MMO жанр: год 2015

MMO-индустрия: MMO жанр: год 2015
Если ты не делаешь новогодний обзор индустрии, его сделает кто-то за тебя. Что ж, я не против. Тем более, что обзор бодренький такой, вполне разумный, хотя и субъективный. Куда ж без этого? В общем, без промедления и с удовольствием представляю вам перевод заметки «State of the MMO genre, 2015 edition», написанной автором блога «Hardcore Casual».

Прежде всего, я хочу сказать вот что – у нас на календаре 2015 год. И так же, как в 2014, или в 2013, и вообще от начала сотворения мира, мы так и не увидели ни одной настолько же успешной F2P-MMO, насколько успешными остаются подписочные онлайновые миры (WoW/FFXIV/EVE). Пока мы не увидим чего-то подобного, это не предмет для дискуссии. Это совершенно простая ситуация в форме «да/нет». Ваша MMO по-настоящему хорошая? Тогда она использует модель подписки. Ваша MMO не настолько хороша, как крутые подписочные проекты? Тогда она может распространяться по модели free-to-play, подписка, buy-to-play, или… да кому какое дело, если ваша MMO просто не слишком хороша? Может, в каком-нибудь 2016 году мы увидим первый пример настолько же хорошей free-to-play MMO, насколько хороши крутые подписочные проекты. Но я бы не ждал этого, затаив дыхание.

Теперь, отодвинув в сторону эту мертвую лошадь, давайте окинем широким взглядом весь жанр ММО по состоянию на сегодняшний день. С моей точки зрения, жанр прошел через четыре основные фазы. Обратите внимание на то, что я не утверждаю, будто эти фазы наступали мгновенно в один день, речь о периодах.

Фаза первая (1997-2002) характеризовалась такими проектами, как UO/EQ1/AC. Рождение жанра, когда никто из нас еще не был уверен в том, что «виртуальные миры» как таковые вообще способны работать. Просто быть с тысячами других игроков в одном мире, само по себе круто и что-то совершенно новое. Удивительно, но все три первых MMO (извини, Meridian59, но ты не был достаточно большим, чтобы занести тебя в список) оказались действительно стоящими внимания. Каждая из них изобрела и привнесла в жанр что-то уникальное. Ultima Online создала великолепный виртуальный мир и песочный гемплей. EverQuest стал прародителем парков развлечений. Asheron's Call дал нам причудливые, интересные игровые системы и систему развития персонажа, вместе с прекрасной гильдейской системой.

Фаза вторая (2003-2007). Принадлежит двум проектам — WoW и EVE. WoW перевернул представление о том, какой может быть успешная ММО, превратив находки неуклюжего парка развлечений, каким был EQ1, в игру, которая смогла привлечь намного больше людей. В то время (период vanilla/TBC) игра все еще сохраняла ключевые качества MMO, что позволяло людям играть в нее продолжительное время. EVE стартовала как довольно маленький и неуклюжий проект. Но в процессе своего развития проект показал — прицел на супер-нишу может быть настолько эффективным, что супер-нишевый проект может показывать результаты, недостижимые для остальных, превратившись в мини-монстра индустрии. Пример EVE также продемонстрировал, что если вы все делаете правильно, нет никакого финального звонка для вашей ММО, после которого она должна уйти в небытие. По-настоящему хорошая ММО имеет все возможности жить и развиваться вечно. Параллельно с этим примером многие хорошие ММО приказали долго жить по разным причинам, главная из них: «Сделать и успешно развивать MMO чертовски сложно».

Фаза третья. Эпоха WoW-клонов. Темные века (2007-2011). После того, как WoW изменил представление об успехе, каждый разработчик, и даже его собака, решили, что они смогут сделать «WoW-киллера» или в худшем случае получить несколько миллионов игроков, потому что «Да ладно, WoW же сделал это, так что и у нас как-нибудь получится». LotRO, AoC, WAR, Aion, Rift и так далее. Помимо того, что разработчики этих проектов виновны в создании плохих игр, их настоящее преступление в том, что они могли бы попробовать сделать что-то интересное, вместо того, чтобы тратить время на попытку притвориться WoW. Понимаете, жанр ММО (EVE сейчас отставим в сторону) особенно никуда не продвинулся после этого. И в контексте желания увидеть от новых игр что-то новое, эти игры были в целом отстойными.

Фаза четвертая: «Фритуплей в порядке вещей» (2011-2014, надеюсь). После серии неудач, хреновые разработчики прыгнули на борт отходящего лайнера «free-to-play». MMO, которые стремительно теряли подписчиков или попросту умирали (потому что были хреновыми играми, сделанными хреновыми разработчиками) стали спешно перепрофилироваться и наблюдать «удивительный рост доходов» сразу после смены модели. Так как мы видели кучу пресс-релизов на эту тему, это безусловная правда и обжалованию не подлежит. Мы также наблюдали за выходом новых MMO, изначально основанных на схеме «free-to-play», потому что «подписка устарела» и «все сейчас работают по новым стандартам фритуплея». Затем на сцену вломилась слишком предсказуемая реальность. Одноразовый рост доходов сразу после перехода на free-to-play не только растворился, но в большинстве случаев иссяк настолько, что стал приносить меньше, чем приносила подписка в момент перехода. Результат – одна за другой такие игры просто закрывались. SOE превратилась в эдакую виртуальную скотобойню, и единственным хорошим результатом этого процесса может стать урок другим, насколько убогим остается стандарт free-to-play для MMO.

Все это приводит нас к сегодняшнему дню, а также к изначальному вопросу: «Где сейчас находится жанр ММО?». Он точно не на той высоте, где был в 2005/6 году, когда все делали MMO, потому что это занятие казалось разработкой золотой жилы. С другой стороны, мы вышли из темных веков слепого вовоклонирования. Мы также, надеюсь, прошли тот неловкий момент, когда серьезно говорили о том, что free-to-play MMO – это реально рабочая модель для чего-то стоящего. Хотя я подозреваю, что вокруг еще много джоновсмидли, которые будут пытаться спихнуть трэш, а потом удивляться, почему это не приносит должного дохода даже после миллиона зарегистрированных бесплатных аккаунтов, или какие еще там дурацкие замеры они делают.

В каком-то смысле, мы находимся в точке, аналогичной этапу 1999/2000 годов. Времена, когда было всего три успешные MMO (сейчас это WoW, FFXIV, EVE), и новая поросль MMO на горизонте обещает что-то интересное (Camelot Unchained, Star Citizen, Life is Feudal, Pathfinder и еще несколько проектов). Но интерес к ним не связан с заявками на очередное убийство WoW, или доминирование на рынке. Даже если люди, стоящие за этими проектами, о чем-то таком думают. Пожалуй, впервые за долгие годы, у разработчиков есть план запустить игру с базой в пятьдесят тысяч игроков. И сама по себе такая постановка вопроса – действительно огромный шаг вперед для всего жанра.

Выстрелят ли упомянутые проекты? Ну, я надеюсь. У них, во всяком случае, шансов больше (то есть они выше нуля), чем у «WoW-киллеров» или «фритуплеев», так что это им в плюс. Но, как всегда, собственно, делать MMO – это чертовски сложно. Даже сделав 80% правильно, оставшиеся 20% могут легко вас потопить.

Лично мне кажется, что ситуация с жанром ММО на сегодняшний день намного лучше, чем за последнее очень-очень долгое время. Примерно как в начале двухтысячных. В большей степени потому, что достаточное количество разработчиков уже наконец-то поняли, что MMO – это рыночная ниша, а не массовый рынок, иллюзию которого создал WoW. Я также не считаю, что принятый уровень затрат на производство AAA-проектов необходим для создания по-настоящему крутой MMO. Я останусь более чем счастлив, играя в то, что имеет потенциал развития со временем, но с условием, что базовая концепция сама по себе будет интересной. Кажется, некоторые разработчики это уже поняли. Для того, чтобы сделать крутой геймплей или вполне крепкий «не AAA» проект, сегодня не нужно выглядеть как гора убогих спрайтов плюс звук, записанный в домашней кладовке. Достаточно выкинуть из бюджета специально приглашенных звезд Голливуда, озвучивающих скриптовые ролики, или не делать двадцатиминутный CGI-ролик, который я все равно буду каждый раз обрывать после первого просмотра.

Так что, несмотря на то, что будущее жанра не прямо вот все в радугах, оно также не настолько безнадежно, как выглядело в прошлые годы.

Оригинал: syncaine.com/2015/02/04/state-of-the-mmo-genre-2015-edition/
Читайте также

169 комментариев

avatar
Всё же это обзор по результатам 2014 года, а 2015 только начался. Почему в заголовке 2015, не понятно.
  • Eley
  • 0
  • v
avatar
Всё же это обзор по результатам 2014 года, а 2015 только начался. Почему в заголовке 2015, не понятно.
Это прогноз на 2015 вперемешку с личными хотелками автора-игрока.
  • Ping
  • 0
  • v
avatar
Явно заметно, что западный автор писал. Для нас ВоВ и Ла2 имеют примерно одинаковое значение, а фритуплей был в порядке вещей и в 2007 году.
прошли тот неловкий момент, когда серьезно говорили о том, что free-to-play MMO – это реально рабочая модель для чего-то стоящего
Да ладно. Наоборот, чем дальше, тем больше фритуплея. Не приходится надеяться, что это изменится.
Комментарий отредактирован 2015-02-10 20:33:54 пользователем Eley
  • Eley
  • +3
  • v
avatar
Да ладно. Наоборот, чем дальше, тем больше фритуплея. Не приходится надеяться, что это изменится.
Остается надеяться на разработчиков, которые пойдут на принципы. Но это сродни ждать, когда какой-то пацан вытащит меч из камня, который там много лет =)))
avatar
Посмотрите на «принципиальный» blizzard.
Комментарий отредактирован 2015-02-10 21:01:42 пользователем hovey
  • hovey
  • +1
  • v
avatar
Посмотрите на «принципиальный» blizzard.
А вдруг… вдруг они запустят ванилла-сервер без кэш-шопа???

