Моё отношение к фришардам проходило разные стадии, да и сама ситуация с ними объективно менялась очень сильно. В далёком 2005 году, когда мне удалось познакомиться с игровым процессом MMO на неофициальном сайте Lineage 2, я воспринимал его как возможность попробовать живой игровой мир, населённый игроками, которые говорят со мной на одном языке. Мне и до сих пор кажется это важным условием, но сегодня я хотя бы не чувствую себя настолько беспомощным в общении на английском, как четырнадцать лет назад. При всём при этом такие фришарды Lineage 2 в тот момент всеми объективно воспринимались как «пиратские». Собственно и само слово подразумевало возможность свободного доступа к игровому миру, за который в официальной версии принято платить.
Я хорошо помню, что переселение на официальный сервер было чем-то вроде истории успеха, перехода в высшую лигу и вообще превращения в нормального игрока. Согласившийся платить авторам получал куда более живую, обновляемую и развивающуюся игру, чем застывшие копии стыдливо стянутых тестовых серверов или эмуляторов. В то время ещё никто не оглядывался назад, и любое дополнение воспринималось естественным развитием MMO.
К тому моменту я и сам давно уже вёл активные споры по поводу пиратства, которые тогда бушевали на просторах рунета.
Хотя кажется, что сегодня мы тоже далеки от единства в этом вопросе, в то время я воспринимал себя в явном меньшинстве, пытаясь донести максиму: если вдруг все откажутся платить за игры, фильмы, музыку, программы или операционные системы на том лишь основании, что при копировании продукта мы его ни у кого не отнимаем, кто согласится делать следующие игры, программы, фильмы, музыку или операционную систему?
Мои оппоненты были непримиримы в разделении сущностей на цифровое и материальное, но я старался по-всякому до них достучаться. Приходилось даже предлагать собеседнику представить гипотетическую ситуацию, в которой человечество изобрело какой-нибудь материальный репликатор. Допустим, говорил я, теперь у всех есть возможность свободно скопировать новый процессор или автомобиль. И все с упоением это делают на том лишь основании, что они не угоняют автомобиль, и не выдирают этот процессор из чужой материнской платы. Но как быть авторам этих устройств, если они продолжают продавать их по ценам, предполагающим массовый спрос? И что будет, если мы их попросту разорим, пускай и под благовидным предлогом того, что мы ничего ни у кого не отбирали, а иначе бы всё равно не купили?
При всём при этом — не буду строить из себя святого — я около года играл на пиратском сервере Lineage 2, прекрасно понимая, что это именно пиратство. Да, я старался тогда покупать лицензионные игры, но покупал не все. Я старался покупать DVD-диски, но понимал, что по местному кабельному смотрю далеко не лицензионный продукт. В общем, можно долго перечислять собственные грехи пребывания в этой серой зоне.
Но если бы вы тогда спросили меня прямо, занимаюсь ли я пиратством, играя на фришарде Lineage 2, я бы ответил однозначно — да. Сейчас я играю на фришарде Lineage 2. И могу однозначно ответить на тот же вопрос — нет. Так что изменилось?
Начать придётся издалека.
После моего ухода из Lineage 2 мы с друзьями отправились сначала в официальный Everquest 2, который тогда работал по подписке, но при этом требовал ещё и покупку коробки с игрой, а через несколько месяцев — в EVE Online, где мы платили подписку более четырёх лет. Именно там я сформировал свой самый длинный чек в истории MMO. То есть с 2006 года до недавнего времени я играл в основном в платные MMO. Надеюсь, этих простых фактов будет достаточно для того, чтобы без лишнего теоретизирования показать — нежелание платить за свой любимый досуг никак не могло быть фактором в принятии решения играть сегодня на фришарде.
Мало того, даже если исходить из чисто меркантильных соображений, я могу привести десятки доводов за игру на официальных серверах, помимо простого человеческого уважения к труду самих авторов.
Нет никаких вменяемых причин играть на неофициальном сервере MMO, если существует официальный. Но в этом-то и хитрость.
