У Riot Games заслуженно хорошая репутация. Поэтому новость о том, что известная компания делает MMO, тут же зажгла игровую часть интернета. Хватило одного твита от Ghostcrawler. Причинно-следственный пожар развивается в привычной очерёдности. Riot Games — крупная и успешная компания, у которой есть деньги. Если есть деньги, значит, сможет. Если сказали, что хотят сделать MMO, значит, будет MMO. Мы больше ничего не знаем, но для радости и смелых надежд поводов, кажется, достаточно.
Единственное, что вызывает безусловную радость у меня лично, так это то, что ярлык «MMO» продолжает тащить. Особенно когда встречается с компанией, в способности которой реализовать наши мечты мы верим. Помните, как год назад многие были в предвкушении выхода следующей MMO, которую делала NCSoft? Крупнейший мировой издатель MMO с огромными ресурсами выпускал новую MMO в своей самой популярной вселенной. Что могло пойти не так? И ведь выпустили. Не придерёшься.
То есть уже год мы живём в реальности, где вышла следующая MMO по Lineage. Как нас уверяли, «очень амбициозная и обречённая на успех». Потому что как иначе, если это NCsoft, MMO и Lineage? Слова складывались в безупречную логическую цепочку, а о деталях игрового процесса не было ничего известно вплоть до выхода той самой Lineage 2M. Которой в ноябре исполнился год и о которой с тех пор никто ничего не говорил.
Сторонникам Riot Games хочу сразу сказать — я не провожу параллели между Riot Games и NCSoft.
Я также не утверждаю, что анонсирована мобильная MMO. Просто это пример, в котором слова «NCSoft», «Lineage 2» и «MMO» мне субъективно важны и наполняются всем тем хорошим, что было в них. Но это просто слова. В отрыве от понимания, что именно делают в данном конкретном случае, они ничего не значат.
Оставим на время анонс от Riot Games, в котором, как мы видим, нет никакой конкретики, кроме прямого подтверждения «это MMO».
Прямо сегодня, когда я переводил для вас очень интересный текст, которому теперь, видимо, суждено быть опубликованным только на следующей неделе, в нашем дискорде для эргов разгорелась дискуссия по этому поводу. Она довольно быстро перешла к ключевому аргументу: термин «MMO» больше ничего толком не значит и ничего не определяет, поэтому нужен другой. Я с этим доводом в корне не согласен. И, как мне кажется, события, которые мы освещали на этой неделе, могут явно объяснить, почему. Но зайти я хотел бы издалека.
Если термин MMO потерял всякий смысл, значит, он утратил свойство термина.
Если мы не поймём, почему так произошло и произошло ли, бессмысленно придумывать новый термин, с которым может произойти то же самое. Самый простой и логичный довод: MMO слишком абстрактный, слишком формальный термин. И из-за этого его могут трактовать как угодно. Теперь всё в онлайне и всё массовое. Да и что такое «массовое» вообще? Это же просто количество игроков. Пускай это будет первой нашей остановкой.
Сейчас в Cyberpunk 2077 только на Steam одновременно играет больше миллиона человек. В отличие от MMO, нам нет смысла предполагать, сколько из них живые люди, а сколько твинков, окон и прочих заменителей. Все, кто играет в Cyberpunk 2077 — живые люди, и их миллионы. Они активно общаются в интернете, делятся своими впечатлениями от Night City, скриншотами, вариантами выбора и полученными последствиями, что мотивирует других присоединиться к игре или менять игровую тактику. Но всем очевидно, что это не MMO.
Как это становится очевидным? Потому что мы не видим других игроков? А если бы видели, скажем, разъезжающими в своих машинах по улицам, всё мгновенно изменилось бы? Мне кажется, что ключевым параметром в вопросе определения массовости в игре должна оставаться способность игроков влиять друг на друга. Если что-то представляет собой массу в физическом смысле, то любой импульс проходит через неё, вызывая взаимодействие и колебания.
А не значит ли сужение термина до удобных и симпатичных автору проявлений просто невольной или намеренной манипуляцией?
