MMO-индустрия: Про “бизнес”
Несмотря на то, что я часто касаюсь темы бизнес-модели, я никогда и мысли не держал рассказывать кому-то, как нужно вести бизнес. Мне всегда казалось, что в бизнес-модель органично входит модель взаимодействия с клиентом. И, видите ли в чем дело: возможно, вы не заметили, но я всегда писал от лица игрока. Кем я, собственно, и являюсь каждый раз, когда взаимодействую с ММО.

Я, как и все, оплачиваю подписку или вынужден сталкиваться с манипуляциями некоторых фритуплейных игр. Для того, чтобы рассказать другим о Guild Wars 2, я должен был потратить кровные 60 американских долларов, прежде чем сделать это. Причем никто и никогда не спрашивал, как вообще у меня дела, удобно ли платить сейчас, достаточно ли денег. То есть так получается, что мой бизнес, мои личные дела, авторов ММО не сильно беспокоят. Что вполне естественно.

Я хочу сказать одну важную вещь, которую, кажется, иногда упускают не только разработчики, но и игроки в дискуссии вокруг игр. Это все еще не бизнес-совет, спокойно, но простое наблюдение с точки зрения клиента:

Если вы пытаетесь мне что-то объяснить об играх фразой “это бизнес”, значит, скорее всего, вы не понимаете, в чем он заключается.

Отчасти эта мысль раскрывалась в написанной чуть более года назад заметке “Любовь и Золушки”. К слову, мне кажется, ее будет небезынтересно сейчас перечитать, посмотрев на то, о чем там говорилось, взглядом человека, который стал опытнее на один год ММО-индустрии. Но если в той заметке центром внимания стала любовь к предмету своего увлечения, что я до сих пор считаю главным условием “нормального полета” любого проекта, то здесь я хочу остановиться на куда более практических вопросах.

Видите ли, я не хочу сказать, что мне все равно, выживет ли ваш биз… черт, ну, ведь вру же сейчас. Задобрить пытаюсь. Виртуально обнять, так сказать. Установить контакт, чтобы в конечном итоге добиться того, что нужно мне. Если честно, мне плевать, что будет с вашим бизнесом. В момент, когда мне становится плевать на игру, мне плевать и на ваш бизнес. Мало того, в отдельных случаях я даже могу испытать приступы злорадства, видя как ваш бизнес накрывается, после того как накрылась моя игра. Вы же по-честному хотели, да? Вам же хотелось узнать о том, как выглядит “мой бизнес”? Бизнес игрока. У нас же здесь сеанс выворачивания наизнанку.

Рассказываю. У меня есть свободное время и деньги. Я хочу провести свое свободное время так, чтобы выжать из него максимум эмоций. Способы у нас, у игроков, разные. Но мы сейчас говорим о тех, кто для себя выбрал ММО. Что-то мы там нашли, тянет нас именно туда. Ну, наше дело, в общем. Так вот, с точки зрения нашего бизнеса, нам нужно получать больше эмоций на единицу времени с наименьшим расходом денег.

В идеале нам желательно вообще ничего не платить, но при этом получать обновления геймплея, а также новые механики, территории, улучшение графики и общей красоты ежедневно.

На это нацелена наша модель “эмоциолизации” — больше эмоций и возможностей за меньшее время и за меньшие деньги.

Напрасно вы поперхнулись. Вы же допускаете события, которые порождают пестрые заголовки в духе “RIFT заставляет игроков использовать кэш-шоп для улучшения экипировки”. Свежачок. То есть если представить нас симметричными силами, где-то в этой вселенной должен появиться заголовок “Игроки заставили разработчиков работать круглосуточно и отказаться от зарплаты”. Верно? Нет, конечно. Вы же не считаете наши отношения симметричными. Вы считаете, что это у вас бизнес, а мы так — деньги пришли занести. Но обязательно лезете обниматься, чтобы установить контакт и добиться того, что вам нужно.

