Предисловие
На написание этой заметки меня сподвигла игра на маленьком фришарде Lineage 2. Эти несколько недель заставили меня многое переосмыслить, чем я и захотел поделиться со здешними обитателями. Ну и комментарии к последней заметке Атрона тоже добавили размышлений. Скриншотов будет мало, потому что в этом формате они, на мой взгляд, не особенно нужны. А вот букв будет много. На этом и приступим.Ранние годы
Как я уже говорил на подкасте, да и в своей первой заметке, L2 была для меня одной из первых MMORPG, да и в принципе одной из первых мультиплеерных игр. До неё были только Quake 2, Quake 3 и Unreal Tournament. Counter Strike я ещё тогда невзлюбил, а в Half-Life в клубах почему-то не играли.Моим первым сервером стал Мелкософт х3. Не спрашивайте, почему именно х3, я сейчас на этот вопрос ответить не смогу. Кажется, там было много народа по сравнению с х1, и события развивались не так быстро, как на х5 (и, если я ничего не путаю, позже был запущен не то х10, не то х15). Играть я почему-то начал светлой эльфийкой-магом (да, в моей жизни был эльфийский период, от которого даже сохранилось несколько фоток с кривейшим фотошопом на фоне). Как-то случайно вызвал единорога и понял, что хочу играть именно тем классом, который ими пользуется на постоянной основе. Так и пошло. При этом играл я строго на селфах и без шотов. Нубобаффов, насколько я помню, не было, а о существовании шотов я даже не подозревал. О них мы с братом узнали существенно позже — где-то после второй профессии.
Однако ни то, ни другое не помешало нам играть довольно долго. Рано или поздно на сервера Мелкософта пришли хроники С4. Мы уже пользовались шотами, в том числе они появились и у моих лошадок. Брат создал клан, куда мы набирали всех желающих спокойной игры без нагибаторства, которое тогда только зарождалось. Последние мои воспоминания о той эпохе — выпавшие штаны от моего Blue Wolf Light, который я с таким трудом добывал — в тот же день, когда я закончил собирать сет. И о совершенно незнакомом мне человеке, который качался рядом, тут же поднял штаны и сам отдал мне их, когда я вернулся на это место. Я даже сказать ничего не успел, как получил приглашение произвести обмен. Вот такие вот воспоминания об игре, «созданной для PvP на спотах», да. Прямо параллельная вселенная.
Новое время
Дальше по разным причинам получилось так, что из L2 мы ушли. Пару раз заглядывали на другие сервера, но они попадались только с высокими рейтами и надоедали очень быстро. В основном играли в RFO, где снова был клан, а потом игра в одиночку. Но когда Иннова объявила о запуске официального сервера, мы, разумеется, решили воскресить воспоминания. Мой эльфийский период к тому моменту закончился, а на форуме я вычитал, что гномы и, в особенности, крафтеры, в этих хрониках будут нищими и никому не нужными. Что же, вызов принят. На старом фришарде я немного пробовал играть и спойлером, и крафтером. На старте сервера я создал себе гномку-спойлера, которую потом обнулили после печально известного вайпа.Следующим моим персонажем была уже гномка-крафтер. Как минимум, до объединения серверов Эстус и Десперион она была жива. Мы организовались в казуальный клан анимешников, который довольно быстро рассыпался, и уже со следующим кланом мы ушли покорять открывшийся Десперион. Гномка, созданная там, жива и поныне. Сейчас она SE/PS с сабами WC и Necromancer.
Впрочем, тут важно сказать о другом: с самого старта руоффа мы прекрасно знали все основные моменты игры. Шоты, нубобаффы, телепорты, альты (но никаких вторых окон очень и очень долгое время, где-то до Грации, как минимум). Правда, после сорокового уроня, когда нубобаффы иссякли, я никогда их не покупал. Если были клановые — ходил под клановыми. Если удавалось встретить щедрого человека на каче — ходил под такими. Если нет — бутылка Haste, бутылка WW — мне хватало. Чаще, конечно, качались кланом, с копьями и взрывоопасной бочкой. Потом уже в тесной компании — я крафтер, брат спойлер, другой брат ЕЕ. Но ни разу не было такой ситуации, когда бы нам не хватало денег на шоты — тем более, что делал их я, на чём и имел свой основной заработок.
С расширением нубобаффа до третьей профессии, а потом, в GoD — и до четвёртой, Линейка превратилась в какую-то другую игру, но как-то незаметно для нас. Подход GoD к крафтеру меня взбесил до глубины души, я плюнул на это дело и переродил гномку в хилера. А через какое-то время и вовсе забил на игру: все эти земляные черви в инстах — это совсем не то, к чему я привык. Но здесь важно отметить, что в этом периоде использование баффов-шотов стало совершенно привычным делом даже для меня. Для всех остальных и то, и другое оставалось обязательной частью игры как минимум с С4.
Меня же постоянно смущало два вопроса:
- Если есть полноценные баффы, то зачем есть демо-версии тех же баффов у эльфов-воинов?
- Если шоты такая необходимая часть игры, что для них даже сделали автоподачу, то зачем вообще вся эта нервотрёпка и почему нельзя просто пассивно усилить оружие?
Первый вопрос очевиден: если всё равно все без исключения 24/7 находятся под фуллбафом и убегают в город обновлять его по откату, то зачем было балансировать классы таким образом, чтобы кто-то имел преимущество во вторых уровнях баффов, третьи уровни которых на нём и так постоянно есть?
Второй вопрос сложнее: на шотах я сам зарабатывал, и очень неплохо. Но, честно говоря, я бы предпочёл крафтить что-то более полезное, чем просто улучшение характеристик оружия. Да и с точки зрения лора это была невероятная дурь — со всеми этими описаниями про души древних воинов, которые я добываю из руды (они были трилобитами?) и использую как батарейки для оружия.