Смешно, понимаю :(
avatar
Я не верю в какие-то координальные изменения в ближайшем будущем, уж очень полюбилась f2p система крупным игрокам на рынке. Да и игроки ее активно поддерживают.
ps. Недавно купил смартфон, так популярный b2p игр в шопе нет вообще.
А вдруг… вдруг они запустят ванилла-сервер без кэш-шопа???

Смешно, понимаю :(
Я про новые игры. Hearthstone/Heroes of the Storm.
Комментарий отредактирован 2015-02-10 21:11:44 пользователем hovey
  • hovey
  • +1
  • v
avatar
Сейчас даже в b2p-играх суют кэш-шоп. Я просто охренел, когда увидел внутриигровой магазин в The World Ends With You. Т.е. это реально jRPG с кэш-шопом!!! Причем старая jRPG, портировнная с NDS, вообще финиш =))) Недавно купил порт KOTOR на андроид. Интересно, туда тоже засунули магазин?))
avatar
У меня win-смартфон, там и так не очень то много игр, так почти каждая первая про выкачивание денег. Хорошую RPG без кэш шопа даже не надеюсь найти.
  • hovey
  • 0
  • v
avatar
Угу. Когда речь идет о планшетах и смартфонах, то тут вопрос не в том, чтобы найти игру без шопа, а в том, чтобы найти игру, которая не строилась бы вокруг оного.
Блин… я до сих пор помню ту бурю эмоций, которую я испытал, скачав новый «Dungeon, мать его, Keeper»
Комментарий отредактирован 2015-02-10 21:24:00 пользователем Kaizer
avatar
Знакомо. Давно зарекся связываться с такой паршивенькой конторой, как EA Games.
  • hovey
  • 0
  • v
avatar
Я не верю в какие-то координальные изменения в ближайшем будущем, уж очень полюбилась f2p система крупным игрокам на рынке.

От величины игрока на рынке это не зависит. Это зависит от качества MMO. Трешу нужен free-to-play, ленивым разработчикам, которые не собираются развивать свой проект, нужен free-to-play. Так что видите фритуплей — считайте, что это маркер такой.
  • Atron
  • 0
  • v
avatar
Это зависит от качества MMO. Трешу нужен free-to-play, ленивым разработчикам, которые не собираются развивать свой проект, нужен free-to-play. Так что видите фритуплей — считайте, что это маркер такой.
Жаль что качество какое то странное — в те р2р что есть на рынке играть почему то не тянет абсолютно. :(
  • Ping
  • 0
  • v
avatar
А расскажите, пожалуйста, о ваших любимых free-to-play MMO, в которые вас играть тянет. :)
  • Atron
  • 0
  • v
avatar
А расскажите, пожалуйста, о ваших любимых free-to-play MMO, в которые вас играть тянет. :)
Последний год в АА — с раннего доступа. Сейчас скайфордж ранний доступ взял, тестю збт потихоньку :)
  • Ping
  • 0
  • v
avatar
То есть играть в ММО вы стали год назад? :)
  • Atron
  • 0
  • v
avatar
То есть играть в ММО вы стали год назад? :)
Нет, просто не вижу смысла перечислять все и долго это. Первая ммо (как наверно и у многих тут) — фришка л2 была лет 8-9 назад. :)
Комментарий отредактирован 2015-02-10 22:35:08 пользователем Ping
  • Ping
  • 0
  • v
avatar
Нет, просто не вижу смысла перечислять все и долго это.

То есть потратить время на рассказ о том, что вам не нравится, вы не поленились, а на рассказ о том, что нравится, времени не хватило. Ну, понятно. А Archeage вы уже разлюбили? Почему покинули этот прекрасный проект? :)
  • Atron
  • 0
  • v
avatar
А Archeage вы уже разлюбили? Почему покинули этот прекрасный проект? :)
Откуда вывод что покинул? Вот час назад заходил урожай снять :)
Ленивое збт одного проекта не особо мешает периодически заходить побегать во втором.
А в целом — любое окружение (в том числе и виртуальный мир) имеет свойство надоедать со временем. Это естественное свойство человеческой психики, потому люди и ездят в путешествия, меняют место жительства и работы и т.д. Я честно не знаю никого, кто бы играл в одну и ту же игру на том же сервере непрерывно несколько лет.
  • Ping
  • 0
  • v
avatar
Я честно не знаю никого, кто бы играл в одну и ту же игру на том же сервере непрерывно несколько лет
Я играл 4 года в BSFG =) Одна игра, один сервер. Один раз на полгода прерывался… Многие впечатления оттуда по сей день одни из самых ярких в моих ММО.
Комментарий отредактирован 2015-02-11 21:03:30 пользователем alias
  • alias
  • 0
  • v
avatar
Последние 7 лет играю в ВоВ, из них первые три года нон-стоп. Потом с перерывами, и порой перерывы довольно большие. Все это на одном и том же сервере. =) И знаю не меньше нескольких десятков людей, которые играют так же, а кто-то и плотнее.
avatar
скайфордж ранний доступ взял, тестю збт потихоньку :)
Скайфордж -ММО?
Мне нравится GW2. Почему f2p? Да за 4 года я кристаллов купил намного больше чем стоит игра.
Комментарий отредактирован 2015-02-10 22:33:07 пользователем hovey
  • hovey
  • +1
  • v
avatar
Скайфордж -ММО?
Мне нравится GW2.
А в чем там кардинальная разница между ними? :)
Была бы локализация ГВ2 — я бы с удовольствием поиграл, а то так английский текст понимаю но играть на английском как то не комфортно :(
  • Ping
  • 0
  • v
avatar
А в чем там кардинальная разница между ними? :)
Открытый мир. Минимальное количество инстансов.
Была бы локализация ГВ2 — я бы с удовольствием поиграл, а то так английский текст понимаю но играть на английском как то не комфортно :(
К сожалению, нет и не придвится.
Комментарий отредактирован 2015-02-10 22:56:38 пользователем hovey
  • hovey
  • +1
  • v
avatar
GW2 не f2p.
avatar
А расскажите, пожалуйста, о ваших любимых free-to-play MMO, в которые вас играть тянет. :)
С такими играми всё время «что-нибудь не так» ;)
Не совсем ММО, не совсем ф2п, не совсем тянет, да и «любимые» — очень сильное слово, использую осторожно :)
Вот сейчас наиграюсь в новую версию Starbound и вернусь к Landmark + Marvel Heroes, с фоновой мыслью «надо бы собраться с духом, купить в TSW слот для нового чара и пробраться таки в Токио».
Но уж не p2p точно ;)
avatar
Близард принципиальны только в том, что до сих пор не отменили подписку. Вот только играть в их игру я бы не стал даже будь она фтп)
avatar
Близард принципиальны только в том, что до сих пор не отменили подписку. Вот только играть в их игру я бы не стал даже будь она фтп)
Скины в шопе, буст до 90 за 2к., ежемесячные петы и маунты, баг с кд за трансфер.
  • hovey
  • +4
  • v
avatar
Я и говорю: принципиальность только в наличии подписки))
avatar
Я и говорю: принципиальность только в наличии подписки))
К сожалению, эта «принципиальность» показывает, что подписка не является ни гарантией чего-либо, ни признаком хорошей ММО.
avatar
Sad but true. А еще она показывает, что сообщество готово донатить даже в играх с подпиской, так что для изменений нужны очень-очень принципиальные разработчики. Причем хорошо бы они в принципе ненавидели деньги =)))
avatar
Обидно когда игра очень нравится, но поддержать разработчика можно лишь купив внутреигровую валюту в шопе.
  • hovey
  • 0
  • v
avatar
Причем если донатишь, непонятно, поддерживаешь разработчика или кормишь жадного издателя))
avatar
Пардон, какие скины? Зашёл посмотреть магазин и не увидел. А о ежемесячных петах и маунтах тоже перебор: 11 петов и 9 маунтов, в то время как шоп существует далеко не первый год.
Комментарий отредактирован 2015-02-10 22:22:10 пользователем hitzu
  • hitzu
  • +1
  • v
avatar
Пардон, какие скины?
Вот же.
А о ежемесячных петах и маунтах тоже перебор: 11 петов и 9 маунтов, в то время как шоп существует далеко не первый год.
Да?
Не забудьте посчитать маунтов и питомцев за так называемый «делюкс».
Если не ошибаюсь, в магазине их начали продавать лишь с лича.
Комментарий отредактирован 2015-02-10 22:36:14 пользователем hovey
  • hovey
  • 0
  • v
avatar
1. «Я честно не знаю никого, кто бы играл в одну и ту же игру на том же сервере непрерывно несколько лет.» -я честно знаю не менее 10 таких людей в нашей маленькой казуальной гильдии, которые играют с Ванилы/БК/Лк и не меняли сервер с его открытия в седине ЛК.
Но… ах да. ВОВ — не ММО…

