Предыдущая часть нашего перевода доклада «Design Practices for Human Scale Online Games» была, возможно, излишне академической и могла многих пригрузить теорией, но вот следующая, как мне кажется, будет постоянно вспыхивать параллелями с практическими примерами из жизни и игровых моментов каждого человека. И это работает как финал хорошего сюжета, где ты начинаешь отматывать события назад и понимать причины того, что и почему происходило в прошлом. Во всяком случае, со мной было именно так. Всячески рекомендую погрузиться во вторую часть описания механики социальных групп.

Общие цели для групп разного размера
Общие цели — важнейший атрибут, гарантирующий сплочённость внутри группы. Группы с большей степенью ощущения гордости от принадлежности к коллективу и большей вовлечённостью в исполнение поставленных задач имеют намного более явные общие цели при этом. Они способны хорошо выполнять даже те задачи, которые требуют высокого доверия между участниками. Также в таких группах сохраняются очень длительные и крепкие связи, которые сказываются на долгосрочной вовлечёности в игру и на хороших эмоциях участников.

Гордость от принадлежности к группе и идентичность
Игроки с большой степенью гордости от принадлежности к коллективу ощущают большую преданность этой группе людей, испытывают больше радости от достижения общих целей и делятся своей гордостью с другими. Эта гордость проявляется одинаково, независимо от размера группы, но идентичность становится более формальной с ростом численности группы.

  • Слабая идентичность. Небольшие группы друзей могут не иметь каких-то официальных признаков принадлежности к одной группе. Большинство позитивных ощущений они испытывают от факта взаимной поддержки.

  • Официальная идентичность. Для больших групп официальные атрибуты идентичности очень важны. Когда люди становятся частью хорошо работающего коллективного механизма, они ощущают, что это нечто большее, чем они сами. А это может приводить к более сильным чувствам, таким как благоговение.

  • Стереотипная идентичность. В огромных и поэтому размытых группах можно наблюдать проявление племенной идентичности в виде набора стереотипов. Люди строят очень упрощённые «картонные» модели того, как другие должны отвечать на взаимодействие. В таких условиях очень быстро происходит разделение на тех, кто принадлежит к группе, и тех, кто в неё не входит, на основе исключительно поверхностной информации.

Степень участия
Степень участия — это то, насколько человек задействован в общей активности, которая приводит к достижению поставленной цели. Гордость от принадлежности к группе возникает из ответа на вопрос «Кто мы такие?», а степень участия проявляется через ответ на вопрос «Чего мы можем добиться, действуя сообща?».

  • Выполнение тактических задач. Небольшие второстепенные группы прекрасно понимают своё предназначение в рамках тактических задач, которые нужно выполнить в сжатые сроки. Это может быть завершение небольшого рабочего проекта или прохождение рейда в собранной по этому случаю группе. Небольшие первичные группы в основном сосредоточены на поддержке друг друга.

  • Попытка удерживать связи. Большие социальные группы фокусируются на более крупных задачах, таких как долгосрочное выживание или поддержание сообщества, которое разделяет общие ценности. Противостояние групп на этом этапе выглядит интересным вызовом, особенно для коллективов, состоящих из молодых людей.

  • Быть частью экосистемы. Огромные группы объединяются по принципу удобства. Они разделяют общие практики, такие как торговля или язык, и эти практики помогают небольшим группам внутри этой огромной группы выполнять свои задачи. Степень участия на этом уровне проявляется в поддержании общих политических и экономических структур.

Советы по увеличению привлекательности общих целей
  • Делайте общими именно цели, а не просто награды. Многие геймдизайнеры предполагают, что, получая общие награды, люди будут естественным образом синхронизировать свои действия. Это могло бы работать, если бы люди были гипер-рациональными существами, но мы не такие. Игроки начинают действовать сообща тогда, когда эти возможности представлены явно и при помощи примеров им демонстрируют, как это могло бы работать.

  • Разделяйте социальное пространство на публичное и приватное. Большие группы состоят из небольших подгрупп, которым нужно приватное пространство, где они будут вырабатывать общее видение и собственные социальные нормы, а заодно будут укреплять связи внутри этой небольшой группы. Они также нуждаются в публичном пространстве, где можно интегрировать свои представления в идентичность большой группы.

  • Создавайте контент противостояния между группами. Конфликт с другими группами — это частый метод предоставления общих целей. Значимое соперничество может поддерживать желание продолжать игру на протяжении многих месяцев или даже лет. Игры с PvP-контентом могут быть очень богатыми на истории, происходящими на социальном уровне, если сконструированы с учётом этого масштаба взаимодействия.

  • Создавайте цели, которые основаны на стремлении к росту и поддержке. Несмотря на то, что соревнование выглядит простым и рабочим способом создания предназначения группы, история человечества полна примеров долгосрочных групп, основанных на других принципах. Те же религиозные общины, в задачи которых входит сохранение и развитие позитивных моментов в жизни человека. Подумайте, как ваша игра может стать источником позитива. Многие игроки найдут такую задачу достойной их времени и усилий.

