Рассуждая о зеленой траве прошлого и пытаясь понять, чем неудовлетворительное ММО-сегодня отличается от восторженного ММО-вчера, помимо анестезии ностальгией, я прихожу к одному простому выводу. Оба мира, которые запомнились мне больше всего и стали основой моей любви к ММО, к моменту моего появления были уже давно заселены и обжиты. Мало того, что такое положение вещей естественно для любого человека, год рождения которого представлен четырехзначным числом, так еще и незаметно заменяет ощущение гонки пониманием того, что вам просто нужно найти свое место здесь.
Когда я пришел в LA2, наш первый сервер уже жил своей размеренной жизнью. В ней не чувствовалось спешки. Торговцы уже давно были в Гиране, но также все еще были Глудине. Не было ощущения линии движения саранчи, после которой остается только тишина и запустение. Грубо говоря, в этом мире были старики и дети, владельцы замков и те, кто разбирается с базовыми понятиями этого мира в начальной локации. Поэтому мир казался живым и дышащим.
Когда я пришел в EVE, там уже кто-то не только жил в нулевых секторах, но и активно воевал. До меня долетали названия альянсов, которые современные игроки EVE едва ли вспомнят, но они в тот момент уже разделяли и властвовали на «вершине мира». Я же три года провел в империи и секторах с низкой системой безопасности, ничуть не ощущая себя ущербным или опоздавшим на поезд. И пришел в нули тогда, когда посчитал, что готов к этому.
Понимаете, у нас было счастье прийти в мир, который был живым. Счастье не стремиться быть первым, а стремиться быть лучшим в чем-то. Если и не лучшим, то просто найти свое место и свое удовольствие в этом мире. Не ворваться в подготовленные декорации и устроить битву за картонный трон, считая ее первой и последней, единственно важной, а увидеть еще на входе в такой мир мудрость «и это пройдет» в виде наглядной демонстрации, которой пропитан полноценный мир.
Понимаю, что вернуть это ощущение очень сложно. Сейчас, кажется, любой проект игроки встречают на низком старте. Но я уверен — кое-что можно все же сделать. Прежде всего нужно возненавидеть конформизм. Никто не может вам сказать, сколько нужно играть и в каком режиме. Никто не может быть эталоном правильного игрока. По той простой причине, что каждый человек – это сумма обстоятельств, желаний и возможностей.
Заменить уничижительное линеечное «пока ты спишь, твой враг качается» куда более приятным и реалистичным «пока твой враг качается, ты спишь». Потому что если вы вместо достижения следующего уровня (а за ним будет следующий, не сомневайтесь) представите две картины – себя, борющимся со сном перед монитором, и снова себя, но сладко спящим в свое удовольствие — уверен, вы поймете, насколько нелепо выглядите в первом случае.
Да, мы стали опытнее. Это правда. Но именно поэтому мы можем оценить, какое это счастье – никуда не спешить. Мы можем оценить, оглядываясь назад, что те предметы, за которые мы так убивались, давно покрыты пылью. Да что там – мы иногда не можем вспомнить их название, или определить, является ли тысяча единиц местной валюты большой или незначительной суммой.
Я не знаю как вы, но я ни разу не покидал ММО, потому что не успел куда-то, потому что кто-то обогнал меня или сделал больше меня. Я ни разу не покидал ММО, потому что в ней был кто-то, кто сильнее меня. Но я покидал мертвые или испорченные миры.
Тут пришло время сказать «Ага!». Вот видишь, мол, ты понимаешь, что сервер будет мертвым после того, как волна схлынет. Ну, в общем, посмотрев на линеечные фришарды – понимаю, что иногда так случается, да. Писал об этом. Тем не менее, даже там я получил свою порцию положительных эмоций, играя в комфортном для себя темпе и стиле. Но знаете, на чем держалась вся наша игра от начала и до конца там? Мы (теперь уже понятно, что наивно) полагали, что серверы продержатся достаточно долго. Как только мы понимали, что игровому миру ничего не светит, несмотря на то, что он все еще был более-менее населен, все наши планы моментально теряли всякую привлекательность. То есть у меня физически не получится идти в игру, в будущее которой я не верю. Я не понимаю, зачем кто-то идет в такую игру и ради чего становится там на уши, если понимает, что через полгода здесь будет пустыня. Не осуждаю, не смеюсь, обратите внимание. Просто не понимаю. Это не мое.
Именно поэтому я выбираю миры, в которые верю. Наивно или оправданно – покажет жизнь. Но я выбираю миры, которые могут подарить мне счастье не спешить. Считайте это основным критерием.
59 комментариев
С Атроном согласен, только вот мне кажется, что это только с опытом приходит — привить искусственно и быстро вряд ли получится. Сначала «гонкой» болеют почти все…
Компьютерная игра — точно такой же продукт. Когда каждый начинает играть во что ему заблагорассудится, то там точно так же наступает разруха. На разрухе же отлично кормятся всякие бандиты, фашисты и сектанты, что мы и наблюдаем в той же Еве. Порядок в итоге наступает, но такой, что жить в нем совершенно не хочется.
