыми глазами.
  • +1
avatar
Только ради этого я бы тоже не стал распускать гильдию.
Комментарий отредактирован 2019-05-22 16:11:57 пользователем denisshvetsov
  • 0
avatar
Для получения удовольствия — это слишком обширный ответ. А в чем это самое удовольствие состоит?
  • 0
avatar
Если попробовать еще чётче конкретизировать, какие конкретно элементы, действия приносят мне наибольшее удовольствие, то получится вот такой список:
— Я люблю просто медитировать, играя. Т.е. погружаюсь в процесс (путешествие, приключение), «плыву» в нём, параллельно подмечая интересные детали (про себя и людей) и даже обдумывая решение какой-либо задачки. И зачастую вот так, «плывя», удается найти неожиданно удачное решение очень важного вопроса.
— Люблю помогать людям. И получать потом за это благодарности, видя, что человеку от моей помощи стало хорошо.
— Люблю быть «наблюдателем сверху», когда в самый разгар действа можно посмотреть на это всё со стороны и насладиться двуединым ощущением: и вовлеченности в самую гущу, и безопасности сидения в удобном кресле, пока тут «такое творится».
— Люблю чувствовать себя в едином порыве со всеми. Когда дружно, вместе, что-то большое — и при этом забавно, весело и без привязки «а если не получится». Ну, не получится — ничего страшного. Всё ж ради веселья:)
— Люблю наслаждаться красотами. Особенно когда эти красоты в игре есть: снежные, знойно-летние, высоты и глубины. Ну где еще можно вот так легко взирать на мир с высоты птичьего полета или забраться на глубину «марианской впадины»?

Есть еще разные способы получения радости в игре, и они бывают ситуативными: сегодня мне захотелось «рубилова» (ну и пошёл на войну, осады и в гущу сражений), а завтра мне захотелось тишины, умиротворения и подумать «со всеми, но в одиночестве». Хорошо, когда в игре я могу получить радость вот такую разную, и разными способами.
Комментарий отредактирован 2019-05-22 15:04:16 пользователем denisshvetsov
  • +5
avatar
Для развлечения...)
  • 0
avatar
И то же самое. Развлечение — оно же разное бывает. Понятно, что не для зарабывания денег. В чем состоит развлечение-то?
  • 0
avatar
В удовлетворении интереса и любопытства) И даже участие в некоемом социуме)
  • 0
avatar
Чтобы ощутить себя в новой и необычной среде. Игры заменяют для меня машину времени, межзвездный корабль и портал в другие измерения одновременно. А я, в качестве своего аватара, попадаю в другой мир, где живу, выживаю, приспосабливаюсь, исследую, познаю.
Разумеется, что чувство присутствия в другом мире может дать далеко не любая игра, мне лично удается его получить только от РПГ и ММОРПГ песочниц.
Такой альтернативный мир должен быть достаточно интерактивным, то есть жестко влияющим на путешественника (или попаданца если хотите). С непредсказуемой средой, опасностями, жизненными потребностями, такими как голод, к примеру. И в тоже время он должен быть большим, таинственным, живущим своей жизнью. Я не хочу чтобы этот мир крутился исключительно вокруг меня, пусть лучше он будет самостоятельным и самодостаточным.
  • +1
avatar
Много за чем и смотря во что.

Порой играю ради соревнования. (особенно во всякие мобы или шутеры)

Порой играю ради самой игры (как бы это банально не звучало). Есть игры, которые сами по себе предоставляют приятную игровую механику, в нее просто «приятно» играть. И не важно что это. Игра на реакцию, закликивание мобов или ненавязчивая головоломка. Нравится же людям на огонь или на поплавок смотреть, чем игры хуже?

Порой просто хочется «размять (или загрузить) мозги». И выбирается что-то сложное, где нужно думать, вникать, разбираться, просчитывать.

Порой играю чтобы получить новый опыт или новые впечатления. (знаете, иногда хочется чего-то такого, необычного)

Иногда хочется «челенджа». И играю чтобы преодолеть трудности, которые ставит игра. Получить удовольствия от того что «справился». Стать лучше как игрок.

Порой играю ради сюжета и историй. Хочется иногда посмотреть какую-то историю или «кинцо», погружение в которое глубже за счет того, что ты как-бы являешься участником и можешь влиять на происходящее.

Порой играю, просто чтобы провести время с конкретными людьми. (обычно друзья или близкие) И для меня тут особо нет разницы, во что играть. Это могут быть как всякие настолки, так и игры по сетке в голосе.

Порой играю, потому что просто нечем заняться. На самом деле в голове просто зафиксировался шаблон поведения, «чем можно занять свободное время». Вот и играю. Ну и для меня это «беспроигрышный вариант» отдохнуть и получить какую-либо долю впечатлений, которых мне могло не хватить за день.

