Питер Мур – главный операционный директор EA – уже отличался загадочными высказываниями, которые мы обсуждали. В прошлый раз это было заявление о том, что многие люди просто не хотят платить $15 долларов в месяц за MMO. Что, конечно, неудивительно, если они там появляются раз в месяц или вовсе не появляются. В этом смысле я рекомендую вам один из материалов на gamasutra.com, автор которого возвращает нас к мысли о том, что при оценке стоимости чего-то в индустрии развлечений (кино, музыка, игры, спорт) нужно считать не стоимость продукта, а стоимость, к примеру, часа развлечений. В этом смысле цена часа, проведенного даже за самой дорогой игрой, будет несоизмеримо меньше, чем цена часа, проведенного в кино или на баскетбольном матче. Хотя обычно считается, что игры дороже и того, и другого.
Но мы отвлеклись. Потому что Питер Мур порадовал новым высказыванием, в котором, кажется, обвинил в существовании фритуплея инопланетян.
Представитель EA признал, что ядру игровой аудитории не нравится фритуплей и микротранзакции. Но жизнь меняется и в игры приходит много новых людей. Хотя Мур не говорит, что фритуплей нравится и им.
Не думаю, что кто-то должен любить это [фритуплей]. Я думаю, что просто к этому все идет. Ну, вот как со мной. Меня расстраивают некоторые вещи [в игровой индустрии], но если течение прогресса куда-то направилось и если я начну на своем каноэ грести в другом направлении, я проиграю. С точки зрения того, что нужно индустрии – это все же принятие того факта, что миллиарды людей сегодня играют в игры.
Суть в том, что те миллиарды, о которых говорит Мур, не входят в ядро игровой аудитории. И, собственно, даже их он не заставляет любить фритуплей. Себя он тоже записывает в число тех, кому «становится грустно». Тогда кто же формирует течение в сторону фритуплея? Если это не инопланетяне, тогда, выходит, просто недостаточный интерес тех самых миллиардов, которые играют в игры то ли в виде одолжения, то ли стесняясь «платить за игру».
Мур сравнивает ситуацию в игровой индустрии с тем, что произошло в музыкальной. Но, на мой взгляд, делает это совершенно зря. Музыкальная индустрия с появлением интернета потеряла контроль над распространением произведений. Игровая индустрия там, где вводится free-to-play, контроль точно не теряет. О потере контроля можно говорить только в контексте однопользовательских игр, но так уж вышло, что компьютерным играм не намного больше лет, чем самому интернету и легко тиражируемым носителям. То есть, в отличие от музыки, игровая индустрия в условиях пиратства живет практически от рождения.
Во всей этой истории есть еще очень неприятный и опасный момент – игнорирование недовольства «ядра». Само недовольство уже открыто признается, хотя еще пару лет назад говорили о том, что фритуплей устраивает практически всех. Признается, но продолжает игнорироваться в надежде на то, что любители игр, полюбив такой досуг, никуда не денутся. Вопрос сложный и неоднозначный по той простой причине, что фритуплей слишком часто подрывает основу игровой философии – равные возможности. Замените им всю игровую индустрию, и еще вопрос – останется ли она при этом игровой. Такое вот течение.
38 комментариев
Но не оно формирует основной спрос. Хотя удельная доля выше и существенно выше отклик, думается «ядром» можно пренебречь, пока основная масса достаточно пассивно воспринимает продвигаемые методы оплаты.
BDO. Известие о том что будет f2p воспринято совершенно спокойно. Есть просьба сделать p2p сервер и только. А только недавно насчет АА было гораздо больше шуму по той же причине.
Мне кажется, сравнивать BDO и AA несколько некорректно. АА очень многие ждали(не я), вокруг него постепенно подымался хайп, наконец, многие русские гильдии всерьез рассматривали его в качестве следующей основнйо игры, эдакого преемника ЛА2. А про Блэк Дезерт на данный момент известно очень мало, игра еще не вышла, шуметь не о чем просто.
Тем более, что и сами классические игры уже not so massive со всеми этими ограничениями на размеры рейда/осады и прочая.
