Я убежденный сторонник подписки, как базовой бизнес-модели MMO. Говорил об этом много и часто. Все большее количество появляющихся free-to-play-игр меня, прямо скажем, расстраивало. Но свежая редакторская колонка на massively.com заставила по-новому взглянуть на долгосрочные последствия сегодняшнего противостояния бизнес-моделей. Автор колонки подвергает серьезной критике аргументацию разработчиков Elder Scrolls Online, объявивших недавно о том, что их проект будет работать по подписке. И все это очень интересно.
Авторы ESO, как настоящие новички, наступают на все бережно разложенные и даже помеченные грабли MMO-индустрии. Так основным аргументом компании за введение подписки стала необходимость производить новый… контент. Случись это пять лет назад, никто бы не удивился. Но сейчас все выглядит несколько иначе. Нам есть с чем сравнивать. А в случае с ESO неожиданно против разработчиков начинает играть их собственных бренд.
Нехитрые подсчеты автора колонки на massively.com показали, что последняя игра в мире Elder Scrolls, та самая, которая стала безусловным бестселлером, обошлась самому преданному поклоннику, купившему не только базовый Skyrim, но и все три дополнения к нему, в $105.
Что еще интереснее, все эти дополнения почти уместились в один год. Итак, Skyrim выходит 11 ноября 2011 года и стоит $60. Спустя шесть месяцев (29 мая 2012 года) выходит дополнение Dawnguard стоимостью $20. Четырьмя месяцами позже (4 сентября) Hearthfire дарит игрокам не контент, а собственные дома, по цене $5. И, наконец, последнее обновление – Dragonborn – выходит 4 декабря 2012 года и стоит $20. Итого — $105. Официальная протяженность игры в сумме со всеми аддонами составила, приблизительно, 390 часов контента.
Теперь сравниваем с тем, во сколько обойдется игроку Elder Scrolls Online по подписке. Стартовая версия будет стоить все те же $60. Напомню, что львиную долю контента (300 часов) содержала именно базовая игра Skyrim. Затем, с учетом уже анонсированных стандартных $15 в месяц, получаем $165 за 11 месяцев, так как один месяц подписки, скорее всего, будет входить в стоимость коробки. Суммируем с начальной ценой и получаем $225, что более чем в два раза превышает стоимость игры в Skyrim. И это без учета доходов от игрового магазина, который тоже анонсирован разработчиками, хотя и без особых подробностей.
Да-да, понимаю, это же MMO, а значит серверы, поддержка, GM’ы и прочие атрибуты сетевого сервиса. Но, простите, эти атрибуты есть у любой MMO. Одному конкретному человеку они едва ли должны обходиться в $115 за год. Тем более, что разработчики видят назначение этих денег не в поддержке сетевой инфраструктуры, а в создании контента.
На самом деле, у нас здесь в чистом виде повторяется история с SWTOR. Если вы хотите создавать для игроков контент – делайте это в соответствующем коробочном формате. Если вы хотите делать игровой онлайновый сервис, большой виртуальный мир, где слово Online есть не модная приставка, не повод собрать с игроков в два раза больше денег за примерно такой же игровой опыт, как и в одиночной игре, тогда расскажите об этом. Расскажите о том, как будет устроен ваш мир и что в нем будет делать игрок.
Неожиданно новые схемы в MMO – «free to play» и «buy to play» — наряду с опытом, который уже имеют игроки в проектах по подписке, убедившись, что сама подписка не гарантирует ни темпов развития проекта, ни инноваций, ни объемов контента, создают новую конкурентную среду. Среду, в которой недостаточно сказать «ну, просто в MMO так принято, давай свои $15 и не возникай». Во всем существующем разнообразии придется доказывать, что вам действительно есть за что брать ежемесячную абонплату. Что вы действительно сервис. Что вы действительно MMO. Не потому, что так назвали себя в пресс-релизе, а потому что игроки вас именно так и воспринимают. Не на форумах или в жарких комментариях, а совершенно конкретными собственными денежными транзакциями. То есть любому новому проекту нужно до подписки теперь дорасти.
Возможно, мы рано или поздно придем к такому определению MMO: это игра, за которую игрокам хочется платить деньги каждый месяц. Хотя, возможно, после этого и зайдем на новый круг в спирали истории.
