Игры Разума: Одна жизнь
Помните ли вы свою первую ММОРПГ? Наверняка, вы назовёте не только название проекта, но и класс персонажа, его пол, никнейм и сможете описать стартовую локацию. Скорее всего, я даже смогу по памяти повторить настройку внешности тёмного эльфа в Линейке. Пойдём дальше и попытаемся вспомнить вторую онлайновую игру, которую установили на компьютер. Уверен, что многие смогут вспомнить и её, хотя, возможно, с меньшим количеством деталей. А как насчёт пятой, седьмой или двенадцатой игры? Сложнее, правда? Просто перечислить онлайн миры, в которые погружался, конечно, можно, немного покопавшись в воспоминаниях, описать каждый из них тоже не сложно, но как насчёт эмоций?

Думаю, у многих с первой игрой связаны гораздо более яркие воспоминания, даже если оглядываясь сейчас, понимаешь, что ничего особенного в ней вообщем-то не было. Особенного в сравнении с существующими сейчас играми действительно, возможно, не было, но особенное лично для тебя и именно тогда — было! Игра дарила новые впечатления, ты переживал опыт, ранее нигде не испытанный, исследовал мир, живущий по своим, отличным от знакомых тебе, правилам. Возможность социального взаимодействия внутри игрового мира если и не стирала грань между реальностями, то, по крайней мере, ставила игровую реальность на новый уровень, а внутриигровые ценности оказывались чем-то большим, чем пикселями.

Новые впечатления от исследования мира затягивали. Общение с такими же увлечёнными и восхищёнными людьми образовывало прочные коллективы, в которых люди могли знать друг друга не хуже, чем своих друзей в реальной жизни. Именно прочные социальные связи, по моему мнению, в свою очередь удерживали игроков уже после того, когда мир был исследован, а билды отполированы.

Увлечь и удержать! — Вот две задачи, которые, как мне кажется, нужно в первую очередь пытаться решить разработчикам онлайн миров.

Уверен, ошибочно рассчитывать, что увлечь и уж тем более удержать может красивая графика, разнообразие классов, осады замков или любые другие известные механики, не важно, говорим мы о парке развлечений или песочнице. Ведь именно известность механик лишает игроков возможности исследовать правила, по которым живёт мир. Обновления же, множащие сущности, тоже особо ни на что не влияют.

Да, на какое-то время всё это по отдельности или вместе, да ещё и в красивой обёртке, может привлечь внимание, но для человека, игравшего более, чем в одну онлайновую игру, механики станут прозрачны очень быстро. Опытный игрок практически мгновенно, зачастую просто прочитав описание игры или интервью с разработчиками, установит аналогии между рекламируемым проектом и своим предыдущим опытом. Зайдя в игру, он пропустит обучение, наберёт квесты, и побежит шинковать конвейером мобов, копать ноды, параллельно встав в очередь на БГ-шку, чтобы побыстрее начать получать хонор, ну вы меня поняли. Это скорее работа в новом офисе, а не исследование новой предметной области: столы и стулья стоят немного по-другому, но в целом всё знакомо и понятно.

Увлечь же могут новые впечатления, когда мир настолько не похож на всё, виданное ранее, что зайдя в игру, человек не знает, что ждёт его дальше. Именно неизвестность заставляет исследовать, а радость открытия устанавливает связь между получением удовольствия и игрой.

На смену радости открытия должна приходить радость от достижения поставленной цели, ну а так как ММОРПГ это всё-таки ещё и про большое количество народу, то цели могут быть не только персональными, но и коллективными. Персональные же цели, обычно, всё-равно будут в той или иной степени завязаны на других игроков. Отсюда вытекает соревновательность и социальные возможности, которые не только должны быть представлены в игре максимальным спектром, но являются фундаментом, на котором строится сообщество игроков, читай: источник доходов для разработчиков. Это позволяет проекту развиваться, миру жить, а игрокам не приходится искать новые игры, исчерпав эмоции от первых впечатлений.

Мне кажется, именно погоня за теми самыми первыми впечатлениями и приводит к тому, что «играл почти во всё, но нигде по долгу».

