Мой текст «Простое удовольствие — не сомневаться» некоторые читатели восприняли как оду фришардам и попытку выгородить пиратство. Возможно, я действительно не до конца хорошо объяснил свою позицию, раз в комментариях люди столько раз споткнулись об эту тему. Поэтому я постараюсь объяснить, что, на мой взгляд, есть пиратство, где находятся его корни, а также в каком случае процессы могут восприниматься совсем иначе.
Давайте начнем с юридической части, в которой я откровенно мало что понимаю, поэтому стремлюсь избавиться от нее как можно быстрее. Думаю, с юридической точки зрения можно без труда доказать, что любое использование чужой интеллектуальной собственности без согласия на то людей, за которыми закреплены авторские права, будет считаться нарушением. Мало того, я и на эмоциональном уровне все это прекрасно понимаю. То есть мне не нужно заглядывать в законы, чтобы увидеть здесь факт использования чужой собственности. Авторы имеют право в этом случае злиться, протестовать, и даже запрещать. Осуждать их за это было бы странно. Но часто авторы настаивают на том, что пиратство прямо угрожает их возможности заработать деньги на своем творчестве. Именно вокруг этого момента возникает рациональная часть конфликта. И начинается интересное.
Яркий пример пиратства, о котором знает любой игрок — это получение копии свежей игры без перечисления денег тем, кто ее создал. Здесь все максимально просто и понятно — если так сделают все, авторы замечательной игры (давайте допустим, что она замечательная) просто разорятся и не смогут выпустить следующую замечательную игру. А в эту мы через пару месяцев наиграемся, чтобы пойти на торренты и скачать еще одну, лишив еще одного разработчика средств к существованию. Так постепенно, распространяя культуру пиратства, мы лишим себя авторов, которым было бы выгодно что-то создавать для нас. Какая альтернатива? Заплатить за эту игру автору. Странно, что мы об этом вообще говорим сегодня, верно? Вот настолько это очевидно. Хотя лет двадцать назад многим казалось, что пиратство неистребимо.
Но те же двадцать лет назад уже была одна явная проблема, у которой не было вменяемого решения — часть игр, которые давно покинули полки магазинов, просто невозможно было купить. В 1998 году в сети появляется файловый архив Home of the Underdogs, где выкладываются копии старых компьютерных игр. Абсолютно бесплатно. Безусловно нарушая авторские права, но предоставляя единственную на тот момент возможность познакомиться с культовыми старыми играми для тех, кто не успел их купить в свое время.
Казалось бы, дальше у этой ситуации два сценария развития — сайт мог оставаться незамеченным и продолжать свою деятельность, либо быть закрытым. Home of the Underdogs просуществовал до 2009 года, после чего добровольно, а никак не в силу судебных исков, был закрыт организатором. Немного ранее, в 2008 году, появился другой сайт — Good Old Games, который сегодня многие из вас знают как дистрибьютора компьютерных игр gog.com. Но начал он с простой возможности купить старые добрые игры без всякой защиты. Не просто скачать — купить. Еще они, разумеется, организовали все это на достойном уровне, позволяя запускать старые игры на новых компьютерах. Но суть-то в другом — получив возможность платить за старые игры, множество игроков сделали это с большим удовольствием.
Между «я не могу себе позволить купить» и «мне не дают возможности купить» лежит пропасть, величиной с успех gog.com.
Первое — вообще не причина для игроков красть игры, на создание которых люди потратили годы своей жизни. Второе — вообще не причина правообладателям жаловаться на пиратство. Для меня чистое пиратство — это сознательное игнорирование возможности заплатить авторам за то, что тебе нужно. А если такой возможности нет, дальше начинается серая зона чистых эмоций (за пределами юридической стороны, которую я здесь не рассматриваю).
Скажем, мы можем уважать право автора на любое отношение к продукту своего творчества. Вот не хочет он его продавать и все тут. Но ключевое слово здесь — «уважение». То есть сумма позитивных эмоций в адрес конкретных авторов или правообладателей должна быть настолько большой, что уважение к нему перевешивает наши пускай не самые возвышенные желания.
Здесь можно вспомнить SOE, в упор проигнорировавшую протесты аудитории Star Wars Galaxies после выпуска дополнения New Game Expirience. Компания предпочла потерять три четверти игроков, но не пойти на попятный или предоставить альтернативу в виде прежних механик на отдельных серверах. Около ста пятидесяти тысяч игроков были огорчены настолько, что предпочли покинуть виртуальный мир, но не жить по новым правилам. В этих действиях не прослеживается и тени взаимного уважения. Ждать от игроков, что они, увидев серверный эмулятор Star Wars Galaxies, воспроизводящий механики игры до ввода New Game Expirience, начнут колебаться и рассуждать о пиратстве, как-то странно. Какой выбор оставил им правообладатель?
Многие игроки Lineage 2 были не согласны с вектором развития проекта и годами просили вернуть прежние механики в виде классических серверов, получая постоянные отказы. В отличие от SWG, среда пиратских серверов Lineage 2 сама себя настолько успешно дискредитировала, что через какое-то время в ее условиях ни о честной игре, ни о долгосрочных целях рассуждать не приходилось. Несмотря на формально избыточное предложение, здесь воцарился такой вакуум, что компания, снизойдя до классических серверов, смогла продавать безумно урезанную в плане механик версию, успешно конкурируя с пиратскими серверами, содержащими намного больше классических механик и предлагающих все это «бесплатно».
Впрочем, эти истории описывают все еще легкую форму постепенно исчезающего или возвращающегося предложения игры. Мы же были свидетелями того, как в сути своей игра так и не стала частью коммерческого предложения владельца интеллектуальной собственности.
Многие игроки смогли поиграть в чистый Archeage только в режиме закрытого бета-теста или вовсе в рамках собственных фантазий в момент долгого ожидания выхода этого проекта.
