Как не спросить вас за неделю до нового года о субъективных итогах уходящего? Невозможно не спросить! О тенденциях я уже предложил написать желающим подробные и развёрнутые тексты. Понимаю, что в предновогодней суете сделать это не так просто, поэтому напоминаю, что о тенденциях уходящего года можно спокойно рассуждать и в кресле-качалке возле ёлки в уже наступившем двадцатом, когда страсти улягутся. Но сейчас давайте именно про страсти. Про субъективно важное. Про эмоционально значимое. Пока девятнадцатый не превратился в тыкву, а мы не начали жить заботами и надеждами следующего десятилетия.
Итак, вопрос очень простой и непростой одновременно. Простой он тем, что не имеет никаких заданных рамок, минимальных размеров и требований к количеству эмоций. Что запомнилось, то и пускаем в дело. Сложный он по той же причине — отсутствие рамок. Но когда это нас пугало? Интересно ведь послушать, каким 2019 стал для вас.
И если вы возьмете хороший старт, предлагаю не останавливаться: присудите собственные номинации конкретным MMO. От простых, в духе «Лучшая MMO 2019», до каких-то заковыристых, личных, нешаблонных номинаций, иногда сделанных для одной конкретной MMO. Поехали?
Ответы, которые набрали десять единиц яркости и больше, мы добавляем в заметку.:
Cairo :
Вопрос, действительно, без рамок, поэтому начну с сугубо личного. В этом году я окончательно осознал, что наигрался. Я больше не ищу игр. Ищу место для жизни. В процессе поисков я наткнулся на mmozg.net, и вот это я могу назвать моим личным открытием 2019 года :) Нет, это не попытка кому-то польстить, просто внутренняя оценка. Здесь я узнал о таких проектах, как Book of Travel и Occupy White Walls. В силу специфики своих предпочтений, думаю, что я никогда не узнал бы о них просто из «интернета». Я никогда в них не зайду. Просто потому, что я, как упомянул выше, уже не ищу приключений, а ищу место для жизни. Но то, что я узнал об их механиках и геймплее, меня очень вдохновляет. То, что находятся люди, которые задумываются о таких вещах, прекрасно само по себе. Но ещё лучше то, что это не просто абстрактные идеи, а нечто воплощённое. Ничего не возникнет оттого, что кто-то об этом мечтает. Нужно просто начать делать. Неважно, станут ли эти проекты популярными; неважно, сколько денег их авторы на этом заработают. Важно, что это реализовано. Пока одни мечтают, другие нарабатывают компетенции, накапливают опыт реализации. И это бесценно. Уверен, что когда-нибудь эти наработки пригодятся в том мире, который я найду себе для жизни. Я был бы счастлив устроить в своём виртуальном доме картинную галерею :)
В 2019 году я наконец-то (и тоже благодаря MMOzg'у) решился приобщиться к трём проектам, которые давно лежали в моих «хотелках» и ждали лишь маленького пинка, чтобы реализоваться. Это No Man's Sky, Star Citizen и Elite: Dangerous. Ну и? Я доволен :) Стоило сделать это раньше. Нет, они не перевернули мою жизнь, но, определённо, добавили в неё новых красок.
В 2019 году мне стало очевидно, что Project Genom, на который я возлагал очень большие надежды, умер окончательно. И это главное моё огорчение уходящего года. Ну, что ж… c'est la vie.
Идея номинаций мне не очень близка, как и вообще все идеи шоубиза :), но для создания атмосферы — почему бы и нет?
Итаааак!!!
1. В номинации "R.i.P." побеждает Project Genom!
2. В номинации "А что, так можно было?" на пьедестале балансируют Book of Travel и Occupy White Walls!
3. В номинации "Я буду ждать тебя вечно" фаворит Star Citizen!
Аплодисменты, господа и дамы!
Итак, вопрос очень простой и непростой одновременно. Простой он тем, что не имеет никаких заданных рамок, минимальных размеров и требований к количеству эмоций. Что запомнилось, то и пускаем в дело. Сложный он по той же причине — отсутствие рамок. Но когда это нас пугало? Интересно ведь послушать, каким 2019 стал для вас.
И если вы возьмете хороший старт, предлагаю не останавливаться: присудите собственные номинации конкретным MMO. От простых, в духе «Лучшая MMO 2019», до каких-то заковыристых, личных, нешаблонных номинаций, иногда сделанных для одной конкретной MMO. Поехали?
