Онлайновые игры сейчас существуют в огромном разнообразии, выйдя далеко за пределы MMO-жанра. Они естественным образом отобрали у MMO большую часть аудитории. Люди с легкостью меняют один онлайновый игровой опыт на другой, постоянно пополняются свежими впечатлениями, и кажется, что долгая игра в MMO больше не может с этим конкурировать, если бы не один важный момент — в подавляющем большинстве случаев вы играете с людьми, которых видите в первый и последний раз. Вы это знаете, и они это знают. В теории, такое положение вещей кажется вполне нормальным — вы получаете все разнообразие человеческих характеров, как плохих, так и хороших. Но на деле, как и в любой среде, происходит естественный отбор, при котором аудитория постепенно меняется. Журналист Mike Sholars решил поделиться собственным опытом и объяснить на примере недавно вспыхнувшего скандала из-за «вырвавшегося» расистского высказывания известного стримера PewDiePie, почему произошедшее не случайность, а вполне закономерное следствие состояния дел в онлайновой игровой среде.
Я нисколько не удивлен слетевшему с языка PewDiePie расистскому высказыванию во время очередного игрового стрима. Я удивлен количеству людей, которых это шокировало. Мы продолжаем притворяться, что это была невольная вспышка, аномалия, а не вполне привычное и общепринятое поведение в голосовом чате.
Ошибкой Чельберга были не его слова, а то, что он случайно показал внешней аудитории реальность онлайновых игр. Та легкость, с которой с языка Феликса Чельберга сорвался расистский возглас, в сочетании с тем, как именно он мгновенно сформулировал свои извинения — «Я не должен ругаться при родителях» — прекрасно все объясняет. Это именно то, как действует огромное количество людей в онлайн-играх. Они просто научились прятать свое естественное поведение во время стримов.
Словечко, которое имеет совершенно четкое оскорбительное расистское значение, начали швырять в меня в онлайновых играх, когда я их только попробовал в двенадцатилетнем возрасте. И с тех пор ничего не изменилось.
Я отбился от своего напарника и вышло так, что ему пришлось самому сражаться с боссом. В этой игре я был новичком, на меня немного давила атмосфера готического насилия, и я слегка потерялся. Вдруг окно чата взорвалось странными символами, которые исходили от моего напарника-варвара. Я не понимал, что он говорит, но это его не останавливало.
“hey @#%%^&” “dumb @#%%^&”
“black @#%%^&”
Поначалу это было странно, но смешно. В мои двенадцать лет у меня не было опыта игры в онлайн-игры. Но в итоге более креативный или осведомленный в настройках чат-фильтра игрок «достучался» до меня:
“n@ggur”
Наконец я понял, что происходит. Я знал это слово, и я знал, что где-то в мире кто-то хочет заставить меня почувствовать себя недочеловеком. Я быстро вылогинился и долгое время на возвращался в онлайновые игры.
Оглядываясь назад, мне все еще кажется, что это было вполне логичное решение. Все мы когда-нибудь впервые сталкивались с мерзостью, которую люди говорят другим людям в онлайне. Но затем многие из нас возвращаются. Представьте себе ресторан, где с вами разговаривают подобным образом. Вы захотите туда пойти снова? (я уж не говорю о том, каким были бы оценки такого ресторана в интернете)
Но с онлайн-играми все не так. Они очень быстро и эффектно демонстрируют всю эту грязь, а наша реакция зачастую заключается в том, что мы снова и снова туда возвращаемся.
Я никогда не проводил связь между моим слабым интересом к онлайн-играм с голосовым чатом и расовой принадлежностью. Я знаю, что в принципе предпочитаю одиночные игры. Но каждый раз, когда я снова пытался попробовать свежие онлайновые хиты, я сталкивался с оскорблениями.
Я играл в Halo 2 во время старта этой игры. Кто-то назвал меня «грязным ниггером» в одной из первых игровых сессий.
В Castle Crashers я нашел всех секретных животных при помощи игрока, который, судя по голосу, явно не вышел из пубертатного периода. Когда я надел гарнитуру, чтобы поблагодарить его за помощь, то услышал «Завали свое хлебало, ниггер».
Отправился на реддит, чтобы найти идеальную группу для прохождения Vault of Glass в Destiny, нашел ее и слушаю брифинг лидера перед боем. Он, быстро объяснив стратегию, озвучил последнее правило команды: «Ах, да, и не будь ниггером».
И еще, и еще, пока я не ощутил, что оно просто того не стоит. Мои столкновения с расовыми выпадами стали правилом, а не исключением.
Вот почему Чельберг может обыденно произнести в адрес игрока это слово и найти полное понимание среди своих друзей в стриме. Токсичный суп общего голосового чата сам делает свою работу по естественному отбору. Это базовое правило чата: остаются те, кто принимает или поддерживает язык ненависти. Остальные голосуют ногами. Вы хотите упрекнуть нас за это?
Вы вообще заметили наш уход? Или просто приняли правила, какие есть, для того, чтобы все же поиграть в игру? Если вы все это слышите и не делаете ровным счетом ничего, какая часть вашей личной ответственности в том, что происходит со средой общения?
Проблема не в том, что люди говорят все эти мерзости. Во всяком случае, проблема далеко не только в этом. Куда большая проблема в том, что основная аудитория принимает такое положение вещей. А затем они не только мирятся, они начинают считать это нормой. И как только это становится нормой, любой, кто справедливо обижается на подобный уровень или пытается ему противостоять, превращается в выскочку, который покушается на сложившийся статус-кво. И вот мы здесь.
Общая токсичность онлайновых чатов настолько запредельная для большинства людей вне игр, что случись это в любой другой сфере, она вызвала бы настоящий шок.
Я слишком хорошо отношусь к себе и собственному времени, чтобы тратить силы на борьбу с мельницами и попытки урезонить тех, кто бросает в чат оскорбления. Мне есть чем заняться.
Я сам говорю себе о том, что должен быть сильнее, когда «жалуюсь» на бесконечное проявление языка ненависти в онлайн-играх. Это же интернет. Чего я ждал? Мы всегда сталкивались с принятием расовых оскорблений со стороны тех, кого устраивает сложившееся статус-кво.
Мне безумно нравится Destiny 2. Игра выглядит многообещающей. И мне нравится, как Bungie делает шутеры. Но если меня ставят перед выбором заплатить около ста долларов за то, чтобы выслушивать оскорбления от кричащих на меня незнакомцев или провести свой досуг как-нибудь иначе, я предпочту второе. И я не одинок. Такая проблема встречается далеко не только в играх.