И нет, разумеется, развести нас на бесплатную игру вам не удастся. Мы в своем бизнесе не первый день, поэтому знаем, что за качество эмоций получаем, сколько сырья в виде времени тратим, и сколько в деньгах стоит ваша “бесплатность”. Вы нас уже столько раз банкротили на этом, что даже как-то неприлично возвращаться к этой теме.

Суть в том, что наши представления об идеальном бизнесе примерно такие же, как у вас: “тратить меньше, получать больше”, но я не помню ни одной истории успешного бизнеса игроков по такой модели.

Поэтому понимаю, что где-то нам в этой сделке нужно найти золотую середину. А любое попустительство в сторону вашего успеха в схеме “тратить меньше, получать больше” возвращается нашему бизнесу зеркальной схемой — мы начинаем тратить больше, а получать меньше.

Вообще, мне кажется, что в задачи вашего бизнеса входит в том числе и табу на рассказы о нем. Это все равно, что посетителя ресторана повести на кухню. А еще лучше — на мясокомбинат. Даже чертовы производители шоколада придумывают истории о “зверятах, заворачивающих шоколад в фольгу”. Но вы же даже не шоколад продаете — а чистые эмоции. Нет у вас другого товара, кроме эмоций. Так зачем вы своих клиентов с гордостью приводите на эмоциональный мясокомбинат?

Тут разговор зашел о том, как раньше трава была зеленее, как маленькие коллективы брали банковские кредиты, сидели на лапше и делали настоящие игры. Но это же обычные истории стартапов. И у нас, у игроков, таких стартапов полно. Люди вкладываются в новую игру, в неизвестность, платят свои деньги и вкладывают время, надеясь получить кучу эмоций не только сейчас, но и потом. Работают на перспективу. Собирают людей. Вырабатывают тактики игры и идеологии сосуществования с другими. Попадают в конфликты. Переживают. Ждут, что это все в будущем окупится крутыми эмоциями. И если вы допустите только мысль, что этого не произойдет, пускай и со словами “это бизнес”, вы завалите такой стартап игроков.

В определенный момент вы себе говорите: хватит быть стартапом, пора зарабатывать. Но это значит, что и пора отдавать больше. Выходить на новый уровень.

Точно так же ведет себя команда игроков. Сталкивается с теми же проблемами. Вы знаете, что значит для десятилетней команды потерять базовый MMO-проект, в который они собирались вернуться на годы и сделать что-то большое? Знаете, что значит для команды дать себе установку, что они идут в проект на годы, потом столкнуться с манипуляциями, переживать внутренние конфликты, уговаривать себя и других, пытаться удержать ситуацию, а через девять месяцев понять, что все пошло прахом? Нет? Сколько таких банкротств выдержит ваша компания? А наша?

Но я вас и не прошу это понимать, думать об этом, переживать за нас. Это наше дело. А ваше дело — не наше. Не пытайтесь нас напугать собственным апокалипсисом. Не пытайтесь с нами говорить с позиции “куда вы денетесь” или “кому вы нужны”. Это не работает. Давайте просто каждый будет заниматься своим делом и искать свой интерес, понимая, что есть интерес второй стороны. Давайте поймем, что равновесие в этом вопросе находится посредине. И если у вас что-то куда-то катится, то это потому, что вы потеряли равновесие. Да, вместе с вами и мы. Но единственная наша опция в таком случае — спрыгнуть. Вам точно станет от этого легче?