Ответы, которые набрали десять единиц яркости и больше, мы добавляем в заметку.:
Cairo :
Вопрос, действительно, без рамок, поэтому начну с сугубо личного. В этом году я окончательно осознал, что наигрался. Я больше не ищу игр. Ищу место для жизни. В процессе поисков я наткнулся на mmozg.net, и вот это я могу назвать моим личным открытием 2019 года :) Нет, это не попытка кому-то польстить, просто внутренняя оценка. Здесь я узнал о таких проектах, как Book of Travel и Occupy White Walls. В силу специфики своих предпочтений, думаю, что я никогда не узнал бы о них просто из «интернета». Я никогда в них не зайду. Просто потому, что я, как упомянул выше, уже не ищу приключений, а ищу место для жизни. Но то, что я узнал об их механиках и геймплее, меня очень вдохновляет. То, что находятся люди, которые задумываются о таких вещах, прекрасно само по себе. Но ещё лучше то, что это не просто абстрактные идеи, а нечто воплощённое. Ничего не возникнет оттого, что кто-то об этом мечтает. Нужно просто начать делать. Неважно, станут ли эти проекты популярными; неважно, сколько денег их авторы на этом заработают. Важно, что это реализовано. Пока одни мечтают, другие нарабатывают компетенции, накапливают опыт реализации. И это бесценно. Уверен, что когда-нибудь эти наработки пригодятся в том мире, который я найду себе для жизни. Я был бы счастлив устроить в своём виртуальном доме картинную галерею :)
В 2019 году я наконец-то (и тоже благодаря MMOzg'у) решился приобщиться к трём проектам, которые давно лежали в моих «хотелках» и ждали лишь маленького пинка, чтобы реализоваться. Это No Man's Sky, Star Citizen и Elite: Dangerous. Ну и? Я доволен :) Стоило сделать это раньше. Нет, они не перевернули мою жизнь, но, определённо, добавили в неё новых красок.
В 2019 году мне стало очевидно, что Project Genom, на который я возлагал очень большие надежды, умер окончательно. И это главное моё огорчение уходящего года. Ну, что ж… c'est la vie.
Идея номинаций мне не очень близка, как и вообще все идеи шоубиза :), но для создания атмосферы — почему бы и нет?
Итаааак!!!
1. В номинации "R.i.P." побеждает Project Genom!
2. В номинации "А что, так можно было?" на пьедестале балансируют Book of Travel и Occupy White Walls!
3. В номинации "Я буду ждать тебя вечно" фаворит Star Citizen!
Аплодисменты, господа и дамы!
44 комментария
«Орден ждуна имени Half-Life 3» — невышедшая в 2019 версия 0.9 Eco.
Играл я не так много, а все около «ММОшные» эмоции больше связаны с заметками, подкастамии и обсуждениями тут. Год начался и кончился ММОзгом, и это хорошо!)
Также открытием стало то, что на пиратке может быть больше уверенности в завтрашнем дне, чем на оффе, в котором то и дело ломают игру новым донатом и бестолковыми обновлениями.
Темная лошадка года — New World. Совершенно ничего от неё не ждал, и тут внезапно.
2. «Неожиданный камбек» игре World of Tanks, которая и в 2019 способна удивлять своей феноменальной графикой, звуками и оптимизацией а так же щедро одаривать юзеров давно желанными фичами и в целом реализуя много пользовательских запросов, что на фоне остальных крупных тайтлов является наверное проявлением слабости.
3. Ну и титул «Новая Ложная Надежда» выдал бы Eco за невероятное притяжение (почти 1000 часов за пол года) и такое постоянно фиаско в виде патчей и коммуникации с игроками.
В 2019 году я наконец-то (и тоже благодаря MMOzg'у) решился приобщиться к трём проектам, которые давно лежали в моих «хотелках» и ждали лишь маленького пинка, чтобы реализоваться. Это No Man's Sky, Star Citizen и Elite: Dangerous. Ну и? Я доволен :) Стоило сделать это раньше. Нет, они не перевернули мою жизнь, но, определённо, добавили в неё новых красок.
В 2019 году мне стало очевидно, что Project Genom, на который я возлагал очень большие надежды, умер окончательно. И это главное моё огорчение уходящего года. Ну, что ж… c'est la vie.