116 комментариев
tobolds.blogspot.com/2013/08/sorry-subscriptions-are-still-dead.html
Тут автор приходит к выводу, что наибольшие деньги приносит не F2P, B2P или P2P в чистом виде, а комбинация в виде P2P на старте с переходом на F2P через какое-то время. Нет причины запускаться, как F2P, т.к. наиболее заинтересованные в том, чтобы попробовать новый проект, всё равно купят и игру и подписку. А через пол года или чуть больше можно объявить о переходе на F2P, чтобы получить какие-то деньги и со всех остальных.
А для истинных любителей TES надо дополнительную абонплату ввести, чтобы не показывать им других игроков вообще. Это будет самой популярной опцией :)
Пока что я увидел тот же самый Скайрим, только онлайн. То есть фактически они хотят выехать на одной франшизе (с известным результатом)?
идио..игроков и разведут по полной программе.А если серьезно: по схеме коробка+подписка+донат сейчас работает аж целых 2 игры. Два неповоротливых динозавра: EvE и WoW. Какой бы не была замечательной ESO — она не конкурент этим играм. Для такой жадности ESO должна быть невероятной, фантастической игрой, чего к несчастью не наблюдается.
О чем речь? EVE — коробка? :) Почем покупали? :) EVE — донат? Что задонатили? Очень интересно.
Лично я донатил 2, что ли, Плекса, на первую Тенгу. Была классическая ситуация: или дней десять фармить не поднимая головы или доплатить реала.
Да и вообще, Плексы не из воздуха берутся. Каждый Плекс в маркете — это чей-то донат.
А в какой игре вы этого без BoP-системы сделать не можете?
А какие еще есть игры без БоП? :)
Я не понимаю смысла этого вопроса. Я могу начать перечислять, но достаточно того, что в EVE отсутствует BoP-система (хвала небесам), и достаточно понимания того, что любой предмет внутри игры может быть передан другому игроку по любой договоренности, совершенной за пределами игры. Вы о торговле виртуальными предметами на интернет-аукционах ничего не слышали?
Офицерский обвес? И что он даст? Только некоторое преимущество в борьбе против аналогичного по уровню навыков (игровых) и умению (реальному) противника на аналогичном корабле. И то, подчеркну еще раз, лишь некоторое преимущество. И совсем не обязательно победу.
Вообще это занятная иллюзия Евы, типа все равны, решают руки. Это конечно так, но человек с большими деньгами заведет бонусника во второе окно, прикупит дорогой обвес и с этими «незначительными» преимуществами будет нагибать 90% целей.
А купить за реал такой корабль может кто угодно, в неограниченном количестве. Я об этом, собственно.
Это вы что-то странное покупали. Или действительно, возможно, настолько много лет назад все это было, что не соответствует реальной ситуации уже довольно давно.
И кому заплатили деньги? :) CCP?
А насчет доната — я не понимаю чего смешного? Схема, которая сейчас, например в Танках, в Еве работает тысячу лет. Идем на официальный сайт ССP и за реал покупаем 2 Плекса, продаем их в маркете и вуаля — у вас полные карманы денег.
Странно, что для вас это новость. Для англоязычных игроков это вообще норма — на выходные завести в игру штуки 4 Плексов и от души ПвПшиться. Я с такими людьми летал лично, ты в т2, а он в А-Тайп. Донат? Он самый.
Промежуточная схема может быть какой угодно сложной, но по сути деньги с моей карты ушли за внутриигровой предмет в CCP. Донат.
А как там экономика в мире Евы работает — это вопрос довольно темный. Я не возьмусь уверенно что-то утверждать. Но обсуждения типа: «Почему ССР выгодны боты?» и «А все ли Плексы в маркете выставлены игроками?» — возникают достаточно часто.
Если вы хотите смотреть на вещи настолько ограниченно, то зачем беретесь рассуждать о всей схеме?
Я не пытался свернуть разговор. Я просто не понимаю, как можно говорить о всей схеме, применяя подход «а с моей точки зрения это так».
Я могу только озвучить свои расходы на игру и уверенно сказать, что платил больше чем 15$ на подписку.
Т.е. это игра с донатом. Игра в которой есть механизмы стимулирующие желание ввести реальных денег. И есть способы для ввода реала.
Я не понимаю. с чем тут можно спорить?
С тем, что донат не в EVE, а конкретно у вас в предпочтениях. Потому что я четыре года в EVE прекрасно жил без единого цента сверх подписки. А вы побежали донатить тенгу. И в этой схеме по какой-то невероятной причине виновата CCP, которая просто отрегулировала естественный процесс возникающего желания у некоторых людей получить игровые блага раньше и проще, чем они того заслуживают в игре. Они это делают в любом случае. Просто подумайте, чьими клиентами они (вы) стали бы, не выведи CCP эту схему на свет.
