avatar
Звучит красиво, но по механике, боюсь, в итоге превратится в очередной дерадикон, в pvp-локацию с окружающей средой в качестве усилителя эффекта. Смысл PvE не только в том, чтобы убивать монстров, но и в том, чтобы при этом не убивать других игроков. Тут же я вижу способ временно сделать тварей неагрессивными для игроков, но не вижу способа оградить себя от нападения вражеской фракции. В итоге «любителям PvE» по-прежнему нечем себя занять, ведь очевидно, что отправиться в глубины без «любителей PvP» они не смогут.
avatar
Вы это серьезно, да? GameGuard работает с корейской/европейской версией la2. Он не только не мешал нам смотреть видео, сайты, читать статьи и писать о бот-программах в чате, но и не мешал желающим использовать все эти «волкеры». Собственно, это и стало одной из причин, по которым наши игроки с надеждой смотрели на детище Инновы. А теперь попробуйте сложить два и два: в одной игре, которую локализует Иннова, обнаруживается ну очень тупой и характерный баг с реакцией на слово, а не на процесс. Через какое-то время в другой игре, которую локализует Иннова, наблюдается точно такой же баг. Хотя у них якобы разные бот-программы, причем за одной из них, корейского разлива, до этого момента таких багов не было обнаружено. А когда за дело взялась Иннова, внезапно он появился. И да, словесами из серии «спасибо, что помогли нам найти эту ужасную ошибку! мы все передадим корейцам!!1» админы Инновы сорили с частотой дождя в английскую осень. Это был дефолтный ответ Инновы. На этот счет клепали демотиваторы, мемы и прочее. Это не наезд, это удивление тому, как позитивно вы рассматриваете эту давнюю историю. Посмотрела тему по ссылке… ну слишком наивно для человека с большим игровым опытом. Правда.

Хотя все эти фокусы с внезапным открытием старого бага, но уже в другой программе, не отменяют того факта, что саппорт и администраторы/КМы других игр порой ведут себя крайне непрофессионально. И относятся к своим клиентам, как к мусору, от которого нужно избавиться. Уж этот «баг» всем широко известен.
avatar
Возможно, я усомнилась в официальной версии Инновы/Радианта относительно того, что они «внезапно» открыли для себя ну очень давний баг ГГ.

Я же не знаю, кто из них лукавит.
Но вряд ли автор комментария сам не слышал о «ла2волкере», все знают эту историю, кто часто пересекался с проектами Инновы. Потому странно вдвойне.
avatar
Конечно я написал сразу Radiant'у и это послужило одним из доводов убрать из Айона ГГ и поставить Frost.
Правда? Именно ваши слова спустя почти год после истории с массовым дисконнектом тысяч игроков, которые просто видели отправленное кем-то слово «ла2волкер» в чате? Когда народ отправлял друг друга оффлайн, с помощью трейд-чата можно было «вырубить» весь Гиран, а герои Олимпа просто выкашивали онлайн серверов. И Радиант, конечно же, работал в это время и знал о том, что их распрекрасная программа реагирует на названия «левого» софта абсолютно везде, от памяти процессов до банального текста в оперативной памяти. Но это, я понимаю, ерунда какая-то и вовсе не повод пересмотреть работоспособность ГГ… ах да, ведь кто-то самолично наверняка запихнул в настройки такую возможность, не будет программа сама искать и выгрызать вполне себе русское название «ла2волкер», ну нельзя его спутать с файлом или процессом, никак.

А потом год спустя в новой игре они «открыли для себя», что ГГ работает именно так. «Прислушались к мнению» нормального игрока, разумеется. Не то, что эти мутные личности с Кадмуса, которых они как облупленных знают, в реале и по размеру бумажника, да там же клейма ставить негде.
avatar
Маркетинг + дополнительные расходы, которых нет у других ММО (вроде профессиональной озвучки тысячи роликов, которой они очень гордились).
avatar
Я тут не специалист, я следила за статистикой по третьему «Ведьмаку». У них продаж коробок было намного больше, чем продаж «цифры». При этом соотношение прибыли было больше на стороне коробок, но разница не такая впечатляющая.