Признаться, я и сам этого боюсь. Мол, что я лезу постоянно со своим взаимодействием. Вот была же когда-то MMO про оленей, которые просто гуляли по лесу и больше толком ничего не могли. Действительно — была такая штука. И сейчас есть. Назвается Endless Forest. Но вот является ли она частью вашего мгновенного ассоциативного ряда, когда вам говорят об MMO?
Понимаете, мы без труда можем замучить друг друга доводами «и это тоже MMO», формально будучи правыми. Только это не помогает взаимопониманию. А термины для того и существуют, чтобы объясниться, а не чтобы оставаться двумя упрямыми оленями в лесу. Термин помогает собеседнику сориентироваться. Но с тем же успехом его могут применять для того, чтобы дезориентировать нас. Что в новейшей истории часто и происходит. Невольно или намеренно.
Нам анонсируют New World и говорят, что это будет MMO. Мы начинаем заполнять то, о чём ещё детально неизвестно, своими представлениями о жанре, своими ожиданиями от него. Будь у нас в этот момент исчерпывающая информация о New World, нам бы вообще термин не понадобился. New World и был бы тем термином, который куда более точно описывает конкретное содержание игры. Но пока всех деталей у нас нет, мы заполняем пустые места ожиданиями. Станем ли мы в таком случае предполагать, что в MMO New World игроки на уровне боевой системы и игровых вызовов будут действовать сами по себе? Нет. Именно это произошло со мной, даже когда я оказался на альфа-тесте этой игры.
Я играл там один. И постоянно достраивал картину своими соображениями в духе «Ну, если они сказали, что это MMO, значит, тут должен быть коллективный PvE-контент. Вот те элитные мобы, к примеру. Или я слышал о каком-то очень сложном подземелье.»
Я не мог проверить всё, и мне приходилось доверять термину.
Поэтому, когда состоялся перенос, я, видя готовую игру, очень удивился. Но когда мы попробовали поиграть в New World хорошей компанией на preview-тесте именно вместе, мы вскрыли множество моментов, совершенно несовпадающих с нашими ожиданиями. Имели ли право разработчики сделать именно так и отказаться от каких-то моментов? Да. Но ждали мы явно другого.
MMO никогда не были чем-то шаблонным и однозначным даже в далёкие времена зарождения жанра. В 2016 году мы попробовали составить шкалу с линиями жизни известных нам MMO. Я приведу её здесь, чтобы вы могли пробежаться по всему этому разнообразию и увидели, насколько это непохожие проекты. В каждом из них есть что-то, чего нет в других. Это и делает их особенными, а не клонами друг друга.
Но вернёмся к сегодняшнему анонсу. Когда нам говорят, что компания Riot Games делает MMO, мы можем либо начать достраивать картину, либо резко прекратить это делать до поступления дополнительной информации. И в сегодняшних условиях, увы, приходится делать именно второе, потому что достраивание бесполезно. Дело здесь не в термине, не в том, что у него истёк срок годности или он потерял смысл, а в том, что его, как в случае с Lineage 2M, слишком часто использовали для того, чтобы мы достроили неправильную картину. Красивую, желанную, но неправильную.
Мне кажется, термин «MMO» работает прекрасно — он неизменно вызывает у нас в голове более-менее определённые ассоциации. Насколько вообще способен их вызывать общий термин.
И мы в целом мягко относимся к тому, что какого-то вида взаимодействия в конкретной MMO может не быть. Но если этот термин использовать для того, чтобы мы наполнили анонс или предпродажную лихорадку тем, чего в игре нет и не предполагалось, это можно провернуть с любым игровым термином: RPG, RTS, космосим и так далее. Неужели с таким маркетингом вы никогда не сталкивались? В этом нет вины хороших представителей жанра и тех, кто хочет сделать хорошую игру в этом жанре. Как, возможно, Riot Games. Если бы мы хоть что-то знали об их задумке.
Поэтому если сейчас вслед за многими запустить информационный флешмоб «Riot Games делает MMO! Ура!» на фоне полного отсутствия хоть какой-то конкретики, это вызовет только процесс достраивания полной пустоты. Проблема в этом. Проблема не в том, что термин «MMO» больше не работает. Он как раз работает, и каждый раз делает это в нашей голове очень эффективно. Просто без разбора.
