Я никогда не относился к той категории игроков, которым мало максимального уровня сложности в среднестатистической компьютерной игре. Но недавно прочитал довольно интересный текст о выдавливании из жанра людей, для которых в современных одиночных играх просто нет подходящего уровня сложности – все они слишком простые. Так как от одиночных игр я давно отошел, принял описание текущей ситуации на веру, но еще раз для себя отметил, насколько разные принципы лежат в основе одиночных и многопользовательских игр.
Одиночная игра по определению ведет диалог со своим единственным клиентом. Их может быть миллионы, но все они концептуально единственные. Так устроена одиночная игра. В ММО, напротив, мы собираем очень разношерстных людей в одном пространстве. Так возникает локальное общество.
Люди, добившиеся успеха. Люди, заставляющие вас взглянуть на жизнь иначе. Наконец, самые известные неудачники. В нем возникают круги общения, касты, иерархии. Начальная мешанина в мире, живущем достаточно долго, постепенно начинает рассеиваться, и ее элементы распределяются по разным координатам. Но все это произойдет только в одном случае: если у этих элементов есть единое пространство.
Таким пространством может быть не только виртуальный мир, что для нас, конечно же, было бы самым понятным примером. Этим пространством может быть турнирная таблица какого-нибудь соревнования. Она может разделять команды на лиги, внутри лиги показывать самых успешных игроков, а также тех, кто пасет задних. Но давайте на минуту представим, что кто-то начал в этом пространстве регулировать личный уровень сложности для каждого участника.
Такая турнирная таблица моментально потеряла бы смысл, потому что достижения отдельного участника без контекста уровня сложности, на котором он их достиг, не давали бы достаточной информации.
Но ведь именно это во многих современных ММО и происходит. Нам пытаются продать понижение уровня сложности, как услугу. Что в рамках компьютерной игры выглядит абсурдно, а в рамках единого сообщества – разрушительно.
Компьютерная игра – это набор субъективно заданных условий, препятствий, вызовов. В большинстве случаев, их сложность меняется при помощи набора простых числовых параметров.
Где-то полгода тому назад мы обсуждали резкое изменение экономики в Lineage 2: Classic, когда одним простым обновлением авторы проекта изменили количество выпадающих из мобов ресурсов и денег. Я был этим изменением крайне недоволен, но часть игроков встретила их с радостью. Эта история продемонстрировала две простых истины.
Первая истина: шесть месяцев игроки могут играть на определенном уровне сложности, добиваться чего-то, гордиться этими достижениями, но так как все это виртуальная среда, то одним щелчком клавиши все эти достижения могут через секунду быть обесценены. Как если бы кто-то после большого спортивного соревнования просто существенно снизил силу притяжения всей планеты. И как после этого выглядят ваши жалкие прыжки в высоту или рывки штанги?
В реальной жизни вы можете продавать, к примеру, очень добротно построенный дом с крутой системой тепло- гидро- шумоизоляции. Но если у вас есть три кнопки, регулирующие температуру окружающей среды, наличие дождя и уровень шума, получается, что вы только что обманули своего клиента, сначала создав для него невыносимые условия, а затем продав дом, который от всего этого его избавляет.
Вторая истина: если ваша игра многопользовательская, в ней всегда будут разные люди, которым нужен разный уровень сложности. Меня поражает сам ход мысли некоторых разработчиков ММО, которые, возможно, даже искренне считают, что я мечтаю понизить уровень сложности в игре. В игре! Люди, проснитесь! Мы играли в Diablo, чтобы открыть более сложные режимы, а вы считаете, что единственное, что меня может остановить от перехода на пониженный уровень сложности, это нехватка денег на ваши жалкие допинги?
Я же играю в свое удово… А, нет, постойте, так как мы находимся в едином пространстве с другими людьми, у нас тут неизбежно возникло общество, которое задает темп, которое выявляет победителей, которое назначает лузеров, и в котором, когда ты начинаешь что-то говорить, тебя нет-нет да и спросят: «А чего ты добился, мил человек? Зачем мне тебя слушать? У тебя что, есть захваченный замок? Лучшая на сервере броня? Ты гнешь в PvP?». Да, я лично на этот набор аргументов, в лучшем случае, фыркну. Но вообще-то это означает, что я игнорирую локальное общество и его ценности. Я отшельник, который может объединиться с подобными себе и укрыться в своем монастыре. Это в какой-то степени проигрыш. Меньший, чем подчинить свои взгляды и свое удовольствие чьим-то чужим ценностям, но все же проигрыш, на котором меня цинично пытаются словить.
В этой попытке наши циничные друзья могут добиться тактического успеха, но неуклонно вести себя к стратегическому поражению. Я не считаю людей, играющих на пониженном уровне сложности, победителями, чемпионами, знаменитостями.