Когда дело дошло до дела, русскоязычных игроков поставили в настолько унизительное положение, что нам пришлось с боями отвоевывать право поиграть в легкую версию фритуплей-магазина. Тогда, будучи довольно наивным, я уговаривал себя в том, что фримиум-версия — это такое предоставление вечного пробного периода, закрывая глаза на то, что в игровом магазине с самого начала продавались вещи, прямо влияющие на игровые возможности. Да и сам премиум предлагал купить преимущества. Что было потом и насколько стремительно, думаю, никому здесь нет смысла снова пересказывать.
Как верно заметил Ascend в прекрасном материале «У меня есть мечта»:
Игроки Star Wars Galaxies могли требовать игру по старым правилам, потому что видели именно игру и были в ней. Как и игроки Lineage 2 или игроки World of Warcraft. Игроки Archeage просто мечтают, что когда-нибудь увидят этот мир с неплохим потенциалом в виде чистой игры, но пока ни владельцы авторских прав, ни пираты им этой возможности попросту не предоставляют. То есть на рынке легального предложения сегодня зачастую просто нет предложения игры при существенном спросе на нее.
Современная MMO-индустрия во многом паразитирует даже не на привычке, а на куда более мощной для многих людей штуке — сложившемся коллективном досуге.
Некоторые из нас, в частности — я, сформировали привычный круг общения и вид проведения совместного досуга вокруг коллективных виртуальных миров с долгосрочными целями. Если мы не видим достойных предложений и выходим из этого вида досуга, мы заодно рубим часть важных для нас социальных связей. Мы лишаемся среды, в которой эти связи поддерживались через совместные события и эмоции. Конечно же, мы не хотим этого. Конечно же, некоторые из нас предпочтут такому разрыву компромиссы. Конечно же, понимаем это не только мы, и вот в очередной раз нас ставят в положение «Куда вы денетесь?». Но где во всем этом уважение, к которому призывают нас люди, предлагающие уважать чужую интеллектуальную собственность? Разве кто-то из нас отказывается платить за нормальное предложение? Нет. Просто наш спрос пытаются эксплуатировать, предлагая приманку, похожую на игру, а совсем не игру.
Да, я пишу о больших виртуальных мирах и красивых горизонтах MMO, прямо сейчас играя на фанатском сервере Lineage 2 c механиками пятнадацатилетней давности и онлайном в тридцать человек. Смешно. С одной стороны. С другой — а вот ничего подобного. Потому что я играю в Игру. В настоящую Игру, где никто не нарушает правила за деньги. В игру, которая и в десятый раз, и через пятнадцать лет может приносить массу позитивных эмоций мне и людям, которые меня окружают. Я играю в настоящую игру со своими друзьями и сближаясь с новыми людьми, с которыми меня объединила эта старая игра на пиратском сервере. Смешной онлайн? Да, так и есть. А что, большой онлайн на фоне отсутствия самого факта существования Игры и уверенности в завтрашнем дне вы считаете лучше? Нет, я так не думаю. И если то, что мне нужно, может предложить только пиратский сервер, пускай один из многих тысяч, так тому и быть.
Да, я не рекламирую этот сервер, что-то меня постоянно сдерживает. Возможно, та самая где-то в глубине до конца не решенная дилемма по поводу авторских прав и уважения к людям, которые все это создали. Но мне кажется, что невозможно испытывать уважение к другим, не уважая себя. Этой роскоши вы нам часто просто не оставляете.
Давайте начнем с юридической части, в которой я откровенно мало что понимаю, поэтому стремлюсь избавиться от нее как можно быстрее. Думаю, с юридической точки зрения можно без труда доказать, что любое использование чужой интеллектуальной собственности без согласия на то людей, за которыми закреплены авторские права, будет считаться нарушением. Мало того, я и на эмоциональном уровне все это прекрасно понимаю. То есть мне не нужно заглядывать в законы, чтобы увидеть здесь факт использования чужой собственности. Авторы имеют право в этом случае злиться, протестовать, и даже запрещать. Осуждать их за это было бы странно. Но часто авторы настаивают на том, что пиратство прямо угрожает их возможности заработать деньги на своем творчестве. Именно вокруг этого момента возникает рациональная часть конфликта. И начинается интересное.
Яркий пример пиратства, о котором знает любой игрок — это получение копии свежей игры без перечисления денег тем, кто ее создал. Здесь все максимально просто и понятно — если так сделают все, авторы замечательной игры (давайте допустим, что она замечательная) просто разорятся и не смогут выпустить следующую замечательную игру. А в эту мы через пару месяцев наиграемся, чтобы пойти на торренты и скачать еще одну, лишив еще одного разработчика средств к существованию. Так постепенно, распространяя культуру пиратства, мы лишим себя авторов, которым было бы выгодно что-то создавать для нас. Какая альтернатива? Заплатить за эту игру автору. Странно, что мы об этом вообще говорим сегодня, верно? Вот настолько это очевидно. Хотя лет двадцать назад многим казалось, что пиратство неистребимо.
Но те же двадцать лет назад уже была одна явная проблема, у которой не было вменяемого решения — часть игр, которые давно покинули полки магазинов, просто невозможно было купить. В 1998 году в сети появляется файловый архив Home of the Underdogs, где выкладываются копии старых компьютерных игр. Абсолютно бесплатно. Безусловно нарушая авторские права, но предоставляя единственную на тот момент возможность познакомиться с культовыми старыми играми для тех, кто не успел их купить в свое время.
Казалось бы, дальше у этой ситуации два сценария развития — сайт мог оставаться незамеченным и продолжать свою деятельность, либо быть закрытым. Home of the Underdogs просуществовал до 2009 года, после чего добровольно, а никак не в силу судебных исков, был закрыт организатором. Немного ранее, в 2008 году, появился другой сайт — Good Old Games, который сегодня многие из вас знают как дистрибьютора компьютерных игр gog.com. Но начал он с простой возможности купить старые добрые игры без всякой защиты. Не просто скачать — купить. Еще они, разумеется, организовали все это на достойном уровне, позволяя запускать старые игры на новых компьютерах. Но суть-то в другом — получив возможность платить за старые игры, множество игроков сделали это с большим удовольствием.