75 комментариев

avatar
Не могу молчать :( Но:
Так вот, с точки зрения нашего бизнеса, нам нужно получать больше эмоций на единицу времени с наименьшим расходом денег.
В идеале нам желательно вообще ничего не платить, но при этом получать обновления геймплея, а также новые механики, территории, улучшение графики и общей красоты ежедневно.
Надеюсь, это было сказано с иронией, или с сарказмом, или это какой-то тонкий юмор, которого я не улавливаю.
Разве «бесплатно» — это так уж хорошо? Разве «ежедневные обновления» так уж приятно?
  • +1
avatar
Именно. При условии, что они одинаковые, бесплатный бургер всегда лучше, чем платный. Ежедневные обновления это вообще отлично, особенно когда речь идет о фиксе багов и добавлении новых механик.
Пример — ХиХ. Мир живет, меняется. Каждый день. Никогда не знаешь, что готовит завтра.
Антипример — Варкрафт. Контентный патч раз в полгода. Дальше делайте, что хотите, мир от этого не поменяется.
  • +2
avatar
Хорошо, значит, это со мной что-то не так.
  • 0
avatar
А как по вашему будет, так сказать, правильно? Почему бесплатно и ежедневные обновления — не хорошо?
  • 0
avatar
Я хочу, чтобы игры вроде Counter-Strike были платными с редкими обновлениями.
1) Платно — значит читеры не могут безнаказанно создать новый аккаунт, баны работают
2) Частая смена правил в играх «на мастерство» только вредит — нельзя тренироваться, экспериментировать и так далее.
  • +1
avatar
Против читов должны бороться разработчики, делая защиту от них. А обновления — это не всегда смена правил или каких-то важных систем.
  • +1
avatar
Я хочу, чтобы игры вроде Counter-Strike были платными с редкими обновлениями.
«Платно» и «частые обновления» были сказаны с другим оттенком.
«Платно» — в смысле только самой платности как понятия, без учета последствий и практически связанных последствий.
«Частые обновления» — в смысле противоположности забивания на развитие игры. Не строго ежесекундно, а просто как вектор, метка направления «север».

Вы разумно рассматриваете практические детали, но заметке говорилось фактически о другом — об общей стратегии.
Комментарий отредактирован 2016-01-28 22:52:24 пользователем Agrikk
  • +3
avatar
Потому что бесплатно — это неправильно вообще. А в частности (в плоскости игр) с Dematen согласна полностью.
Бесплатно может быть только в рекламных целях.
Комментарий отредактирован 2016-01-28 20:03:47 пользователем Majolika
  • +2
avatar
Абсолютно с вами согласен, что бесплатного ничего быть не должно. Я всеми конечностями «за» рыночные отношения. Но, как и сказал уже Атрон:
если брать некую циничную максиму, то она будет выглядеть именно так.

Если отбросить принципы, то идеал будет: максимальная прибыль за минимальное количество затраченных сил. В нашем случае: максимум положительных эмоций за минимальное количество денег. А «циничным максимумом» тут будет 0 рублей.
  • +2
avatar
Спасибо за комментарий, все стало на свои места. Спасибо.
  • 0
avatar
я до сих пор вспоминаю как рунз оф маджик во время евро ЗБТ фиксили, такого я больше просто не видел.
максимум 12 часов, это если требуется перезагрузка сервера, они просто скапливали критические обновления и ставили их каждые 12 часов, если же исправления можно было внести нагорячую, то часа через 2-3 после багрепорта они уже были на лайвсервере.
  • 0
avatar
Мари, это было сказано с иронией, по той простой причине, что я понимаю — ничего бесплатного не бывает. И я понимаю, что каждый день выпускать обновления невозможно. Но если брать некую циничную максиму, то она будет выглядеть именно так. Собственно, так же, как выглядит циничная максима, которую нам пытаются подавать под соусом «ну, это же бизнес, чего вы хотели» в отношении действий авторов игр.