Иногда играю, потому что некоторые игры заставляют в них играть. Они настолько хорошо работают с психологической «системой вознаграждения» в голове человека и настолько близко подобрались к моим дофаминовым рецептором, что в них играть ну чертовски приятно (при наличии высокого уровня заинтересованности). Самые сильные в этой категории, это пожалуй различные «Idle игры» и кликеры, которые «играют» с механизмами «ожидания и вознаграждения» человека. ММОРПГ тоже любят использовать эту систему.

Если случилось что-то неприятное, можно поиграть чтобы отвлечься от проблем.

Порой играю из любопытства. Хочется посмотреть, чем эта игра отличается от других. Есть ли в ней что-то новое, необычное?

Порой играю по привычке. Ну не хочется заморачиваться с чем-то новым, а хочется скоротать время привычным способом.

Раньше также играл, потому что само пространство игры и содержание игры было очень важно для меня (особенно применительно к ММОРПГ). Мой персонаж, достижения, знакомства, друзья, клан и т.д. Т.е. если очень глубоко погрузиться, игра становилась «второй реальностью».
Я не хочу говорить «заменяла реальность» поскольку это не совсем так. Бывает же, что у человека разные сферы жизни одинаково важны. Например как «работа» и «дом и близкие» и «какой-нибудь клуб по интересам». Так и игра становилась ну очень важной. И порой могла конкурировать с другими интересами и сферами =)

Если подвести итог. То играю, потому что интересно. Т.е. потому, что эта деятельность способна очень хорошо удерживать мое внимание, вознаграждать эмоциями, удовлетворять достаточно большое количество потребностей, а потому является значимой, привлекательной, «универсальной». Еще бы деньги на этом начать зарабатывать… =)
Комментарий отредактирован 2019-05-22 17:37:15 пользователем Iamperfect
  • +5
avatar
Это весьма прелестно...)
  • 0
avatar
Если коротко, то я играю в игры ради погружения — опыта (пускай и иллюзорного) пребывания в другом мире, занятия иным, порой невозможным в реальности, видом деятельности, или причастности к необычной и интересной истории. В ММО я играю ради взаимодействия с другими людьми, но только если онлайновый мир изначально интересен для погружения в него.

Развёрнутый ответ вышел весьма длинным, и я решил опубликовать его в качестве отдельной заметки в личном блоге: mmozg.net/Gelinger/2019/05/22/zachem-gelinger-igraet-v-igry.html
  • +2
avatar
Ну и раз вопрос «задал я», то отвечу на него тоже, пожалуй.

Есть довольно много причин, по которым я запускаю игры. В разном настроении, в разном состоянии эти причины разные.
Иногда играю ради того, чтобы размять мозги — стратегии, экономические/градостроительные симуляторы. Игры, в которых надо приложить свое умение планировать, выстраивать логистику, находить выход из сложившейся трудной ситуации. В которых надо приложить мозги, чтобы подумать. Именно поэтому больше люблю пошаговые стратегии или с режимом паузы, чтобы было время остановиться, окинуть ситуацию взглядом и подумать.
Иногда играю ради того, чтобы тупо отвлечься от реальности — «пыщ-пыщ-тратата». Просто игры, в которых нужно ни о чем не думая, идти вперед, выполняя однообразные действия. Это на тот случай, когда на работе или в быту и так было достаточно головоломных задач и нужно просто освободить мозг от накопившейся усталости.

В ММО же играю скорее всего по двум причинам. Во-первых, это постоянно меняющийся мир, а я очень люблю в играх исследовать все, что попадается на пути. ММО постоянно добавляют что-то новое — области, умения, квесты, снаряжение. И для того, чтобы все это найти, посмотреть, оценить и уходит время. Иногда игра останавливается в своем развитии и тогда я ухожу из нее, чтобы исследовать новый мир. Иногда мир в какой-то игре становится скучным, хотя он и разнообразен с виду, но однообразен во внутренней структуре, нет каких-то мелочей, ради которых стоит его исследовать и тогда я тоже меняю его.
И во-вторых, разумеется сообщество. Интересно наблюдать за какой-либо группой, за ее стремлениями, внутренними отношениями, изменениями. Всегда предпочитал быть «серым кардиналом», который не рвется к явной власти, но время от времени подталкивает окружающих к чему-то новому. Тут уже писали об «экспериментах над людьми», это тоже одно из удовольствий в игре. Только мне больше нравятся эксперименты скрытые — узнавать о людях их неявные позывы и использовать их потом позднее тонкими методами воздействия.
  • +3
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.