При этом затраты на маркетинг, если считать грубо, составили почти 50% от общих затрат. При том, что это третья игра в серии, серия хорошо раскручена, первые две игры были приняты сообществом с энтузиазмом. Современный бизнес порой удивляет.
avatar
я знаю множество других MMO, которые потенциально способны удерживать игроков и быть интересными. Да, собственно, в Archeage был невероятный потенциал, сходу лишенный многих недостатков EVE (хотя и своих хватало).
Когда мы говорим о долгосрочной и стабильной жизни в рамках одного игрового мира, мы не можем говорить о потенциале. В потенциально интересной игре жить нельзя. Это касается не только игр, но и любых других проектов. Я знала множество коммерческих начинаний, которые так и закончились на стадии «большого потенциала».

Так что, если мы говорим о реалистичности картины, при которой ММО удерживает аудиторию долго, прочно, стабильно, на одной только подписке, нужно мыслить более приземленно, оценивая результаты, а не «а вот так хорошо могло бы быть».

У LineageII и WoW не потенциал, это вполне стабильные, добротные ММО, и Lineage Classic, как по мне, способна прожить еще несколько лет на подписке. Если они отказались от нее (я не слежу за этим), то это не от нехватки денег на жизнь. Даже нынешняя странная LineageII до сих пор привлекает игроков. Но ни WoW, ни Lineage — это не эксперимент с сеттингом, они как раз крайне традиционны и предлагают набор ожидаемых механик, которые хорошо работают и востребованы аудиторией, двумя разными аудиториями. Они рано стартовали, успешно закрепились в сообществе, по ряду причин они смогли стать эталоном для PvE и PvP-гонки.

А EvE — она реально привлекает игроков вопреки, предлагает высокий порог вхождения, некомфортную обстановку и набор уникальных механик. То есть они разыграли, по идее, все карты риска, и все равно добились успеха. И после этого эксперименты с монетизацией трудно оправдать.

Ответственность за веру в мир, за его долгосрочность, за его перспективы, безальтернативно лежит на авторах.
Увы, мало верить, нужно уметь заставить других уверовать. Как показывает история, эти способности не всегда идут рука об руку.
avatar
Угу. Еще как представляю.
Потому что для меня переход из игры в игру — процесс сложный и болезненный. Я тоже хожу «посмотреть», да, потому что никогда не знаешь, а вдруг это твоя новая любовь на долгие годы. Но если так уж случилось, что мир ожил, завлек надолго, покинуть его бывает очень тяжело. Несмотря на f2p, странную аудиторию, нездоровые выверты фантазии разработчиков и так далее. Я 4 раза возвращалась в Aion, пока не стало ясно, что там даже надежда на лучшее умерла, 7-8 раз возвращалась в WoW (ну, сейчас обязательно повезет, ведь в интервью Близзард пообещали...), и всего 2 раза, зато надолго — в АА. Я не упоминаю в этом списке BnS и GW2, потому что туда я ходила за вполне конкретными вещами и понимаю, что теоретически могу вернуться, но вряд ли буду там жить.

Проблема игроков в том, что давно уже не было на рынке проекта, в котором можно было бы без страха за свое будущее поселиться надолго. Проблема игроделов — в том, что у каждого игрока свои страхи и причины для неудовольствия. «Арена» сделала отличный аддон, но я вряд ли буду играть в этом аддоне. Все хорошо, кроме их нового метода сторителлинга, который будет сопровождать нас в каждом новом PvE-событии, а я даже старую «сюжетку» осилить могу только через зубовный скрежет. Еще мне тяжело сжиться с местной рисовкой — я долго привыкаю и быстро отвыкаю. Это чистая субъективщина, разработчики честно, качественно и последовательно развивают свою игру, честь им и хвала, но из-за этой дурацкой субъективщины — пожалуйста, -2 игрока. Как минимум. А сколько субъективных камешков в сапоге может быть в каждой ММО? В WoW я не могу играть из-за их фракционного лора + еще кое-что по мелочи. И тут у них значительно больше потерь, чем одна я, я точно знаю, что в этом не одинока, благо у меня есть компания единомышленников, и… никто из нас уже не играет в WoW. И это при том, что в Legion поначалу игралось просто прекрасно, WoW почти излечился от болезней предыдущего аддона. Отличный рестарт, браво, Близзард, спасибо, но не я и не сегодня.