А ведь, сюрприз, именно построение общества и единого пространства игры – главное отличие разработчика ММО от разработчика обычной компьютерной игры. Это высшая лига, мои циничные друзья. Тут не прикрутишь уровни сложности. Здесь нужно вырастить общество, да еще и интересное, преумножать его или хотя бы сохранить в рамках единой системы координат. А это невероятно тяжело. И вот это уже объективный закон природы, от которого у вас нет кнопки. Вы не знаете, получится у вас или нет. Вы не представляете, что сделают ваши конкуренты. Ни у кого нет рецептов. Карты по срезанию углов тоже нет. Тарифа «Премиум» боженька не предложил. Теперь вы понимаете, что такое интересная игра?
51 комментарий
Мне кажется, еще не полностью осознанная беда многих ММО — то, что они пытаются объединить в одно общество слишком разных людей. Нет, не так — всех людей.
В связи с этим у меня всегда возникал вопрос, кто ЦА таких магазинов?
Играю после работы пол часа золота игрового не хватает даже намагазинные товары. Лучше такая фласка чем поход к эльфу.
Дело вкуса и настроения. А вырвиглазный маунт еще и заметен на поле боя.
Да все описанные примеры это не один игрок, а обобщенные ситуации.
1. Фласка на опыт нужна для прокачки пятого чара. Извините, но что мне покупать до того, как я захочу вкачать пятого чара? Опустим тот факт, что далеко не все играют больше, чем 1-2 персонажами.
2. Фласка на доп.лут нужна, потому что золота не хватает из-за того, что мало играю. Не знаю, как вы, но я обсуждаю условия, в которых золота хватает на повседневные нужды. Более того, того самого «лута» сыпется и без фласки так много, что не успеваешь бегать к вендору, чтобы распродать его. Зачем в такой ситуации нужна фласка, чтобы почаще бегать к вендору?
3. Маунты — согласна, дела вкуса. Но вот костюмы в духе «Моя сексуальность сейчас выпрыгнет из трусов» уже элементарно разрушают атмосферу мира. Об этом, кстати, Атрон недавно писал. Я тоже не приемлю их и поэтому оставила без комментариев.
Вот из-за того, что в таких гейм-шопах нет ничего для меня, я и спрашивала, кто предполагаемая ЦА этих гейм-шопов. Одинокий, сексуально неудовлетворенный, работающий 18 часов в сутки мужчина с комплексом неполноценности? Возможно, для кого-то эти слова оскорбительны, но я действительно не понимаю, на кого ориентируются компании, вводя такой ассортимент.
Кроме того, и это, пожалуй, самое главное, в таких гейм-шопах почти нет чего-то, что можно купить в начале игры, не считая вещей типа «набор „Комфорт“ (расширение сумок, маунт на первом левле, etc.), которые неинтересны тем, что упрощают игру. Я за свои же деньги покупаю уменьшение количества времени, проведенного мною в игре! Нонсенс!
Вот и остаёмся ни с чем. Костюмы морячка неинтересны с эстетической точки зрения, „наборы “Комфорт» — с точки зрения интересности. Тупик.
Именно об этом был мой пост, а не о том, «в каких условиях может пригодиться фласка на опыт». Извините, если получилось слишком резко, просто, как говориться, наболело.
Опять же описанные случаи могут быть у разных людей. Кому то нужно одно кому то другое, кто то как вы обходится своими силами, кто то как я вообще не играет, «потому что фаллоут» (вместо гладиолуса). Но ЦА есть. И если вам лично это не нужно, это не говорит о том что это не нужно никому. Вопрос то был
а не
Вам незачем, но магазин процветает.
Человек пишет о том, что хочет играть в игру, проходить квесты, взаимодействовать с сутью игры. Зачем вот эта вот ерунда от измученного нарзанами непойми кого? Вам же под этим даже подписаться стыдно. Вы же говорите, что просто мимопроходил и описал аудиторию. Но человек ничего такого не просил у вас. Чего лезть-то с даже не своим, а каким-то выдуманным тухляком в чьей-то выдуманной голове, а?
Мне не стыдно под этим подписаться. Это нормальная ситуация когда разные люди играют и получают удовольствие по разному и от разного. не становясь от этого кем то недостойным.
Господи, вы там совсем что ли со своим элитзмом с глузду съехали!
В этом геймшоп человеку не мешает. И не стоит приписывать совю голову чужим. Вы выдавая свои мысли и интерпретации за мысли peeqa холтите не взаимодействовать с игрой, вы хотите чтобы все остальным запретили взаимодействовать по другому. Только вот у вас это не получается а все идет совсем наоборот вот вы и беситесь со злости.
И Атрон, давайте вы мне больше не будете отвечать. Мне уже слегка противно с вами лично общаться. Я в ответ постараюсь, если выдержу не комментировать ваши речи.
«Так ты слона не продашь» из анекдота.
