Когда я начинал играть в Eco, одним из плюсов, хоть и не главным, было отсутствие доната. Купил игру один раз, а дальше всё, как и должно быть — игровые достижения добываются игровым путём. Играл я на одном сервере, потом на сервере ММОзга — про донат никто даже не вспоминал. А потом я начал искать другие сервера Эко.
Зашёл на один сервер, с виду всё неплохо, люди сидят в Дискорде, нормально общаются. Почитал каналы Дискорда и увидел, что админу можно скидывать деньги на поддержку сервера, а взамен получаешь статую дельфина в игре. Пейтувин ли это или нет? На ММОзге как раз разворачивалась бурная дискуссия про Life is Feudal, в которой Atron однозначно заявлял, что подобные вещи — это пейтувин. Но первое впечатление о сервере Эко было хорошим, да и вариантов, куда пойти, совсем немного. Так что, я решил остаться и заодно посмотреть, влияет ли платный дельфин на игру.
В результате, нарисованного дельфина я видел только у админа и у одного игрока в доме. Он давал +20 очков к скорости развития персонажа. Мой дом давал 100, а его дом, даже с дельфином, 80, так что преимущество выглядит незначительным. Хоть оно и есть, тут не поспоришь. Но заметно, что народ не побежал донатить ради преимущества, как это обычно бывает во фритуплей-играх.
К тому времени клан Insane практически закончил играть в Perfect World. Я решил кратко рассказать в клановом Дискорде, что сейчас играю в Эко. Надеялся привлечь людей. Написал пару предложений, о чём эта игра, скинул несколько скриншотов. В результате со мной начали играть ещё пять человек, которые до этого ни разу про Эко не слышали.
На сервере как раз сделали вайп и начали новый сезон. К сожалению, дата-центр не выдержал нагрузки на Интернет из-за карантина, и сервер начал сильно лагать. Мы помучились пару дней и нашли другой мир Эко. Оказалось, что там королева-админ играла в бога, слишком много себе позволяла и постоянно высказывала нам необоснованные претензии. Мы же тут не мальчики-подростки, чтобы нас воспитывать.
Пошли играть на следующий сервер. Там админ ничего не рисовал и не вмешивался в игру, это плюс. Но контингент оказался настолько токсичным, что мы давно уже таких негодяев не видели. Общаться без нецензурных слов не умеют, оскорбляют почти в каждом сообщении, постоянно ноют, будто мы своей командой им ломаем игру. Пишешь что-то в дискорде, а в ответ: «Я не хочу столько читать, заходи в голос и там поговорим».
Потом они опустились до грифинга, начали клаймить наш мост и строить там стены. Закопали меня в тоннеле, а когда я пытался выбраться, то заклаймили квадрат, где я копал, чтобы я не смог ничего сделать. Начали расставлять свои клаймы в нашем городе. Это уже выходило за всякие рамки, пришлось звать админа. Админ зашёл, снял их клаймы и сказал, что в следующий раз за такое будет бан. Было, конечно, и двое нормальных людей, с которыми мы договаривались и обменивались товарами. В общем, мы доиграли тот сезон, посмотрели на сбитие метеорита, и поняли, что находиться в таком сообществе больше не хотим.
Начали дальше искать, на какой сервер пойти. Подходящих вариантов вообще не было. На русских серверах с низкими рейтами или заканчиваются сезоны (то есть, начинать уже поздно), или ограничение на два человека в группе (а нас было пятеро). Или сервер просто мёртвый, что встречается весьма часто. Начали даже свой сервер настраивать, хотя играть в пять человек без других людей — не кажется сильно интересным.
Тогда мы отправились на англоязычный сервер. Там рейты х1. По моим меркам они завышенные, развитие слишком быстрое и лёгкое. Построили первые домики. На следующий день я вычитал про пожертвования в Дискорде. За 10 евро в месяц выдают паровой грузовик. За 15 евро — современный грузовик и 10 топлива. Так вот откуда взялся игрок с грузовиком на второй день. Это же самый настоящий донат.
Но ведь мы уже начали играть. Да и других вариантов всё равно особо нет. Значит, пока играем и смотрим, насколько страшен такой донат. Когда я рассказал остальным, что тут рисуют грузовики за деньги, никто не высказал желания уйти с сервера.