Я скажу вот как: если разработчик говорит, что главная задача его деятельности — заработать как можно больше денег, я тут же понимаю, что моя задача — не дать ему ни копейки. При этом я не против того, чтобы разработчик заработал как можно больше денег. Вовсе нет. Чем больше денег он заработает, тем, теоретически, лучше для меня, если я остаюсь в его проекте. Но теоретически. Потому что для того, чтобы это утверждение стало практическим, заработок максимально возможного количества денег должен иметь не больший приоритет, чем предоставление максимально качественной услуги и максимально справедливой сделки. То есть, если автор проекта собирается заработать максимальное количество денег через предоставление максимально качественной услуги и максимально справедливой сделки, тогда вот мои деньги, пожалуйста. А абстрактные рассуждения о любви к деньгам только на том основании, что это, дескать, бизнес, меня не впечатляют совершенно.
Комментарий отредактирован 2016-01-28 18:27:16 пользователем Atron
  • 0
avatar
если разработчик говорит, что главная задача его деятельности — заработать как можно больше денег

Я понимаю, что в эту игру играть я не буду. Главная задача разработчика — разрабатывать игры. Если издатель такое говорит, то скорей всего тоже лесом его :)

Чаще всего, как раз, они не говорят такого, они говорят «приходите играть в нашу супер-пупер-бесплатную игру». Очень осторожные ребята, эти издатели.
  • 0
avatar
Ну мы же знаем, да, где дают бесплатный сыр? Это скорее ситуация, когда «я не стал бы покупать это за деньги, но могу попробовать бесплатно». При с точки зрения разработчика расчет всегда на то, что будет, как с героином — первая доза бесплатно, а потом у тебя уже нет выбора.
  • 0
avatar
но ведь есть же проекты бесплатные, тот же path of exile, о котором я не устаю повторять.
где мышеловка?
  • 0
avatar
Что значит «бесплатные»? PoE ни за что не берет денег принципиально? :)
  • 0
avatar
в ней есть шоп.
в нем можно купить какой-нибудь визуальный эффект на скил, ну или визуалку для мечика, но выглядит это скорее донатом в прямом смысле слова.
если вернуться к той же визуалке на мечик, то разрабы и так в каждом патче выкатывают кучи легендарок, все с уникальным внешним видом, много внешек идет за участие в лигах(игровой процесс) и тому подобное.
  • 0
avatar
Значит, игру нельзя назвать бесплатной. Там есть что продавать. А остальное используется разработчиками как подводка к транзакции. Бесплатным можно назвать доступ к проекту, какие-то другие его свойства, но не весь проект. :)
  • 0
avatar
ок, а если например в игре вообще будет отсутствовать шоп, но например, можно пожертвовать(буду употреблять все же это слово) разрабу и получить аватарку на форуме, это бесплатная игра?

зы. кстате ПоЕ единственная игра на моей памяти где прижилась система отсутствия денег.
  • 0
avatar
В случае, если игра живет исключительно на добровольные пожертвования, нужно понять, насколько эти пожертвования критичны для жизни и развития проекта. То есть, если игра все равно оплачивается из кармана спонсора или самих разработчиков, а пожертвования — это просто опциональная возможность игрокам сказать «спасибо» деньгами, тогда можно с уверенностью сказать, что проект бесплатный. Что будет с вашей уверенностью в завтрашнем дне этого проекта и в целесообразности долгосрочных вложений времени в него, вопрос отдельный.
  • 0
avatar
ПоЕ живее всех живых уже 4 года, не сдохло, развивается, новый контент прёт.
вот русскую локализацию на гарене открыли, никаких признаков умирания.

монетизация у них поставлена нехарактерно, например как тебе идея на 1000$ придумать легендарку которая будет в игре? а если ее еще и назовут в честь твоего ника, оформят визуально так как ты хочешь и в ее описание внесут желаемый текст?
  • -1
avatar
Я же сейчас не про PoE говорил, у которой совершенно понятная не только монетизация, но и структура мира/геймплея соответствует ей вполне, насколько я понимаю из описания.
  • 0
avatar
во-первых, я все же считаю ее бесплатной, без приставки «условно», на это вы возразили.

во-вторых, все же пое, если считать ее ммо, а до ммо как мы знаем ей не хватает лишь единого мира, являлась бы прекрасным примером модели f2p, а не того что нам втюхивают под этим названием.
  • -1
avatar
Игра, предполагающая какую-то модель монетизации, не может считаться бесплатной. Повторюсь: доступ к ней может считаться бесплатным, нет никаких возражений, но сама она в целом — вполне себе коммерческий проект.

