Сегодня исполняется ровно год со дня введения в EVE Online новой модели доступа к игре. С этого момента альфа-клонам, которые позволяли бесплатно играть, было уделено столько внимания, что прошедшее время легко можно назвать альфа-годом. Тем более, что в последний его день была анонсирована прямая продажа очков умений для альфа-клонов из игрового магазина.
Несмотря на прежние заверения о том, что CCP в торговле очками умений выступает только в качестве посредника, предлагая купить исключительно экстракторы для извлечения и перераспределения уже накопленных пилотами знаний, очки умений из магазина не принадлежат никому. Защитники этого шага справедливо указывают на тот факт, что игрок, оплативший подписку, точно так же получает очки умений из воздуха за реальные деньги. Но в этом-то и заключается кардинальное изменение, которое произошло со вселенной EVE Online всего за год.
Давайте условимся о том, что мы оставим в прошлом сколько-нибудь серьезное отношение к гарантиям и объяснениям CCP. Нет смысла тратить время и эмоции на попытки уличить компанию или отдельных ее представителей в нарушении обещаний и базовой логики. Это происходило уже столько раз, что разбор очередного примера не имеет никакого смысла.
За очень непродолжительное время CCP, будучи компанией, которая, пускай не сразу, но вышла на прямую связь со своей аудиторией и была способна на довольно высокий уровень диалога, вернулась в состояние, когда официальные слова больше ничего не значат. А первой лягушкой, которую успешно сварили постепенной сменой парадигмы, стал выборный орган, состоящий из игроков и в теории призванный защищать интересы игрового сообщества — CSM. Когда в последний раз вы слышали какие-то серьезные независимые заявления их представителей? Напротив, даже в последнем девблоге компания подкрепляет свои слова тем, что в CSM не нашли возможности злоупотреблять новым предметом из магазина. В общем, «одобрено лучшими собаководами».
Теперь, когда мы договорились не тратить силы на эмоции в адрес того, что уже произошло и на что мы повлиять, убежден, никак не могли, давайте попробуем ответить на простой вопрос: почему прямая продажа очков умений через игровой магазин, даже с озвученными ограничениями, раздражает часть игроков, а точно такая же продажа очков умений через подписку — нет.
Ответ очень простой — CCP на протяжении тринадцати лет не продавала очки умений. Компания продавала доступ к игре.
Вы попались на простой подмене понятий, которая, увы, действительно произошла. Раньше никто не рассматривал ежемесячную подписку, как продажу очков умений или какого-то другого отдельного элемента игры. Подписка была доступом ко всему игровому миру, где постепенное накопление очков умений — это просто механика, при помощи которой уравнивался неравномерный онлайн разных игроков. Это было сделано для игры, не для продажи. Но год назад вам сказали, что хотят сделать игру бесплатной, чтобы туда попало как можно больше игроков. Вы согласились. Игроков больше не стало. Да если бы и стало — чего стоят игроки, которые принципиально не хотят платить за вашу любимую игру? А вот вашу любимую игру вы потеряли. Она, вроде бы, и здесь, но больше не предмет сделки.
Вам казалось, что ничего страшного не произойдет. Но вот теперь, всего через год, вам говорят о том, что вы при помощи омега-клона не игру оплачиваете, а преимущества и получение очков умений. Поэтому какая вам разница, если те же преимущества и очки умений будут продавать в мелкой рознице при соблюдении ценового баланса с вашими преимуществами? Чувствуете, во что вы теперь играете и что оплачиваете?
Этот текст опубликован не в разделе EVE Online, потому что нет ничего уникального в происходящем. Разве что масштаб проекта, с которым случилось тривиальное, позволяет оценить динамику и глубину падения даже знаменитого MMO-исполина. Физика этих процессов работает одинаково.
Я никогда не был до конца уверен в своей правоте по поводу фритуплей-монетизации. Я делился с вами своими опасениями и примерами того, куда это приводит. Я допускал, что может быть иначе. Просто не видел позитивных примеров в MMO. Но сегодня, пожалуй, несколько поздновато называть происходящее «фритуплеем». Подсаживание на иглу микротранзакций действительно в прошлом происходило через отмену прямой сделки вокруг игры. CCP пришлось пойти на это по тем же причинам — чтобы убедить вас в том, что следует развивать микротранзакции, нужно было принципиально отменить сделку вокруг самой игры, но не упразднить ежемесячные платежи.