Единственное, что вызывает безусловную радость у меня лично, так это то, что ярлык «MMO» продолжает тащить. Особенно когда встречается с компанией, в способности которой реализовать наши мечты мы верим. Помните, как год назад многие были в предвкушении выхода следующей MMO, которую делала NCSoft? Крупнейший мировой издатель MMO с огромными ресурсами выпускал новую MMO в своей самой популярной вселенной. Что могло пойти не так? И ведь выпустили. Не придерёшься.
То есть уже год мы живём в реальности, где вышла следующая MMO по Lineage. Как нас уверяли, «очень амбициозная и обречённая на успех». Потому что как иначе, если это NCsoft, MMO и Lineage? Слова складывались в безупречную логическую цепочку, а о деталях игрового процесса не было ничего известно вплоть до выхода той самой Lineage 2M. Которой в ноябре исполнился год и о которой с тех пор никто ничего не говорил.
Я также не утверждаю, что анонсирована мобильная MMO. Просто это пример, в котором слова «NCSoft», «Lineage 2» и «MMO» мне субъективно важны и наполняются всем тем хорошим, что было в них. Но это просто слова. В отрыве от понимания, что именно делают в данном конкретном случае, они ничего не значат.
Оставим на время анонс от Riot Games, в котором, как мы видим, нет никакой конкретики, кроме прямого подтверждения «это MMO».
Прямо сегодня, когда я переводил для вас очень интересный текст, которому теперь, видимо, суждено быть опубликованным только на следующей неделе, в нашем дискорде для эргов разгорелась дискуссия по этому поводу. Она довольно быстро перешла к ключевому аргументу: термин «MMO» больше ничего толком не значит и ничего не определяет, поэтому нужен другой. Я с этим доводом в корне не согласен. И, как мне кажется, события, которые мы освещали на этой неделе, могут явно объяснить, почему. Но зайти я хотел бы издалека.
Если мы не поймём, почему так произошло и произошло ли, бессмысленно придумывать новый термин, с которым может произойти то же самое. Самый простой и логичный довод: MMO слишком абстрактный, слишком формальный термин. И из-за этого его могут трактовать как угодно. Теперь всё в онлайне и всё массовое. Да и что такое «массовое» вообще? Это же просто количество игроков. Пускай это будет первой нашей остановкой.
Сейчас в Cyberpunk 2077 только на Steam одновременно играет больше миллиона человек. В отличие от MMO, нам нет смысла предполагать, сколько из них живые люди, а сколько твинков, окон и прочих заменителей. Все, кто играет в Cyberpunk 2077 — живые люди, и их миллионы. Они активно общаются в интернете, делятся своими впечатлениями от Night City, скриншотами, вариантами выбора и полученными последствиями, что мотивирует других присоединиться к игре или менять игровую тактику. Но всем очевидно, что это не MMO.
Как это становится очевидным? Потому что мы не видим других игроков? А если бы видели, скажем, разъезжающими в своих машинах по улицам, всё мгновенно изменилось бы? Мне кажется, что ключевым параметром в вопросе определения массовости в игре должна оставаться способность игроков влиять друг на друга. Если что-то представляет собой массу в физическом смысле, то любой импульс проходит через неё, вызывая взаимодействие и колебания.
Признаться, я и сам этого боюсь. Мол, что я лезу постоянно со своим взаимодействием. Вот была же когда-то MMO про оленей, которые просто гуляли по лесу и больше толком ничего не могли. Действительно — была такая штука. И сейчас есть. Назвается Endless Forest. Но вот является ли она частью вашего мгновенного ассоциативного ряда, когда вам говорят об MMO?
Понимаете, мы без труда можем замучить друг друга доводами «и это тоже MMO», формально будучи правыми. Только это не помогает взаимопониманию. А термины для того и существуют, чтобы объясниться, а не чтобы оставаться двумя упрямыми оленями в лесу. Термин помогает собеседнику сориентироваться. Но с тем же успехом его могут применять для того, чтобы дезориентировать нас. Что в новейшей истории часто и происходит. Невольно или намеренно.