Поддержка малого бизнеса — это, конечно, хорошо, но Amazon не спросит у девушки при покупке комикса X-Men, берет ли она его для своего парня. Я давно сбился со счета, сколько женщин перестали заходить в магазины комиксов, после того как их задевали реплики или общее покровительственное отношение к ним там.
Прекрасный пример того, как субкультуры или хобби могут сами уничтожить собственный культурный импульс. А с учетом того, что и комиксы и игры — коммерческое искусство, количество вовлеченных людей здесь играет очень важную роль. Чем больше людей будет покупать игры, чем большее людей смогут стать вашими партнерами по игре, тем больше дохода будет у тех, кто создает игры. Все выиграют, просто если люди будут нормально общаться друг с другом. Но похоже на то, что право оскорблять других важнее атмосферы нашего хобби.
Мой младший брат, который до недавних пор никогда не играл в онлайновые шутеры, настолько хорошо играет в Overwatch, отточив умения Сомбры, что его учетная запись часто получает жалобы со стороны игроков с подозрением в читерстве. Это происходит с той же частотой, с какой в его адрес приходят оскорбления, креативно замаскированные под запрос на дружбу.
Здесь нет аргументов, которыми можно успокоить человека. Как вы собираетесь сказать кому-то, что ему и в будущем придется все это терпеть, в какую бы игру он не играл? Как вы планируете аргументировать, что он должен оставаться в этом окружении? Почему вообще кто-то захочет здесь остаться?
Игроки, при всей своей, казалось бы, любви к ментальности изгоев и аутсайдеров, чертовски редко делают что-то для того, чтобы кто-то, кто выглядит не так, как они, чувствовал себя комфортно в онлайне. Зачем им нужно заморачиваться над тем, чтобы делать сообщество менее похожим на свалку токсичных отходов? Почему бы другим не найти способ справиться с этим? В конце концов, они просто могут уйти.
И мы уходим. Очень многие из нас уходят.
Люди, которые хотят разделить ваше увлечение, но которых отталкивает ваша культура, найдут способ сделать первое, избегая второго. Вот почему количество комиксов, которые покупают в книжных магазинах, неуклонно растет. Работники книжного магазина могут продать вам тот же продукт без создания у вас впечатления, что вы не принадлежите их особому кругу, в то время как ваш местный магазин комиксов может всеми силами сопротивляться этому базовому уровню порядочности.
Не все из них это делают, разумеется. Но такая атмосфера — довольно распространенная проблема. В итоге эти магазины, которые, по замыслу, должны были стать храмом фантазии, местом, где каждый может укрыться от общей враждебности и непонимания, превратились в место враждебной атмосферы ко всем, кто, на первый взгляд, не входит в их круг. А это часто случается с теми, кто не выглядит как белый парень.
Индустрия должна решить, стоит ли ей выталкивать такое количество людей обратно в оффлайн. Допустимы ли такие потери. Стоит оценить, сколько людей сегодня считают, что чувствуют себя неуютно в онлайн играх, и стоит ли делать что-то с тем, чтобы изменить ситуацию, чтобы вернуть этих людей в качестве своих клиентов.
Я лично не собираюсь задерживать дыхание, чтобы пережить нынешнюю атмосферу.
Я нисколько не удивлен слетевшему с языка PewDiePie расистскому высказыванию во время очередного игрового стрима. Я удивлен количеству людей, которых это шокировало. Мы продолжаем притворяться, что это была невольная вспышка, аномалия, а не вполне привычное и общепринятое поведение в голосовом чате.
Ошибкой Чельберга были не его слова, а то, что он случайно показал внешней аудитории реальность онлайновых игр. Та легкость, с которой с языка Феликса Чельберга сорвался расистский возглас, в сочетании с тем, как именно он мгновенно сформулировал свои извинения — «Я не должен ругаться при родителях» — прекрасно все объясняет. Это именно то, как действует огромное количество людей в онлайн-играх. Они просто научились прятать свое естественное поведение во время стримов.
Словечко, которое имеет совершенно четкое оскорбительное расистское значение, начали швырять в меня в онлайновых играх, когда я их только попробовал в двенадцатилетнем возрасте. И с тех пор ничего не изменилось.
Вы никогда не забудете свой первый раз
Diablo 2 была моей первой игрой, в которую я решил поиграть онлайн. Выбрал паладина, потому что у него была темная кожа, как и у меня, и мне нравилось его умение «Шипы». Я сражался вместе с Варваром, которым управлял другой игрок. У нас неплохо получалось. Вообще играть онлайн было более интересно и менее предсказуемо, чем в консольных кооперативных играх с друзьями на нашем диване.Я отбился от своего напарника и вышло так, что ему пришлось самому сражаться с боссом. В этой игре я был новичком, на меня немного давила атмосфера готического насилия, и я слегка потерялся. Вдруг окно чата взорвалось странными символами, которые исходили от моего напарника-варвара. Я не понимал, что он говорит, но это его не останавливало.
“hey @#%%^&” “dumb @#%%^&”
“black @#%%^&”
Поначалу это было странно, но смешно. В мои двенадцать лет у меня не было опыта игры в онлайн-игры. Но в итоге более креативный или осведомленный в настройках чат-фильтра игрок «достучался» до меня:
“n@ggur”
Наконец я понял, что происходит. Я знал это слово, и я знал, что где-то в мире кто-то хочет заставить меня почувствовать себя недочеловеком. Я быстро вылогинился и долгое время на возвращался в онлайновые игры.
Оглядываясь назад, мне все еще кажется, что это было вполне логичное решение. Все мы когда-нибудь впервые сталкивались с мерзостью, которую люди говорят другим людям в онлайне. Но затем многие из нас возвращаются. Представьте себе ресторан, где с вами разговаривают подобным образом. Вы захотите туда пойти снова? (я уж не говорю о том, каким были бы оценки такого ресторана в интернете)
Но с онлайн-играми все не так. Они очень быстро и эффектно демонстрируют всю эту грязь, а наша реакция зачастую заключается в том, что мы снова и снова туда возвращаемся.
Камни и палки*
* Отсылка к известной фразе «Sticks and stones may break my bones, but words will never break me» (Камни и палки могут сломать мои кости, но слова никогда не сломают меня).Я никогда не проводил связь между моим слабым интересом к онлайн-играм с голосовым чатом и расовой принадлежностью. Я знаю, что в принципе предпочитаю одиночные игры. Но каждый раз, когда я снова пытался попробовать свежие онлайновые хиты, я сталкивался с оскорблениями.
