Мирные темы продолжаются. К заработку золота и крафту из прошлой части присоединяются аукцион и RMT.
Аукцион
Когда мне нужно что-то купить или продать в игре, я предпочитаю аукцион, который открывается кнопочкой в интерфейсе. Кричать в чат и покупать с рук меня особо не привлекает. Бегать по городу и изучать ассортимент сотни торговцев — тоже. Под аукционом подразумеваю торговую площадку, как в GW2, где есть заявки на продажу и покупку. Ставок и выкупа там нет. По сути, это не аукцион, а биржа, но игроки по привычке называют её аукционом. Хочу что-то купить — автоматически выбирается самая низкая цена. Хочу купить подешевле — даю заявку на покупку и жду, пока кто-то продаст. Хочу продать выгодно — назначаю цену и жду покупателя. Нужно продать быстро — автоматически выбирается самая высокая цена. На фанатских сайтах также можно посмотреть графики изменения цен за любой период.Почему же мне нравится аукцион? Во-первых, честная цена. Достаточно найти предмет — и сразу видно минимальную цену. Если покупать с рук и не знать цену, то можно легко переплатить в разы. Торговцы обычно завышают цены, чтобы получить побольше прибыли. А если поставить предмет по завышенной цене на аукцион, то это будет сразу видно. К тому же, чем больше продавцов, тем больше конкуренция и ниже цена. Поэтому я всеми руками за межсерверные аукционы. В идеале, аукцион должен быть один — общий для всех фракций, серверов и регионов (например, Европы и Америки). И чем больше объём рынка, тем сложнее им манипулировать.
Во-вторых, аукционом быстро и легко пользоваться. Не надо долго кричать в чат или полчаса бегать по базару. Чтобы купить или продать товар по нормальной цене, надо опросить хотя бы несколько торговцев и сравнить цены. Но какой смысл делать это вручную? Такие действия легко может выполнить программа. Автоматизация двигает прогресс вперёд. Нажал несколько кнопочек — и готово. Времени и усилий уходит меньше, а прибыль больше.
В-третьих, защита от мошенничества. Если я купил предмет на аукционе и деньги списались — значит, точно его получу. Даже если не получу — значит, игра заглючила, имею право жаловаться в техподдержку и требовать деньги обратно. С прямой торговлей между игроками всё гораздо хуже. Другой игрок может подсунуть другой товар в последний момент, не дописать нолик в сумме, а то и пользоваться читами, из-за которых я деньги отдам, а товар не получу. Аукцион хотя бы не читерит. Ещё недобросовестные торговцы пишут «Полиматериалы дешево», но на самом деле продают копеечную настойку, у которой такая же иконка, как у дорогих материалов. Перед торговлей с другими игроками надо читать темы на форумах о способах обмана, а в процессе обязательно перепроверять каждую мелочь по несколько раз.
В-четвёртых, торговля в чате или стойке торговца провоцирует игроков на нарушения правил игры. Ни в одной игре я не видел, чтобы основная масса народу торговала в торговом чате. Все кричат в мир или поиск группы, чтобы видел весь сервер, а не только одна локация. Создают тем самым кучу спама. Я обычно кричал в несколько чатов, и за спам иногда попадал в чёрный список некоторых людей. Торговцев обычно ставят вторым окном, так как сидеть на месте и не иметь возможности играть весь вечер — глупо с точки зрения эффективности. Я сам так делал когда-то давно, и не могу сказать, что игра стала интереснее и давала больше эмоций. Обман тоже считаю нарушением, как бы русские локализаторы ни старались называть его игровым моментом. Западные компании обычно наказывают обманщика.
Есть одна ситуация, когда я не использую аукцион — продажа или покупка особо дорогой вещи. На аукционе всегда есть комиссия порядка 10-15%. На обычные товары она не влияет, но 10% от очень больших денег — это большие деньги. Поэтому самые дорогие предметы я покупаю или продаю напрямую с другим игроком, без комиссии. Если уверен, что меня не обманут.
Конечно, не все игроки любят аукцион. Торговля из рук в руки — это общение и построение социальных связей, а ММО как раз об этом. Дополнительный пласт геймплея — найти, где купить подешевле и кому продать подороже. Лично меня этот пласт мало интересует и я редко таким занимаюсь. Так что от наличия аукциона ничего не теряю.
Это не значит, что во всех играх обязан быть аукцион. Прямая торговля тоже может работать. Если в игре сделают нормальный торговый чат, базары и другие способы торговли. Если торговцы не будут сильно накручивать цены. Если люди перестанут обманывать. Если игроки прекратят нарушать правила.