В 2013 году в рамках пресс-конференции, организованной Innova, продюсер проекта Lineage 2 сделал большой разбор полётов, озвучив то, о чём твердили многие фанаты проекта уже многие годы. Он описал изменения в игровой механике за последние годы, как непреднамеренные, но катастрофические метаморфозы всех ключевых особенностей проекта. Например:
или
На самом деле, список того, что безвозвратно изменилось в Lineage 2 со временем, намного больше. И даже попытка выпустить отдельный продукт — Lineage 2: Classic — прекрасно продемонстрировала тот факт, что многое из утраченного авторы восстановить не смогли (или не захотели). Прежней MMO с критически важными механиками к тому времени уже не существовало.
Иногда это происходит постепенно. Иногда — настолько резко и брутально, что игра за полгода теряет две трети своей аудитории, как это случилось во времена выпуска обновления NGE для Star Wars Galaxies. Но каждый раз можно смело утверждать, что такие изменения — результат использования простого права авторов делать со своей игрой всё, что им вздумается. Безусловно! Вот только, как и в случае с обсуждением пиратства, если бы всё заканчивалось на сухих юридических или правовых формулировках, дело бы не сдвигалось с мёртвой точки взаимного игнорирования.
Можно сколько угодно упрекать людей за то, что они пользуются пиратскими играми, фильмами и музыкой, но если не обеспечить им элементарную возможность купить всё это у авторов, ситуация никогда не изменится.
Во всех этих спорах, надеюсь, мы апеллируем к важнейшему принципу разрешения любых противоречий — поиску справедливости.
Напомню, что именно так развивалась история противостояния Blizzard и Nostalrius, а вернее — противостояния между Blizzard и теми игроками, которые искренне любили оригинальный World of Warcraft и были уверены, что в текущей версии от него мало что осталось. Именно к справедливости призывали те, кто обращал внимание на простой факт — мы бы с удовольствием играли в официальный WoW: Classic, но его не существует в природе.
2019 год в этом плане интересен ещё и потому, что единственным заметным событием во всём жанре MMO будет старт в самом конце лета именно WoW: Classic. Его ждут, о нём говорят, по поводу него спорят. Но, как мне кажется, для всех бесспорно то, что Classic — отдельный продукт. Мы просто рассуждаем по поводу того, будет ли он успешен, благодаря возвращению утраченных свойств виртуального мира, или это мыльный пузырь ностальгии.
С момента объявления авторов о старте работ над классической версией World of Warcraft можно честно ждать, терпеть и приветствовать любые закрытия фришардов. Но до этого момента те версии MMO, которых больше не найти на официальных серверах, в моём представлении, имеют статус «Abandonware». То есть брошенного программного продукта, больше не представляющего интереса для авторов.
Чистым представителем abandonware в своё время стала уже упомянутая пре-NGE-версия Star Wars Galaxies. Вот где авторы множество раз проехались по прежней конструкции игры, оправдывая ввод принципиально нового обновления New Game Experience. Возмущение игроков вылилось не только в массовый уход, но и в старт работ над эмулятором выброшенной версии SWG под девизом «Вам не надо, а мы в эту игру влюблены». Примерно тем же руководствовались авторы Nostalrius. И я точно знаю, что этим руководствуется создатель L2-фришарда Firebird, который был преданным поклонником Lineage 2 с момента первого бета-теста.
Ключевым мотивом игры на фришардах MMO, которых больше не существует в официальном виде, остаётся чистая любовь к игре и к проделанной работе авторов, заслуги которых никто не собирается игнорировать. Просто эту их работу выбросили.
Можно по-всякому изображать игроков, выбравших эмуляторы прежних версий MMO. Даже бунтарями. Но мне кажется правильным показать нас именно с уязвимой позиции. Не для того, чтобы вызвать жалость и на этом основании оправдать, а для того, чтобы объяснить именно то, что чувствую лично я. Я бы с огромным удовольствием платил авторам деньги за их замечательную работу, в которую я до сих пор влюблён. Но у меня нет такой возможности. И я, да — в какой-то степени пользуюсь тем, что попросту выбросили.