Первое — вообще не причина для игроков красть игры, на создание которых люди потратили годы своей жизни. Второе — вообще не причина правообладателям жаловаться на пиратство. Для меня чистое пиратство — это сознательное игнорирование возможности заплатить авторам за то, что тебе нужно. А если такой возможности нет, дальше начинается серая зона чистых эмоций (за пределами юридической стороны, которую я здесь не рассматриваю).
Скажем, мы можем уважать право автора на любое отношение к продукту своего творчества. Вот не хочет он его продавать и все тут. Но ключевое слово здесь — «уважение». То есть сумма позитивных эмоций в адрес конкретных авторов или правообладателей должна быть настолько большой, что уважение к нему перевешивает наши пускай не самые возвышенные желания.
Здесь можно вспомнить SOE, в упор проигнорировавшую протесты аудитории Star Wars Galaxies после выпуска дополнения New Game Expirience. Компания предпочла потерять три четверти игроков, но не пойти на попятный или предоставить альтернативу в виде прежних механик на отдельных серверах. Около ста пятидесяти тысяч игроков были огорчены настолько, что предпочли покинуть виртуальный мир, но не жить по новым правилам. В этих действиях не прослеживается и тени взаимного уважения. Ждать от игроков, что они, увидев серверный эмулятор Star Wars Galaxies, воспроизводящий механики игры до ввода New Game Expirience, начнут колебаться и рассуждать о пиратстве, как-то странно. Какой выбор оставил им правообладатель?
Многие игроки Lineage 2 были не согласны с вектором развития проекта и годами просили вернуть прежние механики в виде классических серверов, получая постоянные отказы. В отличие от SWG, среда пиратских серверов Lineage 2 сама себя настолько успешно дискредитировала, что через какое-то время в ее условиях ни о честной игре, ни о долгосрочных целях рассуждать не приходилось. Несмотря на формально избыточное предложение, здесь воцарился такой вакуум, что компания, снизойдя до классических серверов, смогла продавать безумно урезанную в плане механик версию, успешно конкурируя с пиратскими серверами, содержащими намного больше классических механик и предлагающих все это «бесплатно».
Впрочем, эти истории описывают все еще легкую форму постепенно исчезающего или возвращающегося предложения игры. Мы же были свидетелями того, как в сути своей игра так и не стала частью коммерческого предложения владельца интеллектуальной собственности.
Когда дело дошло до дела, русскоязычных игроков поставили в настолько унизительное положение, что нам пришлось с боями отвоевывать право поиграть в легкую версию фритуплей-магазина. Тогда, будучи довольно наивным, я уговаривал себя в том, что фримиум-версия — это такое предоставление вечного пробного периода, закрывая глаза на то, что в игровом магазине с самого начала продавались вещи, прямо влияющие на игровые возможности. Да и сам премиум предлагал купить преимущества. Что было потом и насколько стремительно, думаю, никому здесь нет смысла снова пересказывать.
Как верно заметил Ascend в прекрасном материале «У меня есть мечта»:
Самый простой способ разрушить Игру, это начать менять её законы и правила для отдельных участников за деньги. Я сознательно употребляю слово участники. Потому что участники — не игроки, они не подчиняются законам и правилам Игры и в достаточной мере сознательно — при попустительстве людей, которые на самом деле изначально продают не Игру, а странную пьесу о смерти Игры как концепции — принимают участие в разрушении Игры. Они становятся всадниками Апокалипсиса, разрушителями Миров, которые начинают заниматься своим пагубным делом с момента рождения Игры. Еще раз повторю: правила Игры не могут быть нарушены, потому что сразу же исчезает сама Игра.
Игроки Star Wars Galaxies могли требовать игру по старым правилам, потому что видели именно игру и были в ней. Как и игроки Lineage 2 или игроки World of Warcraft. Игроки Archeage просто мечтают, что когда-нибудь увидят этот мир с неплохим потенциалом в виде чистой игры, но пока ни владельцы авторских прав, ни пираты им этой возможности попросту не предоставляют. То есть на рынке легального предложения сегодня зачастую просто нет предложения игры при существенном спросе на нее.
Некоторые из нас, в частности — я, сформировали привычный круг общения и вид проведения совместного досуга вокруг коллективных виртуальных миров с долгосрочными целями. Если мы не видим достойных предложений и выходим из этого вида досуга, мы заодно рубим часть важных для нас социальных связей. Мы лишаемся среды, в которой эти связи поддерживались через совместные события и эмоции. Конечно же, мы не хотим этого. Конечно же, некоторые из нас предпочтут такому разрыву компромиссы. Конечно же, понимаем это не только мы, и вот в очередной раз нас ставят в положение «Куда вы денетесь?». Но где во всем этом уважение, к которому призывают нас люди, предлагающие уважать чужую интеллектуальную собственность? Разве кто-то из нас отказывается платить за нормальное предложение? Нет. Просто наш спрос пытаются эксплуатировать, предлагая приманку, похожую на игру, а совсем не игру.
Да, я пишу о больших виртуальных мирах и красивых горизонтах MMO, прямо сейчас играя на фанатском сервере Lineage 2 c механиками пятнадацатилетней давности и онлайном в тридцать человек. Смешно. С одной стороны. С другой — а вот ничего подобного. Потому что я играю в Игру. В настоящую Игру, где никто не нарушает правила за деньги. В игру, которая и в десятый раз, и через пятнадцать лет может приносить массу позитивных эмоций мне и людям, которые меня окружают. Я играю в настоящую игру со своими друзьями и сближаясь с новыми людьми, с которыми меня объединила эта старая игра на пиратском сервере. Смешной онлайн? Да, так и есть. А что, большой онлайн на фоне отсутствия самого факта существования Игры и уверенности в завтрашнем дне вы считаете лучше? Нет, я так не думаю. И если то, что мне нужно, может предложить только пиратский сервер, пускай один из многих тысяч, так тому и быть.