Я поставлю вопрос иначе: а зачем вообще фарм в ММО? Много ли фарма в синглплеере? А раньше как было? Нужно ли было прокачиваться на снайперку полгода в КонтрСтрайке? А в авиа симуляторе нужно налетать 5000 часов на кукурузнике прежде чем дадут сесть на F-22?
Мысль моя понятна?
ССР в этом смысле такая же контора как и все остальные и думает о своем кошельке в первую очередь. По-этому старательно уничтожает возможности легко заработать и всячески продвигает покупку Плексов.
Это мысль психологического донатора. Будь у такого человека возможность купить Калашникова в раунде, когда он должен бегать с пистолетом, он бы его купил. А в однопользовательских играх полно таких же «срезателей углов», для них даже специальная программка есть — ArtMoney называется. Вы обвиняете разработчика в том, что он вообще вам дает инструмент по вливанию денег в игру. Типа не давайте мне взятку в руки и я не буду ее брать тогда.
Просто по-моему очевидно, что искусственно созданные сложности — они не для того чтобы интересней играть было — а для денег.
До изобретения доната никому из разработчиков в голову не приходило заставлять игроков крабить голду месяцами. А сейчас эта светлая идея посещает каждую вторую контору.
Хорошо, а где искусственно создают сложности CCP в таком случае?
Про тупого я ничего не говорил. Но нетерпеливый — да. Не хочет честной игры — да. Мне с таким человеком не по пути? Абсолютно точно. Вот, собственно: mmozg.net/psychology/2011/11/03/mmo-svoy-chuzhoy.html
Но и на принцип я идти тоже не собираюсь, как вы. Если я посчитал на калькуляторе, что на новый кораблик мне нужно фармить десятки часов, а стоит он несколько сотен рублей, то я его куплю, поиграюсь и забуду. Если игра интересная.
И тот факт, что вы моим Плексом себе за игру платите — говорит только о том, что у вас много свободного времени. Уж простите мне пошлый наезд, но вы 500кк будете фармить часов 5, а я 400 рублей — минут 20. А в оставшиеся время буду бомбить ваши афк-баржи и карибас-мобили.
Я это для примера, конечно, но по сути именно так все и происходит.
Я не понимаю вот этого «скорее наоборот». Это как? Вы же выше признали, что покупали иски за реальные деньги. Мне кажется, что нельзя быть противником доната (то есть «наоборот») и при этом спокойно донатить. Вы либо следуете своим убеждениям, либо нет.
Такие механизмы существуют всегда, в любой MMO. Срезанием углов называется. Легально ли будут продавать золото или нет, но те кто захочет потратить реальные деньги на быстрый результат будут всегда. Как с этой проблемой бороться? Мне видится, что CCP пошли самым умным путем — просто добавили возможность одному человеку проплатить аккаунт другому человеку.
И радует еще то, что в EVE полно так же механизмов, которые стимулируют не донатить. Это и отсутствие реальной выгоды, так как навыки мы не покупаем и относительно быстрая потеря всего купленного иногда даже без профита хоть какого-нибудь, это и большие прибыли на высоких уровнях игры, которые даются людям с головой и желанием и много чего еще.
А в случае, если бы вы за него своей карточкой оплатили два месяца игры, и он бы вам передал тенгу, вы кому деньги заплатили бы?
В целом, я понимаю куда вы ведете. Как бы я оплачиваю время затраченное другим на постройку корабля. Да такое там возможно, маркет капиталов — это именно такое взаимодействие. Кураторы ботоводческих совхозов продают результаты своего труда за реал, в обход ССР. Но это просто дырка в игре, а не фича.
А вот бесконечные инструменты, бустеры, слоты под сумки и банк, огорчают, если честно. А так как экономика в GW2 скудная, то схема купи кристаллы за игровое золото работает не очень хорошо. И вот эти бесконечные инструменты усугубляются еще тем, что различий в иконках у разных по классу инструментов нету и хочется поскорее от них избавиться к черту. То есть если в EVE работает схема реальные деньги-плекс-игровые деньги, то тут у нас разветвленная сиситема, которая работает не с подпиской, а напрямую с вводом реальных денег в игру, с товарами, которые иначе как за кристаллы не купишь. Получилось не очень, как по мне. В EVE все честнее смотрится.
