Грабельный стыд

Холодный Кофе: Грабельный стыд
Согласно Борхесу, у человечества есть всего четыре сюжета, которые в той или иной интерпретации воспроизводятся из раза в раз. У фритуплейных ММО, по-моему, есть всего один сюжет, как сюжет брошенного в рукомойник шарика или бродящего с завязанными глазами бедняги, который рано или поздно должен дойти до лежащих граблей. То есть мы сколько угодно можем следить за траекторией главных героев повествования, она может быть увлекательной и даже леденящей душу, но финал нам известен заранее. Так зачем нам рассказывать эту историю из раза в раз? Ну, возможно, потому что люди из раза в раз наступают на одни и те же грабли и сильно кричат. Или потому что игроки превращены в шарик, который катится по стенкам в лучшем случае рукомойника. То есть мораль всего это повествования одна – убедиться, что вы понимаете суть финала. А еще важно, что каждый новый автор фритуплейного проекта с огнем в глазах убеждает нас в том, что это история не про шарик и не про грабли. Что ж, встречайте – очередная история не про шарик и не про грабли от SOE: H1Z1.

Давайте сразу проедем ту часть, где президент компании Sony Online Entertainment интриговал нас мутными скриншотами и намеками на то, что «любители Star Wars Galaxies останутся довольны». После анонса убогого клона DayZ «любители Star Wars Galaxies» уже мало его интересовали. Главное, что было сделано – пущена информационная волна, привлечено внимание. А СМИ весело подыграли этому человеку, сделав вид, что ничего такого не произошло. Ну, подумаешь, соврал. Верно?

СМИ некогда, у СМИ есть свежие новости, примерно той же степени достоверности и содержательности. Надо, к примеру, рассказать, что SOE планирует выпустить H1Z1 в Steam в режиме раннего доступа. Давайте бодро перепечатаем пресс-релиз, пропустив его от глаз к пальцам клавиатуры, только условно задействовав мозг на передачу сигналов. Потому что если бы мозг в этом процессе действительно участвовал, я не сомневаюсь, обязана была родиться мысль – «а что за компания такая: SOE?».

Читаем wiki:

Sony Online Entertainment (сокращённо SOE) — подразделение Sony, занимающееся разработкой и публикацией[en] видеоигр.

Тогда следующий вопрос: «А что такое Sony?». Ну, может, кто не знает. Так что снова в wiki:

Sony Corporation, Со́ни (яп. ソニー株式会社 Сони: кабусики-гайся?) — японская транснациональная корпорация с штаб-квартирой в Токио, возникшая 7 мая 1946 года.

Sony Corporation занимается выпуском домашней и профессиональной электроники[1], игровых консолей и другой высокотехнологичной продукции. Кроме того, Sony является одним из крупнейших в мире медиаконгломератов, владея звукозаписывающей маркой Sony Music Entertainment, киностудиями Columbia Pictures и TriStar Pictures, а также полным архивом фильмов компании MGM (совместно с компанией Comcast); оказывает финансовые услуги.

То есть погодите, я все правильно понимаю? Подразделение транснациональной корпорации, являющейся одним из крупнейших медиаконгламератов, в задачи которого входит разработка и издание(!) компьютерных игр, собирается выбросить жутко сырую недоигру в рамках программы «Раннего Доступа» в Steam. Ничего не перепутал? То есть вот это вот все будет запускаться с логотипом SOE, профессионального издателя компьютерных игр от крупнейшего транснационального бла-бла-бла, предупреждая, что разработчики игру, собственно, сделать не успели, но давайте ваши деньги, плиз? Я еще могу понять, как и чему эта программа помогает в случае с компанией из пяти молодых людей, снимающих офис в порту Глазго и делающих свою первую, очень амбициозную, игру. Но, простите, зачем нужно быть транснациональной медиа-бла-бла-бла, если в итоге вы отрыгиваете что-то непотребное в «Ранний Доступ»? В чем концепция накопления и перераспределения средств такой корпорации?