Lineage 2: Classic к «классике» и, собственно, к тому, что я люблю в Lineage 2, изначально имело не очень большое отношение, а чем дальше, тем становилось понятнее, что с каждым обновлением эта сделанная явно без любви к оригиналу поделка проигрывает по всем статьям любому фришарду с классическими хрониками. Хотя мы честно пробовали и платили подписку на «классику» десять месяцев, пока окончательно не стало понятно, с чем мы имеем дело. История с WoW: Classic, во всяком случае на нынешнем этапе, отличается во многом, но главное — в ней чувствуется искренняя любовь к оригиналу. Я не знаю, чем закончится эта история, но подумайте — что может быть лучше, чем счастливое воссоединение авторов и игроков в искренней любви к оригинальной работе, вместо взаимных упрёков?
Возвращаясь к проблеме фришардов в целом, стоит обратить внимание на небольшое количество игр в жанре MMO. Даже сегодня общий список MMO измеряется десятками. Если выбрать из них те, что действительно остаются верными жанру, принципам глобального взаимодействия, коллективной игре, останутся единицы. Если из оставшихся убрать те, что открыто торгуют преимуществами и с каждым обновлением заставляют вас чувствовать всё больше унижения в попытках со всем этим примириться, вы, возможно, поймёте, как два года назад мы оказались перед «выбором», который практически безальтернативно привёл нас на фришард очень старой MMO.
В эти дни исполняется два года с момента того самого «выбора». Два года чистой, иногда сложной, но не отпускающей и настоящей игры в MMO. Два года, после которых не так важно, когда там выйдет Camelot Unchained или какая-то другая MMO. Потому что впереди много планов, а связи с разными людьми настолько окрепли, что сложно представить, как их можно оборвать. Два года без тени унижений или даже страха столкнуться с вымогательством, продажей нарушения базовых правил. Два года искреннего уважения к человеку, который организовал этот фришард, и к людям, которые создали эту игру. Последнее я пишу не для красного словца и не в качестве оправдания. Несколько недель назад у нас был разговор с одним из друзей, который играет в L2 впервые. Он восхищался именно работой авторов, и возможностью поиграть в их задумку в чистом виде.
Ничего этого не случилось бы без людей, которые создали мир Lineage 2, а затем планомерно добавляли свои идеи в ранних обновлениях игры, действительно развивая MMO-концепцию когда в этом ещё было заинтересовано руководство. Ничего из этого не происходило бы сейчас, если бы конкретный человек не решил сохранить всю эту красоту в чистом виде для тех, кто её ценит, и даже реализовал полноценный прогресс-сервер — невиданный для L2 опыт. Всё это просто умерло бы в каком-нибудь 2008 году. В 2013 году продюсер прочитает некролог L2, в котором расскажет, как социальная составляющая «разрушена», а экономика и крафт «уничтожены». В 2015, несмотря на пышные заверения, никакой реальной реанимации не произойдёт. Значит, без этого фришарда нам осталось бы только вспоминать далёкое прошлое и жанр в его расцвете, продолжая сомневаться в том, что там у нас в голове за фантомы — молодость, наивность, зелёная трава, ностальгия?
Нет. Это два года чистого удовольствия и MMO-опыта на рубеже 2020 года прямиком из начала двухтысячных. Это любовь, благодарность, наслаждение механиками, пускай и в устаревших декорациях. Увы, благодаря неофициальной версии игры. Но невозможно упрекать, не предлагая альтернативы. Неправильно говорить о моральных обязательствах, напрочь позабыв их по отношению к игрокам и к принципам игры. Я понимаю, что в чисто меркантильном смысле с пиратством конкурировать невозможно. Воровать всегда выгоднее, чем создавать. И поэтому нужно говорить о моральной стороне вопроса, о перспективах такого пренебрежения к чужому труду и вознаграждению за него. Но это история не про воровство. Это история про конкуренцию за любовь к игре, в которой официальные представители иногда с треском проигрывают, а часто — даже не пытаются.