Попытка догнать то самое ощущение нового и неизведанного, распылила игроков по множеству проектов, а то и вообще выбило из онлайна. Думаю, что вина здесь не только на разработчиках, но и на игроках

По правде говоря, не уверен, возможно ли сейчас создать ММОРПГ мир, который будет настолько необычным и ярким, что сможет подарить новые впечатления не только тем, кто пробует ММОРПГ впервые, но и заядлым, можно сказать профессиональным, игрокам. Возможно, взяв лучшее из уже созданного, и добавив какие-то доселе невиданные способы взаимодействия игрока и виртуального мира, а так же более развитые возможности виртуальной социальной жизни, эта задача выполнима. Только нового в таком случае должно быть столько, что старое будет восприниматься как база, необходимая для функционирования этого самого нового. Необычного способа добычи ресурсов или клейма территорий будет явно недостаточно, необходимо ввести в игру новые сущности, а не обновить способы взаимодействия с уже существующими.

Очень хочется надеяться, что это произойдёт, но может случиться так, что жанр уже прошёл все свои пики и новым будет какой-то принципиально иной способ виртуальных развлечений. В таком случае, единственное логическое завершение этой заметки, которое я сейчас вижу, это скромная попытка озвучить идею, пришедшую какое-то время назад.

Возможно, не стоит гнаться за новыми проектами. Найдя ту игру, в которой приятно проводить время, может быть полезней поискать в ней интересную компанию, чем как можно быстрее достигнуть максимального уровня, убить всех боссов, победить всех в ПвП. Поняв, что проект чем-то зацепил, стоит попробовать на этой зацепке в нём и зависнуть, не читая гайдов, не открывая базы билдов, оставив для себя хоть какой-то кусочек исследования, хотя бы на какое-то время. Достаточное для того, чтобы поверх самого виртуального мира, возникли исключительно ваши слои реальности, состоящие из пережитых эмоций и социальных связей.

Говорят, жизнь одна и дважды прожить её не получится, но кажется, что виртуальные миры дают такую возможность. Осмелюсь предположить, что виртуальная жизнь на самом деле тоже одна. Меняя виртуальные миры, создавая новых персонажей, мы просто переносим свой опыт из одного места в другой, примерно так же мы путешествуем в реальном мире. Рано или поздно, можно посетить все страны на Земле и не факт, что к тому моменту уже можно будет улететь на другую планету и уж тем более отправиться в иное измерение.

9 комментариев

avatar
На эту тему вспомнилась одна старая шутка времен становления MMO :)):
-«Привет! Знаешь, я тут поставил класную такую игру. Там целый боольшой остров, называется Моровинд. Можно путешествовать в любую сторону, плавать, исследовать пещеры, можно со всеми говорить обо всем. Я уже нашел себе крутой серебряный меч. А еще там можно вступить в гильдию, меня уже уважают в одной!
А представляешь, если во все это можно будет поиграть через Интернет? Мноого людей в одном мире… Все путешествуют, создают гильдии и борются или идут к одной цели! Что думаешь?»
-«Слушай, Вась, нет таких игр. Были такие разработки, но они оказались нерентабельными. Сам подумай, кто захочет работать на другого лидера? А если тот присвоит все имущество гильдии?»
-«Да, но все таки, ты представь...»
-«Вась, у тебя экзамены скоро, и ты Маше предложение не передумал делать? Если и сделают такие игры, то еще не скоро. Запомни, нет таких игр, Василий!»
  • +5
avatar
грустная шутка
  • 0
avatar
вы назовёте не только название проекта, но и класс персонажа, его пол, никнейм и сможете описать стартовую локацию
Я для каждой игры могу такое сделать, в которую долго играл.
А как насчёт пятой, седьмой или двенадцатой игры?
Ну вы и прыгаете по проектам. У меня Скайфорж шестой за 8 лет. Это если не считать всякие Аллоды с Атлантиками, которые посмотрел и удалил.