Про слоты под сумки: покупал на одном чаре все слоты под сумки, на другом крафтил большие сумки, не покупая слотов. Разницы ноль. То есть вся разница просто в том, пофармите вы немножко на большие сумки или нет.
И я не понимаю, где тут корабль с обвесом дает меньшие преимущества, нежели бесконечные инструменты. :) Честно. Учитывая, что я бесконечные инструменты никогда не покупал и как-то без них обходился.
А то что экономика скудная и кристаллы за золото не купишь, ну, у вас неверная информация. Кому надо, тот покупает. Кому не было надо — как мне — тот влил немного денег.
Ага, я в курсе. Только это ничего не даст. Обвес все равно у всех одинаковый. Ну, неделю надо фармить на экзотик. Но это максимум. С учетом того, что обвес вечен, тут даже говорить не о чем, верно? В ЕВЕ хотя бы корабли/импланты теряются.
Весь «донат» в ГВ2 мог привести к какому-то неравенству на самом старте игры. И вообще это парк и никаких замков/территорий здесь нет. Даже если принять, что бустеры на выживаемость/урон работают неплохо, то что это дает на выходе? Игроку чуть легче… убить ПВЕ босса? И? Он чуть быстрее насобирает шкурки? Ок. Купит легендарку? Волшебно. Я бы на назвал ничего из перечисленного серьезным преимуществом, которое меня заставить чувствовать себя в неравном положении.
Даже в той же EVE, которая, по мнению KaDoy , честнее, я — чисто теоретически — могу за деньги быстро отстроить огромный флот (сделаем вид, что у нас есть готовые пилоты суперкапиталов, ок? :-)) и портить жизнь другим людям, отнять у них ресурсы/территории. Повторюсь, упрощаю, не надо кидаться в меня камнями и рассказывать, что это не так просто и вообще невозможно. В ГВ2 я вложив даже миллиард долларов максимум что смогу — заставить весь Divinity's Reach Fun-o-Box'ами, но никоим образом не смогу ничего ни у кого отнять, никого победить с заведомым преимуществом и т.д. :)
А не вкладывая, игровыми средствами, сможешь?
В теории — возможно.
1.Зарабатываешь золото.
2.Конвертируешь в кристаллы.
3.Покупаешь Fun-o-Box'ы.
4.??????????????????
5.PROFIT!!!
Я не понял, как и что ты можешь отнять у кого-то в GW2. :)
Мне кажется, я довольно четко написал, что в ГВ2 я никогда, ничего ни у кого отнять НЕ смогу, НЕ смогу получить заметного/реального игрового преимущества. :)
Значит, это свойства игры, не свойства системы ввода и вывода денег.
А вообще это все уже начало переходить в мерение линейками, как мне кажется, пора сворачиваться. :)
Тут ведь вот какая проблема, в ЕВЕ не нужны одноразовые вливания, они ничем не помогут т.к. их взорвут на первом же гейте. Т.е. чтобы получить реальное преимущество надо каждый месяц вливать минимум по 20-30 тысяч долларов. И то это так, пофанится на пострелушках.
Дальше я вообще привожу пример про гипотетический миллиард долларов, вложенный в ГВ2. Дальше я в этом абсурдном рассуждении вывожу мысль о том, что даже при таких вложениях в рамках игровой механики я не могу вообще никак существенно повлиять на других игроков, потому что в этом парке это вообще невозможно.
Само рассуждение возникло на основе высказывания KaDoy , что на его взгляд, ввод денег в игру в ЕВЕ «честнее», чем в ГВ2. :) Поскольку, как ни крути, ни о каком реальном донате ни в той, ни в другой игре речи нет, пришлось утрировать. Я просто указал, что в ЕВЕ есть хотя бы гипотетическая возможность повлиять на игру других игроков при вливании средств, чего в ГВ2 просто нет. При этом я специально дважды оговорился — см. цитату и предыдущий комментарий. :)
То есть это не критика ЕВЫ, а о суммах затрат я тоже более-менее осведомлен. Предлагаю не вести дальше этот спор, потому что у него нет предмета. :)
Покупают конечно. Мне тяжело будет объяснить без тонны текста. Может быть сподоблюсь написать заметку, но это работа большая. Где-то на неделю-две.
Если приводить пример, то скорей Сикрет Ворлд, которая изначально стартовала 35 баксов за коробку + 15 каждый месяц + жесткий донат. Финал немного предсказуем…
Это всё деньги которые люди платят сверх абонентской платы. Т.е. донат.
donation — донат — подарок.