во-вторых, все же пое, если считать ее ммо, а до ммо как мы знаем ей не хватает лишь единого мира, являлась бы прекрасным примером модели f2p, а не того что нам втюхивают под этим названием.

Но именно это и ее защита от злоупотреблений. Потому что именно в едином мире можно воздействовать друг на друга.
  • 0
avatar
Здорово напоминает монетаризацию в LoL. Там конечно есть еще бустеры на опыт и игровую валюту, но первые имеют смысл только до 30 уровня (кап), а вторые… Шкурки на чаров все равно продаются только за реал, при этом оптом (чар со шкурками) экономически часто выгоднее.
Возможно по этой причине призы на чемпионатах по DOTA2 намного выше.
  • 0
avatar
В доте внешки продаются в сундучках, относящихся к турнирам чаще всего, и часть денег от продаж этих сундучков идёт в призовой фонд, так что да
  • 0
avatar
осталось дождаться ммошки в которой желание поискать «где тут кнопка шоп» просто не возникнет.
  • 0
avatar
Чаще всего, как раз, они не говорят такого, они говорят «приходите играть в нашу супер-пупер-бесплатную игру». Очень осторожные ребята, эти издатели.

По поводу упомянутых двух свойств — справедливость сделки и качество сервиса — во-первых, говорят намного меньше, во-вторых, имеют массу оправданий по поводу невысоких стандартов каждого из них. И оправдания как раз «это же бизнес».
  • 0
avatar
Редко видел оправдывающихся разработчиков: чаще оправдывают игроки. Есть фраза «ничего личного, это бизнес», что очень мне не нравится.
Комментарий отредактирован 2016-01-29 01:38:40 пользователем Romulas
  • 0
avatar
Да вот же по ссылке прямо в этой заметке:

Ultimately this is a business decision, to best support RIFT moving forward into the future. We’re on the cusp right now of RIFT’s 5th Anniversary, and we’ve got great stuff planned for 2016. But that stuff takes engineers and designers and CS and QA and a whole lot of other folks.
  • 0
avatar
А как тебе «Вам придется с этим сжиться»?
  • 0
avatar
Такого не встречал :) Зато регулярно слышу в СФ «Разработчики не планируют отменять то-то то-то».
  • 0
avatar
Я даже для вас специально метку времени добавил :) Или можно отмотать на начало, что лучше понимать, с чем именно придется сжиться :) www.youtube.com/watch?v=Py49H6zTDY4&feature=youtu.be&t=2m42s
Комментарий отредактирован 2016-01-29 18:24:14 пользователем Avicorn
  • +3
avatar
Основная причина — не то, что мы жадные... (2:20)

Нежно люблю такую формулировку. Она маркер. Она (при условии, что человек не обучен тщательно следить за речью) говорит о пишущем (и особенно произносящем) ровно то, что он пытается скрыть :)

Они жадные, да.
  • +1
avatar
Когда первый раз увидел этот ролик, решил, что это шуточная пародия. До сих пор так кажется… Не может мой мозг принять того факта, что это всё всерьёз.
  • +2
avatar
Извините, но это…

Я как уровни премиума в B&S увидел, сразу понял, что играть в него не буду. Пусть забивают себе сервер школьниками ради корейских сисек (хотя они мне тоже нравятся, чоужтам).

btw, там обращение про «сжиться» идет к донаторам, все же.
Комментарий отредактирован 2016-01-29 19:20:57 пользователем Atron
  • 0
avatar
Мари, это было сказано с иронией, по той простой причине, что я понимаю — ничего бесплатного не бывает.
Я надеялась, что причина здесь в том, что ничего бесплатного не должно быть.
  • 0
avatar
А что ты называешь «платой»? Обязательно деньги?
  • +1
avatar
Для каждого случая своя плата. Мы можем платить либо ответными услугами либо деньгами. Деньгами удобнее, конечно.
Потому что все имеет свою цену, так или иначе.
miumau.livejournal.com/2027151.html
  • +1
avatar
если разработчик говорит, что главная задача его деятельности — заработать как можно больше денег...