Да, я не рекламирую этот сервер, что-то меня постоянно сдерживает. Возможно, та самая где-то в глубине до конца не решенная дилемма по поводу авторских прав и уважения к людям, которые все это создали. Но мне кажется, что невозможно испытывать уважение к другим, не уважая себя. Этой роскоши вы нам часто просто не оставляете.
63 комментария
Компьютерное пиратство, не смотря, не свои четкие понятия — «использование чужой интеллектуальной собственности без согласия на то людей, за которыми закреплены авторские права», имеет несколько аспектов. С одной стороны это воровство. Автор теряет часть потенциальной прибыли. С другой стороны, покупатель, тоже не всегда получает то, за что он заплатил. Игра не такой простой продукт, что бы её можно было быстро и точно оценить. Сейчас, конечно, стало чуть проще, есть твич, ютуб и независимые игровые порталы. Но изначально, многие мои друзья, да и я сам, встали на путь потакания пиратству, заплатив за некачественный продукт. Потратив много времени, сил и нервов на попытки доведение этих поделок до мало мальски пригодного состояния или на попытки возврата денег. После чего был выбран оптимальный, с нашей точки зрения, путь прохождения денег до автора. Качаем пиратку. Играем некоторое время. Все устраивает, игра понравилась? Да — покупаем. Нет — удаляем. Да, я нарушаю авторские права. Но как быть, если автор, нарушает мои права — права потребителя? В случае с материальным товаром, все достаточно просто. Если какой то продукт, изначально, меня устраивает, но через три месяца теряет свой функционал или товарные качества, я стараюсь заменить его на другой или вернуть деньги. Но с играми, эти правила не всегда работают. Иногда, что бы понять, что игра не то, чем кажется нужно потратить достаточно большое количество времени.
Например. Достаточно плачевна ситуация с играми примерно десятилетней давности, использовавшими разного рода хардварные защиты, в частности привязку к компакт-диску. Такие продукты требуют «приложить руку» и если это делает не текущий владелец прав — поздравляю, это пиратство. И даже давно известная торговцам музыкой фишка «продать альбом по новой на новом носителе» тут работает не всегда, потому что интеллектуальная собственность обанкротившихся компаний часто покупается по три цента за пучок, и текущий владелец может быть совершенно не заинтересован что-то с ней делать. Например, они могут быть куплены какой-нибудь ЕА, которой, внезапно может быть «не интересно» взаимодействовать с другими площадками, той же GoG, потому что у них есть свой собственный Ориджин, а выкладывать игру туда им на данный момент не интересно. Или они могут иметь какие-то туманные планы на выпуск своего проекта в этой же франшизе и считать, что им ни к чему конкуренция.
Но это хардварные и софтварные защиты, они своё в основном отживают. Сейчас защита от пиратов всё чаще осуществляется через перенос части игры на сторону дистрибьютора. Начиная от лайтовых вариантов, вроде авторизации при запуске, и заканчивая полным разделением на клиентскую и серверную часть, когда без последней игра в принципе не работоспособна. Это все современные ММО в широком смысле толкования термина. И здесь тоже хватает примеров. Например, ЕА некоторое время назад прекратила поддержку Battlefield 2, Battlefield 2142 и Battlefield Heroes потому что… на самом деле потому, что могут. Возможно, они посчитали, что они оттягивают потенциальных клиентов у новых проектов. Впрочем, это тот случай, когда вас не спасет даже пиратсво. Недавно Revive Network, фанатский проект по созданию независимой клиентской части для закрытых продуктов ЕА — заявил о самороспуске, потому что к ним пришли юристы ЕА и попросили не теребить их частную собственность.
Фактически, цифровая дистрибуция окончательно уничтожила покупку, фактически заменив его арендой. У компании, которой вы отдали свои $60, может закончиться лицензия и продукт уберут из магазина, а иногда и с клиентских устройств. Сама компания может решить, что она дальнейшая поддержка продукта не оправдана. Или же компания может просто прекратить существование. И привет.
Мало того, что нормальные условия покупки не могут сделать (заметьте, стим взлетел в условиях огромного количества пиратов и стал получать мега прибыли, просто из-за удобства), так еще и обманывают на каждом шагу!
То лутбоксы, то игра — тупой примитив, просто с хорошей графикой. А обещают и показывают шедевр.
А с другой стороны вижу обраьтный пример — играл в Path of Exile, игра бесплатная с микротранзакциями для красоты. Но разработчик понимает свою аудиторию, не слушает нытиков на форуме и не меняет политику, как результат — народ в очереди стоит чтоб задонатить, просто в благодарность.
Но все равно уверен, EA зарабатывает больше. Лично видел как знакомый ругал сына, за то что тот взял его карту и потратил кучу бабла в БФ…
игрпроектов. Да и ценники на многие игры остаются очень высокими и формируются не для уровня наших доходов.Денег нет, но есть свободное время — описание самой играющей аудитории. А в играх она нужна для массовости, иначе это не ММО. Именно из-за этого популярность ф2п. В классической модели ф2т — подписка просто ускоряет прокачку, чтобы у людей был выбор, платить временем или деньгами. То где нет бесплатной подписки такие люди полюбому будут пиратить.
И хорошо, если офф сервер будет предлагать сервис, на который человек перейдет когда будут деньги. Но главная проблема в том что хорошего сервиса нет. А есть зато такие как Archeage.
Статья как раз о том, что на пиратсво сами разработчики-то и подталкивают своими попытками нас обмануть. И попытка развить дискуссию на тему как из этой ситуации выйти.
Не понимаю, почему разработчики упорно не хотят реализовывать такой вариант, ведь так и нагибаторы-врыватели довольны и несут тонны денег, и бесплатники довольны — они бесплатно служат массовкой для врывателей. И, конечно, довольны те, кто просто хочет нормального честного сервиса, и ведь они тоже платят! Не уходят через полгода, а платят. Выгодно всем. Но не использует никто, не странно ли?