Никто из СМИ ничего не хочет сказать по этому поводу? Хотя бы слегка поржать. Не? Просто перепечатаем пресс-релиз? Что? Все и так всё понимают? Ну, тогда, может, и СМИ нам не нужны, если все и так всё понимают? Потому что между издателем компьютерных игр, злоупотребляющим «Ранним Доступом», вместо того, чтобы поставлять качественные игры, используя потенциал мега-корпорации, и СМИ, перепечатывающим пресс-релизы, вместо того, чтобы готовить нормальные материалы, информирующие игроков, я разницы особой не усматриваю.

Все прекрасно знают, что уже не первый раз в формате «Ранний Доступ» продается не игра, а ее муляж с красочными обещаниями. Плохо, когда это делают мелкие мошенники, но когда это делает «один из крупнейших медиаконгламератов» — это, по-моему, событие, достойное отдельного освещения в СМИ. Некогда? А почему? А потому что надо сообщить свежую новость: «Джон Смидли заявил, что в сбрасываемых с самолета грузах, которые можно будет оплатить в игровых магазинах, будут только косметические товары». Это важный этап обхаживания аудитории перед изъятием у нее денег за ранний доступ к игре со свободным доступом. На самом деле, Смидли сказал не только это:

Мы НЕ БУДЕМ продавать оружие, патроны, еду, воду и тому подобное <в игровом магазине>. Их добыча – суть игры. С нашей точки зрения, было бы отстойно делать такое.

Угадайте что! Сразу с момента оплаты раннего доступа к бесплатной игре, которая не настолько доделана, чтобы стать бесплатной, в игровом магазине, который достаточно доделан, в отличие от игры, появился заказ воздушных посылок, в которых случайным образом генерировались… патроны и оружие. Ну, то есть то самое, наличие чего в магазине сделает игру отстойной, по мнению президента всея SOE. Наверное, это особый дар, подкрепленный потенциалом транснациональной корпорации, позволяющий целенаправленно и сознательно делать отстой.

Но постойте, свежая новость: «После выхода H1Z1 в раннем доступе игроки устроили бунт!». То есть, другими словами: «Гы-гы, смотрите на этих несчастных, они снова наступили на грабли». Наступили, да. А что вы, господа журналисты, сделали для того, чтобы этого не произошло? Вы считаете себя стоящими над схваткой? Как по мне, вы просто притворяетесь журналистами, на самом деле работая секретарями-референтами разводил разного масштаба, ну, или приличных разработчиков, если повезет перепечатывать пресс-релизы приличных. Выбирать, в любом случае, не вам.

Понимаете, вот что произошло:

  • Сначала был невинный подлог с «любителями SWG», эксплуатация бренда, который сам же Смидли и загубил, и который к замыслу никакого отношения не имел.
  • Затем выяснилось, что большая корпорация родила мышь в виде откровенного и далеко не первого клона DayZ.
  • Потом стало понятно, что игра будет «совершенно бесплатной». Ну, максимум – косметические предметы.
  • Позже стало ясно, что большая корпорация поиздержалась на завтраках и вечеринках, так что просит денег на «доделать игру». Всего-то 20 или 40 долларов, кто чем может.
  • Сразу после этого выяснилось, что игру тут же хакнули и на всех серверах бегают люди с автоматическим прицеливанием, спидхаком, или просто летают, чего уж там. Выживают как могут.
  • Единственным стабильным участком был игровой магазин, появление которого в совершенно незаконченной, забагованной, да еще и хакнутой игре – форменное издевательство над людьми, которые уже заплатили за этот кусок… кода несоразмерно большие деньги.
  • Затем стало понятно, что в магазине можно купить все необходимое для выживания, несмотря на то, что это «отстойно», по мнению самих разработчиков, да и игроков тоже.
  • Но чтобы жизнь в апокалипсисе медом не казалась, совершенно случайно посылки, сбрасываемые с воздуха, похожи на волшебные рандомные сундучки из других «ну, очень бесплатных игр». Как написали неискушенные пока неофиты в вопросе «бесплатных игр»: Это что же получается, пиццерия не продает пиццу, а только коробку, в которой… может быть пицца? Да, именно так, мои дорогие.
  • Еще быстро стало понятно, что в игре делать нечего. То есть вообще. Но тут уж вас в дисклаймере «Раннего Доступа» предупреждали: «там может быть все, что угодно, в том числе и ничего». Прямо как в волшебных рандомных сундучках.
  • И, наконец, финальным аккордом стало заявление Джона Смидли в духе высшего PR-пилотажа: «А кому не нравится, мы вернем деньги».