Я хорошо помню, что переселение на официальный сервер было чем-то вроде истории успеха, перехода в высшую лигу и вообще превращения в нормального игрока. Согласившийся платить авторам получал куда более живую, обновляемую и развивающуюся игру, чем застывшие копии стыдливо стянутых тестовых серверов или эмуляторов. В то время ещё никто не оглядывался назад, и любое дополнение воспринималось естественным развитием MMO.
Хотя кажется, что сегодня мы тоже далеки от единства в этом вопросе, в то время я воспринимал себя в явном меньшинстве, пытаясь донести максиму: если вдруг все откажутся платить за игры, фильмы, музыку, программы или операционные системы на том лишь основании, что при копировании продукта мы его ни у кого не отнимаем, кто согласится делать следующие игры, программы, фильмы, музыку или операционную систему?
Мои оппоненты были непримиримы в разделении сущностей на цифровое и материальное, но я старался по-всякому до них достучаться. Приходилось даже предлагать собеседнику представить гипотетическую ситуацию, в которой человечество изобрело какой-нибудь материальный репликатор. Допустим, говорил я, теперь у всех есть возможность свободно скопировать новый процессор или автомобиль. И все с упоением это делают на том лишь основании, что они не угоняют автомобиль, и не выдирают этот процессор из чужой материнской платы. Но как быть авторам этих устройств, если они продолжают продавать их по ценам, предполагающим массовый спрос? И что будет, если мы их попросту разорим, пускай и под благовидным предлогом того, что мы ничего ни у кого не отбирали, а иначе бы всё равно не купили?
При всём при этом — не буду строить из себя святого — я около года играл на пиратском сервере Lineage 2, прекрасно понимая, что это именно пиратство. Да, я старался тогда покупать лицензионные игры, но покупал не все. Я старался покупать DVD-диски, но понимал, что по местному кабельному смотрю далеко не лицензионный продукт. В общем, можно долго перечислять собственные грехи пребывания в этой серой зоне.
Начать придётся издалека.
После моего ухода из Lineage 2 мы с друзьями отправились сначала в официальный Everquest 2, который тогда работал по подписке, но при этом требовал ещё и покупку коробки с игрой, а через несколько месяцев — в EVE Online, где мы платили подписку более четырёх лет. Именно там я сформировал свой самый длинный чек в истории MMO. То есть с 2006 года до недавнего времени я играл в основном в платные MMO. Надеюсь, этих простых фактов будет достаточно для того, чтобы без лишнего теоретизирования показать — нежелание платить за свой любимый досуг никак не могло быть фактором в принятии решения играть сегодня на фришарде.
Мало того, даже если исходить из чисто меркантильных соображений, я могу привести десятки доводов за игру на официальных серверах, помимо простого человеческого уважения к труду самих авторов.
В 2013 году в рамках пресс-конференции, организованной Innova, продюсер проекта Lineage 2 сделал большой разбор полётов, озвучив то, о чём твердили многие фанаты проекта уже многие годы. Он описал изменения в игровой механике за последние годы, как непреднамеренные, но катастрофические метаморфозы всех ключевых особенностей проекта. Например:
Разрушение игрового комьюнити из-за развития персонажа путем прохождения ежедневных квестов и квестов во временных зонах.
или
… существенное добавление готовых предметов экипировки в дроп монстров. Это практически полностью уничтожило крафт и подорвало экономику мира Lineage 2, которая всегда была отличительной чертой проекта.
На самом деле, список того, что безвозвратно изменилось в Lineage 2 со временем, намного больше. И даже попытка выпустить отдельный продукт — Lineage 2: Classic — прекрасно продемонстрировала тот факт, что многое из утраченного авторы восстановить не смогли (или не захотели). Прежней MMO с критически важными механиками к тому времени уже не существовало.