Я играл в Halo 2 во время старта этой игры. Кто-то назвал меня «грязным ниггером» в одной из первых игровых сессий.
В Castle Crashers я нашел всех секретных животных при помощи игрока, который, судя по голосу, явно не вышел из пубертатного периода. Когда я надел гарнитуру, чтобы поблагодарить его за помощь, то услышал «Завали свое хлебало, ниггер».
Отправился на реддит, чтобы найти идеальную группу для прохождения Vault of Glass в Destiny, нашел ее и слушаю брифинг лидера перед боем. Он, быстро объяснив стратегию, озвучил последнее правило команды: «Ах, да, и не будь ниггером».
И еще, и еще, пока я не ощутил, что оно просто того не стоит. Мои столкновения с расовыми выпадами стали правилом, а не исключением.
Вот почему Чельберг может обыденно произнести в адрес игрока это слово и найти полное понимание среди своих друзей в стриме. Токсичный суп общего голосового чата сам делает свою работу по естественному отбору. Это базовое правило чата: остаются те, кто принимает или поддерживает язык ненависти. Остальные голосуют ногами. Вы хотите упрекнуть нас за это?
Вы вообще заметили наш уход? Или просто приняли правила, какие есть, для того, чтобы все же поиграть в игру? Если вы все это слышите и не делаете ровным счетом ничего, какая часть вашей личной ответственности в том, что происходит со средой общения?
Проблема не в том, что люди говорят все эти мерзости. Во всяком случае, проблема далеко не только в этом. Куда большая проблема в том, что основная аудитория принимает такое положение вещей. А затем они не только мирятся, они начинают считать это нормой. И как только это становится нормой, любой, кто справедливо обижается на подобный уровень или пытается ему противостоять, превращается в выскочку, который покушается на сложившийся статус-кво. И вот мы здесь.
Общая токсичность онлайновых чатов настолько запредельная для большинства людей вне игр, что случись это в любой другой сфере, она вызвала бы настоящий шок.
Я слишком хорошо отношусь к себе и собственному времени, чтобы тратить силы на борьбу с мельницами и попытки урезонить тех, кто бросает в чат оскорбления. Мне есть чем заняться.
Тонкокожесть и самоуважение
Пока вы остаетесь меньшинством в интернете, вас будут постоянно испытывать на стойкость. Как если бы общение в социальных сетях и онлайн-играх требовало от вас по умолчанию огромные запасы сил.Я сам говорю себе о том, что должен быть сильнее, когда «жалуюсь» на бесконечное проявление языка ненависти в онлайн-играх. Это же интернет. Чего я ждал? Мы всегда сталкивались с принятием расовых оскорблений со стороны тех, кого устраивает сложившееся статус-кво.
Мне безумно нравится Destiny 2. Игра выглядит многообещающей. И мне нравится, как Bungie делает шутеры. Но если меня ставят перед выбором заплатить около ста долларов за то, чтобы выслушивать оскорбления от кричащих на меня незнакомцев или провести свой досуг как-нибудь иначе, я предпочту второе. И я не одинок. Такая проблема встречается далеко не только в играх.
Поддержка малого бизнеса — это, конечно, хорошо, но Amazon не спросит у девушки при покупке комикса X-Men, берет ли она его для своего парня. Я давно сбился со счета, сколько женщин перестали заходить в магазины комиксов, после того как их задевали реплики или общее покровительственное отношение к ним там.
Прекрасный пример того, как субкультуры или хобби могут сами уничтожить собственный культурный импульс. А с учетом того, что и комиксы и игры — коммерческое искусство, количество вовлеченных людей здесь играет очень важную роль. Чем больше людей будет покупать игры, чем большее людей смогут стать вашими партнерами по игре, тем больше дохода будет у тех, кто создает игры. Все выиграют, просто если люди будут нормально общаться друг с другом. Но похоже на то, что право оскорблять других важнее атмосферы нашего хобби.
Мой младший брат, который до недавних пор никогда не играл в онлайновые шутеры, настолько хорошо играет в Overwatch, отточив умения Сомбры, что его учетная запись часто получает жалобы со стороны игроков с подозрением в читерстве. Это происходит с той же частотой, с какой в его адрес приходят оскорбления, креативно замаскированные под запрос на дружбу.
Здесь нет аргументов, которыми можно успокоить человека. Как вы собираетесь сказать кому-то, что ему и в будущем придется все это терпеть, в какую бы игру он не играл? Как вы планируете аргументировать, что он должен оставаться в этом окружении? Почему вообще кто-то захочет здесь остаться?
Игроки, при всей своей, казалось бы, любви к ментальности изгоев и аутсайдеров, чертовски редко делают что-то для того, чтобы кто-то, кто выглядит не так, как они, чувствовал себя комфортно в онлайне. Зачем им нужно заморачиваться над тем, чтобы делать сообщество менее похожим на свалку токсичных отходов? Почему бы другим не найти способ справиться с этим? В конце концов, они просто могут уйти.
И мы уходим. Очень многие из нас уходят.
Люди, которые хотят разделить ваше увлечение, но которых отталкивает ваша культура, найдут способ сделать первое, избегая второго. Вот почему количество комиксов, которые покупают в книжных магазинах, неуклонно растет. Работники книжного магазина могут продать вам тот же продукт без создания у вас впечатления, что вы не принадлежите их особому кругу, в то время как ваш местный магазин комиксов может всеми силами сопротивляться этому базовому уровню порядочности.
Не все из них это делают, разумеется. Но такая атмосфера — довольно распространенная проблема. В итоге эти магазины, которые, по замыслу, должны были стать храмом фантазии, местом, где каждый может укрыться от общей враждебности и непонимания, превратились в место враждебной атмосферы ко всем, кто, на первый взгляд, не входит в их круг. А это часто случается с теми, кто не выглядит как белый парень.
Индустрия должна решить, стоит ли ей выталкивать такое количество людей обратно в оффлайн. Допустимы ли такие потери. Стоит оценить, сколько людей сегодня считают, что чувствуют себя неуютно в онлайн играх, и стоит ли делать что-то с тем, чтобы изменить ситуацию, чтобы вернуть этих людей в качестве своих клиентов.
Я лично не собираюсь задерживать дыхание, чтобы пережить нынешнюю атмосферу.
