С интересом читая свежую запись одного из моих любимых англоязычных блоггеров, хитро щурюсь от упоминания о том, что он и большая часть его друзей сейчас играют в старые ММО. Кто в UO, кто в EQ. А еще с удивлением обнаруживаю в этих самых старых ММО механику, которую хотел бы видеть в любом новом проекте. Да, возможно, кому-то она известна. Хотя, по моим наблюдениям, даже сейчас, спустя много лет после реализации системы манора, когда, казалось бы, все играют в линейку по десятому разу, создается ощущение, что понимание того, как это работает, есть всего у нескольких человек на всем сервере. А для нас все это вообще в новинку. Так что мы погрузились в исследование системы феодальных поместий в Lineage 2.
Эмоциональное отступление. Один из наших ребят предложил назвать эту заметку «Мы в ответе за тех, кого захватили». Именно такие чувства переполняли нас, когда мы неожиданно для самих себя оказались владельцами замка в Дионе, еще вчера играя в эту игру с другой стороны: переживая из-за нехватки семян, из-за невысоких цен на всходы, а затем из-за вовсе пропавшего манора в этой провинции.
Первое, что мы увидели на форуме после захвата, это реплики в духе «Ура! Дион захватили! Будет манор!» Теперь важно было не подвести, но проблема состояла в том, что при подготовке к осаде мы практически полностью выложились по деньгам. Для организации манора нужно тем больше денег, чем более выгодным вы хотите его сделать для других и для себя.
Давайте начнем сначала. Известно, что гномы-спойлеры могут добывать дополнительные ресурсы, высаживая в моба виртуальное семечко и с определенной вероятностью получая результат. Манор в этом смысле отличается тем, что семечки не виртуальные. Они физические, и их количество ограничено. А всходы гарантируются почти стопроцентные. К тому же, неважно, в какого моба вы сажаете семечку (важен только диапазон уровней, указанный на ней), вы получите одни и те же всходы, если будете засевать одними и теми же семенами.
Итак, вам нужно запомнить две простые вещи: хозяин замка регулирует количество и цену семян. Это то, что идет на продажу. Нет семян – нет манора. Цена на семена, как и их возможное количество в день, ограничены верхней планкой и вообще не являются статьей дохода. Как и не является существенной статьей расходов для тех, кто занимается манором на вашей территории. Настоящая статья доходов, как для владельца замка, так и для купивших семена – это всходы.
Вот здесь в дело вступают рыночные механизмы. Каждый тип всходов имеет два записанных на него ресурса. Владелец замка решает, какой ресурс он будет отдавать за всходы, сколько всходов готов принять и по какой цене. Получив эту информацию, система манора выставляет владельцу замка счет, в котором цена всходов умножается на выставленное количество. Требуемая сумма должна быть внесена на отдельный счет замка и отнимется в 6:00 утра. С 20:00 вечера до 6:00 утра владельцы замка могут экспериментировать с ценами. Затем сумма забирается в качестве залога. Информация о планах владельца замка распространяется для всех желающих с ней ознакомиться и в 20:00 вступает в силу. В это же время система манора подсчитывает результаты предыдущего суточного цикла и возвращает в казну замка деньги за те плоды, которые не были выкуплены.
Первый вопрос: почему бы не ставить цену всходов поменьше и, соответственно, использовать как можно меньше денег в качестве оборотных средств? А это самое интересное. Понимаете, у каждого ресурса есть базовая цена. К примеру, у стали она 2000 аден. Если выставить стоимость всхода в размере, скажем, 200 aден, то игрокам придется за каждую сталь сдавать 10 всходов. Если же выставить стоимость всхода в размере 2000 аден, то тогда сталь будет выдаваться за один всход. Но в первом случае вы потратите при реализации 1000 всходов двести тысяч аден, а во втором – два миллиона. Также, в первом случае ваш замок сгенерирует 100 единиц стали, а во втором – 1000 единиц. То есть это к тому же еще и действия с глобальными экономическими последствиями.
Но если вы захотите поиграть с экономикой в совсем уж ручном режиме, учтите, что у соседних замков многие всходы совпадают с вашими. Если вы резко уроните цену на всходы, их отнесут сдавать в соседний замок. Если попробуете сделать маленькую операцию по самообогащению, у вашего сборщика всходов соберется большая очередь охотников из других поместий, которые попытаются сдать всходы на первых секундах приема.
Кстати, о первых секундах приема и очередях. Еще одно неожиданное преимущество не слишком населенного сервера – здесь нет всех тех извращений, которыми была дискредитирована система манора в расцвет популярности проекта, когда семена покупались по любой цене и всходы тоже сдавались по любой, потому что желающих получить ресурсы хоть как-то было слишком много.
И, наконец, самое интересное: зачем это все владельцам замка? Кроме прямого влияния на экономику и возможности самим быть участниками этой игры, владельцы могут менять сданные всходы на очень интересные вещи: свитки улучшения брони или оружия всех грейдов, кристаллы, зелья, особые свитки воскрешения и телепортов, штампы для создания двойных мечей, а также специальные Книги Гигантов, улучшающие умения. Если свитки улучшение брони и оружия, как и кристаллы, это не эксклюзивный товар, то все остальное: то, чем обладают только владельцы замков.
Но каждая такая штучка стоит определенное количество плодов. Поэтому в задачи феодала входит попытка реализовать как можно больше этих плодов каждые сутки. Мало того, не забывайте о том, что Lineage 2 – глубоко социальная игра. То, как вы занимаетесь манором, напрямую сказывается на репутации вашего клана. То, как вы утрясаете все вопросы цен и сотрудничество с другими феодалами, влияет на политические связи с другими сильными игроками.
Манор – сложная и интересная политико-экономическая система, основанная на совершенно безумных, казалось бы, семенах, всходах и мобах, из которых это все достается, простите, натуральными тяпками. Что еще раз нас возвращает к вопросу предназначения мобов в линейке. Это ресурс, а противостояние и взаимодействие – это вопрос взаимоотношения людей, с которым мы столкнулись здесь по полной программе.
Люди пишут приватные сообщения, расспрашивают о планах, высказывают недовольство и даже, черт возьми, иногда благодарят. Просят повысить цены, предлагая свои деньги вперед в качестве компенсации за беспокойство, обращаются за эксклюзивными товарами. В общем, общения каждый день довольно много. А мобы… мобы ждут в сторонке, когда к ним придут с тяпкой.
10 комментариев
Как эта чехарда отбивается владельцам замка? Упомянутые особые вещи можно реализовать на общих основаниях, или они доступны только членам клана-гейткипера?
В случае успешных действий на рынке всходов, владельцы замка получают за всходы упомянутые в заметке вещи: свитки улучшений брони и оружия, кристаллы, зелья, штампы для дуалов, свитки воскрешения, полностью восстанавливающие опыт, мгновенные свитки телепортов, свитки улучшения умений. Большая часть этих товаров — экслюзив. В котором заинтересованы все жители мира.
В Линейке полностью отсутствует привязка чего-либо к кому либо. Принципиально. За исключением древней адены и камней печати, по-моему. Все остальное, что лежит у тебя в инвентаре, можно продать, передать, потерять. Все: оружие, броню, питомца, декоративную заколку, свиток. Практически ничего ни к чему не привязывается, из-за чего рынок действительно очень активный по всем позициям.