Собственно, в заметках Атрона насчёт Л2Классик есть сходные размышления. Но для себя я получил этот ответ лишь на днях, играя на С2-фришарде х1.
Наши дни
Только сейчас я по-настоящему понимаю, что всё то, что так бесило меня в Линейке, в действительности её частью никогда не являлось. Мы бегаем группой бить таких монстров, каких я даже на руоффе легко сносил самостоятельно. Монстры атакуют медленно, причём их скорость атаки замечательно соответствует моей собственной, что разительно отличается от молотящей мельницы под фуллбаффом. Игра стала действительно опасной: если я зазеваюсь, я умру — даже от зелёного моба.Людей на сервере мало, но тем приятнее встретить живого человека. Многие используют второе окно, но иногда встречаются и вполне осмысленные группы помимо нашей. Атмосфера на сервере в целом дружелюбная, хотя отдельные личности (почему-то исключительно русскоязычные) постоянно клянчат что-нибудь у админа. Шоты используются только «по праздникам», когда необходимо скастить что-нибудь быстро или «дожать». Эльфийские воины действительно имеют преимущество в самостоятельной охоте, да и экономят ману баферам.
Но самое важное — это то, что и шоты, и баффы являются именно улучшением игрового процесса, а не воспринимаются как обязательная часть. Вот именно этого мне не хватало ещё с С2-3 Мелкософта. Когда я здесь получаю бафф, которого у меня до сих пор не было, это воспринимается почти как праздник, а не как рутина. Когда я сам баффаю спутников, это воспринимается не как повинность, а как действительное усиление компании ради вполне понятных целей прожить подольше и присаживаться пореже. Потому что всего этого априори у нас нет — оно приходит только с другими людьми.
Я не знаю, что будет дальше. Может закрыться сервер, могут измениться наши планы. Может вмешаться суровый реал с непредсказуемой работой фрилансера и личной жизнью. Я могу просто уйти по личным причинам. Но только теперь я вижу, чем именно эта игра цепляла людей, и чего никогда не увидеть любителям оптимизации, нубобаффа, магазинных шотов, вторых-третьих окон, PvP на споте и подобных прелестей нашего времени. Только теперь я смог возродить те давно забытые ощущения, когда я радовался баффу от пробегавшего мимо живого профета, а обычные воины из людей, гномов и орков искренне радовались, получив от меня самые банальные Might 1 и Shield 1. И когда монстров ещё было видно, потому что они не скрывались за клубами магического дыма из шотов. Думаю, что эти ощущения уже никому у меня не отнять.
И именно это — то, ради чего стоит играть в ММО. Ради людей, не ради пикселей. А всего-то и надо было, что остановиться и оглянуться по сторонам. Свежим взглядом.
Бонус
В порядке бонуса прилагаю довольно любопытную историю, произошедшую с одним из моих братьев на днях. В качестве пояснения: сейчас на сервере идёт эвент с буквами. Брат бегал по квесту на мухоморы, который периодически нужно сдавать обратно в город. К нему обратился игрок и попросил у него пару редких букв. Брат выкинул несколько штук и побежал дальше, не пожелав принять материальную благодарность. Но при своём следующем возвращении в город, по дороге он обнаружил вот это:Ник я закрасил, потому что брат в игре очень стеснительный, несмотря на то, что уже создал небольшой «культ мяу». Но факт остаётся фактом: человеку не лень было устраивать такое в качестве благодарности за в общем-то пустяковую вещь. А вы говорите, параллельная вселенная…
23 комментария
Мы это обсуждали на последнем подкасте — я понимаю, что это использование чужой интеллектуальной собственности, признаю это, но, с другой стороны, l2-firebird.com — чистый фанатский сервер без каких-то выгод для его организатора и мутных монетизаций. Сервер, сделанный для того, чтобы люди могли погрузиться в мир, который им не собирается предоставлять обладатель прав на него. Такой же, как SWG-EMU и другие подобные проекты. Снова хочу заметить, что даже вторые хроники (вторые хроники!) содержат в себе больше ключевых классических механик, чем L2 Classic (питомцы, захватываемые кланхоллы, манор). Игра имеет нормальный чистый классический клиент, без крепостей и прочих следов будущего, как официальная классическая версия. Сервер живет стабильно и вот-вот отметит два года со дня старта. Причем не думаю, что еще через полгода, как в Классике, в нем появится магазин и начнут открывать новые серверы.
Я понимаю, когда мы обсуждаем вариант пиратства, каким он был на заре фришардов — параллельно с ними существовали те же хроники с теми же возможностями, только официальные, по подписке и с нормальным развитием. Здесь был выбор. Такой же, какой есть у людей, когда они пиратят вновь вышедшие игры — можно за то же самое заплатить правообладателю. И вот в такой ситуации я бы жестоко боролся с распространением ссылок. А здесь я просто не вижу причин для таких действий. Повторюсь — могу быть не прав. Готов дискутировать. :)
Присоединяюсь) Была у меня мысль начать закидывать хозяевам по небольшой денежке раз в месяц, вроде как добровольно подписку платить. Отказались со словами «у нас нет возможности принимать деньги от игроков так, чтобы это было честно и без обид». Вот эти слова внушают уважение — тут и отсутствие возможности купить преимущество, и отказ принимать оплату за чужую интеллектуальную собственность, и просто честность — периодически оборудование требует ремонта и в это время сервер недоступен. То есть, денег без железобетонных гарантий сервиса никто не берет)
Т.е. по идее не должно быть проблемы в том, чтобы переводить им какие-то деньги. Или устарели правила?