Идея номинаций мне не очень близка, как и вообще все идеи шоубиза :), но для создания атмосферы — почему бы и нет?
Итаааак!!!
1. В номинации "R.i.P." побеждает Project Genom!
2. В номинации "А что, так можно было?" на пьедестале балансируют Book of Travel и Occupy White Walls!
3. В номинации "Я буду ждать тебя вечно" фаворит Star Citizen!
Аплодисменты, господа и дамы!
Удивление года — archeage uncheined
Разочарование года — eve online
Надежда года — dual universe
Star citizen года — ahes of creation
Новостей нет но ждём года — camelot uncheined
Игра сервис года — Black desert online
Для меня личным разочарованием года стал — Camelot Unchained! К сентябрю и так было понятно что релиза в 2019 не будет. Но они даже не спрогнозировали вторую бетту.
Надежда 2020 — Camelot Unchained! Очень хотелось бы в следующем году вторую и третью бетту увидеть.
С вами все понятно! В этой моей номинации второе и третье место занимают Chronicles of Elyria и Dual Universe. Хроники — потому что у них очень необычная и привлекательная схема монетизации и я не буду тратить время на изучение аспектов будующей игры. Как выйдет — так и попробую, может быть. Дуалы — очень и очень все запутано, не готов. Потому что…
Инквизитор! В этой номинации у меня — Диабло 4! Этот анонс для меня стал именно инквизитором, призванным сжечь всех вышеперечисленных еретиков с кикстартера в моем списке желаний, ожиданий и разочарований (шутка).
А вообще, желаю в новом году всем разработчикам и игрокам здоровья, вдохновения и вселенской гармонии!
Так что обойдусь без каких-либо номинаций.
Побегал недельку в BDO. Не зацепило, так же как и пару лет назад. Я бы не сказал что мне не понравилась игра, просто после выхода из игры пропало какое-либо желание туда возвращаться. Красивенько, бодренько, но не зацепило.
Ткнулся в GW2. Не знаю, может там геймплей и все такое, но визуальная составляющая… Извините, не смог.
Ну и некоторое ковыряние в паре-тройке более мелких проектов.
Star Citizen… В этот набор багов, лагов, плавающей производительности и криво работающих механик полноценно играть невозможно. Но за последние полгода я провел в нем больше времени чем за несколько лет до этого. Может и утрирую, но не сильно. Так что ждем следующее обновление.
А вообще, не хотите попробовать сделать эдакую базу для экспериментов ММОзговедов? *коварно-многозначительное выражение лица, будто у него появилась идея*
Лучший сюжет в ммо — FFXIV
Лучшая графика в ммо — BDO
Свобода выбора в ммо — BDO
Lineage 2M получает гордое звание «Доилка на ностальгии». Играющее само в себя недоразумение, выезжающее на названии. Не знаю, что может быть хуже, чем эксплуатация тёплых воспоминаний, когда продукт с этими воспоминаниями не имеет ничего общего.
Тут дело еще в том, что ММОРПГ песочница должна набрать определенную массу игроков, чтоб стать собственно ММОРПГ. Если игроков набралось меньше определенного критического числа — то это уже кооператив, а не ММО, то есть совсем другой жанр, не особо мне интересный.
.
Пока что поигрываю в Ванилу, но достаточно поверхностно, особо не погружаясь (а там и погружаться то некуда). Тем не менее Ванила по крайней мере не вызывает во мне отторжения.
.
Так что — «Не во что играть» — моя оценка всему жанру ММОРПГ.
Попробовав Eco, осознал, прочуял всю боль и страдания владельца совсем уже не игрового компа (хотя для видео и CAD этого компа мне и сейчас хватает). Аналогичные ощущения словил от недавно вышедших MechWarrior6 и BattleTech. Номинация «Оптимизация? Нет, не слышал»
А в целом, основные мои игрушки на этот год — Unity и Godot, ну и немного UE4… Как противовес обжимным клещам, шуруповертам, дрелям, гаечным ключам и гайковертам — жизнь строителя и автомеханика требует компенсации. Номинация «Давненько я не брал в руки шашки!»
Номинация «Ждал но не осилил» — WoW Classic и Elita:Dangerous — на них вообще не нашлось времени и… интереса даже попробовать.