Мы играли в такое количество проектов с фритуплеем, что один грузовик за донат уже никого не удивляет.
Поиграв некоторое время, мы видели только одного человека с донатным грузовиком. То есть, массовых платежей ради преимущества и тут не заметно. Также, через несколько дней мы сами накопали руды, выплавили её и построили каждому машину. То есть, не чувствовали себя ущемлёнными. Тем более, что на старте игры нет дорог, и грузовик не сильно поможет.
А теперь я подумал вот о чём. Получается, играя на сервере с донатом, мы молчаливо согласились с таким положением вещей. Рационально это тоже можно объяснить, ведь идти играть больше некуда, другие сервера ещё менее подходящие.
Но что, если каждый игрок будет так же выбирать сервера и фактически соглашаться с донатом? Те сервера, где много народу, продолжают жить, а где никто не играет — затухают. То есть, мы как игроки влияем на естественный отбор. Не начнут ли другие админы брать пример и вводить донат у себя, раз игроки всё равно не против?
Не получится ли так, что в результате естественного отбора останутся только сервера Эко с донатом?
Ведь с ММО примерно это же и произошло. Начали появляться фритуплей-игры, игроки туда массово отправились играть, занесли денежек. Разработчики увидели, как много дохода приносит донат, и начали внедрять его у себя. И теперь вокруг сплошной пейтувин, а играть не во что.
С другой стороны, ситуация в Эко и жанре ММО всё же сильно отличается. Реальных донаторов в Эко обычно один-два человека на сервер, а на этом не заработаешь. Видимо, игра не настолько соревновательная, да и вайпы каждый месяц. Расходы на сервер Эко небольшие — порядка 100 долларов в месяц, это не сравнить с миллионами на разработку ММО. Держать сервер Эко вполне можно как хобби, за свою зарплату и тратя своё личное время. Аргументы «разработчики хотят кушать», «проекту нужно жить» и «это бизнес» здесь не пройдут. Так что, доната на вообще всех серверах, видимо, не будет.
И теперь главный вопрос — что со всем этим делать?
Зашёл на один сервер, с виду всё неплохо, люди сидят в Дискорде, нормально общаются. Почитал каналы Дискорда и увидел, что админу можно скидывать деньги на поддержку сервера, а взамен получаешь статую дельфина в игре. Пейтувин ли это или нет? На ММОзге как раз разворачивалась бурная дискуссия про Life is Feudal, в которой Atron однозначно заявлял, что подобные вещи — это пейтувин. Но первое впечатление о сервере Эко было хорошим, да и вариантов, куда пойти, совсем немного. Так что, я решил остаться и заодно посмотреть, влияет ли платный дельфин на игру.
В результате, нарисованного дельфина я видел только у админа и у одного игрока в доме. Он давал +20 очков к скорости развития персонажа. Мой дом давал 100, а его дом, даже с дельфином, 80, так что преимущество выглядит незначительным. Хоть оно и есть, тут не поспоришь. Но заметно, что народ не побежал донатить ради преимущества, как это обычно бывает во фритуплей-играх.
К тому времени клан Insane практически закончил играть в Perfect World. Я решил кратко рассказать в клановом Дискорде, что сейчас играю в Эко. Надеялся привлечь людей. Написал пару предложений, о чём эта игра, скинул несколько скриншотов. В результате со мной начали играть ещё пять человек, которые до этого ни разу про Эко не слышали.
На сервере как раз сделали вайп и начали новый сезон. К сожалению, дата-центр не выдержал нагрузки на Интернет из-за карантина, и сервер начал сильно лагать. Мы помучились пару дней и нашли другой мир Эко. Оказалось, что там королева-админ играла в бога, слишком много себе позволяла и постоянно высказывала нам необоснованные претензии. Мы же тут не мальчики-подростки, чтобы нас воспитывать.
