После заметки «Клиффхэнгер» я, признаться, немного затаился. Мне не хотелось преждевременно рассказывать о каких-то успехах нашего мира, не убедившись в том, что речь идёт о чём-то постоянном, стабильном, а не просто о временном счастливом стечении обстоятельств. Что ж, прошло две недели. Сверим часы: у нас семьдесят второй день жизни мира, вечерний онлайн даже в будние дни крутится около десяти человек. Да, понимаю вашу ухмылку, но для наших предыдущих экспериментов с Эко-мирами и с учётом семьдесят второго дня — это большое достижение. Хотя, пожалуй, куда большей ценностью остаётся то ощущение, которое испытываешь — в этот раз всё по-другому. Мы попали в другую реальность. И вот почему.
Прежде всего, в отличие от предыдущих циклов, я не могу сказать, что хоть одно направление у нас «закрыто» достаточным количеством специалистов. Даже металлургия, в которой сейчас занято параллельно три активных игрока, не вытягивает нужные объёмы. Лесорубы? Необходимы! Фермеры? Ждём с нетерпением. Каменотёсы, которых у нас, кажется, каждый второй? Ребята, очень нужен раствор! Инженеры? Нарасхват. А ведь я сейчас перечислил только базовые профессии, доступные любому новичку. И я в восторге от того, что любой такой новичок, придя на семидесятом, восьмидесятом или даже сотом дне жизни нашего сервера, ощутит свою явную востребованность.
Ещё один очень приятный момент — впервые за всё время наших Эко-экспериментов я услышал явные доводы минимум трёх человек о том, что они присоединились к нашему миру и получают удовольствие именно потому, что он не новый и лишён всякой гонки. Важная деталь, которую мы обсуждали с Элеем после прошлого подкаста — таких миров сегодня становится всё больше, но практически все из них «строительные». Это миры, в которых люди собираются для того, чтобы строить что-то большое и амбициозное. Разумеется, на всё это нужно время, а ещё — уверенность в том, что сервер не пропадёт через пару месяцев. Поэтому такие миры сильно настаивают на своей долгосрочности, но, судя по тому, что я видел, ради амбициозных строительных проектов идут на экономические упрощения. У нас же, как вы знаете, совсем другая история.
Стоит отдельно поговорить о здании суда. Строилось оно «на вырост» и сейчас имеет несколько «избыточных» помещений. Но сам факт того, что один судебный зал вмещает в себя только три активных закона, стимулирует сразу строить на перспективу. Несмотря на то, что это здание сделано из простейших строительных материалов, с экономической точки зрения, его строительство оказалось долгосрочным проектом. И это, по-моему, прекрасно — даже T1-проект становится экономическим вызовом, в котором люди ощущают свою ценность, а его завершение — значительным событием.
Здесь, правда, можно предположить, что если даже T1-здание вызвало столько радости, до амбициозных T4-проектов мы не доберёмся никогда. Хотя я, по понятным причинам, ничего не могу сказать наверняка о том, что нас ждёт в будущем, могу поделиться своими промежуточными наблюдениями за прогрессией использования ресурсов в целом.
Я уже объяснял в общих чертах, как работает модификатор множителя используемых ресурсов на нашем сервере. Дойдя до стали и бетона (то есть до T3-технологий), я пока не ощутил непреодолимых трудностей. Всё, что нужно для размещения станков нового поколения, модулей апгрейда и исследований, вполне реально сделать. Но чем дальше, тем явственнее ощущаются бонусы от эффективного объединения с другими игроками или даже с представителями своей же профессии.
Ничего подобного раньше не было. Если у нас был человек, занимающийся, к примеру, кирпичом, он мог завалить этим кирпичом всех желающих. Проблема была в спросе, а не в предложении. Создание предложения особой оптимизации и объединения не требовало. В итоге даже двум производителям кирпича на одном Эко-сервере становилось тесно. Наверняка, причиной этого был недостаточно большой онлайн, но мне всё же кажется, что и сам расход ресурсов в Эко спроектирован так, что один человек может создавать предложение для достаточно большого количества игроков, не говоря уже о материалах для себя.
Серверы, посвящённые строительству, ещё больше облегчают эту задачу, чтобы их игроки не отвлекались от «главного». Но, по-моему, главное в таком подходе как раз теряется. Для меня в слишком простом получении материалов не видна грань, которая отделяет такую игру от «Творческого Режима», где вообще не нужно думать о ресурсах и появлении материалов. Нужно просто творить. Это другая реальность, и она, по большому счёту, в чём-то даже честнее облегчённого режима создания материалов.
Именно поэтому я так радуюсь тому, что у нас получилась сложная экономика с большими вызовами. В ней каждый участник может ощутить свой вклад, а сообщество — свою реальную силу. Здесь мы нуждаемся во всём и в каждом — в большем количестве еды, в большем количестве ресурсов на инструменты, на строительные блоки, на технику. Нам нужно создавать эффективную налоговую систему. Нам нужно делать инфраструктуру и торговлю удобными. Нам нужно заниматься действительно коллективными проектами. И в больших строительных проектах в таком случае принимает участие каждый — своим вкладом. Поэтому любое достижение здесь становится общим. И для Эко, как мне кажется, это новая реальность.
А пока успешно проведена первая большая дорога, соединяющая дальнюю ферму Рекетелл с торговым кварталом, центром города и другой инфраструктурой. Часть этой дороги стала первой улицей общего города, вдоль которой можно ставить жилые дома, а в ближайшее время там будет проведено центральное водоснабжение и канализация. В торговом квартале строится первый магазин. И частота употребления слова «первый», как мне кажется, намекает не столько на скромные успехи, сколько на то, что всё ещё впереди. И заодно на то, что новички никуда не опоздали, а старожилы вполне могут вернуться. Есть куда и есть для чего.
