Казалось бы, совершенно на ровном месте разгорелась у нас дискуссия о пиратстве и авторских правах. Одна из самых неблагодарных и сложных тем. Нет, мы не будем ее повторять или развивать. В ней не нашлось никого, кто защищал бы издателей и других людей, которые, не являясь авторами какого-то произведения, все же имеют законные права на него. Это понятно. Часто их поведение не кажется нам рациональным, а их заслуги и причастность – оправданными.
Но есть у некоторых из этих людей одна важная функция, без которой, боюсь, многие виды творчества, и уж тем более наш любимый – создание MMO – просто не могут обойтись. Эти люди инвесторы. Вот причина, по которой у них появляются все эти странные права на произведение и желание влиять на то, каким оно будет.
Интернет – пространство молниеносного распространения информации. Иногда эта информация распространяется без ведома авторов. Иногда, напротив, помогает им. Серьезно запущенные формы сотрудничества между авторами и издателями привели к форточке с совершенно свежим воздухом – кикстартеру. Дошло до того, что сейчас из этой форточки, по большому счету, мы ждем все интересное и свежее. В схеме кикстартера уже мы, обычные игроки, читатели, слушатели, выступаем в роли инвестора. Причем мы инвесторы совершенно непуганые, у которых не было провалов и разочарований.
То, что мы видим сейчас в классической издательской модели игровой индустрии, это некий слой, который покоится на костях прошлых издателей. Там лежат, к примеру, кости Interplay, хотя сам Брайан Фарго, восхищающийся Кикстартером, все еще жив и здоров, к счастью. Но не как издатель.
Опытный издатель – это тот, кто пережил не только успехи, но и провалы. Набил шишки и понимает если не все, то многие опасности. Нас же, игроков, читателей, слушателей, ловят на «хайпе». На восторге, на мечте, на зуде, который возникает не в последнюю очередь из-за того, что битые классические представители этой роли уже или дуют на воду, или вовсе говорят, что заниматься, к примеру, большими MMO бесперспективно. Слишком рискованно и непонятно.
Я все еще не уверен, что, к примеру, игрок способен выступать одновременно и в роли инвестора, и в роли того, кого нужно очаровать не в момент сбора средств, а в момент запуска готового произведения. Сделать из него обращенного игрока, а не профессионального инвестора. Человек, любящий игры и вкладывающий в их разработку деньги, живет мечтой. Но что будет, если мы эту мечту получим? Вот есть мы – игроки. И мы получили то, о чем мечтали. Игру, в которой видим себя в ближайшие два-три года. Или вот игра, в которую мы вложили какие-то пускай и символические средства, не получилась вовсе или получилась не такой, как мы хотели, спустя несколько лет ожидания.
Мы, игроки, отличные инвесторы сейчас. В этот самый момент жизни индустрии, которая наломала дров и превратила многих из нас в туристов, блуждающих по играм и ждущих свою мечту. Сейчас мы, возможно, отличные инвесторы, но плохие игроки. И если вдруг мы станем хорошими игроками, в том смысле, что все же получим свою мечту, не перестанем ли мы быть отчаянными инвесторами? Хотим ли мы этим заниматься на долгосрочной основе?
20 комментариев
Это не правильно. Это и так вокруг нас — везде. Я не хочу такого. Инструменты для инвестирования того, что мне нравится — один из способов. Пусть даже не получится, как обещалось и задумывалось в начале — я не рискую какой-то огромной суммой. А если получится? Развитие невозможно, когда все контролируется сверху (ситуация «до сейчас» с издателями). Развитие не возможно, когда нет средств «внизу» (начало «инди»). А с кикстартером получается что-то вроде финансирование на общем уровне.