… то сразу хочется поинтересоваться: о какой именно компании тут идёт речь?

Потому что не так давно мы, например, обсуждали «шлак», ставший в 2015-м «визитной карточкой» игропрома — и… Ну вы помните, наверное.
  • +1
avatar
… то сразу хочется поинтересоваться: о какой именно компании тут идёт речь?

Собственно, о любой компании, которая начинает рассказывать «о бизнесе» и забывает при этом рассказать о других двух составляющих.
  • 0
avatar
Иными словами, ни вам, ни мне не встречались разработчики игр для ПК, утверждающие, что главная задача их деятельности — заработать как можно больше денег.
  • 0
avatar
Задумался: как должно было бы выглядеть отрицание (логическое) таких планов?
  • +1
avatar
Что, мы сейчас придём к тому, что все разработчики стремятся заработать как можно больше денег? :)

На самом деле ПК-сегмент игропрома в целом плохо подходит для зарабатывания больших сумм денег при минимальных капиталовложениях (да ещё сколько-нибудь предсказуемым образом). Игры для мобильных устройств — это да, это другое дело.

  • +1
avatar
Что, мы сейчас придём к тому, что все разработчики стремятся заработать как можно больше денег?
Я надеялся прийти к чему-то верному, а не к конкретному ответу.
Комментарий отредактирован 2016-01-29 01:36:18 пользователем Agrikk
  • 0
avatar
Вообще, там речь шла о циничной максиме.
  • 0
avatar
Скорее уж о «соломенном чучеле».
  • 0
avatar
В случае, когда я хочу «ничего не платить, но при этом получать обновления геймплея, а также новые механики, территории, улучшение графики и общей красоты ежедневно»? Да.
  • 0
avatar
Нет, я про говорящих разработчиков.
  • 0
avatar
Замечательный текст. Спасибо :)
  • 0
avatar
О… да, все цело с вами согласен милсдарь Atron. Прочитал статью, а в голову лезет цитата *Люди были созданы для того, чтобы их любили, а вещи были созданы для того, чтобы ими пользовались. Мир в хаосе потому, что все наоборот.* (не помню чья) вот как то так…
  • +2
avatar
(не помню чья)

Далай-лама
  • +6
avatar
Точно =) спасибо.
  • 0
avatar
Если честно, мне плевать, что будет с вашим бизнесом.
И даже больше — обычно, когда игрок уходит, ему выгодно, чтобы побольше друзей ушло с ним в новую игру. В идеале, чтобы старая игра совсем закрылась (и игроки пошли во что-то новое).

Показательный пример — лидер прошлой КП в СФ вдруг сказал, что уходит в БДО, и уговаривал всех идти с ним. Большинство согласилось, в СФ осталось 3 человека из примерно 15. Из ушедших в БДО активно играло всего 2 человека. В результате, и из старой игры ушли, и в новую толком не пришли.
Комментарий отредактирован 2016-01-29 14:11:02 пользователем Eley
  • +1
avatar
Ну это классическая позиция «после нас хоть потоп».
Комментарий отредактирован 2016-01-29 15:10:22 пользователем Romulas
  • +1
avatar
Так вот, с точки зрения нашего бизнеса, нам нужно получать больше эмоций на единицу времени с наименьшим расходом денег.

В идеале нам желательно вообще ничего не платить, но при этом получать обновления геймплея, а также новые механики, территории, улучшение графики и общей красоты ежедневно.
миллионы посетителей торрентов поддерживают вас обеими руками. И как бы мы к ним ни относились. (я например к ним отношусь, да) это есть. И походу будет.