Это вы с упоением перенимаете то, что вам в голову вкладывают. Показали, что называть и как называть, вот вы и носитесь как гагары с криками «А-А-А», будучи счастливы от самого статуса. А что за ним пустота в большинстве случаев, что за ним безыдейность, порожденная страхом потерять вложенные деньги, что вам нечего рассказать о своих проектах, кроме вот этих скучных «я просто играю» на уровне «я просто убиваю время», так это все ерунда. Вам показали от чего быть в восторге, что имеет статус, вы тут же пришли в восторг и увидели в этом особый статус. Вот и вся история. Но вы ее с таким апломбом преподносите, как если бы это вы всех обманули, стоите не вершине мира, а не в его основании лежите унылым кирпичом, которому сказали, где лежать, что чувствовать, но позволили пребывать в иллюзии собственной исключительности.
А про влияние на индустрию и тренды расскажите Нотчу. И про ААА тоже. Посмеетесь вместе.
иковов о смерти.Причем далеко не факт что это будет проблема индустрии.
А в чем кстати, нынешняя судьба ААА-ММО. По моему там все ровно в общем то. Караван идет куда шел.
А какое отношение к ММО в индустрии? не среди игроков или форумов а именно в индустрии. Т.е. среди менеджеров и разработчиков?
Остальные так, максимум изредка мелькают.
А вот последний пункт веселый. Естественно, чтобы стать знаменитостью в игре, нужно в ней проводить много времени. В итоге вы удостоите человека презрительным титулом «нолайфер». Но ведь это очевидная психологическая компенсация. Вы пытаетесь тем самым сказать «зато у меня жизнь полноценная». Это все равно, что, проиграв в шахматы, сказать «зато у меня жена красивая». Ну, ок. :)
Как думаешь, кем работают знаменитые корейские киберспортсмены?
Не в порядке приглашения к спору, но «спасибо, посмеялся».
Вот он ответ, на смену старым игрокам, пришли новые те что привыкли что все можно купить, что суп не нужно готовить, достаточно извлечь концентрат из пакета и подогреть в микроволновке… И вуля у вас на столе горячий борщ (ну и пусть он создан из всевозможных Е418, Е645 и т.д.)
Не могу молчать :)
з.ы.
Лично люблю покупать игры на дисках, но видимо их время подошло к концу =) так например в коробочке с игрой Star Wars Battlefront диска уже нет, а только код для закачки игры из интернета =(
ММО встретилось с врагом в лице монетизаторов. И ММО все же, как мне видится, тяжелее поднять, чем одиночный проект. В связи с чем выходит их в год довольно мало, отчего те проценты с хорошими играми выглядят неубедительно. Даже в отдельном жанре РПГ в год игр выходит больше, чем в ММО. Поэтому все и выглядит хуже.
И у ММО есть срок жизни. За ней нужно следить, холить и лелеять. А что мне делать, если в этом году не выходило достойных РПГ, а я люблю РПГ? Да играть в те тонны достойных РПГ, которые выходили за все это время — выбирай на любой вкус. С ММО так не прокатит — слишком многие из них загибаются безвозвратно.
Да, я глянул. На меня из браузера полезло огромное количество ушастых и хвостатых с огромными глазами девочек в аниме-стилистике. В общем, я испугался и забился под одеяло.
Раньше кстати зачастую сложность была вызвана неопытностью игровой индустрии и слабыми техническими возможностями.
Как бы вы ни пытались этой невидимой рукой прикрывать срамные места жанра в откровенном кризисе, картина лучше не станет. Ну, нет никакого даже призрачного эффекта, что рынок знает, что делать. Хотя бы потому, что он сейчас не рождает достаточно хайпа, зато рождает кучу разочарования.
Ну и кстати я лично как лицо не входящее в долю готовую платить за перечисленное, кризиса не вижу. Куча игр в которые мне интересно играть, в том числе свежих и не слишком сложных (от арккейджа до фаллоута 4го, которые мне лично очень даже пошли). А что кто то там страдает так его доля рынка это его проблемы.
ММО это вообще ВоВ и корейские f2p. остальные в зоне погрешности по влиянию на будущее.
Первый ответ был не вам так что наверное зря вы включились в разговор.
Беседовать с вами о ММО? вот нахрена мне это?
Не совсем так оно работает.
Невыносимые условия были созданы для всех, а лучшие домики купили единицы.
И вот посматривает Вася в таком домике, как Петя в домике похуже зябко кутается в плед, а Ваня в другом домике носит тазики с водой, а эта куча неудачников под окнами и дома то не имеют. И испытывает Вася удовольствие от своей исключительности. Считает ли он, что его обманули?
Печально, когда разработчики ориентируются на таких…
и растраивает.
/и хрен с ней с кармой от васи/
Теперь в домике Васи установлен климат-контроль, накрывающий целый район. И жители этого района, те самые неудачники, просто боготворят Васю, т.к. стоит ему уехать в отпуск на пару месяцев, и всё — их домишки посмывает, или они замёрзнут. Потому что девайсы, установленные в крутом доме Васи, вчетверо снижают суровость погоды во всех окрестностях…
В итоге раньше донаторам завидовали, а теперь их любят. Те самые неудачники, собираясь вокруг таких вот «Вась», тоже не чувствуют себя обманутыми — он же для нас старается, он ведь и за нас тоже платит! Да, он мега-крут, но мы в ауре его крутости тоже ого-го, и главное бесплатно.