183 комментария
Нет, расизм — это плохо. Но не притянул ли Майк этот аргумент за уши к вопросу общей токсичности атмосферы в чатах онлайн игр?
А так — Сомбра в Овервотч:
В части примеров слово «ниггер» использовалось как оскорбление общего характера. И, к слову, то, что вы подумали, будто ругательное слово, обозначающее расу, в виде попытки оскорбить собеседника может задеть только чернокожего, если в него попадет, тоже неприятный симптом.
Пока все выглядит так, что данный автор очень упорно ищет где только можно малейшие намеки на расизм, чтобы потом оскорбленно повозмущаться.
А насчет симптомов — не лукавьте. Вы разместили над статьей большое фото чернокожего журналиста, который в тексте сетует на расизм в играх. Какой реакци и понимания нюансов текста вы ожидали?
По своему опыту: как минимум от одного из десяти человек в вове я слышала, что он ненавидит гномов. Даже от людей, с которыми я не заговаривала, многие начинали с этого диалог. Не знаю, зачем они мне это сообщали, но это случалось постоянно. А если уж это были псевдо-РП игроки, то таких «оригиналов» становилось вдвое больше. И нет, по лору гномы вовсе не злодеи, по внешнему виду тоже.
И еще: неприятный симптом не в том, что вы уцепились за расизм, это как раз отчасти предсказуемо, а в том, что «вы подумали, будто ругательное слово, обозначающее расу, в виде попытки оскорбить собеседника может задеть только чернокожего, если в него попадет».
Пример из собственного опыта. У меня был довольно большой перерыв в WoW, поэтому успел отвыкнуть от царящей там атмосферы дружбы и взаимопомощи, но после прохождения нескольких пугорейдов быстро погрузился обратно в пучину. Вот типичные примеры начала общения:
cyka, r u coming?
privet cyka blyat!
— прямо с порога, когда ещё не успел ничем провиниться. И это, заметьте, от англоязычных игроков, которых я по наивности считал менее токсичными. Умом понимаю, что скорее всего эти игроки имели в прошлом очень «приятный» опыт общения с игроками из ру-сегмента, что и сформировало такое отношение, но я-то здесь причём? В общем, мягко говоря, было неприятно.
Понимаете, дело далеко не в расизме. Речь об уже сформированной весьма специфической норме. Когда приветствием или типа дружеским обращением считается фраза, которая для только-только пришедшего в среду игрока имеет резко негативное значение. Ну вот это всё, когда обращаются как к неадеквату из кириллического сектора, неграмотному негру, homo или любой другой пример, тут зависит от конкретной личности и её болевых точек.
И автор статьи обращает внимание, точно всё ли в порядке с этой нормой общения в играх. Или, может, эту норму надо как-то менять?
Здоровое общение на то и здоровое, что всегда начинается с формальной вежливости. Так длится какое-то время, пока люди узнают друг друга лучше, «чего он любит, чего не любит» ©. И взаимные подколки, которые вы имели в виду, похоже, остаются экологичным элементом, обогащающим общение, только если люди УЖЕ довольно близки. Всё.
А подкалывать незнакомых людей… ну, это банальное хамство. Если вы считаете такое общение здоровым, у меня плохие новости.
По моему нет.
Большинству людей такая терминология в общении покажется некомфортной и неуместной. Вам похоже нет.
Ничего не хочу сказать против конкретного журналиста, но чернокожие, по крайней мере в америке, давно уже не те забитые «ниггеры из пятидесятых». Зачастую эти люди намного больше расисты нежели белое население, которое уже в свою очередь страдает от любого чиха напоминающего о притеснениях.
У меня в своё время был забавный опыт в айоне. Мы играли на китайском сервере в составе небольшого русскоязычного комьюнити. Был там один человек, который ничем не выдавал какой-то неадекватности. Но однажды так случилось, разговор зашел про отечественную войну, и я обронил в ходе разговора фразу мол «не только одни евреи пострадали во время второй мировой». После этого я столько говна в свой адрес прочитал, что я нацист и фашист и вообще гнида эсесовская и тд и тп. Хватило на долгие годы.
Ммм… какая прелесть — зачастую! Иди доказывай, что ты не аномалия. :)
Сам текст так же вызывает у меня ощущения того, что автор излишне зацикливается на конкретном расовом оскорблении, но, право, на суть его заметки не влияет, так что притянутости нет.
Мне кажется, что принятие на веру степени и важности проблем для конкретного человека, элементарная норма поведения. И это тоже к вопросу о том, как мы, игроки, принимаем тех, кто не похож на нас, продолжая насмехаться над бабушками, которых пугают компьютерные игры. Получается, что мы от бабушек отличаемся не широтой кругозора или умением принимать необычные вещи, а просто принадлежностью к другому лагерю. Хреновые новости.
Есть такое :) Насколько я знаю, норма современности — уважительное отношение к окружающим. Вот определение, которое однажды откопала в словаре моя знакомая:
Уважение — понимание того, что интересы другого человека так же важны для него, как и твои для тебя.
А это похоже на «ты сам себя накручиваешь» с картинки выше, вам не кажется? Я думаю, человек в праве говорить о своём личном восприятии, как он пожелает, особенно если это сильно задевает. У каждого свой порог чувствительности.
И снова. Извините, но что значит «следовало бы»? Как-то странно призывать автора быть ещё убедительнее, если вы и без того поняли, о чем он говорит.
2. А ничего, что статья называется «Такие игроки как PewDiePie — причина, по которой я не играю в онлайновые игры»? Автор анализирует свой собственный, релевантный для него опыт. Статья, на минуточку, не называется «Сейчас я расскажу вам всем, кто создает токсичность в играх».
Ну и самое главное, опять тот самый звоночек: обсуждается не проблема, с которой столкнулся определенный человек, а личность, предполагаемые паттерны поведения человека, его вероятная «зацикленность» и прочее.
Честно говоря, это просто праздник какой-то!
В своём первом комментарии я написал, что зацикливание не относится к сути статьи — на мой взгляд, вполне явный знак того, что если я и хочу что-то обсуждать, то не это. Я полностью согласен с мыслью Атрона о том, что:
так что не надо искать в моих словах двойного дна и скрытого смысла — если я прямо написал «не ставлю под сомнения страдания», значит так оно и есть. Любые сомнения после этого — всего лишь неудачно выбранные слова с моей стороны, или просто фантазии с вашей стороны, не более.