И вот у меня вопрос. После какого из перечисленных этапов сюжет о хождении за граблями стал очевиден? По-моему, SOE со свойственным большим корпорациям размахом создала какой-то «идеальный free-to-play shitstorm». Проблема не в том, что это произошло опять. Проблема не в том, что это произошло уже в 2015 году. Проблема не в том, что я пишу о таком снова. Проблема в том, что серверы SOE были забиты под завязку, а очереди составляли по 200-300 человек. Тех, кто заплатил 20 или 40 долларов.

Я не против. Я действительно не имею ничего против ситуации, в которой люди осознанно идут в игру о выживании, где надо покупать патроны, оружие, еду и воду. Я не знаю, что это за выживание, но если они в курсе – зомби в помощь. Если. Они. В курсе. А если вдруг нет, если все вокруг занимаются обманом или помощью в обмане, то все это какой-то очень грустный грабельный стыд.
Читайте также

57 комментариев

avatar
Не совсем к месту, но у меня ваши текстовые «красивые» блоки выглядят вот так: Догадываюсь о написанном по контексту. Огнелис. Изменение шрифтов не помогает. Взялось не сегодня, а сразу, просто как-то руки не доходили написать — с телефона в основном читаю…
  • Sadboy
  • 0
  • v
avatar
Это от версии ФФ зависит. У меня на старой убунте тоже так было.
avatar
Спасибо.
avatar
Обновите Огнелис. У меня была аналогичная проблема.
avatar
Спасибо, к сожалению обновление на огнелисе у меня отключено — постоянный конфликт многочисленных надстроек убивает.
avatar
В добавление к теме поста:

В ответ на жалобы игроков на получившуюся систему P2W президент компании SOE в личном твитере написал следующее:

Refunds — if you are upset about the airdrop P2W issue and want a refund email bwilcox@soe.sony.com and we will take care of you

twitter.com/j_smedley/status/556142754254704641
avatar
это есть в посте
И, наконец, финальным аккордом стало заявление Джона Смидли в духе высшего PR-пилотажа: «А кому не нравится, мы вернем деньги».
avatar
Да, игропром все дальше и дальше заходит не туда, куда ему следовало бы идти.
  • Devina
  • 0
  • v
avatar
Игро- ли пром? Я уже не уверен, что суть и смысл таких проектов — именно игры.
avatar
На Западе хотя бы деньги возвращают. А у нас в Скайфорже на форуме уже ответили по поводу наборов раннего доступа, что вы же воспользовались услугой раннего доступа на ЗБТ, и никаких возвратов денег не будет. Ничего, что все остальные плюшки только на ОБТ начислят.
  • Eley
  • +1
  • v
avatar
Если с EKN будет тоже самое, а я думаю что такое очень даже возможно, то это будет потеря потерь.
  • Zaraev
  • +1
  • v
avatar
давно пора разделить хотя бы для себя понятия, описанное не фритуплей, мы уже знаем кучу аналогов всяких там «фримиумов», они легко определяются по характерным признакам.
А обман думаю да, вполне себе сознательный, но это не игрожур и вообще не игры, заворачивать чёртичто в красивые яркие фантики очень давно придумали.
avatar
давно пора разделить хотя бы для себя понятия, описанное не фритуплей