Именно поэтому в CCP сегодня так сильно настаивают на том, что альфа-клоны — это ни в коем случае не пробный период.
Потому что если в игру принципиально можно играть бесплатно, она больше не объект сделки. Что дает компании моральное право организовать сделку вокруг чего-то другого. Почему это важно? Потому что в случае, если вам передают банку с очками умений, компания тем самым полностью удовлетворяет предмет вашего интереса. Это так же просто, как продать экипировку, численно увеличивающую урон, или вымышленный ресурс, необходимый для вымышленного ремесленного рецепта. Сделка закрыта — вы мгновенно получаете то, что вам обещали. С эмоциями так не выходит.
Когда компания продает игру, особенно в рамках многоразовой сделки, которая происходит ежемесячно, она сталкивается с намного более эфемерным ожиданием игрока — он хочет, чтобы ему было интересно. До конца непостижимая магия и потому не до конца предсказуемая удовлетворенность от сделки — и есть главная проблема игростроя. CCP несколько лет смотрела на падающую кривую количества заключаемых сделок вокруг ежемесячной подписки на свой игровой сервис, и, думаю, не до конца понимала, что с этим делать.
Микротранзакции — это способ остаться на плаву, не решив проблему падающего или изначально слабого интереса к самому игровому процессу. Мы втайне надеемся, что, оставшись на плаву, разработчики поплывут в нужном нам направлении. Но вместо этого каждый раз видим, как они постепенно возводят из микротранзакций собственный «Титаник», на котором героически играет оркестр, а мы обливаемся слезами, забыв, куда хотели плыть.
Я все еще могу ошибаться. История все еще может подкинуть нам другие, более счастливые примеры, где микротранзакции могут помочь основному направлению. Но вот в чем я абсолютно уверен: если вам говорят, что за игровой процесс не нужно платить — бегите. Оно тонет. И никто не знает, что с этим делать.
Несмотря на прежние заверения о том, что CCP в торговле очками умений выступает только в качестве посредника, предлагая купить исключительно экстракторы для извлечения и перераспределения уже накопленных пилотами знаний, очки умений из магазина не принадлежат никому. Защитники этого шага справедливо указывают на тот факт, что игрок, оплативший подписку, точно так же получает очки умений из воздуха за реальные деньги. Но в этом-то и заключается кардинальное изменение, которое произошло со вселенной EVE Online всего за год.
Давайте условимся о том, что мы оставим в прошлом сколько-нибудь серьезное отношение к гарантиям и объяснениям CCP. Нет смысла тратить время и эмоции на попытки уличить компанию или отдельных ее представителей в нарушении обещаний и базовой логики. Это происходило уже столько раз, что разбор очередного примера не имеет никакого смысла.
За очень непродолжительное время CCP, будучи компанией, которая, пускай не сразу, но вышла на прямую связь со своей аудиторией и была способна на довольно высокий уровень диалога, вернулась в состояние, когда официальные слова больше ничего не значат. А первой лягушкой, которую успешно сварили постепенной сменой парадигмы, стал выборный орган, состоящий из игроков и в теории призванный защищать интересы игрового сообщества — CSM. Когда в последний раз вы слышали какие-то серьезные независимые заявления их представителей? Напротив, даже в последнем девблоге компания подкрепляет свои слова тем, что в CSM не нашли возможности злоупотреблять новым предметом из магазина. В общем, «одобрено лучшими собаководами».
Теперь, когда мы договорились не тратить силы на эмоции в адрес того, что уже произошло и на что мы повлиять, убежден, никак не могли, давайте попробуем ответить на простой вопрос: почему прямая продажа очков умений через игровой магазин, даже с озвученными ограничениями, раздражает часть игроков, а точно такая же продажа очков умений через подписку — нет.
Вы попались на простой подмене понятий, которая, увы, действительно произошла. Раньше никто не рассматривал ежемесячную подписку, как продажу очков умений или какого-то другого отдельного элемента игры. Подписка была доступом ко всему игровому миру, где постепенное накопление очков умений — это просто механика, при помощи которой уравнивался неравномерный онлайн разных игроков. Это было сделано для игры, не для продажи. Но год назад вам сказали, что хотят сделать игру бесплатной, чтобы туда попало как можно больше игроков. Вы согласились. Игроков больше не стало. Да если бы и стало — чего стоят игроки, которые принципиально не хотят платить за вашу любимую игру? А вот вашу любимую игру вы потеряли. Она, вроде бы, и здесь, но больше не предмет сделки.
