Сакраментальная фраза «В России больше любят фритуплей» на днях получила подтверждение в виде живого финансового отчета от mail.ru за 2013 год. Что интересно, согласно приведенным данным, надежно покоящимся в англоязычной версии доклада, стало понятно, кто именно больше любит фритуплей в России. Посыпаю голову пеплом. В свое время, основываясь на отчете mail.ru 2009 года, я показывал, что суммы заработка компании на mmo-продуктах более чем скромные и сравнимы с доходами одной исландской команды, выпускающей ровно одну ММО: EVE Online. Но с тех пор много воды утекло, и в mail.ru свеженьким отчетом легко продемонстрировали, что вполне научились зарабатывать без подписки. Правда, каждому платящему клиенту компании приходится в среднем выкладывать 30 долларов в месяц.
Простая табличка показывает, что за прошедший год в mail.ru заработали больше двухсот миллионов долларов на MMO-играх. Это чуть меньше того, сколько за прошлый год заработали в NCSoft на Aion, Lineage 2 и Blade & Soul вместе взятых. Вот только у mail.ru нет ни Aion, ни Blade & Soul, ни даже LA2. Зато есть Аллоды и LotRO. Авторы последнего, к слову, в очередной раз провели довольно сильные сокращения персонала. То есть дела не очень. Так вот, юмор в том, что в разряд MMO, по версии mail.ru, попал Warface, который в большой степени и обеспечил эти показатели:
Наша стратегия в отношении MMO-игр осталась неизменной, и ее эффективность в 2013 году была подтверждена ростом соответствующей статьи доходов на 40,6%. Warface продолжает вносить значительный вклад в этот успех и по-прежнему наращивает количество пользователей (достигнув к концу 2013 года показателя в 170 тыс. PCU — игроков, играющих на сервере одновременно) и выручку, оставаясь во втором полугодии 2013 года самой доходной игрой в нашем портфолио. Закрытое бета-тестирование ArcheAge в четвертом квартале 2013 года было воспринято очень позитивно, и, судя по первым признакам, у игры хорошие перспективы. С учетом ожидаемых в 2014 году релизов игр различных жанров, мы полагаем, что выручка от MMO-игр и количество платящих пользователей продолжат уверенный рост.
Без старта Archeage, согласно приведенной статистике, количество платящих клиентов mail.ru в 2013 году достигло 565 000 человек. Если сопоставить это с данными о 170 000 одновременно играющих в Warface, не очень сложно представить, что львиную долю доходов 2013 года привлек как раз этот проект. Как работает монетизация в Warface легко можно узнать на этой страничке. Я же выделю самое интересное:
Предметы, покупаемые за кредиты, имеют повышенные характеристики и не требуют починки. С полным ассортиментом магазина вы можете ознакомиться в игре. Срок действия всех временных предметов начинается с момента покупки и истекает независимо от присутствия пользователя в игре.
То есть в игре есть возможность зарабатывать игровую валюту и на нее можно покупать снаряжение. Но такое снаряжение, судя по всему, будет всегда хуже по характеристикам аналогичного за кредиты (валюта, покупаемая за реальные деньги) и требует починки. В игре о противостоянии с другими живыми игроками. Гениально! Правда, это изобретение уступает по своей гениальности снаряжению за реальные деньги, которое со временем… исчезает. Итак, 1 рубль РФ равен 2 кредитам в Warface. Давайте приоденемся в то, что есть на скриншотах-примерах с расчетом, что хотим поиграть разок, быстро одеться и всем навалять. Штанов я там не нашел, но нашел шлем, ботинки, перчатки и автомат.
Получаем 52 рубля за то, чтобы немного одеться на один день. Очевидно, что чем больше срок, тем больше скидки, но это создает представление о порядке затрат.
Вы же чувствуете, что это не все, правда?
Естественно, коробочки и случайные подарки тоже здесь. И все же не одним везением жив человек. Нужно быть уверенным успехе. На помощь придут бустеры.