Описанное именно «фритуплей» с разводом на ранний доступ. Никакого отношения к фримиуму это не имеет. Если есть конкретные предложения по классификации — будет интересно их послушать, но сейчас получается что-то в духе «давно пора разделить, только я не знаю, как разделить, разделите за меня».
avatar
«идеальный free-to-play shitstorm»
Похоже, новый жанр уже только что родился в этой статье.
avatar
отчего же, для меня все давным давно поделено.
первое и основное — это возможность влияния реальных денег на игру игровыми способами.
1. чистый f2p, в шопе отсутствуют предметы влияющие на баланс игры, пример path of exile.
2. классический, который предполагает для «полноценной» игры стоимость подписки, не важно в каком виде, именно подписка ли это в шопе или какие-то руны на опыт работающие месяц, да хоть новый герой на месяц раньше обычного доступа, главное это известная фиксированная сумма требуемая для полноценной игры и ничего более влияющего на баланс.
Все остальное не являются f2p и градируются от «нечестного», который еще можно формально отнести к f2p в некоторых случаях, проходит через пейтувин и заканчивается «анальным донатом».
avatar
1… пример path of exile.

2. классический, который предполагает для «полноценной» игры стоимость подписки, не важно в каком виде, именно подписка ли это в шопе или какие-то руны на опыт работающие месяц, да хоть новый герой на месяц раньше обычного доступа, главное это известная фиксированная сумма требуемая для полноценной игры и ничего более влияющего на баланс.

Несмотря на всю странность формулировки «подписка», хотелось бы и здесь увидеть «пример». :)
avatar
Aion вроде как-то по фримиуму распространялся, хотя я могу ошибаться. Archeage в первое время — зелики всё ж таки с приличным откатом были.
avatar
И к чему пришло в обоих случаях?
avatar
твоя любимая ева например.
конкретный пример не стал приводить потому как в разных играх это по разному реализовано и приведя в пример конкретную игру может сложиться впечатление, что идет речь именно о реализации подписки, а это не так.
avatar
который предполагает для «полноценной» игры стоимость подписки, не важно в каком виде, именно подписка ли это в шопе или какие-то руны на опыт работающие месяц

твоя любимая ева например.

Ага, понятно, больше вопросов нет. :)
avatar
1. чистый f2p, в шопе отсутствуют предметы влияющие на баланс игры, пример path of exile.
Чисто ради точности — в ПоЕ все-таки есть один предмет в шопе, без которого играть очень-очень сложно. Это дополнительные закладки в банке. Игра построена так, что без них и правда никак. Но это выглдядит гуманно и вполне честно. А все остальное (и его много) — чистая косметика, да. Которую даже довольно много покупают.
avatar
во-первых, не очень актуально учитывая лиги продолжительностью в месяцы под которые создаются отдельные закладки, мне например хватало, во-вторых, ничто не мешает завести еще хоть 10 акков под склад, большинство и торгует со 2ого акка, и в-третьих, это все от нубства — накопление 100500 никчемных итемов думая что они что-то стоят или для чего-то нужны, в реальности, если не заниматься барыжничеством, 5 закладок в банке за глаза, впрочем, действительно есть такое игровое неудобство и стиль игры у людей разный.
avatar
это все от нубства — накопление 100500 никчемных итемов думая что они что-то стоят или для чего-то нужны, в реальности, если не заниматься барыжничеством, 5 закладок в банке за глаза, впрочем, действительно есть такое игровое неудобство и стиль игры у людей разный.
Ну естессно можно хоть 10 акков завести. Неудобство не стоит той скромной суммы, которую они просят, учитывая, что больше они вообще ничего не предлагают. А как ты укладываешься в 5 закладок, если при более-менее игре только орбы занимают полностью закладку, и еще одну — карты — не представляю. Не говоря уже о коллекции камней (которая таки-да нужна). Какое там хранить сомнительной ценности айтемы…
avatar
согласен, я тоже вкинул именно в прямом смысле «доната» — как пожертвование, а не как выламывание, купил анимации на сорку и перестал ей играть переехав на барба с лаговертушкой.