Слишком много «если». Не верится, что люди так быстро изменятся и станут вести себя хорошо. При этом аукциону не нужна куча условий, он уже успешно работает. С теми игроками, которые есть.
RMT
С темой продажи золота и персонажей за реальные деньги сейчас всё достаточно просто. Это запрещено правилами, приносит вред играм и сообществу. Я никогда таким не занимался и не планирую.Не всегда моя позиция была однозначной. Впервые я заметил RMT в Аионе, когда мой сопартиец скрафтил хороший меч и начал его продавать в чате. Ему написала девушка, которая предложила купить меч за рубли WebMoney. Он согласился, а потом обналичил деньги и купил себе цифровой фотоаппарат. Я тогда был студентом и ещё не работал, так что взял себе на заметку.
Через время в том же Аионе кто-то выложил скриншот кошелька Яндекс денег. За месяц он продал вещей и золота на 30 тысяч рублей. Ого-го, какие деньги это были на то время! Я уже подрабатывал, но получал гораздо меньше. Тогда задумался — может, в игре можно получать больше, чем на работе? Меня остановило то, что в любой момент могут забанить — и все усилия пропадут. В один месяц можно заработать 30к, а в следующий — ноль. Слишком нестабильный заработок. Также не нравилось, что это полузаконно. Примерно как ходить по домам и впаривать всякую ерунду втридорога. За это не посадят, законом не запрещено, но всё равно обман. Плюс на работе со временем учишься, набираешься опыта и получаешь больше, а в продаже игрового золота — нет. К тому же, игра превратится в работу и перестанет приносить удовольствие.
Когда я уходил из Рифта, кто-то на форуме написал, что скупает голду. Я думал, может, продать, и как раз хватит на покупку Guild Wars 2. Но как-то не решался написать. А потом подумал: «Я же работаю, могу себе позволить купить игру, как нормальные люди. Пусть свою голду продают бедные студенты».
В GW2 обратный пример. Мы гильдией сбрасывались на значок командира для Джолли, который стоил 100 золотых. Каждый отправлял почтой по одному золотому на офицера, а потом офицеры собирались отправить деньги Джолли. Но система борьбы с голдселлерами всё поломала. Офицеры не могли забрать золотые из почты, так как стояло жёсткое ограничение. Вместе с преступниками наказали и нормальные гильдии.
ArcheAge поначалу был благодатной игрой для голдселлеров. Некоторые знакомые шли туда и покупали набор раннего доступа с одной целью — быстро поставить пугало, выращивать коров и продавать полученное золото за рубли. На первых серверах земли было намного меньше, чем желающих поставить пугало. Многие не успели и пытались это компенсировать донатом. Со временем курс золота падал, и через несколько месяцев так торговать стало невыгодно, и они ушли из игры. Сколько заработали, я не спрашивал, но остались довольны.
Когда люди уходили из АА, они дарили друзьям свои пугала и дома. Благодаря этому, у меня собралось много пугал рядом. Однажды некоторые уходили в классическую линейку и втихаря от остальных попродавали своё имущество за реал. Ох и народ. Когда я уходил в Скайфорж, то подарил дома и пугала другу.
В Скайфорже голдселлеров не было в принципе, так как прямой торговли между игроками не существует, всё привязано к персонажу. Зато, когда запахло жареным и стало похоже, что игра катится вниз, трое людей бегом продали свои аккаунты. И не кому-нибудь, а вражеской гильдии. Я такого от них не ожидал. И не только я удивлялся. Продавцы остались недовольны, так как вернули всего половину от задоначенной суммы. По рассказам, в Аллодах получали больше, чем вкладывали. А тут такой облом — не получилось вложиться, понагибать, получить своё удовольствие от игры, ещё и заработать на этом.
В общем, несмотря на то, что лично я не продаю и не покупаю игровые ценности за реал, всё равно неоднократно сталкивался с этим. В настоящее время играешь с человеком в одной команде каждый день, а завтра он может развернуться, уйти и всё продать. Или подарить мне. Ни в ком нельзя быть уверенным.
Продолжение — Игрок Элей, приготовьтесь. Часть 6: хилы и твинки
38 комментариев
P.S. А «дописывание нолика в конц» или «быстрая замена товара в окне трейда» это лишь проблема доработки механики.