Вам казалось, что ничего страшного не произойдет. Но вот теперь, всего через год, вам говорят о том, что вы при помощи омега-клона не игру оплачиваете, а преимущества и получение очков умений. Поэтому какая вам разница, если те же преимущества и очки умений будут продавать в мелкой рознице при соблюдении ценового баланса с вашими преимуществами? Чувствуете, во что вы теперь играете и что оплачиваете?
Этот текст опубликован не в разделе EVE Online, потому что нет ничего уникального в происходящем. Разве что масштаб проекта, с которым случилось тривиальное, позволяет оценить динамику и глубину падения даже знаменитого MMO-исполина. Физика этих процессов работает одинаково.
Я никогда не был до конца уверен в своей правоте по поводу фритуплей-монетизации. Я делился с вами своими опасениями и примерами того, куда это приводит. Я допускал, что может быть иначе. Просто не видел позитивных примеров в MMO. Но сегодня, пожалуй, несколько поздновато называть происходящее «фритуплеем». Подсаживание на иглу микротранзакций действительно в прошлом происходило через отмену прямой сделки вокруг игры. CCP пришлось пойти на это по тем же причинам — чтобы убедить вас в том, что следует развивать микротранзакции, нужно было принципиально отменить сделку вокруг самой игры, но не упразднить ежемесячные платежи.
Потому что если в игру принципиально можно играть бесплатно, она больше не объект сделки. Что дает компании моральное право организовать сделку вокруг чего-то другого. Почему это важно? Потому что в случае, если вам передают банку с очками умений, компания тем самым полностью удовлетворяет предмет вашего интереса. Это так же просто, как продать экипировку, численно увеличивающую урон, или вымышленный ресурс, необходимый для вымышленного ремесленного рецепта. Сделка закрыта — вы мгновенно получаете то, что вам обещали. С эмоциями так не выходит.
Когда компания продает игру, особенно в рамках многоразовой сделки, которая происходит ежемесячно, она сталкивается с намного более эфемерным ожиданием игрока — он хочет, чтобы ему было интересно. До конца непостижимая магия и потому не до конца предсказуемая удовлетворенность от сделки — и есть главная проблема игростроя. CCP несколько лет смотрела на падающую кривую количества заключаемых сделок вокруг ежемесячной подписки на свой игровой сервис, и, думаю, не до конца понимала, что с этим делать.
Микротранзакции — это способ остаться на плаву, не решив проблему падающего или изначально слабого интереса к самому игровому процессу. Мы втайне надеемся, что, оставшись на плаву, разработчики поплывут в нужном нам направлении. Но вместо этого каждый раз видим, как они постепенно возводят из микротранзакций собственный «Титаник», на котором героически играет оркестр, а мы обливаемся слезами, забыв, куда хотели плыть.
Я все еще могу ошибаться. История все еще может подкинуть нам другие, более счастливые примеры, где микротранзакции могут помочь основному направлению. Но вот в чем я абсолютно уверен: если вам говорят, что за игровой процесс не нужно платить — бегите. Оно тонет. И никто не знает, что с этим делать.
19 комментариев
Вся эта ситуация показывает, на сколько легко можно убедить игроков в том, что черное это белое. Всего год прошел и вот уже прямая покупка очков умений не только не смушает рядовых пилотов, но даже находит в их среде защитников.
Впрочем, справедливости ради, я не уверен, что если бы продажу очков умений ввели еще тогда, одновременно с альфа-клонами, а не спустя год — это вызвало бы какой-то массовый простест и отток игроков. Может быть это удалось бы продать еще тогда.
Кстати, имейте в виду — совершенно не важно, до какой степени вы возмущены, если при этом вы продолжаете платить деньги ССР.
Замечательно сказано.
Быть может, индустрии ММО пора вернутся к роли «игр не для всех»: кардинально новых идей что-то не видно, а существующей целевой аудитории просто недостаточно для проектов-клонов ААА-класса.