Если говорить как игрок: Эмоционально я вас всех понимаю, да и сам совершаю точно такое же преступление, просто потому что хочу получить продукт и сервис, который уже был создан и работал. Тут все тоже самое, как со старым софтом: была удачная версия — использовал, обновили — больше не использую. Вот только в случае с ММО у нас нет возможности просто откатиться на предыдущий этап, а необходимость есть!
С другой стороны: Да, мы можем долго ругаться на разработчиков, которые делают с нашими любимыми играми какие-то жуткие вещи и говорить, что именно они толкают нас на скользкую флибустьерскую тропу. Вот только давайте честно, это их детище и они имеют право делать с ним все, что угодно. Мы, как игровое сообщество вольны предлагать, просить и даже требовать что-то от авторов, но если они не идут на уступки — нам остается только не играть и лишить их наших денег.
Такая вот борьба и происходит лично в моей ммозгу. :)
Да это пиратство, но эксплуатирование социальной значимости игры разработчиками — издевательство над личностью.
Представь себе подростка, кто вложил много сил в достижения, в построение соц связей и вдруг вынужден отказаться от этого. Он будет мучаться, злиться, воровать деньги на игровые преимущества, играть в неинтересную ему игру. Или на фри шард…
1. Терпеть неудобства игры, мучиться, но оставаться в группе.
2. Уйти в одиночку.
Я два раза разрывал отношения с кланом (гильдией) и уходил. Как итог — теперь мне не с кем играть. Плохо? Плохо! Остался бы, зная как сложится? Нет! Потому что это была бы уже не игра. Подросткам полезно сталкиваться с подобным, это учит делать выбор.
А причем тут фришарды? Да не при чем. :) Справедливо для любой совместной игры.
Я также считаю, что система «взял пиратку, пришел в восторг, купил лицензию» в своей основе не очень честная. Потому что ценообразование игр так не работает. Ценообразование игр работает, исходя из принципа «вам достаточно интересно это попробовать». Если бы кто-то знал наверняка, что игра вызовет у вас откровенный восторг, он выставил бы цену намного выше. Поэтому работоспособность схемы «купил пиратку, а потом...» проверяется не исключительными граничными случаями «пришел в восторг» или «уф… хорошо, что за такой ужас денег не заплатил», а куда более распространенной ситуацией «ничего так, но не то чтобы вах», при которой никто не бежит покупать лицензию, получив все же долю позитивных эмоций от игры.
У меня в случае с пиратством работает максима, которую я объяснял выше — если я буду пиратить, мой друг будет пиратить, все будут пиратить, кто будет делать игры завтра? То есть для меня это вопрос, скорее, экосистемы, чем какого-то священного уважения к незнакомым людям.
Но если говорить об уважении, то здесь нужно посмотреть на тех, кто добился в этом вопросе максимального успеха. И это CD Projekt. К слову, они же владельцы gog.com, который начал с того, что доверял своим клиентам. Уважал их. Ну, и приводил в восторг своих клиентов при помощи Ведьмака — опять, прошу заметить, доверяя своим клиентам и полагаясь исключительно на их благодарность. Работает! Конечно, работает не только доверие, но и отличная игра, которую нужно уметь сделать. Но это же тоже про экосистему. Меня устраивает, что в такой экосистеме выживает CD Projekt.
Так вот, с точки зрения той же экосистемы, моя игра в Lineage 2: Age of Splendor или Star Wars Galaxies: preNGE, никак не влияет на ситуацию завтра. Окей, я понимаю, что могу заблуждаться, и авторы развивают игру так, как им хочется, а не мне. Имеют право. Но мне в этом случае предлагается просто не играть. И вот тут не играть. И еще вот тут. Скажем, я бы забыл про эти линеечные фришарды, появись у меня в 2014 году человеческий Archeage, который на голову выше по потенциальным механикам, и развивайся он тоже по-человечески. Но нет, опять: не нравится — не играй. Проблема в том, что это уже не домыслы и не подозрения — игровая индустрия действительно занимается круговой порукой и вполне естественно ее использует. Чем больше проектов с микротранзакциями, тем меньше вариантов у игрока, тем на большие компромиссы он готов пойти.
Собственно, вот — пример того, как это работает. Как только один конкурент сказал, что не будет заниматься такой фигней, другой тут же тоже прозрел и понял, что хочет делать игры, а не лутбоксы. Но достаточно им двоим было повести себя несколько иначе, и оп-па: «не хочешь — не играй».
Но, окей, уговорили. Не играю. Выхожу за дверь. При этом иду не в кино или библиотеку, а на фришард. Как от этого страдает экосистема? Меня вот, как ушедшего в знак протеста, устроит максима «если я уйду, мой друг уйдет, все уйдут». Да аллилуя же! Это ж нам и надо. Только мы не по кино и библиотекам разошлись, а на фришард пошли и ждем там у реки труп врага. Не вижу потерь для экосистемы. А уж уважение доброй половине разработчиков MMO после того, что они творили, еще зарабатывать и зарабатывать. Причем не с нуля. А из минуса.
По поводу Вашей позиции. С точки зрения «показать разработчикам, что мы не готовы платить за продукт деньги», играть на фришарде и не играть совсем будет иметь одинаковый эффект, да. Притом, что показательная игра на бесплатном сервере с нужной нам версией может быть полезна для воздействия на создателей игры. Пример с ванильным ВоВ.
Но давайте вернемся в торрентам. У нас есть две игры. ММО (сервис, подразумевающий постоянную оплату) и Сингл (подразумевающий разовую плату). Предположим, что сам клиент для ММО бесплатен и требуется только подписка. Значит, «купить ММО» — процесс длительный. Условно говоря. А теперь вопрос. В чем разница между скачать одиночную игру с торрента и играть в ММО на фришарде? С точки зрения отношения игрок-разработчик (+издатель). Я бы платил, если бы дали нормальную версию — тоже самое, что я бы купил, если бы она была хороша, разве нет?
Игровая индустрия катится в… далеко, в общем. И, может, стоит дать ей туда скатиться окончательно? Потому как, попытка игроков повлиять на разработчиков словами, кажется, уже давно не работает. Нам обещают снова и снова, а в итоге — ничего.