Брать деньги за месяц при том, что центральный (замкнутый на себя, имеющий начало и конец) элемент игры длится меньше часа — нелогично, это не будет работать. Поэтому здесь и альтернатив-то нет. Даже pay-to-play не может быть альтернативой, потому что он вынужден будет включать некое среднестатистическое количество игровых сессий при формировании цены. Тогда как отдельный игрок или друг, зовущий его, предлагает попробовать «всего разок». Всего разок попробовать то, что начинается прямо сейчас, а закончится всего через сорок минут.
Вот ты и попался. Ат, любой инстанциированный элемент в рамках «цельного мира ММОRPG» фактически является кусочком сессионки. Арены, поля боя, подземелья, рейды. Разумеется, на счет рейдов можно поспорить, не слишком успешная, но достаточно упертая команда может мутузить одного и того же босса весь день. Но кстати так было не всегда, вспомни ограничение на время и количество попыток в (кажется) Ульдуаре.
Являются ли сессионкой дэйлики, которые выполняются в «цельном мире ММОRPG»? Есть начало, середина, конец. Да, середина может растянуться. Но и получение «первой победы в день» в сессионке — тоже растягивается.
Фактически, единственное радикальное отличие — в наличии того самого цельнотянутого мира, по которому можно слоняться и делать квесты, целовать белочек и натыкаться иногда на других игроков. У МОBA вместо всего этого есть только лобби.
В остальном, я бы сказал, что классика сейчас делает очень много шагов в ннаправлении МОBA потому, что последние сейчас — именно то, чего хочет клиент с деньгами.
А старкрафт?
И вопрос Diablo и POE это сессионки, ММО или что-то еще?
Прохождение уровней на время?
Про нее просто отдельным вопросом,
Но в POE что-то типо того, прокачка вроде за время.
Качественные дота и танкоподобные соревновательные сессионки подгребают денег на киберспортивной арене: продажа прав на трансляции и рекламу, атрибутику и т.п., т.е. деньги собираются даже с тех, кто по факту не является игроком точно так же, как это происходит с, например, футболом.
А «классика» в этом плане прогребает, она вынуждена работать только с тем контингентом, который удалось затащить в игру. И соответственно, монетаризация должна быть жестче, отсюда и более негативное отношение.
Хотя пример старкрафта показывает, как можно и в заповеднике «классики» устроить киберспортивный уголок. К сожалению, повторить этот успех с пвп ареной в WoW не удалось и это так и осталось не спортом, а специальной олимпиадой.
Я уже как то раз писал этот список. Рискну повторить, возможно и не понимая что такое позитивные черты.
NWO (Хотя наверное да, в нынешнем состоянии это практически сессионка)
EQ2
Tera
Rift (на старте f2p, сейчас просто не знаю как)
Про черты это я уточнять начал, чтобы более корректно ответить.
Где Рифт не знаю.
А Тера вполне ничего себе так.
За что платить:
NWO — без понятия. Контент закрыт. Не заплатил ни копейки. Я даже не знаю что там в шопе продают). А, вру. Супруга что то купила рублей на 150. За 4 месяца.
EQ2 — За разблокировку прокачки скилов. Абонентка. После прокачки можно не платить. Последние аддоны были платные. Но вроде как обещали что последний — послдений платный.
А например? Что не добывается игровыми способами и не дает пройти ласт босса?
Я просто не в курсе совсем последних изменений.
я не буду утверждать, что это обязательный контент, но в рпг всегда будет стоять приоритет на развитии чара и с каждым плюсиком, последубщий плюсик все дороже и дороже, а методы его получения все менее и менее игровые.
До этого момента и так понятно что было ок.
В f2p я видел его только непродолжительное время (потому и написано «на старте»), как там стало не знаю.
если же вернуть обратно к теории, то это f2p в котором не продается возможность «нагибать», а в которой продается лишь игровое время выраженное в подписке или «труде» какого-либо человека.
зы. причем, это «необходимое для f2p зло» будет существовать независимо от модели оплаты, сайты торгующие ништяками уже неистребимы.
зы2 совсем другое дело то, как модель позиционируют у нас — сдвинул мышку, кинь $ик.