В номинации «когда-нибудь построим, со своим блекджеком и дамами» у меня оказался очень старый проект Naval Action — Провел в нем неделю в начале года, бороздя Карибы под прекрасными 3Д-парусами. Очень такая «вещь в себе» до сих пор с хорошим потенциалом, и в пустующей нише. Но что-то никак не взлетит.
1. Эко продемонстрировала классную и, надеюсь, перспективную механику где законы могут принимать игроки, а обеспечивать их исполнение уже будет игра.
2. Дуал юниверс. Тут скорее надежды. Надежда на то, что они действительно смогут создать бесшовные мир, где множество игроков могут находится в одном месте. Надежда на их социальный конструктор. И надежда на конструктор объектов, который впрочем уже выглядит очень неплохо (осталось увидеть, как он поведет себя в пвп).
«Драконоцид года» получает TESO за Сезон драконов.
«Сессионочка года» получает последнее дополнение WoW за превращение ММО геймплея в ничто.
«Маразм крепчал» получает группа, убившая Рагнароса на четвертый день после старта классической версии WoW.
«Лучший саундтрек в ММО» получает FFXIV.
«Сюжет года» получает её последнее дополнение «Shadowbringers».
Были вещи, которые ССР раньше принципиально не трогали и не делали. Были...
А теперь вот пресекают подобное.
Нужно понимать разницу между симуляцией жизни, и харасментом, второе должно пресекаться, безусловно.
Первая номинация: «Плановая экономика года» — я ещё не видел ММОРПГ, где основной ресурс — предметы для заточки снаряжения — выдаются в строго отмеренных разработчиком количествах ежедневно. Виртуальный коммунизм в действии. Хоть я и ходил в игру, как на работу, она была достаточно забавная. Пока не
закодировалсябросил.Вторая номинация: «Эклектика года». Трудно создать правдоподобный и внутренне непротиворечивый виртуальный мир? А давайте наберём готовых сеттингов и свалим всё в кучу? Вуаля: отдельные континенты, один из которых в стиле средневековой Европы с рыцарями и войнами за наследство, второй — восточная Азия с мастерами кунг-фу и идеей тотального соревнования. Третий внезапно — постядерный киберпанк с технологиями, которых ещё и в реальном мире не придумали. Четвёртый — суровые северные земли
для Нордов. Пятый — в сеттинге Питера Пэна — пираты третируют дюймовочек-аборигенов, мои ощущения — как в «Незнайку» Носова попал. Всё это плавает в мировом океане, где так весело гонять на собственных корабликах, ловить рыбу, драться с мертвецами и искать сокровища. И это только половина открытого на русских серверах мира.Третья номинация «Пасхи много не бывает». Я охарактеризовал для себя Lost Ark как неуклюжий монумент из глыб готовых сеттингов, скреплённых раствором, густо замешанным на пасхальных яйцах. Тут можно найти отсылки к любой вещи в реальном мире в самых неожиданных местах. Их сотни. Причём за половину из них ответственны локализаторы и их дурацкие потуги к каламбурам. Это уже Эребор. Отсылка должна гармонично вписываться в сюжет игры, как Ведьмак в Graveyard Keeper. А где взять три
тысячитрезвых добросовестных нарративщика?В общем вот, наболело.
P.S. В реальном мире высокотехнологичное государство за пару столетий завоевало бы все остальные континенты, как испанцы Америку. Но нет! У нас по лору магия не слабее технологии! «Ну да, ну да» — думал я, раскидывая выстрелами из дробовика с бесконечными патронами толпы мечников, бегущих на меня. Тьфу!
По тому, что, судя по Вашему описанию, разработчики данной игры считают своих игроков детсадовцами, ну или сами являются детсадовцами.
Извините, это личное. Мне уже давно надоел такой подход разработчиков к игроку — как к веселому беззаботному идиоту, любящему наряжаться во все пестрое, прыгать, весело гонять на чем-то там, все получать на халяву и предаваться прочим таким же простецким забавам.
Моё описание однобоко — там не упомянуты положительные стороны игры. Если бы я в Lost Ark ничего хорошего не встретил, то не оставался бы там так долго. С другой стороны, на взрослых серьёзных дядьках не заработаешь столько денег, сколько на юношах со со взором горящим. Соответственно и контент — детский и недостаточно для нас с вами качественный. Обсосанный уже давно вывод: те, кто отличается от основной массы народа, вынуждены потреблять продукт для масс, поскольку продукт для узкой аудитории менее выгоден и практически не производится.