Это типичная авторская колонка, которая, внимание, называется «Такие игроки как N — причина, по которой я не играю в онлайновые игры».
Edit: а дальше все за меня уже Ascend сказал, удаляю, дабы не повторяться.
Ехал в маршрутке с племянницей, четыре года. Рядом сидела очень симпатичная темнокожая девушка, кожа черная как антрацит)Моя тыквочка на голубом глазу и говорит- смотри, кожа черная. Я отвечаю- у людей четыре цвета кожи, на западе -красный цвет, на востоке -желтый цвет кожи. На юге-темный, а на севере вот как у нас -бесцветный. Бледный. Черный- красиво? Ну и Тыква говорит- да, очень) Может я не жил в Алабаме, и не представляю, насколько пещерный ментал у среднего американца, но оскорблять из-за цвета кожи- это фантастическое днище. Это, мне кажется, такая же редкость, как ржать и показывать пальцем на инвалида или очень маленького человека. Это в какой заднице надо вырасти и воспитаться, бред.
Майк, мне кажется, перегибает со своей уязвимостью или любит с наслаждением пострадать, и ждет оскорблений.
Вы играете в англоязычной среде?
Хотя нет, знаю — не стыдно.
Каждый калдари или амарр считал обязанностью обозвать галлентов «п… орами», а минматар — «неграми» или «рабами».
Мы в свою очередь называли их «калдырями» и «креветками» («омар», очень созвучно «амарр»).
Никто не бежал в интернеты писать статьи о дискриминации.
— согласен.
Тогда, Вы хорошо продемонстрировали уровень токсичности сообществ EVE.
Даже если это и правда, какая разница? Факт остается фактом, и Вы его тоже подтвердили — токсичность в онлайн стала нормой.
Поэтому с заметкой абсолютно согласен. А уж когда зашел один раз в Доту, узнал о себе потрясающие подробности.
И можно подумать, что в ммо ругаются только подростки. Ах если бы.
И лучше в интернациональную гильдию, а не в локальную какой-то страны.
И это на самом деле страшновато. Отчасти по этому я свалил из лола и доты в ХОТС, там уровень токсичности в десятки раз меньше и аудитория действительно взрослая, так как основными селл поинтами игры является короткая и предсказуемая сессия, упор на макроигру и прозрачность механик.
прям плюсую. Кроме того, я почти уверена, что те люди, которые так любят рассказывать, что убийства, кражи и предательства в играх — это отыгрыш, действительно отличные актеры. Только они не в игре играют, а в жизни скрывают свои нехорошие качества, а в игре это все-таки вылезает.
Хотя и оскорблений по расовым\национальным признакам в рунете выше крыши. Особенно забавно это смотрится, если учитывать как бы интернациональное прошлое
К слову, MMO от этого потенциально защищены намного лучше (если бы не монетизация, которая по-своему вымывает нормальных и не желающих задерживать дыхание, но и тут явно наметился явный возврат маятника).
Это с чего вы так решили? Ну, то есть что это за аргумент? Вы пытаетесь кого-то взять на слабо? Человек сам решает, уходить ему или нет, как проводить свое свободное время.
Совет от человека, у которого есть ребенок — не давайте таких советов.
Наоборот для кого? :) Для вас? Тогда не «наоборот», для вас нет никакого «наоборот», есть «прямо то, что нужно».
Охох. Сложнейшая тема. Все нормальные люди одинаковы, и прежде всего бережны и терпимы в чужому мнению.
Мне безумно нравится ваш форум, чистота текста, без жаргонизмов и в лучших литературоцентричных традициях, и я с величайшем уважением отношусь к вашему видению ММО-пространства.
Но вот крошечный вопрос. Почему родители, которые с трех лет водили ребенка в платный детский садик «мантессори», и, имея возможность и дальше растить свое чадо в ватке, тем не менее отдают ребенка не в частную школу, а в обычную? Где вероятность того, что ребенок пообщается со звероватым, наглым, невоспитанным, жестоким одноклассником более чем высока. Простой вопрос.
Все плохое в людях всплывает в онлайн играх, как навоз в половодье, и надо на безопасном расстоянии показать детке. Вот оно- зло, жадность, жестокость, алчность, предательство, властолюбие, садизм. Вот так, моя крошка, выглядит жлоб, а вот так хам. Не уводи глаза и не убегай.
В остальных случаях их логика непонятна, мои родители только руками бы развели.
Мне кажется, разработчики игр (особенно онлайновых) слишком долго находились в пузыре фантазий о том, что игры могут быть чем-то большим, что у них есть огромный потенциал, что демография тех, кто принимает онлайновые миры, неуклонно расширяется. Они забыли делать хоть что-то реальное, чтобы все эти фантазии начали сбываться. Потому что если рассказ о том, как разрабатывалась Ultima Online и на что замахивались ее авторы двадцать, черт возьми, лет назад, вызывает приступы восторга, это очень плохой звоночек из реальности.
Так вот, снова подниму вопрос — «Зачем?». Зачем людям находиться в этом ментальном гадюшнике? Зачем погружать себя в среду, где тон задают совершенно определенные личности? Зачем противостоять этому, если со стороны кажется, что самим организаторам онлайновых миров на это плевать? :) Какое-то довольно странное донкихотство получается.
Лучшее, что можно дать детям, — это любовь и поддержка. И одновременно это лучшая инвестиция будущее, только это и даст ребёнку необходимый запас прочности и смелость справляться с жизненными трудностями. Мысль вроде до смешного простая, досадно только, что такие семьи скорее редкие счастливые случаи :/
Вы этим абзацем сами себе отвечаете. Безопасность среды в школе контролируется учителями (не всегда успешно и качественно, но абсолютную безопасность устраивать и не нужно). И если родители выполняют эту функцию и в ММО, то все в порядке. Если они играют вместе с ребенком/подростком или хотя бы сидят рядом, они могут обеспечить необходимые фильтры, объяснить, разобраться, успокоить.
Подросток, играющий без присмотра крайне редко достаточно сформирован, чтобы выстроить собственные фильтры. Пока щиты и фаерволы только формируются, может быть причинен колоссальный вред, возможно, на всю жизнь, если человек не справится с обработкой острой ситуации.
У меня есть знакомая дама, которую в детстве «учили» плавать методом швыряния в воду. На обработку появившегося страха у нее ушло 20 лет.
Знаешь :) Мы с мамой начинали играть в ММО именно так. И, дабы далеко не ходить, мой старший сын сейчас осваивает космос в папиной корпорации под присмотром и с поддержкой. Но пока это скорее исключения, да.