Роли в группах разного размера
Каждая группа должна распределить роли. Эти роли обнаруживаются в контексте разделения труда и разделения ресурсов.

Разделение труда
С ростом численности группы увеличивается специализация участников внутри неё.

  • Перекрывающиеся роли. В небольшой компании друзей будут значительно перекрывающие друг друга роли, в рамках которых один конкретный человек может заниматься разными делами по необходимости. Здесь вы редко встретите специализацию. Ведь в рамках выполнения задач с высоким уровнем доверия и взаимозависимостями отсутствие даже одного человека мгновенно ощущается всеми.

  • Специализация. В больших группах мы можем уже наблюдать признаки специализации, когда отдельные игроки берут на себя конкретные роли. Это проявляется намного чаще во вторичных социальных группах, поэтому так характерна принадлежность людей сразу ко множеству вторичных групп. Конкретный человек может пробовать себя в разных ролях и использовать их в разных вторичных коллективах.

  • Профессия становится частью идентичности. В огромных группах можно увидеть распространение профессий и каст. Человек выбирает одну профессию в развитой экономической системе, что становится его формальной идентичностью в рамках большого сообщества, живущего на основе выработанных правил. Эти люди становятся ремесленниками, учителями, докторами, и никем больше.

Разделение ресурсов
С ростом размера группы растёт и сложность экономических отношений.

  • Общие ресурсы. В небольшой группе друзей ресурсы, как правило, общие с бесконтрольным их использованием. Социальные связи и общее доверие здесь намного важнее в качестве общей валюты, чем игровые деньги.

  • Бартер. В больших группах происходит более формализованные экономические отношения на основе взаимодействия двух индивидуальностей. Для этого может использоваться внутренняя валюта или простая договорённость на основе консенсуса вокруг ценности элементов сделки.

  • Сложная экономическая система. В огромных группах люди торгуют как собственным трудом, так и имеющимися ресурсами при помощи экономической системы, включающей рынок и аукционы. Торговля здесь полностью отделена от личности участника сделки, а каждая транзакция привязана к общей для всех валюте. Такая экономическая система очень сильно зависит от слабых связей и супер-коннекторов в лице людей, способных удерживать более 150 значимых социальных связей, чтобы объединять разрозненные социальные группы за пределами самых простых вариантов экономического взаимодействия.

Статусные отношения для групп разного размера
Статус и иерархия могут быть совершенно неопределёнными понятиями для небольшой группы, но с ростом численности эти сущности обязательно проявятся, а их сложность начнёт увеличиваться.

Лидерство
Чем больше группа, тем более важна в ней роль лидера, и тем меньше она персонализирована.

  • Лидеры по случаю. Небольшие группы друзей обычно назначают лидера по факту, осознанно или неосознанно. Группы такого размера стоит поощрять за выбор лидера/организатора, который сможет помочь остальным членам группы сконцентрироваться на общем предназначении.

  • Культ личности. Большие социальные группы нуждаются в явно обозначенном лидере. Синхронизация действий в таких группах крайне затрудняется без центрального управления, в задачи которого входит приведение к единому вектору движения всех подгрупп. Группы такого масштаба тяготеют к «культу личности», который работает на личных связях, а не на институциональных основах.

  • Символические лидеры. Огромные обезличенные группы используют, скорее, церемониальное лидерство, где конкретный лидер — просто символ общего предназначения, общности и/или культурных ценностей. Здесь используются разные подходы — знаменитости, номинальные лидеры, религиозные персонажи или героические индивидуальности. Это формирует так называемую референтную группу, где её представители служат примером социальных норм, которые можно повторять.

Иерархия
Чем больше группа, тем важнее наличие в ней социальной иерархии.

  • Аморфная иерархия. Небольшая группа друзей вырабатывает аморфную и ситуативную иерархию, в зависимости от того, кто из конкретных участников лучше всего подходит для выполнения конкретной задачи.

  • Иерархия, основанная на деятельности. Большие группы как правило демонстрируют иерархию на основе нескольких первичных групп и большом количестве вторичных. Здесь вы увидите различные группы, численностью от пяти до пятнадцати человек, выполняющие конкретные задачи внутри большой группы.

  • Сложная иерархия. Огромные группы стремятся к сложным официальным иерархиям. Для нормального существования им нужна чётко описанная система экономических и политических взаимоотношений на основе заранее заданной иерархии.

Советы по выстраиванию статуса
  • Визуальное отображение статуса. Возможность обозначать статус участника в общей иерархии помогает нормальному функционированию больших коллективов. Титулы, очки кармы, любые визуальные обозначения статуса будут полезны.