Сингл — это игра-краткосрочное впечатление. Даже если это будет 100+ часов игры, это уникальные 100+ часов, которые неизбежно закончатся, и придет время другой игры. Поэтому игроки синглов в какой-то мере всеядны: есть предпочтения по жанрам, конечно, но, строго говоря, они могут попробовать всё, потому что это всё — быстро заканчивающийся новый опыт.

ММО — это игра на несколько лет. Это мир, в котором тебе предстоит жить. И за эти несколько лет можно столкнуться с таким количеством больших и мелких проблем — шумные соседи, прокуренная лестничная площадка, много машин во дворе, магазин далеко, стены в прихожей выкрашены в черный цвет, а я хочу в розовый, одежда не помещается в шкаф. Мы живем в доме, который сделали для нас другие люди, от дверной ручки до вида из окна, и пытаемся в него вжиться. А это тяжело. В итоге многие переходят на формат съемных апартаментов — тут пожил, там пожил, снова переехал. А разработчики подстраиваются. Кто там писал о «сколько можно клепать клоны». Я думаю, они заполняют нишу: такое же, как игра N, но обои зеленые в полосочку, а на первом этаже магазин с автозапчастями. А когда кто-то идет на смелый эксперимент и выкатывает на рынок лофт, акционеры бьют тревогу — неформат-с! На рынке спрос на студии для бедных и евродвушки для семейных, а вы устроили тут… перфоманс. Вы хоть понимаете, насколько повышаются риски не ужиться в вашем помещении для стандартного арендатора? Ну ладно, делайте, так и быть, но чтобы не провалиться с этой стройкой, нужно набрать побольше денег еще на котловане.

Так и живем. Мы устали от неуютных стен, где не то, что обои, а и потолок местами покосился и парковки по умолчанию не предусмотрено, они — от придирчивых арендаторов, которые прибегают толпой, доводят дом до состояния «требует ремонта и починки после читов и эксплойтов» и уходят в новый апарт-отель «студия без окон предоставляется бесплатно». Да, для начала нам — не всем, но многим, надеюсь — нужна честная игра с простой, как двери, монетизацией. И я хотела бы именно такую игру. Но проблема в том, что монетизация — это еще не игра. Ее еще сделать нужно. На пятилетку. И чтобы многим она нравилась настолько, что им не захотелось бы «отдыхать» от нее в других ММО или постоянно бегать и «проверять» свои бывшие, обветшавшие, но уютные квартиры.

P.S. При всем этом EvE, на мой взгляд, единственная ММО, которой вообще не нужна эта суета с микротранзакциями, и она смогла бы честно, прямо и гарантированно выжить на адекватной абонплате. Потому что заняла уникальную нишу, завоевала более-менее стабильную аудиторию и при условии вменяемого развития проекта могла бы жить на этой аудитории, не страдая от переменчивых настроений публики. Но похоже, она на рынке такая одна.
avatar
если сможете увлечь и удерживать качественным геймплеем
Ключевой момент.
Вот о чем думает отдел продаж и совет акционеров.
Вы хотите отбить прибыль/показать нам результат аж через 5 лет в мире, где игры «сдуваются» через полгода, скажут они. И начнут думать о небольшой подстраховочке.

И честно говоря, я не знаю сейчас такой игры, которая выдержала нескоклько лет на абонентке без каких-либо магазинов. WoW и EvE уже очень давно предлагали микротранзакции (WoW) или игровую валюту (PLEX), да и их точно не назовешь обычными ММО-тайтлами. Они уникальны в своей категории, это не стандартная ММО-середнячок.
avatar
Да, я думала обо всем этом, но поскольку я не специалист в синглах и этом сегменте как таковом, я не стала ничего писать. У меня тоже устойчивое ощущение, что большинство популярных ААА-тайтлов вроде «Ведьмака» сделали кассу на консолях, где, кстати, цена коробки выше, чем для PC.

Справедливо и то, что вся аудитория сингловых игр вообще — это аудитория для любого издателя, и все, что нужно — это не совпасть по релизу с основным конкурентом. Это, если возвращаться к разговорам о прибыли за релиз и прибыли, размазанной на долгие-долгие-долгие годы, тоже играет на минимизацию рисков.