Нам анонсируют New World и говорят, что это будет MMO. Мы начинаем заполнять то, о чём ещё детально неизвестно, своими представлениями о жанре, своими ожиданиями от него. Будь у нас в этот момент исчерпывающая информация о New World, нам бы вообще термин не понадобился. New World и был бы тем термином, который куда более точно описывает конкретное содержание игры. Но пока всех деталей у нас нет, мы заполняем пустые места ожиданиями. Станем ли мы в таком случае предполагать, что в MMO New World игроки на уровне боевой системы и игровых вызовов будут действовать сами по себе? Нет. Именно это произошло со мной, даже когда я оказался на альфа-тесте этой игры.
Я играл там один. И постоянно достраивал картину своими соображениями в духе «Ну, если они сказали, что это MMO, значит, тут должен быть коллективный PvE-контент. Вот те элитные мобы, к примеру. Или я слышал о каком-то очень сложном подземелье.»
Поэтому, когда состоялся перенос, я, видя готовую игру, очень удивился. Но когда мы попробовали поиграть в New World хорошей компанией на preview-тесте именно вместе, мы вскрыли множество моментов, совершенно несовпадающих с нашими ожиданиями. Имели ли право разработчики сделать именно так и отказаться от каких-то моментов? Да. Но ждали мы явно другого.
MMO никогда не были чем-то шаблонным и однозначным даже в далёкие времена зарождения жанра. В 2016 году мы попробовали составить шкалу с линиями жизни известных нам MMO. Я приведу её здесь, чтобы вы могли пробежаться по всему этому разнообразию и увидели, насколько это непохожие проекты. В каждом из них есть что-то, чего нет в других. Это и делает их особенными, а не клонами друг друга.
Но вернёмся к сегодняшнему анонсу. Когда нам говорят, что компания Riot Games делает MMO, мы можем либо начать достраивать картину, либо резко прекратить это делать до поступления дополнительной информации. И в сегодняшних условиях, увы, приходится делать именно второе, потому что достраивание бесполезно. Дело здесь не в термине, не в том, что у него истёк срок годности или он потерял смысл, а в том, что его, как в случае с Lineage 2M, слишком часто использовали для того, чтобы мы достроили неправильную картину. Красивую, желанную, но неправильную.
И мы в целом мягко относимся к тому, что какого-то вида взаимодействия в конкретной MMO может не быть. Но если этот термин использовать для того, чтобы мы наполнили анонс или предпродажную лихорадку тем, чего в игре нет и не предполагалось, это можно провернуть с любым игровым термином: RPG, RTS, космосим и так далее. Неужели с таким маркетингом вы никогда не сталкивались? В этом нет вины хороших представителей жанра и тех, кто хочет сделать хорошую игру в этом жанре. Как, возможно, Riot Games. Если бы мы хоть что-то знали об их задумке.
Поэтому если сейчас вслед за многими запустить информационный флешмоб «Riot Games делает MMO! Ура!» на фоне полного отсутствия хоть какой-то конкретики, это вызовет только процесс достраивания полной пустоты. Проблема в этом. Проблема не в том, что термин «MMO» больше не работает. Он как раз работает, и каждый раз делает это в нашей голове очень эффективно. Просто без разбора.
3 комментария
Но есть ли для нас, не лингвистов, в этом большой смысл? Думаю нет. Так что расслабимся и будем посмотреть.)
Если нам обещают RPG, RTS, космосим — нам обещают просто игру, в которой мы проведенам 10, 20, ну максимум 100 часов. И все.
Когда нам обещают «ММО» — нам обещают целый мир. Обещая ММО, нам дают надежду на новые истории, новых друзей, новый смысл.
Когда обещают выпустить ММО — обещают вовсе не новую игру. Обещают новую жизнь!
Ну или хотя бы какой-то новый период в жизни. Это как переехать в другой город и поступить в университет! Это новое окружение, друзья, общение, приключения.
Это гораздо привлекательней и вот поэтому спекуляции на этом термине так выгодны и в ближайшее время не прекратятся.