Как оказалось, к моим 30 с хвостиком годам, во мне очень плотно прописались «коммунистические» идеи Ефремова. 8) Для развития общества в целом, человек должен чувствовать необходимость в это общество что-то вкладывать. Не во власть (и политическую, и экономическую), не в свое окружение (мой дом, моя хата, а у соседей — пусть хоть трава не растет). А именно в других, таких же человеков, которые что-то творят. Эдакая социальная торрент-система. И я все больше замечаю, что она начинает возникать очень во многих областях нашей жизни. где-то заметнее, где-то — нет. Но возникает.
Я специально зарегистрировался, что бы сказать вам спасибо за такую жизненную позицию.
Сама концепция социальной торрент-системы изящна и имеет вполне себе вменяемый КПД.
Встречаю её в разных людях и в разное время (иногда даже в разных формулировках), чему очень рад :)
Весьма интересно было наблюдать, как от кикстартера идея развилась в ваш пост касательно развития общества.
Поэтому и платим за мечту, чтобы ее получить. Проекты подобные Project Eternity стали почти «инди» и нуждаются в поддержке.
Кикстартер позволяет, за счет ваших денег, сделать то, что вы хотите.
Игрока-инвестора притягивает сама мысль о том, что он может повлиять на разработку игры. Чем больше он влияет — тем больше его увлекает это занятие. Люди платят не за саму игру, а, скорее, за то, что должно быть в ней реализовано. Когда человеку дадут понять, что он может вмешаться в процесс разработки, его голос слышен, почему тогда поднимается вопрос, что это всё может заглохнуть? Ведь сам процесс влияния приятен, не правда ли? Строить домики из спичек — для кого-то хобби, порой, на всю жизнь. Чем инвестирование не хобби?
P.S.:«Заранее прошу прощения за нескладность мысли, я тут только учусь общаться с умными дядями и тетями» =)
Вот вы уже себя ведете как классический инвестор. :) Вмешиваетесь в разработку.
В кикстартере я увидел возможность заполнения вакуума. Когда издатели объявляют жанр мертвым и перестают его финансировать, и жанр действительно умирает. На кикстартере появляется предложение «Ребят, а давайте мы запилим космосимулятор, кто за и на какую сумму?», «Кто хочет РТС, скиньтесь по рублю!»
Я резко против вот этот «поддерживаются большинством». Голос должен быть слышен, безусловно, но главную роль должна играть стройная и соблюдаемая игровая концепция, должен быть идеолог-евангелист.
Делаем космосим? Значит космосим и никаких драконов в космосе и битв питомцев.
Делаем РПГ? Бесшовный мир и никакой ангарности и ЛФГ.
Пресловутое «большинство» чаще всего стремится просто удовлетворять свои хотелки. К голосу комьюнити необходимо прислушиваться, при этом нужно фильтровать запросы, иначе есть шанс на выходе получить китайски кухонный комбайн, у которого заявлено 27 функций, но ни одна из них толком не работает.
Впрочем, винить только издателей тоже глупо (=
Я, к примеру, не думаю, что у Кикстартера как конкурентной площадки для интересных проектов есть будущее. Не вижу там игр, в которые захотелось бы инвестировать. Это притом, что с уважением отношусь к инди творчеству и готов за него платить (ни разу не пожалел, купив в стиме Bastion, Deadlight и Dust, например). Кстати, «инвестировать» смешно звучит в текущем контексте. Правильнее было бы сказать «пожертвовать», ибо ни на какую прибыль не рассчитываю, и факт перевода средств разработчику — жест доброй воли, не более того.
Вышесказанное тем не менее не значит, что краудфондинг — плохо. Сам факт его существования может не прямо, но косвенно внушить гигантам индустрии мысль, что прибыль может принести не только насилование старых франшиз, но и нечто сделанное просто и с душой. Не знаю, это ли сыграло роль или нет, но обстановка уже потихоньку меняется: обрадовала последними анонсами Ubisoft и вроде как процветающая студия Daedalic, рьяно взявшаяся за возрождение мёртвого, казалось бы, жанра квестов.