п.с. в целом статья о том как клево быть крабиком, даже не пытаться думать своим мозгом и идти по максимально простому пути.
п.с. 2 ах да по рмт позицию можно охарактеризовать 2-мя пословицами:
— и хочется и колется
— я не трус но я боюсь
в целом также позиция краба который больше злится на то, что люди уходя игры не отдают ему нажитое не посильным трудом, а смеют пытаться возместить свои вложения в игру.
многократный хиро ла2, владелец территории в АА. владел всеми замками в ла2. мой пак 2-жды входил в топ 32 пака ру региона.
еще вопросы?)
Собственно, выбирая между разными механиками, нужно смотреть, что они дают и забирают. И если мы хотим централизованную площадку (это ведь не только аукцион, но и рынок в Еве), то нужно хотя бы частично скомпенсировать негативные эффекты от уменьшения взаимодействия. В Еве это отчасти решается тем, что тебе всё равно нужно прилететь и физически забрать товар. Опять же, если точек доступа к аукциону мало, то это будет местом встречи, знакомства и взаимодействия.
Но вот так просто заменять личную торговлю на аукцион — превращать ММО в сингл с кооперативом и фоном в виде снующих игроков.
Что вообще дает точка распространения товара в реальных условиях? Избавление от логистики. Потому что именно логистические усилия в торговле представляют собой главную проблему. Не само теоретическое наличие у вас товара, а его наличие в нужное время и в нужном месте. Иногда это не про «купить подешевле и продать подороже», это про «доставить потребителю». И тогда клиент платит за удобство. За скорость.
Вообще, определение цены никак не связано с ее себестоимостью или с ценой, по которой товар достался продавцу. Адекватная цена — это субъективное представление покупателя на уровне «не жалко» или «нужно больше, чем сумма на руках». То есть это то, что покупатель готов отдать. И если он готов был отдать в два раза больше, это значит, что цена не была адекватной. С представлениями продавца об адекватности запрашиваемой суммы это не имеет никакой связи. Особенно в игровых реалиях.
В игровых реалиях в торговых операциях участвует очень много любителей. Это хорошо, потому что так они приобретают опыт. Но это плохо, потому что они допускают массу ошибок. Например, при формировании цены в EVE Online есть смешное, но вполне распространенное заблуждение — «все, что я получил в рамках игрового процесса, досталось мне бесплатно». У некоторых новичков считается нормальным не учитывать рыночную стоимость руды, если они «накопали ее сами». Но все это частные случаи заблуждения о том, что цену на товар в конечном итоге выставляет продавец, а не покупатель.
Чем вреден аукцион? Помимо объективного убийства социализации, это место, где многим правят ошибки. Новичок может не учитывать себестоимость, но и свои товары он будет выкладывать в очевидных местах. Он не пойдет искать логистические ниши, пробелы в удовлетворении потребностей. Он придет на самую крупную торговую площадь и начнет демпинговать. Чем очень быстро воспользуются ушлые торговцы с большими объемами свободных денег. Но до определенного предела. Чем больше торговая площадка, тем больше демпинг, тем больше количество позиций. Покупателя это, вроде, устраивает. Но торговля считай убита. Как процесс. Как модель.
Плюс ко всему — игра, это пространство, в котором вещи и сырье возникает из воздуха. Так что вероятность превышения предложения над спросом очень высокая. Здесь мы получаем катастрофу — мало того, что аукцион в привычном понимании исключает логистику, он лишает конкретный мир локальных феноменов. А крупные торговцы просто перестанут выкупать позиции, по которым идет демпинг, потому что рискуют оказаться с кучей товара, на который нет спроса. То есть заморозить оборотные средства.
Вот, к слову, почему в своем классическом виде, несмотря на отсутствие логистики, торговля в Lineage 2 все еще очень интересна — здесь для создания одной вещи нужно столько товарных позиций (рецепт, ключевые материалы, ремесленные материал, кристаллы и ресурсы), что, фактически, весь мир, все сообщество работает на удовлетворение спроса. Ну, и, если что, это простой ответ на вопрос, почему любые серверы Линейки с рейтами, отличными от x1, полный отстой. :)
Точно так же, как люди возмущаются мусору в лесу, когда приезжают. Но спокойно оставляют за собой срач, когда уже собираются из леса уезжать. Не работает даже то, что они здесь живут и с большой вероятностью в этот лес снова приедут. А уж что говорить о людях, которые уходят из игры? Я нисколько не мизантроп. Я просто понимаю, что, простите за прямоту, у части людей плохо работают мозги.
