Я всё чаще слышу скептицизм от игроков в адрес новых MMО-анонсов. Его можно обобщить до одной фразы: «Вот когда выйдет, тогда и посмотрим». Понять такую позицию легко — уж сколько этих обломов или переобуваний в воздухе мы повидали. Не хочется себя чувствовать разочарованными, или ещё хуже — намеренно обманутыми. Но в то же время возникает вопрос — сколько разработчиков при таком подходе не получат нужной эмоциональной поддержки от нас? Ведь это может стать для них далеко не последней причиной опустить руки и подумать, что идея никому не интересна.
Перед вами одна из тем наших послеэфирных посиделок на последнем «Горячем Чае», которые из-за технического сбоя не были записаны. Следуя девизу «не пропадать же добру» и любопытству в целом, я выношу её на всеобщее обсуждение. Итак, какая стратегия поведения в отношении ранних этапов анонсированных MMO вам кажется наиболее эффективной? Что нужно делать, чтобы не только не обжечься, но получить желаемое, на ваш взгляд?
Автор заглавной иллюстрации: Varvara Paukova.
Перед вами одна из тем наших послеэфирных посиделок на последнем «Горячем Чае», которые из-за технического сбоя не были записаны. Следуя девизу «не пропадать же добру» и любопытству в целом, я выношу её на всеобщее обсуждение. Итак, какая стратегия поведения в отношении ранних этапов анонсированных MMO вам кажется наиболее эффективной? Что нужно делать, чтобы не только не обжечься, но получить желаемое, на ваш взгляд?
Автор заглавной иллюстрации: Varvara Paukova.
31 комментарий
Если команда разработки не уверена в своих решениях, возможны бесплатные бета тесты.
Вообще тут борются две вещи: если обещают что-то крутое и интересное, то велико опасение, что не получится. Если же наоборот, обещают что-то реально достижимое, то оно не сильно цепляет в слиу свого самоограничения.
Аж захотелось поучаствовать в такой работе! Правда, слабо представляю, как это организовать юридически… Возможно, уже есть что-то подобное?
Для людей с долгосрочными целями, такая замануха малоэффективна, тем более в свете последних громких скандалов. Я, как и многие, был разочарован ситуацией с RU Black Desert и EU Archeage, а ведь у кого-то еще был 2-3 раза Bless Online)) Но несмотря на это готов и верить и вкладываться, хотя естественно теперь не во всё и вся.
Последней, на данный момент, игрой которую я поддержал пледжем стала Saga of Lucimia. Но там создатель и идеолог помимо разработки игры еще и реально пытается донести до сообщества (через подкасты, статьи, общение на форумах и в дискорде) свое видение и понимание того, каким должен быть жанр MMMRPG в целом.И мой ранний доступ в игру, это скорее приятный бонус, когда можно увидеть как человек медленно, но уверенно воплощает близкие мне идеи в жизнь. Ну оочень медленно)))
На чужие идеи деньги переводить не хочется. Да и это непременно породит паразитизм на идеях, которые не получаются, но не кончаются.
А просто радоваться новым идеям… ну, оно прикольно поначалу, но надоедает со временем.
В таком случае мы бы не увидели много отличных проектов, которые были созданы благодаря краудфандингу
Короче, всё диалектично, подходы могут быть разные. Лично я бы предпочёл платить не за идею, а за её хотя бы уже видимую начальную реализацию, которую можно оценить.
Верить на слово в условные «Нью Ваюски», платя при этом деньги я не готов, извините.
Думаю, что вымирание игропрома во всём мире кроме востока связанно в том числе с упадком экономики и разочарованием инвесторов в прибыльности этого предприятия.
А теперь наступило разочарование и со стороны не профессиональных инвесторов в этом виде инвестиций.
Вот тогда хоть каждый девблог со стримом буду восторженно комментировать.
А ранний доступ — это концептуально что-то мне непонятное. Ну, то есть понятное в плане — как заработать ещё немного дополнительного баблишка на особо нетерпеливых — но это прямо такой широкий шаг в лужу… как можно серьёзно воспринимать проект, разработчики которого практикуют подобные маркетинговые хитрости, дающие некоторым игрокам фору на старте?