2. Недавно начавшие играть персонажи иногда удивляют вопросом «я тут задонатил… много», на что можно потратить голду. — людям реально приходится обьяснять, что их «много задонатил» — нафиг было не нужно и куда они на самом деле эту голду могут запихнуть с точки зрения интересного игрового процесса.
  • ZuA
  • +1
  • v
avatar
Ошибся веткой.
  • hovey
  • 0
  • v
avatar
Если память не изменяет, в 2004г вышла Ла2, и где то ближе к концу года мы имели уже фришард-мелкософт, а руофф где то в конце 2008г запустился. Так что к ф2п привыкли еще раньше. Абсолютно согласен, что для нас и ВоВ и Ла2 имели одинаковое значение, один был ярким представителем западных мморпг, а вторая задала направление уже типичным корейским гриндилкам
avatar
Ваша MMO по-настоящему хорошая? Тогда она использует модель подписки. Ваша MMO не настолько хороша, как крутые подписочные проекты? Тогда она может распространяться по модели free-to-play, подписка, buy-to-play, или… да кому какое дело, если ваша MMO просто не слишком хороша?
Ооочень спорно. С каких пор ФФ14 стала успешней ГВ2? И уж тем более лучше))
  • Kaizer
  • +9
  • v
avatar
Хороший вопрос. Мне тоже было удивительно увидеть упоминание этого проекта. Но в рунетах этот проект вообще очень слабо освещен. Черт его знает что у них там. Года полтора назад вроде как ругали сильно а сейчас?
avatar
Уже особо не ругают. Даже хвалят. Но складывается ощущение, что эта игра живет в своем собственном мирке, который очень напоминает ВоВ в японском стиле)) Последняя новость, которую я слышал об игре — там провели гей-парад =))) Но вообще, как пример успешной p2p, вполне подходит. Однако уж точно не тянет на одно место с ВоВ и Евой.
avatar
мы так и не увидели ни одной настолько же успешной F2P-MMO, насколько успешными остаются подписочные онлайновые миры (WoW/FFXIV/EVE).
и
Это совершенно простая ситуация в форме «да/нет». Ваша MMO по-настоящему хорошая? Тогда она использует модель подписки. Ваша MMO не настолько хороша, как крутые подписочные проекты? Тогда она может распространяться по модели free-to-play, подписка, buy-to-play, или… да кому какое дело, если ваша MMO просто не слишком хороша?
То-есть по мнению автора все остальные компании кроме близарда, сср и (кто там разработчик FF?) — не нужны и могут смело закрываться. А мужики то в индустрии не знают, сообщите им кто нибудь :(
  • Ping
  • +1
  • v
avatar
То-есть по мнению автора все остальные компании кроме близарда, сср и (кто там разработчик FF?) — не нужны и могут смело закрываться.
Нет. Скорей он утверждает, что остальные разработчики делают недостаточно хорошие ММО. Хотя я в недоумении, как в список попала ФФ14 — игра, которую пришлось перезапускать из-за негативных отзывов игроков. Да и сейчас она не то чтобы пользуется бешеной популярностью.
avatar
остальные разработчики делают недостаточно хорошие ММО
Я из 3-х перечисленных игр в двух не осилил триал, а FF вообще не пробовал. Беда-печаль :(
  • Ping
  • 0
  • v
avatar
Ну вот такие мы не ценители)) Я вообще со времен РО нигде дольше пары месяцев не задерживался)) А вообще, если подумать, РО очень долго был на подписке)
avatar
кто там разработчик FF?
А, ноунеймы какие-то — Square Enix, кажется. Никогда о них не слышали?

не нужны и могут смело закрываться
Могут, разумеется. Достаточно представить себе, как отреагируют игроки и пресса (речь, разумеется, идёт о мэйнстриме, а не о сайтах типа Massively и «ММОзговеда» с их узкопрофильной аудиторией) на уход с рынка Blizzard, Square Enix или CCP — и как они отнесутся к сообщениям о закрытии NCSoft, XL Games и прочих контор.
Комментарий отредактирован 2015-02-10 23:52:09 пользователем oleg_krapilsky
avatar
Охренеют и затаят дыхание в ожидании апокалипсиса)) Ну и рано или поздно все равно появятся другие фирмы. Хотя лично мне XL Games вообще жалко не будет.
avatar
Вы, батенька, NCSoft с XLGames то не равняйте, NC — это монстр уровня Близзрада и может быть — SquareEnix, а вот CCP на их фоне выглядит уныло — если брать по объемам охвата аудитории и заработков.
avatar
если брать по объемам охвата аудитории и заработков
Ага, и все они — просто ничтожества на фоне Supercell, King и GungHo. Не суть важно, что и как ты делаешь — важно, сколько ты за это получаешь, верно?
Комментарий отредактирован 2015-02-15 05:39:24 пользователем oleg_krapilsky
avatar
Ваша MMO по-настоящему хорошая? Тогда она использует модель подписки.

Да што вы. А потом подписка волшебным образом превратится в фритуплей и игра внезапно станет «плохой». Окей.

Если бы модель оплаты была первым пунктом в длинном списке признаков «интересной ммо» (субъективных, разумеется), спорить было бы интереснее. А судить по одному… несерьёзно как-то.
  • thv
  • +3
  • v
avatar
Если ты не делаешь новогодний обзор индустрии, его сделает кто-то за тебя. Что ж, я не против. Тем более, что обзор бодренький такой, вполне разумный, хотя и субъективный.
avatar
Дык. Я тоже на объективность не претендую, если что =)
  • thv
  • 0
  • v
avatar
Да што вы. А потом подписка волшебным образом превратится в фритуплей и игра внезапно станет «плохой». Окей.

Чтение сразу нескольких предложений способствует правильному восприятию мысли автора. Например:

Ваша MMO по-настоящему хорошая? Тогда она использует модель подписки. Ваша MMO не настолько хороша, как крутые подписочные проекты? Тогда она может распространяться по модели free-to-play, подписка, buy-to-play, или… да кому какое дело, если ваша MMO просто не слишком хороша?
  • Atron
  • +3
  • v
avatar
Ладно, с этим поторопился.

Что не мешает мне не соглашаться с однозначной оценкой проекта по модели оплаты.
  • thv
  • +2
  • v
avatar
p2p|f2p это не двухпозиционный переключатель, который можно легко переключить. Смена модели монетаризиции всегда указывает на какой-то экономический или управленческий процесс внутри компании или в отношениях компании и партнеров. Иногда он всплывает и становится достоянием игровой общественности (кто-то из менеджеров захотел быстро заработать, компания на грани банкротства, и.т.д.). Но в большинстве случаев игрокам остается только строить догадки о причинах таких решений. И эти догадки не блещут оптимизмом.
Комментарий отредактирован 2015-02-11 12:34:52 пользователем Lavayar
avatar
И эти догадки не блещут оптимизмом.
Именно догадки им почти никогда не блещут. Впрочем, речь не о том.

Независимо от процессов внутри компании игрок в любой момент может самостоятельно взвесить для себя плюсы и минусы и решить оставаться (или начинать) в проекте или нет.
Комментарий отредактирован 2015-02-11 12:56:24 пользователем thv
  • thv
  • 0
  • v
avatar
Независимо от процессов внутри компании игрок в любой момент может самостоятельно решить оставаться (или начинать) в проекте или нет.
Когда мне пишут это утверждение мне кажется что автор просто сам не разу ни принимал такого решения что говорит настолько уверенно.
Сменить WOT на BF4 да и еще перетянуть туда своих знакомых вообще не проблема. Но покинуть мир ММО, с местами событиями и людьми, с которыми ты был связан незримыми нитями не так просто.
avatar
Автор видел пример.
  • thv
  • 0
  • v
avatar
Даже этот столь показательный пример всего лишь взгляд со стороны.
avatar
А если бы я личный опыт аналогичный описал? Вы бы назвали это причудами моего восприятия, которые не могут быть сколько-нибудь релевантными?) Удобно.
  • thv
  • 0
  • v
avatar
Я бы принял его как есть.
Не стоит искать злой умысел в каждом слове.
avatar
Что не мешает мне не соглашаться с однозначной оценкой проекта по модели оплаты.
А почему? Нету ни одного примера успешной полноценной MMO c F2P. О чем автор, собственно и написал в начале буквально статьи.

Продолжаем есть кактус…

Нужно, конечно, заметить что P2P ещё не признак хорошего проекта, но F2P — однозначный признак плохого.
avatar
Тут надо понять, что считается полноценной и успешной :)
Я уже где-то приводил Perfect World, как пример вполне себе успешной ф2п игры. Существует уже очень долго. К тому же, я бы не назвал ее неполноценной.
Комментарий отредактирован 2015-02-11 15:06:07 пользователем Shauni
avatar
Я уже где-то приводил Perfect World, как пример вполне себе успешной ф2п игры. Существует уже очень долго. К тому же, я бы не назвал ее неполноценной.

Успешный проект, в моем понимании, это MMO, формирующая облик жанра. То, что цитируется, формирует инфоповоды, упоминается в номинациях, что приводят в пример хоть в чем-то. Perfect World, простите, если кого обижу, это второсортная поделка. Да, там играют хорошие люди, я слышал это от своих друзей в реальной жизни, которых туда занесла нелегкая, не принимайте на свой счет, но это второсортная поделка по всем признакам. :)
  • Atron
  • +1
  • v
avatar
И вот таким простым жестом сотня-другая тысяч игроков (или сколько там у них активных осталось) были отнесены в категорию Unrelevant.
Когда-то давно я уже задавался вопросом, а куда, в какие проекты рассосались потерянные миллионы подписчиков WoW. Я подозреваю, что вот такие вторичные небольшие проекты, это не малая часть ответа. Потому что какой-то категории игроков в них удобно, не смотря на всю вторичность и недостатки.
avatar
Ну, речь-то шла об успешных MMO-проектах, верно? :)
  • Atron
  • 0
  • v
avatar
Для меня Perfect World была первой ММОРПГ игрой, от неё больше всего впечатлений, мне как раз она сформировала облик жанра. И в своё время была очень известной и успешной игрой. Социальная часть там развита нормально.

Это сейчас уже видно, сколько там было багов, читов, недоработок, и как редко ставили обновления. А кое-чего, наоборот, в других играх до сих пор не сделали (куб, например).
  • Eley
  • +4
  • v
avatar
Я до сих пор иногда захожу просто полетать над ГД… Второсортная, первосортная… Все это лишь мнения. Для меня ПВ — хорошая игра. Несмотря ни на что :)
avatar
Успешных в каком смысле и в чьем понимании? Учитывая, что его еще не закрыли, значит как минимум с коммерческой точки зрения он на данный момент успешен.
Тем более, что наступает момент, когда затраты на R&D (раз вам не нравится НИОКР) и стартовую раскрутку уже отбиты, а входящий кешфлоу все еще существенно превышает текущие расходы.
Даже при постепенно сдувающейся аудитории такой проект выгодно поддерживать на плаву. Особенно если не надо никому платить за авторские права на мир и тому подобное.
И вот тебе еще такой момент, даже в глубоко вторичной игре в какой-то момент ее существования/развития вполне могут нащупать какие-то новые решения, которые потом будут использовать у себя уже другие проекты.
Комментарий отредактирован 2015-02-11 22:54:46 пользователем Avicorn
avatar
Успешных в каком смысле и в чьем понимании?