Это дал только беглый анализ презентационной странички. В общем, думаю, схема ясна. «В России любят фритуплей». Я понимаю, почему. Потому что какой там Aion или LA2 с их детскими фритуплейными ужимками. Достаточно, чтобы вся экипировка таяла, и необходимость развивать игру пропадает в принципе. Просто арендуйте экипировку. А еще можно сделать несколько уровней, дать на них убивать друг друга или ботов, и назвать это MMO. Не знаю, стоит ли мне дальше развивать мысль или ваша фантазия вам поможет сама, но меня в очередной раз поражает, насколько разные вещи могут подразумеваться, как под термином «MMO», так и под термином «фритуплей».
95 комментариев
Я уже не раз приводил пример с русской локализацией Планетсайда 2, от модели монетизации которой воет все адекватное ру сообщество и окупирует европейские сервера.
Хуже всего то, что данная динамика цифр дохода только подстегнёт к наращиванию оборотов.
А количество игроков, желающих
меряться толщиной кошелькаиграть в подобные игры ограничено и вряд ли будет сильно расти в будущем. Что в прочем не отменяет необходимости в адекватных ММО-проектах, берущих грамотным гейм-дизайном, а не примитивными инстинктами.В случае АА можно смело открывать агенство по продаже и аренде недвижимости :)
«Сдам двушку у моря молодой семье, приличные соседи» — это уже реальность.
ф2п игры такие логичные, да :)
Если говорить о Warface, теоретически проект допускает, что ты можешь не платить. Ну, я не знаю, как это работает в шуттере в условиях того, что твой противник бегает в более крутой броне с более крутым оружием, а «я такая стою вся в белом», но допустим. То есть нам же тоже на полном серьезе говорили, что мы будем в AA сдавать ресурсы за арки и на это жить.
А F2P — чем больше заплатишь, тем больше бонус к эго, а это одна из сильнейших эмоций. И да, это эксплуатируется в таких играх.
Мне кажется, что мы с собеседником все же говорили о ситуации подписки. Так вот, я собственными глазами видел десятки пермабанов в EVE за такие штуки.
Мне мой двоюродный брат как то рассказывал, как он играет не то в пойт бланк, не то в что-то еще. И что ему там надо сейчас потратить около 2к рублей, но я так и не понял на что. Порекомендовал купить бф, будет дешевле, комп потянет. Угу, так и играет в во фритуплей бред. На хабре была большая статья по поводу фритуплей и механики стимулирования покупки
Ремесленные зелья в АА я покупаю за голду, костюмы не ОП. Если все и так дальше пойдет, то это вин. А если игра окупится за месяц мейлу, то есть шанс, что все будет хорошо.
Ваш взгляд на мир — проекция собственного сознания. С арками велась ожесточенная борьба, почти никто не верил в то, что мы победим. Но вы вправе считать, что это не мы чего-то добились, и что mail.ru не отказались от риска очень серьезных репутационных потерь, а просто «сами не захотели». На мой взгляд, все это говорит о вас, а не о реальной ситуации. Реальная ситуация вот такая — арки хотели ввести, арки ввести не дали игроки. Это свершившийся факт. А то, что mail.ru c этим согласились, говорит о вменяемости руководства, о способности смотреть на реальную ситуацию. Вы можете попытаться внушить нам, что мы легковнушаемы, а я не без интереса посмотрю, что у вас из этого получится. :)
Однако спорить не хочу, пусть это останется моей проекцией. Но прошу также не выставлять свою субъективную точку зрения как объективную — никто не может абсолютно точно сказать, что это коммьюнити заставило убрать арки. Это такая же проекция, как и моя.
По поводу внушаемости достаточно глянуть на отзывы игроков — сейчас многие негативно реагируют после «прохождения» игры, они ждали одного, а получили совсем другое. Все по той причине, что имено те самые сайты вкратце рассказали о всех чудесах игры, а на деле выходит все несколько иначе. Многие игроки не знают чем занять себя на капе.