по поводу инвентаря, так уж вышло, что мы играли небольшой группой и нам было мегоудобно завести несколько чаров под трейд и передачу вещей с основных акков между собой, на них и скапливался «хлам» и они же играли роль синхронизаторов онлайна — зайти новый эпик выбитый товарищем затестить :), а в последствии, все это вообще забросили за ненадобностью, торговля в этой игре неинтересная, аукцион, реализованный через poe.xyz, не радовал и мы вообще от этой идеи отказались.
в основном же чаре, как ты и сказал, 2 ячейки занимают «родные» умения и валюта, 2 ячейки под карты, одна просто пустая.
avatar
Стоило бы только заметить, что ставить DayZ как основу клонов так же странно, поскольку сама по себе DayZ SA тоже сыра и более того — сама выросла из DayZ мода на ArmA 2
avatar
Ничего странного. Вероятность клонирования прямо пропорциональна популярности проекта, а у DayZ она зашкаливает.
Комментарий отредактирован 2015-01-21 10:44:21 пользователем Woody
avatar
И? Первой игрой была DayZ, так что логично утверждать, что клонируют именно ее.
avatar
Простите, первым был DayZ мод на арму2.
avatar
А ничего, что стандалон дейзи делался тем же человеком, что и мод? То есть он сам себя клонировал, так выходит? Или всё-таки может быть он перемещал свой мод на отдельную платформу?
  • hitzu
  • +2
  • v
avatar
Я бы с вами согласился, если бы DayZ SA хоть как-то обошел мод по играбельности, но пока этим и не светит.
avatar
Вы сейчас с чем спорите? Какая разница, что это был мод на арму?
avatar
комментарии полны нытья, а между тем я купил и играю и эпичных моментов и фана получил со своей командой гораздо больше за эти несколько дней чем за всю историю моих похождений в дэйзоне, расте итд
avatar
До призм такого откровенно частого хамства в комментах я не наблюдал.
avatar
Я не думаю, что они мало мальски причем.
avatar
Дык, мы же выпустили всех из минусов. :) И этого экземпляра тоже.
avatar
Ну да, здесь не призмы виноваты, а амнистия. Думаю ты прав.
avatar
Ааааа, а были уведомления? Если не было, тогда получается человек посещает сайт часто :\ не понимаю
avatar
Уведомлений сознательно не было.
avatar
а ну и еще автор не очень понимает о чём пишет или не следил за новостями и теперь ему лень переписывать статью
avatar
Я тоже слежу за новостями и хот-фиксами, и тоже играю.
Но пусть потихоньку они ситуацию и меняют в лучшую сторону, это не отменят фактов, что было обещано за реальные деньги только внешка, Евро сервера все еще не добавлены, что тоже можно отнести к сильным фейлам.
Так, что попытки выправить ситуацию не отменяют всего остального.

Ну и да заявление о возможном возврате я бы не отнес в негативные. Жаль что на фоне остального выглядит как подачка.
Комментарий отредактирован 2015-01-21 11:07:17 пользователем grehosh
avatar
Ну и да заявление о возможном возврате я бы не отнес в негативные. Жаль что на фоне остального выглядит как подачка.