Хм… окей:

Успешный проект, в моем понимании, это MMO, формирующая облик жанра. То, что цитируется, формирует инфоповоды, упоминается в номинациях, что приводят в пример хоть в чем-то.
  • Atron
  • 0
  • v
avatar
А почему? Нету ни одного примера успешной полноценной MMO c F2P. О чем автор, собственно и написал в начале буквально статьи.

Потому что ммо — это в первую очередь игра. Игра бывает интересной или нет. «Полноценная» она или «успешная» меня мало волнует.
  • thv
  • +1
  • v
avatar
У меня впечатление, что все забывают. что для нормального существования подписочной модели игры нужен некоторый (и немалый) минимум игроков ежемесячно оплачивающих подписку проекта, иначе все это улетит в тартарараы.

Забывают и о том, что сейчас, в 2015 нельзя ссылаться на то, что было в 2003м — когда проекты ММО игр можно было по пальцам одной руки пересчитать и, соответственно, конкуренция была невелика.

Есть еще одна фундаментальная проблема новых игр решить которую крайне трудно, если не невозможно — от вновь выходящей игры ожидающие ее люди требуют на старте того же самого, что уже есть в проектах, которые уже по 10 лет развиваются.
avatar
У меня впечатление, что все забывают. что для нормального существования подписочной модели игры нужен некоторый (и немалый) минимум игроков ежемесячно оплачивающих подписку проекта, иначе все это улетит в тартарараы.

Странное впечатление. :) Вы всерьез думаете, что другие не понимают принципы заработка денег в этом мире? Оказывается, чтобы сделать хорошую и прибыльную ММО, надо увлечь ею много людей. И это правильно. Это вообще основной принцип успеха для ММО — увлечь достаточное количество людей, чтобы покрыть расходы на создание и иметь возможность развивать проект. Если это получается — люди богатеют и рассказывают о своем успехе. А если этого не получается… то что? Разработчики думают о том, что пошло не так? Пытаются перезанять денег, доделать недостающее, переделать скучное? Нет! Они говорят волшебное заклинание «ФРИ-ТУ-ПЛЕЙ».

И, видимо, игра магическим образом преображается. В нее тут же хочет прийти значительно больше людей, которые раньше вообще-то не собирались тратить на нее даже безобидные пятнадцать долларов в месяц, а теперь… принесут деньги? Нет. Вы придумаете такие трюки, которые позволят вам вытащить из пяти процентов вашей аудитории то, чего вам не доставало от всей предыдущей. При этом, очевидно же, что интересы этих пяти процентов станут для вас основными, потому что именно они ваши настоящие клиенты.

Может, эти паршивцы, которые раньше игнорировали ваш проект, придут надолго? Нет. Заглянут, может, от скуки (и вследствие большой конкуренции на рынке, не иначе) на день или на недельку, после чего оставят вам однажды зарегистрированную учетную запись, которую вы с удовольствием для инфографики, но без удовольствия для собственного кармана будете демонстрировать всему миру через год.

Так что да, я думаю, все здесь в курсе — нужно делать хорошие ММО для того, чтобы иметь возможность на них зарабатывать. И да, сама подписка не гарантирует того, что ваша игра будет успешной, увлечет людей и задержит их надолго. Для этого нужно работать, развивать свой проект, быть интереснее других. А это непросто. Этого подписка не гарантирует.

Забывают и о том, что сейчас, в 2015 нельзя ссылаться на то, что было в 2003м — когда проекты ММО игр можно было по пальцам одной руки пересчитать и, соответственно, конкуренция была невелика.

О, а давайте вы на пальцах двух рук пересчитаете нынешних MMO-конкурентов. :)
  • Atron
  • +5
  • v
avatar
К вопросу о каше в головах, проблемах с терминологией, кризисе жанра и значимости корейского игропрома:



Шорт-лист премии British Academy Game Awards в номинации «Игры с постоянными игровыми мирам».
avatar
Нда. Каша как она есть. МОВА, браузерка, 2 MMOFPS, WoW и EvE
avatar
Охвачены практически все успешные ММО!
avatar
Здесь не хватает таблички сарказм, да?
avatar
А от её наличия что-то изменится?
avatar
Причем Дестини даже на ММОФПС тянет весьма условно))
avatar
Все эти зарубежные статьи и обзоры оставляют щемящее чувство убогости восприятия мира авторами статей. Люди, которые не понимают почему и как был создан Тетрис, никогда не поймут, что деньги это инструмент, а не цель. Сейчас огромная (просто глобальная) проблема заключается в том, что теперь творчество и наука не являются индивидуальными, а являются коллективными. И достойное вознаграждение(поощерение) в зависимости от вклада каждого члена коллектива — самая большая проблема любого коллектива игрового, творческого или научного. Все схемы управления сегодняшней системы построены на индивидуализме, при этом индивидуализм не способен, как в 19 веке, создавать новое — слишком большие требования к человеческим ресурсам. Одновременно количество ресурсов при каждой следующей попытке создать что-то новое сокращается. У меня создается ощущение, что мы всем человечеством падаем в пропасть…
Комментарий отредактирован 2015-02-11 18:38:18 пользователем kvishnay
avatar
У меня создается ощущение, что мы всем человечеством падаем в пропасть…
И вот так внезапно мы перешли от игр к вселенским вопросам. Что касается систем управления, то посмотрите все таки на Apple и SpaceX. Понятно, что их продукты не являются чем-то новым и прорывным, но качественно собрать скоуп уже существующих технологий в удачный продукт все еще проблема, которая в основном решается за счет роли личности в системе. Один, даже гениальный человек не может контролировать все аспекты, но он может разбить задачу на 50 частей, найти специалиста по каждой из частей, и руководить уже ими. Почему этого не делают все подряд? Потому что сложно грамотно произвести декомпозицию задачи, а еще сложнее нанять компетентных сотрудников и дать им всю полноту отвечать за свою часть продукта, не впадая в микроменеджмент.
Другое дело, что часть есть задачи, решение которых человечеству в целом не нужно. Одна из таких задач — идеальная ММО. Зачем, если уже существующие схемы и продукты все еще выполняют свою функцию, обогащая создателей.
Вот когда это все наконец перестанет работать и игроки перестанут вестись (и тратить деньги) то вот тогда (и только тогда) начнется почесывание голов в попытке создать новый рынок. Сейчас это пытаются делать маленькие инди-разработчики, создавая тот самый скоуп технологий, которые в будущем кто-то когда-то объединит во что-то, что станет Варкрафтом для нового рынка.
Комментарий отредактирован 2015-02-11 18:54:52 пользователем Avicorn
avatar
Люди, которые не понимают почему и как был создан Тетрис, никогда не поймут, что деньги это инструмент, а не цель.

А почему и как был создан тетрис? И почему эта довольно простая, в общем-то, игра, вообще упомянута здесь? :)
  • Atron
  • 0
  • v
avatar
Одновременно количество ресурсов при каждой следующей попытке создать что-то новое сокращается. У меня создается ощущение, что мы всем человечеством падаем в пропасть…
Вероятно, именно поэтому время появления «чего-то нового» становится все меньше и меньше :) Количество критических прорывов и скорость изменений окружающего мира как бы всем своим видом намекают — наше развитие останавливается, стагнация нарастает, мы падаем в пропасть. Тег «сарказм» нужен?
avatar
На самом деле такая проблема конечно есть. Современные технологии сложны и требуют длинных технологических цепочек. Кроме того, они затратны с энергетической точки зрения.

В итоге получается, что достаточно масштабный катаклизм произвольной природы (третья мировая война, пандемия, извержение супервулкана, падение крупного астероида, вспышка на солнце, взрыв ядерной бомбы в стратосфере и т.п.), разрывающий достаточно звеньев производственной цепочки может отбросить человечество не просто далеко назад, а навсегда назад.

Мы не можем откатиться на технологии прошлого и позапрошлого века, т.к. с одной стороны эти знания в основном утрачены, а с другой рассчитаны на легко доступные ресурсы. В первую очередь конечно топливо, но и другие тоже. Человечество все легкодоступные энергетические и прочие ресурсы уже добыло и переработало, остались только сложные, для которых нужна сложная же технология. И если ее в какой-то момент не получится воспроизвести, то откатываться придется к сжиганию биомассы, а это очень слабенький источник энергии, если сравнивать с углем, нефтью, газом и ураном.

Так что, достаточно по крупному споткнуться один раз, и все.
avatar
Так что, достаточно по крупному споткнуться один раз, и все.
Во-первых, то, что ты написал, не совсем так. И про ресурсы, и про технологии. О каких невозобновимых ресурсах ты говоришь? Ну, кроме угля, его изрядно повыбрали. А многое будет куда проще, например, металл по-новой добывать не придется, он же никуда не девается, большая доля современного технологического металла — это вторичка.

Во-вторых, скорость развития чудовищно возросла. Десять лет развития сейчас — это куда больше, чем сто — лет триста назад. И, кстати, какие знания утрачены?

А в-третьих, именно сейчас, на новом витке начинают появляться технологии постиндастриала — уже не в фантастике или работах футурологов, а на самом деле. Более автономные, менее энергозатратные, имеющие высокий запас надежности, меньше зависящие от инфраструктуры, требующие меньше времени для освоения. Важнее всего — то, что автономные. Не требующие грандиозной подготовки и масштабных технологических цепочек.
avatar
В первую очередь я говорил о нефти, как об основном источнике энергии сейчас и в ближайшем будущем. Да, еще остались места, где она буквально бьет фонтаном из под земли, но их уже значительно меньше. Уран, солнечные панели? Ахаха, сложное производство с длинной цепочкой. Ветер, вода — возможно, но это локальные источники.
Второй момент, металлы. Даже если это вторичка, т.е. металл, который не надо выкапывать из земли. Какое-то время можно будет использовать scrap не разбираясь в его качестве, но новое и сложное из ржавчины не построишь. Современная плавка, это в основном газ и электричество. Как построить приличную домну на угле или дровах — а черт его знает. Интернет умер, в книгах не факт, что осталось (как и сами книги), а живых людей, которые работали с таким лоутеком уже тоже нет.

