Во время подготовки к старту продаж игры «Ведьмак 3» журналист eurogamer.net побывал в стенах студии, наблюдая волнительные приготовления команды. Он поговорил с одним из основателей CD Projekt о том, каким владельцы видят будущее своей компании. На что Marcin Iwinski ответил, что будущее он видит буквально в двух вариантах: «good or f***ing amazing», в зависимости от продаж третьего Ведьмака. Сегодня к нами пришли хорошие новости. Продажи «Witcher 3» достигли шести миллионов копий за первые шесть недель. Затраты на разработку проекта составили восемьдесят миллионов долларов. Так что чистая прибыль после шести недель составила шестьдесят миллионов долларов. В общем, второй вариант будущего вышел у CD Project — неприлично изумительный.
В это же время некоторые представители MMO-жанра продолжают размазывать слезы по лицу, жалуясь на тяжелую жизнь. А нам, похоже, ничего не остается, как утешать их или плакать вместе с ними. Но зачем нам это?
Давайте разберем ситуацию с «Witcher 3» по полочкам. Итак, на разработку проекта понадобился вполне себе MMO-шный бюджет в восемьдесят миллионов долларов. Сейчас мы не берем в расчет затраты на серверную часть в случае ММО, которых, понятное дело, у одиночной CRPG нет. Мы рассматриваем сумму, которая нужна для того, чтобы виртуальный мир состоялся и все в нем было готово к приходу игрока. Вообще, нас, как игроков, эта сумма не должна интересовать. Это риски тех, кто вкладывается в проект и собирается вполне законно получить с него прибыль. Но мы уже так привыкли бесконечно вытирать слезы нашим застенчивым бизнесменам и «входить в положение», что давно одной ногой находимся на их кухне, переживая не меньше самих авторов проекта за его успех и финансовую состоятельность. Это ненормально, но давайте все же по этой дорожке пройдем.
Что предлагают игрокам авторы «Witcher 3»? Заплатить $20.59 один раз. У приставочных версий цены выше, но простая арифметика с учетом известных затрат, чистой прибыли и количества проданных копий приводит нас к средней сумме $23,3 за копию. Хочу заметить, что, насколько мне известно, игра практически не содержит защиту от пиратства. Весь расчет на добрую волю игроков и уважительное отношение между авторами и игроками. Но даже при этом за первые шесть недель, при огромном стартовом бюджете, проект получает прибыль в размере шестидесяти миллионов долларов. Да, это, скорее всего, была основная волна продаж. В наш век распространения информации даже житель глухой деревни не мог не слышать о «Witcher 3».
Другими словами, перед нами история успеха. Что важно – история успеха для всех. Авторы счастливы. Игроки в восторге. Никто никому руки не выкручивал. Магазинами со свистелками и убивателями геймплея никто нервы не трепал. Не заставлял писать петиции, носить цветы на выставку, умолять на форумах или писать очередной гневный текст, вместо того, чтобы строчить вдохновенное о новом виртуальном мире. Как?! Как такое возможно? Да очень просто – это и есть нормальное состояние.
Там люди сами несут деньги авторам, а авторы даже не встраивают защиту в игру, не говоря уже о гопнических разводах на деньги. И никто не говорит, что $20 долларов – это мало, или наоборот — что их никто не заплатит. Там люди платят за то, за что и положено платить. Вот есть игра, ты за нее платишь. Не за украшения, не за свитки, не за костюмы, не за ездовых животных или питомцев, не за того парня, у которого нет двадцати долларов. За игру. Это ж «f***ing amazing», нет? Не знаю. По-моему, это нормально. Правильно. Естественно.
Так почему мне без конца делают дырку в голове заявлениями о том, что «pay-to-play» невыгоден разработчику? Может, потому что у разработчиков, которые все это говорят, ни разу не «Witcher 3»? Ну, так сюрприз – шлак делать невыгодно, это правда. И невыгодно это обеим сторонам. Игроки от шлака, просто даже от платного доступа к шлаку, без всяких разводов, теряют не меньше разработчиков. Теряют надежду, которую дарил анонс проекта. Теряют время. Теряют веру в жанр.
Но дальше разработчикам в CD Projekt нужно закатать рукава и начать делать следующий проект. Я сейчас говорю не о будущем дополнении, хотя и его сделать нужно, я говорю о том, что вот эти шестьдесят миллионов, которые вы представляете, возможно, в виде большого бассейна с долларами или польскими злотыми, в них не купаются. Их вкладывают в будущее, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги. Знаю, это элементарно, но что делать, если мы начинаем забывать элементарное.
Те восемьдесят миллионов, которые CD Projekt вложил в разработку третьего Ведьмака, получены во многом от предыдущих частей этой RPG-серии. Каждая часть этой серии была лучше предыдущей. Это маховик, который крутится и, возможно, повышает обороты. Но это не вечный двигатель. Его надо постоянно кормить новыми и новыми играми достойного качества, или развитием игрового мира. Его надо кормить новыми эмоциями игроков. И о третьем Ведьмаке через год-два все забудут. Он станет прошлым. А разработчики и игроки живут настоящим и будущим.
Собственно, так было в игровой индустрии всегда. Так осталось по сей день. Во всяком случае в тех играх, о которых нам приятно говорить. Из-за которых мы остаемся игроками, а не жертвами очередного развода.