Окай, ситуация из моего личного опыта. Купил Urban Empire по предзаказу, потому что ничто не предвещало беды. Релиз, игра установлена и спустя где-то час я начинаю чувствовать острое ощущение того, что где-то меня… хм… переиграли. Отправляю запрос на рефанд, благо условия пока позволяют, без зазрения совести иду на трекер и качаю «ознакомительную версию». На третьем часу игры я понимаю, что первые ощущения меня не то что не обманули, они даже вкратце не передают того, какую дрянь мне подсунули харизматичные бородатые разработчики при помощи моего «любимого» издателя Kalypso Media Digital (серьёзно, они для меня как LJN для Нерда). А рефанд к этому времени уже никто бы не одобрил. Ну и, само собой, игра вместе с инсталлятором отправилась нафиг с винта. Играть в это я и бесплатно не собираюсь.
Игры же, в которые мне играть интересно, если уж я прибегаю к такому методу ознакомления, я всегда покупаю потом, и совершенно необязательно со скидкой. Для меня вообще нонсенс — долго держать на компе пиратку и играть в неё. Если игра хорошая, она будет куплена официально, если игра плохая — я её удаляю. Единственное исключение — это когда скачал что-нибудь и либо забыл, либо руки не доходят, либо просто лень. Только и в таком случае ничего не меняется: я ж всё равно в неё не играю. А некоторые игры я точно так же покупаю «впрок» — причём уже на релизе. Просто они меня уже заинтересовали, так почему бы и не показать разработчикам, что игра нашла своего покупателя. Я, может, в неё вообще не найду времени зайти, но хороших людей нужно поощрять.
Так что не нужно делать таких смелых обобщений.
В таких ситуациях я бы предложила не применять и «большинство» тоже. Судя по тексту выше, Вы не одобряете подход
Но когда Вы пишете, что так делает большинство, Вы демонстрируете таким игрокам, что «все так делают», что это норма. Редкие исключения тогда рассматриваются как чудачество либо попытка надеть белый плащ или что-то вроде. Я, конечно, не могу знать Ваших целей, но если Вы не намерены выписать таким игрокам моральную индульгенцию — не убеждайте их, что они в большинстве, ибо они с охотой верят таким фразам и потом используют их как оправдания в полной уверенности, что нет в этом ничего плохого.
Замечание касается любой ситуации, с которой Вы можете быть не согласны. Это как с детьми: большинство играли в опасные игры, но я ни разу не слышала от взрослых фразу «все так делают» или «так делает большинство». Обычно применялось что-то вроде: «Да, я знаю, что другие так иногда делают».
Сила слова колоссальна, и если Вы желаете изменения ситуации, используйте эту силу правильно :)
Это не просто длительный процесс. Это процесс, который существенно защищает интересы игрока сразу по двум направлениям. Первое направление — разделение платежей. Тебе не нужно платить все деньги вперед. С учетом целей и амбиций MMO-геймплея, ты платишь даже не 10% общей стоимости, а куда меньше. Затем смотришь на протяжении месяца, нравится ли тебе то, что создали авторы, и решаешь, вносить ли следующий платеж. Второе направление — длительная сделка. Ты не покупаешь все и сразу пакетом, ты поддерживаешь экономические отношения с разработчиком ровно столько, сколько тебя это устраивает, посылая четкий сигнал тогда, когда тебя эти отношения уже не устраивают.
Тут очень сложно проводить прямые параллели. Потому что если проводить их между мгновенными слепками состояния MMO и одиночной игры, то в силе остается мой предыдущий аргумент — у меня попросту нет легального предложения того же самого, что я могу получить на фришарде. Если же рассматривать MMO, как динамически развивающийся процесс, то есть представить в виде поезда, который куда-то движется, то фришард — это такой поезд, который никуда не едет (что, конечно же, большой минус), но легальная версия — это поезд, который точно уехал не туда, куда тебе нужно, причем очень далеко. Здесь я не рассматриваю ситуацию, когда только на фришарде можно поиграть в Игру, а не в Магазин. Это отдельная история.
Да, однозначно. Понимание того, что ты пользуешься плодами творчества определенных людей, безусловно, есть. Я попытался это отобразить в тексте. Вопрос здесь в том, что дает отказ от этого? Станет ли лучше создателям того Lineage 2, если я больше никогда не зайду в их мир, не буду смотреть на закат, который они сделали, не стану рассматривать солнечный узор на траве в Лесу Зеркал и больше никогда никому не расскажу, что даже через пятнадцать лет я прихожу туда и получаю удовольствие? Я совсем не уверен в этом, вспоминая слова Рафа Костера об Ультима Онлайн:
И, конечно же, как только игроки открыли возможности реверс инжиниринга, большинство из того, что мы сделали, было воссоздано, переосмысленно, переделано и дополненно на сотнях и сотнях «серых шардов», создаваемых с 1998 года. Существует как минимум три серверные версии, совместимые с официальным клиентом, и на пике популярности у них были сотни тысяч игроков, количество которых превосходило количество официальных подписчиков. Когда я впервые приехал в Китай, то с удивлением понял, что здесь хорошо знают Ultima Online, несмотря на то, что игра никогда не выходила в этой стране. Зато множество серых шардов Ultima Online в Китае помогло появиться новому поколению местных MMO-разработчиков. В целом, Ultima Online, пожалуй, самый популярный мир, управляемый пользователями. И это настоящее наследие традиций MUD.
Вспомнился разговор с бывшим начальником. Я ругался, что у меня картинки на чужой сайт увели, он сказал, что хорошему дизайнеру нечего жадничать, еще нарисовать можно, тем более, что это своего рода признание, если у тебя что-то крадут из области идей. Можно спорить, но мысль интересная. Получается, что разработчики все-таки очень переживают, что их современные игры не могут конкурировать с их же творениями десятилетней давности.