Когда ты говоришь о автономных и простых технологиях, то ты скорее всего просто берешь в расчет текущий ноль. Т.е. сейчас, например, не проблема пойти в магазин и набрать алюминиевых профилей для какого-нибудь pet-project. При этом каких-то две сотни лет назад алюминий ценился дороже золота, т.к. для массового производства ему нужна дешевая электроэнергия.

Опять же, сейчас все завязано на всем. Кто уже помнит, как сделать с нуля карбюраторный двигатель на случай, если вся (т.е. вообще вся) электроника вдруг вышла из строя и новую сделать не получится? Потому что заводы по ее производству тоже управляются электроникой. А это не такой уж невозможный сценарий, см вариант солнечной вспышки и бомбы в стратосфере.

Потом, если это будет достаточно серьезное потрясение, с разрушением существующей политической системы, то скорее всего последуют темные века с откатом к родо-племенным отношениям, в течение которых будет утеряно еще больше знаний и технологий.
avatar
Avicorn спасибо. Интересно пишите, заставляет задуматься.
  • Ping
  • +1
  • v
avatar
В принципе — все эти вещи — очевидны. Насколько помню — есть свидетельства, что в конце 19 го века на солнце была столь мощная вспышка, что горели провода первых, в то время, воздушных ЛЭП. В текущее время такая вспышка приведет к катастрофе больших масштабов.

С чем не соглашусь:
1. Технологии простого производства не утеряны — они подробно расписаны в литературе, другое дело, что восстановить по ним производство — непросто.
2. Домны до сих пор работают либо на коксе (производном от угля), либо на угольной пыли. либо на смеси того и другого. Газ, как основное топливо в доменном производстве не применяется. (Он ВООБЩЕ нигде в доменном производстве как основное топливо не применяется).

А так в целом — правильное описание того, что ждет человечество в будущем (вопрос только — далеком или нет). И катастрофы, как выше отмечали — для этого не требуется. Сгладить падение в пропасть может переход к плановой экономике в пределах всего земного шара с более рачительным распределением ресурсов, но пока, увы — это невозможно. Да и людей на планате уже слишком много, чтобы это можно было реализовать мирным путем.
avatar
Сгладить падение в пропасть может переход к плановой экономике в пределах всего земного шара
Хыхыхы. В пределах одной страны то не справились, что уж говорить обо всей планете. :D
  • hitzu
  • +1
  • v
avatar
Ну давайте не забывать, что в пределах одной страны не просто так, а под активными внешними воздействиями, направленными на уничтожение этой страны. В целом же в СССР промышленное производство было достаточно высокого уровня. Другое дело, что в бытовом секторе была большая разница и именно она повлияла на развал СССР (ИМХО). Грубо говоря СССР развалило желание жить в «западном благополучии» (термин достаточно условынй)
avatar
Ммм ясно. О политике я говорить не буду.
  • hitzu
  • +2
  • v
avatar
Да и не надо, я просто не знаю — помните ли вы времена 80х когда народ массово носился за всякими импортными джинсами и кроссовками (ну да — наши были посредственные), ну уж 90е, когда за видеомагнитоофны, как символы красивой и комфортной западной жизни и благополучия, отдавали квартиры вы должны помнить. Что это по вашему — «высокие моральные цели»? Нет — это обычное желание «нажраться от пуза/жить красиво», часто — за счет других, и так оно и идет, особенно когда наши потребности еще и искусственно стимулируют. И, кстати, в играх наблюдается абсолютно то же самое, даже более кристализованное, ввиду анонимности игроков и виртуальности игрового пространства.

Это — не политика — это просто врожденные проблемы людей. с одной стороны — помогающие выживать, с другой — помогающие уничтожать.
avatar
Не работает плановая экономика, доказано уже двумя странами: СССР и Северной Кореей. По Северной Корее посмотрите урожайность последних лет, и как повлияла последняя реформа в экономике.
Отчасти прична в эффекте Рингельмана
avatar
Не работает p2p, доказано СВТОРом, Архейджем, Терой.
avatar
Ну, если брать такие аналогии, то СССР будет ВоВом. И если ВоВ перейдет на F2P то можно будет считать, что это доказано ;)
То, что помельче (особенно южнокорейское=) ) мы можем сравнить с Северной Кореей. И опять упремся в недостаток данных… Очень хочется увидеть реальные данные по количеству игроков, ARPU, retention и т.д. Тогда можно будет сказать, работает F2P|P2P или нет, выгоден ли переход на F2P или нет, и так далее.
avatar
И если ВоВ перейдет на F2P то можно будет считать, что это доказано ;)
Вот как? А по-моему, нет.

И опять упремся в недостаток данных…
Т.е. по СССР данных достаточно. Если честно, мне вообще непонятно, что значит «не работает плановая экономика». Она вполне себе работает. Вопрос только, чего вы хотите достичь с ее помощью.
avatar
АИОНом, так-то, тоже доказано — формально — там подписка, реально — там фритуплей+подписка+нехилый такой шоп. Т.е. с классической подписочной моделью АИОН мало что связывает.

Вообще — П2П — работает. но только в случае — если у вас либо большая аудитория подписчиков, либо небольшой и малозатратный по ведению. развитию и поддержке проект.
avatar
Да, Айон в этой компании тоже присутствует, я просто не стал перечислять все игры.

Вообще, п2п действительно работает. В принципе, это и был основной смысл моего поста. Что то, что некоторые громкие тайтлы перешли на ф2п — не означает того, что п2п не работает.
avatar
Нууу… нет. Она работает. И работает достаточно неплохо. Другое дело, это область применимости.
Плановая экономика, это хороший инструмент, когда необходимо имея ограниченные ресурсы, сжатые сроки и, возможно, внешнее давление (война, санкции) сделать значительный рывок, реализовать мега-проект.
Провести индустриализацию, электрификацию всей страны, поднять армию, покорить космос, повернуть реки и т.п.
В частности NASA (внезапно) — пример применения плановой экономики в отдельно взятой отрасли. После шока с первым Спутником они просто позаимствовали лучшее из системы управления советской космической отраслью. Но там это прижилось, а тут со временем развалилось.
Но для решение вопросов рядовых граждан плановая экономика подходит очень плохо, т.к. во первых, она ликвидирует конкуренцию, что ведет к ухудшению качества продукта, а во вторых очень медленно реагирует на изменение спроса. И кроме того, выше я говорил уже о консолидации ограниченных ресурсов, на потребности граждан их в итоге может не остаться.
avatar
Но для решение вопросов рядовых граждан плановая экономика подходит очень плохо, т.к. во первых, она ликвидирует конкуренцию, что ведет к ухудшению качества продукта
Ну, это совсем не факт. Если контроль качества осуществляется на должном уровне, то ухудшения не будет.
Кроме того, наличие конкуренции совсем не говорит о том, что качество обязательно будет на высоком уровне. Потому что конкурентная борьба идет на стыке «цена-качество». Т.е. кто-то будет выпускать продукт качеством похуже, но подешевле. И в некоторых ситуациях может при этом получать больше выгоды, чем выпускающие качественные, но дорогие продукты. В итоге, общий уровень качества может смещаться в сторону ухудшения и удешевления.
avatar
Если контроль качества осуществляется на должном уровне, то ухудшения не будет.
Нет никакого механизма, который бы подталкивал следить за реальными потребностями пользователей в таком случае.
  • hitzu
  • +4
  • v
avatar
Этот механизм называется ответственностью и профессионализмом.
avatar
Хахаха, и ещё трижды ха.
  • hitzu
  • 0
  • v
avatar
Давай для сравнения: мейлру локализовала игру под названием АркЭйдж и запустила рекламную кампанию «Нет ботам!». Не, они не ввели никакой защиты от ботоводства, нет никакого механизма, который бы сдерживал игроков от этого. Они просто сказали: «Вот вы, ребята, такие ответственные и умные геймеры. Вы же не будете сами себе портить игру, да? Вот и ладненько.» :)
  • hitzu
  • +1
  • v
avatar
1. Для сравнения чего с чем?
2. Речь вроде бы шла о качестве продукта, а не о качестве аудитории.
3. Даже если так, дальше должно быть продолжение «а кто не ответственный и не умеет играть в игры — того мы из игры попросим». Баны недобросовестных игроков никак не противоречат установке про ответственность.
avatar
Даже если так, дальше должно быть продолжение «а кто не ответственный и не умеет играть в игры — того мы из игры попросим». Баны недобросовестных игроков никак не противоречат установке про ответственность.
Это значит начальник должен быть ответственным. А потом начальник начальника. И начальник начальника начальника. И так до конца цепочки. Жалко только что начальники своих подчинённых оценивают не только в категории «ответственность» — они ж не роботы.

Плановая экономика — это как раз тот вариант, когда все яйца кладут в одну корзину, о чём там переживает Авикорн. В отдельно взятых предприятиях это работает успешно. Ну более-менее. Но такую модель нельзя масштабировать бесконечно, она просто не работает на больших масштбах достаточно долго, так как находится в неустойчивом равновесии — в этой системе просто нет механизма сдержек и противовесов, чтобы привести её в равновесие в автоматическом режиме.