Вот что меня отталкивает, это многочасовые подкасты с разработчиками, где они сидят на диване и рассказывают, рассказывают, рассказывают. Или публикации в девблоге — многометровые простыни текста, порой без скриншотов.
Во первых, это все выглядит как просто слова, не подкрепленные делами. Во вторых это скучно, не смотря на то, что разговор идет про игры. В третьих — долго. Но эту всю кухню я принимаю в том смысле, что они это все делают для себя.
Мне больше по душе отчеты о проделанной работе с демонстрацией возможностей и механики игры. Это должен быть небольшой рекламный ролик минут на 5 (тыщ-пыщь там всякое, красота чтоб, шутка конечно), и на пару минут чтения текста со скриншотами. Грамотная реклама должна быть!
Насчет финансовой поддержки.
Предположим, в 2012-2015 годах я заинтересовался какой то игрой и через кикстартер отдал им 100 долларов.
Если рассматривать это как инвестиции, то тут очень сложно все обсуждать. Что это за микрозаймы такие — 100 долларов? Обычно, компании. которые привлекают инвестиции предосталяют гарантии и выплату дивидентов. В нашем случае это не так.
А если рассматривать это как предоплату за игру? Ну тоже не очень хорошо выходит. Вернемся в 2012 — 2015 годы. Если те 100 долларов, что я вложил в игру тогда, положить в банк и ждать процентов, то к нашему времени набегает от 20 до 50% дохода. Это мог сделать как я так и разработчик, правильно? Есть много игр. которые собирали тогда деньги и еще не вышли в релиз! И поиграть в них так и не смогли! Ну неплохо, да — отличная схема. берем у игроков на кике по 100, кладем в банк и потом через несколько лет рефандим по 100 назад, проценты в карман! Это очень нехорошие слова и мысли. Наверное не стоит углубляться в такие грязные размышления. Забудем.
Лучше я буду рассматривать свои пожертвования именно как просто отдать, а там, будь что будет, прям как что то вроде лотереи. Опыт показывает, что не надо жертвовать, лучше потратить эти деньги на то, что можно купить и играть уже сейчас. Либо потратить их на свои материальные нужды.
А так то верим, верим, главное чтобы без финансового ущерба!
Вот с этим абсолютно согласен!
Извините, что-то меня никак не отпустит.
Если команда разработки ставит на рельсы свои задумки и показывает их аудитории — какие есть причины не верить, если взгляды на концепцию вы уже разделяете?
Прислушиваться излишне к комьнити, кстати, я бы на месте разработчиков тоже не стал, ведь как показывает практика, часть игроков не знает, чего хочет, часть хочет всего и сразу, а часть играет в донатные гриндилки (и часть не малая!).
Поэтому лучше иметь собственное видение разработки, явно и четко его показать, а дальше отчитываться по его практической реализации. Мне кажется, это просто и прозрачно, и не превращается в игру в одни «верю/не верю»-ворота.
Кто следующий, с ранних стадий?
Лишний раз утверждаюсь в своей мысле, что кикстартер в разделе финансирования игр нужно преобразовывать в профессиональное сообщество инвесторов. Так чтобы сразу держали разработчиков за нужные места, а в случаи успеха не только играли в игры но и получали дивиденды от них.
А то взяли за моду, соберём денег на халяву, а потом привлечём профессиональных инвесторов. И как то все забывают, что профессиональные инвесторы получают дивиденды, связывают довольно жёсткими договорами и оказывают влияние на разработку. А людям с кикстартера остаётся только жалобно мычать.
Как то похоже на развод для лоха.
Проект, на котором редакция ММОзговеда поставила крест несколько лет назад и принципиально не освещала, потому что считала его откровенным разводом. Не стоит всех под одну гребёнку всё же. :)
По умолчанию, когда проект только появился, я им верил. Почему бы нет? Команда описывает идеи, они довольно амбициозные и местами вполне интересные. Гигантомания от нонеймов слегка пугала, но, опять же, действовал принцип «лучше поверить, не убудет». Даже идея с тремя играми, начиная с браузерки, была интересной. Но потом пошли не просто звоночки, а колокольный звон. Процесса разработки просто не было. Ресурсы отсутствовали. Зато продажа бусами и зеркалами процветала.