По поводу других ресурсов к примеру:
kanobu.ru/articles/archeage-umeret-ne-uspev-roditsya-367173/
www.gamer.ru/archeage/ekonomicheskaya-model-archeage-v-rossii
habrahabr.ru/post/196388/
archeagesource.com/topic/2237-petition-save-archeage-russia
mmofallout.com/archeage-russias-free-to-play-borders-pay-to-win/
www.mmorpg.com/gamelist.cfm/game/572/feature/7994/XLGAMES-Address-Monetization-Worries.html
Это имеет прямое отношение к делу, так как фактически профильные СМИ легализируют процесс незаконной торговли игровой валютой и делают потребление подобных услуг нормой. Собственно, арки и пытались этот процесс узаконить. Не понимаю, как вы можете не замечать связи между этими процессами.
Для чего вы это написали? Аргументом в пользу чего или против чего должны выступать ваши слова, согласно замыслу?
Первая ссылка: громкий, но единственный материал на канобу, к тому же содержащий массу ошибок и довольно небрежно оформленный.
Вторая ссылка: констатация факта победы над арками. Что он делает в списке — решительно непонятно.
Ссылка на хабр: известный материал, да. Единственный. Не на профильном ресурсе, но очень популярном ресурсе. Большинству посетителей там, скажем так, пофиг.
Еще две ссылки: фактически скупые новости о ситуации и петиции.
Ссылка mmorpg.com: материал, размещенный с явно устаревшей информацией уже после отмены арок.
Вопрос, между тем, был «Если у вас есть примеры сайтов, которые воевали с арками на уровне ММОзговеда». Но даже если не на уровне (по материалам, не по резонансу), то из вашего списка подходят только канобу и хабр, на каждом из которых было размещено по одному материалу за весь период противостояния.
За сим нет желания в принципе участвовать в обсуждениях на вашем ресурсе, удачи.
Многие так называют, такая привычка, ничего вроде ужасного…
Насчет того, что «везде любят» — вот для тех, кто дружен с немецким: www.golem.de/news/dungeon-keeper-co-eu-kommission-diskutiert-strengere-free-to-play-vorgaben-1402-104856.html
Утверждается прямо противоположное.
Просто за последние годы настолько заполнили все ценники шаблонами типа «9,99», что у покупателей уже пошла обратная реакция.
Стоит отметить, что из подписочных/премиум-аккаунт вариантов во всех онлайн проектах, работающих в России используется только один — оплата непрерывной последовательности игрового времени в календарных днях, т.е. оплачивается потенциальный доступ к игровой услуге, притом процентов на 50-80 — гипотетический, т.к. воспользоваться всем объемом купленного игрового времени может только бот.
В то же время, в той же Корее есть вариант подписки, когда оплачивается именно игровое время, т.е. ты покупаешь 10-20 часов игры и тикают эти часы с момента твоего входа в игру до момента выхода. Мне кажется такого варианта подписки/премиума сильно не хватает в России.
Это при том, что другие игры той же студии игрались в battle.net вечно.
А модель имхо как-то оправдана разве что в Еве, где огромное количество игровых процессов идут оффлайн. Там же, где жизнь с логоффом замирает — как минимум странно.
В контентно-ориентированных играх я вообще другого варианта чем b2p не вижу.
задротамдолгоиграющим игрокам это влетит в копеечку. А так все платят за месяц и те кто играет весь месяц компенсируются теми кто играет 6-8 часов в неделю.То есть, юзеры не столько оценивают степень удачности реализованной системы с микроплатежами внутриигровыми, а в целом ее отсутствие\ наличие и то, какие преимущества дает контент, который игрок получит за «пожертвование» проекту — именно этим вы и занялись, лол.
Играть бесплатно можно? Да. Поддержка бесплатная? Да. Хомячковатые претензии? Да :D