В Еве есть 100% донат — Аурумы. И есть скрытый донат — Плексы.
Какая тебе лично разница что станет с Плексами которые ты продал? Может их вообще взорвут пираты при перевозке? Это всё равно донат, бабло заплаченное тобой помимо подписки.
И в то же время чья-то подписка. Человек, который таким образом оплачивает подписку и человек, который хочет прямо сейчас и побольше, находятся в абсолютно равных условиях. Можно, конечно, называть все своими именами, но нужно всегда исходить из игры в общем. И там человек, который вложил кучу денег никак не притесняет того, кто не вложил даже на собственную подписку. То есть играет бесплатно. И вот в EVE это все работает на ура.
У меня лично язык не повернется при описании EVE сказать, что мол игра хорошая, но там донат, фи. Придется расшифровывать это слово досконально. Потому что ты там не можешь за эти деньги убыстрить прокачку или купить навык. Как максимум имплантаты, да мега кораблики, которые реального преимущества тебе в общем не дадут. EVE все это практически доказало, без всякой теоретики и терминов о том что такое донат.
Это один оплаченный аккаунт с качающимся персонажем, для евы это уже не просто подиска. И получить внутреигровыми методами его никак нельзя.
В вове прокачка персонажа зависит от игрока, в еве от проплаченного времени.
В вове выгода от нескольких активных аккаунтов стремиться к нулю, в еве она очевидна.
На эти отличиях и держится торговля плексами.
Да, при оценке на уровне конкретного человека это может выглядеть как донат. Но если смотреть в целом, то мы увидим следующую картину (описываю на примере, цифры условные):
В ЕВЕ 500 000 подписчиков. Каждый платит подписку — 15$. 500 000 х 15 = 7 500 000, эта сумма является константой, свыше неё, денег в ЕВУ не вкладывается. ПЛЕКСы лишь меняют распределение этих денег, когда не каждый платит конкретно для себя, а часть людей добровольно оплачивают долю других людей.
Ты покупаешь свои Тенги не у разработчика, а у игроков, но оплачиваешь их не ИСКами, а РЛ деньгами. Недаром, ПЛЕКСы считаются второй игровой вадютой, но опять-таки, это валюта используется только во взаимоотношениях «игрок-игрок», без участия разработчика.
Я не спорю с тем, что в мире ЕВЫ в каждый конкретный момент может находиться больше ПЛЕКСов, чем потребуется для оплаты подписки всего населения, но это связанно с тем, что система ПЛЕКСов сама по себе гораздо сложнее, чем просто распределение денег на подписку, описанное мною выше, и уж точно гораздо сложнее, чем банальный донат. Но мы все равно никуда не можем деться от того факта, что ПЛЕКС, в вопросе оплаты игры, может использоваться только для подписки.
Если бы эти плексы не влияли на игру, то подобных тем бы не было:
forums.eveonline.com/default.aspx?g=posts&t=256569
Предлагаю разграничить так: Деньги — это гм… деньги, да. ИРЛ валюта. Плексы — это ингейм предмет.
Плекс может купить или игрок у ЦЦП за деньги, или игрок у игрока за иски ингейм. Плекс даёт владельцу право продлить подписку (и после этого пропадает). Правильно я ещё помню схему?
Так вот, плексов ЦЦП может выпускать (или даже уже выпускает) намного больше, чем нужно игрокам для продления их аккаунтов. Грубо говоря, если есть 500к проплачиваемых акков, то ЦЦП может выпускать и продавать хоть 2кк плексов ежемесячно. Без учёта даже того, сколько из этих 500к акков проплачены деньгами напрямую (с кредитки). И деньги за эти плексы поступают на счёт ЦЦП в момент покупки, то есть
это неправда.
Поэтому плекс используется ЦЦП как обычный товар.
А как плекс используется игроками — это их личное ингейм дело, как я уже писал.
Раньше как-то проскакивали данные (от CCP Diagoras что ли) о том, сколько всего плексов есть ингейм у игроков, сколько на рынке, какой оборот и т.п., было бы любопытно взглянуть на свежую инфу.
Донат — это аурум, который можно купить за плексы, и соответствующий шопик. Который пока что не pay to win ;-)
Мультибоксеров скорее всего не будет, так как геймплей по описанию под них не заточен.
Судя по всему, SC соберёт много поклонников Евы, которые могут просто скалькировать в него привычные для себя устои.
Это и есть ключевое различие.