Потому что на самом деле отобрать игрока у Близзард вообще не сложно, сложно его удержать. Основная аудитория WoW, кроме костяка преданных и верных фанатов, который не так уж велик, уже давно «гуляет на сторону». Они подходят к WoW так же, как к любой другой ММО — приходят к новому аддону, увлеченно играют несколько месяцев, а потом начинают скучать и идут искать, где прямо сейчас трава не затоптана.

То есть по факту ММО стремительно «скатываются» к сингл-циклу — несколько месяцев хайпа до, несколько месяцев бурной активности после, затухание интереса, спад активности, отток аудитории. В старую или чаще — в новую ММО. Это опять +++риски для модели монетизации «много лет понемногу».
avatar
А ее и не может быть, пока игроки сами оправдывают несправедливую для себя сделку.
И не просто оправдывают. Они хотят этой сделки, потому что рассчитывают на то, что она будет более несправедливой для остальных игроков, которые («лохи», «нищеброды», «нормальные люди так не играют») по каким-либо причинам не хотят такую сделку заключать.
avatar
Релики в пвп не работают, золотой трейт в пвп включат лишь в 7.2
Ой да? А когда я играла, еще как работали, своим естественным способом — повышая итем-левел оружия. И все за ними гонялись и все их ставили.
А в впвп, ЕМНИП, работают и перки от реликов тоже.
avatar
К сожалению, как показывает практика, даже обещанная на старте подписка не исключает появления игрового магазина «с украшениями», а то и перехода на условно-бесплатный доступ. То есть мне хотелось бы верить, что с 2017 начнется откат к самой выгодной для игрока модели монетизации, но недавние новости как раз-таки не способствуют оптимизму.

Worlds Adrift очень интересна, но для меня ММО-эмоции — это эмоции от массового мультиплеера, как и следует из названия. Вот с этим пока сложно, и в игре, и в концепции. Похоже, разработчики и сами еще не знают, куда развернуть свое детище. Кстати, я комментировала только саму заметку — там и правда нет ни слова об ММО-части в WA. А что касается самой игры, то можно надеяться на развитие в будущем. Если в игре сейчас чего-то нет, это еще не значит, что оно там не случится. Так что я спокойно и медитативно жду, пока разработчики до скрипа оттестируют свои редакторы островов/кораблей/эко-систем, и возьмутся за другие механики.

Camelot Unchained ты все же сильно недооцениваешь, на мой взгляд
Нет, игра в своей задумке очень хороша. Я просто вижу миллион рисков, связанных с основной концепцией, а разработчики упорно не выдают, как они будут решать все эти неизбежные проблемы. Из всех заявленных тайтлов они взвалили на плечи самый тяжелый камень.
avatar
Я сама далеко не пессимист и верю в лучшее будущее ММО, но из всего озвученного разве что Ashes of Creation все еще интригует. Camelot несет на себе все потенциальные риски RvR-игры, в которой нет дополнительного контента. Как это бывает и как проходит — видно на примере WHO. Риски не просто велики, они непомерны, и ничего в заявленной авторами концепции не показывает, что они знают, как с н ими работать.

Worlds Adrift. Мне трудно понять, как именно какой-то игрок смог поверить в ММО на базе игры, где по сути еще нет геймплея, а самые яркие и частые примеры взаимодействия игроков — это ганк и грифинг. Я просмотрела заметку, чтобы понять, что такого ММОшного автор смог разглядеть в этом интересном, но пока не слишком социальном изнутри проекте, но не нашла ни одной реплики на этот счет. Может, была невнимательна.

При этом в недалеком прошлом у нас были игры с потенциалом, которые просто нуждались в дальнейшем развитии, но так и не получили его. Aion на старте был прекрасен, хоть ни в чем и не нов, и если бы игру развивали идейно и механически, я бы с удовольствием играла и сейчас. GW2 пообещала много нового и яркого, но постеснялась сделать хотя бы еще один шаг вперед — концептуально. Ну и конечно же, боль моей души — Archeage, которая могла бы быть таким свежим ветром… даже с учетом того, что она предлагала ключевые механики (PvP и PvE) во вполне традиционной упаковке.