Так что весь этот идеализм безусловно красив, но ни разу не отражает реальных раскладов. Это капитализм, — на больших объемах производства чего либо всегда будут максимально циничные числа. И чем шире индустрия, тем борьба потребителя и производителя за деньги которые они считают своими будет более циничной и безкомпромисной (смогут заставить платить — заставят, смогут взять бесплатно — возьмут).

а все остальное не более чем красивые слова призванные компенсировать недостаток возможностей (и плач бедных авторов или бедных игроков проходит по одной категории, не буду говорить какой --не люблю мата.)
  • +1
avatar
Так что весь этот идеализм

Что за идеализм?
  • 0
avatar
То что вы написали так же не отражает раскладов. Просто глупость какая то. Числа не имеют никакого отношения к справедливости сделки. Никакого идеализма в том что бы набтраться опыта и со временем перестать жрать говно нет.
  • +1
avatar
Грубовато, и я бы выбрал другие выражения, но по сути — верно.
  • 0
avatar
Числа не имеют никакого отношения к справедливости сделки.
А кто сказал что сделки всегда справедливы? Сделки вообще то заключаются ради выгоды, а не справедливости. А ждать справедливости от капиталистических отношений, это как раз и есть глупость.
Никакого идеализма в том что бы набтраться опыта и со временем перестать жрать говно нет.
А это как вообще противоречит моему комментарию? Если можно получить вкусно и бесплатно, то надо получать. Все в рамках все тех же правил.
  • +3
avatar
А ждать справедливости от капиталистических отношений, это как раз и есть глупость.
Оу… оуу… :))) А что там у нас в качестве альтернативы? :)
Комментарий отредактирован 2016-01-30 15:19:12 пользователем Atron
  • 0
avatar
А ждать справедливости от капиталистических отношений, это как раз и есть глупость.

Ты так говоришь, будто условия сделки односторонние. Справедливость находится где-то там, где обе стороны более или менее счастливы после совершения сделки. Когда одна из сторон несчастлива она начинает предпринимать какие-то шаги: высказывать недовольства, не покупать, возвращать товар, качать с торрентов. Другая сторона в свою очередь старается улучшить качество предоставления услуги, чтобы клиент приходил. С теми же торрентами я давно уже не развлекаюсь, так как гораздо удобнее купить игру в стим или на гоге, своевременно получая автоматические обновления и установкой в пару кликов без надобности искать нужную версию и так далее.
  • +3
avatar
Ты так говоришь, будто условия сделки односторонние.
В таких ситуациях бывает еще понятие «сильная сторонв» и «слабая стророна» (например банк-клиент, работодатель-работобратель и т.д.)

И без серьезного внешнего регулирования рассчитывать на добровольную справедливость сделки от сильной стороны не есть правильно. Сейчас мы видим что рынок поменялся и разработчики ММО стали сильной стороной (вернее стали еще более сильной стороной.)
С теми же торрентами я давно уже не развлекаюсь, так как гораздо удобнее купить игру в стим или на гоге, своевременно получая автоматические обновления и установкой в пару кликов без надобности искать нужную версию и так далее.
Я тоже, но когда недавно Стим поднял цены раза в 2-3 оказалось что скачать стало снова удобнее. не говоря уже про фильмы/книги/сериалы в получении которых торренты остаются вне конкуренции пока…
  • +2
avatar
Я тоже, но когда недавно Стим поднял цены раза в 2-3 оказалось что скачать стало снова удобнее. не говоря уже про фильмы/книги/сериалы в получении которых торренты остаются вне конкуренции пока…

Тогда это не удобство, а эвфемизм для другого действия, менее удобного с точки зрения морали и этики.
  • +1
avatar
Шкуурник, как я понял, считает, что мораль и принципы — для идеалистов. Но по той же причине он попадает в сложную идеологическую ситуацию, при которой если его пытаются обмануть, то это так и надо, все правильно делают, а если нет и сами предлагают честную сделку, то идеалисты-лохи. Сложно жить, короче. :)
  • 0
avatar
Атрон снова взялся ставить диагноз по юзерпику и снова попал пальцем в небо.
  • +2
avatar
менее удобного с точки зрения морали и этики.
А кто сказал что я морален или этичен в отношениях с классовым врагом контрагентами в капиталистических сделках.