я уже не в том возрасте чтобы покупать что-либо если на это нет оснований. это касается и подписки. ф2п в этом случае довольно привлекателен. сейчас я считаю что нужен как минимум триал.
Хотя мне все равно приятны игры по подписке. Наверное, все-таки будущее — за разнообразными гибридными вариантами.
Еще меня очень беспокоит ценовой дисбаланс между реиграбельными и нереиграбельными или слабо реиграбельными играми. Цивилизация, у которой бесконечная реиграбельность, стоит 30 долларов. И какая-нибудь Омерта, которую прошел и забыл, стоит 40 долларов. А что, главное побольше хайпа и можно отбиться на покупках. Все это отвратительно и конца и края этому не видно.
А по поводу TESO я скажу так: эти прекрасные люди до сих пор не продали мне геймплей и я начинаю подозревать их в плохом. Да Б-же мой, я про геймплей Star Citizen знаю намного больше, я достаточно четко представляю, во что там можно играть. При этом в TESO все очень призрачно. Квесты? Ооок. Левелинг? Оооок. Вечное FvF где-то там в центре. Мммм, мне кажется, или я все это уже видел? При этом даже система боя пока что выглядит достаточно блекло и невнятно, несмотря на «революционные новинки».
В итоге в отношении TESO складывается впечатление, что мне за много денег пытаются продать, не знаю, ну, лор по вселенной. Такая попытка уже была сделана в SWTOR, все мы знаем, чем это закончилось.
Однозначно оно так. При том реиграбельность пытаются искусственно поднять. Хорошим примером тут тот же Bioshok Inf служит. Достижения, записи, скрытые места. Все это очень неоднозначные решения для того, что заставить человека играть еще и еще. Для меня так вообще убогие. Перед кем, собственно, красоваться этими ачивками, когда они есть цель из-за которой игра проходится еще раз? Вместо талантливого художника, который наполнит мир сотнями и тысячей мелочей мы получаем пол-сотни ачивок, которые этот мир не наполняют сами по себе. В Bioshok, конечно, очень четко выверенный сюжет и персонажи, но один раз прошел и все, собственно, увидел, а геймплей не подразумевает реиграбельности.
Новый персонаж в нереиграбельной игре. Я очень сильно удивился, когда к Омерте стали выпускать новых «членов банды». Что это вообще за ернуда?
Наступили на большую мозоль, в Цивилизации вообще самая мягкая ценовая политика, за что я из искренне уважаю. :)
Хм, не смог найти информацию как там с новыми Цивилизациями за 100 рублей за рубежом, но вот BioWare со своими DLC к Dragon Age и Mass Effect дали мне определенное понимание, что это не только наше, сугубо российское.
Для сравнения, недавно релизнувшийся Rome II это просто беда. CA меня неприятно удивили, к сожалению.
Но за Рим 2 CA вообще надо выпороть, что на Метакритике, собственно, и было сделано. Продали, нехорошие люди, реальную бету.
П2П кажется мне более честной системой — если конечно разработчики следят за состоянием игрового мира, и стараются ограничить вливание реала в игру.
Кто такие казуальные ПВПешеры? Это казуальные игроки, которые хотят не просто пвпешить, а пвпешить непременно на всем самом лучшем. Дорогие корабли, офицерские модули, чтобы гарантированно «ногибать». Но при этом зарабатывать в игре на такое сверх дорогое ПВП они не желают категорически.
Тут следует меня опять отругать и наставить минусы, но таких игроков можно сравнить единственно только с избалованными детьми. Которые наивно тянут свои ручонки к дорогой игрушке и кричат «Дай!»
Ребенку не вдомек, что на все в этой жизни так или иначе приходится зарабатывать. Казуальные игроки точно также не в состоянии понять, что их желания не осуществимы в принципе. По крайней мере в хорошей игре.
Вот к чему приведет такое потакание взрослым детям?
Если давать им дорогую игрушку, в виде капитального корабля, даром, то это низведет ММОРПГ до уровня банального шутера. Где нет экономики и весь геймплей заключен исключительно в баб-бубубм.
Если заставлять платить реальными деньгами (раз уж нет у такого игрока желания зарабатывать в игре), то казуальный игрок опять в обиде. Как это так? Вот он хочет дорогой кораблик, желает ногибать, а за это ему еще оказывается и платить нужно?! О-о-о!!!
У игры есть выбор. Или потакать таким детям и превратить свой геймплей в бесплатное малоосмысленное развлекалово или все же твердо сказать «Нет! Хочешь, кататься — умей и саночки возить.»"