Ещё одним важным аргументом я считаю такой: при плановой экономике невозможно появление персональных компьютеров, невозможно появление интернета для невоенных и неисследовательских целей. Они просто противоречат этой доктрине — ни один НИИ бы не придумал им рациональное применение. Да что там — частные компании конца 20 века не могли придумать применение для ПК. Это сделала горстка увлечённых людей в частном порядке в рыночных условиях. Эта горстка людей создала мир, который мы видим сейчас. Плановая экономика просто не предусмотрела бы места всей этой индустрии. И если ты признаёшь значимость той среды, в которой нам представляется возможность сейчас общаться, то придётся уж как-нибудь признать этот существенный недостаток проповедуемой тобой системы. :)
  • hitzu
  • +4
  • v
avatar
при плановой экономике невозможно появление персональных компьютеров, невозможно появление интернета для невоенных и неисследовательских целей. Они просто противоречат этой доктрине — ни один НИИ бы не придумал им рациональное применение.
Обучение, связь — это не нужно было придумывать, в этом была потребность. С телетайпов перфоленту тащили к ЭВМ, это было ещё той забавой ;) Развлечения — игры вовсю были в тех самых НИИ даже на ЕС ЭВМ, на тех же ЕС с помощью ацпу вовсю распечатывалась литература, графопостроители не особо использовали только в силу медлительности. Но главное, что вычислительные центры были ужасно удалены от рабочих мест и персональные компьютеры были остро необходимы. Ничего придумывать было не надо.
avatar
Революция была совершена, когда компьютеры вошли в дом. Иначе бы они так и оставались в стенах офисов.
  • hitzu
  • 0
  • v
avatar
Революция была совершена, когда компьютеры вошли в дом.
А в дом они вошли когда стали дешёвыми и массовыми. Для этого надо было организовать их производство, не важно с какой целью — для военных, для науки или для того же планирования, — главное, чтобы производство стало массовым. Как радио, телевидение, телефония. Если есть массовое производство — можно делать аппарат бытовым.
avatar
Ты причину со следствием путаешь. Они стали дешёвыми лишь за тем, чтобы войти в дом. Именно так работают конструкторы и инженеры: они ставят цель — компьютер дешевле $1000 — а затем делают всё, чтобы снизить стоимость до этого предела. Предел устанавливается ровно для того, чтобы выйти на рынок бытовой электроники, ведь мало кто бы стал покупать дорогой компьютер для частного пользования с не очень понятными целями. Другое дело госкомпании, которые могут просто выпросить тем или иным способом деньги у минфина на дорогое оборудование под тем или иным предлогом. А что делать, — скажут, — дешёвых нету, а позарез нужны. И им дадут.
  • hitzu
  • 0
  • v
avatar
Ты причину со следствием путаешь. Они стали дешёвыми лишь за тем, чтобы войти в дом. Именно так работают конструкторы и инженеры
Так мы про плановую экономику или нет?
В плановой работает так, как я описал: запускается массовое производство для военных/учёных/управленцев, первые аппараты стоят безумные деньги, потом их цена постепенно снижается. Одновременно развивают технологии, удешевляя производство. В середине 80-ых было налажено производство БК-0010, где БК — неожиданно — «Бытовой Компьютер». Цена была от 600 рублей — вполне подъёмные деньги.
avatar
Я уже писал, что работа по плану хороша на малых масштабах. Например в пределах одного предприятия. С ростом же параметров, за которыми приходится следить целому государству, такая система не может быть эффективной. Фактически государству планировать приходится не просто сектора экономики, но каждую деталь вплоть до зубных щёток, детских погремушек, гаечных ключей, <подставь любую вещь>. Успешно работать на больших масштабах такая модель может лишь будучи в вакууме и застряв в развитии — ей просто не выгоден рост как системе. Поиграй в факторио и ты поймёшь что без колоссальных издержек просто невозможно заниматься развитием — ты либо тратишь ресурсы из-за простоя, либо ощущаешь постоянную недостачу, либо и то и другое вместе.

В середине 80-ых было налажено производство БК-0010, где БК — неожиданно — «Бытовой Компьютер».
Да, и был это, не побоюсь этого слова, «наш ответ западу». Его появление было обусловлено не внутренними причинами, а внешними.
  • hitzu
  • +1
  • v
avatar
Я уже писал, что работа по плану хороша на малых масштабах.
Про экономику «вообще» спорить намерения не имел. Тем более в понятиях «хорошо-плохо».

был это, не побоюсь этого слова, «наш ответ западу». Его появление было обусловлено не внутренними причинами, а внешними.
То есть, исходное «при плановой экономике невозможно появление персональных компьютеров» было при предположении, что плановая экономика была бы во всём мире? И «персональные компьютеры» имелись в виду как исключительно домашние, развлекательные приборы?

Повторюсь, буквально персональные, небольшие компьютеры для каждого рабочего места были крайне востребованы в плановой экономике СССР. Сети связи нового поколения были востребованы ещё более.

Я начинал работать на телетайпах, видел смену их поколений, когда вместо деревянных ящиков, размером со средний холодильник пришли пластиковые модели размером с пишущую машинку, оснащённые уже какой-никакой, но памятью. Ещё не компьютер, но уже блиэко :) Информация с телетайпов перетаскивалась на ЕС ЭВМ, перфолентой. Потребность заменить всё это персональными компьютерами и компьютерной же сетью была очевидной, не было только доступных технологий.

Так же я видел как работают люди с вычислительными центрами в НИИ — там персоналки и сети были нужны не меньше, а может и больше, это тоже прекрасно все понимали. Люди ездили в командировки в другие города, чтобы воспользоваться компьютерами — так что, то, что персональные компьютеры и компьютерные сети нужны так же было просто очевидно.

Всё это не имело никакого отношения к Западу, это были понятные и необходимые потребности в условиях вполне плановой экономики. Насколько хорошо или плохо эти потребности такая экономика могла удовлетворить — вопрос другой, но понимание необходимости было.
avatar
Всё это не имело никакого отношения к Западу, это были понятные и необходимые потребности в условиях вполне плановой экономики.
А. С. Нариньяни писал в 1985 году: «Положение в советской вычислительной технике представляется катастрофическим. … Разрыв, отделяющий нас от мирового уровня, растёт всё быстрее… Мы близки к тому, что теперь не только не сможем копировать западные прототипы, но и вообще окажемся не в состоянии даже следить за мировым уровнем развития.»
А потому случилась перестройка, закон об индивидуальной трудовой деятельности и переход предприятий на самообеспечение.

Данные, в общем-то, общедоступны. Можно легко погуглить.

Та же история повторилась потом и с Китаем. Только они учли ошибки наших руководителей и сделали немного по-своему. Показательный пример, надо сказать.
Комментарий отредактирован 2015-02-13 06:13:43 пользователем hitzu
  • hitzu
  • +1
  • v
avatar
Только вот Вы забываете про один важнейший момент — до начала 70х (примерно) СССР и США в плане развития вычислительных технологий двигались рука об руку, а потом волевым решением была принята уничтожительная идея дальнейшего развития средств ВТ с практически полным сворачиванием собственных разработок и копировании достижений американской электроники.
avatar
Я вообще спорил всего с одним единственным утверждением, что отсутствие конкуренции обязательно будет приводить к снижению качества, а наличие оной — к повышению. И это вообще с типом экономики никак не связано.
Но вообще, имхо, в СССР многое делали лучше и качественнее, чем сейчас. Особенно это касается еды.

Ещё одним важным аргументом я считаю такой: при плановой экономике невозможно появление персональных компьютеров, невозможно появление интернета для невоенных и неисследовательских целей.
Этот аргумент выглядит как «при плановой экономике невозможно появление личного транспорта». Или появление развлекательного кинематографа.
А ведь у нас еще производились просто офигенные игры «электроника» («ну, погоди» и куча подобных). Этого не может быть при плановой экономике никак. И да, я в курсе, что эти игры являются копипастой с зарубежных, но почему-то они у нас стали выпускаться. Дошло бы дело и до персоналок.
avatar
Но вообще, имхо, в СССР многое делали лучше и качественнее, чем сейчас. Особенно это касается еды.
Ага. Ее просто не было, все было офигенно. Боже мой, архив журнала «Фитиль» вам в руки, а то у вас какой-то свой СССР, наполненный радугой и розовыми пони.
Комментарий отредактирован 2015-02-13 17:02:49 пользователем Ascend
avatar
Ок, у меня розовые очки. В СССР все было плохо, еды не было, ничего не было, народ 70 лет жил на воде, идеи брали извне, причем половина народа сидела в лагерях, а вторая половина тряслась в страхе.
avatar
Глупости какие. В СССР было не всё плохо. Например мебель из 60-х. Правда делалась она в ГДР и Чехословакии… По мотивам Mid Modern, родом из США 50-х… Но делали хорошо, не спорю.
  • hitzu
  • 0
  • v
avatar
Я ща страшную тайну открою от которой у кое-кого бомбанёт сильно: в СССР всё было копипастой. У меня просто нет ни одного примера полностью оригинальной успешной разработки, которая была бы не краденой технологией, реверс инжинирингом, отобранной у немцев или доставшейся в наследство из прошлого.

А про качественную еду это конечно забавная шутка. :)

HS: вспомнил один пример — тетрис. :)
Комментарий отредактирован 2015-02-13 17:29:25 пользователем hitzu
  • hitzu
  • +1
  • v
avatar
У меня просто нет ни одного примера полностью оригинальной успешной разработки...
Автомат Калашникова :) Да, я знаю историю его создания — тем не менее, это абсолютно оригинальная разработка. Ну, с авторством там есть вопросы, — но оригинальная. При желании можно еще парочку примеров накопать того же плана.

Только про еду не надо тут, пожалуйста, я там жил.
Комментарий отредактирован 2015-02-15 04:34:13 пользователем Algori
avatar
Автомат Калашникова :)
Да, с этим сложно поспорить. :)

Комментарий отредактирован 2015-02-15 05:42:51 пользователем hitzu
  • hitzu
  • 0
  • v
avatar
Сухое тушение кокса, машины непрерывного литья заготовок, парогазовые установки выработки электроэнергии, вычислительная техника годов до середины-конца 70х (работы академиков Глушкова и Лебедева — как конкретный пример) и т.д.
Можно еще вспомнить работы Ляпунова, на коих зиждется вся теория управления (правда это еще царская Россия). И еще — чтобы реализовать фундаментальные идеи в конкретном воплощении надо решить уйму частных вопросов, требующих оригинальных подходов к решению. Так что и космодромы и атомные электростанции тоже можно смело в копилку себе заносить (тем более. что наработки по этим темам были и в СССР, просто условий для их развития в 40х годах было меньше чем в Германии и уж. тем более. чем в США, куда еще и много ученых и специалистов с Германии уехало).
avatar
А ведь у нас еще производились просто офигенные игры «электроника»
Пиратская копия Нинтендо.
avatar
Кстати о еде. Даже стандарты пищепрома, которыми сейчас принято гордиться, как самыми натуральными и все такое — во многом появились после 1934 года, когда наркомом пищевой промышленности Микоян посетил США с целью ознакомления с новейшими технологиями. Многие забыли, но большинство «еще тех» советских ГОСТов списано со штатовских стандартов.