When the company’s microtransaction plans were derailed and a percentage of EVE players unexpectedly quit following the 2011 “Monoclegate” scandal, CCP was left with a hole in its books and had to lay off 20% of its staff worldwide to close it. It became evident that CCP didn’t have a financial buffer to protect its staff when forced to make cuts and hadn’t planned for this kind of worst-case scenario.
I wrote in wake of the Monoclegate layoffs that I hoped CCP would never again bet the livelihoods of hundreds of staff on that gamble, and perhaps that was naive of me. Since then we’ve seen a major round of layoffs following the cancellation of DUST 514 and World of Darkness, and now another major round following CCP pulling out of VR.
Напомню слова Хилмара из внутреннего письма в 2011 году:
Это на фоне того, что у проекта были и по сей день остаются свои «особенности», жестко фильтрующие потенциальную и реальную аудиторию. Потенциальную аудиторию фильтрует темный космический сеттинг, который далеко не для всех. Реальную — фильтрует культ боли, о котором я писал множество раз. Ну, и зачастую несовместимые с реальной жизнью напряги с нападением на игровую собственность. Есть и еще одна проблема — не развивающийся игровой опыт. По сути, в игре мелкий гоп-стоп и глобальные наезды в нулях как были основным эмоциональным драйвом, так и остаются. Все уже успели повоевать со всеми, просто потому что не воевать скучно, а не потому что у этих конфликтов есть какой-то глубокий сюжет, которому бы хотелось сопереживать. Социальные структуры как были в зачаточном состоянии чатика и прав доступа к структурам/ангарам, так и остаются. Идея создания «песочницы в квадрате» с той стороны Врат, озвученная в 2013 году, так и остается по сей день только концепцией. Ну, и, наконец, не стоит сбрасывать со счетов то, что давно узаконенное PLEX-RMT, где одна сторона не прикладывала силы для того, чтобы получить что-то внутри игры, а другая — батрачила на то, чтобы внутри игры заработать на подписку, тоже влияла на поведение и мотивы игрового сообщества.
В общем, когда CCP была королевой песочниц, достигнув своего пикового онлайна, она и так все еще оставалась игрой «очень не для всех». И несмотря на это из нее выкачивались огромные деньги на другие направления, а известные проблемы не решались, или решались слишком медленно.
Не внося в игру ничего, что могло бы заставить людей охотнее платить за подписку, они просто пробуют увеличить доение.
Хочется спросить у разработчиков словами из другого неприличного анекдота:
«А ты не сдохнешь, как та корова?»
Пошипели и… всё. При вводе магазина в Инкарне было гораздо шумнее, а сейчас небольшая рябь на поверхности болота и только.
С каждым подобным «нововведением» от EVE отстегивается определенная доля клиентов, не готовых к изменению условий сделки. И уходят в закат. Остаются те, кому «норм».
С другой стороны, люди впадают в ярость по поводу игр тогда, когда им не плевать. Пример — текущий скандал вокруг ЕА и SW:BF2. Если бы людям было всё равно — они просто не покупали бы игру с оофигевшей монетизацией. Но они хотят вот эту конкретную игру, и потому мошеннические условия сделки приводят их в ярость.
Люди из Евы действительно уходят, а что будет с хваленой рыночной системой Евы, если ее покинут топовые торговцы в Жите, владельцы тысяч ордеров? Войн нет, множество известных флиткомов эвент мейреров ушли из Евы, а тысяча альф не способна заменить одного грамотного ФК, который соберет флот и сможет что-то сделать.
Но что самое непонятное, так это ЦСМ. Они упорно защищают эту систему на реддите, в твитфлит слаке, в твиттере и просто в разговорах, причем разработчики хранят молчание, не было никаких комментариев с их стороны по теме монетизации.
Люди видят от других людей, что донат реально влияет на геймплей и не в лучшую сторону.
Разве те кто хейтит пишет, что графон устарел или стрелять не весело? Нет.
Точнее, я сильно удивлен тем, насколько точно сбылись мои личные прогнозы годичной давности.
Я тогда сильно задвавлася двумя вопросами: как вообще можно зарабатывать деньги на VR?
И о чем эти слоупоки думают вводя микротранзакции, когда уже на 10-ках примеров известно к каким они приводят последствиям.
RIP EVE. Что собсвенно было и год назал уже понятно. И уже даже не «жаль», а «по делом».