В АА что, нельзя сформировать силу, скажем через полгода после первой волны осад, которая будет что-то значить? А может проблема в недолговечности большинства игр — потому там и бывает только одна волна осад и гонка вокруг нее?
Но в целом, крупное пвп за доминирование, которое я видел/участвовал в ммо — это работа, можно сказать на износ. Тут уж выбирайте сами, любите вы «спать» в свое удовольствие или «качаться». Со временем «спать» у меня поднялось в приоритете.
Практика в EVE Online, как минимум, последние десять лет.
Нет, этой силе достаточно в комфортном для нее темпе достичь состояния, при котором она поймет, что пришло время взять замок/нули.
Если же не настроено, то для них это своеобразная сессионка. И они получили своё долю удовольствия от выигрывания этой сессионки. Или сообщество может быть настроено сначала на долгое пребывание в проекте, а потом передумать, развалиться и т.д.
Практика чего это показывает? Фришардов последних лет? Да. Так ведь эти фришарды сами начинают через девять месяцев зазывать на следующий открытый «теперь уже точно самый крутой сервер», потому что они занитересованы в первоначальной гонке, где и получают основные деньги. Но на той же сушке, где я играл в 2005 году, ничего подобного не было, сервер и сообщество держалось годами, силы менялись. Если говорить об официальных версиях LA2, там тоже были многолетние противостояния. Если говорить о EVE, там все это длится уже десять лет. Приходишь в игру, как сейчас, а там мир живее всех живых.
Это проблемы тех, кто таким занимается. Совершенно не повод поступать так другим.
Во многих отраслях есть такое понятие как «Глубина сообщества». Если несколько утрировать — это обозначает возможности. Имея разнообразные занятия в игре, проект может занять людей абсолютно разнообразных мировозрений и интересов. Из таких реально сейчас 3 крупных проекта — это WoW с многоуровневой системой сложности, La2 с бесконечной реиграбельностью и EVE позволяющая эти уровни строить самим игрокам.
Все остальные в основном загоняют человека в некий «тоннель», по которому его и ведет далее. Человек может играть в бои питомцев в WoW и быть абсолютно довольным своим увлечением — но к примеру Aion не имеет никакого интересного End-game контента, продолжая при этом с каждым шагом двигать персонажа именно к максимальному уровню и тому самому контенту которого… нет.
Гном из Lineage может попасть на осаду занимаясь исключительно торговой деятельностью и поставляя ресурсы в гильдию. Он не будет там обузой, а социальная связь (которую тоже игнорируют в основном нынешние игры) вероятно поможет ему продвинуться в любую сторону действий его интересующих.
Вопрос не в спешке. Вопрос в том, что в «новейших NextGen MMO с ультра графикой которые сведут вас с ума» © нет этой самой «Глубины». Есть Старт и есть Финиш. Между ними нет спецучастков.
недавно обзор ммошки в бете смотрел, вулфчёто-там, там это как основа, сервер стартует, месяца 3 идет рубилово, конец, новый сервер.
пресловутый «камбэк» есть как явление, я его и не отрицаю, просто в той же доте или ла2 преимущество имеет свойство увеличиваться со временем, больше денег-лучше эквип-быстрее фарм-еще больше денег, еще лучше эквип и т.д., а соответственно, вероятность восстановить равновесие с течением времени только уменьшается.
ошибки — это да, фактор, еще есть такой момент как неумение реализовать свое преимущество например, только из-за такого «камбэки» и случаются.
Команда в ММО это не армия/фирма (если это конечно не фирма по добыче ништяков и продаже их за рубли).
Или играют 2 команды столько сколько захотят это отсутвие такого механизма, но в этом случае причины играть второй команде я не вижу.
Есть еще рандомное распределение и сборка команд автоматом из очереди (танчики) там такой пробелмы вообще нет.
А вы о чем?
атрон не понимает как можно пойти играть в ла2, зная что через полгодика сервер схлопнется.
Хотя я вот например не понимаю как вообще можно пойти поиграть в Ла2, но это уже особенности восприятия.
В Ла2 действует второй принцип. После победы одной команды и осознания остальными что за оставшееся время они не успет отбиться они пишут GG (Game is Govno в основном к сожалению) и уходят.
И если вы пришли не для гонки, то сервера живущие меньше времени «полураспада» победителей не могут быть интересны в принципе.
зы. я пойду в ла2с, мне кажется должно быть весело если донатом сразу игру не сломают.
Это одна из причин, по которой все массово ломятся в новые проекты — в новом мире видится шанс начать сначала уже опытными ветеранами ММО. Но таких «ветеранов» там чуть менее чем все.
Не хочу никого обидеть, но это правда.
Плюс первая команда тоже играет и повышение уровня будет компенсированно.
Ну и опять нсли повысит, догонит и снова смогут сыграть при сравнивании рейтинга.