Так что не надо эвфемизмов. Это капитализм и если я могу получить продукт бесплатно я его получу.
  • -1
avatar
Вы сейчас практически признались в воровстве/скупке краденного и даже гордитесь этим (по крайней мере, считаете это нормальным). По-моему, у вас очень странное представление о капитализме как о разорительстве с одной стороны и воровстве с другой. Очень странное.
  • 0
avatar
Вы сейчас практически признались в воровстве/скупке краденного и даже гордитесь этим (по крайней мере, считаете это нормальным).
В смысле «сейчас» «признались»?

Я никогда этого не скрывал и всегда этот вариант распространения информации пропагандировал.
По-моему, у вас очень странное представление о капитализме как о разорительстве с одной стороны и воровстве с другой. Очень странное.
Ну в общем такое и есть. Пока не было примеров это представление опровергающее. Все положительные вещи запада были сделаны вопреки капиталистическим принципам (и зачастую социалистическими партиями) из страха перед коммунизмом и коммунистами.
  • +2
avatar
разработчики ММО стали сильной стороной (вернее стали еще более сильной стороной.)

Ну, я не вижу силы. Я вижу глубокий кризис жанра. И популярность ММО по сравнению с одиночными играми и особенно с сетевыми сильно просела за последнее время. Если это признак силы, то я не знаю. Поиск создателями ММО своего места и возможностей я вижу, а силы над клиентом — нет, не вижу.

Стим поднял цены раза в 2-3 оказалось что скачать стало снова удобнее

Пешком пройтись, вместо того чтобы ехать на маршрутке в этом плане тоже может оказаться удобнее. Цены взлетели на все. Я говорю о функциональном удобстве. Нехватка денег на увлечения мной не рассматривалась, так как мне кажется, что количество тех, кто не готов платить за то, что им нравится, относительно мала и все дело именно в удобстве пользования.

фильмы/книги/сериалы

А откуда берут деньги создатели фильмов, книг и сериалов? И если они пока не находятся в кризисе и не ищут активно способы улучшить предоставление продукта на рынок, то я делаю вывод, что конкуренция все же есть.
  • +1
avatar
Ну, я не вижу силы. Я вижу глубокий кризис жанра.
Надо смотреть общее количество подписчиков ММО. Есть подозрение оно выросло что дало разработчикам гораздо больше способов заработать.

Цены взлетели на все. Я говорю о функциональном удобстве.
Во первых не так уж и на все. Где то рост даже меньше трети. Ну и даже если и так траты на развлечение режутся первыми, а значит снова идем из ставшего «дорогим» стима на оставшийся бесплатным торрент. «Удобнее» это скорее сарказм был. Извиняюсь за некорректную формулировку.

А откуда берут деньги создатели фильмов, книг и сериалов?
Это мои проблемы? «Не думаю» ©
  • 0
avatar
Это мои проблемы? «Не думаю»

Это я к тому, что деньги к ним идут и ослабления производства фильмов, книг и сериалов не наблюдается, что говорит о том, что за свои труды они получают деньги и пираты если и мешают, то не настолько критически, как может показаться.
  • +1
avatar
Естественно и я в принципе вижу даже источники. И полностью такие вещи поддерживаю. Хотя многие идеалисты кстати и в этих случаях вполне могут (видел я и такое) кричать --нечестно, вырождение, кризис и много других слов.

Просто это менее заметно потому что в искусстве так всегда кричат.
  • 0
avatar
Там давно уже гораздо более сложная схема, чем «купил билетик-продавец положил денюжку в карман».
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.