Иногда это происходит постепенно. Иногда — настолько резко и брутально, что игра за полгода теряет две трети своей аудитории, как это случилось во времена выпуска обновления NGE для Star Wars Galaxies. Но каждый раз можно смело утверждать, что такие изменения — результат использования простого права авторов делать со своей игрой всё, что им вздумается. Безусловно! Вот только, как и в случае с обсуждением пиратства, если бы всё заканчивалось на сухих юридических или правовых формулировках, дело бы не сдвигалось с мёртвой точки взаимного игнорирования.
Можно сколько угодно упрекать людей за то, что они пользуются пиратскими играми, фильмами и музыкой, но если не обеспечить им элементарную возможность купить всё это у авторов, ситуация никогда не изменится.
Напомню, что именно так развивалась история противостояния Blizzard и Nostalrius, а вернее — противостояния между Blizzard и теми игроками, которые искренне любили оригинальный World of Warcraft и были уверены, что в текущей версии от него мало что осталось. Именно к справедливости призывали те, кто обращал внимание на простой факт — мы бы с удовольствием играли в официальный WoW: Classic, но его не существует в природе.
2019 год в этом плане интересен ещё и потому, что единственным заметным событием во всём жанре MMO будет старт в самом конце лета именно WoW: Classic. Его ждут, о нём говорят, по поводу него спорят. Но, как мне кажется, для всех бесспорно то, что Classic — отдельный продукт. Мы просто рассуждаем по поводу того, будет ли он успешен, благодаря возвращению утраченных свойств виртуального мира, или это мыльный пузырь ностальгии.
С момента объявления авторов о старте работ над классической версией World of Warcraft можно честно ждать, терпеть и приветствовать любые закрытия фришардов. Но до этого момента те версии MMO, которых больше не найти на официальных серверах, в моём представлении, имеют статус «Abandonware». То есть брошенного программного продукта, больше не представляющего интереса для авторов.
Чистым представителем abandonware в своё время стала уже упомянутая пре-NGE-версия Star Wars Galaxies. Вот где авторы множество раз проехались по прежней конструкции игры, оправдывая ввод принципиально нового обновления New Game Experience. Возмущение игроков вылилось не только в массовый уход, но и в старт работ над эмулятором выброшенной версии SWG под девизом «Вам не надо, а мы в эту игру влюблены». Примерно тем же руководствовались авторы Nostalrius. И я точно знаю, что этим руководствуется создатель L2-фришарда Firebird, который был преданным поклонником Lineage 2 с момента первого бета-теста.
Можно по-всякому изображать игроков, выбравших эмуляторы прежних версий MMO. Даже бунтарями. Но мне кажется правильным показать нас именно с уязвимой позиции. Не для того, чтобы вызвать жалость и на этом основании оправдать, а для того, чтобы объяснить именно то, что чувствую лично я. Я бы с огромным удовольствием платил авторам деньги за их замечательную работу, в которую я до сих пор влюблён. Но у меня нет такой возможности. И я, да — в какой-то степени пользуюсь тем, что попросту выбросили.
Lineage 2: Classic к «классике» и, собственно, к тому, что я люблю в Lineage 2, изначально имело не очень большое отношение, а чем дальше, тем становилось понятнее, что с каждым обновлением эта сделанная явно без любви к оригиналу поделка проигрывает по всем статьям любому фришарду с классическими хрониками. Хотя мы честно пробовали и платили подписку на «классику» десять месяцев, пока окончательно не стало понятно, с чем мы имеем дело. История с WoW: Classic, во всяком случае на нынешнем этапе, отличается во многом, но главное — в ней чувствуется искренняя любовь к оригиналу. Я не знаю, чем закончится эта история, но подумайте — что может быть лучше, чем счастливое воссоединение авторов и игроков в искренней любви к оригинальной работе, вместо взаимных упрёков?