Я для себя вообще не вижу ни одной игры, в которую можно окунуться и не вылезать. Везде что-то не нравится: либо геймплей, либо сложность, либо баги и пр. Того гляди, так и придётся играть в скучный реал, как в ММОРПГ. Если только самому не делать игру для себя.
.
И ладно бы это был был определенный сегмент игр, специально рассчитанный на детей и подростков, тогда я бы просто его не замечал. Но дело то в том, что чуть ли ни каждая первая игра прямо таки специализируется на дурашливости. Дурашливость — это что универсальный стиль геймплея и графики, по мнению разработчиков? Стиль, который подходит всем без исключения игрокам? Ну уж нет!
.
Ничего против детства в любом возрасте я не имею. Я и сам если честно не ощущаю себя полностью взрослым человеком. Это то же навязанные обществом стереотипы, что люди вот с такого то возраста перестают играть в игры, развлекаться, весело болтать ни о чем с друзьями и прямо таки становятся такими биороботами, заточенными на работу, долг, ответственность и все такое.
Но у детства тоже есть разные черты, как прекрасные, так и отвратительные. Нужно бы сконцентрироваться на прекрасных. Примитивизм кстати это не обязательно признак детства, как и дурашливость.
Тут же как понимаю, много программистов. Может и есть теоретическая возможность сделать игру, на уровне ХиХа или даже Салема ( я имею в виду графику), как раз под наши хотелки.
.
Да у взрослых людей много времени уходит на работу и семью. Ну а у школьников разве не много времени уходит на школу, плюс домашку нужно сделать, плюс пойти на занятие в секцию какую-нибудь, плюс пообщаться с друзьями. Взрослые люди, наоборот, с какого то возраста обладают большим запасом свободного времени. Поскольку карьера уже сделана, опыт в специальности получен, деньги накоплены, квартира куплена а дети вырощены. Вот смотрит такой человек на список игр в поисках чего-то приличного и видит одну клоунаду. Ну соответственно не интересуется, не покупает, а маркетологи, то и не замечают по глупости, что упустили такой сегмент рынка.
.
У меня брат, не поверите, всерьез мечтает об… апокалипсисе. Хотя мой ровесник почти, на два года младше. говорит, скучно это все — семья, работа — не полноценная жизнь, нет особого смысла в такой жизни. Это его слова. Хотя все, что Вы описали, он как раз делает, кроме телевизора.
.
А где он может получить этот апокалипсис, как не в компьютерной игре? Так что аудитория есть, думаю )
Я назвал шесть проектов, на которые стоит обратить внимание в 2019 году: Worlds Adrift, WoW: Classic, Legends of Aria, ECO, Occupy White Walls и No Man's Sky. Там же обозначил возможности и риски каждого из них.
Worlds Adrift: в голове крутится несколько особенно обидно оформленных номинаций, но все они результат сильнейшего разочарования от поступка Bossa Studios. Возможно, я бы даже как-то уговорил себя, понимая, что и в техническом и в монетизационном плане у проекта действительно были проблемы. Но на фоне того, за какие именно проекты принялись в Bossa Studios после отказа поддерживать WA, никакого желания им сочувствовать у меня не осталось. Это полная творческая капитуляции до уровня «игры для ржача на стримах», над которым авторам на время удалось подняться. И, глядя на Worlds Adrift, единственная мысль, которая приходит в голову — сколько же ещё разработчиков решили даже не пробовать подняться над примитивным, и сколько из них могли потенциально создать такие прекрасные миры, как Worlds Adrift. В общем, «Разочарование года», безусловно.
WoW: Classic: Не мне судить, я не играл. По отзывам со стороны, кажется, что какой-то особой объединяющей деятельности в общем мире, которая превалировала бы над обычным потреблением контента, заметно не было. Но могу ошибаться, конечно же. Второй момент — темп потребления этого самого контента, увы, зависит от людей. «Перечитывающий книгу», наверное, сможет сделать это быстро. Если захочет. А, как я писал в начале года, темп тут ключевое свойство.