Самые яркие впечатления, конечно, от первой игры, с этим не поспоришь.
Комментарий отредактирован 2016-01-03 15:29:56 пользователем Eley
  • +2
avatar
Ну, если брать только те, где больше двух месяцев, то наверное тоже штук 5-7 наберётся, но ведь те, которые посмотрел и удалил это тоже так или иначе потраченное время во-первых, и чем-то не зацепивший мир во-вторых.
  • +1
avatar
Ну у меня из крупных проектов где я именно играл то же 4-6 остальные так онли фор фан и посмотреть
  • 0
avatar
Возможно, не стоит гнаться за новыми проектами. Найдя ту игру, в которой приятно проводить время, может быть полезней поискать в ней интересную компанию, чем как можно быстрее достигнуть максимального уровня, убить всех боссов, победить всех в ПвП. Поняв, что проект чем-то зацепил, стоит попробовать на этой зацепке в нём и зависнуть, не читая гайдов, не открывая базы билдов, оставив для себя хоть какой-то кусочек исследования, хотя бы на какое-то время.
вот не очень поняла. Если человеку хочется «всех победить», какой смысл ему себя притормаживать против желания? А те, кому нравится исследовать мир или самому познавать тонкости механики и так этим займутся.
  • +2
avatar
Если человеку хочется «всех победить», какой смысл ему себя притормаживать против желания?
Человек состоит больше, чем из одного желания. Желание делать что-то быстро и эффективно — понятно, но может быть вредно другому, более глобальному желанию. О поиске удовлетворения этого более глобального желания, как мне показалось, тест и рассказывает. В общем, мне не кажется, что игроки хотят только чего-то одного — либо победить, либо исследовать, либо найти те же эмоции, которые переживали раньше.
Комментарий отредактирован 2016-01-11 01:25:58 пользователем Atron
  • +1
avatar
Возможно, взяв лучшее из уже созданного, и добавив какие-то доселе невиданные способы взаимодействия игрока и виртуального мира, а так же более развитые возможности виртуальной социальной жизни, эта задача выполнима. Только нового в таком случае должно быть столько, что старое будет восприниматься как база, необходимая для функционирования этого самого нового.
Именно в таком режиме я и играю в последнее время, подмечая тонкости и путь развития каждого проекта. Да, до сих пор бывает так, что я смотрю на MMORPG 2015 года и вижу ту, что я играл ещё в 2010-м, почти ничего нового.

Но регулярно появляются такие игры, которые реально удивляют проработкой тех тонкостей, о которых раньше и подумать было сложно. Каждая следующая игра поднимает планку выше. Но ведь чтобы построить дом, нужно долго и нудно класть кирпичик за кирпичиком. Зачастую те, кто «завис» в своих проектах, говорят об этом с пренебрежением… Как три моих товарища, однопартийца WOW, что уехали от меня пару часов назад не потому, что кончился виски, а из за того что завтра надо качаться =) Похоже, что эта игра будет для них последней ММО, вряд ли они готовы заглянуть во что-то новое!

А ведь мы стоим на пороге давно предсказанного, описанного в книгах, показанного в фильмах, в аниме; в тот самый момент, когда технологически приближаемся к массовой доступности виртуальной реальности, погружения. Готовятся очки, шлемы, контроллеры, специальные установки и костюмы, и этим заняты и гиганты игровой индустрии, и сотни энтузиастов, готовящих свои проекты. Только вот сами эти игры смешны и нелепы, всего лишь демонстрация. Думаете, так будет всегда?

Вы когда-нибудь думали, какой может быть ММОРПГ с новым уровнем погружения, почти полным обманом двух чувств одновременно: зрения и слуха? А как насчёт дополненной реальности, которая, как следует из названия, вместо подмены — дополняет, соединяя игру и реальность? Если ваш ответ «нет», то самое время для этого.

В заключение, здесь есть то, с чем я категорически не согласен:
Осмелюсь предположить, что виртуальная жизнь на самом деле тоже одна.
Это просто не может быть так. Часто отмечают, что виртуальный мир для человека бывает «тихой гаванью», в которой он становится другим собой. Основные черты личности сохраняются, но герой — не мы сами, это альтер-эго, наш посланец в новом мире. И мало того, что герой этот несёт помимо вашей ещё и специфику мира, так ещё и вы сами, играя, создаёте его неповторимые черты. В этом суть игры как явления — менять героев, менять декорации, менять правила! Если вы играете самого себя, то менять ничего и не нужно =)

Поэтому каждая ваша виртуальная жизнь — новая. Вы — тот же, возможно, некоторые персонажи — те же. А жизнь — новая! Каждый раз!
Комментарий отредактирован 2016-01-05 04:32:10 пользователем alias
  • +3
avatar
Две моих первых ММОРПГ никаких ярких впечатлений и воспоминаний о себе не оставили. Хотя и были первыми. Так что прямой зависимости между новизной впечатлений и эффектом «Вау!» нет.

У меня было скорее даже наоборот. Навоображал я себе гораздо больше (благодаря рекламе по ТВ и в интернете) чем получил от этих игр в действительности.

Эффект «Вау!» — все же возникает от качественного геймплея и других объективных достоинств игры. Ностальгические чувства, заставляющие игрока искать в каждой новой игре «мою самую первую ММОРПГ», на мой взгляд, преувеличены. По крайней мере у меня ничего подобного нет.
Комментарий отредактирован 2016-01-09 14:47:12 пользователем Orgota
  • +2
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.