Да, все верно. Именно поэтому я не согласна с мыслью, что токсичность в ММО — хороший тренажер для психики.
Вопрос риторический конечно.
Что со мной не так? Недоразвита все же толстокожесть? Какой уровень будет достаточным — железная леди? Почему осознанная позиция «не хочу этого рядом с собой» недостаточно весома?
О, еще как приходит — достаточно почитать женские тематические форумы. Столько яда, ненависти и агрессии… Не во всех, слава богам, но и такое вот мне попадалось. Ну и чудные истории про женские коллективы, в которых могут заклевать вплоть до нервного срыва за малейшее несоответствие — вполне себе реальны, к сожалению.
А в соц сетях кто только не попадался, да.
Я это к тому, что для большинства людей нет никакой проблемы в том, чтобы нахвататься по хребту оскорблений и негатива. Вообще никакой проблемы, достаточно хоть немного выбиваться из среды или даже не выбиваться, просто оказаться в ситуации «есть группа и ей для поддержания единства надо кого-то травить, сегодня это будешь ты».
Найти свой круг для комфортного общения и эмоциональной поддержки — вот это проблема, и до боли актуальная, и раньше, сюрприз-сюрприз, люди ходили в ММО в том числе и за этим.
Поощрение (любое) такого расклада способствует только одному — раскручиванию маховика агресии и дальнейшей сегрегации.
Конечно, это не повод постоянно и везде забираться в лужу грязи, но, думаю, он к своим 13-ти уже начал как-то разбираться, куда в онлайне стоит лезть, а куда не стоит, и нарастил кожицу, чтобы не обижаться на всяких придурков, и научился как-то реагировать.
И да, он как раз учится в частной школе, где детки, можно сказать, не ведают зла. Но потом-то ему придется общаться и с другими людьми.
И диагнозы проставили, и лечение придумали. Жаль, что и диагноз и рецепт пригоден только для полуотсталой трайбалистской ментальности.
кокосовым орехом. Об этом очень смешно в Саус Парке- «1101. Извинения
перед Джесси Джексоном», когда Ренди Марш случайно ляпнул «ниггер»,
или «2101. Реновация по-белому». А если серьезно, то
вот здесь все разжевано, для перфекционистов, «Как называть негров»
olegblog.com/black/
Что с того, что черный назвал белого whitie или cracker, а белый
черного nigger — и что, Майку из-за этого девицы меньше давать стали?
Глядя на его очень приятную шоколадную мордаху, думаю- нет.
Давайте вместо его лица поместим физиономию доходяги, толстяка, или
парня, которому необходимо носить очки. И вместо «ниггера» везде,
соответственно, впишем «глиста», «жиртрест», «очкарик». Это
психотравмирующий фактор покруче, и там рефлексии уязвленного
самолюбия и фрустрации куда как тяжелее.
ММО онлайн- здесь часто жестко и не особо бережно друг другу, это же
дикое аутентичное пространство, народец снимает социальные маски, все
отдано на откуп рандому личной культуры. Это как увеличительное
стекло, мерзкие люди расцветают пышным цветом, не боясь понести
реальные потери здоровья, денег, свободы. Хорошие люди- они и в игре
остаются собою, и щедро делятся последней пиксельной рубахой, куском
хлеба, и, не задумываясь, жертвуют собой ради друзей.
На тему аккуратного и ответственного поведения при общении в онлайне
восхитительно и прекрасно написала Таn «Камо грядеши?», ничего
уже не добавить и не убавить
Майк не поленился бережно скопировать все, что ему написали плохие
парни. Оно того стоит, если очень любишь пообижаться и поковырять
болячки. А если честно, то фраза коммандера перед боем «Ах, да, и не
будь ниггером» означает — «и да- не скули, как сучка, если случайно
назовут ниггой».
Не согласна с Вами. Что полные люди, что худощавые, что имеющие проблемы со зрением — большинство имеют возможность влиять на эти факторы. Не все, у некоторых проблемы не разрешимы, да. Именно по этому к ним стоит относиться с пониманием и уважением таким же, какое применимо ко всем людям.
Я знаю ровно одного человека из темнокожих, решившегося поменять свое естество под воздействием мнения общества — Майкл Джексон. Он в итоге поимел весьма печальные последствия такого поступка, но получил вожделенное право голоса. Голоса, звучащего до сих пор на весь мир.
Предложение замены фотографии автора на фото комплексующих подростков равносильно предложению замены его фото на фото женщины, например. Или ребенка. У него есть данность, которую не нужно менять — Вы сами сказали, что парень симпатичный. Его (и не только его) проблема в том, что за одним единственным параметром теряются все возможные плюсы, а именно этот параметр он не в силах изменить. Да и не должен — у любого народа есть люди прекрасные и не очень.
Когда поколениями в головы вкладывают, что некто — люди второго сорта, это наносит колоссальный вред. Так вот, в США поколениями вкладывали в головы, что темнокожие — максимум прислуга. Про минимум и упоминать не хочется. На эту тему снят прекрасный фильм, так и называется: «Прислуга», 2011 года.
Инерция мышления до сих пор не дает спокойно вздохнуть многим притеснявшимся в прошлом. Принижение значимости их проблем может быть следствием того, что Вы просто не сталкиваетесь с ними в повседневной жизни, то есть, знаете об этих проблемах чисто теоретически: они где-то там, за океаном. Так же и мужчины совсем недавно по меркам истории сажали своих женщин на наркотики, чтобы те не докучали и «соответствовали». Я очень рада, что эта страница нашей истории перелистнута. Пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо суфражисткам. Без их усилий я, вероятно, вообще не смогла бы писать в интернете и участвовать в «мужских» разговорах.
Мне кажется важным принимать людей. Мне кажется правильным оценивать их в комплексе и не судить за особенности, шаблонно считающиеся недостатками.
И я тоже благодарен суфражисткам, что Вы можете быть украшением этого форума. Не ищите сарказма или каких-то слоев, я без шуток.
Простите за непрошеный совет, но попробуйте всё же тексты воспринимать не по словам-маркерам, а по сути. Хотя бы на этом портале.
По-моему, такие снисходительные комплименты ничем не лучше оскорблений.
Это не имеет никакого значения, если человека унижают за цвет кожи.