Расписав Сикстинскую Капеллу, флорентийские мастера продолжили творить и оставили людям еще множество шедевров. В каждое полотно вложена частица души и огромный труд. Именно поэтому их имена звучат в веках и слава их будет жить столько, сколько будет жить человечество, каким мы его знаем.
Во времена Ренессанса неумелых подражателей клеймили позором. Псевдохудожники, маравшие холст без капли «божьей искры», были обречены на безвестность и нищету. Попробуйте вообразить, что случилось бы с неким деятелем, который попробовал бы «улучшить» или «дополнить» великие творения мастеров по своему разумению в угоду публике…
В ММО мы видим, что разработчики занимаются именно этим — и в итоге получаем продукты класса «уже не торт» и «свернули не туда». Вместо написания серии полотен (ММО с аддонами), они, такое ощущение, все прикручивают к основной раме маленькие дополнительные рамочки. Причем саморезами по живому. И все оправдывают вот этим «Ну, игрокам же нравится». А им давно не нравится. Именно поэтому, как любые ценители искусства, игроки так жаждут видеть хотя бы изначальный, чистый замысел (Ванилла WoW, ранние хроники ЛА2). Поэтому сейчас мастера сами оставляют суетный конвеер покрасочных фабрик и возвращаются к своим же полотнам многолетней давности (UO Online). Подолгу стоят в задумчивом созерцании, силятся вновь ухватить ту искру, которая горела в них много лет назад. Некоторые совершенно искренне спрашивают себя: «Почему?»…
А ведь ответ на поверхности. И на этом ресурсе он был дан не единожды. Остается надеяться, что мастера современности в нашем любимом жанре тоже его увидят и снова впустят музу в свои сердца.
Ничем. Но это помогает частично решить проблему в отношениях игрок-разработчик, которая только сейчас подобралась к сингл играм — полный контроль правообладателя над своим продуктом и его использованием. У клиента сейчас один выбор, он может или выполнять любые капризы разработчика, или покинуть игру без возврата затраченных денег и, естественно, времени.
Раньше эта проблема остро стояла только с ММО, так как они содержат «естественный» drm и больше полагаются на поддержку со стороны разработчика. Но к синглам она идет даже быстрее, чем я ожидал. Не удивлюсь, если через пару лет основную прибыль в синглах будут приносить платные читы и повышающие удобство шмотки.
Так что рефанд — абсолютно не пацанея. Он полезен только когда игра сразу начинает лагать/вылетать/не запускаться. В остальном же «демо-версия» с торрентов все еще более показательна.
Знаете, как справлялись в свое время на западе с выбором фильмов до появления агрегаторов оценок? У людей были любимые критики со схожими вкусами, которым они доверяли. И если их любимый критик писал, что фильм ок — они верили. Сейчас есть возможность делать тоже самое, миллион ютуберов, найти любимого, узнать мнение, поиграть на ютубе в конце концов.
Как бы часто не совпадали твои вкусы с каким-нить блогером, всегда есть неплохая вероятность погрешности. Если ты играешь не часто, либо у тебя нет проблем с покупкой кучи игр, это довольно классный способ утвердиться в выборе. А вот если у тебя на примере игр 20, а купить ты можешь только одну, никакой блоггер тебе не поможет, надо щупать.
Пиратство это часть прогресса. Побочный эффект дискет и флешек.
Если завтра воровать из магазинов станет так же легко как скачивать книги, ретейлеров не спасет даже «не укради» в заповедях. Если завтра пиратить контент станет так же сложно как воровать физические продукты сейчас пиратство вымрет. Ничего личного, но краденая корова дешевле купленной а экономический агент всегда будет стараться приобрести максимально дешево.
А все остальное --какое имеет значение какими словами общество впишет изменения в дивный новый мир. И какая разница что об этом думают «не вписавшиеся в рынок».
Это кстати касается и монетизации — победит та которая даст большую прибыль и по итогам останется на рынке --все остальное вторично.
Об этом написано в тексте.
Это говорит лишь о том, как устроено твое субъективное мышление и восприятие мира. Где окажется мир, если каждый будет думать, что от преступления его ограждает только неотвратимость и суровость наказания, вопрос риторический.
Опять же, это максимально четко описывает горизонт твоего мышления. В рамках твоего представления при постоянном спросе на говядину, тебе кажется, что украсть у поставщика — самое выгодное. А что случится завтра, когда твой поставщик разорится? Пойдешь сам выращивать коров, которых у тебя будут постоянно красть? :) Офигенная экономика. Ну, совсем как та монетизация, оды которой ты только что спел.
И какая разница что об этом думают «не вписавшиеся в рынок».
В черный рынок они не в писались, где до сих пор каменный век и твоя жизнь — просто товар.
В серый рынок они все еще не вписались, где трудовой договор соблюдается только работником, но никак не работодателем.
Да, безусловно, мнение таких слабых людей можно игнорировать. :)
Экономика неуправляема и говорить про горизонт планирования для масс потребителей или даже производителей как минимум сложно. Да в новом минимаксе все могут вымереть разными способами, и это прекрасно может быть видно, но предотвратить этого невозможно. Мало ли экономических систем вымирали от прогресса. Мы следующие? Туда нам и дорога.
Так что это не я живу в этом мире это современная экономика в нем живет.
На обочине могут вполне успешно жить очень разнообразные формы. Даже коммуны с отсутствием частной собственности или секты староверов.
Для меня все эти разговоры о пиратстве выглядят как призывы луддитов не печатать вредных книг на печатном станке. Тогда этого тоже было более чем достаточно. Нет нормальных возражений, а сплошные попытки увести диалог куда то в область морали, которая к этому вообще не имеет отношения (арбалет, безусловно оружие дьявола, но кого это волнует во время боя. Так и пиратство. Да оно убьет разработчика и вполне может быть вымрет следом вместе с этой сферой деятельности. И чо? Бороться против законов социальной природы?).