Сам факт возврата денег за товар не является в цивилизованной части мира чем-то, что происходит по доброй воле владельца, насколько мне известно. Здесь покупатели защищены законодательно. С PR-позиции (а именно об этом я и писал) фраза «вы можете забрать свои деньги» — это однозначный проигрыш, так как, во-первых, это явная и неприкрытая капитуляция в духе вора, вернувшего кошелек, когда тот был схвачен на горячем, а во-вторых, вместе с возвратом денег, компания теряет в прошлом лояльного клиента.
  • Atron
  • +1
  • v
avatar
Сам факт возврата денег за товар не является в цивилизованной части мира чем-то, что происходит по доброй воле владельца, насколько мне известно.
Ага и какие игры можно вернуть? Все таки они не совсем попадают в категорию товаров, которые легко вернуть, так же как фильмы, музыку.
//Ох как бы я хотел вернуть деньги за некоторые фильмы.
avatar
Да, я, пожалуй, неправильно сформулировал. Возврат средств за игры не является автоматическим, но если несоответствие между заявленным и полученным удастся доказать, то речь уже будет идти не о простом возврате вложенной суммы. А доказать это в данном случае не представляет труда.
Комментарий отредактирован 2015-01-21 11:24:30 пользователем Atron
avatar
о если несоответствие между заявленным и полученным удастся доказать
Об этом я и говорю, в данном же случае SOE признало несоответствие и доказывать ничего не требуется.
avatar
Вот поэтому я и писал об этом в контексте PR-хода на уровне «да забирайте ваш кошелек, не нужен он мне...».
avatar
В контексте PR-хода я даже не спорю, сделали убого.
avatar
Ещё один тестер защитных призм)
  • Eley
  • +2
  • v
avatar
Кстати, насчет мегакорпораций и раннего доступа. Я вспомнил одну историю.
UbiSoft (у которой 32 подразделения в разных странах) в свое время выпустила Might and Magic X: Legacy в стиме в раннем доступе. Зачем издателю такой величины ранний доступ, было решительно непонятно, и фанаты тогда сильно насторожились. Но игру вполне честно дорабатывали с учетом пожеланий участников тестирования, и в итоге через полгода в релиз ушла стабильная и сбалансированная игрушка.
  • Woody
  • 0
  • v
avatar
Это было начало падения UbiSoft. ИМХО, не оправдавшие себя Смотри_Собаки, потом багованый Асасин, теперь продажа Героев 3 со лживыми заявлениями…
avatar
Единственным стабильным участком был игровой магазин, появление которого в совершенно незаконченной, забагованной, да еще и хакнутой игре – форменное издевательство над людьми, которые уже заплатили за этот кусок… кода несоразмерно большие деньги.
На этом пункте списка меня просто прорвало со смеху :D :D :D
avatar
Коллеги, я напомню вам, что эпоху фритуплея мы уже прошли. Еще лет 10 назад было нормой играть в пиратки, вокруг этого целую теневую культуру создали. Кстати, не от бедности, ибо скажем в Германии или Швеции это все тоже было очень сильно.
Сейчас история повторяется как фарс :) Наверное, нужно еще несколько колебаний туда-сюда, чтобы все как-то пришло в цивилизованную норму.

Тут опять же, много факторов. Культура ведь строится на множестве разных вещей. Например, балансирование расходов. Если 10-15 лет назад средний гик планировал апгрейд компа в месячный бюджет, то сейчас можно не апгрейдить годами — значит освободившиеся деньги можно потратить на нормальный софт и сервисы.
avatar
Кстати, интересная игра слов получается в названии… НЕИ-«Грабельный стыд» :D
avatar
Ещё ко стыду я бы добавил ответ Мыла по поводу 10 ОР онлайн, что мотивирует оставлять игру включённой 24/7
Это позволяет избежать перекоса в балансе со стороны тех игроков, которые имеют больше одного аккаунта.
Серьёзно? А что ж в других играх такой ерунды нету, хотя сделать несколько акков можно в любой игре?
Комментарий отредактирован 2015-01-21 23:39:43 пользователем Eley
  • Eley
  • +1
  • v
avatar
Это, безусловно, очень странная отговорка. Непонятно, на кого она рассчитана.
avatar
Вероятно, на т.н. категорию «лакеев».
avatar
  • hitzu
  • +1
  • v
avatar
Привет!
А игра-то отличная. Хоть и глючная местами. Я в свое время не смог играть в дейзи, и вообще не люблю зомби, но вот тут уже который день засыпаю сильно за полночь.

И еще больше поражает скорость реакции разработчиков на комментарии игроков. Пожалуй, это будет первый твиттер разработчиков, на который я подпишусь. Потому что новости актуальные и касающиеся игры. Такого взаимного сотрудничества между игроками и разработчиками я даже не припомню. Есть, конечно, Ева, но скорость реакции пока, как видится мне, не сопоставима.

Оставить комментарий