Пошли играть на следующий сервер. Там админ ничего не рисовал и не вмешивался в игру, это плюс. Но контингент оказался настолько токсичным, что мы давно уже таких негодяев не видели. Общаться без нецензурных слов не умеют, оскорбляют почти в каждом сообщении, постоянно ноют, будто мы своей командой им ломаем игру. Пишешь что-то в дискорде, а в ответ: «Я не хочу столько читать, заходи в голос и там поговорим».
Потом они опустились до грифинга, начали клаймить наш мост и строить там стены. Закопали меня в тоннеле, а когда я пытался выбраться, то заклаймили квадрат, где я копал, чтобы я не смог ничего сделать. Начали расставлять свои клаймы в нашем городе. Это уже выходило за всякие рамки, пришлось звать админа. Админ зашёл, снял их клаймы и сказал, что в следующий раз за такое будет бан. Было, конечно, и двое нормальных людей, с которыми мы договаривались и обменивались товарами. В общем, мы доиграли тот сезон, посмотрели на сбитие метеорита, и поняли, что находиться в таком сообществе больше не хотим.
Начали дальше искать, на какой сервер пойти. Подходящих вариантов вообще не было. На русских серверах с низкими рейтами или заканчиваются сезоны (то есть, начинать уже поздно), или ограничение на два человека в группе (а нас было пятеро). Или сервер просто мёртвый, что встречается весьма часто. Начали даже свой сервер настраивать, хотя играть в пять человек без других людей — не кажется сильно интересным.
Тогда мы отправились на англоязычный сервер. Там рейты х1. По моим меркам они завышенные, развитие слишком быстрое и лёгкое. Построили первые домики. На следующий день я вычитал про пожертвования в Дискорде. За 10 евро в месяц выдают паровой грузовик. За 15 евро — современный грузовик и 10 топлива. Так вот откуда взялся игрок с грузовиком на второй день. Это же самый настоящий донат.
Но ведь мы уже начали играть. Да и других вариантов всё равно особо нет. Значит, пока играем и смотрим, насколько страшен такой донат. Когда я рассказал остальным, что тут рисуют грузовики за деньги, никто не высказал желания уйти с сервера.
Поиграв некоторое время, мы видели только одного человека с донатным грузовиком. То есть, массовых платежей ради преимущества и тут не заметно. Также, через несколько дней мы сами накопали руды, выплавили её и построили каждому машину. То есть, не чувствовали себя ущемлёнными. Тем более, что на старте игры нет дорог, и грузовик не сильно поможет.
А теперь я подумал вот о чём. Получается, играя на сервере с донатом, мы молчаливо согласились с таким положением вещей. Рационально это тоже можно объяснить, ведь идти играть больше некуда, другие сервера ещё менее подходящие.
Но что, если каждый игрок будет так же выбирать сервера и фактически соглашаться с донатом? Те сервера, где много народу, продолжают жить, а где никто не играет — затухают. То есть, мы как игроки влияем на естественный отбор. Не начнут ли другие админы брать пример и вводить донат у себя, раз игроки всё равно не против?
Ведь с ММО примерно это же и произошло. Начали появляться фритуплей-игры, игроки туда массово отправились играть, занесли денежек. Разработчики увидели, как много дохода приносит донат, и начали внедрять его у себя. И теперь вокруг сплошной пейтувин, а играть не во что.
С другой стороны, ситуация в Эко и жанре ММО всё же сильно отличается. Реальных донаторов в Эко обычно один-два человека на сервер, а на этом не заработаешь. Видимо, игра не настолько соревновательная, да и вайпы каждый месяц. Расходы на сервер Эко небольшие — порядка 100 долларов в месяц, это не сравнить с миллионами на разработку ММО. Держать сервер Эко вполне можно как хобби, за свою зарплату и тратя своё личное время. Аргументы «разработчики хотят кушать», «проекту нужно жить» и «это бизнес» здесь не пройдут. Так что, доната на вообще всех серверах, видимо, не будет.
И теперь главный вопрос — что со всем этим делать?
8 комментариев
PS: Почему не заладилось в PW?
Забавно, что только мы ушли, тут же ситуация поменялась. Пара кланов объединилась и заходят на битвы за территорию на персонажах друг друга, чтобы собрать 80 человек. А враги расслабились и не всегда могут собрать много народу. Я уже хоть и не играю, но на битвы захожу.