На конкурентном рынке преимущество получает тот, чье предложение в данный момент наилучшим образом отвечает потребностям рынка. В добавок рынок еще и может быть сильно сегментирован. Так и получается сто сортов колбасы на каждый кошелек и желудок.
Вместо трех. Высочайшего качества, из лучшего мяса, дефицит.
avatar
Электрификация всей страны? Ну-ну.
avatar
Что, по вашему мнению, доказывает эта картинка? Да, я в курсе, что это Северная Корея.
avatar
Она ничего не доказывает. Но после её просмотра герб КНДР и слова про «электрификацию всей страны» начинают вызывать безудержный смех.
avatar
Кстати просто интересно почитать.
bg.ru/society/tam_tozhe_horosho-11099/
  • hitzu
  • 0
  • v
avatar
Так в том и проблема. что ограниченных ресурсов, по идее, быстрее не останется в системе рыночной экономики с ее конкуренцией и необоснованными объемами излишнего производства. ИМХО.
avatar
Ну вот теперь смотрите — плановая не работает, рыночная — крайне избыточна и гонит человечество в пропасть с «удесятяренной» энергией. Выход снизить потребление остается ровно один и он, мягко говоря, неприятный.
avatar
Кажется именно рыночная экономика подстёгивает целые государства вводить политику энергоэкономии и развивать энергосберегающие технологии.
  • hitzu
  • +3
  • v
avatar
Рынок и государственное регулирование в известной степени антиподы, так что это некорректное утверждение.
avatar
Да, я не совсем так сформулировал. Просто все эти энергосберегающие и ресурсоэкономные технологии появились как ответ на потребность рынка в них и только потом уже государства обратили на них внимание.
  • hitzu
  • 0
  • v
avatar
Не уверен что это так на самом деле. В германии это все пошло в результате победы партии зелёных в 80-х. Т.е. когда они стали представлять в правительстве достаточно крупную группу, с интересами которой пришлось считаться. Не уверен что были реально в то время экономические предпосылки для активного внедрения зелёных технологий.
Комментарий отредактирован 2015-02-13 18:39:36 пользователем Gmugra
avatar
Ладно. Это уже политика, не экономика.
  • hitzu
  • 0
  • v
avatar
Не гонит она никого в пропасть. Просто сильнее подталкивает к решению разных научных проблем типа термояда.
avatar
Вы еще «зеленую энергетику» вспомните. Редкий по своей наглости распил бюджета…
Или еще можно вспомнить солнечные и ветровые электростанции, которые по сути являются возможностью для «зеленых» дуть щеки за счет традиционной энергетики.
avatar
Угу. Особенно если сравнить объем работ по тому же термояду в период конкурирования США и СССР (и с той и с другой стороны — и там и там этим занималось государство, а не частные компании) и сейчас.
avatar
Он все правильно говорит.
1. Повыбран в первую очередь не уголь, его еще достаточно, а нефть.
Металлы добывать или перерабатывать придется, переработка металлов часто экономически сравнима с их производством с 0 включая добычу руды, т.к. их еще собрать надо, да вторички Большая доля, но не бОльшая.
2. Какие — ну вот вы сможете самостоятельно сделать паровую машину Уатта, а домны в том виде — как они были 3-4 столетия назад, а выковать что-либо?
3. Это какие же производства не требуют грандиозной подготовки и масштабных технологических цепочек, особенно из современных? И да — это все же индустриальные технологии. (Что такое постиндустриал — я себе вообще плохо представляю, кроме того, что это часто, безосновательно и бессмысленно используемый штамп).
avatar
В итоге получается, что достаточно масштабный катаклизм произвольной природы… разрывающий достаточно звеньев производственной цепочки может отбросить человечество не просто далеко назад, а навсегда назад.
Навсегда точно нет. Любопытсво и лень из нас никуда не делись с обезьяньего периода Так что все равно будем оптмизируя затраты лезть вверх. Ну может по другой ветке разве что.
Мы не можем откатиться на технологии прошлого и позапрошлого века, т.к. с одной стороны эти знания в основном утрачены, а с другой рассчитаны на легко доступные ресурсы.
Можем. Лехко. В некоторых местах технолгии 20 и даже 19 века вполне себе хайтек. Так что даже откатываться не придется. Качество жизни правда тоже откатится (медицина в Хаузе и медицина в Никербокере дают хороший материал для понимания), но это нормально в общем то.

Ну и кстати большая часть технологий востанавливается при условии что знаешь куда копать достаточно быстро.
avatar
Повторюсь еще раз. Во время первой НТР у человечества были сравнительно легко доступные ресурсы. Нефть, уран, металлы, прочая. Сейчас значительная часть «удобных» месторождений уже выработана, а для добычи того, что осталось — используется сложная технология, воспроизвести которую кустарно врядли получится. Бурение на шельфе. гидроразрыв пласта, километровые шахты при добыче ископаемых, вот это вот все.
Т.о. на вторую НТР, если она потребуется, у человечества остается значительно меньше ресурсов. Мне кажется, ты просто недооцениваешь возможный масштаб проблемы.
Существующие примеры обычно включают в себя локальные катастрофы, и востановление региона ведется во многом за счет не пострадавших областей, где сохранились производственные мощности. Например Япония, СССР после WWII — активно закупали станки и все остальное на западе.
Представь себе ситуацию, когда помощь не прийдет. Разрозненное человечество. Мародерство, право сильного. Откат на предыдущий уровень будет происходить очень болезненно, с разрушением остатков инфраструктуры. За несколько поколений наш текущий уровень превратится в легенды, которым никто не верит. Лет за 100-150 леса затянут остатки мегаполисов и больше ничто не будет напоминать о былом величии.
Да, аборигены в африканской глубинке может быть ничего не заметят, ну так они и не были никогда на этом уровне, а не будь европейцев — так и жили бы родо-племенным строем.
Комментарий отредактирован 2015-02-12 15:20:32 пользователем Avicorn
avatar
Ну если представить, то
1. 10-20 лет и ситуация возвращается к середине 19 века. --там еще не нужны большие дозы ресурсов. А нужная связность как раз за это время будет получена. Тем более старт отката — катастрофа и лишних для того уровня развития людей не будет по условию.
А дальше
1. Есть понимание электричества и магнетизма. (работы начала 20 века легко восстанавливаются) берем и пользуемся — сначала на уроне ГЭС и для важных проектов или на уровне РЭС (ручейных электростанций) для менее важных.
2. есть понимание важности связи и есть разные способы как ее обеспечить (наработанные вплоть до настоящего времени).
3. есть набор экономических теорий и прочих плодов гуманитарных наук (до качественных методов пропаганды включительно).
4. Есть нужная математика для довольно большого класса задач.
5. есть нужное понимание биотехонологий и их последствий (не обязательно удобрения, но ошибки Оклахомских и целиноградских переселенцев повторять уже будут очень не все)

и.т.д и.т.д.

Мегаполисы не зарастут, первое время это будет источник железа и причих ресурсов. Но конечно же городами им не быть. Не будет хватать населения на такую избыточность.

А дальше — или будет повторен первый гидроразрыв (который даст ресурсы на второй и больше) или мир просто пойдет по другой ветке. (дирижабли/селекция/приливы)
avatar
После большой катастрофы человечеству НЕ грозит катастрофа энергетическая и откат в каменный век. Это уже не раз считалось учеными. Поясняю почему:
1) В первую очередь разрушаться основные потребители, а это ниразу не города — это заводы, то есть потребление энергии упадет на 95-99% (на этом уровне банальный ветряк — источник энергии вполне годный).Единственное, что произойдет — это «откат» человечества в тропики и экваториальную зону, так как начиная с умеренных широт отопление жрет очень много энергии.
2) У нас сейчас есть куча (по сравнению с серединой прошлого века) разработок в области возобновляемых энергоресурсов. Т.е. построить ВЭС, СЭС, ПЭС, ГЭС, ПГЭС и прочие источники халявного и дешевого тока человечество сможет (они, кстати во много раз проще в изготовлении и обслуживании, чем АЭС и ТЭС).
3) Знания не пропадут. Интернет, конечно кончится, но в ЛЮБОМ образовательном учреждении есть куча бумажной литературы и носителей тип CD. А выключенных/глубокозарытых/защищенных компьютеров будет достаточное количество даже при воздействии ЭМИ.
avatar
СЭС, ПЭС, ГЭС, ПГЭС
они, кстати во много раз проще в изготовлении и обслуживании, чем ТЭС
ВЭС, СЭС
источники халявного и дешевого тока человечество
rlly?
Комментарий отредактирован 2015-02-12 18:04:00 пользователем hovey
  • hovey
  • 0
  • v
avatar
Как вы собрались строить электростанции при неработающих заводах? Ветряки говорите — проще — Вы, похоже, просто не представляете себе — что такое ветроэнергетическая электростанция с мачтами под 100м, 3МВТми синхронными генераторами, электронными преобразователями, для обеспечения постоянной частоты сети, буферными аккумуляторами и т.д. и т.п.
avatar
Ветряки и правда проще. Если не налаживать массовое производство. Переменный ток отлично в небольших масштабах заменяется постоянным (а там нет проблем с частотой), а запаса диодов хватит надолго, и там можно будет уже и фабрики восстановить.
avatar
Ветряки и прочее очень просто — если нужно от них запитать фонарик. А вот если нужно получать энергию в промышленных масштабах — возникает куча сложностей. Из которых самые большие это неравномерность генерации (а электроэнергию в промышленных масштабах запасать можно только на ГРЭС, с соответствующим кпд) и потребность в промышленных количествах редкоземельных элементов, которые за углом не накопаешь (их сейчас в Китае добывают процентов на 70 от мировой добычи). Короче, по факту есть всего 3 пути: замкнутый ядерный цикл (в принципе он уже существует, но пока природный уран еще дешевый и МАГАТЭ возражает), термояд (который непонятно получится ли) и геотермальная энергетика (которую пока используют только в виде гейзеров в Исландии).
avatar
Ну в Германии той же ветряки вполне себе индустриальный источник энергии. Не буду врать точными цифрами, но под 10% вырабатывемого в стране электричества — это ветряки. И эта отрасль продолжает очень активно развиваться. С конца 70-х прошлого века (когда всё начиналось) технолиги ушли очень сильно вперед. Сейчас парками в море на 100-ни мегават уже никого не удивить. Да, есть куча специфических проблем. Да, есть поддержка на гос уровне. Да, это дофига стоит налогоплатильщекам. Тем не менее работает, и со временем — всё лучше. И на равне с недостаткими есть и много достоинств.
Комментарий отредактирован 2015-02-15 14:01:57 пользователем Gmugra
avatar
Парки на сотни мегаватт говорите? 1 генератор Саяно-Шушенской ГЭС — 640 Мегават, Березовской ГРЭС — 800 (это из того, что под рукой), есть и генераторы на 1,5-2 Гигаватта, по крайней мере — в каталоге той же «Электросилы» имеются.