Я попробую объяснить, а Вы, пожалуйста, постарайтесь понять. Унижение — это действие некоего лица по отношению к другому. Факт не может совершать действие, соответственно, Ваша фраза логически некорректна. Если Вы перечитаете текст заметки, то сможете увидеть, что автор не унижает сам себя. Наоборот, он стремится оградиться от унижений, которыми его закидали в онлайн-играх.
Унижение — антоним уважения. Автор уважает сам себя и не желает допускать, чтобы некто причинял ему моральный вред. В его ситуации единственный выход — голосование ногами. Уйти при возможности из некоего пространства, где тебе плохо — нормальное поведение, независимо от причин.
Поэтому в данном случае разницы между лондонским денди дискриминирующих лондонское же простонародье и американским южанином вешающим негра особой разницы по моему нет.
При чем тут твой комментарий, и абстрактные рассуждения что «всем и всегда было плохо» я не очень понимаю.
Мне было очень интересно, как они определяли, что он — русский? И это в данжах ТЕСО, которые проходятся без всяких слов. А может этот парень просто тупил, мешал, не понимал что ему говорят и не мог ничего ответить? Такого бы выгнали независимо от национальности.
В еве есть так называемый канал помощи (как англ, так и русскоязычный, так и немецкий/французский). Года 4 назад русскоязычный канал был лютой помойкой. Сливом, стоком, радиоактивной свалкой. Но потом ССР расщедрились и отправили туда модераторов (видимо, в противорадиационных костюмах). И постепенно, за 4 года его привели в более-менее приличное состояние, читать и общаться можно без рвотных позывов. Но суть не в этом (общего яда это не снизить, а перенесло в частные каналы).
Суть в том, что люди привыкли, что в канале в любой момент может появится модератор и отлучить на некоторое время. И поэтому, общение идет в нормальном русле.
Это конечно не отменяет проблемы общей токсичности, но очень показательно, как человек, пять минут назад крывший всех матом, после профилактического отключения возвращается обратно и ведет нормальную дискуссию. Смотрится забавно. Жаль только, везде модераторов не посадить.
Или же он хочет привлечь внимание издателей к проблемам оскорблений одних игроков другими, что является причиной массового(нет) оттока игроков из компьютерных игр, и что издатели должны срочно принять меры, дабы не допустить финансовых потерь.
Сложно сказать.
В этой статье за уши притянуто все. И непонятная обида автора на лексикон игроков, не имеющий никакого отношения к ксенофобии, и слабые аналогии игровых событий и событий в реальном мире.
Способность воспринимать критику, зависит от самокритичности человека и от уверенности в своей правоте. Что в свою очередь зависит от уровня интеллекта. Умный человек должен попытаться причину «оскорбительного» поведения в свой адрес. Если это поведение обосновано — он должен сделать выводы, если не обосновано — то просто не обращать внимание, либо принять ответные меры.
Причем это не значит, что нужно вылить ушат помоев в ответ, бежать жаловаться модераторам или тыкать в минусы (я не беру примеры откровенного рассизма или другой ксенофобии).
Кстати — анонимные и неаргументированные минусы, а также комментарии в стиле «сам дурак» в моём представлении такая же ксенофобия, как и предвзятое отношение к человеку за «другой» цвет кожи и «другую» ориентацию.
А по поводу отождествления реального мира и виртуального. Я играю по большей части в сессионки, и если бы я воспринимал все это всерьез, я бы давно разрушил свою нервную систему, а заодно и кучу компьютерного оборудования :)
С другой стороны, если и впрямь считать виртуальный мир «равным» реальному, а различные ММО, пространством, где человек может развить свои социальные навыки, то и действовать надо методами из реального мира, ведь у реального хама нет кнопочки «мут» и «дислайк», и добрый «дядя модератор» с ключом на 32 не всегда под рукой…
This. А я, как и большинство здесь присутствующих, играют в долгие ммо, и не обращать внимание на подобно сложновато, знаете ли.
В системе нет анонимных минусов. Оценкам ваших, моих или чьих-то еще слов не нужна аргументация. Это просто оценка. Она такая от природы, в двух состояниях — негативная или позитивная. Но совершенно волшебно смотрятся заявления по поводу простой системы оценок в духе «это ксенофобия» от автора слов, что даже «Завали хлебало, ниггер» в игре — это не ксенофобия. Ой. :)
Ни всеобщая глобализация, ни формирование интернационального общества, ни наличие законодательных запретов, иногда с весьма жестким наказанием за нарушение не привело к исчезновению ни рассизма, ни сексизма, ни гомофобии.
Что уже говорить про «виртуальный» мир, где все происходит анонимно, и куда многие люди заходят, чтобы иметь возможность безнаказанно оскорблять других людей.
Честно сказать, я не вижу реальных способов изменить эту ситуацию к лучшему.
«Заставить» человека быть вежливым нельзя. Как мы видим, даже риск реального наказания не всегда действует, что уж говорить про виртуальное.
У меня есть стойкое ощущение, что текст вы читали очень невнимательно. Нет никаких завышенных ожиданий:
Общая токсичность онлайновых чатов настолько запредельная для большинства людей вне игр, что случись это в любой другой сфере, она вызвала бы настоящий шок.
Это же написано в тексте. И я с этим абсолютно согласен. Покровительственное отношение к девушкам в магазине комиксов не идет ни в какое сравнение с токсичностью прямых оскорблений с полуоборота в онлайн-играх. О чем мы говорим? Где еще вы встречаете общение с тем же уровнем токсичности, что в онлайновых играх?
Я сейчас зайду немного с другой стороны, чтобы было понятнее. В свое время я полюбил MMO за то, что они дали мне выход на очень интересных людей. Людей, которые были интереснее моего реального окружения (не близкого сформированного круга, а потенциального, еще неосвоенного), с кем у меня совпадали бы интересы, взгляды, да и просто было бы интересно проводить время. И, в принципе, я до сих пор ничуть не разочарован, но здесь уже нужно признать, что на меня работает этот ресурс (ММОзговед). Подавляющее большинство знакомств, которые продолжились более тесным внутриигровым общением завязалось здесь. А вот в играх, через тот самый чат, через изначально внутриигровое общение, этот поток сильно иссяк. И вот если не исходить из позиции «у меня все норм, не знаю, чего он бесится», то потенциал MMO в этом смысле сильно сдулся. Вот так вот прийти сейчас с улицы в онлайновые игры и заводить знакомства становится куда сложнее. А значит, эта среда предоставляет других людей в виде продвинутого ИИ, ботов, массовки, кого угодно, но не того, кто мог бы стать знакомым, а потом другом, с которым ты захочешь вместе поехать в отпуск.