«Pay-to-Play» схема не только позволяет разработчикам MMO развивать свою игровую вселенную постоянно и плавно, без многолетних ожиданий новой порции контента, механик, игры, во всяком случае до тех пор, пока достаточное количество игроков находят это развитие интересным и достойным ежемесячной оплаты. Она делает такое развитие куда более выгодным занятием, если вы просто начнете считать.
Упомянутые золотые шесть недель бешено вращающихся счетчиков притока денег в CD Project – это прекрасный период счастья, которому предшествовало два с половиной года разработки, во время которой счетчики крутились совсем в другую сторону. И еще ему предшествовало задумчивое лицо одного из основателей, который строил свои прогнозы осторожно: «Посмотрим, как будет продаваться».
Хотя Final Fantasy XIV не афишируют точные данные о подписчиках, предпочитая заявлять об их суммарном количестве за все время, которое прошло после перезапуска проекта – пять миллионов – активная часть игроков проекта оценивается в районе полутора миллиона. При стандартной цене подписки это означает, что ежемесячный доход только от подписки на этот проект превышает двадцать миллионов долларов. Ежемесячный доход. Когда CCP публиковали открытые финансовые отчеты, их годовой доход составлял восемьдесят миллионов долларов. Они не могли показать чистую прибыль, потому что тут же вкладывали львиную долю не только в текущую разработку EVE, но и в разработку DUST, World of Darkness, Valkyrie. И все же — их ежегодный доход измерялся десятками миллионов долларов.
Если мы возьмем заработанные на третьем Ведьмаке деньги и разделим не на шесть недель, а на два с половиной года разработки, то получим 4 600 000 долларов в месяц. И это история успеха. Чтобы добиться такой истории успеха в pay-to-play MMO, надо иметь 300 000 подписчиков. Без всяких магазинов, коробок с игрой, атрибутики и прочего. Просто чистая подписка. Да, этой аудитории в 300 000 надо играть два с половиной года, но ведь в этом и смысл жанра. Каждый же делает то, что может, в том жанре, который ему близок. Ах, да, еще нужно делать игру уровня «Witcher 3», но и получать такую прессу, как получает этот проект, и такую любовь игроков, и такое отношение к жанру.
Я утомил вас своими разговорами о pay-to-play? У вас нет выбора? Вам бы поиграть хоть в какую-то ММО? Понимаю. Сам испытываю те же чувства, но очень стараюсь не переступить черту, после которой со мной случится стокгольмский синдром, и я начну оправдывать тех, кто не может просто брать деньги за игру и выстраивать нормальные отношения с игроками. Отношения, в которых каждый будет оставаться человеком, а не заложником.
51 комментарий
60 евро. И 25 евро за expansion pass.
(Это очень приблизительно, потому что там прибыль за полугодие и не вся от W3, но все же)
И я понимаю, что это какие-то очень правильные, светлые отношения, а не вечная война и попытка выпросить или вытребовать себе нормальные условия.
вот только в итоге наиграно у меня в него всего 1-2 часа
Подозреваю, что у тех разработчиков, на чьей стороне выступают «делатели дырок» другие понятия о выгоде. И стремятся они не к прибыли, а к супер-прибыли.
И это не просто максимум профита, а еще и при минимуме затрат.
Могу, конечно, ошибаться.
А кто им платит? При вышеупомянутой «разборчивости» аудитории-то…
World of Darkness-умер, DUST-прикрыли, переделав его в Project Legion (кстати понравилось как они обыграли это по ЛОРу с поколениями пехотинцев eve-ru.com/blogs/chronicles/5865 ) Valkyrie- радует тизерами.
Это говорит о том что разработчик не хочет быстрых денег с быстрой выкачкой оных из игроков и пропасть в никуда. Следственно ему придётся делать качественный продукт. Вот такой разработчик со своей продукцией интересен. Далее уже вопрос нравится/не нравится, но то что качественный продукт-факт. И такому проекту хочется помогать оплачивая подписку, тот же вопрос с офлайн играми, хочешь новый качественный продукт от разработчика купи игру(Ведьмак, ДА, Тотал Вар ...)
Вопрос подписки это скорее вопрос лени и жажды наживы разработчика.
В общем-то быть разработчиками одной игры не так уж плохо, просто накладывает определенный отпечаток.
Перечисляя проекты я хотел сказать что разработчику придётся делать и их качественными, по идее они могли выпустить ВоД сырым и недоделанным как большинство современных ММО и надеяться на что-то, но тогда бы пострадала репутация. Это и говорит о разном подходе к пользователю, кто-то может позволить себе выпускать мертворождённые проекты надеясь на магазин и жизнь в год, а кто-то решает делать качество, уважая пользователя и ожидая ответного от него взаимности.
То есть про SC — не рановато, а про валькирию рановато? :)
Если же сравнивать конкретно полеты, то по ощущениям (не забываем, и то, и то — ранние прототипы, так что все может (или уже) измениться) они очень сильно отличаются, соответственно и конкурировать слабо будут.
Кстати, я пропустил, Ситизен позиционируетя как «designed for VR helmets»?
Да, черт возьми! Неужели мы здесь сравниваем мобильную аркаду с мечтой?
/me подавился утренним кофе.
Путаете EVE Valkyrie и EVE Gunjack.
Большое Спасибо за заметку!