К счастью, это не так уж важно. Игре не обязательно быть новой или революционной, чтобы собрать аудиторию в 2017. Грустно это признавать, но сейчас многие скорее скучают по забытому старому, но в обновленном наряде. Так что можно сделать просто хорошую игру, не ломая границы дозволенного. К сожалению, и это не так уж важно. Даже неплохая, интересная, продуманная и качественная игра может если не провалиться, то по крайней мере испытать на себе и затухание интереса, и отток аудитории, и много других неприятностей. По не зависящим от разработчиков причинам.

Поэтому подписка здесь и сейчас — это риск для разработчика игры. И если рассматривать игропром исключительно с коммерческой точки зрения, то как бы приятно не выглядели цифры в статье, риск остается. Поэтому прагматичные игроделы продолжат ориентироваться на микротранзакции и условно-бесплатный доступ.

С другой стороны, а смогут ли прагматичные игроделы создать по-настоящему цепляющий, интересный проект? ИМХО, для этого нужно быть в душе хоть немного авантюристом или романтиком.
avatar
Аргумент, что люди на подписке, дополнительно заплатившие в игре временем, будут иметь преимущество перед людьми на подписке, этим временем не заплатившие — с негодованием отметётся, как несосотоятельный?
Не существует ни одной f2p-игры, которая давала бы выбор — или платить временем, или платить деньгами. Вам все равно придется догонять тех, кто ушел вперед, инвестировав свое время, что в f2p, что в p2p-игре. Только в f2p вам кроме гонки по времени/социальным связям/успеху/пряморукости придется участвовать еще и в гонке кошельков.
avatar
Капитан Очевидность снова с нами.
Ну, он явно был вам нужен, если вы и впрямь верите, что бесплатные игры с точки зрения доступа, внезапно, лучше. Я бы сказала, вам нужны маршал Очевидность и генералиссимус Банальный Подсчет, чтобы прикинуть на калькуляторе, сколько будет стоить доступ даже не к высшей лиге в любой игре с шопом. И это при том, что необходимость догонять остальных по обычному игровому прогрессу, представьте, тоже никто не отменял.
avatar
Прямая. В случае с подпиской вы действительно получаете доступ за сравнительно небольшие деньги, после чего можете конкурировать с другими игроками на основе своих игровых способностей, социальных связей, времени/эффективности игры и т.д.

Но если речь идет об f2p с шопом, а вы активный пвп-игрок, у вас нет этой свободы «плати рублями или временем». Это миф. Потому что люди вокруг вас могут платить и рублями, и временем. Или могут платить так много, что вы даже в 24/7 их не догоните. Или… вариантов много, зависит от того, как креативно организован игровой магазин.

Так что в случае с p2p-игрой вы получаете доступ к игровой гонке вооружений за равную для всех сумму ежемесячной подписки. А вот в случае c f2p-игрой доступ даже к миддлвару может стоить уже гораздо дороже. Потому что те, кто платит больше, всегда будут иметь преимущество, и чем больше хитрых способов монетизации придумали разработчики, тем дороже ваш входной билет, особенно если вы опоздали с первым платежом на полгода или год.

С точки зрения доступа ©, а как же. Расскажите это XL Games.
avatar
Серьезно? А в PvP-игры с открытым миром вы принципиально не играете?
avatar
1. Если бы я хотела поставить плюс, я бы его определенно поставила. Стоит внимательно вчитаться в формулировку.

2. Если бы я хотела перейти на личности, я бы так и сделала, а вы бы точно заметили, уверяю. Стоит внимательно вчитаться в формулировку — 2.
avatar
Знаете, я вот могла бы если не плюсануть, то хотя бы поддержать этот ваш комментарий. В той части, что иногда игровая механика и мир важны (а в случае Евы вообще уникальны), и схемой монетизации приходится пренебречь. Да и идти иногда некуда — вокруг аналогичное болото, где-то лучше, где-то хуже.

То есть можно просто сесть рядом и «I can feel your pain, bro». Но зачем уходить в защиту с такой яростью, что аж на личности и оскорбления схватились? Что, без этого мириться с реалиями жизни некомфортно?