  • Официальное отслеживание репутации. В громадных обезличенных группах неизбежно возникает высокая анонимность. Здесь репутация человека важнее его личных умений. На уровне 500 человек и больше высока вероятность слишком большого воздействия на качества всей группы со стороны мошенников и тунеядцев. Поэтому эффективная система репутации будет способствовать относительной сплочённости такого сообщества.

Формирование социальных норм в группах разного размера
Формирование принятых в группе норм поведения включает себя то, как группа придерживается установленных правил и как эти правила согласовываются.

Формирование правил
Чем больше размер группы, тем более формальными становятся правила в ней.

  • Субъективные нормы. Маленькие группы друзей формируют правила с субъективным подходом к каждому отдельному представителю. Часто в таких группах поведение и реакции меняются в зависимости от персоналии участника и контекста ситуации.

  • Нормы на основе взглядов ключевых представителей. Большие социальные группы следуют за нормами поведения тех представителей, которые имеют наиболее высокий статус. Эти люди могут приходить к консенсусу между собой, а затем распространять выработанные решения среди остальных. В больших группах, где есть высокий запрос на справедливость, люди стремятся принимать решения на основе общего голосования.

  • Публичные правила. Огромные обезличенные группы используют законодательные системы для установки или ревизии норм. В них как правило есть формализованные системы получения обратной связи. В таких группах мы видим сильное влияние принципа верховенства права. В более организованных группах явные правила становятся преобладающими. Требуя от людей работы по чётко установленным правилам, вы устраняете неопределённость и увеличиваете способность группы эффективно функционировать. Вы заменяете медленный процесс взаимного обмена субъективными социальными нормами чёткими правилами, которые говорят вам, как нужно действовать. Тем не менее, такой подход имеет и негативные стороны. Общие правила существенно менее гибкие. Они должны быть написаны, распространены и применены. Если объективная ситуация меняется, следование правилам может снижать эффективность группы. И в таких отношениях нет даже тени доверия к участникам, только надежда, что правила будут исполняться.

Конфликты и наказания в группах разного размера
А что происходит, когда принятые группой нормы нарушаются?

  • Маленькая группа друзей
  • Личные разногласия. Малая группа постоянно находится в состоянии обсуждения общих норм. Нарушение этих норм, как правило, обсуждается с глазу на глаз или всей группой сообща. Главное здесь — веские аргументы.

  • Изгнание из группы. В случаях, когда к консенсусу прийти не удаётся, конкретные члены маленькой группы перестают общаться с тем, с кем у них возникли личные разногласия, или группа дистанцируется от такого человека, снижая количество контактов и общей деятельности с ним.

Большие группы
Клише и буллинг. Группы большого размера легко превращаются в токсичные коллективы грубиянов. Конструирование игровых механик для таких групп должно предполагать специальную работу с сообществом. Группы такого размера существенно зависят от мнения руководства, которое легко может позволить сообществам, построенным на ненависти или страхе, культивировать эти эмоции.

Огромные обезличенные группы
  • Демонизация чужаков. Это знакомое явление для очень больших сообществ — стремиться чётко обозначить врагов племени. Эти явления в меньшей степени направлены на подстрекание атаковать чужаков и в большей — на объединение вокруг общих целей. Негативной стороной этого явления становятся разжигание страха, который мешает появлению более вдумчивых и конструктивных моделей координации.

  • Принуждение нарушителей. Обнаружение тех, кто нарушает правила, и принуждение их к следованию общим нормам остаётся лучшим способом изменить поведение таких людей в огромных группах.

  • Экономическое мошенничество. Огромные обезличенные группы — прекрасная среда для тех, кто хочет получить экономическое преимущество незаконным путём. На них начинают охоту те, кто предлагает разнообразные услуги чёрного рынка, воруя учётные записи и кредитные карты. Как следствие, всё сообщество находится под прицелом мошенников.

  • Организованный грифинг. Несмотря на то, что даже в малых группах есть гриферы, в играх с очень большим количеством участников есть где разгуляться целому племени гриферов. Они вполне способны создать самодостаточную организацию, удовлетворяющую все игровые нужды. Грифинг для таких людей становится собственной социальной нормой, и поэтому не существует способов изменить их модель поведения. Это может погрузить мир в состояние тотальной войны, где одна группа хочет полностью уничтожить или изгнать другую.

  • Манипуляция учётными записями. В группах с большим количеством незнакомцев очень сложно отследить, кто откуда появился. В онлайновых играх люди создают дополнительные учётные записи, чтобы с их помощью заниматься ботоводством, читерством, игрой в несколько окон и другими приёмами, которые в менее масштабных группах было бы проще отследить и пресечь.

  • Внутренняя коррупция. Как и в случае с государствами, если игра становится достаточно большой, людям, ответственным за исполнение законов, становится проще спрятать собственные нарушения и использовать свои особые полномочия ради получения личной выгоды.

Продолжение следует.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.