Прежде всего, в отличие от предыдущих циклов, я не могу сказать, что хоть одно направление у нас «закрыто» достаточным количеством специалистов. Даже металлургия, в которой сейчас занято параллельно три активных игрока, не вытягивает нужные объёмы. Лесорубы? Необходимы! Фермеры? Ждём с нетерпением. Каменотёсы, которых у нас, кажется, каждый второй? Ребята, очень нужен раствор! Инженеры? Нарасхват. А ведь я сейчас перечислил только базовые профессии, доступные любому новичку. И я в восторге от того, что любой такой новичок, придя на семидесятом, восьмидесятом или даже сотом дне жизни нашего сервера, ощутит свою явную востребованность.
Ещё один очень приятный момент — впервые за всё время наших Эко-экспериментов я услышал явные доводы минимум трёх человек о том, что они присоединились к нашему миру и получают удовольствие именно потому, что он не новый и лишён всякой гонки. Важная деталь, которую мы обсуждали с Элеем после прошлого подкаста — таких миров сегодня становится всё больше, но практически все из них «строительные». Это миры, в которых люди собираются для того, чтобы строить что-то большое и амбициозное. Разумеется, на всё это нужно время, а ещё — уверенность в том, что сервер не пропадёт через пару месяцев. Поэтому такие миры сильно настаивают на своей долгосрочности, но, судя по тому, что я видел, ради амбициозных строительных проектов идут на экономические упрощения. У нас же, как вы знаете, совсем другая история.
Стоит отдельно поговорить о здании суда. Строилось оно «на вырост» и сейчас имеет несколько «избыточных» помещений. Но сам факт того, что один судебный зал вмещает в себя только три активных закона, стимулирует сразу строить на перспективу. Несмотря на то, что это здание сделано из простейших строительных материалов, с экономической точки зрения, его строительство оказалось долгосрочным проектом. И это, по-моему, прекрасно — даже T1-проект становится экономическим вызовом, в котором люди ощущают свою ценность, а его завершение — значительным событием.
Здесь, правда, можно предположить, что если даже T1-здание вызвало столько радости, до амбициозных T4-проектов мы не доберёмся никогда. Хотя я, по понятным причинам, ничего не могу сказать наверняка о том, что нас ждёт в будущем, могу поделиться своими промежуточными наблюдениями за прогрессией использования ресурсов в целом.
Я уже объяснял в общих чертах, как работает модификатор множителя используемых ресурсов на нашем сервере. Дойдя до стали и бетона (то есть до T3-технологий), я пока не ощутил непреодолимых трудностей. Всё, что нужно для размещения станков нового поколения, модулей апгрейда и исследований, вполне реально сделать. Но чем дальше, тем явственнее ощущаются бонусы от эффективного объединения с другими игроками или даже с представителями своей же профессии.
Ничего подобного раньше не было. Если у нас был человек, занимающийся, к примеру, кирпичом, он мог завалить этим кирпичом всех желающих. Проблема была в спросе, а не в предложении. Создание предложения особой оптимизации и объединения не требовало. В итоге даже двум производителям кирпича на одном Эко-сервере становилось тесно. Наверняка, причиной этого был недостаточно большой онлайн, но мне всё же кажется, что и сам расход ресурсов в Эко спроектирован так, что один человек может создавать предложение для достаточно большого количества игроков, не говоря уже о материалах для себя.
Серверы, посвящённые строительству, ещё больше облегчают эту задачу, чтобы их игроки не отвлекались от «главного». Но, по-моему, главное в таком подходе как раз теряется. Для меня в слишком простом получении материалов не видна грань, которая отделяет такую игру от «Творческого Режима», где вообще не нужно думать о ресурсах и появлении материалов. Нужно просто творить. Это другая реальность, и она, по большому счёту, в чём-то даже честнее облегчённого режима создания материалов.
Именно поэтому я так радуюсь тому, что у нас получилась сложная экономика с большими вызовами. В ней каждый участник может ощутить свой вклад, а сообщество — свою реальную силу. Здесь мы нуждаемся во всём и в каждом — в большем количестве еды, в большем количестве ресурсов на инструменты, на строительные блоки, на технику. Нам нужно создавать эффективную налоговую систему. Нам нужно делать инфраструктуру и торговлю удобными. Нам нужно заниматься действительно коллективными проектами. И в больших строительных проектах в таком случае принимает участие каждый — своим вкладом. Поэтому любое достижение здесь становится общим. И для Эко, как мне кажется, это новая реальность.
А пока успешно проведена первая большая дорога, соединяющая дальнюю ферму Рекетелл с торговым кварталом, центром города и другой инфраструктурой. Часть этой дороги стала первой улицей общего города, вдоль которой можно ставить жилые дома, а в ближайшее время там будет проведено центральное водоснабжение и канализация. В торговом квартале строится первый магазин. И частота употребления слова «первый», как мне кажется, намекает не столько на скромные успехи, сколько на то, что всё ещё впереди. И заодно на то, что новички никуда не опоздали, а старожилы вполне могут вернуться. Есть куда и есть для чего.
12 комментариев
Мой рассказ был о том, что даже строительство здания из T1 ощущалось как совместный проект, а не о том, что мы не можем построить ничего, сложнее T1 (в самом тексте также упоминается тот факт, что у меня есть возможность создавать T3-материалы).
Вообще, очень интересно это читать. Если бы существовало такое понятие, как «время», вы бы меня давно заманили на это дело. Но я про это «время» только в книжках читал да от знакомых слышал ;)