Legends of Aria: Они по определению не могли стать «Разочарованием года», потому что им не удалось никого толком очаровать. Но шансы исправить ситуацию в целом были. Вместо этого в 2019 Legends of Aria стала каким-то до безобразия эталонным примером, как не надо делать MMO и как можно загубить многие годы работы. Но, в конце концов, это ведь дело хозяйское. Проблема в том, что из-за хитрой схемы жёсткой привязки пользовательских серверов к своим механикам и даже к своему игровому магазину, они, насколько я понимаю, лишены нужной доли независимости, благодаря которой могли бы стать настоящей альтернативой «хозяйской версии». Тем не менее, я бы всё же вспомнил светлые попытки LoA: отказ от свободного PvP (правда, недолгий) и добавление в игру бардов с довольно развитой механикой.
ECO: Кажется, что это было очень давно, но 8.0 вышла в феврале этого года. И по многим направлениям она шагнула далеко вперёд. Уже в апреле от разработчиков мы узнали о следующем шаге. И, возможно, они поторопились с анонсом. С тех пор все живут в ожидании государств. Концепция очень крутая, но её жизнеспособность предлагаю оценить уже в 2020 году. А пока могу сказать, что ECO — невероятно крутая игра от романтиков. То есть от людей, которые исходят в конструировании из оптимистичных сценариев развития ситуации и большого кредита доверия в адрес способностей игроков. Не думаю, что это плохо. Думаю, что иначе вообще не получится создать что-то крутое. Это вам не грызню и подлость стимулировать. То, что они не сдаются и продолжают развивать концепцию, хотя, с учётом уже созданного отрыва от всех остальных, могли бы расслабиться, вызывает моё безмерное уважение. Единственный момент, который сильно вредит концепции — короткий цикл. Честно, не знаю, что с этим делать. Но всё равно по сумме эмоций, действительно крутых механик и социальных моментов ECO, для меня лично, «MMO года». Хотя MMO она с большой натяжкой, признаю.
Occupy White Walls: уверенно развивалась во все стороны. Тут и возможность строить галереи сообща, и порталы из своей галереи в другие, и существенно выросшая база картин, и куча новых архитектурных элементов, и явная оптимизация производительности. Прогресс за год существенный. А главное — во всё это было приятно «играть» на протяжении всего года.
No Man's Sky: добавление полноценного мультиплеера в NMS: Beyond — фича, которую хотели все, но что с ней дальше делать, никто толком не знает. В итоге функция, которая отобрала кучу сил, больше похожа на исполнения священного обета, данного на старте игры. «Геймченджером» она точно не стала. Beyond, к слову, в очередной раз доказал, что технически реализовать мультиплеер даже в такой амбициозной вселенной, как NMS, намного проще, чем спроектировать мультиплеерный геймплей. В итоге всё, что доступно игрокам — проходить вместе миссии, да случайно встречаться, чтобы помахать друг другу руками. Круто, но явно недостаточно для объединения. И всё же Beyond завершил конструирование мира до состояния, к которому, кажется, уже ни у кого нет претензий. А это важный этап.
Если я оглянусь назад, то увижу, что в 2019 году я:
— искал среди облаков острова на собственноручно сконструированном корабле-черепахе и исследовал их, занимаясь созерцанием
— планировал настоящее поселение для живых людей, занимался терраформингом и построил множество интересных объектов в ECO, а также помогал в социальном конструировании там
— полностью перестроил свою галерею в OWW и продолжил эксперименты с пространством для художественных работ
— нашёл уникальную звёздную систему в бесконечной вселенной NMS и основал там дом для ММОзговедов
Просто попробуйте оценить все эти возможности беспристрастно!
К сожалению, ни в один из этих миров я не позвал нашу команду, с которой я продолжил играть в древнюю Lineage 2. Потому что в L2 я мог представить долгосрочную коллективную игру, а в перечисленных играх — нет. Действительно: в Lineage 2 произошло много интересных и важных для нас событий, которые объединили команду. Я не вижу, как они могли произойти в перечисленных четырёх играх. И это говорит о том, что, хотя масса интересных возможностей уже нам доступны, пока они не смогли собраться во что-то действительно единое, масштабное и осмысленное с точки зрения социума, а не одиночек. Но я чувствую, что все эти небольшие мультиплеерные эксперименты с уникальным опытом обязательно принесут настоящие MMO-плоды. Это был хороший год.