Ну и просто людям надоело целый год ходить в одни и те же данжи, делать одни и те же дейлики. Одно дело — вспомнить классику, а другое — долго играть, зная, что никаких обновлений и развития не будет, а всё уже пройдено по сто раз.
Наиболее понравившиеся фразы:
Это не ММО. ок. НО — это онлайн-проект про людей. взаимодействие людей, работу командой и т.д. 5 человек — это базовая пати, минимум, с которого начинается живая игра, а не «сингл в онлайне». Как это может убивать игру? и что будет на серверах, куда нельзя «компашкой» если люди познакомятся и начнут играть не «рядом» а «вместе» уже в игре? их забанят за нарушение правил сервера?
По практически не зависящим от нас (игроков и админов сервера) причинам, количество активных игроков в рамках одного Эко-мира исчисляется дай бог двумя-тремя десятками. А теперь представьте, что определённая часть игроков решила обмениваться товарами «мимо экономики», просто договариваясь и игнорируя рынок. Поскольку, в отличие от реального мира, количество профессий в Эко ограничено — даже пять совместно играющих людей способны организовать совершенно самодостаточное сообщество.
Про это неоднократно писалось, в том числе и в соответствующем лонгриде:
… а также в более прикладном ключе.
Плюсы заключаются в том, что у нас появилась возможность заняться любительским геймдизайном, обсуждение которого я как раз планирую продолжить на этой неделе. Или в возможности контролировать атмосферу, влиять на социальный дизайн. Даже сам факт существования конкуренции за аудиторию между мирами оказывает прямое влияние на геймплей и глобальные задачи.
Минусы в том, что игра, предлагая, фактически, схему buy-to-play, не заботится о том, кто и как будет поддерживать серверы. С точки зрения явно мультиплеерной игры, это очень серьёзный просчёт с долгосрочными негативными последствиями, часть из которых ты, Элей, и описываешь. Мало того, учитывая, что подобные проблемы с продажей преимуществ, не что-то новое, авторы могли написать по этому поводу хотя бы формальный манифест, как это сделали в своё время в Mojang для серверов Minecraft. В Mojang, конечно, кроме простой декларации ещё и с адвокатами готовы были гоняться за нарушителями, но ресурсы у компаний немного разные, так что я всё понимаю.
Тем не менее, основная проблема Eco в том, что перед нами не игровой сервис. Это многопользовательская игра, у которой есть пространство возможностей и фантазий по поводу этих возможностей, которое контролируется авторами. И есть пространство реальной жизни, которое авторами совершенно не контролируется. Мало того, с учётом явных планов на открытость к модам, авторы готовы в будущем отдавать на откуп энтузиастам даже то, что пока контролируют. При этом, повторюсь, авторы не размышляют категориями игрового сервиса, который нужно поддерживать и развивать.
Но это и не удивительно, если учесть, что они пока не придумали, как это обустроить даже с точки зрения финансовой поддержки многолетней разработки с их стороны. Я тут, конечно, восхищаюсь их работоспособностью, но, повторюсь, в упор не понимаю, на какие деньги они это делают. Я им деньги заплатил чёрти когда. Они их давно потратили, а я с высунутым языком жду 9.0 и хочу, чтобы побыстрее, и покачественнее. На какие шиши?!
В итоге в нынешнем виде мы получаем практически нерешаемую проблему. Потому что, когда люди говорят об игровом сервисе, они предполагают и поддержку серверов 24/7, и планомерное развитие механик, выпуск обновлений, и работу с сообществом: модерирование околоигрового и внутриигрового пространства, комьюнити-менеджеров, профессиональных гейм-мастеров.
Если допустить, что ради создания справедливой игры кто-то начнёт брать равные деньги за доступ к серверу со всех, думаю, он будет обречён на провал по нескольким причинам. Я могу перечислить причины. Но, думаю, любой из вас их прекрасно понимает.
То есть, если в случае с полноценными многолетними игровыми сервисами я понимаю, что есть абсолютно очевидная, понятная и прибыльная бизнес-модель, которая не будет вредить игре, то в случае Эко по десятку причин это невозможно. При всём моём тёплом отношении к разработчикам.