И люди, которые продолжают трясти своим томиком «Капитала» и оттопыривать свой модный «капиталистический цинизм», давным давно не вписались этот самый условный человеческий «рынок». Так что вы запрыгивайте на поезд истории хоть иногда, а то стоите тут, как анахронизм, даже боязно дискутировать, по вам же музей плачет.
А денег заработать, вкусно поесть, сладко поспать — это потом, когда, простите, точно известно, что шкура цела.
И драйвер развития, он, вы не поверите, как в ММО — это эволюция внутреннего механизма социального/политического регулирования. Мы идем от угрозы к умиротворению, от проблемы к ее решению с тех пор, как человек взял палку, привязал к ней наконечник копья и написал на нем имя кровного врага — и с тех пор, как другой человек в смешной шапке из соломы и перьев сказал, что брату с сестрой идти в один шатер нельзя, ибо духи не велят.
Система, в которой экономические интересы крупных игроков будут определять все векторы внутренней политики, тоже возможна, да. Теоретически. Но это просто будет одна из систем и один из витков развития в истории, не более того. Мы уже давно не живем по Марксу и его формациям, никто не верит, что способ производства целиком и полностью определяет нашу культуру, политику, власть.
Но мы же не про власть, а про деньги говорим. Платить или не платить за игры в частности. И тут не стоит множить сущности без необходимости. Пока что экономические правила в этой проблемной области позволяют объяснить все что нужно. Включая батхерт (сорри) невписавшихся в прогресс ретроградов.
Власть стремится к еще большей власти, иначе Гитлер остановился бы в Польше, а Сталин не стал бы разрушать НЭП. Второе, кстати, привело к краху всей экономической системы государства и к появлению чего-то настолько квази, что даже экономикой назвать было затруднительно. И ничего, миллионы наших дедушек, бабушек, мам и пап жили при этой системе еще много лет.
Ой ли. Такое модное высокомерие мы уже видели с XIX века неоднократно. Завтра скучные государственные мужи в скучных костюмах решат приравнять лутбоксы к азартным играм, а продажу игровых благ через магазин начнут рассматривать как полноценную розничную торговлю, и тогда мы посмотрим, кто тут не вписался в прогресс.
Хотя когда то скучные государственные мужи попробовали запретить продажу спиртного. ;-)
Сбиваем пафос с некоей всесильной «экономики», где решает только прибыль, и всем наплевать на моральные горизонты чего бы то ни было. Где система начинается и замыкается на экономике, а все остальные, как это вы говорите, не вписавшиеся в прогресс ретрограды?
И тут внезапно выясняется, что все эти аморальные капиталисты ничего-то на самом деле не решают, а просто хулиганят, пока не придут дети постарше и не загонят их туда, где им место? Впрочем, у вас все очень по-подростковому получилось, особенно эти разговоры об отсутствии морали и совести.
«И какая разница, что об этом думают не вписавшиеся в рынок» — вот эта часть мне показалась, наверное, самой смешной.
Причем все перечисленные постепенно становятся анахронизмами даже сейчас.
Опять же несмотря на все рассуждения о воровстве или злых издателях.
Про «не вписавшихся в рынок» это вообще отсылка к одной цитате одного деятеля из 90х.
Спасибо, значит пока получается не стареть.
Я в курсе насчет цитаты, но опять же, в цитировании должен быть смысл.
Сейчас это выглядит как отход на стартовую позицию — ничего такого не говорил, не о том говорил, а тут вообще просто цитировал.
Кстати, в случае с луддитами и прогрессом вы тоже спутали грешное с праведным. «Прогресс», если говорить о легкости копирования и воспроизведения интеллектуальной собственности в сети, сейчас идет в совершенно другом направлении.
Спасибо, что открыл мне истину.
/простите, отвечать на это серьезно у меня нет сил.
В теориях понятие морали, несомненно, отсутствует. Вот только на практике «экономический агент» в 99% случаев является человеком, со своим набором тараканов в голове, включая ту же совесть. Я не пытаюсь сказать, что экономика должна быть «этичной» — нет, не должна, и вряд ли вообще может. Но мораль есть, её существование в голове у людей это объективный фактор, который следует учитывать каждой серьёзной теории, и тот кто его учитывает тоже может зарабатывать деньги.
Ну а про вымирание уже достойно ответила Къярра, мне добавить нечего.
И дождалась. и купила. Не смотря на зарплату, в 10 раз меньше средней по западной европе…
купила, что бы обнаружить что к релизу из «игры» вырезали все игровые элементы, а связь с серверами делает невозможным использовать то, что осталось.…
А потом — официальное сообщение о закрытии серверов и прекращении представления сервиса.
Это было даже красиво — выпустить игру в официальный релиз, заведомо зная что развивать ее планов нет ни в какой перспективе, получить с людей реальные, кровные копейки и хлопнуть дверью.
«ну ты же знаешь, никому нельзя верить»-сказала моя паранойя… «ну… дык.… » вздохнула я.
Голос паранойи постепенно окреп: «Не привязываться к людям. не заводить друзей. не прикармливать котиков — даже котик предаст тебя, просто одним прекрасным утром выдаст неизлечимую болезнь и сдохнет». «угу… вздохнула я»…
и пошла кормить блохастых крокодилов. пока они живы и условно здоровы.
А вечером я запущу клиент не самой новой игрушки, стоимость подписки на которую с учетом инфляции, роста курса доллара в реальной покупательной способности выросла за годы игры в 4 раза… потому что ну да. кое-что из того, что творят разрабы — фигня полная. но пока условия условно формально честны, и — там меня ждут. я не верю никому. но мои друзья мне верят и этого достаточно.
Тем более, что, играя на пиратском фришарде, я даже не нарушаю закон, тут моя совесть полностью чиста. Ведь нет такого закона, который запрещает играть на неофициальных серверах. Закон об авторском праве запрещает их открывать, и их владельцы могут быть привлечены к ответственности. Но нет такого закона, который запрещал бы на них логиниться.
Я же полностью в своём праве (именно так ведь оправдываются разработчики MMO, внедряя очередную убивающую игру пакость?). Вот как они ко мне, так и я к ним.