Возвращаясь к проблеме фришардов в целом, стоит обратить внимание на небольшое количество игр в жанре MMO. Даже сегодня общий список MMO измеряется десятками. Если выбрать из них те, что действительно остаются верными жанру, принципам глобального взаимодействия, коллективной игре, останутся единицы. Если из оставшихся убрать те, что открыто торгуют преимуществами и с каждым обновлением заставляют вас чувствовать всё больше унижения в попытках со всем этим примириться, вы, возможно, поймёте, как два года назад мы оказались перед «выбором», который практически безальтернативно привёл нас на фришард очень старой MMO.
В эти дни исполняется два года с момента того самого «выбора». Два года чистой, иногда сложной, но не отпускающей и настоящей игры в MMO. Два года, после которых не так важно, когда там выйдет Camelot Unchained или какая-то другая MMO. Потому что впереди много планов, а связи с разными людьми настолько окрепли, что сложно представить, как их можно оборвать. Два года без тени унижений или даже страха столкнуться с вымогательством, продажей нарушения базовых правил. Два года искреннего уважения к человеку, который организовал этот фришард, и к людям, которые создали эту игру. Последнее я пишу не для красного словца и не в качестве оправдания. Несколько недель назад у нас был разговор с одним из друзей, который играет в L2 впервые. Он восхищался именно работой авторов, и возможностью поиграть в их задумку в чистом виде.
Ничего этого не случилось бы без людей, которые создали мир Lineage 2, а затем планомерно добавляли свои идеи в ранних обновлениях игры, действительно развивая MMO-концепцию когда в этом ещё было заинтересовано руководство. Ничего из этого не происходило бы сейчас, если бы конкретный человек не решил сохранить всю эту красоту в чистом виде для тех, кто её ценит, и даже реализовал полноценный прогресс-сервер — невиданный для L2 опыт. Всё это просто умерло бы в каком-нибудь 2008 году. В 2013 году продюсер прочитает некролог L2, в котором расскажет, как социальная составляющая «разрушена», а экономика и крафт «уничтожены». В 2015, несмотря на пышные заверения, никакой реальной реанимации не произойдёт. Значит, без этого фришарда нам осталось бы только вспоминать далёкое прошлое и жанр в его расцвете, продолжая сомневаться в том, что там у нас в голове за фантомы — молодость, наивность, зелёная трава, ностальгия?
Нет. Это два года чистого удовольствия и MMO-опыта на рубеже 2020 года прямиком из начала двухтысячных. Это любовь, благодарность, наслаждение механиками, пускай и в устаревших декорациях. Увы, благодаря неофициальной версии игры. Но невозможно упрекать, не предлагая альтернативы. Неправильно говорить о моральных обязательствах, напрочь позабыв их по отношению к игрокам и к принципам игры. Я понимаю, что в чисто меркантильном смысле с пиратством конкурировать невозможно. Воровать всегда выгоднее, чем создавать. И поэтому нужно говорить о моральной стороне вопроса, о перспективах такого пренебрежения к чужому труду и вознаграждению за него. Но это история не про воровство. Это история про конкуренцию за любовь к игре, в которой официальные представители иногда с треском проигрывают, а часто — даже не пытаются.
4 комментария
Так вот. Играть в то, что представляют из себя современные официальные ММО-серверы — правильно с точки зрения закона и даже морали, но есть нюанс, это значит поддерживать текущее состояние проектов и индустрии в целом. Даже «бесплатно», просто прибавляя менеджерам цифры в статистике. Хочу я это делать — нет! А вот показать им, что игры, подобные тем, что были в 2004 нужны — да. Понятно, что вряд ли кто-то обратит внимание на маленькое комьюнити сервера в 100 человек, но пример с ВоВ показывает, что подобное все-таки иногда возможно.
Конечно, в идеале бы держателям серверов получать у правообладателей лицензии и брать с игроков деньги. Тогда все было бы честнее, и при этом создавало хороший сигнал для разработчиков (раз люди готовы платить), но увы, сейчас это только фантазии.
Схема позвать друзей и прохожих на свой маленький сервер со своими правилами, против схемы, где огромный стек копированных серверов и сотни тысяч игроков.
Возможно так будет хоть какой-то сдвиг?