И, кстати, с ветряками тоже есть определенные экологические проблемы.
Комментарий отредактирован 2015-02-19 13:18:45 пользователем stardust
avatar
Причем отмечу, что замкнутый ядерный цикл в промышленном масштабе реализован пока только в России. Что касается геотермальной энергетики — там масса экологических вопросов. Причем огромная.
avatar
Просто замкнутый ядерный цикл это плутоний. А плутоний это бомба. Значит замкнутый ядерный цикл даже в теории могут позволить себе только ядерные державы. Всем остальным МАГАТЭ таких санкций прикрутит, что не до энергетики станет…
avatar
Не уверен, под какой комментарий приткнуть, но вроде бы в тему.
www.parovoz.com/newgallery/?ID=462248&LNG=RU
www.parovoz.com/newgallery/?ID=466017&LNG=RU
avatar
Не очень понял… а зачем? О_о
  • hitzu
  • 0
  • v
avatar
Комментарий отредактирован 2015-02-14 06:07:41 пользователем Kaizer
avatar
Из того, что разобрал — паровозы используются для ретро-поездок с пассажирами, и их все равно приходится регулярно обслуживать. А так они еще и полезную работу выполняют. Плюс стажировка молодых машинистов, передача навыков, чтобы и дальше было кому водить.

Паровозов еще и по базам запаса РЖД распихано… не думаю, что очень много, и не уверен, каким темпами их режут, но если глобальная катастрофа случится скоро :-) — они пока есть. Из того, что нашлось Яндексом:
ilyamatushkin.livejournal.com/17451.html, обратите внимание на пункт 4.
feelek.livejournal.com/117544.html
ru-railway.livejournal.com/2300787.html
Комментарий отредактирован 2015-02-14 06:48:13 пользователем Agrikk
avatar
Да, с точки зрения современной технологии паровик кажется достаточно простым.
Более того, в начале 20-го века, на пике развития паровиков, существовали модели автомобилей на пару, на равных конкурировавшие с тогда еще не совершенными бензиновыми.
Но здесь возникает проблема, о которой я уже говорил раньше. Если технология не используется и нет живых ее носителей, то ее все равно, что нет. При этом паровик является достаточно сложным объектом, чтобы поиметь целый ряд сложностей, пытаясь построить его на коленке из металлолома. Опять же, если темные времена продлятся более поколения, то где взять инженеров?
Но в принципе да, имея паровик и достаточно медной проволоки можно попробовать добывать тот же уголь из существующей шахты, особенно если людей много и их не жалко.
avatar
2я и 3я фазы, ИМХО — абсолютно некорректны.
2я фаза — это не ВоВ и EvE, а ВоВ и ЛА2 и, может быть, EvE.
3я — фаза — этоне фаза ВоВ клонов — многие проекты того времени на ВоВ были похожи только тем, что изначально были РвР проектами — как АИОН и Ваха. Да, они делались с цель оттяпать часть рынка ВоВ, но не быть его клонами. Яркий же клон классического ВоВ — это СВТОР. Ну и говорить, что игры, представленные в 3й стадии — плохие — это, мягко говоря, не очень правильно.

Ну и далее идет абсолютно некорректное и ничем не обоснованное напирание на ФТП варианты бизнес модели, а уж утверждение, что сейчас ситуация лучше, чем в начале 2000х вообще умиляет, учитывая, что сам автор насчитал на тот момент всего 3 проекта ММО (забыв Рагнарок, кстати).

В целом — очень тенденциозная статья, без аргументированного анализа и выводов.
ИМХО
avatar
stardust Дык. Напишите лучше! С аугментацией, с выводами. Я вам даже плюс поставлю. Если они будут. Выводы и аргументы. Осмысленные.
avatar
Понимаете — есть один момент — чтобы написать все четко. гладко. без сучка — задоринки надо очень хорошо владеть темой, чего я за собой признать не могу, еще и в силу своего достаточно специфического отношения к ММО РПГ, а вот чтобы увидеть очевидные, выпирающие отовсюду нестыковки глубокого знания темы — не требуется. Т.е. критиковать плохие материалы — достаочно просто (что я и сделал), качественные — намного сложнее.

Ну а аргументы в критике я, вроде бы, приводил.
avatar
Т.е. критиковать плохие материалы — достаочно просто (что я и сделал)

Вы себе льстите. Критика не может заключаться в выдвижении альтернативной версии, не подкрепленной ничем. И даже если вы добавите в свой текст такие слова, как «умиляет», «абсолютно» и «ничем», логических доводов вашей критике это не прибавит.

Единственная часть вашего текста, которая снабжена хоть какой-то аргументацией, вот эта:

3я — фаза — этоне фаза ВоВ клонов — многие проекты того времени на ВоВ были похожи только тем, что изначально были РвР проектами — как АИОН и Ваха

Я не буду говорить о Вахе, в нее я не играл. Вы можете привести свои аргументы, почему она совсем не WoW (а пока их нет). Расскажу об Aion, в который поиграл достаточно. Да, там была Бездна. Это было изюминкой проекта и вечным баттлграундом, но базовая игровая схема представляла собой именно кальку с WoW: квесты, инстансы, лучшие награды за убийство боссов, рост до капа с набором аттракционов на этом самом капе («Бездна» — один из аттракционов, не более), и да — фракционное PvP. Так что вам нужно очень постараться, чтобы объяснить, в чем принципиальное различие между геймплейными схемами WoW и Aion.

Собственно, спорить не планировал. Какая критика — такая и реакция. Минус поставил, пошел дальше. Но, похоже, вы серьезно считаете, что «критиковать достаточно просто». :)
  • Atron
  • 0
  • v
avatar
В айоне я дальше 50го лвла не вытерпел, о хай лвл контенте не могу сказать. В ВоВ хотя б актуал флексы\и немного нормал Пандарии хилил ршамой. Сколько играл в айон, так и не увидел рейды, инсты да, но не такие рейды. Также нет лфг и лфр, инструмент поиска группы взят с л2. Могу ошибаться, но еще не заметил рбг и арен 2х2,3х3,5х5. Ну и ачивки наверное, из-за них чем попало приходилось заниматься, тоже ничего себе разнообразие в игре. У меня такое чувство, что пытались что-то взять у ВоВа, но не дожали, не допилили и оставили как есть.
avatar
Наличие или отсутствие чего-то в игре не отменяет заимствования базовой геймплейной схемы. А копировать полностью WoW смысла не было, понятное дело. Обычно ведь как раскручивали проект: «у нас будет все, как в WoW, только еще и… <добавить своего изюма>».
Комментарий отредактирован 2015-02-19 14:59:31 пользователем Atron
  • Atron
  • 0
  • v
avatar
Только чет изюм то, совсем плохой получился. Если честно, для меня главным отличием Айона это были крылья и связанные с ними активности. Полеты принесли в ту же боевку много разнообразия. Больше я, наверное, и не назову чего то нового у игры.
Комментарий отредактирован 2015-02-19 15:06:22 пользователем inokaw
avatar
У меня вот ни разу в аёне не возникало ощущения, что там пытались что-то взять из вова, но я с вовом очень плохо знакома, у меня к нему какое-то предвзятое резко негативное отношение.

По моим ощущениям аён ориентирован по сути на инсты и арены. Причём инсты в основном на 2-3 человека, большее требуют только топовые. Всех арен не знаю, потому что арены не перевариваю, но их весьма прилично и с каждым патчем вроде новые вводятся + дерадикон. Шмот топовый за ап для пвп и какой-нить сборный для пве — миразент, сиэль, ареназнаки, узы. Из данжиков вроде как только пухи хороши и то не все и не для всех классов. Последние года полтора не особо слежу, могло сильно поменяться всё, но сомневаюсь.

Мне вообще в аёне больше всего нравилось рифтопвп, но его довольно быстро задушили.
  • Ref
  • 0
  • v
avatar
Фаза вторая (2003-2007). Принадлежит двум проектам — WoW и EVE
Давно не читал ммозг, а тут всё так же «профессионалы» пишут весёлые обзоры.
Где lineage?
Или поскольку автор зафанател от EVE, давайте считать что 03-07 симулятор Excel'я с 40-60к игроков — захватил рынок ММО, или что-то там решал, куда-то его двигал…
PS:
Если уж пропускаются рагнароки, табула раса,GW — да вообще, практически всё.То какой смысл вообще от такой аналитики/воспоминаний?
avatar
Где lineage?
Экий умник, а ты возьми да напиши.
  • hitzu
  • 0
  • v
avatar
По-моему, нет смысла говорить с такими собеседниками. Он и вышел-то из минуса исключительно по амнистии. :)
  • Atron
  • 0
  • v
avatar
А я это не для него написал. :)
Простое игнорирование может читаться другими как пассивное одобрение, а минусы подкреплять мнение, что он — жертва нашей тоталитарной тирании. Как-то так :D
Комментарий отредактирован 2015-02-20 11:04:06 пользователем hitzu
  • hitzu
  • 0
  • v

Оставить комментарий