Конечно, можно делать вид, что ничего не происходит, что «не очень-то и хотелось», и в целом, за исключением разработчиков игр и таких «упоротых» людей, как основатели ММОзговеда, которые решили доказать, что MMO может быть досугом взрослых и интересных людей, никто особо не пострадает. Это правда. Но я вот беспокоюсь. Как заинтересованное лицо. :)
Что это дает издателю: низкий порог вхождения, меньше затрат по времени для прогресса -> большее количество игроков -> больше денег.
Я тоже считаю, что чем более долгосрочные последствия существуют для человека в игре, тем больше это влияет на его поведение. Тем больше его «анонимный ник» перестает быть анонимным, обрастая своей историей. Да, мы все так же не знаем, как человека зовут, какого он пола, где находится географически, но вот персонаж начинает обрастать историей, которая формируется его репликами, поступками и эмоциями, которые он вызывает у других.
Разработчики как раз не страдают, они зарабатывают…
Наличие «публичной истории» репутации игрока тоже «палка о двух концах». Это может привести к появлению таких услуг, как согласованное заминусовывание персонажа, или наоборот «отмывание репутации».
Да и разработчики, я думаю, не откажутся от искушения ввести услугу «сброса репутации» за «кристаллы».
Тут нужна система глубокого взаимодействия между игроками + индивидуальная репутация у каждого игрока.
Например тебе идти в рейд срочно, а босса без какой нибудь фласки не убить, но производится она только другими игроками. А ты не осмотрительно перед этим «оскорбил мамку» всех алхимиков на реалме, и купить её не сможешь или сможешь, но с жуткой наценкой…
Хорошо, если это слишком «абстрактный» термин. Давайте упростим и конкретизируем.
Как вы реагирует на заявления вида: «Блицкранк/Пудж/Стежок (имя любого любой перса), криворукий ты @#%%^& я твою мамку в „киношку водил“»? Допустим это высказывание произошло после, допущенной вами ошибки.
Если человек не адекватен, я скорее вообще не буду реагировать на подобные заявления.
Хотя возможен вариант, когда мы с удовольствием обсудим сексуальные предпочтения его и его родственников до седьмого колена, с последующим взаимным примирением конечно-же :D
Возможно, у нас слишком большая разница в восприятии. И это мешает мне понят вас.
Я не могу себе представить ситуацию, в которой я бы принял подобные оскорбления с улыбкой или начал бы
Писать тикет или давать репорт? Я не думаю, что за этим последует хоть какое нибудь наказание. Поэтому и напрягать нервную систему из-за подобных экземпляров я не вижу смысла, она у меня одна…
собственно, об это и статья.
Сомбра — очень нишевый персонаж, лишенный адекватной синергии с большинством остальных (винрейт 43% на данный момент). Выбор Сомбры в соревновательном режиме почти всегда воспринимается как тролльпик, а нежелание её сменить по ходу матча при очевидной необходимости — упрямым наплевательством на командную игру.
И сдаётся мне, причина токсичности именно в этом, а никак не в цвете кожи, национальности, языке или гендере. И я бы поспорил, кто тут более токсичен: обзывающийся школьник или человек, осознанно сливающий игру всей команде.
Хрестоматийный пример токсичности и лицемерия из палаты мер и весов.
Не, вопрос очень простой. Называется «презумпция невиновности».
Сколь бы токсичным ни было MMO-сообщество, реальное человеческое общество гораздо, гораздо токсичнее. Вы этого не замечаете лишь потому, что тщательно (годами, а то и десятилетиями!) выстраиваете свой круг общения, который к тому же зависит от той культурной среды, в которой вы родились и выросли. Если в MMO делать то же самое, то токсичности, внезапно, поубавится.
Возьмите любой объективный количественный показатель — например, число мошенников на 100 тысяч населения или количество самоубийств, и сравните по этому показателю реал с MMO. Результат вас удивит. Вы ведь, наверное, уже и думать забыли, что являетесь отнюдь не типичным представителем человечества, а элитой, входящей в «золотой миллиард» самых благополучных людей планеты. И можете пользоваться всеми благами цивилизации, включая Интернет, пока миллионы нищих индусов с африканцами мрут от холеры с малярией в условиях, недалеко ушедших от средневековья, а арабы на полном серьёзе отрезают людям головы в качестве борьбы с несогласными и считают это нормой.
На чём вообще основано мнение, будто люди в онлайне ведут себя токсичнее, чем в реале? Лично мне вот ни разу не попадался человек, который в MMO крыл бы всех матом и троллил, а в реале был бы вежливым, культурным и осуждал травлю. Ну не бывает такого.
Поэтому, повторюсь, завышенные ожидания. Возьмите представителей различных субкультур и социальных сфер, смешайте в кучу — и получите типичное MMO-сообщество. Конечно, у «комнатных людей» получившаяся смесь вызовет культурный шок, они привыкли к гораздо более вежливой и менее агрессивной манере общения. Тогда как представители более низких социальных кругов будут считать, что, наоборот, ещё и слишком мягко тут всё, можно бы и пожёстче. Но эти люди донести до вас своё мнение не могут, т.к. их культурный уровень не позволяет сконструировать фразу длиннее трёх слов, чтобы в ней не встретилось мата, да и вообще писать очень не любят.
В гильдиях-то, равно как и во френд-чате, мата куда как меньше, а уважения больше.
Вся проблема в том, что в реале круг вашего общения начинает формироваться с раннего детства, причём на начальном этапе эта работа проделывается ещё вашими родителями. А в MMO всё это приходится делать вам самому с нуля — отбирать из общей кучи тех, кто менее токсичен и более склонен к тому типу общения, который устраивает лично вас.
Вся эта ахинея дурно пахнет и дурно влияет на игровую индустрию и в отличие от каких то там оскорблений от незнакомого человека в интернете, видится как реальная проблема.
P.s
Destiny 2 не то что ста баксов не стоит, они и пятидесяти не стоит и не потому что банжы не создала нейроинтерфейс фильтрующий говноеов, а потому говноеды стоят у руля, это я про Activision.
Как связаны статья и геймергейт?
Что плохого несет геймергейт для игровой индустрии?
Что плохого несет данная статья?
Но умоляю тебя, хотя бы посмотри про скандал связанный с Андромедой, посмотри кто такая Анита Саркисян.
Мне просто любопытно, т.к. не в курсе, а единственное, что приходит на ум — «негр».