В этом случае ждать, когда на них снизойдет озарение, бесперспективно. Нужно, во-первых, штрафовать (банить). Убирать (выводить из игры средства забаненных RMT-шников). Убеждать тех, кого можно убедить, не гадить там, где живешь или остаются жить другие. И, наконец, убедиться в том, что твои представления о чистоте леса не расходятся с представлениями лесников.
Попытки «возместить непосильный труд», как сказано выше, прекрасно демонстрируют нам собственное отношение к досугу и к тому состоянию, в которое добровольно погружают себя люди, чтобы итоговое впечатление от игры нужно было немедленно заглушить деньгами. Чтобы было плевать на мир, в котором ты провел годы. На то, что ты вбрасываешь туда преимущества, убивая этот мир со словами «после меня хоть потоп». Но, кажется, это опять о птичках, на которых нет смысла обижаться.
Но.
Я часто вижу, что когда народ говорит о торговле в MMO, обычно упоминают две реализации — «WOW аукцион» и «лавки в LA2». Но дело-то в том, что эти две механики — две противополжных крайности, с массой больших недостатков.
Серьезно.
Торговля — моя вторая страсть и вторая недооцененная механика в ММО, которой всегда мало или она всегда не так реализована, как хотелось бы. Так что за неимением подходящей мне игры я бы хоть статью прочитала :(
По поводу заработка на играх — я принципиально для себя против. У меня были реально дорогие вещи на акке, да и сами чары дорогие оставались, но я уходя их проекта никогда не оставлял своего персонажа, не продавал вещи и тд. Причина тут личная. Если я буду зарабатывать на продаже игровых ценностей в играх, то значит я плохо работаю в реале.
А по поводу Командира в ГВ2, мы все равно сделали мне первого командера на сервере.
На счет РМТ в АА хотел вставить свои пять копеек. Во-первых множество настоящих рмтшников не коровками зарабатывали, а просто телепортировали паки. Это было повсеместно и никто особо не боролся, особенно когда бутылочки появились. Я знал на Луции одного парня который вместе с женой и парой приятелей организовали небольшую гильдию и возили паки огромными караванами, умудряясь отбиваться от желающих поживиться их добром. Они были очень качественно забущены по меркам даже сильных кланов, но конечно «работали» в такое время в которое остальной сервер спал. Мы даже с ними сотрудничали когда воевали с вертексами. Кроме буста у ребят было несколько компьютеров и конечно же джанглер, который помогал организовывать окна-паковозы.
Про продажу ценностей с аккаунтов. Я уходя из игры не продавал персонажей, но мы продали накопления сделанные совместно с семьёй. Когда от семьи остались лишь два человека (остальные уже забили к тому времени), мы ещё какое-то время выкупали территории на полуострове рассвета кажется, уже забыл локацию.
Выкупали, потому что забить пугало не могли т.к. через бота люди просто забивали любое разрушающееся пугало. Даже без бота благодаря более низкому пингу люди имели больше шансов забить место, нежели мы.
На картинке выше план захвата перед стартом, был рассчитан на две-три семьи по восемь человек. Со старта, можно сказать, у нас получилось реализовать план, но забивающие внезапно и не предупреждающие члены клана давали халявные места прямо посреди наших земель, что очень угнетало. К «концу игры» вдвоём с товарищем мы практически весь кусок отбили. После чего договорились, что он продаст весь акхиум да и вообще всё ценное, кроме шмоток, но включая пугала. Не сказал бы чтобы я этого стыдился. Сейчас я рассматриваю АА как зря потраченное время. Эмоции не покрывают этого. И осознать это стало возможно лишь спустя несколько лет.
Про баг с телепортацией паков на Корее я слышал, но не видел и не слышал, чтобы на руоффе кто-то этим занимался. Хорошо шифровались, наверно.
www.youtube.com/watch?v=gWpoupM-puY
Или сделать море в виде БГ. Если везёшь паки в 10 человек, и не набралось столько же противников, которые могут помешать, то и отвезти паки не получится. Тоже не лучший вариант, но хотя бы кое-какая справедливость.
Про бг вообще пушка. Зачем открытый мир, если всю игру можно поделить на бг. Повёз паки из одной локи в другую — бг, повёз через море — бг, посадил в дикой местности миллион сосен — когда пришло время рубить образуется бг, на поле вырастил картошку — когда собираешь — бг. Ты просто гений геймдизайна для песочниц с открытым миром.